Буддизм в 9 вопросах • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Антропология, История
Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий
Автор Людмила Жукова
1. Кто придумал буддизм?
Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и ислама), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, принадлежавший к варне кшатриев, то есть к сословию воинов, родился в северной Индии, предположительно, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными легендами, а исторический пласт прочно сросся с мифологическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.
Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.
В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просветления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).
2. Чем буддизм отличается от индуизма?
Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать представители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуизма Индуизм — религия Индии, которую исповедует более 80 % населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед — главного священного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для проникновения извне религии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определялась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.
Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллектуально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.
Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распространенных в Индии, значительно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддизма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.
3. Что значит быть буддистом?
Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia CommonsНа протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые хранились в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддийскую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упоминанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».
Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.
4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of ArtВ буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное средство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презрительно называют хинаяной, то есть «малой колесницей», — ведь оно предполагает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаянисты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добровольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
5. Будда один, или их много?
Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art FoundationВ буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужденных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшественников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхисаттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».
6. Будда — это бог или нет?
Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, BostonКак уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буддийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни соседствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизненного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном создавать особые миры — «поля Будды».
Прах Будды воспринимается как свидетельство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почитанием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских культовых сооружениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхармическом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.
Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские божества — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддийскому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчинены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо переродиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, перерождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.
7. Празднуют ли буддисты Новый год?
Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital LibraryВ народном буддизме существует множество праздников — весьма популярных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вообще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых событий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ предков очень устойчив и играет огромную роль.
8. Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixelsНаиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.
9. Буддисты вегетарианцы или нет?
Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© DiomediaКазалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетарианством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.
другие религии
11 вопросов про иудаизм
11 вопросов про ислам
Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки
Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки
Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art
Источники
- Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
М., 1993.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
СПб., 1999.
- Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
М., 2014.
- Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
London, 2006.
- The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.
Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.
Теги
Шпаргалка
Азия
Стыдные вопросы
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Видеоигра дня
Grim Fandango (1998)
Топоним дня
Влтава
Растение дня
Шалфей
Архив
История, Литература
Лазарь Флейшман: «Спутник представился: „Пастернак“. Я обомлел: это было явление недавно умершего поэта»
О детстве в Риге, неслучившейся карьере музыканта, дружбе с Андреем Синявским и эмиграции
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Nirvana означает — Vaniquotes
Исследуемые выражения:
«Nirvanam означает»
|»нирвана означает»
|»нирвана, значит»
Содержание
- 1 Бхагавад-гита как она есть
- 1. 1 BG, главы 1–6
- 2 Шримад-Бхагаватам
- 2.1 СБ Песнь 3
- 2.2 СБ Песнь 7
- 3 лекции
- 3.1 Лекции по Бхагавад-гите как она есть
- 3.2 Лекции по Шримад-Бхагаватам
- 3.3 Фестивальные лекции
- 3.4 Общие лекции
- 3.5 Дискуссии по философии
- 4 Разговоры и утренние прогулки
- 4.1 1971 Разговоры и утренние прогулки
- 4.2 1973 Разговоры и утренние прогулки
- 4.3 1974 Разговоры и утренние прогулки
- 4.4 1976 Разговоры и утренние прогулки
- 4,5 1977 Разговоры и утренние прогулки
Бхагавад-гита как она есть
BG Главы 1 — 6
Это только вопрос понимания и принятия факта. Кхатванга Махараджа достиг этого состояния жизни всего за несколько минут до своей смерти, предавшись Кришне. Нирвана означает прекращение процесса материалистической жизни.
BG 2. 72, Комментарий:
Сознание Кришны или божественную жизнь можно обрести сразу, за секунду, а можно не достичь такого состояния жизни даже после миллионов рождений. Это только вопрос понимания и принятия факта. Кхатванга Махараджа достиг этого состояния жизни всего за несколько минут до своей смерти, предавшись Кришне. Нирвана означает прекращение процесса материалистической жизни. Согласно буддийской философии, после завершения этой материальной жизни остается только пустота, но «Бхагавад-гита» учит другому. Настоящая жизнь начинается после завершения этой материальной жизни. Для грубого материалиста достаточно знать, что нужно покончить с этим материалистическим образом жизни, но для духовно продвинутых людей после этой материалистической жизни есть другая жизнь.
Шримад-Бхагаватам
ШБ Песнь 3
Душа существует вечно. Поэтому нирвана означает покончить с материальным существованием, а покончить с материальным существованием означает вернуться домой, обратно к Богу.
ШБ 3.25.29, Комментарий:
Подобным образом, что касается системы хатха-йоги, которая нацелена на локализованный аспект Господа, Параматму, многие йоги, такие как Вишвамитра, падают. Но бхакти-йоги, однажды приблизившись к Верховной Личности Бога, уже никогда не возвращаются в этот материальный мир, как подтверждается в «Бхагавад-гите». Яд гатва на нивартанте: (БГ 15.6) уйдя, человек никогда не вернется. Тйактва дехам пунар джанма наити: (БГ 4.9) после того, как он оставил это тело, он никогда больше не возвращается, чтобы принять материальное тело. Нирвана не прекращает существование души. Душа всегда существует. Поэтому нирвана означает покончить с материальным существованием, а покончить с материальным существованием означает вернуться домой, обратно к Богу.
Верховная Личность Бога обитает на различных планетах Вайкунтхи. Нирвана означает погасить муки материального существования.
ШБ 3.33. 30, Комментарий:
В этой связи для описания достижения Девахути используются три слова: атманам, брахма-нирванам и бхагавантам. Они относятся к постепенному процессу открытия Абсолютной Истины, упоминаемому здесь как бхагавантам. Верховная Личность Бога обитает на разных планетах Вайкунтхи. Нирвана означает погасить муки материального существования. Когда человек способен войти в духовное царство или достичь духовной реализации, он автоматически освобождается от материальных мук. Это называется брахма-нирвана. Согласно ведическим писаниям, нирвана означает прекращение материального образа жизни.
ШБ Песнь 7
Нирвана означает прекращение всех материальных желаний. Иногда понимают, что отсутствие желаний подразумевает прекращение работы ума, но это невозможно.
ШБ 7.15.34, Комментарий:
Нирвана означает прекращение всех материальных желаний. Иногда понимают, что отсутствие желаний подразумевает прекращение работы ума, но это невозможно. У живого существа есть чувства, и если бы чувства перестали работать, живое существо больше не было бы живым существом; он был бы точь-в-точь как камень или дерево. Это невозможно. Поскольку он живой, он нитья и четана — вечно чувствующий. Тем, кто не очень развит, рекомендуется заниматься йогой, чтобы оградить ум от беспокойства материальных желаний, но если человек сосредоточивает свой ум на лотосных стопах Кришны, его ум естественным образом очень скоро обретает покой.
Лекции
Бхагавад-гита как она есть Лекции
Поэтому философия Будды тоже самое, что вы завершаете это тело, нирвана, нирвана. Нирвана означает… Их философия в том, что ваше чувство боли и удовольствия связано с этим телом.
Лекция по БГ 2.14 — Германия, 21 июня 1974 г.:
Поэтому философия Будды тоже самое, что вы завершаете это тело, нирвана, нирвана. Нирвана означает… Их философия в том, что ваше чувство боли и удовольствия связано с этим телом. Они также принимают. Теперь, что это за тело? Это тело представляет собой соединение материи. Сочетание земли, воды, воздуха, огня, эфира, ума, разума, эго — восемь материальных элементов, пять грубых и три тонких. Это тело сделано из этого. Итак, философия Будды заключается в том, что вы демонтируете это тело, нирвану. Также как этот дом сделан из камня, кирпича и дерева и так далее. Так что вы его разбиваете, и нет больше ни камня, ни кирпича. Это распространяется на землю. Ты вечен. Вы не можете быть нулем.
Буддийский философ считает, что сочетание материи создает живой симптом. Их конечная цель — нирвана. Нирвана означает остановить это сочетание.
Лекция по BG 2.26-27 — Лондон, 29 августа 1973 г.:
Точно так же буддийская философия в основном не верит в существование души. Буддийский философ считает, что сочетание материи образует живой симптом. Их конечная цель — нирвана. Нирвана означает остановить это сочетание. Благодаря этому сочетанию мы чувствуем боль и удовольствие. Поэтому, если мы разложим эту комбинацию, не будет больше ни боли, ни удовольствия. Материалистический. Их решение, боль и удовольствие, любая философия или любая религиозная система в конечном счете направлены на атйантика-духкха-нивритти. Духкха означает боль, а нивритти, нивритти означает остановку. Почему люди ходят в церковь? Из-за того, что они чувствуют какую-то боль, они ходят в церковь или храм, чтобы воззвать: «Если есть кто-то, подобный Богу…» Они так думают. «Позвольте мне обратиться к Верховной Личности, чтобы облегчить мое горе». Итак, цель это атйантика-духкха-нивритти. Мы также развиваем это сознание Кришны. Наша цель такая же. Духкха-нивритти. Кришна говорит: джанма-мритью-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам (БГ 13.9).). Мы всегда держим в уме, что в этом материальном существовании в первую очередь есть четыре вида страданий. Чтобы остановить это. Духкхалайам ашашватам (БГ 8.15). Цель каждого – духкха-нивритти. Его можно представить по-разному. Итак, философия Будды также духкха-нивритти, прекратите боли.
Высшей кульминацией совершенства, согласно их идее, является прекращение всех видов деятельности. Также как философия Будды, нирвана. Нирвана означает прекращение, прекращение всей деятельности.
Лекция по БГ. Выдержки из лекций 2.44-45, 2.58 — Нью-Йорк, 25 марта 1966 г.:
Значит, надо лечить. Какой-то философ говорит, что это бредовое состояние надо вылечить, а активности не должно быть. Они боятся любой деятельности. Поскольку наша, эта материальная деятельность стала для нас источником страданий, поэтому есть определенные философы, которые говорят, что мы должны прекратить всякую деятельность. Их высшая кульминация совершенства, согласно их идее, заключается в прекращении всякого рода деятельности. Также как философия Будды, нирвана. Нирвана означает прекращение, прекращение всей деятельности. Философия Будды… Согласно Господу Будде, его теория состоит в том, что благодаря комбинации материальных элементов появилось это тело. Итак, так или иначе, если эти материальные элементы отделить или демонтировать, тогда причина страданий будет устранена. Это его… Также как у вас есть большой дом и арендаторы, или правительство, или сборщик налогов, они доставляют нам слишком много хлопот. Так что если вы считаете, что лучше разобрать этот дом, чтобы избавиться от всех этих бед…
Нирванам означает прекращение всей этой материальной скверны.
Лекция по BG 5.22-29 — Нью-Йорк, 31 августа 1966 г.:
Тот, кто стремится к трансцендентному счастью, которое называется брахма-сукха, брахма-сукха… Тот, кто есть, йах антах-сукха, что брахма-сукха находится внутри. Эта брахма-сукха не лишена. Йах антах-сукхах антар-арамах. И счастлив и удовлетворен, наслаждаясь внутри. Антах-сукхах антар-арамас татхантар-джьотир эва йах. И кто пытается обнаружить брахма-джйотир, сияние Брахмана внутри. Са йоги брахма-нирванам. Этот йог уже находится в Брахмане. Нирванам означает прекращение всей этой материальной скверны. Брахма-бхуто ‘дхигаччхати. И он становится реализованной душой или брахма-антах.
Нирвана означает отсутствие материального существования.
Лекция по BG 5.26-29 — Лос-Анджелес, 12 февраля 1969 г.:
И нирвана, нирвана, философия Будды находится чуть выше материальной обусловленной жизни, но на грани духовного существования. Это… Нирвана означает отсутствие материального существования. Нирвана, эта безличная концепция также является нирваной. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, что безличная философия — это еще один аспект философии пустоты. Веда… Философия скрытой пустоты. Имперсонализм покрыт пустотой философии. Они все одинаковы. Философия имперсонализма Шанкары и философия пустоты Будды почти одинаковы. Настоящая жизнь, настоящая духовная жизнь — это философия вайшнавов. Философия вайшнавов, общение с Верховной Личностью Бога лицом к лицу. Также как мы сидим здесь лицом к лицу. Мы говорим, вы слышите. Вы можете иметь это совершенство. Это личная концепция духовного совершенства. Продолжать.
Нирвана означает, настоящее слово нирвана на санскрите, нирвана означает завершение.
Лекция по BG 6.13-15 — Лос-Анджелес, 16 февраля 1969 г.:
Нирвана означает, настоящее слово нирвана на санскрите, нирвана означает завершение. Законченный. Это называется нирвана. Это означает, что материалистическая деятельность закончена. Больше не надо. Это называется нирвана. И пока вы не закончите эту бессмысленную деятельность, о мире не может быть и речи. Пока вы будете заниматься материальной деятельностью, не может быть и речи о мире. Прахлада Махараджа сказал своему отцу: тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам. «Мой дорогой отец, это самое лучшее». Для кого? Лучшая вещь для кого? Он сказал: тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам сада самудвигна-дхийам асад-грахат (ШБ 7.5.5). Эти люди, эти материалистичные люди, которые приняли что-то непостоянное. Просто постарайтесь понять каждое слово. Эти материалистичные люди жаждут запечатлеть что-то непостоянное, вот и все.
Итак, нирвана означает не принимать больше материального тела.
Лекция по БГ 6.13-15 — Лос-Анджелес, 16 февраля 1969 г.:
Итак, нирвана означает не принимать больше материального тела. Не пытайтесь сделать его недействительным. Это еще одна ерунда. Пустота, ты не пустота. Пустота означает сделать недействительным это материальное тело. Это полное жалкое условное тело. Просто постарайтесь вырастить свое духовное тело. Это возможно. Яд гатва на нивартанте тад дхама парамам мама (БГ 15.6). Эти вещи есть. Итак, мы должны стать очень разумными, чтобы понять, в чем проблема жизни, как мы должны использовать эту ценную человеческую форму жизни. К сожалению, во всем мире это образование практически отсутствует.
Нирвана означает, как я уже говорил вам, что вы забываете всю чепуху, чему научились. Это нирвана.
Лекция по БГ 7. 3 — Лондон, 11 марта 1975 г.:
Преданный: Означает ли слово нирвана Кришну?
Шрила Прабхупада: Нирвана означает, как я говорил вам, что вы забываете всю чепуху, чему научились. Это нирвана. Потому что вы узнали так много бессмысленных вещей, если вы закончите словами «Мы не хотим этого», что «Что бы ни было сделано, то сделано. Теперь позвольте мне попытаться понять Кришну», это нирвана. Нирвана означает завершение. Нирвана означает завершение. Вы понимаете? Заканчивай всю эту ерунду, материальное дело. Теперь начните духовную жизнь. Это нирвана.
Лекции по Шримад-Бхагаватам
Культура означает наличие деятельности. Бхакти не означает ноль. Это другое дело. Ноль, нирвана, означает свести эту материальную деятельность к нулю.
Лекция по ШБ 1.7.30-31 — Вриндаван, 26 сентября 1976 г.:
Это бхакти первого класса. И бхакти означает, что есть деятельность. Анукульена: благосклонно. Кришнанушиланам: чтобы удовлетворить Кришну. Анушиланам означает культура. Культура означает, что есть активность. Бхакти не означает ноль. Это другое дело. Ноль, нирвана, означает свести эту материальную деятельность к нулю. Этот намек дает Шанкарачарья. Господь Будда сказал, что все равно нулю, а Шанкарачарья дал дальнейшее уточнение, что «Это не ноль. Брахман — это факт. Брахма сатьям. Не ноль. Джаган митхья. Этот мир — митхья, ноль. Не Брахман». Потому что те, кто понял эту нулевую философию, они негодяи, атеисты. Они не могут понять большего. Поэтому Шанкара дал дальнейшее улучшение, потому что проповедовал. Весь мир стал буддийским, а он хотел установить ведические принципы. Так они уже сделали ноль. Итак, как Шрипада Шанкарачарья может сказать: «Нет, это не ноль. Это факт». Они не поймут. Он сказал по-другому, что «Нулевой этот материальный мир». Брахма сатьям. Но Брахма — это факт. Это ноль.
Мы должны быть активны. Зачем? Теперь нирвана. Нирвана означает завершение этой материальной жизни. Это называется нирвана.
Лекция по ШБ 1.16.23 — Лос-Анджелес, 13 июля 1974 г.:
Итак, мать-земля оплакивала: «Теперь Кришна ушел. Кто защитит нас?» Но Кришна защищает. Паритранайа садхунам винашайа ча… (БГ 4.8). Две, две разные обязанности. Защищать садху, преданных и убивать демонов. Итак… Используется другое слово. Антархитасйа смарати вишришта кармани нирвана-виламбитани. Нирвана-карма. Это Шримад-Бхагаватам. Постарайтесь понять серьезно. Мы здесь, в этой жизни, в человеческой форме жизни. Мы не должны лениться. Лень не требуется. Кармани. Мы должны быть активными. Зачем? Теперь нирвана. Нирвана означает завершение этой материальной жизни. Это называется нирвана. Философия Будды, они считают ее нирваной. Их философия — нирвана, означающая прекращение чувства боли и удовольствия.
Философия пустоты, нирвана, которая указывает на то, что вы должны полностью покончить с этими материальными желаниями. Это философия Господа Будды, нирвана. Нирвана означает материальные желания, сделать их пустыми, не более того.
Лекция по ШБ 3.25.32 — Бомбей, 2 декабря 1974 г.:
Чистое бхакти есть анйабхилашита-шуньям (Брс. 1.1.11), ноль. Материальные желания, все материальные желания должны быть пустыми. Философия пустоты, нирвана, указывает на то, что вы должны полностью покончить с этими материальными желаниями. Это философия Господа Будды, нирвана. Нирвана означает материальные желания, сделать их пустыми, не более того. Господь Будда сказал об этом. Потому что люди, которые следовали за ним, не были такими опытными, продвинутыми; поэтому он не сказал, что после отказа от всех желаний. Потому что без желаний это не может быть. Желания… Люди говорят, что «Вы избавляетесь от желаний. Откажитесь от всех своих желаний». Этот отказ от всех желаний означает, что вы отказываетесь от своих материальных желаний, потому что вы не можете быть лишены желаний. Тогда вы мертвое тело. Но мы вечные живые существа. Нитьях шашвато ‘йам на ханйате ханйамане шарире (БГ 2.20). Мы получаем разные типы тел из-за разных желаний. Так я избавился от этой привычки; тогда я хочу другую привычку. Так это и происходит.
Философия Будды просто намекает: «Ты заканчиваешь, нирвана». Нирвана означает «Покончи с этой яркой жизнью. Стань нулем».
Лекция по ШБ 3.26.5 — Бомбей, 17 декабря 1974 г.:
Разноцветная жизнь протекает под влиянием гун материальной природы. Поскольку мы загрязняем другую красочную жизнь, у нас есть это тело. Итак, для того, чтобы… Философия Будды дает лишь небольшой намек, нирвана: «Просто закончи эту красочную жизнь». Но это не дает дальнейшего просветления. Просто это дает намёк: «Ты заканчиваешь, нирвана». Нирвана означает «Покончи с этой яркой жизнью. Стань нулем». Он сказал ноль, шуньявади. Но на самом деле мы не можем быть нулем. Поскольку мы вечны, как мы можем быть нулем? Мы должны войти в другую красочную жизнь. Это духовная жизнь. Это духовная жизнь. Просто если вы сделаете ноль, это не. .. Это немногим лучше, если вы понимаете, что эта красочная жизнь материального существования нехороша. Но какова ваша позитивная вовлеченность? До тех пор, пока вы не займетесь другой, более яркой жизнью, вы не сможете отказаться от этой базовой красочной жизни.
В философии Будды это называется нирваной. Нирвана означает свести на нет, шуньявади.
Лекция по ШБ 6.1.17 — Гонолулу, 17 мая 1976 г.:
Итак, это краткое изложение нашего движения сознания Кришны, пути, которым следуют чистые преданные. Чистые преданные — это те, у кого нет материальных желаний. Это чистый преданный. Анйабхилашита-шуньям (Брс. 1.1.11). Шунья означает ноль, тот, кто свел на нет все материальные желания. Таков путь. В философии Будды это называется нирваной. Нирвана означает свести на нет, шуньявади. Но мы не можем оставаться в шунья. Это невозможно. Шуньявади-нирвана означает отказ от материальных желаний. Невозможно отказаться от желаний. Это невозможно. Отказаться от желаний означает, что я мертвое тело, камень. Если у меня есть жизнь, если я не камень, должны быть и желания. Где живое существо, у которого нет желаний? Это невозможно. Если мы убиваем кого-то, чтобы лишить его желаний, что «если тебя убьют, тогда не будет больше желаний», нет, желание останется в тонком теле. Даже с одним покончено, с этим материальным телом… Иногда они совершают самоубийство из-за разочарования, что «Это желание не исполнено. Позволь мне совершить самоубийство». Нет. Это невежество.
Фестивальные лекции
Итак, вы демонтируете эту материю, материю, не будет больше страданий, и нирвана-конец. Нирвана означает завершение.
День лекций после Шри Гаура-Пурнимы — Гавайи, 5 марта 1969 г.:
Это означает, что вы принимаете всю помощь всех этих ингредиентов, и это появляется. Точно так же и это тело появилось таким образом, в результате комбинации. Так и вы, если кукла сломалась, то, со временем, она снова перемешается. «Прах ты есть, пыль ты бишь». Снова смешивается с водой, землей, воздухом. Нет… Итак, как только оно разобрано и рассеяно, больше нет ни сознания, ни ощущения счастья или страдания. Потому что все мы озабочены чувствами сознания, счастья и страдания. Все смущены. Все стараются: «Так я стану счастливым». Это значит, что он испытывает страдание. Итак, согласно философии Владыки Будды, эти чувства счастья и страдания происходят из-за этой комбинации материи. Итак, вы демонтируете эту материю, материю, больше не будет страданий, и нирвана-конец. Нирвана означает завершение.
Общие лекции
Так же, как в философии Будды, нирвана. Нирвана означает уничтожение материального существования.
Лекция об учении Господа Чайтаньи — Сиэтл, 25 сентября 1968 г.:
Да. Вот один момент. Он говорит: «Вы освободили меня. Теперь дайте мне знать, каков мой долг». Это очень важный момент. Философы майавади думают, что освобождение является конечной целью. Также как в философии Будды, нирвана. Нирвана означает уничтожение материального существования. Нирвана. Они думают, что как только происходит уничтожение этого материального существования, это и есть конечная цель. Философы-майявади или имперсоналисты думают, что не только для того, чтобы обрести свободу от этого материального существования, но и для того, чтобы оставаться в духовном статусе, гьянам, просто в знании того, что «я духовная душа. Я слился с духовной душой», что является их целью. Но здесь, Санатана Госвами, он принадлежит к вайшнавской философии. Он говорит: «Каков же мой долг?» Это означает, что после освобождения не все становится пустым или активность прекращается. Нет. На самом деле деятельность начинается после освобождения. В настоящий момент наша деятельность не является освобожденной деятельностью.
Философия Будды, они также пытаются достичь нирваны. Нирвана означает погасить это. Поэтому они хотят сделать пустоту.
Класс в Лос-Анджелесе — Лос-Анджелес, 15 ноября 1968 года:
Итак, сознание Кришны настолько прекрасно, что это деятельность на стадии освобождения. Все пытаются получить освобождение от этих материальных мук, каждая философия. Философия Будды, они также пытаются достичь нирваны. Нирвана означает погасить это. Поэтому они хотят сделать пустоту. Все эти материальные разновидности, они хотят свести их к нулю. Это философия Будды. Философия майавады более или менее похожа на это. Это второе издание философии Будды. Ноль, но этот ноль без жизни. Философия майавады говорит: «Да, ноль, но с жизнью». Это ошибка. Если есть жизнь, то должны быть и разновидности. Жизнь без разнообразия невозможна. Мертвое тело без разнообразия, а не жизнь без разнообразия. Таковы недостатки всех других философий.
Философские дискуссии
Беседы и утренние прогулки
1971 Беседы и утренние прогулки
Нирвана означает прекратить жизнь, но перейти к духовной чепухе.
Беседа в комнате с доктором Вейром из Общества Менса — 5 сентября 1971, Лондон:
Шрила Прабхупада: Парам дрштва нивартате (БГ 9. 59). Там точно сказано, что если человек получает хорошее обязательство, он может отказаться от плохого занятия. Но он не может сделать его неактивным. Это невозможно, потому что душа активна. Он живой. Как он может сделать его неактивным? Это невозможно. Нирвана означает бросить вздор и заняться духовной жизнью. Это следующая атхато брахма джиджнаса. Нирвана не означает прекращения деятельности; прекратить бессмысленную деятельность. Приходите к реальной деятельности.
1973 Разговоры и утренние прогулки
Так что же это? Нирвана означает ноль. Все стремятся к нулю?
Комната Беседа с розенкрейцерами — 13 августа 1973 г., Париж:
Йогешвара: Это нирвана, это царство Господа Иисуса Христа. Он говорит, что это конечная точка, к которой в конечном счете стремятся все люди.
Шрила Прабхупада: Так что же это? Нирвана означает ноль. Все стремятся к нулю?
Йогешвара: (перерыв) Нирвана означает для них что-то другое?
Шрила Прабхупада: Что это?
Йогешвара: (пауза) Он говорит, что это вход во что-то живое и реальное.
Шрила Прабхупада: Нирвана, это слово санскритское. Нирвана означает завершение.
1974 Беседы и утренние прогулки
Нирвана означает, что есть пламя, и ты его гасишь.
Разговор в комнате — 16 марта 1974, Вриндаван:
Гость: Я не так понимаю нирвану.
Шрила Прабхупада: Но это значение, словарное значение, нирвана. Нирвана означает, что есть пламя, и вы гасите его. Это нирвана.
Вы не гасите желание, но мы очищаем его. Это наше… Но это не пустота, нирвана. Нирвана означает завершение.
Разговор в комнате — 16 марта 1974, Вриндаван:
Шрила Прабхупада: Если желание угасло, тогда кто вы?
Гость: Но это не угашение желания; это трансформация желания. Как это один…
Шрила Прабхупада: Это не гашение.
Гость: Верно. Но в том смысле, что это, э-э, пламя, э-э…
Шрила Прабхупада: Это мы говорим. Вы не гасите желание, но мы очищаем желание. Это наше… Но это не пустота, нирвана. Нирвана означает завершение.
Нирвана означает, как я уже объяснил, это люди принимают, те, кто знает санскрит, нирвана означает погашение. Теперь у вас может быть другое значение.
Разговор в комнате — 16 марта 1974, Вриндаван:
Шрила Прабхупада: Нирвана. Нирвана означает, как я уже объяснял, это принимают люди, те, кто знает санскрит, нирвана означает погашение. Теперь у вас может быть другое значение.
Гость: Верно. Слова меняют значение с течением времени.
Шрила Прабхупада: А?
Гость: Слова, я имею в виду, что их корень может быть одним, но с течением времени слово не остается, э-э, тем же, что используется э-э…
1976 Беседы и утренние прогулки
Нирвана, нирвана означает, что вы отказываетесь от всех материальных желаний. Не то, чтобы «Но он не сказал ничего больше, чем это».
Утренняя прогулка — 3 мая 1976 года, Фиджи:
Шрила Прабхупада: А? Это не желание. Это естественно. Это естественно. Послушание Кришне, это мое естественное дело. Слуга всегда готов к делу: «Что я могу сделать, сэр?» Это не желание. Это естественная позиция. Он ничего не желает. Он просто готов: «Что я могу сделать?» Анукулйена кришнанушиланам (ЧЧ Мадхья 19.167). То есть он ничего не хочет. Желание означает, что когда я хочу чего-то для своего удовлетворения, это желание. (перерыв) …мукха-падма-вакья, читтете кория айкья. Он просто ожидает, что прикажет духовный учитель. Читта. Ара на корихо… У него нет других желаний. Это отсутствие желаний. (перерыв) Без желаний означает деревянный камень. У него нет ума, как оно может… Но у каждого живого существа есть ум, так что это отсутствие желаний, что «я подожду приказа моего господина и немедленно исполню». Это отсутствие желаний. …. (перерыв) прекратить функционировать, тогда в чем смысл гуру-мукха-падма-вакья, читтете корийа айкья**? Это означает ожидание приказа из уст гуру. Ара на корихо мане. У него нет других желаний. Это значит быть под… (перерыв) Нирвана, нирвана означает, что вы отказываетесь от всех материальных желаний. Не то, чтобы «Но он не сказал ничего больше, чем это». Потому что это предназначалось для людей четвертого класса, поэтому он не сказал. Он просто попросил вас покончить с этим материальным желанием.
1977 Беседы и утренние прогулки
Нирвана означает сарва-дхарман паритьяджья (БГ 18.66). Это нирвана.
Разговор в комнате — 3 октября 1977, Вриндаван:
Хамсадута: Говорят, однажды Господь Будда сидел под деревом бо, и с него упал лист. Он поднял его и сказал: «Знание, которое я даю тебе, подобно этому листу по сравнению с деревом познания». Поэтому я всегда это цитирую. Они ценят это, «О, да», что за нирваной есть брахма-нирвана, за ней Параматма, а за ней Бхагаван.
Шрила Прабхупада: Нирвана означает сарва-дхарман паритьяджья (БГ 18.66). Это нирвана. Кришна сказал, сарва-дхарман паритйадж… Паритьяджйа означает отказ, и это нирвана. Это требует экспертного представления.
Хамсадута: Во всех храмах они хранят Божество Вишну. Во всех буддийских храмах есть Божество Вишну. У них есть поговорка, что Вишну пообещал Господу Будде защищать буддийскую религию в Шри-Ланке в течение пяти тысяч лет в этом веке. Они говорят, что.
Буддийская философия — Пабы Шамбалы
Следующая статья взята из осеннего выпуска Информационного бюллетеня Snow Lion за 2003 г. и предназначена только для исторической справки. Вы можете увидеть это в контексте оригинального информационного бюллетеня здесь. |
Каковы наиболее важные различия между основными школами буддийской философии? Этот богатый обзор средней длины предлагает живой ответ. Введение, предназначенное для тех, кто плохо знаком с буддийской мыслью, устанавливает диалог между школами по наиболее спорным темам буддийской философии.
Джамьянг Шайба был величайшим тибетским автором философских течений. «Ясное кристальное зеркало » Лосанга Гончока, , краткий комментарий к коренным текстам Джамьянга Шайбы, представляет собой квинтэссенцию многих столетий индийской и тибетской науки. Буддийская философия снимает сливки интеллекта Джамьянга Шайбы, предоставляя редкую возможность отточить наш интеллект и расширить наше представление о буддийской мысли. Дэниел Козорт — адъюнкт-профессор и заведующий кафедрой религии Дикинсон-колледжа, где он преподает религии Индии. Он является автором Высшей йога-тантры. Крейг Престон учился в Университете Вирджинии и преподавал классический тибетский язык в Институте Намгьял. Он автор Как читать классический тибетский, Vol. 1: Краткое изложение Общего Пути и в настоящее время преподает тибетскую и буддийскую философию частным образом в Итаке, Нью-Йорк.
Ниже приводится выдержка из Буддийская философия.
Нирвана с остатком и без остатка
Нирвана — это не место и не ментальное состояние. Это факт о нас. Нирвана — это отсутствие омрачений у того, чье взращивание мудрости привело к уничтожению невежества, желаний, ненависти и т. д. Простое это отсутствие и есть нирвана.
С этим согласны все буддийские школы. Однако они не согласны с использованием термина «остаток» в сочетании с нирваной. Помимо прасангики, говорят, что после того, как человек достигает нирваны, впоследствии можно сказать, что он или она имеют нирвану с остатком, а остаток составляют тело и ум. Смерть отсекает остаток. Однако нирвана без остатка — это единичный момент, происходящий как раз в момент смерти, а не после. После смерти нет человека, которому может принадлежать нирвана!
Школы Хинаяны не признают существования Архата после смерти. В школах махаяны это так, и все, кроме школы Асанги, говорят, что архаты проявляются в различных формах, больше не беспомощно перерождаются в соответствии с кармой и продолжают взращивать мудрость и заслуги, пока не станут буддами. Поскольку Асанга и его последователи говорят, что есть архаты, которые не достигают состояния будды, они должны объяснить, что эти архаты рождаются в чистых землях будд и вечно пребывают там в медитативном погружении.
В школе прасангики термин «остаток» используется совершенно по-другому. Для них остаток имеет отношение к тому, кажутся ли архату вещи по-прежнему истинными. Чтобы объяснить это, мы должны вспомнить то, что было сказано ранее о препятствиях к освобождению и препятствиях к всеведению. Нашему освобождению мешают наши представления о присущем существовании. Вещи представляются нам так, как будто они существуют сами по себе, независимо, и мы соглашаемся с этим явлением, представляя их таким образом. Медитация, анализирующая то, как существуют вещи, разрушит это ложное 9.0332 зачатие, и мы можем освободиться от него и от вызванной им сансары.
Однако из-за того, как мы были обусловлены, что в буддизме представляет собой процесс без начала, вещи по-прежнему кажутся существующими по своей сути. Освобожденный человек — это тот, кто больше не соглашается с этой видимостью, кто всегда сомневается в показаниях чувств и сопротивляется восприятию их неправильным образом. Он или она подобны человеку, который носит солнцезащитные очки, прекрасно понимая, что зеленый оттенок, пронизывающий все видимые объекты, — это всего лишь эффект линз. Требуется очень много времени, чтобы исчезла видимость самосущего существования. Эти пятна видимости являются препятствиями для всеведения.
С этой точки зрения Архат большую часть времени переживает нирвану с остатком, поскольку большую часть времени вещи кажутся ложными. Но тогда когда наступает нирвана без остатка ? Это происходит только тогда, когда этот человек медитирует на пустоту, потому что в это время в уме появляется только пустота. Для не-будд невозможно одновременное появление в уме пустоты и других элементов. (Другой способ выразить это состоит в том, что две истины не могут одновременно явиться небуддийскому уму.)
Итак, и прасангики, и другие могли бы определить обычное состояние архата, время, когда он или она не поглощены медитацией на пустоте, как нирвану с остатком, но они имели бы в виду совсем другое. Прасангики означали бы, что вещи ложно представляются уму; другие означали бы, что Архат жив. Точно так же и прасангики, и другие определяли бы нирвану архата в момент смерти как нирвану без остатка, но они имели бы в виду под этим что-то другое. Прасангики означают, что в это время у ума нет ложной видимости (поскольку на короткое время уму появляется только пустота), тогда как другие означают, что тело и ум оставлены.
Помимо цели еще раз подтвердить свое утверждение о пустой природе вещей, почему прасанигики меняют эту терминологию? Джамьянг Шайба приводит здесь два аргумента. Во-первых, нет смысла говорить, что есть какой-то человек, который переживает нирвану без остатка, если это означает, что совокупности оставлены. Нет человека, когда агрегаты разрушены. Во-вторых, формулировка, предполагающая, что Архаты «гасят» свои совокупности, на самом деле просто относится к их пустоте. Как и все вещи, наши тела и умы «изначально угасли» в пустоте, потому что они всегда были пусты от собственного существования.