13.4.1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Опорные слова к вопросу №13 — здесь.
Это:
- неосознаваемые автоматизмы (= первичные автоматизмы и навыки),
- привычки,
- установки,
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Рассмотрим их подробнее.
Неосознаваемые автоматизмы.
Слово автоматизм означает, что соответствующее действие выполняется полностью, или, хотя бы частично, автоматически, т.е. без участия сознания.
Различают первичные автоматизмы и навыки.
Первичные автоматизмы это врождённые автоматизмы, а также автоматизмы, возникшие без участия автономного сознания.
При нормальном развитии у ребёнка от рождения и до трёх лет автономное сознание отсутствует, ребёнок функционирует в рамках диады мать-дитя, можно сказать, что он пользуется сознанием матери, как бы напрокат. И только после трёх лет, когда ребёнок достаточно созреет чтобы освободиться из диады мать-дитя, у него возникнет автономное сознание.
Итак, первичные автоматизмы это такие автоматизмы, которые, при условии нормального развития ребёнка, формируются до трёх лет. Это всевозможные врождённые инстинкты и рефлексы, ходьба, жевание, базовые основы владения языком и т.п.
Навыки — частично автоматизированные действия, которые возникли в результате многократных повторений (упражнений) при участии автономного сознания. Пример навыков: навыки письма, катания на велосипеде, навыки решения каких-либо задач и т.п.
Отметим, что навыки у человека и у животных, — совершенно разные психические явления, они имеют принципиально различную природу, это объясняется тем, что у животных нет человеческого сознания.
У человека первичные автоматизмы и навыки существенно отличаются друг от друга тем, что навыки допускают сознательное регулирование, потому что они сформировались при участии автономного и притом довольно развитого сознания, именно поэтому человек может вспомнить, как у него происходило формирование того или иного навыка.
Первичные автоматизмы, наоборот, не осознаются, так как сформировались без участия развитого сознания.
Чтобы различить первичные автоматизмы и навыки, можно обратиться к истории их возникновения. Например, если ребёнок стал ходить в возрасте 10 месяцев, то его ходьба является первичным автоматизмом. Но если человек после тяжёлой болезни заново учился ходить под руководством инструктора по лечебной физкультуре, то его ходьба является навыком.
Первичные автоматизмы и навыки могут проявляться в различных сферах, они бывают:
- сенсорные, проявляются в восприятии,
- моторные, проявляются в движениях,
- сенсомоторные,
- интеллектуальные, проявляются при выполнении операций мышления и воображения,
- мнемические, проявляются в запоминании,
- локомоторные, проявляются в перемещении предметов
и т.п.
Привычка представляется человеку в виде неудержимого желания сделать что-либо. Это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.
Установка — это готовность, предрасположенность субъекта воспринимать реальность определённым образом и действовать определённым образом. Явление было открыто немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия; общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой.
Д. Н. Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.
Установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него.
В качестве примера формирования установки может служить воздействие рекламы на человека. Реклама всегда направлена на то, чтобы сформировать благоприятное отношение потенциального покупателя к товару, что потом, в силу сложившейся установки, предопределит его покупку.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Пример: музыкант играет, и не замечает, что он сам раскачивается, а его лицо гримасничает.
И ещё забавный пример: человек что-то режет ножницами, и в такт сознательным движениям неосознанно двигает челюстями.
Эти явления могут служить объективными индикаторами (физиологическими коррелятами) психических процессов и состояний. Иначе говоря, они невербально, т.е. без слов, сигнализируют о состоянии человека, его мыслях и чувствах. Например, если человек покраснел, то есть основания думать, он чувствует себя неловко, подумал о чём-либо постыдном для него и т.п.
Тема 6. Неосознаваемые процессы 1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий”
3. “Надсознательные” процессы.
4. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов.
Основные термины: неосознаваемые механизмы, побудители сознательных действий, надсознательные процессы, область бессознательного, предсознание, умственная установка, моторная установка, неосознаваемые автоматизмы.
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Неосознаваемые психические процессы стали интенсивно изучаться с начала 20 века.
Все неосознаваемые процессы можно разделить на 3 класса.
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
3. “Надсознательные” процессы.
В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят ТРИ подкласса:
b) явления неосознаваемой установки;
c) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Рассмотрим каждый из названных подклассов.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают действия или акты, которые совершаются “сами собой”, без участия сознания (механическая работа, отсутствие сознательного контроля).
Происхождение автоматических процессов различно – некоторые из этих процессов никогда “не осознавались”, другие прошли через сознание и перестали осознаваться.
Первые составляют группу первичных автоматизмов и называются автоматическими действиями.
Вторые – это группа вторичных автоматизмов – называются автоматизированными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят врожденные акты или те, которые формируются рано, в течение первого года жизни ребенка (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.).Группа автоматизированных действий, или навыков обширна.
Благодаря навыкам действие начинает осуществляться быстро и точно, происходит высвобождение сознания.
Выработка навыка – этот процесс идет со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем (выделяем) из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.
Этим мы обязаны физиологическим свойствам и механизмам нашего организма (игра на фортепьяно). Перенимаем на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.
Явления неосознаваемой установки
Понятие “установка” заняло в психологии важное место, так как явления установки присущи всем сферам психической жизни человека.
В отечественной психологии существует целое направление, которое разрабатывает проблему установки (грузинская школа психологов). Грузинские психологи являются учениками и последователями отечественного психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.
Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.
Моторная установка – спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку.Поговорка “у страха глаза велики” – перцептивная установка (в темной комнате один начинаешь слышать шорохи).
Умственная установка – математический пример, выраженный в тригонометрических символах. У вас создается установка, что в этих символах надо его решать, хотя иногда его можно решить простыми алгебраическими преобразованиями.
Могут быть “ошибки установки” – пропал у одного “М” топор, тот подумал на сына соседа и ему кажется, что все действия этого сына соседа показывают, что именно он украл топор. Но через какое-то время этот “М” находит в земле свой топор, опять смотрит на сына соседа и ему сейчас кажется, что он совершенно не похож на человека, укравшего топор.
В школе Д.Н. Узнадзе проводились следующие опыты.
Испытуемому давали в руки 2 шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Испытуемый правильно оценивал объём шаров, и проба повторялась, и так 15 раз. На 16 пробе испытуемому дали 2 одинаковых шара, он воспринимал их снова как обычно, то есть что они разные по объёму. Установка в данном случае была неосознаваемой.
Д.Н. Узнадзе и его последователи увидели в явлениях неосознаваемой установки существование особой, “досознательной” формы психики. По их мнению, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий
В эту группу процессов входят непроизвольные движения, технические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. Эти процессы важны и для психологии.
1. Они включены в общение между людьми и представляют собой дополнительные (вместе с речью) средства коммуникации.
2. Могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей.
С расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии пытались обнаружить и по возможности зарегистрировать неосознаваемые действия и состояния человека.
В начале 20 века молодой ученый А.Р. Лурия провел следующее исследование. Он просил испытуемого вместе с произнесением ответственного слова нажимать на чувствительный датчик. Словесный ответ сочетался с моторной, ручной реакцией. Методика получила название сопряженной моторной методики Лурии (что-то вроде детектора лжи). Эта методика была применена Лурией к лицам, которые находились под следствием и подозревались в преступлении.
В настоящее время высокая техническая оснащенность психологического эксперимента позволила изучать и применять в целях диагностики различные психические состояния человека (эмоциональное возбуждение, стресс, концентрация внимания и др. ), десятки объективных индикаторов. Среди них физиологические показатели: пульс, частота дыхания, кровяное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция.
Когда перед человеком ставится задача контролировать свои реакции, легче всего ему контролировать слова, движения, труднее – мимику, позу, интонацию, и ещё труднее – слезы, дрожь, изменения зрачка.
Малосознаваемые реакции могут быть наиболее информативны и действенны в плане передачи эмоциональных состояний в процессе общения.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
Этот вопрос связан с именем Зигмунда Фрейда (1856-1939).
После окончания медицинского факультета Венского университета З.Фрейд некоторое время пробыл в Париже, в клинике известного в то время психиатра Шарко, затем вернулся в Вену, где работал практическим врачом.
Вскоре после начала своей врачебной деятельности Фрейд стал работать над проблемой личности и особого метода лечения психических заболеваний, в основном неврозов. Согласно теории личности Фрейда, человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Интерес к неосознаваемым процессам у Фрейда возник в начале его врачебной деятельности. Толчком послужила демонстрация постгипнотического внушения, на которой он присутствовал. Его внимание привлекли:
1) неосознаваемость причин совершаемых действий;
2) абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задания несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает;
3) стремление найти объяснение или мотивировку своему действию;
4) возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действий.
На основании анализа подобных фактов З.Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно этой теории в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.
Предсознание – скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют (хорошо знаете ИО своей тёти, бабушки, но они не присутствуют постоянно в вашем сознании). Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания – это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания нужно усилить следы прошлых впечатлений.
Область бессознательного – содержание этой области не осознается. Отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность и трудность перехода в сознание за счет механизмов вытеснения и сопротивления.
Помимо Фрейда психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве проходит через ряд стадий и форм. Из-за многих социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, но в сознание не пропускаются: оно оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имён, описки, оговорки) и невротические симптомы. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и откуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главный из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.
3. “Надсознательные” процессы
“Надсознательные” процессы – это процессы большой сознательной работы, которые затем “вторгаются” в сознательную жизнь человека, меняя её течение.
Представьте себе, что мы заняты решением какой-то проблемы, о которой думаем изо дня в день в течение длительного времени. Думая над проблемой, перебираем и анализируем различные впечатления и события, высказываем предложения, проверяем их, спорим с собой и с другими. И в один прекрасный день всё проясняется. Иногда это случается неожиданно, как бы само собой, иногда поводом оказывается ещё одно впечатление. Мы вдруг приобретаем новый взгляд на предмет, но это новый взгляд, он остается в нас и иногда ведет к важному повороту в вашей жизни.
То, что вошло в ваше сознание, является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Но мы не имели четкого представления об этом процессе. Мы знали только то, о чём думали и что переживали в данный момент или в ограниченный период времени. Весь этот процесс происходил в нас и нами не прослеживался.
Подобные процессы помещаются вне сознания, потому что они отличаются от сознательных процессов:
во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведёт “надсознательный” процесс. Сознательные процессы предлагают цель действия, то есть ясное осознание результата, к которому субъект стремится;
во-вторых, неизвестен момент, когда “надсознательный” процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.
К классу “надсознательных” процессов относят процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п.
4. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов
Одним из первых психологов, который обратил внимание на класс “надсознательных” процессов, был Джемс. Он изложил свои наблюдения в книге “Многообразие религиозного опыта”. Также много статей написано З. Фрейдом, Э. Линдемоном.
Пример. Молодой человек, верующий в бога, как-то во время молитвы услышал, как брат бросил ему: “Ты всё ещё делаешь это?” Этого оказалось достаточно для того, чтобы этот молодой человек перестал верить в бога и молиться, так как он уже давно потерял веру в бога. Не столько вопрос, сколько предшествующий процесс, не осознававшийся в полной мере молодым человеком, подготовил его к этому решению.
Изобразим человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов.
I. Внизу поместим неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это технические исполнители, или “чернорабочие” сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
II. Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий. Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только с другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.
III. Процессы “надсознания” проявляются в форме длительной и напряженной работы сознания. Результатом её является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания.
В заключение рассмотрим, каким образом мы узнаем о неосознаваемом психическом.
1. Неосознаваемое проявляется в сознании, и мы рассмотрели различные формы его проявления – иллюзии восприятия, ошибки установки, интегральные результаты надсознательных процессов.
2. Совместное использование субъективных и объективных данных. Например, при образовании навыка анализ состава и качества выполнения действия вместе с речевым отчётом позволяет судить, насколько продвинулся процесс автоматизации, то есть переход в сферу неосознаваемого.
3. Использование физиологических индикаторов (сопряженная методика А.Р.Лурии). Таким образом, мы встречаемся с фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование даёт возможность проникнуть в различные сферы неосознаваемого психического.
Вопросы для самостоятельной работы 1. Три класса неосознаваемых процессов.
2. Три подкласса неосознаваемых механизмов сознательной деятельности.
3. Характеристика неосознаваемого автоматизма.
4. Первичный автоматизм, его форма.
5. Вторичный автоматизм, или навыки.
6. Характеристика неосознаваемой установки.
7. Формы, виды неосознаваемых установок.
8. Неосознаваемые сопровождения сознательной деятельности. Их значение в психологии.
9. Методика А.Р. Лурия.
10. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
11. З. Фрейд. Теория бессознательного.
12. Три формы проявления бессознательного, по З. Фрейду.
13. Надсознательные процессы, их отличие от сознательных.
14. Схема соотношения сознания и неосознаваемых процессов.
Литература
Баландин Р.К. Что, там в глубинах сознания. – М., 1998.
Брушилинский А.В. и др. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.
Гиндилис Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга. К вопросу понимания самости // Вопр. психологии. 1997. № 6.
Доброворский И.Л. Золотые правила ежедневной жизни. – М.: Цитадель, 1997.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1996.
Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М., 1992.
Марютина Т.М. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Флинта, 1997.
Немов Р.С. Практическая психология. Познание себя, влияние на людей. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Вып. VII. Психология воображения. – М.: Рос. психол. общество, 1997.
Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. – М.: Дело, 1996.
Петровский А.В. Психология о каждом из нас. – М.: Изд-во открытого ун-та, 1992.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997.
Солсо Р. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. – СПб.: Университетская книга; М.: АСТ, 1997.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
Цветков Э. А. Мастер самопознания, или погружение в “Я”. – СПб.: Лань, 1997.
Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. – М.: Смысл, ИПРАН, 1997.
How Unconscious Mechanisms Affect Thought
Share on Facebook
Share on Twitter
Share on Reddit
Share on LinkedIn
Share via Email
Print
ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ ? Что это за невыразимое, субъективное вещество — эта вещь, субстанция, процесс, энергия, душа, что угодно, — которое вы ощущаете как звуки и образы жизни, как боль или удовольствие, как гнев или как щемящее чувство в глубине души? голову, что, возможно, вы не предназначены для этой работы в конце концов. Вопрос о природе сознания лежит в основе древней проблемы разума и тела. Как субъективное сознание относится к объективной вселенной, к материи и энергии?
Сознание — это единственный способ познания мира. Без него вы были бы как лунатик в глубоком сне без сновидений, действующий в мире, говорящий, имеющий детей, но ничего не чувствующий. Вы бы ничего не почувствовали, нада, nichts, rien . Действительно, в самой известной дедукции западной мысли философ и математик Рен Декарт пришел к выводу, что, поскольку он сознателен, он существует. Это было его единственным неопровержимым доказательством того, что он не просто химера. Может быть, у него не было того тела, которое, как он думал, было, может быть, у него были фальшивые воспоминания (предчувствия Матрица ), но поскольку он был в сознании, он должен существовать.
Тем не менее, вопросы продолжаются. Только ли люди сознательны? Что с плодом? Как насчет неврологической пациентки в устойчивом вегетативном состоянии, такой как Терри Скьяво (умерла в 2005 г.), которая не может делать ничего, кроме как открывать и закрывать глаза? Хотя многие готовы наделять сознанием наших любимых кошек и собак, как насчет человекообразных обезьян, китов, мышей, пчел и всех других тварей на планете? Может ли муха быть в сознании? А как насчет искусственного сознания? Ваш крутой iPhone разумен? Смогут ли когда-нибудь машины стать сознательными, как это широко распространено во многих научно-фантастических романах и фильмах?
До недавнего времени эти вопросы находились исключительно в сфере спекулятивной философии и фантазии. Но за последние десятилетия наука добилась огромных успехов в изучении мозга. Сейчас можно рассказать огромное количество психологических, медицинских, нейробиологических и физических историй о сознании. Каждое эссе Consciousness Redux освещает одну грань одного из самых центральных, устойчивых и загадочных аспектов мира — субъективных чувств.
Я ученый, который ищет рациональные объяснения невыразимого сознания и того, как и почему оно возникает в мозгу. Но я также понимаю, что наша вселенная — странное место; на небе и на земле есть больше вещей, чем мечтают в философии. Поэтому я стараюсь быть скромным, когда дело доходит до одного из самых загадочных аспектов этой вселенной — того, что я просыпаюсь каждый день и обнаруживаю, что я в сознании, способен видеть, прикасаться, любить, чувствовать и помнить. Я не зомби! Множество различных традиций, помимо современной научной, дали ответы, и мы не должны отвергать их сразу, а прислушиваться к ним.
Бессознательные воздействия
Когда я пишу эти строки, я возвращаюсь с ежегодного собрания Ассоциации научных исследований сознания, которое состоялось в этом году в Тайбэе, Тайвань. Это собрание упёртых философов, неврологов, психологов и нейробиологов, занимающихся сознанием. Одним из ее высших достижений является ежегодная премия, названная в честь отца американской психологии. Премия Уильяма Джеймса 2008 года за вклад в изучение сознания была присуждена Наоцугу Цучия, молодому нейробиологу из Калифорнийского технологического института. Что он сделал такого, что привлекло внимание комитета?
В 2005 году Цутия изобрел метод непрерывного подавления вспышки, который делает изображение невидимым, скрывая его от вашего сознательного взгляда. Тем не менее, какая-то часть вашего мозга имеет доступ к изображению и влияет на ваше поведение невероятным образом. Принцип работы прост. Скажем, Цучия хочет замаскировать изображение разгневанного мужского лица. С помощью разделенного экрана компьютера Цучия проецирует слабое изображение этого рычащего парня в ваш левый глаз. Ваш правый глаз видит быстро меняющийся набор цветных прямоугольников, один поверх другого. Если вы держите оба глаза открытыми, все, что вы видите, это постоянно меняющиеся цветные пятна, но не сердитое лицо. Постоянно мерцающие цвета привлекают ваше внимание так, как не привлекает статичный портрет. Как только вы закрываете правый глаз, лицо становится видимым. Но в противном случае вы не подозреваете, что лицо здесь, даже если ваш левый глаз смотрит на него уже много минут. Вы просто этого не видите. Так в чем же дело?
Подсознательно Активный
Функциональная визуализация мозга показывает, что это сердитое лицо по-прежнему активирует часть вашего мозга, отвечающую за страх, — миндалевидное тело. То есть, по крайней мере, какой-то сектор вашего мозга знает о лице — как и должно быть, потому что сердитое мужское лицо перед вами может означать большие неприятности. Эта активность мозга остается бессознательной, но может влиять на ваше поведение или вызывать легкое чувство беспокойства.
Используя эту технику, психолог Шэн Хэ вместе со своим учеником И Цзяном и их коллегами из Миннесотского университета сделали интригующее открытие. Они проецировали на один глаз фотографию обнаженного человека с одной стороны взгляда и зашифрованную версию того же изображения с другой стороны. Затем они спрятали обоих, используя непрерывное подавление вспышки. Платные добровольцы, участвовавшие в эксперименте, никогда не видели ничего, кроме цветных вспышек. Психологи попросили добровольцев угадать, где находится обнаженный человек — в левой или правой части изображения. Но они не могли. Их догадки были не лучше случая.
Он и Цзян продемонстрировали, что наблюдатели обращали внимание на голое изображение, а не на его перемешанный аналог. Что еще более интересно, мужчины-гетеросексуалы обращали внимание на изображения обнаженных женщин, но их слегка отталкивали изображения обнаженных мужчин. Гетеросексуальных женщин привлекали изображения обнаженных мужчин, но они не проявляли стойкого отвращения к изображениям обнаженных женщин. Геи вели себя так же, как гетеросексуальные женщины; они бессознательно обращали внимание на изображения обнаженных мужчин, но не на изображения женщин. Что смущает в этом эксперименте, так это то, что все это происходило за пределами сознания. Поскольку наблюдатели на самом деле никогда не видели обнаженных изображений, они понятия не имели, что они их притягивают или отталкивают. Этот эксперимент пугает, потому что кажется, что сексуальная ориентация людей может быть выведена (статистически) из их бессознательных предубеждений внимания. Пример работы бессознательного. Фрейду бы это понравилось.
Чему нас учит этот эксперимент, так это тому, что в уме есть много закоулков и закоулков; некоторые — вероятно, меньшинство — сознательно доступны, в то время как большинство скрыто от самонаблюдения, затеряно в бескрайних катакомбах мозга. Тем не менее, они могут сильно влиять на ваше поведение, заставляя вас делать что-то, не зная почему. Непрерывное подавление вспышек — и другие методы, изобретенные фокусниками и психологами, чтобы отвлечь вас, чтобы вы не видели вещи, глядя на них, — в сочетании с функциональной визуализацией мозга — это тонкий инструмент для картографирования ландшафта зрительного бессознательного.
Примечание. Первоначально эта история была опубликована под названием «Сделать видимое невидимым».
Первоначально эта статья была опубликована под названием «Сознание Redux: преобразование видимого в невидимое» в SA Mind 19, 5, 18-19 (октябрь 2008 г.)
doi:10.1038/scientificamericanmind1008-18
(дополнительная литература)
- Непрерывное подавление вспышки уменьшает количество негативных остаточных изображений. Н. Цучия и К. Кох в Nature Neuroscience , Vol. 8, № 8, стр. 1096–1101; август 2005 г.
- Эффект пространственного внимания невидимых образов, зависящий от пола и сексуальной ориентации. Ю. Цзян, П. Костелло, Ф. Фанг, М. Хуан и С. Хэ в Proceedings of the National Academy of Sciences USA , Vol. 103, № 45, стр. 17048–17052; 7 ноября 2006 г.
- Веб-сайт Ассоциации научных исследований сознания: www.assc.caltech.edu
ОБ АВТОРЕ (АТОРАХ)
КРИСТОФ КОХ — профессор Лоис и Виктор Троендл когнитивной и поведенческой биологии в Калифорнийском технологическом институте.Ассоциация научных исследований сознания
Механизм автопилота мозга управляет сознанием
Коротко
Исследования бессознательного показали, что мозг принимает решения и суждения быстро и автоматически. Он постоянно делает предсказания о будущих событиях.
Согласно теории «предсказывающего разума», сознание возникает только тогда, когда неявные ожидания мозга не материализуются.
Высшая когнитивная обработка в коре головного мозга может происходить без сознания. Области мозга, отвечающие за эмоции и мотивы, а не кора, направляют наше сознательное внимание.
В 1909 году пятеро мужчин собрались в Университете Кларка в Массачусетсе, чтобы покорить Новый Свет своей идеей. Во главе этой небольшой труппы стоял психоаналитик Зигмунд Фрейд. Десятью годами ранее Фрейд в своей книге 9 представил новое лечение того, что было названо «истерией».0033 Толкование снов . Эта работа также представила скандальный взгляд на человеческую психику: под поверхностью сознания бурлит в значительной степени недоступный котел глубоко укоренившихся влечений, особенно сексуальной энергии (либидо). Эти влечения, сдерживаемые социально насаждаемой моралью, выражаются в оговорках, снах и неврозах. Оговорки, в свою очередь, свидетельствуют о бессознательном.
По приглашению психолога Г. Стэнли Холла Фрейд прочитал пять лекций в Кларке. В аудитории был философ Уильям Джеймс, приехавший из Гарвардского университета, чтобы встретиться с Фрейдом. Говорят, что, уходя, Джеймс сказал Фрейду: «Будущее психологии принадлежит вашей работе». И он был прав.
Мнение о том, что людьми движут темные эмоциональные силы, над которыми они мало или совсем не властны, остается широко распространенным. В этой концепции побуждения сознательного ума постоянно борются с тайными желаниями бессознательного. Насколько укоренилась идея темного бессознательного в популярной культуре, можно увидеть в фильме Pixar 2015 года Inside Out . Здесь бессознательный разум девушки по имени Райли наполнен возмутителями спокойствия и страхами и размещен в замкнутом пространстве. Людям нравится думать о бессознательном как о месте, куда мы можем запихнуть неудобные мысли и импульсы, потому что мы хотим верить, что сознательные мысли направляют наши действия; если бы это было не так, мы, по-видимому, не могли бы контролировать свою жизнь.
Однако вряд ли это изображение может быть менее точным. Недавние исследования показывают, что сознательные и бессознательные процессы обычно не противоречат друг другу. Они не конкуренты, борющиеся за гегемонию над нашей психикой. Они даже не являются отдельными сферами, как предполагает более поздняя классификация Фрейда на эго, ид и суперэго. Скорее, есть только один ум, в котором переплетаются сознательные и бессознательные нити. На самом деле, даже наши самые разумные мысли и действия в основном являются результатом автоматических, бессознательных процессов.
Предсказательный разум
Революционная и широко признанная контрмодель схемы Фрейда называется «предсказывающий ум». Теория существует по-разному, но в целом она утверждает, что автоматические процессы играют центральную роль в сознании, позволяя нам быстро и точно предсказывать события по мере их возникновения. Обучение, опыт и сознание постоянно улучшают наши неявные или бессознательные предсказания, и мы принимаем к сведению события только тогда, когда предсказания не оправдываются. То есть мы осознаем обстоятельства, когда они заслуживают нашего внимания. Этот автоматизм позволяет нам плавно функционировать в мире, а осознавать, когда предсказания не срабатывают, позволяет нам избегать ловушек автоматической обработки и приспосабливаться к изменениям в нашей среде. В упрощенном примере бессознательные процессы предсказывают траекторию брошенного нам мяча и соответствующим образом корректируют движения наших конечностей. Однако сознательная обработка включалась бы, если бы мяч внезапно поворачивал под прямым углом.
Как и популярная концепция борющегося разума, перспектива предсказательного разума уходит своими корнями в предшественники 19-го века. Физик и физиолог Герман фон Гельмгольц первым предположил, что выводы, к которым мы приходим автоматически, основаны на восприятии. Наша зрительная система, например, легко создает воображаемый треугольник из трех стратегически расположенных кругов с вырезанными частями (, иллюстрация ). По словам Гельмгольца, такие полезные иллюзии доказывают, что запрограммированные механизмы формируют наше представление о мире, а мы вообще ничего не делаем. Модель прогнозирующего разума теперь предполагает, что этот автоматизм формирует не только наше восприятие, но и все психические процессы, включая наши суждения, решения и действия.
Иллюзия треугольника Канижи свидетельствует о том, что наше восприятие основано на неявных выводах. Наша зрительная система строит воображаемый треугольник, чтобы «объяснить» расположение кругов. Кредит: Scientific AmericanЧтобы физически нормально функционировать в мире, ваш мозг должен быстро и автоматически отличать собственные действия тела от внешних воздействий. Он выполняет этот подвиг, создавая так называемую эфферентную копию каждой команды, которую он отправляет мышцам. Например, когда вы качаете головой взад-вперед, вы знаете, что внешний мир не качается взад-вперед, даже если визуальные сигналы, достигающие мозга, могут создавать такое впечатление, потому что эфферентная копия указывает на то, что мозг сам дал команды движения. . Эфферентная копия также является причиной того, что вы не можете создать такое же ощущение щекотки в своей собственной ноге, которое могут вызвать другие: когда ощущение щекотки в подошве вашей ноги обрабатывается, области мозга, ответственные за восприятие прикосновения, уже хорошо информированы. что ваши собственные пальцы делают эту работу.
Работа бессознательных процессов проявляется также в широком спектре других явлений, таких как автоматические движения, спонтанные ассоциации, поспешные выводы (пример того, что ученые называют «имплицитными выводами») и восприятие подсознательных стимулов (тех, которые не осознанно признается). Лабораторные эксперименты показали, что испытуемые узнают правило, лежащее в основе конкретной задачи, прежде чем они смогут его вербализовать. В одном исследовании, например, добровольцев просят взять карты из двух стопок, одна из которых может принести огромную гипотетическую прибыль, но также и огромные убытки, а другая менее рискованна; добровольцам не сообщают о разнице между штабелями. Признаки стресса, такие как повышенное потоотделение, покажут, что испытуемые чувствуют закономерность — разницу между стопками — задолго до того, как они смогут сформулировать, что одна из стопок опасна. Как недавно продемонстрировал нейробиолог Николас Шук из Института развития человека им. Макса Планка в Берлине, такие неявные выводы влияют на активность в определенных частях лобной доли — где, как часто говорят, принимаются решения — еще до того, как испытуемые примут свои решения.
Сила подсознательных стимулов
Исследования с использованием подсознательного вмешательства, называемого праймингом, дают дополнительные примеры того, как бессознательная обработка влияет на поведение. Экспериментаторы предъявляют изображения, слова или даже физические ощущения таким образом, что испытуемые либо не замечают стимулов (поскольку воздействие слишком короткое), либо игнорируют их (поскольку они, по-видимому, не имеют ничего общего с тем, на чем они фокусируются). В качестве примера последней стратегии психологи могут попросить испытуемых прочитать тексты, в которых определенные слова встречаются несколько раз без выделения слов, и попросить контрольных испытуемых прочитать нейтральный текст. Если испытуемые демонстрируют измеримые различия в мышлении, чувствах или действиях после прочтения текста с многократным вхождением слова, исследователи могут предположить, что текст имел бессознательное воздействие.
Многочисленные исследования показали, что подсознательная стимуляция, включающая такие понятия, как старение или смерть, оказывает заметное влияние на поведение. Например, испытуемые двигаются медленнее или становятся более восприимчивыми к духовным идеям. Явление знакомо в повседневной жизни. Проходя мимо пекарни, люди могут вдруг вспомнить, что забыли купить ингредиенты для праздничного торта. Наше бессознательное прокладывает путь нашим действиям.
Такие примеры подтверждают, что мозг функционирует по нескольким направлениям. По сравнению с компьютером наше серое вещество работает очень медленно, но на многих параллельных уровнях. Однако исследователи часто различают два основных направления. Нобелевский лауреат по экономике Дэниел Канеман называет их Системой 1 и Системой 2. Другие говорят о неявной и явной обработке или о горячей и холодной обработке. Первая ветвь (Система 1, имплицитная, горячая) относится к быстрой, автоматической и неконтролируемой работе бессознательного; другая ветвь (Система 2, эксплицитная, холодная) описывает медленные, более гибкие сознательные процессы, которые подчиняются волеизъявлению. Но что является ключевым в предсказательной концепции умственного функционирования, так это то, что эти две нити всегда работают в тандеме; другими словами, наш разум действует как бессознательно, так и сознательно.
Следующие предложения иллюстрируют истинность этого утверждения: Очень нравственный высший акн dpeciher eseth drows. Talhoguh het telters rae ramscbled, ouy houlsd vahe on ficudifilty unstanderding thaw si geibn dias. Ouy anc od hist ecabuse fo het sursingpri maautoaticity fo het brian! Большинству людей достаточно доли секунды, чтобы понять, каким должно быть следующее слово. Автопилот в нашем мозгу предвосхищает слова и быстро сортирует перемешанные буквы.
Большая загадка заключается в том, что именно отличает сознательные процессы от бессознательных на нейрофизиологическом уровне и как именно они взаимодействуют. По словам философа Питера Каррутерса из Мэрилендского университета в Колледж-Парке, мы осознаем только материал в нашей рабочей памяти: так сказать, «пользовательский интерфейс». Но рабочая память содержит лишь исчезающе малую часть получаемых нами данных. Мы не осознаем большую часть входных данных, которые наводняют мозг и питают Систему 1, которая обрабатывает их автоматически и быстро.
Что мозг делает с этими данными? Оно постоянно вглядывается в будущее, обдумывая, что же будет дальше? Какие стимулы могут возникнуть? Что-нибудь опасное на горизонте? Чем занимаются другие? Такие прогнозы относятся не только к внешнему миру, но и к внутренней среде наших тел. С этой точки зрения наше желание есть не более чем бессознательное ожидание надвигающейся потери энергии. Наше бессознательное направлено на поддержание гомеостаза, на поддержание нашего тела (включая баланс потребления и использования энергии) в устойчивом состоянии.
Прогностическая нейробиология
Марк Солмс из Кейптаунского университета в Южной Африке, убежденный сторонник теории предсказательного разума, добавил новые идеи к нейробиологическим основам бессознательного и сознательного функционирования. В отличие от Фрейда, он утверждает, что наш разум не стремится к большему сознанию, а скорее наоборот — сводит сознание к минимуму. Как он объясняет: «Вы знаете песню Talking Heads, где «рай — это место, где ничего, ничего никогда не происходит»? Что ж, это предпочтительное состояние мозга, потому что оно эффективно с точки зрения энергии и времени. Это механизм выживания».
В 1909 году делегация психоаналитиков, включая Зигмунда Фрейда ( нижний ряд, слева) и Карла Густава Юнга ( нижний ряд, справа), посетила конференцию в Университете Кларка в Вустере, штат Массачусетс, организованную Стэнли Холлом (). нижний ряд, центр ). Фрейд прочитал пять лекций. Фото: Getty ImagesСолмс описал эту идею в статье 2018 года, написанной в соавторстве с Карлом Фристоном из Университетского колледжа Лондона, ключевой фигурой в разработке методов визуализации, которые произвели революцию в исследованиях мозга. Около 10 лет назад Фристон представил принцип свободной энергии, математически формализованную версию теории предсказательного мозга. В его определении свободная энергия в мозге описывает состояние нейронов, возникающее в результате неспособности мозга сделать правильный прогноз; мозг делает все возможное, чтобы избежать свободной энергии. В конечном счете, утверждают Солмс и Фристон, ошибки прогнозирования равны удивлению и равнозначны осознанности; когда что-то работает не так, как ожидалось, мы получаем сознание — состояние, которое мозг пытается ограничить.
Эта точка зрения не только ставит теорию Фрейда с ног на голову, но и противоречит классическому представлению о том, что кора (внешний слой головного мозга) является источником сознания. Согласно Солмсу, эти высшие области не являются носителями сознания, вместо этого им «говорят», что им делать, от более глубоких структур в стволе и среднем мозге. Солмс находит источник сознания в областях мозга, которые регулируют бдительность, эмоциональную стимуляцию и влечения, — именно в тех областях, где Фрейд поместил бессознательное (9).0033 иллюстрация мозга ). «Механизмы обнаружения паттернов в коре работают наиболее эффективно без сознательного внимания. Это более глубокие, эмоциональные части мозга, лимбические структуры, из которых возникает сознание», — говорит он.
Эта гипотеза может быть подтверждена эмпирически. Дети, которые в результате нарушений развития родились без коры головного мозга, способны, например, к формам сознания. Такие младенцы, если они доживают до детства, не только бодрствуют, но и проявляют эмоциональные реакции. В обзоре 2007 года нейробиолог Бьорн Меркер пришел к выводу, что многочисленные сознательные явления происходят даже без коры головного мозга. Хотя более сложные умственные операции, такие как логическое мышление или саморефлексия, невозможны, такие эмоции, как радость, раздражение или печаль, могут быть пережиты.
Внешняя оболочка мозга — кора головного мозга — является местом высших психических функций в традиционных взглядах на мозг. Но в модели, предложенной Марком Солмсом из Кейптаунского университета в Южной Африке, сознание возникает в результате активности нижних отделов, таких как ретикулярная активирующая система, вентральная часть покрышки и таламус. Например, сенсорная информация — вся она проходит через таламус — становится осознанной только тогда, когда она эмоционально или мотивационно актуальна, и в этом случае префронтальная и поясная кора направляют на нее наше внимание. Между тем полосатое тело и предклинье играют роль в автоматическом управлении движением и ориентации, что позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой, не задумываясь об этом. Предоставлено: Falconieri VisualsНастоящий вдохновитель
Многие люди упорно цепляются за старое различие между инстинктивным бессознательным и рациональным сознанием, отдавая предпочтение последнему. Но, как я показал, эта точка зрения несостоятельна. Бессознательные процессы сильно контролируют наше сознание. Куда вы направляете свое внимание, что вы помните и какие у вас возникают идеи, что вы отфильтровываете из потока бомбардирующих вас стимулов, как вы их интерпретируете и какие цели преследуете, — все это результат автоматических процессов. Тимоти Уилсон из Университета Вирджинии считает эту зависимость от бессознательного ценой, которую мы платим за выживание как вид. Если бы мы были вынуждены всегда учитывать каждый аспект ситуации вокруг нас и должны были взвешивать все наши варианты того, что делать, человечество давно бы вымерло. Автопилот в нашем мозгу, а не сознание, делает нас такими, какие мы есть.
Таким образом, настоящим вдохновителем, решающим проблемы и обеспечивающим наше выживание, является бессознательное. Понятно, что люди склонны не доверять бессознательному, учитывая, что оно кажется неуправляемым. Как мы должны контролировать что-то, если мы даже не знаем, когда и как это влияет на нас? Тем не менее, аранжировка работает.
Джон Барг из Йельского университета, изучающий прайминг, сравнивает человеческий разум с моряком: чтобы вести лодку из пункта А в пункт Б, моряк должен знать пункт назначения и уметь корректировать курс. Однако таких способностей недостаточно, потому что, как и в случае с бессознательным, в игру вступают неконтролируемые факторы, такие как океанские течения и ветер. Но опытные моряки учитывают их, чтобы добраться до места назначения.
Мы хорошо поступаем, если относимся к бессознательному так же, не вставая у него на пути. И это действительно то, что мы делаем изо дня в день. Когда я кладу на стол фотографию своих близких, чтобы подстегнуть мою мотивацию к работе, или когда я поднимаюсь по лестнице вместо лифта, я управляю своим подсознанием, признавая, что его стремление к досугу и отдыху не служит моим интересам. в данный момент. И тот факт, что я могу это сделать, показывает, что сознание и бессознательное являются партнерами, а не противниками.
Эта статья первоначально появилась в Gehirn&Geist и была воспроизведена с разрешения.
Еще для изучения
Сознание без коры головного мозга: вызов для неврологии и медицины. Бьорн Меркер в Behavioral and Brain Sciences, Vol. 30, № 1, стр. 63–81; Февраль 2007 г.
Медиальная префронтальная кора предсказывает внутренние изменения стратегии. Николя В. Шук и др. в Нейрон, Том.