Нравственные ценности человека и их природа происхождения
Нравственные отношения включают в себя все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Человек как социальное существо всегда и везде должен вести себя подобающим образом и должен стремиться к тому, чтобы его поведения соответствовало нормам нравственности и морали. Однако не всегда можно быть уверенным в фактической благотворности морального поступка. Зачастую получается так, что приходится делать выбор между различными нравственными ценностями, при этом поступаясь определёнными моральными принципами.
Основа нравственных ценностей
Нравственные ценности складываются из реальных поступков, которые мы оцениваем или одобряем, иначе говоря, даём оценку добра или зла, делим поступки на хорошие и плохие.
Основой нравственного поступка являются моральные чувства человека, его положительные качества, которые усваиваются индивидом в процессе жизни в обществе, а также идеалы и примеры, нормы и законы нравственного поведения.
Этика как наука, которая основывается на гуманизме и любви к человеку, выдвигает определённые требования, которые соответствуют моральным идеалам и нормам. Здесь говорится о честности, правдивости, искренности, верности, преданности, надёжности, благожелательности, доброжелательности, не нанесении зла другим людям, не нанесении ущерба частной или общественной собственности, благодетельности, совестливости, порядочности, благодарности, ответственности, справедливости, терпимости и т.п.
В качестве общей категории для обозначения моральных ценностей выступает категория добра или блага, которая охватывает всю совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.
Ключевым вопросом этики является проблема природы добра.
Именно на данной проблематике основывается вопрос о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, от рождения? порождается ли оно обществом или кроется в глубинах самой личности?
Много вопросов и относительно самих моральных принципов. Например, существуют ли какие-то моральные принципы, которые обитают за рамками индивидуальных, национальных и культурных, при это характерны для всех людей? Можно ли полагать, что они имеют объективный статус, иначе говоря не зависят только от человека, но ещё и от общества или даже богов, как говорил Сократ?
Гуманистическая этика об общих моральных ценностях
Опираясь на принципы гуманистической этики, можно утверждать, что общие нравственные ценности существуют. Предположительно, они опираются на биоэтические задатки людей, кроются в природе человека и являются закодированными на генетическом уровне. Одновременно с этим они оттачивались в ходе исторического процесса и опирались на опыт многих поколений. Как итог, моральные принципы кажутся незыблемыми, самоочевидными и общепринятыми.
Свою основательность они подтверждают успешностью использования в различных жизненных условиях. Можно представить, что бесчисленное множество личностей, племён и даже общин погибали, если делали неправильный выбор относительно добра и зла. Очевидно, что человечество не вымерло совсем, в силу того, что могло руководствоваться конкретными нравственными нормами. Общие нравственные принципы испытаны временем и опытом, поскольку они кажутся абсолютными, можно сказать больше, некоторые представляются даже сверхъестественными.
Тем не менее, важно говорит о том, что этические принципы носят исторический характер. Они формировались в обществе, имеют социальное происхождение.
Определение 1Общие этические нормы – это общественные нормы, которые понимаются и оцениваются всеми людьми одинаково, они одинаковы для всех и для каждого.
Естественные предпосылки этического направления в человеке важны в той же степени, как и для понимания природы морали. По природе своей человек этичен, от рождения он хранит в себе глубокий и достаточно обширный нравственный потенциал, который состоит из множества задатков, склонностей и возможностей.
Этика гуманизма происходит от потенциально или актуально существующей человечности каждой личности. Она взята в качестве точки отсчёта, с которой начинается становление, раскрытие и функционирование нравственного чувства и мышления, где устанавливаются и обогащаются нравственные ценности и нравственное совершенствование человека.
Недооценивать роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека при формировании ценностей невозможно. Но важно понимать, что главный и по своему существу единственный носитель, субъект и творец нравственных ценностей сам человек. Человек, который сформировался и принял форму существа, который способен перманентно размышлять над добром и творить его.
Определение 2Человек – это активное, ведущее начало, в отношении которого остальное общество и природа выступают как условия, среды и средства.
Замечание 2В качестве наиважнейшего доказательства исторического, а не генетического морального приоритета личности можно выдвигать её нравственное совершенствование.
Существуют этические учения, которым характерно предписывание личности определённого перечня ценностей и норм поведения, при этом предлагают собственные принципы совершенствования.
Этика гуманизма – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к иным, находящимся вне личности реальностям – к себе подобному, обществу и природе.
Нравственные ценности — это что такое и какие они бывают?
Всем привет! Нравственные ценности – это что такое? Морально нравственные ценности в развитии личности занимают важнейшее изучение в психологии.
Содержание
- Что такое нравственные ценности человека
- Виды и уровни ценностей
- Нравственное развитие личности
- Современное состояние ценностей
Что такое нравственные ценности человека
Они выступают в виде значимых и важных, наделенных субъективным смыслом материальных и нематериальных объектов. Каждый день человек сталкивается с выбором, который основывается на внутренних ценностях и убеждениях.
В нашем мире существует множество разных ценностей и большая их часть объективна. Человек определяет для себя какие из них принимать, а какие отвергать. Но иерархия ценностей выступает с субъективной стороны. Ранжирование основывается на потребностях, знаниях, опыте, мотивации и восприятии. Ценности человека выступают жизненными ориентирами, объединяющими и разъединяющими людей, определяя специфику и характер взаимоотношений между ними.
Благодаря морально нравственным ценностям можно различить хорошее от плохого. Понять, что есть добро, а что есть зло.
К человеческим ценностям нравственности относят:
- Добро и зло
- Счастье
- Наслаждение
- Долг и совесть
- Свобода и ответственность
- Стыд и вина
- Добродетель и порок
- Смысл жизни
- Удовольствие и польза
- Честность и справедливость
- Страдание и сострадание
- Милосердие
- Дружба и любовь
Социум уважает права и свою свободу. В действительности перечень общественно нравственных ценностей может быть намного больше. Но далеко не все люди общечеловеческие ценности принимают как свои внутренние. Ценности формируются от окружающих людей и среды взросления где воспитывается человек с малых лет.
Ценности направляют человеческую деятельность на поступки, социальную активность и позицию, отношения к окружающему миру и себе самому, выбор правильного пути по жизни. Благодаря ценностям человек поддерживает смысл жизни, понимание дороги жизни. При разрушении системы ценностей, человеческая жизнь сильно осложняется. Личность погружается в депрессию и неопределенность. Буквально теряется смысл жизни и все подвергается сомнению.
Виды и уровни ценностей
Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:
- Социально-конструктивное.
- Социально-деструктивное.
К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.
Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.
Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.
От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.
Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.
Семья — самое главное в жизни: семейные отношения и духовная связь
Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:
- Объект: материальный, духовный.
- Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
- Субъект: общественный, классовый, групповой.
- Цель: эгоистичная, альтруистичная.
- Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
- Способ проявления: стойкий, ситуативный.
- Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
- Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
- Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
- Отношение к социуму: позитивное, негативное.
Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:
- Материальные.
- Моральные.
Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.
Нравственное развитие личности
При помощи ценностей можно увидеть индивидуальные качества человека, но первые годы после рождения усваиваются родительские ценности. В последствии формируются возможные отношения к ним:
- Активность – полное принятие и поддержание.
- Противодействие – внутреннее и внешнее.
- Комфорт – наружное принятие с внутренним отрицанием.
- Полное равнодушие.
- Отрицание – попытки изменить систему общества.
Основной период изменений морально нравственных ценностей выпадает на подростковый возраст. В свою очередь формирование нравственности зарождается в более раннем возрасте.
Согласно теории американского психолога Кольберга по развитию личности выделяется 3 стадии, подразделенных на 2 этапа:
- Доконвенциональная
- Ориентируется на наказание и послушание.
- Выступает гедонестическая ориентация.
- Конвенциональная
- Ориентируется на ценности значимых личностей.
- Устанавливается поддержание установленных правил.
- Постконвеницонная
- Мораль представляется, как продукт социального договора.
- Наличие собственных этических принципов. Законы воспринимаются гибко, жизнь основывается на свободах и справедливости.
Развитие нравственного сознания человека зависит от его интеллекта и общего развития.
Переход на новую стадию зависит от развития эмпатии и когнитивных навыков. На новых стадиях сохраняются все прошлые усвоенные ценности. Невозможно перепрыгнуть через один из этапов, но имеется возможность пойти иным путем. Одни люди могут перейти до 3 уровня еще будучи юным, а другие даже в 50 лет остаются на первой стадии развития.
Формирование моральных норм и принципов происходит благодаря взаимодействию с социумом. Не стоит прибегать к наказаниям и порицаниям, так как это является плохим методом нравственного воспитания. Чтобы ребенок обрел высокие ценности, будьте для него личным примером или давайте примеры из прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, и тому подобное… Тоже самое относится и ко взрослой жизни. Изменение системы ценностей и развитие нравственного сознания можно осуществить в абсолютно любом возрасте.
Современное состояние ценностей
Современный мир производит модернизацию нравственных ценностей. Это происходит из-за изменений в самих людях. В 21 веке большинство людей ориентируется на успехе и инновациях. Психология называет подобные изменения социальной эволюцией, проявляющейся в виде реакции людей на изменения условий в жизни. Современный человек старается самостоятельно определить цели и задачи в своей жизни, а не соответствовать устоявшимся традициям и нормам.
Если углубиться в изучение данной темы, то можно найти информацию, что большое количество исследователей считают, что Россия находится в нравственном кризисе: материальные ценности доминируют над морально нравственными и духовными. Люди имеют тягу к получению сексуальных удовольствий, четкое выражение на индивидуализме и эгоизме, исчезла конкретика в представлении о целях в жизни человека.
Но это не говорит о том, что все люди стали безнравственными и человечество скатывается в деградацию общества. Приоритетом становится саморазвитие, что помогает развиваться обществу в целом. Ценности изменились, но это не говорит о том, что они стали плохими. Во все времена человеческого существования были безнравственные личности. И в тоже время ценности менялись.
Запомните, мораль не разрушима, она только видоизменяется.
А какие ценности чаще всего бывают у ваших знакомых? Поделитесь своими наблюдениями в комментариях.
7 различий, которые должен знать каждый
Мораль и ценности — одно и то же?
Вы видите, что они используются взаимозаменяемо достаточно часто.
Ценности и мораль определяют ваше поведение.
Но что-то подсказывает, что это не одно и то же.
Один кажется вам более родным, чем другой.
Один из них больше похож на продукт вашей среды.
Что есть что?
И какие еще отличия между ними?
Читайте дальше, чтобы узнать.
Что в этом посте:
[скрыть]
Что такое мораль и ценности?
Мораль, которую вы усвоили, определяет ваше поведение как члена общества. Они исходят от внешних влияний и становятся внутренним «моральным компасом».
Ценности, с которыми вы родились, заставляют вас делать одно, а не другое, в зависимости от того, что для вас важнее.
Ценности исходят изнутри и служат внутренними мотиваторами.
Какие примеры морали?
В зависимости от вашей системы убеждений вы, вероятно, усвоили определенные моральные правила и приняли их. Рассмотрим следующие известные примеры:
- Не обманывайте, не лгите и не воруйте.
- Уважайте старших.
- Не садитесь за руль в состоянии алкогольного опьянения.
- Обращайтесь с животными с добротой и вниманием.
- Умело распоряжайтесь своими ресурсами (деньгами, временем и т. д.).
Ваши моральные принципы часто проявляются в том, как вы говорите о поведении других людей, и насколько оно соответствует вашим (выученным) ожиданиям:
- «Она перешла черту, когда сказала это».
- «Он не должен был так поступать с тобой. Это было неправильно».
- «Она должна была знать лучше, чем делать это».
- «Я ожидал от него большего. Я разочарован.»
Примеры некоторых значений?
Хотя можно выразить ценности в виде утверждений, подобных моральным, чаще всего вы увидите их в виде отдельных слов, как в следующих примерах:
- Честность
- Целостность
- Доброта
- Дружба
- Страсть
- Преданность
- Креативность
Ваши ценности проявляются, когда кто-то описывает вашу личность или вашу персонаж:
- «Она такой страстный человек».
- «Он так готов рисковать. Он не боится ошибаться».
- «Она такая же добрая, как и креативная».
- «Его стремление к личностному росту очевидно во всем, что он делает».
Мораль и ценности: объяснение 7 основных различий
Мы выявили семь основных различий между моралью и ценностями. Прочитайте следующее и посмотрите, сможете ли вы вспомнить примеры, характерные для вашей собственной жизни.
1 . Мораль обычно выражается в утверждениях или правилах; ценности более абстрактны.Спросите кого-нибудь, какова его мораль, и он, скорее всего, выразит ее в виде утверждений, подобных приведенным выше. Они могут даже показаться знакомыми:
- Не убивай;
- Возлюби ближнего, как самого себя;
- Ты должен уважать учения твоей святой веры.
Со значениями люди чаще используют одиночные абстрактные слова, подобные перечисленным выше. Если вы не уверены в своих собственных, проверьте этот список значений для рассмотрения.
Сосредоточьтесь на тех, кто взывает к вам.
2. Внешние влияния обычно формируют нравы; ценности являются врожденными и менее подвержены внешнему влиянию.
Мораль делает человека более приемлемым для общества, в котором он живет. Это принятие само по себе служит внешним мотиватором. Нравственность, как продукт вашего окружения, зависит главным образом от внешней мотивации, но не полностью.
Ваши ценности — это то, что обеспечивает вашу внутреннюю мотивацию к действию. Сами ценности не зависят от внешних влияний, но как человек, живущий среди других людей, ты чувствуешь и усваиваешь это влияние с раннего возраста.
3. Нравы могут измениться, если изменится ваше влияние; ценности, как правило, остаются прежними.
Если ваши основные внешние влияния изменятся, ваша мораль может измениться вместе с ними, особенно если новая мораль больше соответствует вашим личным ценностям.
Чем больше вы знаете об этих ценностях, которые всегда были там, но, возможно, были загнаны в чулан репрессивной системой убеждений, тем легче вам будет отбросить любую часть принятой вами морали, которая противоречит вашему основному кодексу.
Если вы все еще придерживаетесь той же морали, которую усвоили в детстве, то, скорее всего, вы никогда не подвергали ее сомнению. И тому есть несколько возможных причин:
- Ваша религия запрещала подвергать сомнению ее «непогрешимые» учения;
- Несогласие с моралью ваших родителей имело травматические последствия;
- Мораль, которую вы усвоили в детстве, тесно связана с вашими личными ценностями.
Другие статьи по теме
41 феноменальное хобби для женщин в возрасте 30 лет
77 милых текстовых сообщений, которые заставят его улыбнуться
13 причин, по которым вы не можете перестать думать о ней и что с этим делать
4. Мораль помогает индивидуальный судья между правильным и неправильным; ценности побуждают человека что-то делать.
Мораль касается того, что правильно и что неправильно, что делает ее похожей на этику. Но мораль кажется более личной, чем этика, потому что в ней есть эмоциональный компонент.
Атакуйте чью-то мораль, и они с большей вероятностью примут это на свой счет, чем если бы вы критиковали их этическую точку зрения.
С другой стороны, ценности заключаются не столько в оценке того, что правильно, а в чем неправильно, сколько в определении источника внутренней мотивации человека. Ваши ценности мотивируют вас делать что-то одно, а не другое, или предпочитать одно другому.
В случае с ценностями вас больше волнует не то, что с моральной точки зрения правильно, а что неправильно, а то, соответствует ли конкретное действие или выбор вашим внутренним побуждениям.
5. Мораль может основываться на ценностях; ценности важнее морали.
Мораль, которой вы живете, зависит в основном от личных ценностей, которые становятся социальными нормами для группы людей. Но когда эти моральные принципы вступают в противоречие с глубоко укоренившимися личными ценностями, вы, скорее всего, будете действовать в соответствии с последними, которые были частью вас до того, как мораль укоренилась.
Ценности имеют более глубокие корни. Если ваша мораль полностью соответствует вашим ценностям, вы вряд ли когда-либо будете подвергать сомнению первую.
Только когда вы видите (или чувствуете) конфликт между ними, вы чувствуете, что вас тянет в сторону, отклоняющуюся от одобренного обществом нравственного пути.
Как правило, жить в соответствии со своими ценностями важнее для вашей честности и счастья, чем придерживаться чужих.
6. Вы скорее пойдете против морали, чем против своих основных ценностей.
Ваша внутренняя система управления, основанная главным образом на ваших основных ценностях, оказывает на вас более сильное влияние, чем морали, навязанные извне.
Если, например, общество ожидает от вас послушной жены-христианки, но одной из ваших ценностей является независимость, вы скорее будете защищать эту ценность, чем подчинять ее своему супругу.
Если обязательство является еще одной из ваших ценностей, вы, вероятно, не будете изменять своему супругу. Но вы будете искать другие способы уважать свои ценности и жить в согласии с ними.
Цена подавления этих ценностей в соответствии с ожиданиями общества высока, но она имеет тенденцию быть более скрытой и более личной.
Цена игнорирования этой морали может быть выше, чем вы готовы заплатить или навязать кому-то другому (особенно своим детям).
- Разводитесь с супругом, и вы обретаете свободу, но страдают ваши дети;
- Оставайтесь с супругом, и ваши дети могут по-прежнему страдать, но их и ваши страдания легче скрыть (или объяснить).
То, что вы делаете, скорее всего, будет больше зависеть от ваших ценностей, чем от вашей морали.
7. Вас скорее будут судить за вашу мораль, чем за ваши ценности.
Или, выражаясь более ясно, вас, скорее всего, осудят за то, что у вас НЕ такие же нравы, как у окружающих вас людей, или за то, что вы не живете в соответствии с этими нравами.
Ваши ценности личные; они часть того, кто вы есть. Но поскольку мы не умеем читать мысли, мы с большей вероятностью заметим, соответствует ли чье-то поведение общественным нормам морали, чем соответствует ли оно их ценностям.
Например, ваша ценность сострадания к другим может оправдать ложь, а не правдивое раскрытие их местонахождения тому, кто намеревается причинить им вред.
Но если этот человек окажется в бегах от закона, общество не будет благосклонно относиться к вашему пособничеству и подстрекательству к нему, даже если закон несправедлив.
Когда рабство было законным в США, те, кто помогал рабам бежать и добиваться свободы, в лучшем случае считались нарушителями закона. Аболиционисты видели это по-другому, потому что их ценности и мораль, которую они узнали от других, вели их в другом направлении.
Отличия | Мораль | Ценности |
1. | Мораль обычно выражается в утверждениях или правилах | Ценности обычно идентифицируется с ключевыми словами. |
2. | Внешние влияния обычно формируют мораль. | Ценности являются внутренними и в меньшей степени подвержены внешнему влиянию. |
3. | Мораль может измениться, если изменится ваше влияние. | Значения, как правило, остаются прежними. |
4. | Мораль помогает человеку определить, что правильно, а что нет. | Ценности мотивируют человека что-то делать. |
5. | Мораль может основываться на ценностях. | Ценности важнее морали. |
6. | Скорее всего, вы пойдете против морали, а не против своих основных ценностей. | Если у вас есть выбор, вы, скорее всего, будете действовать в соответствии со своими личными ценностями. |
7. | Вас, скорее всего, осудят за ваши моральные принципы или за их явное отсутствие. | Вас с меньшей вероятностью будут судить по тому, соответствует ли ваше поведение вашим ценностям. |
Теперь, когда вы лучше разбираетесь в различиях между моралью и ценностями, какие пункты в этом посте были для вас наиболее полезными?
Влияние моральных ценностей на развитие науки – опыт и вызовы науки и этики
Хассан Зохур
Наука рассматривается как отрасль знания или исследования, имеющая дело с совокупностью фактов или истин, систематизированных и демонстрирующих действие общих законов. Его также можно определить как включающее систематические знания о физическом или материальном мире; систематизированные знания в целом; знание фактов и принципов; и знания, полученные систематическим изучением.
В этике науки ни во что не следует верить с большей убежденностью, чем того требуют доказательства. Сама этика имеет дело с ценностями, относящимися к человеческому поведению, в отношении правильности и неправильности определенных действий, а также хороших и плохих мотивов и целей таких действий. Хотя правильность включает в себя правильность или точность, уместность или пригодность, она также подразумевает моральную честность, которая требует здравости и приверженности моральным принципам и характеру. Точно так же добро может быть описано как состояние или качество хорошего, доброжелательного чувства, доброты, щедрости, превосходства качества, добродетели и морального совершенства.
Развитие науки наряду с ростом нравственных ценностей необходимо для развития человека. Этика требует сообщать достоверные результаты, а не утаивать соответствующую информацию. То есть от ученых ожидают честности. Еще одним этическим требованием со стороны ученых является надлежащее обращение с живыми субъектами, как людьми, так и животными. Это требует механизмов проверки и уравновешивания для обеспечения того, чтобы здоровье и безопасность таких субъектов не подвергались опасности ни в исследовательских лабораториях, ни в их естественной среде. Жажда славы или признания, эгоизм, жадность, предрассудки, снобизм, расизм и политические соображения часто приводили к безнравственности в области науки.
Результаты исследований показывают, что если наука принимает во внимание этические ценности, то жизни людей и других существ не угрожают разрушительные агенты, такие как атомные бомбы и химическое оружие. Должны быть приняты меры, чтобы избежать использования науки против людей. Этого можно достичь путем популяризации моральных ценностей ученых.
Огромное количество ученых служат человечеству главным образом благодаря своей вере в этические ценности. Такие ученые спасли жизни бесчисленному количеству людей, животных и растений. Они разработали оригинальные методы защиты окружающей среды. Напротив, некоторые научные открытия привели к уничтожению миллионов людей и животных, а также окружающей среды. Наука может быть продуктивной или контрпродуктивной. Следовательно, все страны должны разработать соответствующие кодексы и механизмы контроля, чтобы направить научную деятельность на их этический путь.
Научные достижения отражают достоинство человека и его уникальную роль в мире. В далеком прошлом время от времени происходили важные научные открытия, оказавшие глубокое влияние на развитие человеческого общества. Сейчас такие открытия делаются чаще. За последние несколько десятилетий люди добились больших успехов в понимании физической реальности, чем за всю предыдущую историю Земли. Очевидно, что развитие науки никогда не прекращается. Замечательно учитывать нынешние знания человека о строительных блоках физической реальности. Хотя почти все горы и реки названы, океанское дно нанесено на карту до самых глубоких впадин, а атмосфера рассечена и подвергнута химическому анализу, нам не следует думать, что мир полностью исследован.
Несмотря на то, что было обнаружено и идентифицировано около 1,4 миллиона видов организмов, общее число живых организмов на Земле оценивается где-то между 10 и 100 миллионами. 1 Никто не может с уверенностью сказать, какая из этих цифр ближе. Хотя ученые дали тысячам видов научные названия, менее десяти процентов изучено на более глубоком уровне, чем общая анатомия. Революция в молекулярной биологии и медицине была совершена еще меньшей долей открытий. Появление новых технологий и щедрое финансирование медицинских исследований помогли биологам провести глубокие исследования на узком участке фронта. Настало время задуматься об изучении биоразнообразия, поскольку виды исчезают со все возрастающей скоростью в результате деятельности человека. По оценкам, к 2020 году одна пятая или более видов растений и животных могут исчезнуть или быть обречены на раннее вымирание, если не будут предприняты более эффективные усилия для их спасения.
НАУКА И ЦЕННОСТИ
Большинство ученых считают, что одной из основных характеристик науки является то, что она имеет дело с фактами, а не с ценностями. Наука объективна, а ценности нет. Некоторые ученые считают себя работающими в привилегированной области определенных знаний. Подобные взгляды на науку тесно связаны и в публичной сфере с авторитетом ученых. Однако в последнее время некоторые ученые бросили вызов понятию науки как свободной от ценностей и тем самым подняли вопрос об авторитете науки и ее методов.
Однако неправильно считать науку бесценной или объективной. На практике наука включает в себя культурные ценности. Ценности, в свою очередь, могут быть объективными, когда они основаны на общепринятых принципах. Ученые сильно ненавидят мошенничество, ошибки и лженауку, в то время как они ценят надежность, проверяемость, точность, точность, общность и простоту концепций. Занятие наукой как деятельностью само по себе является неявным подтверждением ценности развития знаний о материальном мире. Всякий раз, когда наука финансируется государством, ценность научного знания вполне может рассматриваться в контексте ценности других социальных проектов.
Среди ценных вещей, которые способствуют конечной цели знания, есть методы оценки заявлений о знании. К ним относятся контролируемое наблюдение, подтверждение прогнозов, повторяемость и статистический анализ. Такие значения обычно выводятся из нашего исследовательского опыта. Люди склонны обесценивать результаты любого препарата, который не основан на экспериментальном дизайне. Сегодня методы оценки и институциональные формы необходимы для обучения науке как процессу. 2
К сожалению, в науке не всегда соблюдаются социальные ценности или исследовательская этика, но они остаются важными. В идеале наука — это «есть», а этика — «должно». Тем не менее, несоответствие между идеалом и реальностью просто создает проблемы для создания способа достижения этих ценных целей с помощью системы сдержек и противовесов. Кодексы для рассмотрения предложений об исследованиях на людях, для мониторинга использования и ухода за лабораторными животными или для расследования и наказания за мошенничество представляют собой усилия по защите более широких социальных ценностей в науке. Темы и использование результатов исследований и методов или практики науки также являются областью этических интересов и социальных ценностей. В исследованиях оружия, в исследованиях лучших методов ведения сельского хозяйства, направленных на облегчение голода, или в недорогих формах использования солнечной или ветровой энергии в бедных сельских районах исследователи являются этическими агентами, ответственными за последствия своих действий.
Люди выражают ценности своей культуры и жизни, когда занимаются научной деятельностью. Вот почему в странах, где женщины или меньшинства, например, в значительной степени исключены из профессиональной деятельности, они, как правило, исключены и из науки. Там, где они участвовали в науке, их часто не упоминали в более поздних историях. Также хорошо известен тот факт, что выводы науки во многих случаях были сильно предвзятыми, отражая ценности ее практиков. Например, представления об эволюции человека, разработанные европейцами в конце девятнадцатого века, утверждали, что черепа и осанка европейских рас были более развиты, чем у «негров». 3
Ученые должны интегрировать научные ценности с другими этическими и социальными ценностями. Очевидно, что наука может помочь выявить непредвиденные последствия или причинно-следственные связи там, где важны этические ценности или принципы. Кроме того, люди нуждаются в надежных знаниях для принятия обоснованных решений. Ученые могут сформулировать, где, как и в какой степени существует риск. Но для оценки приемлемости риска требуются другие значения. Таким образом, сообщение о характере риска неспециалистам, участвующим в принятии решений, может стать важным элементом науки. 4
Там, где ожидается, что ученые или группы технических экспертов решат проблему приемлемости риска, науке придается значение, выходящее за рамки ее должного объема. Однако научные знания и новые технологии могут породить новые этические или социальные проблемы, основанные на ранее существовавших ценностях. Наука может создавать новые ситуации, требующие от нас применения старых ценностей совершенно новыми способами. Показательным примером является осознание того, что научные исследования параллельны новым опасениям по поводу этики и ценностей в решениях объединить инициативу по геному человека с финансированием исследований гуманистических последствий проекта. Таким образом, наука и техника могут создавать новые проблемы, связанные с ценностями, которые они не могут решить. Тем не менее, эти последствия являются частью полного рассмотрения науки и ее контекста в обществе.