Нирвана в буддизме это: Что такое нирвана в буддизме и философии

Что такое нирвана в буддизме и философии

Нирваной можно назвать состояние полного блаженства и покоя. Это сопровождается отсутствием страстей, мучений, раздражения. Нирвана в буддизме – это освобождение от трех ядов ума, конечная цель для практикующих учение. Добиться такого состояния очень сложно, это долгий путь, трудно полностью освободиться от страстей, желаний, наслаждений.


Нирвана – это состояние отсутствие беспокойства ума

«Нирвана» – значение слова: оно происходит от санскритского языка, корня «нир», что означает затухание, угасание. Многие ошибочно интерпретируют понятие как экстаз, но в действительности оно означает спокойствие ума, отсутствие страстей. Человек становится свободным от мирских привязанностей, желаний, страданий, но не умирает, а остается частью бытия, гармонично связанного с высшим духовным наслаждением.

Во время нирваны он полностью погружается в себя, оказывается в состоянии созерцания и не сосредотачивается на других значимостях. Мысли отсутствуют полностью – как негативные, так и рассуждения о добре. Появляется полное безразличие к мирским устремлениям, происходит концентрация на духовном уровне. Что означает нирвана:

  • самые популярные обозначения – удовольствие, абсолютное блаженство;
  • достижение полного освобождения;
  • нирвана в индуизме – воссоединение с Богом;
  • свобода от материальных благ и оков;
  • успокоение ума, когда его ничего не тревожит.

К достижению высшего блаженства ведет долгий путь, который часто называют Восьмеричный Благородный. Понятие «nirvana» пришло из индуизма и буддизма. Оно тесно связано с саморазвитием. Это – конечная цель практик йоги для обуздания ума. Достичь блаженства и удовольствия – не в обычном понимании, имеется в виду духовное спокойствие.

Беспокойством называют любую привязанность, эмоцию, страсть, желание. Нирвана переводится как угасание. Поэтому когда привязанности, желания и страсти пропадают – наступает покой в душе, высшее блаженство, которое и называют состоянием нирваны.

Она трактуется по-разному, в зависимости от учения. Поэтому точного термина не существует.

Из каких этапов состоит путь к нирване

Виды нирваны

Описание, особенности

Ментальная

Это кратковременное состояние блаженства, которое хоть раз испытывал каждый человек – неважно в какой стране он проживает или какой религии придерживается. Это и есть момент просветления, который называют ментальным проявлением – первая точка просветления.

Жизненная

Этой нирваны достигают живые люди, еще находясь в физическом теле. Данное состояние прерывает бесконечный круг Сансары (перерождений). Иначе его называют нирвана с остатком.

Вечная

Это состояние абсолютного блаженства, покоя, которое человек достигает после смерти. Он переходит в сущность, которую уже не волнует мирское.

Важно учитывать, что если при жизни не было достигнуто состояния жизненной нирваны (с остатком), то после смерти к абсолютной человек даже не приближается. Сначала нужно осознать свободу, избавиться от мирских привязанностей, которые и делают человека уязвимыми. Необходимо научиться жить настоящим, понимать других людей. Достигшего высшего блаженства мирские ценности уже не интересуют.


Перевод слова «нирваны» – угасание, поэтому необходимо научиться отключать любые мысли, особенно раздражающие и негативные, вызывающие страсть. Этому способствуют медитации, молитвы, техники йоги. Они не дают просветления, но способствуют очищению мыслей и духовному росту.

В индийской философии нирвана – состояние отрешения, в буддизме – высшая ступень совершенства. Но как ни трактовать перевод – это достижение состояния абсолютного покоя, блаженства, которое не нарушают ни мирские потребности, ни мысли.  

Нирвана в буддизме

Если оценивать и воспринимать нирвану с точки зрения буддизма, то в учении сказано, что ум человека отравлен ядами, которые называются привязанность, гнев, неведение. Высшее блаженство может наступить только после того, как от них избавляются. Тогда они перестают воздействовать на личность и влиять на поступки и судьбу. Именно эти причины вызывают страдания.

Буддийские тексты содержат концепцию, которую Будда обозначил в первой проповеди. Если передать ее простыми словами, то страдание существует только тогда, когда у него есть причина и если от нее избавиться, то наступает успокоение. Путь к нему и называется Благородный Восьмеричный. Его можно назвать пошаговой инструкцией или рецептом, как достичь нужного состояния.

В него входят нравственные предписания, практические наставления, медитации и все, что требуется для достижения цели. Высшее блаженство делится на две части:

  1. Нирвана с остатком – достижение результатов на физическом уровне. Человек уже освобожден от трех ядов, но еще имеет ряд потребностей и ограничений, так как душа находится в телесной оболочке. Именно это подразумевает «остаток».
  2. Нирвана без остатка – окончательное освобождение. Человек выходит из круга Сансары, физической оболочки существования.

Поэтому нирвана в философии буддизма – конечная четкая цель. Это противовес Сансары, круг которой является сосредоточием страсти, мучений, страданий, желаний. Очищение происходит через бесконечность перерождений. Но, только достигнув нирваны, можно выйти за рамки этого порочного круга. В буддизме до сих пор идут жесткие споры – является ли нирвана абсолютным небытием.

Но большинство мнений сходится на том, что это – совершенный покой, без присутствия живых существ. Другие утверждают, что энергия и жизненный потенциал все же сохраняются. В буддийском учении понятие нирвана имеет несколько интерпретаций:

  • не поддающаяся точному определению;
  • непознанное состояние блаженства, абсолютное удовлетворение, спокойствие, тишина в себе;
  • нарушение круга Сансары, бесконечного перерождения, выход из нее, достижение полного покоя.

Людей, достигших непребывания, называют Бодхисаттвами. Это значит, они отказались от абсолютного покоя, выбрав вариант помогать всем, кто к ним обращается. Но и они в любой момент могут вернуться к пути достижения высшего блаженства.


Нирвана – состояние души

Что такое нирвана, определение – простыми словами это состояние души, когда она находится в полном спокойствии, когда отсутствует стремление к материальным благам и стремление ими обладать. Это не конец развития, но промежуточное состояние, которое можно обозначить как высокую ступень духовности.

Человеку, который достиг истинной нирваны, уже не интересны мирские ценности, чувства, наслаждения. Он отработал накопленную карму или находится вне ее влияния. В буддизме понятие Бога как таковое отсутствует. Поэтому в концепции нирваны его роль в достижении блаженства и пребывания в нем отсутствует.

В индуизме состояние нирваны объясняется немного по-другому, но смысл все равно остается прежним. Они воспринимают это как единение с Богом, освобождение от круга Сансары и оков материальности. Тогда, достигнув свободы, нирваны, человек из этого состояния уже не возвращается.

Нирвана – как состояние современного человека

Нирвана это в философии описывается, начиная с древних манускриптов. Но в современном мире достичь этого состояния сложно. Три яда стали более выраженными, к ним добавились и другие аспекты. Понятия перерождения, бесконечный круг Сансары с отработкой кармы, вечности души остались прежними, но потеряли свою актуальность и остроту.

Фраза «впасть в нирвану» знакома многим, но переводят его несколько по-другому. Сейчас это понятие ассоциируется с пиком наслаждения, кратковременным блаженством, чем-то очень приятным – приятной завораживающей музыкой, вкусные блюда, интимные наслаждения, радость от происходящих позитивных событий, любовь. Но здесь – лишь кратковременное блаженство, что имеет небольшое значение, нужно стремиться к достижению полного.

Для современного человека доступнее всего становится нирвана с остатком. Это предполагает духовное развитие, постоянное стремление к усовершенствованию. Но отказаться от выполнения повседневных дел невозможно, нужно работать, учиться и т.д.

Новички говорят, что очень трудно избавиться от эмоций, часто это негативно воспринимается окружающими. В результате портятся отношения, возникают новые проблемы, три яда не пропадают, а даже усиливаются, а нирвана – это состояние души.

Все живые существа стремятся избежать мучений и страданий. По словам Будды все они, как и страхи, зарождаются в уме. Просто создается иллюзия, что страдания провоцируют внешние обстоятельства. Однако это именно ум делит события на негативные и позитивные. К хорошему человек быстро привязывается, в отношении плохих событий начинает испытывать злость, ненависть, неприятие либо гнев. Это порождает негативные эмоции и страдания.

Если учитывать это, то и современный человек может дойти не только до одной нирваны с остатком, но и продвинуться выше. Не нужно прятаться в пещерах, становиться отшельником – есть возможность сохранить отношения, избегать негативных события и эмоций и в окружающем мире. Буддистам в этом помогают многие практики йоги, медитации. Нужную литературу и аксессуары можно найти на сайте «Ашанти».


Учение о нирване не предполагает полного отречения от мира. Избавление от желаний или ситуаций, вызывающий страдание и мучение – путь к просветлению. Это очищает сознание, возникает чувство единства, человек начинает видеть границы действительности, суть вещей. И это не мешает ему жить, но он становится спокойнее, принимает верные решения.

Если кратко, то для современного человека путь к нирване – это избегать привязанности к материальным объектам, воспринимать их как необходимое временное явление для поддержания существования (работа, дом, вещи). Нужно стремиться исключать любые негативные мысли, неприязнь, злобу, зависть. Избегать осуждения, заниматься йогой и медитацией, найти гармонию с окружающим миром и Вселенной.

Нужно спокойно созерцать плоды своей деятельности, изменить точку зрения на ситуации, вызывающие раздражение. Прийти к философскому пониманию, что все происходящее вокруг – это отработка кармы и не только счастье, но и горе тоже ведет к развитию, через него очищается душа.

Нирвана является высшей, конечной целью существования человека. Но ее нельзя путать с состоянием эйфории, в котором ум находится лишь в кратковременном блаженстве, нужно прийти к вечному спокойствию и умиротворению.

Нирвана – это состояние, которого можно добиться только при высоком уровне духовного развития. В современном мире реализовать это намного сложнее, чем в прежние времена. Но и сейчас это доступно, независимо от религии.

Начинающим придется сначала дойти до нирваны с остатком. Потом важно удержать это состояние до стабильности и только потом стремиться к более высшему духовному развитию, которое и дает полное блаженство.

Какова концепция нирваны в буддизме?

Вопрос

Ответ

Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние. Представьте, что свеча горит, а затем гаснет. Ее энергия не разрушается, но переходит в другой тип. Это основная иллюстрация того, что происходит, когда душа достигает нирваны.

Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение). На первый взгляд это звучит довольно по-библейски. Библия предостерегает, чтобы мы не были поглощены или ведомы похотью (Римлянам 6:12), и повелевает нам «умертвить» все земное внутри себя, включая греховную страсть (Колоссянам 3:5). Ненависть и сознательное невежество также осуждаются в Писании. Существует не менее 71 пословицы, которые говорят о «глупцах», и ни одна из них не является положительной. Ненависть – это также негативное состояние согласно Библии. «Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12; тут и далее – Новый Русский Перевод).

Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22). Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).

Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах. Мы не будем существовать в газообразном состоянии постоянной апатии, а скорее будем наслаждаться исполнением нашего самого главного желания – общения с Богом: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11).

English


Вернуться на стартовую страницу

Какова концепция нирваны в буддизме?

Нирвана | религия | Британика

нирвана

Все медиа

Похожие темы:
брахман бодхи

См. весь связанный контент →

нирвана , (санскрит: «угасание» или «выдувание») Пали ниббана , в индийской религиозной мысли, высшая цель некоторых дисциплин медитации. Хотя он встречается в литературе ряда древних индийских традиций, санскритский термин нирвана чаще всего ассоциируется с буддизмом, в котором это древнейшее и наиболее распространенное обозначение цели буддийского пути. Он используется для обозначения угасания желания, ненависти и невежества и, в конечном счете, страдания и возрождения. Буквально это означает «задувание» или «гашение», как когда гаснет пламя или догорает огонь.

В своей первой проповеди после просветления Будда (основатель буддизма) изложил Четыре благородные истины (одно из основных учений буддизма), третьей из которых было «прекращение» ( ниродха ). Это состояние прекращения страдания и его причин и есть нирвана. Термин нирвана вошел в западный язык для обозначения небесного или блаженного состояния. Европейская оценка нирваны как состояния уничтожения была источником викторианской характеристики буддизма как негативной и отрицающей жизнь религии.

Еще из Британники

Индийская философия: концепции анатты и ниббаны

Будда учил, что человеческое существование характеризуется различными формами страдания (рождение, старение, болезнь и смерть), которые переживаются на протяжении многих жизней в цикле перерождений, называемом 9.0019 самсара (буквально «блуждающий»). В поисках состояния за пределами страдания он решил, что его причина — негативные действия и негативные эмоции, которые их мотивируют, — должна быть уничтожена. Если бы эти причины можно было искоренить, они не оказали бы никакого действия, что привело бы к прекращению страданий. Это прекращение было нирваной. Поэтому нирвана рассматривалась не как место, а как состояние отсутствия, особенно отсутствия страдания. Именно то, что сохранялось в состоянии нирваны, было предметом серьезных дискуссий на протяжении всей истории традиции, хотя оно описывалось как блаженство — неизменное, безопасное и необусловленное.

Буддийские мыслители проводят различие между «нирваной с остатком», состоянием, достигнутым перед смертью, где «остаток» относится к уму и телу этого последнего существования, и «нирваной без остатка», которая достигается в момент смерти. когда причины всего будущего существования будут устранены и цепь причин как физической формы, так и сознания будет окончательно прервана. Эти состояния были доступны всем, кто следовал буддийскому пути до его завершения. Говорят, что сам Будда достиг нирваны, когда достиг просветления в возрасте 35 лет. Хотя он уничтожил причину будущего перерождения, он продолжал жить еще 45 лет. Когда он умер, он ушел в нирвану, чтобы больше никогда не родиться.

С появлением в I веке н.э. традиции Махаяны, формы буддизма, подчеркивающей идеал бодхисаттвы, нирвана без остатка стала пренебрежительно относиться в некоторых текстах как чрезмерно квиетистская, и учили, что Будда, чья продолжительность жизни безгранична, только притворился, что ушел в нирвану, чтобы побудить своих последователей стремиться к этой цели. Согласно этой традиции, Будда вечен, обитая в месте, называемом «безымянной нирваной» ().апратиштхитанирвана ), что не является ни сансарой, ни нирваной. Буддийский философ Нагарджуна (150– ок. –250) заявил, что между сансарой и нирваной нет ни малейшей разницы, и это утверждение интерпретируется как означающее, что обе они лишены какой-либо внутренней природы.

Дональд С. Лопес

Значение буддизма — Атлантика

Учение, основанное Буддой, известно на английском языке как буддизм. Могут спросить, кто такой Будда? Будда — это тот, кто достиг Бодхи; а под Бодхи понимается мудрость, идеальное состояние интеллектуального и этического совершенства, которое может быть достигнуто человеком чисто человеческими средствами. Термин Будда буквально означает просветленный, знающий. Буддисты верят, что Будда рождается в каждом эоне времени, и наш Будда — мудрец Готама, достигший просветления под деревом бо в Буддх Гайе в Индии — был седьмым в последовательности.

Готама родился в семье индийского царя на границе современного Непала за 623 года до нашей эры. Мудрецы царства предвидели, что он станет либо императором, либо буддой, и отец его, желая, чтобы он был императором, держал его в полном уединении от всех неприятных вещей, чтобы он не стал мудрым, видя жизнь. Но боги знали, что Готама должен стать Буддой, и поэтому они посещали землю в различных формах, чтобы он мог их увидеть. Три дня подряд по пути в королевский парк Готама видел старика, больного и труп и таким образом узнал, что люди — все люди — должны страдать и умирать. На четвертый день он увидел монаха; отсюда он понял, что для того, чтобы научиться преодолевать вселенскую скорбь человека, он должен отказаться от мирских удовольствий. Соответственно, на двадцать девятом году жизни он отрекся от своего царства и стал аскетом.

Готама бродил по сельской местности в поисках истины и мира. Он обращался ко многим выдающимся учителям своего времени, но никто не мог дать ему то, что он искал. Он усердно практиковал все суровые аскезы монашеской жизни, надеясь достичь Нирваны. В конце концов его хрупкое тело превратилось почти в скелет. Но чем больше он терзал свое тело, тем дальше удалялся от своей цели. Осознав тщетность самоуничижения, он в конце концов решил пойти другим путем, избегая крайностей боли и потворства своим слабостям.

Новым путем, который он открыл, был Срединный Путь, Восьмеричный Путь, который впоследствии стал частью его учения. Следуя этому пути, его мудрость достигла своей наивысшей силы, и он стал Буддой.

Будучи человеком, принц Готама по собственной воле, любви и мудрости достиг состояния будды — наивысшего возможного состояния совершенства — и научил своих последователей верить, что они могут сделать то же самое. Любой человек внутри себя обладает силой сделать себя хорошим, мудрым и счастливым.

Все учения Будды можно выразить одним словом: Дхамма. Это означает истину, то, что есть на самом деле. Это также означает закон, закон, который существует в сердце и разуме человека. Это принцип праведности. Поэтому Будда призывает человека быть благородным, чистым и милосердным не для того, чтобы угодить какому-либо Верховному Божеству, а для того, чтобы быть верным высшему в себе самом.

Дхамма, этот закон праведности, существует не только в сердце и разуме человека, но и во вселенной. Вся вселенная есть воплощение и откровение Дхаммы. Когда луна восходит и заходит, идут дожди, растут урожаи, сменяются времена года, это происходит благодаря Дхамме, ибо Дхамма — это закон вселенной, который заставляет материю действовать способами, открытыми нашими исследованиями естествознания.

Если человек будет жить Дхаммой, он избежит страданий и придет к Нирване, окончательному освобождению от всех страданий. Никакой молитвой, никакими церемониями, никаким обращением к Богу человек не откроет Дхамму, которая приведет его к цели. Он обнаружит его только одним путем — развивая свой собственный характер. Это развитие происходит только через контроль ума и очищение эмоций. Пока человек не утихомирит бурю в своем сердце, пока он не распространит свою любящую доброту на все существа, он не сможет сделать и первого шага к своей цели.

Таким образом, буддизм вовсе не является религией в обычном понимании этого слова. Это не система веры или поклонения. В буддизме нет такой вещи, как вера в совокупность догм, которые нужно принимать на веру, например, вера в Высшее Существо, создателя вселенной, реальность бессмертной души, личного спасителя или архангелов, которые должны исполнять волю Верховного Божества. Буддизм начинается с поиска истины. Будда учил, что мы должны верить только в то, что верно в свете нашего собственного опыта, в то, что соответствует разуму и ведет к высшему благу и благополучию всех существ. Мужчины должны полагаться на себя. Даже если он может «найти прибежище в Будде» — выражение, используемое, когда человек клянется жить праведной жизнью, он не должен становиться жертвой слепой веры в то, что Будда может спасти его. Будда может указать путь, но он не может пройти его за нас.

Истина, которую видит буддист, когда смотрит вокруг себя, — это истина причины и следствия. Каждое действие, каким бы незначительным оно ни было, производит эффект; каждое следствие, в свою очередь, становится причиной и производит дальнейшие следствия. Бессмысленно искать Первопричину. Первопричина непостижима; скорее, причина и следствие цикличны, и эта вселенная, когда она умрет и развалится, даст начало другой вселенной, точно так же, как эта была сформирована из рассеянной материи предыдущей вселенной. Происхождение вселенной, как и каждого отдельного человека или предмета в ней, зависит от цепочки предшествующих причин, которая продолжается и продолжается в бесконечном цикле рождения, смерти и возрождения. Это принцип зависимого происхождения.

Что с душой? Будда учил, что души или «я» не существует, и использовал метафору телеги. Если вы уберете колеса и оси, половицы и борта, оси и все остальные части телеги, что останется? Не что иное, как концепция тележки, которая будет такой же, когда будет построена новая тележка. Так из жизни в жизнь движется непрерывный процесс психофизических явлений. Каждая жизнь мгновенно переходит в смерть в новую жизнь, а новая жизнь есть следствие причин старой жизни. Пламя свечи в этот момент отличается от пламени, которое горело мгновение назад, но это пламя непрерывно.

Таким образом, в цепи взаимозависимой причинности все феноменальное существование постоянно меняется. Элементы объединяются и воссоединяются без какой-либо основной субстанции или души, что придает им постоянство. Это Колесо Жизни. Главной причиной беспокойства, страданий, которые являются уделом существ, вращающихся на Колесе Жизни, является страстное или эгоистичное желание существования, и именно это желание приводит в движение жизненную силу. Желание проявляется в действии. Это действие в действительности есть воля или сила воли, ответственная за создание бытия. На санскрите это называется кармой, но на языке пали, на котором говорил Будда и на котором были написаны все буддийские писания, она смягчена до каммы.

В этой вселенной, где нет ничего постоянного, все изменения управляются каммой или каммической силой. Камма означает действие. В общем смысле камма означает все хорошие и плохие действия. Камма относится ко всем видам преднамеренных действий, умственных, словесных или физических, то есть ко всем мыслям, словам и поступкам. В своем конечном смысле камма означает все нравственные и безнравственные намерения.

Камма, хотя и активирует цепь причин и следствий, не является детерминизмом и не является оправданием фатализма. Прошлое влияет на настоящее, но не доминирует над ним. Прошлое — это фон, на котором жизнь течет от момента к моменту; прошлое и настоящее влияют на будущее. Существует только настоящий момент, и ответственность за использование настоящего момента во благо или во зло лежит на каждом человеке.

Каждое действие производит эффект; сначала причина, а потом следствие. Поэтому мы говорим о камме как о «законе причины и следствия». Если вы бросите камень в пруд, рябь распространится на берег, но это еще не все, поскольку рябь возвращается внутрь, пока снова не коснется камня. Последствия наших действий возвращаются к нам, и пока наши действия совершаются со злым умыслом, волны следствий будут возвращаться к нам как зло Но если мы добры и сохраняем миролюбие, возвратные волны неприятностей слабеют, пока не утихнут, и наша хорошая камма вернется к нам в благословении.0003

В окружающем нас мире много неравенства в судьбах людей — одни богаты, другие бедны, одни живут полной жизнью, другие умирают молодыми и т. д. Согласно буддизму, существующее неравенство в какой-то степени обусловлено , к окружающей среде, которая сама формируется причиной и следствием, и в большей степени к причинам, то есть камме, которые находятся в настоящем, непосредственном прошлом и отдаленном прошлом. Человек сам несет ответственность за свое счастье и несчастье. Таким образом, камма — это не судьба, не предназначение и не слепой детерминизм. У человека есть определенная доля свободы воли; он может изменить свои действия и повлиять на свое будущее. Каждое действие, умственное или физическое, имеет тенденцию производить подобное. Если человек совершает доброе дело или думает о хорошем, это повлияет на него, усилив в нем склонность к добру.

Понимание каммы дает нам силу. Чем больше мы делаем учение о камме частью нашей жизни, тем больше мы обретаем силы не только для управления нашим будущим, но и для более эффективной помощи нашим ближним. Практика хорошей каммы, когда она полностью развита, позволит нам преодолеть зло и даже преодолеть саму камму, тем самым приведя нас к нашей цели, Нирване.

Принцип зависимого возникновения и закон каммы обеспечивают основу для понимания природы перерождения. Согласно буддизму, смерть — это «временный конец временного явления». Это не полное уничтожение существа, ибо, хотя органическая жизнь прекратилась, каммическая сила, которая до сих пор приводила ее в действие, не уничтожена. Наши физические формы — лишь внешние проявления невидимой каммической силы. Когда нынешняя форма погибает, ее место занимает другая форма в зависимости от хорошего или плохого волевого импульса — каммы, которая была самой могущественной — в момент перед смертью.

При смерти каммическая сила остается совершенно нетронутой распадом физического тела, и уход нынешнего сознания создает условия для возникновения нового тела в другом рождении. Поток сознания течет, как река, состоящая из притоков и разливающая воду по местности, через которую она проходит. Непрерывность течения в момент смерти не прерывается во времени; в потоке сознания нет разрыва, и поэтому нет места для какой-либо промежуточной стадии между этой жизнью и следующей. Возрождение происходит мгновенно.

Настоящее бытие, настоящее существование обусловлено тем, как человек сталкивался с обстоятельствами в прошлом и во всех прошлых существованиях. Нынешний характер и обстоятельства человека являются результатом всего того, чем он был до настоящего времени, но то, каким он будет в будущем, зависит от того, что он делает сейчас в настоящем. Истинный буддист рассматривает смерть как мгновенный инцидент между одной жизнью и ее преемником и спокойно смотрит на ее приближение. Его заботит только то, чтобы его будущее было таким, чтобы условия этой жизни давали ему лучшие возможности для самосовершенствования.

Буддизм учит, что с помощью практики медитации и концентрации можно тренировать память. С помощью медитации и культуры ума можно обрести способность видеть свое перерождение как звено или последовательность звеньев в цепи рождений; можно также обрести способность оглядываться на свои предыдущие жизни. Не только это, но и буддизм учит, что с достижением Нирваны в самой этой жизни, через просветление и истинную мудрость можно достичь конца этой цепи перерождений.

Нирвана, состояние, к которому стремятся все буддисты, есть прекращение желания и, следовательно, конец страдания. Нирвана на санскрите означает «выдувание». Оно понимается как угасание пламени личного желания, угашение огня жизни. Среди жителей Запада Нирвана часто рассматривается как негативное состояние, своего рода «ничто». Но в буддийских писаниях это всегда описывается в положительном ключе; высшее прибежище, безопасность, освобождение, мир и тому подобное. Нирвана — это свобода, но не свобода от обстоятельств; это свобода от оков, которыми мы привязали себя к обстоятельствам. Свободен тот человек, который достаточно силен, чтобы сказать: «Все, что приходит, я принимаю как лучшее».

Нирвана — это умирание каммической силы. Буддист восходит к Нирване через многие этапы Срединного пути, пути мудрости, нравственности и контроля. Здесь недостаточно места даже для упоминания этих фаз или различных аспектов режима, рекомендованного Буддой в его обширных писаниях; но можно считать само собой разумеющимся, что жизнь добросовестного буддиста полна и богата. Через цикл перерождений он восходит, он совершенствует себя, он побеждает свои страсти мудростью и любовью. Медленно каммическая сила угасает, пламя угасает.

Корень проблем человека лежит в его изначальном состоянии невежества. Из невежества возникает желание, которое приводит в движение каммическую силу. Следовательно, путь к Нирване лежит через знание, и мы снова возвращаемся к Дхамме, учению Будды. Ибо в Дхамме, как истине, лежит освобождение от невежества, желания и вечного изменения, и Будда показал нам путь к истине.

Что же тогда означает буддизм? В конечном счете, буддизм, хотя и не является, строго говоря, религией, представляет собой систематическое упражнение в духовности, безусловно, одно из величайших из когда-либо задуманных. Он предлагает индивидууму средство, с помощью которого он может реализовать себя через понимание, достигнув, в конечном счете, плана сверхличности, на котором ни самопознание, ни самопознание уже бесполезны. Мейстер Экхарт, великий христианский мистик, сказал: «Царство Божие принадлежит только полностью мертвым». Буддист согласился бы, хотя он, вероятно, предпочел бы менее мрачную форму высказывания. Нирвана в жизни, покой, который «превосходит всякое понимание», есть завоевание жизни, открытие постоянного в ее потоке психофизических случайностей и обстоятельств. Буддист верит, что с помощью медитации и хороших размышлений он может следовать за Буддой через последовательные стадии просветления и достичь, наконец, совершенной мудрости, которая преодолевает все нужды.

Но далеко не все буддисты являются монахами или адептами. Что означает буддизм для обычного человека, занимающегося своей работой в мире? На протяжении всего учения Будды упор делается на уверенность в себе и решимость. Буддизм ставит человека на ноги, пробуждает в нем уверенность в себе и энергию. Будда снова и снова напоминал своим последователям, что нет никого ни на небе, ни на земле, кто мог бы помочь им или освободить их от результатов их прошлых злых дел. Буддист знает, что сил его собственного ума и духа достаточно, чтобы вести его в настоящем, формировать его будущее и в конце концов привести его к истине. Он знает, что обладает силой, которая в конечном счете непревзойденна.

Кроме того, буддизм недвусмысленно указывает на нравственный аспект повседневной жизни. Хотя Нирвана аморальна в том смысле, что окончательный мир превосходит конфликт добра и зла, путь к мудрости определенно является нравственным путем. Это логически следует из учения о камме. Каждое действие должно производить эффект, и собственные действия человека производят эффект в его собственной жизни. Таким образом, каммическая сила, которая неизбежно ведет нас вперед, может быть только силой добра, то есть силой нашей абсолютной мудрости, если каждое действие является добрым действием.

Эта доктрина находит свое высшее выражение в метте , буддийской цели универсальной и всеобъемлющей любви. Метта означает гораздо больше, чем братское чувство или доброту, хотя они и являются его частью. Это активная благотворительность, любовь, которая выражается и осуществляется в активном служении для возвышения ближних. Метта идет рука об руку с готовностью помочь и готовностью поступиться личными интересами, чтобы способствовать благополучию и счастью человечества. это метта , которая в буддизме является основой социального прогресса. Метта — это, наконец, самая широкая и самая интенсивная мыслимая степень симпатии, выражающаяся в муках страдания и перемен. Истинный буддист делает все возможное, чтобы применять метту по отношению к каждому живому существу и отождествляет себя со всеми, не делая никаких различий в отношении касты, цвета кожи, класса или пола.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts