Нравственные ориентиры: Духовный мир личности. Духовно-нравственные ориентиры человека

Духовный мир личности. Духовно-нравственные ориентиры человека



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив — это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима — высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности — это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное — построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное — основой этого мировоззрения является религия и 3. научное — опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее — и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие — мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль — едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность — это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50 %; моя семья — 70 %; получать от жизни удовольствие — 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Нравственные ориентиры как основа развития адаптивных поведенческих стратегий младших школьников

        Актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младшего школьника продиктована требованиями, которые предъявляются обществом к образовательному учреждению, необходимостью присоединения учеников к системе общечеловеческих и характерных россиянам ценностей, воспитания у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

        Проблема нравственных ориентиров личности с давних пор была объектом исследований психологов и педагогов. На протяжении многих тысяч лет понятие «нравственный ориентир» менялось, наполнялось наиболее новым содержанием [5].

        Проблему нравственного воспитания необходимо отнести к одной из самых острых в современном образовании. Нравственное развитие и воспитание учеников младших классов является одной из самых сложных задач воспитания в условиях современного образования. Современное российское общество столкнулось с проблемой безнравственности, цинизма растущего поколения, утратой нравственных ориентиров [3, 7].

        Нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вкладывал педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего добьется он самостоятельно в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

        Как раз младший школьный возраст предоставляет много возможностей для развития моральных качеств.

        Вопросы нравственности личности проанализированы в большом количестве работ отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов. Основные идеи о морали, нравственном становлении личности, её ценностных ориентирах представлены в работах следующих философов и социологов: К. А. Абульханова-Славская, Л., Б. С. Братусь, И. Кант, и др. [8].

        Психологические аспекты проблемы развития нравственных мотивов и потребностей выявлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса, А. Маслоу, и др [1,4,6].

        Нравственные ориентации являются важным критерием во взгляде человека на окружающий его мир. Они обусловливают социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, устанавливая будущее жизни людей в сфере общества.

        Цель нашего исследования состояла визучении нравственных ориентиров и адаптивных поведенческих стратегий младших школьников.

        Исследуя работы по данной теме можно сказать, что существует необходимость проведения мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Программы по нравственному воспитанию младших школьников могут способствовать повышению уровня нравственности, развития нравственных качеств личности и умение применять эти качества в разных жизненных ситуациях. Способность воздействовать на индивида, с целью формирования у него нравственных качеств — это проблема, которую изучают многие ученые уже много лет. За этот срок было создано понятие о морали и моральном поведении человека, но возникли трудности о понятии нравственного поведения .

        Большой вклад для полноценного развития личности школьника, в систему непрерывного образования вносит начальная школа. Многие психологи пишут в своих работах о том, что именно в младшем школьном возрасте у детей повышается восприимчивость к усвоению истинных нравственных норм. И именно в этом возрасте необходимо вовремя передать ребенку все знания о нравственности, что благоприятно скажется на развитие личности в дальнейшем.

        Главным звеном в воспитании, определяющим нравственное развитие младшего школьника, является развитие гуманистического отношения к окружающим и эмпатию.

        Психологический замысел работы с детьми младшего школьного возраста по развитию нравственных ориентиров, состоит в том, что бы помочь продвинуться ребенку к высокому нравственному уровню, где он сможет самостоятельно принимать правильные решения в тех или иных ситуациях, а так же делать нравственный выбор.

        То, насколько будет успешен ребенок в данном виде деятельности зависит он профессионализма преподавателя, от его грамотности и правильности применяемых методов обучения. Но, кроме педагогического воздействия на развитие нравственных качеств личности младшего школьника оказывают влияние и другие факторы, такие как: социум, другие виды деятельности, ведущие типы общения, окружающая социальная обстановка и многое другое. Все дальнейшее поведение человека будет зависеть от того, как он в младшем школьном возрасте усвоил понятие нравственных норм и правил. Все эти знания помогут занимать правильную позицию для разрешения различных жизненных ситуаций.

        Стратегии борьбы со стрессами индивида представляют собой развитие человека с самого рождения. Наибольший интерес для исследования имеет младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети уже могут замечать особенности своего защитного поведения. Дети в этом возрасте в большинстве случаев используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, нежели интеллектуальные. Дети активно реагируют на все окружающие изменения, они как правило могут носить позитивный или негативный характер, что в свою очередь активирует работу копинг-стратегий [2,4].

        Главным фактором, влияющим на развитие копинг-стратегии, является семья, главная функция которой защита. Не мало важными являются и отношения со сверстниками и учителями. Поэтому главное для полноценного развития ребенка является создание таких условий, где он будет чувствовать себя защищенным и сможет формировать адекватное поведение для разрешения трудных ситуаций может человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.

        Для исследования личности младших школьников были подобраны следующие методики:

1. Методика «Шкала социальной поддержки» (В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо (Г.М. Фридман).

3. Анкета «Гражданская позиция школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А.).

4. Методика «Диагностика уровня нравственной самооценки» (Т. А. Фалькович).

5. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).

        В исследовании участвовало 50 младших школьников в возрасте 7-9 лет.

         В ходе исследования мы выявили что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях получают, прежде всего, поддержку от собственной семьи.

        Также школьники указывают на то, что получают помощь и внимание со стороны других значимых людей. Они указывают, что у них есть особые люди, которые заботятся о состоянии и чувствах. Менее значимой для испытуемых выглядит поддержка со стороны друзей, они не всегда могут рассчитывать на них, когда им плохо.

        Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений (62%). Такие школьники имеют высокие познавательные мотивы, их интересы направлены на других людей, нуждающихся в помощи. Они добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других.

        Средний уровень выявлен у 36% младших школьников. Испытуемые благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений.

        Низкий уровень нравственных представлений имеют всего лишь 2% испытуемых, которые больше заботятся о собственных интересах без учета интересов других, они не любят ответственности и, с трудом принимают нравственные нормы. 

        Изучив гражданскую позицию школьников, получились следующие результаты 76% младших школьников имеют средний уровень гражданского самосознания. Такие школьники не всегда соблюдают нормы поведения в школе и в общественных местах, бывают не добросовестны в выполнении поручений. В зависимости от ситуации могут нарушать дисциплину на уроке.

        У 56% испытуемых младших школьников выявлен высокий уровень гражданского долга. Такие школьники охотно выполняют постоянные и временные поручения в классе, считают важным защищать Родину, служить ей, бережно охранять природу, уважительно относится к пожилым людям.

У большинства испытуемых школьников правовая культура имеет средний уровень развития (66%). Испытуемые не всегда понимают важность гражданской позиции, не всегда удается уважительно относиться к законам школьной жизни, брать на себя ответственность за собственные ошибки, проявлять нетерпимость к «плохим» поступкам своих сверстников, не поддерживая их агрессивное поведение. 20% школьников имеют низкий уровень правовой культуры, которые часто нарушают нормы поведения в общественных местах, считают плохое поведение своих сверстников актуальным для их возраста.

        По результатам исследования нравственной самооценки младших школьников выявилось, что 58% имеют высокий уровень нравственной самооценки. Школьники указывают, что они часто бывают добрыми со сверстниками и взрослыми, помогают одноклассникам, стараются вежливо отвечать на замечания других людей, контролируют свои негативные эмоции и поступки.

        У 42% младших школьников выявлен средний уровень нравственной самооценки. Такие испытуемые оценивая собственные проявления поведения указывают на тот факт, что они не всегда умеют сдерживать грубость, агрессивность по отношению к другим людям. Им сложно понять и простить плохие поступки своих одноклассников.

        Так же мы провели исследование копинг-стратегий младших школьников и выяснили, что для младших школьников в сложных ситуациях характерны такие совладающие стратегии поведения как:

1. «смена деятельности», что позволяет снять внутренне напряжение в связи с переключением на другую деятельность;

2. копинг-стратегия «общение» позволяет школьнику через взаимодействие с другими людьми справиться с беспокойством, высоким внутренним напряжением, получить поддержку из внешней среды;

3. «избегание», которое выражается в том, что школьники стараются закрыться от других, не обсуждать собственные проблемы, уйти от решения проблемы, избавиться от негативных мыслей, забыть неприятную ситуацию;

4. «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», которая указывает на то, что дети в негативных ситуациях стремятся не только к физическому расслаблению, но и к ограничению сенсорной информации для психического успокоения;

5. «отрицание». При отрицании переориентируется внимание, что помогает школьнику «отключиться» и не реагировать на нравоучение взрослых, отгородиться от негативных переживаний.

        Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование». Младшие школьники в конфликтной, стрессовой ситуации не используют эмоциональную разрядку с деструктивным проявлением («бью, ломаю, швыряю вещи», «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев», «воплю, кричу», «схожу с ума», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь с кем-нибудь»).

        Таким образом, несмотря на возраст младшие школьники в нашем исследовании реагируют на неприятные жизненные ситуации не с помощью эмоций, что является для детей самым приемлемым выходом, а используют интеллектуальные и поведенческие стратегии, переключаясь на отвлечение и осмысливание сложившейся ситуации.

        Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях имеют поддержку семьи. Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений, гражданского самосознания, гражданского долга. У большинства испытуемых школьников правовая культура проявляется на среднем уровне. Младшие школьники имеют высокий и средний уровень нравственной самооценки.

        Среди копинг-стратегий младшие школьники выделяют такие как: «смена деятельности», «общение», «избегание», «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», «отрицание». Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование».

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. моральный принцип принцип, согласно которому поведение должно быть нравственным

  2. принцип базовое обобщение, которое принимается за истинное

  3. принцип реальности руководящий принцип эго

  4. основной основной или наиболее важный

  5. юридический принцип принцип, лежащий в основе формулирования юриспруденции

  6. жизненный принцип гипотетическая сила, которой иногда приписывают функции и качества, присущие живым существам

  7. 16″>

    первый принцип элементарные этапы любого предмета (обычно во множественном числе)

  8. принцип работы правило, достаточное для выполнения работы

  9. жизненный принцип гипотетическая сила, которой иногда приписывают функции и качества, присущие живым существам

  10. основные принципы принципы, из которых могут быть получены другие истины

  11. принцип удовольствия управляющий принцип id

  12. директор школы педагог, имеющий исполнительную власть в школе

  13. ответственный, достойный или требующий доверия; привлечен к ответственности

  14. принцип массового действия (неврология) принцип, согласно которому кора головного мозга действует как скоординированная система с большими массами нервной ткани, участвующими во всех сложных функциях

  15. 08″>

    горькое начало любое одно из нескольких сотен соединений, имеющих горький вкус

  16. Принцип Ле Шателье принцип, согласно которому, если какое-либо изменение вносится в систему, находящуюся в равновесии, то система стремится приспособиться к новому равновесию, противодействующему изменению

  17. в принципе в отношении основ, но не в деталях

  18. принцип локализации (физиология) принцип, согласно которому конкретные функции имеют относительно ограниченное расположение в какой-либо конкретной части или органе тела

  19. судебный принцип принцип, лежащий в основе формулирования судебной практики

  20. принцип локализации (физиология) принцип, согласно которому конкретные функции имеют относительно ограниченное расположение в какой-либо части или органе тела

Пять основных моральных принципов медицинской этики

Раздел 5. Пять основных моральных принципов в здравоохранении

В учреждениях здравоохранения и в самом учреждении есть ряд основных принципов морали, которые проявляются сами по себе. Даже если бы кто-то сделал не подходить к делам или ситуациям, придерживающимся принципов любого из стандартные этические традиции, возникнут эти основные соображения и концепции.

Какой бы ни был этический подход, за исключением эгоизма и релятивизм, существует согласие в том, что существуют определенные основные принципы связанных со здравоохранением, которые соответствуют понятию ДОБРА. Они представлены здесь. Существуют разногласия по поводу того, как они могут быть упорядочены или что делать в случае возникновения конфликта между ними.

Пока эти вопросы в стороне, будет много поводов сделать ссылки на эти принципы при анализе и обсуждении дел в Биомедицинская этика.

Пять основных моральных принципов здоровья Уход:

  • I. ОТСУТСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
  • II. БЛАГОДАРНОСТЬ
  • III. ПОЛЕЗНОСТЬ
  • IV. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ
  • В. АВТОНОМИЯ

я . Без злоупотреблений — НЕ НАВРЕДИ!! Не причинять ненужного вреда или травм в соответствии с разумными стандартами производительности.

Соблюдать ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ . Это не означает, что не должно быть риска травмы, а только то, что существует не более чем приемлемый риск.

II. Благотворительность — Содействовать благополучию других. Это присуще в отношениях поставщика медицинских услуг (HCP) и получателя уход.

напр. отношения врач-пациент. Однако в чем именно заключается обязанность из ГЧП?

Это становится особенно проблематичным, когда здравоохранение провайдеры также являются исследователями. Должны существовать стандарты, чтобы выгоды для субъектов и других являются реальными и с реальной возможностью быть реализованным.

III. Утилита — Попытка получить наибольшее количество выгоду как можно большему числу вовлеченных людей и в соответствии с соблюдение других основных моральных принципов. Наибольшая польза и наименьший вред

IV. Распределительное правосудие — Все участники должны иметь равные права, равный доступ к благам и бремени. Подобные случаи должны быть лечили аналогичным образом. К людям нужно относиться одинаково независимо от потребность, вклад или усилие.

Формальный принцип справедливости как честности (теория Ролза) аналогичные случаи подлежат такому же лечению. Однако каким образом дела обстоят аналогичный? Какими соответствующими способами? Равные в нужде? Равны по вкладам в общество? в учреждение здравоохранения? Равные по усилиям?

V. Автономия — Люди рациональные, самоопределяющиеся существа, способны выносить суждения и решения и должны уважаться как таковые и разрешено это делать и подкреплено правдивой и точной информацией и никакого принуждения.

Они должны принимать решения и действовать: а) без принуждения со стороны любого типа, (б) на основе опций, которые четко объяснены и которые реальные возможности и (c) учитывая информацию, необходимую для принятия решения изготовление.

Некоторые считают, что нарушениям принцип автономии.

Приводятся четыре принципа, оправдывающие ограничения на АВТОНОМИЯ:

1. Принцип ВРЕДА — остановить человека, чья автономия ограничена или нарушены с причинением вреда другим

2. Принцип ОТЦОВСТВА —  Есть две формы:

  • Слабый — чтобы остановить человека, чья автономия ограничена или нарушена от членовредительство
  • Сильный — в интересах человека, чья автономия ограничена или нарушена

3. ЮРИДИЧЕСКИЙ МОРАЛИЗМ Принцип — узаконенная мораль

Акты законодательства налагают ограничения на все, предположительно для выгода от всех

4. БЛАГОСОСТОЯНИЕ Принцип — ограничения или нарушения автономии личности на благо всех.

ПРИМЕРЫ:

Вред — при наличии у человека высококонтагиозного и опасного для жизни заболевания это лицо может быть заключено под стражу против его воли

Патернализм — слабый — человек, пытающийся покончить жизнь самоубийством, проглотив яд, может очистите желудок от яда в отделении неотложной помощи, даже если вы отказываетесь лечение.

Патернализм-сильный-у 22-летнего человека может быть гангренозная нога ампутировали даже при отказе от лечения.

Юридический морализм — детям можно делать прививки от болезней, несмотря на их отказ и отказ их родителей.

Благосостояние — человек с редким антителом к ​​смертельной неизлечимой болезни угрожая всему населению, можно заставить дать образец их крови или костного мозга или другой ткани ради блага все общество.

Подробнее об основных принципах медицинской этики

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ и ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Пять основных моральных принципов в здравоохранении являются моральными принципами, наиболее обычно проводится в этом учреждении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts