Норма психологическая это: Представления о психической норме в клинической психологии //Психологическая газета

Представления о психической норме в клинической психологии //Психологическая газета

Категория психической нормы является важной составляющей понятийного аппарата психологии. Вместе с тем, в последние десятилетия определение психической нормы и ее границ стало полем оживленных дискуссий. Сегодня существует множество критериев нормы, предлагаемых разными исследователями. Не остаются в стороне и клинические психологи. Ведь само возникновение клинической психологии как самостоятельной области научного знания (в частности, оформление ее исторически наиболее ранней области — патопсихологии) было связано с необходимостью экспериментального «изучения ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц» [В.М. Бехтерев, 1907, с. 8]. Нарушения психики В.М. Бехтерев считал отклонениями и видоизменениями нормы, подчиняющимися тем же основным законам. «Но, благодаря более выпуклой картине патологических проявлений душевной деятельности, нередко соотношения между отдельными составными элементами сложных психических процессов выступают намного ярче и рельефнее, нежели в нормальном состоянии» [В.

М. Бехтерев, 1903, с. 1].

В последние годы задача системного анализа категории психической нормы становится все более актуальной. Это связано, прежде всего, с логикой современного развития клинической психологии, которая, наряду с сохранением интереса к традиционным патологическим моделям, все чаще обращается к изучению функционирования нормальной психики [Е.Д. Хомская и соавт., 1997; В.В. Николаева, Г.А. Арина, 1996; А.Ш. Тхостов, 2002; и др.]. Интерес к проблеме нормы сегодня обусловлен и необходимостью комплексного решения все более усложняющихся диагностических и реабилитационных задач.

Какие же взгляды на норму «работают» в клинической психологии? Влияют ли они на развитие ее методологии, методов и конкретных методик эмпирических исследований? И может ли клинико-психологическая практика изменить и обновить представления о психической норме?

Психическую норму часто определяют как отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики. Серьезный недостаток такого «негативного» определения в том, что оно лишь приблизительно очерчивает границы нормального, но не раскрывает его сущности, качественной специфики. Кроме того, рассмотрение нормы в рамках традиционной дихотомии «норма — патология» требует также определения последней. Казалось бы, решению подобной задачи должен способствовать сохранявшийся на протяжении столетий устойчивый интерес медицины и естествознания к различным феноменологическим проявлениям патологических отклонений, к их роли в процессах биологической эволюции. Однако до сих пор в медицине доминирует упрощенное понимание патологии как болезни, отклонения от нормы. Психология должна придти к собственному, более глубокому пониманию патологии, опираясь не только на медицинскую, но и на философскую традицию, в которой «патос» означает «изменения души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. Не следует забывать и о том, что норма и патология не являются взаимоисключающими понятиями: у нормального, психически здорового человека должны отсутствовать психопатологические синдромы, но вполне могут встречаться отдельные патологические симптомы [Б.

С. Братусь и соавт., 1988]. Интересно, что одним из важных признаков нормы считается доступность подобных патологических проявлений самостоятельной компенсации [Т.В. Ахутина, 2002]. В целом можно сказать, что понятия нормы и патологии обусловлены культурно-исторически, их границы достаточно подвижны; между нормой и патологией существует сложный континуум переходных состояний.

В клинической психологии также присутствует понимание нормы как средней величины (норматива), своеобразного критерия сравнения результатов тестирования [К.М. Гуревич, 1995]. Оно широко используется в исследованиях отдельных психических функций, проводимых с применением методов математической статистики. Однако, по мнению ряда авторов, среднестатистическая норма не должна абсолютизироваться [А.А. Корольков, В.П. Петленко, 1977; В.В. Лучков, В.Р. Рокитянский, 1987; Б.С. Братусь, 1996]. Такое понимание исключает из категории нормы все необычные психические проявления, не дает представления о качественных характеристиках психической деятельности, об индивидуальных особенностях личности и поведения в целом. Есть аспекты процессов и явлений, которые нельзя выразить в количественном виде и невозможно сравнивать со статистической нормой. Кроме того, она ограничена множеством рамок (возрастных, популяционных, средовых и др.). В некоторых случаях целесообразно опираться на понимание психической нормы как определенного комплекса индивидуальных особенностей личности и деятельности [Б.С. Братусь, 1996; Е.А. Климов, 1997].

Существует также взгляд на норму как возможность адаптации. Многие психические и поведенческие расстройства рассматриваются именно как состояния устойчивой дезадаптации. Не следует, однако, забывать о том, что болезнь в свою очередь можно рассматривать как форму адаптации к особым условиям существования, что в ряде случаев патологические процессы могут быть приспособительными и оставаться ими до тех пор, пока они сохраняют свою защитную функцию [И.В. Давыдовский, 1968; и др.]. Взгляд на норму как на возможность адаптации имеет и ряд других ограничений. Когда речь идет о социальной адаптации, являющейся необходимым условием эффективного взаимодействия членов социума в процессе совместной деятельности и общения, необходимо учитывать, что требования социума к индивиду всегда неоднозначны, как неоднороден и сам социум.

На протяжении жизни личность находится в процессе постоянного поиска той социальной группы или субкультуры, в которой ее особенности оцениваются как характерные для нормы. В современных условиях нормальным должен быть признан субъект, не только успешно адаптированный к данной среде, но и способный к ее активному преобразованию.

В психологии развития норма рассматривается как диапазон колебаний, как конкретная исторически обусловленная система показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов, как динамическое развертывание оптимальной программы онтогенеза, детерминированной биологическими и социокультурными факторами [Психология развития, 2001; Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000]. Такой взгляд на норму логически связан с представлениями о зоне ближайшего развития; норма становится средством выявления благоприятных и неблагоприятных условий психического онтогенеза.

Наконец, психическую норму можно рассматривать как наличие определенных личностных черт, устойчивых нравственных ориентиров: подлинной заинтересованности в мире, оптимизма, продуктивности, способности к самореализации, к свободному осуществлению выбора из различных альтернатив [И. И. Мечников, 1987; Э. Фромм, 1992, 1994; Б.С. Братусь, 1998; и др.]. Здесь норма выступает как некоторый «идеал», «образец» гармоничной личности.

Интересно, что разные направления клинической психологии демонстрируют «гетерохронность» в развитии проблемы нормы. В патопсихологии, исследующей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» [Б.В. Зейгарник, 1986, с. 5], сопоставление результатов больных с показателями здоровых испытуемых изначально было практически обязательным. Нейропсихологические исследования представляют собой неоднозначную картину. Отсутствие сравнения с результатами нормальных испытуемых характерно для многих нейропсихологических работ 60-х — 70-х гг. прошлого века. Интерес нейропсихологии к проблеме психической нормы отчетливо проявился лишь во второй половине 80-х гг. и был обусловлен обращением к изучению индивидуальных различий и онтогенеза.

Сегодня нейропсихологи активно разрабатывают проблему индивидуальных различий и типологии нормы; говорят о необходимости набора нормативов для разных возрастных периодов и социокультурных условий, о важности определения соотношения между нормой «психологической» и нормой, устанавливаемой по объективным медицинским показателям [Е.Д. Хомская, 2003; Ю.В. Микадзе, 2002; А.В. Семенович, 2002; и др.]. В современной клинической психологии изменяется трактовка ряда симптомов — они могут рассматриваться не в качестве патологических проявлений, а как компенсаторные новообразования психики [Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова, 1995; Л.С. Цветкова, 2001].

Таким образом, в настоящее время в клинической психологии продолжается процесс осмысления категории психической нормы, уточняются и дополняются лежащие в ее основании критерии, развиваются научные направления, ставящие своей задачей теоретические и практические исследования данной предметной области.

Источник: Балашова Е. Ю., Ковязина М.С. Представления о психической норме в клинической психологии: подходы, исследования, перспективы // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (К 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)». Москва, 29–30 ноября 2016 года. Том 1. М.: МГППУ, НЦПЗ, 2016. С. 21–24.


13 июля 2021 года — юбилей у Марии Станиславовны Ковязиной, доктора психологических наук, члена-корреспондента, почетного профессора РАО, профессора кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. «Психологическая газета» присоединяется к поздравлениям, звучащим в этот день, и желает Марии Станиславовне сил, здоровья и вдохновения, новых открытий и свершений!

23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.

Понятие «нормы» важно для психодиагностики и психологии индивидуальных различий.

Влияние оказывают четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной). Например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.

4. Представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

Вот что написано об аномальном развитии: Аномальное развитие в широком смысле – всякое отклоняющееся от нормативного (по психологическим и социокультурным нормам) развитие ребенка, в том числе и с ретардацией (задержка) и с акселерацией. Широкий смысл включает 2 категории детей:

1)с опережающим интеллектуальным, моторным, эмоциональным и социальным развитием,

2) с задержкой развития указанных сторон или с разнообразными сочетаниями нарушений развития (нарушения развития у детей с генетической, перинатальной, неврологической, психической патологией, с умственной отсталостью разных форм, с нарушениями адаптации). Аномальное развитие в узкий смысл – болезненное по происхождению (генетическая патология, органическая патология и т.д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии.

В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ: «Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия». Психологические критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние:

  1. Неадекватность поведения человека в той ситуации, в которой он находится.

  2. Отсутствие критичности по отношению поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению.

  3. Непродуктивность деятельности. Человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет.

Оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Идеальное с точки зрения индивида.

Norm Psychology – Duke Culture Lab

Социальные нормы сыграли решающую роль в эволюции современных человеческих обществ, однако мало что известно об условиях, в которых люди становятся наиболее чувствительными к ним. Одна из причин этого была методологической, поскольку люди редко осознают влияние, которое на них оказывают нормы, и не всегда могут достоверно ответить на вопросы самооценки о них. Чтобы решить эту проблему, некоторые исследователи сравнивают профили между странами. Хотя этот подход был информативным для многих вопросов, страна представляет собой довольно грубый уровень анализа, который требует дополнительного подхода для раскрытия динамики на индивидуальном уровне.

Для этого мы применяем нейробиологический подход, анализируя спонтанные реакции на нарушения нормы. Этот подход позволил получить новые сведения, которые невозможно охватить только с помощью самоотчетов или анализа на уровне страны. Например, предыдущие исследования показывают, что страны, которые ценят взаимозависимость, также склонны к жесткости или имеют строгие нормы (Gelfand et al., 2011). Чтобы экспериментально проверить это, мы активировали взаимозависимость (по сравнению с контрольной группой) и обнаружили повышенную чувствительность к социальным нормам, но только у людей, которые считают, что их культурный контекст уже является строгим (т. е. жестким) (9).0007 Сальвадор и др., 2020, Социально-когнитивная аффективная неврология ). Наша работа предполагает, что связь между взаимозависимостью и чувствительностью к нормам зависит от восприятия людьми норм в их культуре. Хотя мы обнаружили один контекст, в котором взаимозависимость повышает адаптацию к социальным нормам, со временем эта ценность может также обеспечивать чувство безопасности через социальную связь. Во втором эксперименте мы информировали участников об угрозе заболевания (по сравнению с контрольной группой) и обнаружили активацию как спонтанного обнаружения, так и нисходящей бдительности к нарушениям нормы. Эти данные согласуются с эволюционными теориями и моделями на уровне стран, предполагающими, что люди «ужесточают» или повышают свою чувствительность к социальным нормам в присутствии угрозы (Gelfand et al., 2011). Однако этот эффект был ослаблен у людей с высоким уровнем взаимозависимости (9).0007 Сальвадор и др., 2020, Биологическая психология ). Наши результаты показывают, что социальные отношения могут иметь мощный обезболивающий эффект в присутствии угрозы, что привело к важному пересмотру теорий чувствительности к угрозам и нормам. С тех пор мы также концептуально повторили этот вывод с угрозой COVID-19 (Россмайер, , Сальвадор, , и Китаяма, в процессе подготовки).

Изучение социальных норм имеет решающее значение не только для понимания индивидуальной и культурной динамики, но и для понимания изменений во времена кризиса. COVID-19пандемия затронула все страны мира, но некоторые страны пострадали больше, чем другие (Kitayama, Salvador & Camp, 2021, Social Issues and Policy Review ) . Вероятно, задействовано множество факторов. Например, страны или города, которые имеют более широко распространенную политику вакцинации от родственных заболеваний, таких как туберкулез (например, БЦЖ) (Берг, Ю, Сальвадор , Мелани и Китаяма, 2020,  Научные достижения ), и меньше неравенства и сегрегации ( Ю, Salvador , Melani, Berg, Neblett & Kitayama, 2021, Annals of the New York Academy of Sciences ) оказались лучше. Важно отметить, что другие факторы могут быть социокультурными. COVID-19 в основном передается между людьми, поэтому общества, в которых нормы социальных отношений имеют тенденцию быть более открытыми, могут быть более уязвимыми для этой болезни. Мы предположили, что реляционная мобильность или степень, в которой люди в обществе взаимодействуют с другими людьми по своему выбору, влияет на распространение вируса. Мы обнаружили, что в обществах с высокой реляционной мобильностью (например, в Мексике и США) вирус распространяется быстрее, чем в обществах с низкой реляционной мобильностью (например, в Японии и Венгрии). Важно отметить, что наши эффекты сохранялись после различных проверок надежности, включая контроль доступности тестирования, занижение сведений о случаях, культурные и демографические переменные (9).0007 Сальвадор  и др., 2020, Психологические науки ).

Темпы роста (b) подтвержденных случаев и (d) смертей по странам показаны как функция относительной мобильности для каждой страны. Черная линия указывает на наиболее подходящую регрессию. Все заштрихованные области представляют собой стандартные ошибки.

Наши результаты показывают, насколько гибкие нормы отношений могут быть помехой во время пандемии. Вместе эта работа показывает мощное влияние социальных норм на нашу психологию, которую мы продолжаем изучать в лаборатории. Например, нормы могут быть представлены в тонких формах языка, способами, которые являются универсальными и варьируются в зависимости от контекста (9).0007 Сальвадор , Orvell, Kross & Gelman, 2022, Scientific Reports ). Текущая работа в лаборатории посвящена изучению культурных различий в социальном соответствии и культурных различий в восприятии социальных норм. Мы также изучаем, как культурные различия в нормах отношений влияют на эмоции.

Философские исследования: Психология норм (часть 3): Психологическая архитектура

Твитнуть

Этот пост является частью моей серии статей о том, как работает общество . Индекс см. здесь.

В настоящее время я работаю над статьей Шрипады и Стича под названием «Основы психологии норм». Цель статьи — предоставить основу для исследования когнитивных основ нормативного поведения.

В части 1 мы рассмотрели некоторые факты социального уровня о нормах. Во второй части мы рассмотрели некоторые факты о нормах на индивидуальном уровне. В этой части мы рассмотрим предложенную Шрипадой и Стичем модель психологической архитектуры, которая поддерживает эти факты.

Представленная здесь модель описывается авторами как «первый проход». Они добавляют к нему элементы позже в статье, когда рассматривают некоторые открытые вопросы для будущих исследований. Я представлю некоторые из этих вопросов в конце этого поста.

1. Психологическая модель. и (b) механизм реализации норм .

Механизм усвоения норм помогает нам улавливать внешние поведенческие сигналы в нашей культурной среде. Из этих сигналов делается вывод о существовании определенного набора норм. Механизм приобретения начинает работать в раннем возрасте и носит непроизвольный характер.

Механизм реализации поддерживает базу данных норм и генерирует набор внутренних мотивов для соблюдения этих норм. Это также может играть роль в обнаружении нарушений норм. Подробнее об этом позже.

Базовая модель показана ниже в виде прямоугольников и стрелок.

Авторы утверждают, что эта модель помогает объяснить данные, рассмотренные ранее в статье, делает существенные заявления о врожденности и обеспечивает основу для дальнейших исследований.

2. Некоторые открытые вопросы
В оставшейся части статьи Шрипада и Стич рассматривают некоторые из этих вопросов. Здесь я рассмотрю первые три набора вопросов, а остальные оставлю для части 4 этой серии.

а. Мораль и нормативная психология
Один большой набор вопросов касается того, как моральные нормы отличаются, если вообще отличаются, от других норм. Есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что люди по-своему обрабатывают и интерпретируют моральные нормы. Это говорит о том, что моральные нормы могут составлять отдельное подмножество в базе данных норм или даже иметь свою собственную уникальную незагрязненную психологическую систему.

Авторы предполагают, что, поскольку этот вопрос пересекается с метафизикой и семантикой (метаэтикой), он вряд ли будет решен в ближайшее время.

б. Проксимальные сигналы
Следующий набор вопросов относится к ближайшим сигналам, которые приводят к усвоению норм. Возможно, они приобретаются в ответ на проявления наказания, но это маловероятно, учитывая, что дети усваивают нормы без воздействия таких проявлений.

Психолог Джеймс Блэр предположил, что нормы усваиваются, когда «грустные лица» родителей сочетаются с конкретными действиями ребенка. Это подверглось резкой критике со стороны философа Шона Николса.

Возможно также, что нормы хотя бы частично усваиваются в ответ на словесные инструкции.

в. Norm-Storage
Третий блок вопросов касается хранения норм в базе данных.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts