Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 • Президент России
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
pravo.gov.ru
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
9 ноября 2022 года
№ 809
УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 9 ноября 2022 г. № 809
ОСНОВЫгосударственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
I. Общие положения
1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее также — традиционные ценности).
2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.
3. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.
9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.
II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей, сценарии развития ситуации
11. Усилия, предпринимаемые Российской Федерацией для развития духовного потенциала ее народа, способствуют повышению сплоченности российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов.
12. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.
13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.
14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее — деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
15. Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России становится угрозой для демографической ситуации в стране.
16. Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.
17. Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:
а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;
б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;
в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;
д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;
е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.
18. В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.
19. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:
а) корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;
б) обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей;
в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
г) развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;
д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
е) повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории;
ж) совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.
20. В дальнейшем ситуация может развиваться по позитивному либо негативному сценарию.
21. Позитивный сценарий будет реализован при условии системного и последовательного проведения государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Данный сценарий предполагает усиление защищенности российского общества от угроз и рисков для традиционных ценностей. Он ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Позитивный сценарий предполагает постепенное преодоление существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы исходя из традиционных ценностных ориентиров.
22. Негативный сценарий может быть реализован в случае отсутствия противодействия распространению деструктивной идеологии.
III. Цели и задачи государственной политикипо сохранению и укреплению традиционных ценностей
23. Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
б) противодействие распространению деструктивной идеологии;
в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
24. Реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
б) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;
в) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете;
г) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;
д) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;
е) поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
ж) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям;
з) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов (в том числе кинолетописи и других аудиовизуальных материалов), произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;
и) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды, формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству;
к) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;
л) защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики;
м) защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;
н) повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.
IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
25. Правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
б) разработка органами публичной власти документов стратегического планирования с учетом целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
26. Основными организационными инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
в) мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
г) осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
д) привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
27. Научно-аналитическими инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
а) проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;
б) разработка методических рекомендаций по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
28. Информационным инструментом реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является взаимодействие органов публичной власти со средствами массовой информации и массовых коммуникаций в целях популяризации и продвижения традиционных ценностей.
29. Мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей требует разработки соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:
а) официальная статистическая информация;
б) итоги социологических исследований;
в) результаты мониторинга проблемных ситуаций, связанных с сохранением и укреплением традиционных ценностей (по субъектам Российской Федерации и сферам ответственности органов публичной власти).
30. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом подготовка проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна осуществляться с учетом целей и задач этой государственной политики.
V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей
31. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей будет способствовать сбережению и приумножению народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности и правопорядка, формированию безопасного информационного пространства, защите российского общества от распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
32. По результатам оценки эффективности реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей положения настоящих Основ при необходимости подлежат корректировке не реже одного раза в шесть лет.
_______________
Нравственность — это не просто слово
Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Нравственность – философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное – это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, а безнравственное, в свою очередь – недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека. Это некий не писаный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.
К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так как модно, ведем себя так как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.
В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него – мудрец, презревший суетность жизни. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.
Нравственные ценности – это то, что еще в давние времена греки называли «этическими добродетелями», античные мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве, исламе нравственные ценности однозначно связываются с Богом, с верой и семьей.
Семья – это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передает социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.
Семейная традиция – это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции.
Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.
Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.
Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно.
Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?
В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их.
В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.
Поделиться:Что такое моральная система?
Казалось бы, простой вопрос. Моральная система — это система согласованных, систематических и разумных принципов, правил, идеалов и ценностей, которые формируют общую точку зрения человека. Конечно, не какие-то правила, а моральные ценности? У каждого из вас в той или иной степени есть моральная система, хотя, скорее всего, у вас нет этической системы. В вашем обосновании или аргументированном эссе вас просят выбрать этическую систему (например, утилитарную этику, кантианскую этику и т. д.) и использовать эту систему в своем эссе для защиты вашего морального правила или системы. Для того, чтобы удовлетворительно сделать это, вам нужно понять, что такое моральная система. Ваша моральная система – это ваша мораль. Однако следует иметь в виду, что не все моральные системы одинаково хороши, как и все мнения одинаково хороши. Ниже приводится диалог двух недоученных специалистов по этике о природе моральной системы. Если у вас есть вопросы по их комментариям, пожалуйста, свяжитесь с вашим инструктором или сообщите о своем беспокойстве в классе.
Что такое моральное правило? И что превращает отдельные моральные правила в систему правил, а не в простой список?Ну, моральное правило , это, знаете ли, что-то, что указывает человеку, что делать, с моральной точки зрения. 10 заповедей являются примерами религиозных правил, которые могут быть, а могут и не быть моральными правилами. И система моральных правил систематизирована, а не представляет собой эклектичную мешанину.
Но как понять, говорит ли правило морально или каким-то другим тоном? А как понять, что правила системные, а не мешанина?Начнем со второго вопроса. Чтобы правила были систематизированы, все они должны быть об одном и том же. Если вы перепутаете правила дорожного движения, правила математики и т.д., то получится солянка. Следовательно, если быть систематичным, правила морали нельзя смешивать. Все они должны быть об одном и том же, а именно о морали, и они должны исходить из моральной точки зрения.
Значит, такое правило, как «никогда не обсуждать мораль после двух часов ночи или после двух шести упаковок пива, в зависимости от того, что наступит раньше», является моральным правилом, поскольку оно касается морали?Не совсем так. Правда, она о морали, и правда, она говорит, что делать, но это не правило морали, так как она не говорит, что человек должен делать, говоря о морали. Это какое-то благоразумное или аморальное правило, или, скорее, чье-то слабое представление о шутке. Не все обязанности являются моральными обязанностями.
Вы хотите сказать, что моя религия или законы моей страны не достойны того, чтобы управлять моим поведением?Да, в какой-то степени я. Наши системы убеждений очень ценны для того, кто мы есть как личности, но не все религиозные или правовые точки зрения совпадают с тем, что является морально правильным поступком. Это область этики, и поэтому мы должны быть систематичными и объективными в своем применении.
Чтобы быть систематическим, нужно быть осторожным, чтобы не смешивать моральные правила с другими видами правил, такими как благоразумие, религия или этикет.Теперь вы понимаете. Моральные правила — это такие правила, как «недопустимо нарушать обещание». Правило этикета — что-то вроде «нельзя пить из миски». Понятно, разница есть. Должны быть и другие ограничения. Например, правила должны быть связаны соответствующим образом. Нельзя просто взять какой-то старый список моральных правил и назвать их систематизированными. Кроме того, система моральных правил не может содержать правила, противоречащие друг другу (например, X и не X). Более того, предвосхищение правил должно быть связано таким образом, чтобы следование одному из них не приводило к автоматическому нарушению другого. Таким образом, чтобы любые два правила были частью одной и той же системы, они должны быть не только логически непротиворечивыми, они должны быть совместимы в том смысле, что соблюдение одного совместимо с ненарушением другого.
Но предположим, что для предотвращения причинения серьезного вреда или даже смерти определенному лицу необходимо нарушить обещание, данное другому лицу. Поскольку в этих обстоятельствах невозможно одновременно соблюдать правила «выполняй свои обещания» и «по возможности предотвращай серьезный вред», значит ли это, что эти моральные правила здравого смысла несовместимы и, следовательно, не могут быть частью одной и той же системы?Нет, поскольку в описанной ситуации правило предотвращения вреда имеет приоритет перед правилом выполнения обещаний или имеет приоритет над ним.
Всегда ли правило предотвращения вреда имеет приоритет над правилом выполнения обещаний?Нет, иногда нужно выполнять свои обещания, даже если тем самым допускаешь причинение вреда. Все зависит от важности обещания и тяжести вреда.
Как можно судить о важности обещания? Как определить тяжесть вреда? И как сбалансировать важность одного с серьезностью другого?Это сложные вопросы, но в целом нужны критерии для оценки важности, определения серьезности и сопоставления важности с серьезностью. Без таких критериев не было бы принципиального способа решить, что делать, когда правила противоречат друг другу. Критерии часто имеют форму теории. Поэтому, если вы выберете либо консеквенциалистскую (например, утилитаристскую этику), либо неконсеквенциалистскую (например, кантианскую этику) теорию, например, вы выбрали критерии для работы. Моральная система должна содержать не только набор правил, направляющих действия, «выполняйте свои обещания», но и набор теоретических правил (например, категорический императив Канта), которые поддерживают эти правила, направляющие действия. Без обоих наборов правил моральная система часто либо произвольна, либо догматична.
Таким образом, чтобы использовать систему моральных правил, нужно этических принципов, чтобы указать, что делать, когда моральные правила противоречат друг другу?Да. Моральные правила и этические принципы — два разных критерия.
Являются ли эти другие принципы моральными правилами?Не совсем так, так как они не говорят, что делать, то есть не руководят действиями с моральной точки зрения. Скорее они рассказывают, как пользоваться моральными правилами; то есть они говорят, как использовать правила, которые говорят, что делать, с точки зрения морали. Эти правила, как правило, носят процессуальный, а не материальный характер. Каждая достойная этическая теория состоит из этих принципов.
Являются ли эти этические принципы также систематическими? Возможно ли, что кому-то могут понадобиться еще другие правила, чтобы сказать, как их использовать?Понятно, что они должны быть не только систематическими, но и беспристрастными, последовательными и универсальными. Конечно, можно было бы надеяться, что еще один набор правил не понадобится, но никаких гарантий дать нельзя.
Понятно?Вы шутите?
Моральные ценности
Все о философииВОПРОС: Что такое моральные ценности?
ОТВЕТ:
Моральные ценности — это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Мораль человека может исходить из общества и правительства, религии или самого себя. Когда моральные ценности исходят от общества и правительства, они по необходимости могут меняться по мере изменения законов и морали общества. Пример влияния изменения законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака и «совместной жизни».
В прошлых поколениях редко можно было увидеть пары, которые жили вместе без законной церемонии бракосочетания. В последние годы количество пар, создающих домашнее хозяйство без вступления в брак, почти такое же, как и традиционных супружеских пар.
Моральные ценности также исходят из самого себя. Это ясно продемонстрировано в поведении младенцев старшего возраста и малышей младшего возраста. Если ребенку было запрещено прикасаться к определенному объекту или брать его с самого начала, он знает достаточно, чтобы медленно оглядываться через плечо, чтобы увидеть, наблюдают ли за ним, прежде чем прикоснуться к указанному объекту. Нет необходимости обучать этому поведению; это инстинктивно. Однако, как только для изменения поведения ребенка применяется любая форма дисциплины, ребенок обретает внутреннюю способность отличать свое правильное поведение от неправильного.
Теперь ребенок может сделать правильный выбор, основываясь на собственных знаниях. Выбор, который делает человек с детства до взрослой жизни, заключается в выборе между запретным и приемлемым, добрым или жестоким, щедрым или эгоистичным. Человек может при любом данном стечении обстоятельств решить сделать то, что запрещено. Если этот человек обладает моральными ценностями, действия против них обычно вызывают чувство вины.Религия — еще один источник моральных ценностей. Большинство религий имеют встроенные списки того, что можно и чего нельзя делать, набор кодексов, по которым должны жить их приверженцы. Люди, которые являются последователями определенной религии, обычно делают вид, что следуют поведенческому кодексу этой религии. Интересно отметить, что эти коды могут сильно различаться; человек, чья религия предусматривает полигамию, не будет испытывать вины за то, что у него более одного супруга, в то время как приверженцы других религий считают, что они должны оставаться моногамными.
Христианство превосходит все другие религии в том, что это больше, чем просто система правил и запретов; это отношения с живым Богом через Его Сына, Иисуса Христа. Набор моральных ценностей христианина выходит за рамки нравов и эгоистичных инстинктов общества. Христиане в идеале ведут себя правильно, потому что любят Бога и хотят угождать Ему. Это одновременно высокое призвание и низкое положение. Это высокое призвание, потому что Бог требует, чтобы все, кто любит Его, соблюдали Его заповеди; следовательно, это акт послушания. В Иоанна 14:15 говорится: «Если вы любите меня, вы будете повиноваться тому, что я повелеваю». Это низкое положение, потому что мы должны полностью отвергнуть нашу собственную волю, чтобы делать то, что угодно Господу.Христос Иисус, как Он прожил Свою жизнь на земле, является нашим высшим примером; если мы строим свое поведение по Его примеру, тогда наша жизнь является самой ценной.Иоанна 15 :10 говорит: «Если вы будете повиноваться моим заповедям, вы останетесь в моей любви, точно так же, как я повиновался заповедям моего Отца и остаюсь в его любви».