БРЕД • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Г. Остроглазов
БРЕД, ложные идеи, возникающие вследствие психического заболевания, переживаемые с абсолютной уверенностью в их достоверности, в ошибочности которых больных невозможно переубедить несмотря на их противоречие действительности.
Б. – осн. проблема психопатологии. В отличие от заблуждений здоровых людей, Б. принципиально невозможно опровергнуть с помощью фактов и логич. аргументов. Умственные способности при этом не страдают и полностью ставятся на «службу бреду». На эту особенность Б. указал Г. В. Ф. Гегель, в течение мн. лет наблюдавший за развитием помешательства своего друга – поэта Ф. Гёльдерлина.
Самые нелепые бредовые идеи могут уживаться с высоким интеллектом, т. к. Б. представляет собой не логическую, а медицинскую (психиатрическую) проблему. Интеллект у параноиков оказался не ниже, чем у здоровых.
В течение длительного времени психиатрия приходила к познанию этого парадокса Б., в котором уживаются ум и безумие, и тщетно пыталась лечить помешанных с помощью логики и философии. С нач. 19 в. Б. описывали в учениях о т. н. мономаниях – помешательствах, в основе которых находилась одна бредовая идея, на которую и воздействовали «логическими» аргументами (напр., больному с бредом одержимости гадами давали рвотное и подбрасывали в рвотные массы змею, но это не влияло на его состояние).
Другим парадоксом Б. является его независимость от реальности, с которой он может «совпадать» (напр., бред супружеской неверности может совпадать с действительной изменой супруга, хотя при этом Б. не перестаёт быть бредом оттого, что больной на самом деле становится жертвой супружеской измены).
В совр. психиатрии существуют два взгляда на происхождение Б. Согласно одному, возникновение Б. обусловлено психологич. механизмами. Сторонники второго считают Б. следствием болезни мозга, которую, однако, пока не удаётся подтвердить объективными методами исследования.
Не существует общепринятой трактовки понятия «Б.». Его объясняют общими изменениями психики с ослаблением критики (Э. Крепелин), ошибками суждения и умозаключения в результате болезненного расстройства мышления (В. А. Гиляровский) и т. п.
Б. наблюдается при большинстве психич. заболеваний (шизофрении, циклотимии, инфекционных, интоксикационных, сосудистых и др. соматически обусловленных психозах, психозах инволюционного и старческого возраста).
По происхождению бредовые идеи подразделяют на первичные и вторичные. Вторичные бредовые идеи (их называют также бредоподобными идеями) могут быть поняты как вытекающие из предшествующих интенсивных переживаний, потрясений, чувства вины, обманов восприятия и ощущений. В отличие от них, первичные бредовые идеи «невыводимы» из предшествующих переживаний, они аналогичны непосредственному искажению переживания значений или немотивированному «установлению беспричинной ассоциативной связи», которое внезапно и непонятно вторгается в психич. жизнь. В силу этого истинные бредовые идеи недоступны вчувствованию и пониманию.
Основное содержание бредовых идей отражает архетипы человеческих переживаний и остаётся неизменным на протяжении веков. По содержанию выделяют три осн. группы Б.: бред преследования с идеями отношения, особого значения, отравления, осуждения, ограбления, ущерба, физич. и психич. воздействия; бред величия с идеями высокого происхождения, могущества, гениальности, богатства, изобретательства, реформаторства, мессианства, святости; бред самоуничижения (идеи виновности, греховности, неполноценности, ущербности, телесной или психич. болезни; т. н. нигилистический бред – отрицание существования самого себя, своего тела, собств. жизни и окружающего мира).
Лечение бредовых состояний проводится в психиатрич. стационаре или диспансере. Особенности его определяются заболеванием, при котором формируются эти состояния, и особенностями его течения.
Прогноз зависит от лечения и закономерностей течения осн. заболевания. При непрерывном течении патологич. процесса Б. стоек, резистентен к терапии. При острых бредовых приступах возможно полное излечение или значит. улучшение, иногда с сохранением остаточного (резидуального) бреда.
См. также Мания, Паранойя.
Синдром Котара — причины, симптомы, диагностика и лечение
Синдром Котара – это бредовое расстройство, характеризующееся ипохондрическими и мегаломаническими идеями. Психическое расстройство проявляется убеждением в наличии тяжелого заболевания, гниении или отсутствии внутренних органов, конечностей. Некоторые больные считают себя умершими и существующими в виде трупа или бестелесного создания. Состояние связывают с острыми психозами, хроническими психопатологиями, органическими повреждениями головного мозга. Для диагностики синдрома необходимо полное психиатрическое освидетельствование, инструментальные методы (КТ или МРТ головного мозга). Лечение включает антипсихотики, антидепрессанты, индивидуальную психотерапию.
Общие сведения
Синдром назван в честь французского невролога Жюля Котара, который описал патогномоничные симптомы в 1880 г. В психиатрии используются синонимичные названия «мегало-меланхолический бред», «бред Котара», «нигилистический бред». Скрининговые исследования показывают распространенность проблемы на уровне 0,62% среди первичных психиатрических больных. До сих пор данные о синдроме Котара не систематизированы, в литературе представлены описания отдельных случаев болезни. Это затрудняет диагностику и ведение пациентов, требует разработки индивидуальных схем лечения с учетом клинической ситуации.
Синдром Котара
Причины
Точные этиологические факторы пока не установлены. Ранее синдром Котара рассматривался психиатрами в рамках инволютивных психозов у пожилых людей, однако клинические наблюдения показывают его встречаемость в любых возрастных группах. В настоящее время общепризнана мультифакториальная природа заболевания, в его развитии играют роль эндогенные и экзогенные причины. К пусковым факторам появления нигилистического бреда относят следующие:
- Психические болезни. Синдром в основном формируется на фоне депрессивного эпизода, послеродовой депрессии, шизофрении. Он может возникать в развернутой клинической стадии либо как одно из первых проявлений психоза.
- Неврологические заболевания. Иногда патология возникает после перенесенной тяжелой черепно-мозговой травмы, на фоне энцефалита, нейроинфекции или опухоли головного мозга. Синдром Котара также встречается среди пациентов, страдающих прогрессивным параличом.
- Преморбидные особенности личности. Развитие бреда отрицания более характерно для людей с тревожно-мнительным складом характера, которые склонны к постоянным сомнениям, нерешительности, ипохондрии и формированию разного рода навязчивостей.
Патогенез
В основе развития синдрома лежит отсутствие вегетативных колебаний и дифференцированного автономного ответа на различные раздражители. В результате у человека формируется ошибочное ощущение собственной смерти, мысли о разрушении частей тела и внутренних органов. Некоторые авторы в патогенезе бреда Котара выделяют нарушения обработки информации от внешнего мира, явления деперсонализации и дереализации.
Исследования шведских ученых продемонстрировали возможную связь между развитием синдрома Котара и приемом ацикловира, что особенно характерно для людей с хронической почечной недостаточностью. При этом крови повышается уровень основного метаболита ацикловира 9-карбоксиметилоксиметилгуанина, который обладает нейротоксическим эффектом. Симптоматика бреда Котара проявляется на фоне повышения доз лекарства, исчезает после его отмены.
Синдром Котара
Классификация
В клинической психиатрии существует несколько подходов к систематизации заболевания. Согласно первой классификации (V. Saavedra, 1968 г.), выделяют депрессивный, шизофренический и смешанный варианты синдрома Котара. По течению патология бывает острой и хронической. На основе ретроспективных исследований 100 случаев английские психиатры G.E. Berrios и R. Luque назвали 3 формы нигилистического бреда:
- Первый тип. Развивается как компонент психотической депрессии, дополняется тревожностью, сверхценными идеями вины, слуховыми галлюцинациями.
- Второй тип (Котар I). Классический вариант синдрома, для которого типичны ипохондрия и нигилистические бредовые идеи при отсутствии депрессивного расстройства.
- Третий тип (Котар II). По клинической картине сходен с первым типом болезни, однако сопровождается идеями бессмертия.
Симптомы
На раннем этапе болезнь проявляется смутным чувством тревоги, которое беспокоит человека от нескольких недель до нескольких лет, не связано с конкретными жизненными событиями. Постепенно тревожность усиливается, трансформируется в бредовые идеи смерти и отсутствия определенных частей тела. Зачастую пациенты сообщают, что их органы сгнили, конечности усохли или были удалены, тело представляет собой мертвую оболочку.
Нередко на фоне нигилистического бреда развиваются парафренные идеи и мегаломания. Больные указывают на разрушение городов и апокалипсис, наступивший по их вине. Некоторые люди демонстрируют бред бессмертия в совокупности с идеями отрицания: «в мире ничто не живет, поэтому ничто и никогда не умрет». Реже встречаются мысли о бессмертии как наказании за выдуманные грехи.
Для бреда Котара типичны идеи отрицательного могущества. Больные уверены, что самим фактом своего существования они наносят непоправимый урон всей планете. Одни люди пытаются задерживать дыхание, чтобы «не выделять в воздух миллиарды вредных бактерий», другие перестают есть, поскольку из-за этого «все население может погибнуть голодной смертью».
В зависимости от первопричины синдром Котара дополняется другими психическими проявлениями. Зачастую встречается угнетенное настроение, приступы беспричинного страха и паники. Характерно интеллектуальное торможение, снижение памяти и концентрации внимания, неспособность к выполнению бытовых задач. Состояние сопровождается явлениями деперсонализации, моторной заторможенностью, иногда возникает оцепенение и депрессивный ступор.
Осложнения
Нигилистический бред сопровождается нарушениями нормального функционирования человека: отказом от еды, гигиенических процедур, общения с близкими. Бредовые идеи неизбежности наказания, расплаты и гибели могут стать толчком к попытке суицида. Ситуация осложняется наличием основного психического расстройства, из-за чего пациенты становятся временно недееспособными, требуют круглосуточного специального ухода и наблюдения.
Психодиагностика
Диагностика
Постановка диагноза при синдроме Котара представляет большие трудности для практикующего психиатра ввиду отсутствия четких критериев и специфических тестов. Обследование начинается со стандартной беседы с больным, в ходе которой специалисту удается обнаружить ипохондрию, депрессивный эпизод, нигилистический бред. Диагностический поиск дополняется следующими методами:
- Наблюдение. Врачу необходимо оценить поведение и эмоциональное состояние пациента за определенный промежуток времени. Для бреда Котара характерна общая заторможенность, безынициативность, медлительность и апатичность. Часто встречается отказ от еды, равнодушие к общению.
- Опросники. Для своевременного обнаружения депрессивных симптомов используется Нью-Кастловская шкала эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS), Госпитальная шкала тревоги и депрессии, Шкала Гамильтона.
- Инструментальные исследования. Чтобы исключить органические причины бредового расстройства, назначается КТ головного мозга, которая иногда выявляет увеличение межполушарной щели и боковых желудочков. На МРТ-снимках при синдроме Котара возможна билатеральная церебральная атрофия, повреждение серого вещества лобной доли.
При наличии признаков бреда Котара нужно провести детальное обследование пациента на предмет эндогенной депрессии, сенильного психоза и шизофрении как самых частых первопричин бредового расстройства. Врачу-психиатру необходимо исключить возможные предпосылки психоорганического синдрома: ЧМТ, онкологические заболевания головного мозга, нейросифилис и церебральные сосудистые патологии.
У пожилых пациентов исключают болезнь Альцгеймера.Лечение синдрома Котара
Для устранения бреда назначается дифференцированная терапия основной патологии: депрессии, шизофрении, других видов психозов. Основу фармакотерапии составляют препараты антипсихотического действия, которые быстро купируют бредовые расстройства, стабилизируют состояние пациента, предупреждают суицидальные попытки. Лечение дополняется антидепрессантами, нормотимиками, анксиолитиками.
Терапия синдрома Котара проводится в психоневрологическом стационаре с учетом нестабильного состояния пациента и высокого риска рецидива психоза. Комплексная фармакотерапия позволяет купировать острые проявления, после чего лечение дополняется индивидуальными сеансами психотерапии. Людям с хроническим психическим расстройством подбирается персональная схема поддерживающей медикаментозной терапии.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев симптомы нигилистического бреда ограничены по времени несколькими неделями. Синдром Котара, возникающий на фоне психоорганических нарушений, успешно поддается терапии и быстро исчезает. Менее благоприятный прогноз для пациентов психиатрического профиля, у которых болезнь может принимать затяжной характер с периодическими обострениями. Ввиду редкости и неясного этиопатогенеза синдрома Котара меры профилактики не разработаны.
Абсурдизм против нигилизма — объяснения и различия обеих философий | by Thinking Deeply with Ben
Thinking Deeply with Ben
·Follow
7 min read·
1 февраля 2021В чем разница между ni хилизм и абсурдизм? Есть ли? При первом прочтении обе философии могут показаться похожими, поскольку обе связаны с отсутствием смысла и цели в мире. Но есть некоторые существенные и существенные отличия, о которых я расскажу в этой короткой статье.
Сначала я расскажу, что такое экзистенциальный нигилизм, связанный с философией Фредрика Нейцше, и что такое абсурдизм, связанный с философом Альбером Камю. Затем я сравню и сопоставлю их, чтобы вы могли увидеть различия.
Сначала поговорим о нигилизме. Экзистенциальный нигилизм — это вера в то, что жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности. Это предполагает, что каждый человек и даже весь человеческий вид незначителен, бесцелен и вряд ли изменится во всей совокупности существования.
Просто отметим, что слово нигилизм может относиться к нескольким различным взглядам в философии. Например, есть метафизический нигилизм, моральный нигилизм, частичный нигилизм и многое другое, включая экзистенциальный нигилизм, на котором будет сосредоточена эта статья.
Слово «нигилизм» впервые употребил Фридрих Якоби, немецкий философ и светский человек. Тем не менее, это больше всего связано с Фридрихом Ницше и часто появляется во многих его философских работах.
Ницше никогда не выступал за нигилизм, и некоторые философы, в том числе и я, считают его скорее экзистенциалистом, чем мы и займемся. Однако он был первым философом, серьезно изучившим и написавшим об этом.
Ницше писал о том, как упадок христианства привел к состоянию нигилизма в Европе, которое необходимо было разрешить и преодолеть.
Видите ли, раньше мы получали смысл и цель от церкви и Бога, но теперь, когда Бог мертв, по крайней мере, согласно Ницше, люди могут впасть в отчаяние, поскольку оказывается, что мы просто бессмысленные животные в бессмысленной вселенной .
Как он писал в своей работе «Воля к власти»:
«…В этот момент появляется нигилизм не потому, что недовольство существованием стало больше, чем прежде, а потому, что человек стал не доверять какому-либо «смыслу» страдания. , да и в бытии… теперь кажется, что в бытии вообще нет смысла, как будто все было напрасно».
В своих работах, таких как «Человеческое, слишком человеческое», он говорил о том, каким жестоким может быть нигилизм, а жизнь в мире без утешения религиозных догм может быть депрессией.
Возможно, в вашей жизни были моменты, когда вы чувствовали себя бесцельным, бессильным и что ничто не имеет значения.
Однако он верил, что нигилизм можно преодолеть, и хотел ускорить его уход.
Он писал о двух типах нигилизма, активном и пассивном нигилизме.
Пассивный нигилизм признает, что в мире никогда не будет никакого смысла, и пассивные нигилисты должны попытаться отделить себя от своей воли и желаний, чтобы максимально уменьшить страдания. Он назвал это «волей к небытию».
Однако, в конечном счете, эта «воля к небытию» все еще остается волей и, таким образом, в конечном итоге окажется тщетной попыткой, которая заканчивается глубоким отчаянием или повторным охватом индивидуального массового движения, чтобы найти какой-то смысл.
С другой стороны, можно быть активным нигилистом. Если бы это была возможность для нас, мы должны попытаться выбрать этот вариант. Между прочим, он не думал, что все способны быть активными нигилистами.
Активные нигилисты — это люди, которые активно разрушают наши старые, фальшивые ложные ценности, такие как ценности христианства, и начинают создавать собственные субъективные убеждения и толкования смысла.
Подобно скульптуре, мы отбрасываем ложный смысл и начинаем высекать свой собственный.
Написав об активном нигилизме, Нейцше действительно является одним из первых экзистенциальных философов, что приводит нас к французскому философу Альберу Камю и экзистенциальному движению 20-го века.
Французское экзистенциальное движение, в которое входили такие философы, как Жан-Поль Сартр, Симон де Бовуар, Камю и другие, в основном было ответом на нигилизм и на то, что нам следует с этим делать.
Экзистенциалисты верят, что мир по своей природе не имеет объективного смысла, подобно нигилистам, но благодаря сочетанию свободы воли, осознания и личной ответственности мы можем, а по некоторым взглядам должны создавать свой собственный субъективный смысл жизни.
Абсурдизм — один из таких ответов. Просто чтобы было ясно, что абсурдизм — это не то же самое, что экзистенциализм, связанный с Сартром. Хотя аспекты этих двух философий пересекаются, они приходят к совершенно разным выводам.
Так в чем тогда конкретно заключается философия абсурдизма?
Согласно абсурдизму, для человека естественно искать смысл жизни. Однако конфликт возникает, когда мы делаем это и обнаруживаем, что вселенная на самом деле холодна, хаотична и совершенно лишена всякого смысла. Именно это противоречие между нашим разумом, ищущим смысл, и реальностью природы, основатель абсурдизма Альбер Камю называет «Абсурдом».
Как решить? Камю говорит, что у нас есть три варианта, и мы должны выбрать один.
Вариант №1. Самоубийство
Первое — это самоубийство, которое, по мнению Камю, не является хорошей идеей. Самоубийство только делает Абсурд еще более абсурдным и обрывает вашу жизнь, что с самого начала было своего рода чудом.
Вариант №2. Философское самоубийство
Тогда есть второй вариант, «Прыжок веры». По сути, мы можем сделать то, что Камю называет «философским самоубийством», и притвориться, что есть высшая сила, которая придает нашей жизни смысл, — другими словами, Бог. Нам пришлось бы притворяться, что выдумка была настоящей правдой, и соглашаться с ограниченной ролью свободы в нашей жизни. Принимая навязанные моральные кодексы веры, мы можем подавлять то, во что мы действительно верим и чего хотим в глубине души.
Вариант №3. Примите Абсурд
Наконец, у нас есть третий вариант, в котором мы можем принять Абсурд и осознать, что мы действительно свободны. Оттуда мы свободны преследовать все, что хотим, и пытаться принять то, что может предложить жизнь.
Камю решил проиллюстрировать свою философию в своей знаменитой книге «Миф о Сизифе».
В этой истории рассказывается о Сизифе, персонаже древнегреческой мифологии, который был изгнан, чтобы толкнуть валун в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз, чтобы он мог снова подниматься вверх на протяжении вечности.
Камю говорит, что наша жизнь очень похожа на жизнь Сизифа. Невозможно по-настоящему узнать значение чего-либо, и в нашей жизни произойдет много неизбежных трудностей. Камю пишет, что мы должны представить себе Сизифа счастливым, несмотря на его обстоятельства. Мы все так или иначе застряли, катя бессмысленные валуны в гору, так почему бы не быть максимально счастливыми и не наслаждаться процессом?
Итак, в чем разница между нигилизмом и абсурдизмом?
Нигилисты, особенно пассивные нигилисты, считают, что в жизни нет внутреннего смысла и что «бесполезно искать или утверждать смысл там, где его нельзя найти». На этом философия, по сути, заканчивается. Абсурдисты, с другой стороны, нерешительно допускают возможность наличия некоторого смысла или ценности в жизни. Да, в жизни определенно нет объективного смысла, и мы не можем начать понимать вселенную или абсурд, но есть логическая возможность, что мы можем найти субъективный смысл жизни, даже если он эфемерен и в конечном итоге сведен на нет смертью. По мнению абсурдистов, это единственный разумный способ прожить свою жизнь, заниматься смысловыми проектами и заниматься тем, что делает нас счастливыми. Опять же, подумайте о Сизифе, наслаждающемся катанием валуна в гору.
По отношению к активному нигилизму обе философии очень похожи. Можно утверждать, что Камю действительно был активным нигилистом. И все же мне кажется, что активный нигилизм больше похож на сартровский экзистенциализм, поскольку он подталкивает нас к созданию собственного смысла и сути жизни, которые могли бы жить дальше, тогда как абсурдизм предполагает, что это просто возможность, если мы захотим. Кроме того, с абсурдизмом нам нужно понимать, что любой смысл, который мы создаем, может в конечном итоге стать бессмысленным в течение нашей жизни и станет абсолютно бессмысленным, когда мы умрем. Кроме того, философия Ницше не упоминает об Абсурде и о том, насколько бесполезно понимать под ним Вселенную.
Итак, надеюсь, это обрисовало в общих чертах, что такое нигилизм, что такое абсурдизм и основные различия между ними. Дайте мне знать, что вы думаете о каждом из них и считаете ли вы себя нигилистом, абсурдистом или кем-то еще?
Все изображения доступны на Википедии или на Canva. com
- Подпишитесь на обновления новых статей здесь
Кроме того, подпишитесь на философские видео на YouTube через мой канал здесь:
- https://www .ютуб. ком/канал/UC7tZhFT-C8rpUFoMKGSg7WQ
Забавный нигилизм — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.