Рене декарт основные идеи кратко: Рене Декарт — биография философа, идеи и вклад в науку

Содержание

Рене Декарт — биография философа, идеи и вклад в науку

Фото Все
Видео Все

Рене Декарт – философ, механик, математик, физик, физиолог, создавший аналитическую геометрию и современную алгебраическую символику.

Cogito, ergo sum – я мыслю, следовательно, я существую. Эта фраза сделала бессмертным Рене Декарта. После него осталось огромное наследие, причем в абсолютно разных отраслях науки, ему принадлежит открытие алгебраической символики, применяемой и сейчас, он оставил свой след в геометрии, физике и рефлексологии, но именно эта фраза содержит главную философскую идею, которой он придерживался всю жизнь.

Детство

Родился Рене Декарт 31 марта 1596 года в городе Лаэ, провинция Турень. Сейчас этот город носит его имя. Отец мальчика – Иоахим Декарт, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Он состоял в парламенте, занимал должность судьи бретонского Высшего суда городка Ренн. Дома он бывал только шесть месяцев в году, остальное время находился на службе. Мама Рене – Жанна Брошар, дочь наместника короля в провинции.

Рене был самым младшим из трех сыновей. Мама умерла, когда он был годовалым малышом, поэтому воспитанием всех трех детей занималась бабушка по материнской линии.

С раннего детства мальчик отличался повышенной любознательностью и пытливым умом, но физически он был очень слаб. Первым учебным заведением Рене стала иезуитская коллегия Ла Флеш. Все ученики подчинялись строгим правилам этого учреждения, и только для Декарта делали некоторые поблажки. Например, ему разрешали подольше поспать, в отличие от других учеников.

Портрет Рене Декарта

Образовательный процесс в этом заведении строился на религиозной направленности, впрочем, как и во всех ему подобных. Рене стремился к знаниям, он дорожил учебой, но вскоре он начал сомневаться в искренности философских авторитетов.

После завершения учебы в коллегии, молодой человек уехал в Пуатье, где продолжил обучение в области права и спустя некоторое время стал бакалавром. Потом юноша недолго живет в столице, в 1617-м записывается в армию. Он сражался в Голландии, где в те годы бушевала революция, потом их часть перебросили в Прагу. Во время пребывания в Голландии, состоялась встреча Декарта и физика Исаака Бекмана.

Затем молодой человек возвращается в Париж, выдвигает свои революционные идеи, так не понравившиеся иезуитам. Опасаясь их преследования, Рене уехал в Голландию, откуда не выезжал на протяжении двадцати лет. Всю свою жизнь Декарт страдал от гонений и нападок церкви, которая отвергала его прогрессивные идеи, никак не соответствующие уровню развития тогдашней науки.

Философия

В философских изысканиях Рене Декарт придерживался дуализма – он верил в существование двух субстанций: материальной и идеальной. Каждое из этих начал он считал самостоятельным. Помимо этого он придерживался концепции, что в мире существуют два вида сущностей – мыслящие и протяженные, и что обе они сформированы Богом. Для формирования их, Бог использует одинаковые законы, материя создается одновременно с движением, покоем и сохранением субстанций.

Одним из универсальных методов познания Декарт считал рационализм. Ученый придерживался мнения, что человек является господствующей силой над природой. Рене считал, что именно несовершенство человека и его непохожесть на Бога сковывает возможности его разума. Эти рассуждения Декарта впоследствии стали основой для закладки рационализма.

Ученый исходил из того, что нельзя считать общепризнанные знания и суждения правдивыми и безошибочными, он призывал сомневаться во всем. Известная фраза «Я мыслю – следовательно, я существую» вызвана именно этими сомнениями.

По мнению философа, каждый может усомниться в существовании не только собственной телесной оболочки, но и окружающего его мира в целом. Однако сомнение от этого никуда не денется.

Математика и физика

Главный философско-математический труд Декарта – книга «Рассуждение о методе», состоящая из нескольких приложений. В одном приложении он излагал аналитическую геометрию, во втором знакомил с правилами работы оптических явлений и приборов. Главным достижением Рене стало изложение закона о преломлении света, который до него никто не мог составить.

Именно Декарт впервые ввел показатель степени, которым пользуются и сейчас. Ему принадлежит идея ставить черту над числом, взятым под корень.

Он придумал обозначение неизвестных символов буквами «x,y,z», а постоянных величин буквами «a, b, c». Декарт трудился над разработкой канонической формы уравнений, используемой по настоящий день – это когда правая сторона уравнения равна нулю.

Математика, физика и геометрия Рене Декарта

Именно Рене придумал современную систему координат, сыгравшую важную роль в совершенствовании двух точных наук – физики и математики. Он использовал ее для того, чтобы стало возможным описать геометрические свойства кривых и тел, используя классическую алгебру. Благодаря этому нововведению появилась возможность более подробной и точной трактовки отрицательных чисел.

Много времени математик уделил исследованию алгебраических и «механических» функций, придерживаясь мнения, что единый метод их изучения отсутствует. Декарт занимался изучением вещественных чисел, но должное внимание уделял и комплексным. Ему принадлежит понятие «мнимые отрицательные корни», сопрягаемые с комплексными числами.

Во второй половине 17 века все математики использовали в своих трудах исследования, сделанные в свое время Декартом. Научные труды Ньютона, Эйлера и других ученых строились на работах Рене в области геометрии, математики, физики, оптики.

Метод Декарта

Ученый был на сто процентов уверен, что опытом нужно пользоваться исключительно в тех случаях, когда одни размышления не дают возможности найти истину. Всю свою жизнь Рене руководствовался четырьмя основными составляющими метода, помогающего в поисках истины:

  1. Вначале нужно использовать самое очевидное, не вызывающее никаких сомнений. Именно с того, чему нет противоположностей.
  2. Любую проблему необходимо разделить на много мелких составляющих. Их должно быть ровно столько, чтобы найти продуктивное решение этой проблемы.
  3. Вначале нужно использовать самое простое, а потом продвигаться к более трудному.
  4. После завершения каждого этапа нужно побить итог, перепроверить, правильно ли составлены умозаключения, чтобы после завершения исследования получить полную уверенность в объективности результата.

Спустя много лет исследователи пришли к выводу, что используемые Декартом правила стали яркой демонстрацией отказа от устаревших догм, что благодаря им, возникла прогрессивная, новая и объективная наука.

Личная жизнь

История не  сохранила подробностей личной жизни известного ученого. По мнению современников, Декарту было присуще высокомерие, в обществе он чаще всего молчал, предпочитал проводить время в уединении. Но зато с близкими людьми он общался очень легко и расковано, мог шутить и веселиться. Скорее всего, Декарт не был женат.

Рене Декарт

Уже зрелым мужчиной он влюбился. Предметом его страсти была простая служанка, она родила ученому единственного ребенка – дочь Франсину. Несмотря на то, что девочка считалась незаконнорожденной, ученый очень любил ее. Франсина умерла в пять лет, когда заболела скарлатиной. Ее уход Рене считал самой большой потерей.

Смерть

Долгие годы Декарта преследовали за то, что он с другой точки зрения рассматривал науку. В 1649-м, по приглашению шведской королевы Кристины, ученый поселяется в Стокгольме. Их переписка длилась много лет, Кристина восторгалась его гениальностью, и в свою очередь заверила, что в Стокгольме он может жить спокойно. Однако насладиться спокойствием столичной жизни Декарту не удалось. Буквально сразу после переезда он сильно простудился, и справиться с болезнью не смог. Вскоре у него диагностировали пневмонию, от которой он и скончался 11 февраля 1650-го.

Памятники Рене Декарту

Исследователи биографии ученого придерживаются мнения, что смерть Декарта вызвало не воспаление легких, а отравление.

Отравителями могли быть агенты, подосланные католической церковью. Священники не могли допустить, что вольномыслящий ученый находится в непосредственном контакте со шведской королевой, которую они старались обратить в свою веру. Спустя 4 года после смерти ученого это все же произошло. Никаких реальных подтверждений версии отравления нет, но ее не отрицают многие биографы.

Цитаты

  • В любом из споров возникает одна ошибка – истина находится где-то посередине между мнениями двух спорщиков, но чем сильнее они спорят, тем больше они отдаляются от нее.
  • Человеку свойственно сочувствовать тому, кто сильнее жалуется, ведь он уверен, что горе этого смертного неизмеримо, тогда как основной причиной сострадания сильных личностей является слабость тех, кто в это время жалуется.
  • С точки зрения философии можно определить все, что находится на уровне человеческого познания. Именно умение философствовать возвышает нас над варварами и дикарями, и каждая нация может считаться образованной, если в ней философствуют.
    Высшим благом каждого государства можно считать наличие в нем философов.
  • Любопытный человек занят поисками редкостей только для того, чтобы ими удивляться; любознательному этого мало – он гоняется за редкостями с целью узнать о них все и перестать удивляться.

Главные труды

  • Философское наследие
  • «Геометрия»
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии…
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш

Ctrl+Enter.

Рене Декарт биография кратко – его открытия и достижения в науке

31 Марта 1596 – 11 Февраля 1650 гг. (53 года)

4.4

Средняя оценка: 4. 4

Всего получено оценок: 211.

Рене Декарт (1596–1649 гг.) — известный французский философ XVII века, математик, физик и механик. Он внёс огромный вклад в науку: заложил базу рационализма в философии, ввёл множество символов, которые до сих пор используются в алгебре, исследовал оптические явления. Научный подход Декарта положил начало переходу европейской науки того времени от устаревших правил к новым объективным и прогрессивным методам.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Харитоненко Натальей Владимировной.

Опыт работы учителем математики — более 33 лет.

Начало научного пути и военная служба

После кратковременного изучения права в городе Пуатье, Декарт переехал в Париж, где периодически уделял время математическим исследованиям. С 1617 года принимал участие в военных действиях: в революционной Голландии, затем — в битве за Прагу в период Тринадцатилетней войны.

Рене Декарт, биография которого была бы иной, если бы не он встретился с выдающимся учёным-физиком Исааком Бекманом, следующие годы жизни в Париже полностью посвятил научной деятельности. Тогда он совершил открытие принципа виртуальных скоростей, но научное общество было к нему не готово. Привычная жизнь была прервана англо-французской войной, в которой Рене Декарту пришлось участвовать.


Новаторские основы

В первую очередь Декартом была выбрана отправная точка философии — проблема достоверности знаний. В этом с французом солидарен англичанин Бэкон.

Однако в отличие от него, французский учёный предполагал, что достоверность навыков находится внутри его самого. А также отрицал главенство авторитета над истиной. В стремлении разгадать тайну надёжности математических доказательств он связал их отчётливость и ясность с глубочайшим анализом. Результатом стало разделение сложной задачи на несколько простейших, доходящих до степени, где истина или ложность доказываются аксиомой.

Кроме прочего, появились правила метода Декарта, которые кратко можно сформулировать так:

  • Не полагаться на то, в чём не уверен на 100 процентов. Не спешить и не пользоваться предубеждениями, а включать в собственные рассуждения лишь то, что представляется разуму чётко и ясно, без малейших сомнений. Это принцип очевидности, с помощью которого достигается необходимое качество знания.
  • Любая изучаемая проблема может быть поделена на столько долей, сколько нужно для оптимального её преодоления. Такова концепция анализа.
  • По канонам синтеза все мысли необходимо привести в определённый порядок начиная с простейших до наиболее сложных.
  • Контроль возможен только при создании полных и всеохватывающих перечней и обзоров. В этом случае пропустить даже самую малость невозможно.

Рационалистическая методика

Несмотря на то что из-за вновь открытых теорий в математике и физике Декарта считают творцом этих наук, отправной точкой его философии стал внутренний опыт, а не внешний. Методология учёного рационалистическая, а не эмпиристическая. То есть согласно его теории в результатах чувственного опыта необходимо усомниться. Это доказывается многочисленными фактами обманов ощущений.

Кроме того, основываясь на выводах Декарта, колебания уместны везде и во всём. Но невозможно быть неуверенным в самом факте человеческого мышления. Именно с ним неразрывно связано существование индивидуума. Свою точку зрения философ выразил в словах, ставших крылатым афоризмом: «Я мыслю, значит, существую» (Cogito, ergo sum).

Идея Бога

Каждая личность может быть твёрдо уверенна лишь в одном — в присутствии собственного духа и мыслей. Во всём остальном — вещественном мире и своём теле — следует сомневаться. Достоверных фактов, которые обосновывают справедливость ощущений, не существует. Каждое из них может оказаться воображаемым чувством.

Но Декартова философия предполагает присутствие одного представления, которое создать самостоятельно невозможно. Следует считать, что получили люди его свыше, так как в нём заключена реальность более полная, чем та, что имеется в них. Эта идея и есть Бог. Его бытиё неограниченно в отличие от человеческого, поэтому сама она является врождённой, появившейся раньше любого опыта. Именно так и видят себя люди.

Декарт преобразует доказательство бытия Бога, выведенного Ансельмом Кентерберрийским. У француза оно подразумевает следующее — если Бог является безупречнейшим существом и существование принадлежит к совершенствам, то следует, что Бог — есть. Ещё одним свидетельством этого учёный считает, что существование себя самого объясняется лишь посредством признания Бога в реальности.

Если бы человек происходил непроизвольно, то он стал бы совершенен, а когда у него имеются предки, то должен быть и Бог. В число его добродетелей включена правдивость, что обеспечивает ясность и истинность познания человеческого. И если Бог — всесовершенная субстанция, то обмануть он не может.

Душа и тело

Ум каждого индивида занят представлениями о внешнем мире и природе. По мнению Декарта, не подвергается сомнению существование огромного протяжённого пространства, качество которого познаются с помощью ясных представлений о нём. В основе его лежит то, что называется материей или физическим телом, природа которого определяется не твёрдостью, тяжестью, окраской или любым другим качеством, которое постигается посредством чувств и устраняется из него без потери сущности, а единственно его величиной. Если добавить к этому числовые выражения, то получается основа геометрии и физики.

Тело имеет объём, а душа — нет. Плоть разрушима, но внутренний мир бессмертен. В этом и есть их диаметральная разница, или дуализм. Можно говорить, что субстанцией может стать только Бог, так как он не нуждается ни в чём другом для бытия. А также можно говорить о мысли и теле, для существования которых нужен только Бог. А материя в системе Декарта может обладать лишь размерами, но не энергией и силой. То количество движения и вещества, которое вложил в мир Бог, неизменно. Составляют тела мельчайшие частицы — корпускулы.

Животные в представлении учёного являются живыми машинами, лишёнными воли. У них отсутствует внутренний мир, чувства и интеллектуальные черты. Ими управляют инстинкты. У человека тело о мыслящую душу объединяет непарный орган мозга — центральная железа. Из-за того, что в их сущности имеется огромная разница, взаимодействие между нимы было бы исключено, если это разделение не предотвратил Бог. Из этой теории последователем Декарта, Гейлинксом, выведена гипотеза окказионализма.

Вынужденная эмиграция

Вернувшись в Париж после войны, 32-летний Декарт был обвинён в ереси: орден иезуитов узнал о его свободомыслии. Из-за этого Декарту пришлось переехать в Голландию, где он на протяжении следующих 20 лет занимался наукой. Именно в этот период, начиная с 1628 года, он создал значимые философские и математические труды.

Пребывая в Голландии, он вёл переписку с научными деятелями, изучал обширный ряд наук, включая медицину. Также в этот период у него родилась от служанки дочь Франсина. Она умерла спустя пять лет, что стало самым трагическим событием в жизни Рене Декарта, по его собственным словам.

Метод Декарта

Ученый считал, что опыт полезен для разума только в тех случаях, когда узнать истину одними только размышлениями невозможно. В результате он вывел 4 основополагающих способа для поиска истины:

  1. Начинать следует из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям.
  2. Любой вопрос надо разделять на такое количество мелких частей, которое потребуется для его продуктивного решения.
  3. Начинать нужно с самого простого, продвигаясь к более сложному.
  4. На каждой стадии требуется удостоверяться в истинности составленных умозаключений, чтобы в конце исследования иметь правдивые и объективные знания.

Биографы Декарта заявляют, что данные правила, которых всегда придерживался философ в ходе написания своих трудов, наглядно показывают стремление европейской культуры 17 века к отказу от устоявшихся правил и к построению новой, эффективной и объективной науки.

Важные открытия и книги

Первую книгу «Мир» он написал в 1634 году: она состояла из «Трактата о свете» и «Трактата о человеке». Однако в это же время произошло осуждение и казнь Галилея инквизицией: поэтому Декарт решил отложить публикацию книги, ведь его рассуждения, так же, как и Галилея, вели к выводу, что Земля движется.

В 1637 г. появилась на свет главная работа Декарта — «Рассуждение о методе». В этом философско-математическом трактате приобрели современный вид алгебраические символы:

  • коэффициенты «a, b, c» и неизвестные «x, y, z»;
  • натуральный показатель степени;
  • уравнения, где в правой части — 0.

Приложение к этому трактату — «Геометрия» — оказало сильнейшее влияние на математиков второй половины XVII столетия, и Декарт стал признанным авторитетом в математике и физике.

Любопытные факты

  • Декарт был настолько болезненным ребенком, что даже в строгой иезуитской школе ему разрешали вставать позже остальных учеников.
  • Шведская королева Христина, являвшаяся поклонницей ученого, уговорила его переехать в Стокгольм, где заставляла подниматься в пять утра и обучать ее науке. Хрупкое здоровье Декарта не вынесло таких нагрузок и сурового северного климата.
  • Система координат, открытая Декартом, снизила количество дуэлей во Франции. В те времена нередки были кровавые споры из-за мест в театре, обозначение рядов и мест минимизировало разбирательства.
  • При перезахоронении во Франции было обнаружено, что исчез череп Декарта, который передавался из рук в руки, позже появился на шведском аукционе, затем был передан в парижский музей. Есть также предположения, что коллекционеры присвоили себе челюсть и палец Декарта.
  • В районе кратера на Луне, названного в честь ученого, постоянно наблюдаются сильнейшие магнитные аномалии и лунотрясения.
  • Русский академик И. Павлов считал Декарта предшественником своих исследований и поставил ему памятник в виде бюста рядом со своей лабораторией в Институте физиологии.

Философские труды

В 1641 году Декарт закончил труд «Размышления о первой философии…». Здесь он сформулировал принцип сомнения, аргументы в пользу существования Бога, а также высказал всемирно известную фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эту мысль он выдвинул как нечто достоверное, в чём нельзя усомниться: то есть от неё можно выстраивать и остальные философские размышления.

А в «Первоначалах философии» 1644 года Декарт провозгласил математику универсальным способом познания природы и образцом для других наук.

В своей философии Декарт признавал двойственность души и тела, идеального и материального.

Учение Декарта о познании стало началом для последующего рационализма — метода, согласно которому разум занимает самое важное место в познании и действиях людей.

В краткой биографии Рене Декарта нельзя не упомянуть о достижениях в других науках. В психологии он рассматривал модель организма как механизм и ввёл понятие рефлекса. В физике выделил понятие невидимых «тонких энергий» и пытался с их помощью объяснить некоторые физические явления.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Ряд биографов Декарта сходятся во мнении, что он никогда не был женат.

В зрелом возрасте мужчина был влюблен в служанку, которая забеременела от него и родила девочку Франсину. Рене до беспамятства любил внебрачную дочь, которая умерла от скарлатины в 5-летнем возрасте.

Смерть Франсины стала для Декарта настоящим ударом и наибольшей трагедией в жизни.

Современники математика утверждали, что в обществе он был высокомерным и малословным. Ему больше нравились находиться наедине с самим собой, однако в компании друзей он все же мог проявлять раскованность и активность в общении.

Влияние на различные науки

Декарт внес неоспоримый вклад в физиологическую и психологическую антропологию. Не все его взгляды впоследствии оказались верными, но, некоторые идеи были чрезвычайно важны. Фундаментальным открытием в области психологии была его мысль о рефлексах и рефлекторной деятельности. Также, он изучал природу аффектов – телесных состояний, выступающих регуляторами психики. Термин «аффекты» используется и в современном мире в качестве определенных эмоциональных состояний.

Декарт совершил ряд важных открытий в математике. Он стал основоположником аналитической геометрии, создал метод неопределенных коэффициентов, работал над пониманием значения отрицательных корней уравнений. Одной из наиболее значимых его заслуг – это его способ показать природу и свойства любой кривой, используя уравнения между парой переменных координат. Работы Декарта открыли ученым новые возможности в геометрии. На базе, заложенной мыслителем, были построены блестящие и чрезвычайно важные открытия. Изданные им сочинения «Геометрия» и «Диоптрика» раскрывали темы преломления световых лучей. В дальнейшем, это послужило фундаментом для великих открытий Ньютона и Лейбница.

Смерть учёного

Из-за своих смелых убеждений, которые никак не могло принять общество, Декарт долгое время подвергался гонениям и травле. Знала об этом и шведская королева, с которой у Рене была длительная переписка. Она пригласила учёного в Стокгольм, куда он переехал в 1649 году. Королева Кристина поражалась гениальностью математика и обещала ему спокойную и тихую жизнь.

Она сдержала своё слово, но вот только вскоре после переезда известный физик простудился. Болезнь переросла в воспаление лёгких, а уже одиннадцатого февраля 1650 года Рене умер. Но есть версия о том, что Декарта отправили. Это преступление приписывалось агентам католической церкви. Им не нравилась дружба физика, который вольно и смело мыслил, с королевой Швеции. Известно, что через несколько лет после смерти великого и талантливого учёного королева Кристина обратилась к вере. И это явилось подтверждением убийства Декарта.

Прочие достижения

Несмотря на то что научная общественность XVII века считала Декарта философом, немалую роль подвижник сыграл и в других направлениях. Большой вклад он внёс в развитие следующих предметов:

  • В этике собственную точку зрения естествоиспытатель отразил в книге о физиологии и психологии De passionibus, а также в письмах, особенно в адресованном королеве Кристине De Summo bono. Из учёных этого направления наиболее близки ему стоики и Аристотель. Нравственная цель по Декарту — благополучие, создающееся при помощи добродетели.
  • В области биологии он исследовал строение внутренних органов животных, изучил их зародыши на разных стадиях созревания. Пытался понять, отчего происходят произвольные и непроизвольные движения. Он сделал описание схем рефлексов центробежной и центростремительной дуги.
  • Среди психологов Декарт считается первопроходцем в изучении проблемы страстей, регулирующих психическое состояние.
  • В медицине стремился разобраться в работе опорно-двигательного аппарата, функционировании почек, механизме лёгочной вентиляции. Однако всё это было обыденным среди учёных той поры. Прорывом стало исследование действия законов оптики в глазном яблоке человека. Его точка зрения стала для того времени весьма прогрессивной.
  • В 1637 году вышел труд Декарта Геометрия. Именно в нём впервые появились определения функции и переменной величины, которая была представлена в двойном виде. Им было положено начало изучения свойств уравнений, а совместно с М. Ферма разработана аналитическая геометрия и создан координатный метод.

Можно говорить, что Декарт проявил настоящий героизм, требуя от философии отказа от способа чувственного познания, привычного большинству учёных тех времён. Оригинальность, самостоятельность, ясность и простота мышления сочетались с естественностью изложения. Взяв за точку опоры свои мысли и самосознание, ему удалось стать новатором и основоположником последующих философских теорий.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.


Философский трактат Рене Декарта

Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.


Рене Декарт в молодости

Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Избранные произведения Рене Декарта: О Рене Декарте

Рене Декарта принято считать отцом современной философии. Он был первой крупной фигурой в философском движении, известном как рационализм, методе понимания мира, основанном на использовании разума как средства достижения знания. Наряду с эмпиризмом, который делает акцент на использовании чувственного восприятия, а не чистого разума, рационализм был одним из основных интеллектуальных течений Просвещения, культурного движения, охватившего семнадцатый и восемнадцатый века, которое произвело революцию в западном мире. В тандеме с такими людьми, как Джон Локк, Джон Гоббс и Вольтер, Декарт подтолкнул общество к пересмотру своих традиций и институтов, что привело к массовым социальным потрясениям. И Американская, и Французская революции были основаны на теориях Просвещения, и наши подходы к науке, математике, философии и представлению о себе в тот период радикально изменились.

Декарт родился в 1596 году в Лаэ, небольшой деревне недалеко от Тура, Франция. Сын аристократической семьи, Декарт был зачислен в возрасте шести лет в иезуитский колледж в Ла-Флеш в Анжу. Поскольку Декарт всегда был несколько болезненным, его учителя позволяли ему оставаться в постели до полудня каждый день. Декарт приписывал свои самые важные идеи этой привычке и говорил, что лучше всего он думал, когда проводил утро в постели. Несмотря на религиозную основу школы, она была открыта для свободного изучения гуманитарных и естественных наук. Декарт погрузился в широкий круг предметов, особенно преуспев в математике.

В Ла-Флеш профессора Декарта отдавали предпочтение аристотелевскому методу изучения, который утверждал, что природа по своей природе стабильна и упорядочена и что можно полагаться на информацию, полученную из чувственного восприятия, для вывода истин. Позже Декарт подверг сомнению этот фундаментальный принцип своего образования. В колледже также преподавали математику отдельно от изучения физического мира, которое было основано на философии, а не на том, что мы сейчас считаем научным методом. Декарт сомневался в этом разделении, и одним из основных результатов его более поздних работ стало использование математики при изучении физики.

Покинув Ла-Флеш, Декарт поступил в университет Пуатье и в 1616 году получил степень юриста. Несмотря на слабое здоровье, он поступил на военную службу. Военная служба, наряду со скромным богатством его семьи, дали Декарту возможность путешествовать. Он счастливо селился в одном иностранном месте за другим большую часть своей жизни. Находясь в Голландии в 1618 году, Декарт написал краткий трактат о музыке под названием Compendium Musicae

, опубликованный только после его смерти. В следующем году Декарт путешествовал по Германии, где в отапливаемой печью комнате 10 ноября 1619 г., у него было видение новой системы математики и естественных наук. Позже он расскажет историю этого откровения в «Рассуждении о методе ».

В 1628 году Декарт начал составлять Правил направления ума , короткий трактат, излагающий новый метод мышления. Используя набор рациональных принципов, Декарт смог развеять многие собственные сомнения относительно фундаментальных идей. Хотя изначально предполагалось, что книга будет состоять из трех разделов по двенадцати правил, Декарт завершил только первые двенадцать. Эти первые двенадцать имеют дело с простыми предложениями. Неполный второй набор охватывает метод решения «полностью понятых проблем», то есть проблем, которые можно выразить с помощью простых математических уравнений. Третий раздел предназначался для рассмотрения «неполностью понятых проблем», проблем, слишком сложных, чтобы их можно было свести к уравнению. Декарт надеялся показать, что даже эти проблемы могут быть выражены с помощью математики.

В 1633 году Инквизиция официально осудила работу итальянского ученого Галилея. Он утверждал, что вопреки традиционному представлению о том, что Земля является центром Вселенной, Земля вращается вокруг Солнца. Галилей был приговорен к смертной казни за ересь, но позже приговор был заменен домашним арестом. В то время Декарт работал над « Мир », исследованием, которое, по его мнению, произведет революцию в изучении физики. После домашнего ареста Галилея Декарт добровольно подавил Мир , опасаясь гнева католической церкви.

Только в 1636 году, когда Декарту было сорок, он опубликовал свою первую работу, Рассуждения о методе , обсуждение того, как он использовал правила, которые он начал излагать в

Правилах для Направление Разума . Рассуждение о методе повествует о серии откровений, которые Декарт получил в 1619 году, когда находился в отапливаемой печью комнате в Германии. Признавшись, что он усомнился во всех своих знаниях, Декарт показывает, как он использовал свои правила для решения глубоких проблем. Он решает проблему личного существования в одном из самых известных философских утверждений всех времен, Cogito ergo sum , или «Я мыслю, следовательно, существую». Он также предлагает рациональные доказательства того, что человеческий разум отделен от тела, что разум живет дольше тела и что Бог существует. «Рассуждение » должно было служить введением к трем эссе, над которыми работал Декарт — «Оптика », «Метеорология», и «Геометрия — », в которых содержится наука, ныне считающаяся устаревшей. Тем не менее «Рассуждение
» остается одним из самых влиятельных философских произведений в мире.

Работой, закрепившей славу Декарта, была работа «Размышления о первой философии» (1641). Здесь Декарт обращается к опасениям и попыткам опровержений, присланных ему различными читателями после прочтения «Рассуждения ». Теории Meditations изменили то, как люди думали об их разуме и теле и отношениях между ними, но Meditations также содержит аргументы, которые позже стали известны как «Картезианский круг» из-за очевидной замкнутости их логики. 9За 0009 Meditations последовали Принципы философии (1644), в которых делается попытка свести вселенную к ее математическому основанию. К тому времени, когда «Принципы » стали широко читать в Европе, Декарт был любимцем континентальных интеллектуальных кругов и получил пенсию от короля Франции.

Но по мере того, как росла его слава, росла и потребность в его времени. В 1649 году Декарт переехал из Голландии в Стокгольм, Швеция, по просьбе девятнадцатилетней шведской королевы Кристины и согласился работать ее наставником по философии. Игнорируя слабое здоровье Декарта и его предпочтение лежать в постели до полудня, королева Кристина назначила уроки с ним на 5 часов утра. Недостаток сна и негостеприимные условия жизни сказались на Декарте, и в 1650 году он умер от пневмонии в возраст пятьдесят четыре года. Несмотря на его попытки остаться на стороне церкви, книги Декарта после его смерти были внесены в Индекс запрещенных книг, поэтому в течение многих лет ни одному католику не разрешалось их читать.

Рене Декарт — Энциклопедия Нового Света в форме) , был очень влиятельным французским философом, математиком, ученым и писателем. Его называли «отцом современной философии» и «отцом современной математики», и большая часть последующей западной философии является реакцией на его труды, которые внимательно изучаются с его времени до наших дней. Его влияние в математике также очевидно; декартова система координат, которая используется в плоской геометрии и алгебре, названа в его честь, и он был одной из ключевых фигур научной революции.

Декарт часто отличает свои взгляды от взглядов своих предшественников. Во вступительном разделе « страстей души, » трактата о раннесовременной версии того, что сейчас принято называть эмоциями, он заходит так далеко, что утверждает, что будет писать на свою тему, «как если бы никто не писал на эту тему». эти вопросы раньше». Многие элементы его философии имеют прецеденты в позднем аристотелизме, возрожденном стоицизме шестнадцатого века или у более ранних философов, таких как св. Августин. В своей натурфилософии он отличается от школ по двум основным пунктам: во-первых, он отвергает анализ телесной субстанции на материю и форму; во-вторых, он отвергает любую апелляцию к целям — божественным или естественным — при объяснении явлений природы. В своем богословии он настаивает на абсолютной свободе акта творения Бога.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философская работа
  • 3 Дуализм
  • 4 Математическое наследие
  • 5 Библиография
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Общие источники по философии
  • 9 кредитов

Декарт был крупной фигурой континентального рационализма семнадцатого века, отстаиваемого позже Барухом Спинозой и Готфридом Лейбницем и противостоящего эмпирической школе мысли, состоящей из Гоббса, Локка, Беркли и Юма. Лейбниц, Спиноза и Декарт были сведущи как в математике, так и в философии, и Декарт и Лейбниц также внесли большой вклад в науку. Как изобретатель декартовой системы координат, Декарт основал аналитическую геометрию, связующее звено между алгеброй и геометрией, имеющее решающее значение для изобретения исчисления и анализа. Размышления Декарта о разуме и механизме положили начало развитию западной мысли, которая гораздо позже, под влиянием изобретения электронного компьютера и возможности машинного интеллекта, расцвела в тест Тьюринга и связанные с ним мысли. Его самое известное высказывание: Cogito ergo sum (французский: Je pense, donc je suis ; английский: я мыслю, поэтому я есть ), найденный в §7 части I Принципов философии (латиница) и в части IV Беседа о методе (французский).

Биография

Рене Декарт с королевой Швеции Кристиной.

Выпускной реестр Декарта в Королевском колледже Анри-ле-Гран, Ла-Флеш, 1616 г.

Могила Декарта (в центре, с деталью надписи) в церкви Сен-Жермен-де-Пре, Париж .

Декарт родился в Ла-Э-ан-Турен (ныне Декарт), Эндр и Луара, Франция. Когда ему был год, его мать Жанна Брошар умерла от туберкулеза. Его отец Иоахим был судьей Высокого суда. В возрасте одиннадцати лет он поступил в Королевский иезуитский колледж Анри-ле-Гран в Ла-Флеш. После окончания учебы он учился в Университете Пуатье, получив степень бакалавра и лицензию в области права в 1616 году, в соответствии с желанием своего отца, чтобы он стал юристом.

Однако Декарт никогда не занимался юридической практикой и в 1618 году, во время Тридцатилетней войны, поступил на службу к Морису Нассаускому, лидеру Соединенных провинций Нидерландов. Причина, по которой он стал наемником, заключалась в том, чтобы увидеть мир и узнать правду.

Я полностью забросил изучение букв. Решив не искать никаких знаний, кроме тех, которые можно было бы найти в себе или в великой книге мира, я провел остаток своей юности, путешествуя, посещая дворы и армии, общаясь с людьми разных темпераментов и рангов, собирая разный опыт. , проверяя себя в ситуациях, которые предлагала мне судьба, и всегда размышляя обо всем, что попадалось мне на пути, чтобы извлечь из этого какую-то пользу (Декарт, 9).0009 Беседа о методе ).

10 ноября 1618 года, прогуливаясь по Бреде, Декарт встретил Исаака Бекмана, который пробудил в нем интерес к математике и новой физике, особенно к проблеме падения тяжелых тел. 10 ноября 1619 года, путешествуя по Германии и размышляя об использовании математики для решения задач физики, Декарту приснился сон, посредством которого он «открыл основы чудесной науки». [1] Это стало поворотным моментом в жизни молодого Декарта и основой, на которой он разработал аналитическую геометрию. Он посвятил остаток своей жизни исследованию этой связи между математикой и природой. Декарт также изучал концепцию свободы воли св. Августина, веру в то, что человеческая воля по существу равна воле Бога; то есть, что люди естественно независимы от воли Бога.

В 1622 году он вернулся во Францию ​​и в течение следующих нескольких лет жил в Париже и других частях Европы. Он прибыл в Лаэ в 1623 году, продав все свое имущество, вложив это вознаграждение в облигации, которые обеспечили Декарту комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Декарт присутствовал при осаде Ла-Рошели кардиналом Ришелье в 1627 году. Он уехал в Голландию в 1628 году, где жил и часто менял свой адрес до 1649 года. Несмотря на это, ему удалось произвести революцию в математике и философии.

В 1633 году Римско-католическая церковь осудила Галилея, и Декарт отказался от планов опубликовать «Трактат о мире», своих работ за предыдущие четыре года.

Рассуждение о методе было опубликовано в 1637 году. В нем сделана ранняя попытка механистического объяснения рефлексов, хотя позже при его жизни теория Декарта оказалась ошибочной.

Декарт продолжал публиковать работы по математике и философии до конца своей жизни. В 1643 г. картезианская философия была осуждена в Утрехтском университете, и Декарт начал свою длительную переписку с принцессой Елизаветой Богемской. В 1647 году король Франции присудил ему пенсию. Декарт дал интервью Франсу Бурману в Эгмонд-Биннене в 1648 году.

Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, куда он был приглашен в качестве учителя шведской королевы Кристины. Сообщалось, что причиной смерти стала пневмония — он привык работать в постели до полудня, что могло пагубно сказаться на его здоровье из-за требований Кристины заниматься рано утром (недостаток сна мог серьезно подорвать его иммунную систему). Другие считают, что Декарт мог заразиться пневмонией в результате того, что вылечил французского посла Дежиона А. Нопелена, больного вышеупомянутой болезнью. [2] В 1663 году Папа Римский поместил его произведения в Индекс запрещенных книг.

Как католик из протестантской нации, он был похоронен на кладбище, которое в основном использовалось для некрещеных младенцев в Адольф Фредрикскиркан в Стокгольме. Позже его останки были перевезены во Францию ​​и захоронены в церкви Сент-Женевьев-дю-Мон в Париже. Его мемориал, воздвигнутый в восемнадцатом веке, остается в шведской церкви.

Во время Французской революции его останки были извлечены для захоронения в Пантеоне среди великих французских мыслителей. Деревня в долине Луары, где он родился, была переименована La Haye — Descartes в 1802 году, который был сокращен до «Descartes» в 1967 году. В настоящее время его могила находится в церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже, за исключением его черепа, который находится в Музее де л’. Человек.

Философские труды

Декарта часто считают первым современным мыслителем, заложившим философскую основу для развития естественных наук. Он пытается прийти к фундаментальному набору принципов, которые можно признать истинными без всякого сомнения. Для этого он применяет метод, называемый методологическим скептицизмом: он отвергает любые идеи, в которых можно усомниться, а затем восстанавливает их, чтобы получить прочную основу для подлинного знания. [3] Первоначально Декарт приходит только к одному принципу: мысль существует. Мысль не может быть отделена от мыслителя, следовательно, мыслитель существует ( Рассуждение о методе и Принципы философии ). Наиболее известно это как cogito ergo sum (латинское: «Я мыслю, следовательно, я существую») или, более точно, « Dubito, ergo cogito, ergo sum » (лат. «Я сомневаюсь, поэтому я думаю». , следовательно, я»). Следовательно, заключил Декарт, если он сомневался, то что-то или кто-то должен сомневаться, поэтому сам факт, что он сомневался, доказывал его существование. [4]

Обложка «Размышлений», написанная Рене Декартом

Декарт приходит к выводу, что он может быть уверен в том, что он существует, потому что он думает. Но в какой форме? Он воспринимает свое тело с помощью органов чувств; однако ранее было доказано, что они ненадежны. Итак, Декарт заключает, что единственное несомненное знание состоит в том, что он есть мыслящая вещь . Мышление составляет его сущность, поскольку это единственное в нем, что не подлежит сомнению. Декарт определяет «мысль» (cogitatio) как «то, что происходит во мне так, что я немедленно осознаю это, поскольку я это осознаю». Таким образом, мышление есть всякая деятельность человека, которую он непосредственно сознает.

Чтобы еще больше продемонстрировать ограниченность чувств, Декарт использует так называемый восковой аргумент . Он рассматривает кусок воска: его чувства сообщают ему, что он имеет определенные характеристики, такие как форма, текстура, размер, цвет, запах и так далее. Когда он подносит воск к огню, эти характеристики полностью меняются. Однако кажется, что это все то же самое: это все еще кусок воска, хотя данные органов чувств сообщают ему, что все его характеристики другие. Поэтому, чтобы правильно понять природу воска, он не может использовать чувства: он должен использовать свой ум. Декарт заключает:

Таким образом, то, что, как мне казалось, я видел своими глазами, на самом деле я постиг исключительно с помощью способности суждения, находящейся в моем уме.

Таким образом, Декарт продолжает строить систему знания, отбрасывая восприятие как ненадежное и вместо этого допуская только дедукцию как метод. В третьем и пятом Meditation, он предлагает онтологическое доказательство благожелательного Бога (как через онтологический аргумент, так и через аргумент товарного знака). Поскольку Бог благосклонен, он может иметь некоторую веру в объяснение реальности, которое ему дают его чувства, ибо Бог снабдил его работающим разумом и сенсорной системой и не желает обманывать его; однако это спорный аргумент, поскольку само его представление о благожелательном Боге, из которого он развил этот аргумент, легко подвергается тому же сомнению, что и его восприятие. Однако из этого предположения он в конце концов устанавливает возможность приобретения знаний о мире на основе дедукции 9.Восприятие 0009 и . Поэтому с точки зрения эпистемологии можно сказать, что он внес такие идеи, как строгая концепция фундаментализма и возможность того, что разум является единственным надежным методом достижения знания.

В системе Декарта знание принимает форму идей, а философское исследование есть созерцание этих идей. Эта концепция повлияет на последующие интерналистские движения, поскольку эпистемология Декарта требует, чтобы связь, установленная сознательным осознанием, отличала знание от лжи. В результате своего картезианского сомнения он стремился к тому, чтобы знание было «неспособным быть уничтоженным», чтобы построить непоколебимую основу, на которой могут быть основаны все другие знания. Первый элемент непоколебимого знания, за который выступает Декарт, — это вышеупомянутое 9.0009 cogito, или мыслящая вещь.

Декарт также написал ответ на скептицизм относительно существования внешнего мира. Он утверждает, что сенсорные восприятия приходят к нему непроизвольно, а не по его воле. Они являются внешними по отношению к его чувствам, и, по Декарту, это свидетельствует о существовании чего-то вне его разума, а значит, внешнего мира. Далее Декарт показывает, что вещи во внешнем мире материальны, утверждая, что Бог не стал бы обманывать его в отношении передаваемых идей и что Бог дал ему «склонность» верить, что такие идеи вызваны материальными объектами. вещи.

Дуализм

Декарт предположил, что тело работает как машина, обладает материальными свойствами протяженности и движения и подчиняется законам физики. С другой стороны, разум (или душа) описывался как нематериальная сущность, лишенная протяженности и движения и не подчиняющаяся законам физики. Декарт утверждал, что разум есть только у людей и что разум взаимодействует с телом через шишковидную железу. Эта форма дуализма предполагает, что разум контролирует тело, но что тело также может влиять на разум, в остальном рациональный, например, когда люди действуют из страсти. Большинство предыдущих описаний отношений между разумом и телом были однонаправленными.

Декарт предположил, что шишковидная железа является «вместилищем души» по нескольким причинам. Во-первых, душа едина, и, в отличие от многих областей мозга, шишковидная железа кажется единой (при микроскопическом исследовании видно, что она состоит из двух полушарий). Во-вторых, Декарт заметил, что шишковидная железа расположена вблизи желудочков. Он считал, что духи животных желудочков действуют через нервы, чтобы управлять телом, и что шишковидная железа влияет на этот процесс. Наконец, Декарт ошибочно полагал, что только у людей есть шишковидная железа, точно так же, как, по его мнению, только у людей есть разум. Это привело его к убеждению, что животные не могут чувствовать боли, и практика Декарта вивисекции (вскрытие живых животных) стала широко практиковаться по всей Европе вплоть до эпохи Просвещения.

Картезианский дуализм определил повестку дня философских дискуссий о проблеме разума и тела на многие годы после смерти Декарта. Вопрос о том, как нематериальный разум может влиять на материальное тело, не прибегая к сверхъестественным объяснениям, остается загадкой и по сей день.

Современные ученые подвергли критике картезианский дуализм, а также его влияние на последующих философов.

Математическое наследие

Теория Декарта послужила основой для исчисления Ньютона и Лейбница, применив исчисление бесконечно малых к проблеме касательной, тем самым позволив этой области современной математики развиваться. [5] Это кажется еще более поразительным, если принять во внимание, что эта работа была задумана как пример к его «Рассуждениям о методе для изучения разума, et chercher la verité dans les sciences» ( «Рассуждения о методе Правильно рассуждайте и ищите истину в науках, , более известное под сокращенным названием Discours de la méthode ).

Правило знаков Декарта также широко используется в современной математике для определения возможного количества положительных и отрицательных нулей функции.

Декарт изобрел аналитическую геометрию и открыл закон сохранения импульса. Он изложил свои взгляды на вселенную в своих «Принципах философии».

Декарт также внес вклад в оптику. Используя геометрическое построение и закон преломления (известный также как закон Декарта), он показал, что угловой радиус радуги равен 42 градусам (то есть угол, образуемый в глазу краем радуги и лучом, проходящим от края радуги). солнце через центр радуги составляет 42°). [6] Он также независимо открыл закон отражения, и его эссе по оптике было первым опубликованным упоминанием этого закона. [7]

Одним из самых прочных наследий Декарта было его развитие декартовой геометрии, алгебраической системы, преподаваемой сегодня в школах. Он также создал экспоненциальную запись, обозначаемую числами, написанными в том, что сейчас называется надстрочным индексом (например, x²).

Библиография

Собрание сочинений

  • 1983. Oeuvres de Descartes в 11 томах. Адам, Чарльз и Таннери, Пол, ред. Париж: Librairie Philosophique J. Vrin.

Собрание английских переводов

  • 1988. Философские сочинения Декарта в 3-х томах. Коттингем Дж., Стоотхофф Р., Кенни А. и Мердок Д., пер. Издательство Кембриджского университета; том 1, 1985 г., ISBN 978-0521288071; об. 2, 1985 г., ISBN 978-0521288088; об. 3, 1991, ISBN 978-0521423502)
  • 1988, Декарт Избранные философские сочинения. Кембридж: Cambridge University Press, 1988. ISBN 0521358124 ISBN 9780521358125 ISBN 0521352649 ISBN 9780521352642.

Отдельные работы

  • 1618. Музыкальный сборник .
  • 1628. Правила направления разума .
  • 1630–1633. Le Monde ( Мир ) и L’Homme (Мужчина) . Первое систематическое изложение Декартом своей натурфилософии. Man впервые был опубликован в латинском переводе в 1662 году; Мир в 1664 году.
  • 1637. Рассуждения о методе («Discours de la Methode»). Введение в Dioptrique , Des Météores и La Géométrie . Оригинал на французском языке, т.к. предназначен для широкой публики.
  • 1637. Геометрия . Смит, Дэвид Э., и Лантам, М.Л., пер., 1954. Геометрия Рене Декарта . Дувр.
  • 1641. Размышления о первой философии . Коттингем, Дж., пер., 1996. Издательство Кембриджского университета. Латинский оригинал. Альтернативное английское название: Metaphysical Meditations . Включает шесть возражений и ответов . Второе издание, опубликованное в следующем году, включает дополнительное «Возражение и ответ» и письмо Дине . HTML Онлайн латинско-французско-английское издание
  • 1644. Принципы философии . Миллер, В. Р. и Р. П., пер., 1983. Принципы философии . Рейдель.
  • 1647. Комментарии к определенной рассылке .
  • 1647. Описание человеческого тела .
  • 1648. Разговор с Бурманом .
  • 1649. Страсти души . Восс, С.Х., пер., 1989. Индианаполис: Hackett. Посвящается принцессе Елизавете Богемской.
  • 1657. Корреспонденция . Издано литературным душеприказчиком Декарта Клодом Клерселье. Третье издание 1667 г. было наиболее полным; Однако Клерселье опустил большую часть материала, относящегося к математике.

Примечания

  1. ↑ Британская энциклопедия, Рене Декарт. Проверено 15 августа 2007 г.
  2. ↑ Университет штата Орегон Рене Декарт. Проверено 20 мая 2007 г.
  3. ↑ Ребекка Копенхейвер, Формы скептицизма. Проверено 6 июня 2008 г.
  4. The British Journal of Psychiatry, книг: выбрано Раджем Персо. Проверено 4 ноября 2007 г.
  5. ↑ Ян Галлберг, Математика с момента рождения чисел (У. В. Нортон, 1997, ISBN 0-393-04002-X).
  6. ↑ П.А. Типлер и Г. Моска, Физика для ученых и инженеров (WH Freeman, 2004, ISBN 0-7167-4389-2).
  7. ↑ Энкарта, Рене Декарт. Проверено 15 августа 2007 г.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Boyer, Carl. 1985. История математики. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02391-3.
  • Кларк, Десмонд. 2006. Декарт: Биография. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82301-3.
  • Костабель, Пьер. 1987. Рене Декарт — Упражнения для твердых элементов. Париж: Presses Universitaires de France. ISBN 2-13-040099-X
  • Коттингем, Джон. 1992. Кембриджский компаньон Декарта. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36696-8.
  • Фаррелл, Джон. 2006. «Демоны Декарта и Гоббса». В Паранойя и современность: от Сервантеса до Руссо. Издательство Корнельского университета.
  • Гарбер, Даниэль. 1992. Метафизическая физика Декарта. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-28219-8.
  • Гарбер, Дэниел и Майкл Айерс. 1998. Кембриджская история философии семнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-53721-5.
  • Гаукрогер, Стивен. 1995. Декарт: интеллектуальная биография. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-823994-7.
  • Грейлинг, AC 2005. Декарт: Жизнь и времена гения. Нью-Йорк: Walker Publishing Co., Inc. ISBN 0-8027-1501-X.
  • Килинг, С. В. 1968. Декарт. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Мельхерт, Норман. 2002. Великий разговор: историческое введение в философию. Нью-Йорк: Макгроу Хилл. ISBN 0-19-517510-7.
  • Соррелл, Том. 1987. Декарт. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-287636-8.
  • Шефер, Райнер. 2006. Zweifel und Sein — Der Ursprung des modernen Selbstbewusstseins в cogito Декарта. Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн. ISBN 3-8260-3202-0.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 7 декабря 2022 г.

  • КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Рене Декарт.
  • Conscientia у Декарта.
  • Стэнфордская энциклопедия философии:
    • Эпистемология Декарта.
    • Этика Декарта.
    • Жизнь и творчество Декарта.
    • Модальная метафизика Декарта.
    • Онтологический аргумент Декарта.
    • Декарт и шишковидная железа.

Общие источники философии

  • Стэнфордская энциклопедия философии.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.
Философия
Темы Списки категорий | Восточная философия · Западная философия | История философии  (древний • средневековый • современный • современный)
Списки Основные темы · Список тем · Философы · Философии · Глоссарий · Движения · Другие списки
Филиалы Эстетика · Этика · Эпистемология · Логика · Метафизика · Политическая философия
Философия Образование · Экономика · География · Информация · История · Человеческая природа · Язык · Право · Литература · Математика · Ум · Философия · Физика · Психология · Религия · Наука · Социальные науки · Технологии · Путешествия ·Война
Школы Актуальный идеализм · Аналитическая философия · Аристотелизм · Континентальная философия · Критическая теория · Деконструктивизм · Деонтология · Диалектический материализм · Дуализм · Эмпиризм · Эпикуреизм · Экзистенциализм · Гегельянство · Герменевтика · Гуманизм · Идеализм · Кантианство · Логический позитивизм · Марксизм · Материализм · Монизм · Неоплатонизм · Новые философы · Нигилизм · Обыденный язык · Феноменология · Платонизм · Позитивизм · Постмодернизм · Постструктурализм · Прагматизм · Досократизм · Рационализм · Реализм · Релятивизм · Схоластика · Скептицизм · Стоицизм · Структурализм · Утилитаризм · Этика добродетели

Авторы

New World Encyclopedia Авторы и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts