Нравственная культура личности это: Нравственная культура | это… Что такое Нравственная культура?

Этапы формирования нравственной культуры личности — Студопедия

Поделись  

Этап Формальная нравственность На чём основана нравственность Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна данная нравственность
1. Элементарная нравственность Послушание и подражание Страх, боязнь наказания Дети, некоторые инфантильные люди взрослого возраста
2. Конвенциональная нравственность Общественное мнение окружающих Стыд, честь Взрослые люди
3. Автономная нравственность Саморегуляция Совесть Взрослые люди

Нравственная культура – это целостная система элементов.

Структура нравственной культуры

1. Культура этического мышления:умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и пр.

2. Культура чувств:степень развитости эмоциональной одухотворённости человека, способность к сочувствию и сопереживанию.

3. Культура поведения:совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

4. Этикет:уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеру поведения в обществе.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

1. «Золотое правило» нравственности –поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

2. Моральная автономия личности –личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несёт ответственность за свой выбор перед самим собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям и т.п. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

3. Гуманизм –человеколюбие, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие.

Нравственная культура личности –это знание общих моральных принципов, способность сформировать их в глубокие убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.



Нравственная культура и ее уровни

Уровень культуры, в том числе и нравственной, определяется тем, какие базовые потребности доминируют в жизни данного человека, данной группы людей. Каждая цивилизация в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми (традиционные, ритуальные, этикетные и т. д.) в которых реализуется добро. Наполнение этих культурных форм происходит в разных жизненных ситуациях, в живом поле культуры.

Низший уровень культуры, ниже которого развитое общество не дает опуститься ни индивиду, ни группе, определен тем, что главными в жизни являются потребности и ценности своего материально-вещного существования и комфорта. Человеку этого уровня известно различие между добром и злом, он знает, что добро значимо, во всяком случае добро в отношении к нему самому. Он может вести себя в соответствии с известными нравственными нормами, делая выбор в жизненных ситуациях в пользу добра, потому что так принято в обществе. Мотивы его поступков определяются не столько желанием делать добро, потому что он добр, или чувством долга, сколько внешней в отношении к нему нормой поведения, действующей в данном обществе и привычной ему. Человек этого уровня совершает добрый поступок потому, что полагает — он «зачтется» или в настоящей жизни, или в посмертном существовании. Ведь общество старается блокировать проявления зла, безнравственность осуждается, а если человека осуждают там, где он живет и действует, то ему и живется труднее. А для него очень важны условия своей материально-вещной обеспеченности, нормальность отношений, свой душевный покой и покой людей, которые с ним непосредственно связаны: его близкие родственники и его приятели. Добро и в отношении к ним реализуется в основном в сфере материально-вещных отношений. Делать добро при этом значит обеспечить, одеть, обуть, накормить, поддержать материально.

Общество требует от любого человека проявлений честности и справедливости. Человек низшего уровня культуры будет ограниченно честным, порядочным, справедливым, но лишь постольку, поскольку это полезно для него. Ведь если его поймают, скажем на обмане, то станут плохо относиться, а тогда его материально-вещный и душевный комфорт оказываются под угрозой. Человеку этого уровня могут быть свойственны и чувства жалости и порывы милосердия. Но и жалость и милосердие и прочие нравственные движения души у этих людей неустойчивы и проявляются зачастую в грубой форме, порой даже оскорбительной. Потому что деликатность, такт – это слишком тонкие для них материи. Человек бывает уверен, что если он пожалел, проявил милосердие (в какой бы форме это ни выразилось), тот, кого пожалели, должен быть благодарен. Вообще ощущение долга других по отношению к себе на этом уровне развито. А вот ощущение своего долга ограничено. Во-первых тем, в отношении к кому, к чему именно у человека есть долг. Обычно речь идет о близких: долг отца, материнский долг, сыновний, дочерний. Во-вторых, свой долг ограничен гранью, за которой он начинает противоречить пользе, выгоде, корысти. Когда у человека низшего уровня культуры возникает конфликт между его долгом и его пользой, долгу не выстоять.

Стыд, совесть, как внутренние регуляторы отношений и поведения, могут проявиться на этом уровне культуры, но в ослабленном виде, и сравнительно легко преодолеваются. От мучений совести стараются так или иначе избавиться оправдывая себя, ища других виноватых, или даже ставя под сомнение ценность самой совести.

Люди этого уровня культуры не свободны от собственного нравственного лицемерия. Оно проявляется в формах излишней заботы о нравственности других людей и подчеркнутого соблюдения самим человеком всех правил приличия, простейших моральных норм. В действительности же для него реален лишь минимум нравственности. Он соблюдает правила приличия, хорошего тона, не бывает чрезмерно жесток, или, если жесток, то якобы справедливо и обоснованно. Он даже бывает добр в меру. А если и нарушает какие-то нормы нравственности, то не разрушительно для своего общества. А нарушения конечно есть Это может проявляться не вообще, а в отдельных сферах и моментах человеческих взаимоотношений, например, в сексуальных взаимоотношениях. Нарушения морали обычно стараются скрыть, спрятать, потому что, как правило, общество осуждает такие проявления. Если же речь идет не об обывателях, а о преступном мире, то в нем свои представления о добре и зле, чести, порядочности, свои правила нравственного поведения. Преступники, их группы и слои, своеобразно, но тоже реализуют минимум нравственности в отношениях, находясь на низшем уровне культуры, граничащем с ее полным отсутствием. И доминантой их жизненных потребностей также является свой практический интерес, своя польза (за исключением патологических случаев).

В целом, на низшем уровне культуры нравственная окультуренность жизни выступает как некоторая “оформленность”, “обработанность”, нормированность отношений между людьми в плане морали. Оформленность эта не вполне устойчива, преимущественно внешняя, всегда с минимумом действительно нравственного содержания.

На более высоком, следующем уровне, высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности. Для человека этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение и поведение других людей нравственно оцениваются. Как правило, оценки эти концентрируются в том или ином виде проповеди истинно нравственного образа жизни. Такой человек на самом деле стремится прежде всего делать и всячески утверждать добро, даже путем самопожертвования. Это путь альтруизма. Существующие нормы нравственности для человека этого уровня культуры не внешни, если он их принимает, то всем сердцем. Но еще важнее, чем нормы – чувство долга в отношении не только к близким, родным, но и ко всем людям.

Человек этого уровня нравственной культуры старается быть предельно честным перед собой и перед другими, бескомпромиссно справедливым. Он действительно сочувствует и пытается помогать другим, но его забота порой бывает навязчивой. При этом и сам он считает и окружающим кажется, что для него самая высокая ценность – другой человек. Но это не совсем так, потому что для него нравственность, идеал нравственной жизни, нравственный долг выше всякого конкретного человека.

Абсолютизация нравственности вообще и конкретной морали в частности приводят к трагическим конфликтам в реальной жизненной ситуации. Примером этому может быть позиция «непротивления злу насилием», при которой важно не отступить от идеалов добра, даже если зло побеждает и другие люди в жизненной ситуации оказываются беззащитными перед ним. Абсолютизация норм, заповедей, требований, принципов морали проявляется в непреодолимом искушении навязать другим людям определенный тип нравственности, которая считается всечеловеческой, а на деле характерна лишь для определенного поколения, общественного слоя или группы. Такая настойчивость приводит к парадоксальным результатам. Абсолютизируемое добро может, время от времени, оборачиваться злом: духовным насилием, насилием себя, нечуткостью, внутренней изломаностью личности.

Надо признать, что даже развитое нравственное сознание человека описываемого уровня культуры не гарантирует ему безупречность поступков. Свойственный ему перекос в сторону долженствования добра, когда самоценность человека оказывается зауженной, неизбежно приводит его к страданию.

На высшем уровне нравственной культуры безусловной и высшей ценностью для человека является другой человек, а не идеалы «истины, добра, красоты». Это утверждение другого в качестве доминирующей ценности происходит не за счет жертвенной самоотдачи, не за счет альтруизма. Это происходит потому, что для человека высшего уровня нравственной культуры это совершенно естественно. В его поведении отсутствуют ригоризм и стремление проповедовать свою истину. Существенным здесь является не убеждение, что надо творить добро, а желание его творить и умение делать это. Причем делать «не вообще», а в отношении к конкретному другому человеку. Для этого уровня нравственной культуры характерно осторожное и избирательное, с учетом своеобразия реальных ситуаций, отношение к нарушениям норм, правил. И такое же отношение к долгу. Особенно это касается оценок действий других людей, общения с ними по поводу их нравственности или безнравственности. Главными во взаимоотношении с людьми оказываются деликатность, такт, не позволяющие напрасно оскорбить другого своим нравственным якобы превосходством.

Милосердие такого человека, его забота о других – не обременительны, не обидны, чаще всего просто незаметны. Человек при этом более болезненно относится к своим слабостям, своим нарушениям нравственности, чем к тому, когда это делают другие. До значительного предела он терпим к человеческим слабостям и умеет прощать, ибо не считает себя и свою нравственность совершенными.

У человека высшего уровня культуры меньше внутренних конфликтов, у него нет противопоставления моральных ценностей иным столь же высоким ценностям. Такой человек не просто нравствен, он – полноценно культурен. Для этого уровня не характерна позиция «непротивления злу насилием». Нравственная культура высшей пробы не изолирована от других сфер культуры. Полноценна эта культура именно потому, что идеалы «истины, добра, красоты», в данном случае, суть проявления человечности человека. А ее то и надо отстаивать!

 

По публикации: 

В.П. Большаков, док. филос. наук, профессор 

Культура как форма человечности

 

Культура, мораль и индивидуальные различия: сопоставимость и несравнимость между видами

Обзор

. 2018 19 апреля; 373 (1744): 20170170.

doi: 10.1098/rstb.2017.0170.

Жерар Сосье 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Орегонский университет, 1227 Орегонский университет, Юджин, Орегон 97403, США [email protected].
  • PMID: 29483353
  • PMCID: PMC5832693
  • DOI: 10.1098/рстб.2017.0170

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Жерар Сосье. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2018 19 апреля; 373 (1744): 20170170.

doi: 10.1098/rstb.2017.0170.

Автор

Жерар Сосье 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Орегонский университет, 1227 Орегонский университет, Юджин, Орегон 97403, США [email protected].
  • PMID: 29483353
  • PMCID: PMC5832693
  • DOI: 10. 1098/рстб.2017.0170

Абстрактный

Основные пути выявления индивидуальных различий (у разных видов) включают изучение моделей поведения, представленных в языке и нейрофизиологии. Но результаты этих подходов, по-видимому, не сходятся по некоторым основным параметрам. Выявление измерений человеческих вариаций, наименее применимых к нечеловеческим видам, может помочь отделить специфические для человека индивидуальные различия недавнего эволюционного происхождения от общих для разных видов. Человеческая культура включает усвоенные, навязанные системы социальных норм, которые символически подкрепляются и упоминаются в демонстрациях, сигнализирующих о приверженности. На ключевом этапе человеческой эволюции запугивающая агрессия и основанное на обмане мошенничество, по-видимому, стали подвергаться цензуре на языке морального сообщества, что сделало возможным взаимное наблюдение, скоординированное в сплетнях, связанных с внешними санкциями.

Эта все еще сохраняющаяся культурная парадигма моралистически регулирует эгоистичное получение выгоды с помощью общей семантики и четких правил. Этические и моральные кодексы остаются важнейшими и универсальными компонентами человеческой культуры и имеют более сильный отпечаток в языке, чем большинство аспектов популярной в настоящее время таксономии «Большой пятерки» — модели, которая выделяет пять основных линий индивидуальных различий в человеческой личности. У других видов (например, у шимпанзе) наблюдатели-люди могут заметить очевидные индивидуальные различия в чертах, имеющих отношение к морали, но не потому, что у животных есть системы санкций, аналогичные человеческим. Удаление морального аспекта личности и других специфических для человека проявлений (например, религии) может помочь в выявлении тех других оснований индивидуальных различий, которые более распространены среди разных видов. таксономии индивидуальных различий».

Ключевые слова: культура; язык; лексические исследования; мораль; структура личности.

© 2018 Автор(ы).

Заявление о конфликте интересов

У меня нет конкурирующих интересов

Похожие статьи

  • Таксономии психологических индивидуальных различий: биологические взгляды на проблемы тысячелетий.

    Трофимова И., Роббинс Т.В., Сулис В.Х., Ухер Дж. Трофимова И. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 19 апреля; 373 (1744): 20170152. doi: 10.1098/rstb.2017.0152. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29483338 Бесплатная статья ЧВК.

  • Человеческая мораль и темперамент.

    Каган Дж. Каган Дж. Небр Симп Мотив. 2005;51:1-32. Небр Симп Мотив. 2005. PMID: 16335737

  • Для кого сдерживание влияет на поведение? Выявление ключевых индивидуальных различий.

    Файн А, ван Рой Б. Файн А и др. Закон Хам Бихав. 2017 авг; 41 (4): 354-360. дои: 10.1037/lhb0000246. Epub 2017 6 апр. Закон Хам Бихав. 2017. PMID: 28383983

  • Религия, мораль, эволюция.

    Блум П. Блум П. Анну Рев Психол. 2012;63:179-99. doi: 10.1146/annurev-psych-120710-100334. Epub 2011, 21 сентября. Анну Рев Психол. 2012. PMID: 21943167 Обзор.

  • Разнообразие в действии: обмен мнениями и размышлениями о таксономии индивидуальных различий.

    Ухер Дж., Трофимова И., Сулис В., Неттер П., Пессоа Л., Познер М.И., Ротбарт М.К., Русалов В., Петерсон И.Т., Шмидт Л.А. Ухер Дж. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 19 апр;373(1744):20170172. doi: 10.1098/rstb.2017.0172. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29483355 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Возраст приобретения терминов личности: значение для теории личности.

    Ройвайнен Э. Ройвайнен Э. Eur J Psychol. 2022 г., 31 мая; 18 (2): 132–141. дои: 10.5964/ejop.2987. Электронная коллекция 2022 май. Eur J Psychol. 2022. PMID: 36348698 Бесплатная статья ЧВК.

  • Фраза, изображающая аморальное поведение, расширяет его субъективную оценку времени.

    Цзя Л., Шао Б., Ван С., Ши З. Цзя Л. и др. Фронт Псих. 2021 24 декабря; 12:784752. doi: 10.3389/fpsyg.2021.784752. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 35002873 Бесплатная статья ЧВК.

  • Этические возможности глубоководного сбора полиметаллических конкреций из зоны Кларион-Клиппертон.

    Катона С., Пауликас Д., Стоун Г.С. Катона С. и др. Integr Environ Assess Manag. 2022 май; 18 (3): 634-654. doi: 10.1002/ieam.4554. Epub 2021 16 декабря. Integr Environ Assess Manag. 2022. PMID: 34766726 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка морального фонда справедливости предсказывает использование языка, связанного с моральными проблемами, в Твиттере среди японцев.

    Мацуо А., Ду Б. , Сасахара К. Мацуо А. и др. Фронт Псих. 2021 30 апр;12:599024. doi: 10.3389/fpsyg.2021.599024. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33995173 Бесплатная статья ЧВК.

  • Таксономии психологических индивидуальных различий: биологические взгляды на проблемы тысячелетий.

    Трофимова И., Роббинс Т.В., Сулис В.Х., Ухер Дж. Трофимова И. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 19 апреля; 373 (1744): 20170152. doi: 10.1098/rstb.2017.0152. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018. PMID: 29483338 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Человеческая культура (ы) как моральный порядок (ы) | Мораль, верящие в животных: человеческая личность и культура

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль, вера в животных: человеческая личность и культураФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль, вера в животных: человеческая личность и культураФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

См.

Смит, Кристиан,

«Человеческая культура как моральный порядок»

,

Мораль, Верующие животные: человеческая личность и культура

(

,

0 Нью-Йорк

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195162028.003.0002,

по состоянию на 7 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль, вера в животных: человеческая личность и культураФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль, вера в животных: человеческая личность и культураФилософия религииСоциология и антропология религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Идеи культуры и действия занимают центральное место в социологии и социальной теории. В этой главе утверждается, что наиболее адекватный подход к теоретизированию человеческой культуры должен быть нормативным, который рассматривает людей как нравственных, верующих животных, а человеческую социальную жизнь как состоящую из моральных порядков, которые составляют и направляют социальное действие. Человеческие действия обязательно являются нравственно установленными и побуждаемыми практиками. А человеческие институты неизбежно представляют собой морально пропитанные конфигурации правил и ресурсов. Одной из центральных и фундаментальных мотиваций человеческих действий является соблюдение и поддержание морального порядка, который помогает формировать, направлять и делать значимой саму человеческую жизнь. Человеческие личности почти всегда живут в социальных мирах, которые густо оплетены моральными предположениями, убеждениями, обязательствами и обязательствами. В этой главе также исследуются давние ложные дихотомии «культуры» и «общества» в социологической теории. В своем дополнении он пытается обосновать, почему люди являются моральными животными?

Ключевые слова: человеческие культуры, социология, социальные действия, верующие животные, моральные предположения

Предмет

Социология и антропология религии Философия религии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts