Нравственный долг: Регулятивное значение нравственного долга

Регулятивное значение нравственного долга

Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается, что такое нравственный долг, нравственный долг с позиции значимой составляющей как в восприятии мира, так и в воспитании. Можно увидеть в статье две причины, которым нельзя судить о нравственном долге и обязанности как тождественных понятиях. Указана значимость воспитания в подрастающем поколении внутреннего чувства долга. Стоит отметить, что нравственный долг очень схож по значению с совестью, честью. Приведена аргументация из литературных источников, чтобы рассмотреть поступки героев, которые поступали, действуя на основе нравственного долга.

Ключевые слова: долг, зрелость, мораль, нравственность, нравственные качества, нравственный долг, обязанность, совесть

Библиографическая ссылка на статью:
Домнина А. И., Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М. Регулятивное значение нравственного долга // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88237 (дата обращения: 02.06.2023).

Проблема нравственного долга волнует человека в любую эпоху. Нравственный долг можно назвать синонимами таких качеств как «честь», «совесть». Принадлежность к важнейшим ценностям морали дает нравственный долг относить к регулятивным элементам сознания.

Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Человек должен понять, что он хочет, а что должен сделать. Когда он встанет перед данным вопросом, тогда уже можно будет говорить о нравственной зрелости и сознательности данного индивида.

Обязанность и нравственный долг тесно переплетены между собой, но, стоит отметить, что имеют отличия. Обязанность – это совокупность действий, которые соответствуют требованиям, выдвигаемым окружающими людьми, государством, обществом в целом.

Обязанность имеет повседневный характер, то есть не обязательно они могут нести нравственный смысл. Также отличие нравственного долга от обязанностей заключается в том, что нравственный долг исполняется добровольно, законом это не регулируется.

Внутреннее чувство долга нужно развивать с самого раннего детства. Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своём благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин, бескорыстно. Главный мотив помочь нуждающемуся человеку – это нравственный долг. Нравственный долг – это не подвиг, это внутренний голос, заставляющий поступать человека по законам совести. Поэтому в современном мире очень важно создать нравственную атмосферу в семье для того, чтобы воспитать  в детях чувство долга, отзывчивость, милосердие.

Главный мотив людей при совершении благородных поступков – это нравственный долг. Люди поступают по нормам морали не из-за секундного импульса, а в силу норм поведения, которые в них воспитали. Именно в этих словах и кроется суть нравственного долга.

Данная тема волновала писателей в разные эпохи времени. Писатели переносили нравственные качества на героев, чтобы показать читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы – это эталон семьи, в которой царят любовь, взаимопонимание и доверие. В семье  детям прививают нравственные и моральные ценности. Вспоминается эпизод, когда Ростовы покидают Москву. Наташа видит во дворе раненых солдат, которых не на чем вывезти. Девушка убеждает родителей отдать подводы для раненых, чтобы спасти солдат.  Наташа не могла поступить иначе, потому что для нее нравственный долг стал нормой поведения, «направленной на помощь человеку, попавшему в беду».

Действует исходя из привычных представлений о нравственном долге и Мария Нарышкина, главная героиня произведения Платонова «Песчаная учительница». Автор показывает нам молодую учительницу Марию Никифоровну, попавшую по распределению в глухое, затерянное в песках село. Она понимает, что должна не только научить детей грамоте, но и помочь людям бороться с песками. Учительница приложила все усилия, чтобы в селе стало лучше. Через некоторое время село было не узнать: люди стали «спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», «пустыня помалости зеленела и становилась приветливее». Учительница не могла оставить в беде жителей, потому что для нее нравственный  долг – это спасти село и бескорыстно помочь людям. Добрые дела Марии Никифоровны навсегда останутся в памяти жителей.

Таким образом, проблема нравственного долга актуальна в любую эпоху. Нужно стремиться, чтобы проявление нравственных качеств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.

Библиографический список

  1. Артемов, В. М. Нравственность и право: этико-философское осмысление и практика сближения : [обзор одноименной конференции, прошедшей в апреле 2016 г.] / В. М. Артемов // Вопросы философии. – 2018. – N 3. – С. 207-210.
  2. Злотникова, Л. М. Нравственность в контексте человеческого развития / Л. М. Злотникова // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия : III Всероссийский научный форум “Наука будущего – наука молодых” : международная научно-практическая конференция, 14-15 сентября 2017 г., [Нижний Новгород : в 2 т.] / Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского [и др. ; под ред. З. Х. Саралиевой]. – Нижний Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2017. – Т. 1 : . – 2017. – С. 254-258.
  3. Распутин, В. Г. Нравственность или успешность? : [беседа с писателем] / В. Г. Распутин ; [беседовал Виктор Кожемяко] // Молодая гвардия. – 2015. – N 7/8. – С. 3-12 .
  4. Нестеренко, И. С. Новый взгляд на нравственность в XXI веке / И. С. Нестеренко, Н. В. Быкова // Культурные ценности нового поколения: связь из века в век : материалы V межвузовской научно-практической конференции / М-во образования и науки РФ, Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева (Выксунский фил.). – Нижний Новгород : НГТУ, 2014. – С. 110-113 .


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»

Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг»

Главная » Сочинение

Сочинение

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Нравственный долг — самое ценное для действительно честного человека. Не выполнив его, он будет ощущать некую опустошенность. По-настоящему хороший человек не позволит личным желаниям победить необходимость в выполнении нравственного долга. А что же это за долг-то такой? Это добровольное обязательство, которое человек сам решает выполнять. Также можно сказать, что это моральный долг. А какой именно — решать только человеку. Защита слабых, уважение к старшим, помощь ближним, рождение детей и многие-многие другие примеры могут стать нравственным долгом. В русской классической литературе авторы нередко обращались к данной теме, рассматривая ее как с положительной, так и отрицательной стороны. Ведь не всегда такой долг идет на пользу другим людям.

Тема нравственного долга ярко поднимается в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль». Персонаж Данко выбирает тяжелый, но правильный для себя путь. Он жертвует собственной жизнью и вырывает у себя сердце. Им он освещает путь другим людям. Чистая, непорочная душа Данко не позволила ему отказать в возможной помощи. Он не думал ни секунды перед тем, как пожертвовать своей жизнью. Его нравственный долг заключался в спасении людей, потерявшихся в лесу. И он его исполнил, за что в глазах читателя и получил статус героя. Вот только люди вскоре о нем забыли, но такова человеческая натура — забывать плохое (темный лес) ради того, чтобы видеть вокруг хорошее (будущее). Именно поэтому старец и наступил на сердце Данко — чтобы люди смогли побыстрее оправиться от ужаса и начать жить дальше.

Интересно отметить, что иногда этот нравственный долг может идти его исполняющему не на пользу.

В сказке Александра Сергеевича Пушкина «Золотая рыбка» мы видим семью из деда и бабки. Дед исполняет свой нравственный долг главы семьи. Он делает все, чтобы содержать себя и свою любимую (хоть та того и недостойна). Поэтому он готов ей слепо подчиняться, бегая к волшебной золотой рыбке. Его желание стать для семьи добытчиком, как это и заложено природой у мужчин, побеждает здравый смысл. В итоге, долг-то он исполняет даже в большей мере, чем требуется, но делает ли это его счастливым? Вряд ли. Нравственный долг ему в тяжесть, но поделать ничего он попросту не может.

Отрицательная же сторона такого долга отлично показана в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников видел свой долг в познании своей сущности: тварь он дрожащая или право имеющая. Вот только познавать это он решил при помощи убийства старухи-процентщицы, а затем и ее беременной сестры. Стоило ли того его «испытание»? Едва ли, ведь человеческие жертвы, пускай и не самых лучших представителей, недопустимы.

Отнимать жизнь положено только Богу, к чему Раскольников и придет к концу произведения. Религия сможет открыть перед ним ответы на волнующие его вопросы. Интересный финал, особенно учитывая, что Федор Михайлович был далеко не верующим человеком.

Выходит, что далеко не всегда нравственный долг — это что-то светлое и гордое. Иногда этот долг может приносить другим людям боль. Но, если нравственный долг направлен на пользу и помощь ближним, то его и правда можно считать светлым. Классики русской литературы отлично это понимали, поэтому и показывали этот самый долг с разных его сторон: светлой и темной.

Что лежит в основе морального долга? | Моральные сочинения

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия 20-го векаМоральная философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия 20-го векаМоральная философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Причард, HA, «Что является основой морального обязательства?», Джим МакАдам (ред. ), Moral Writings (

Oxford , 2002; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г.), https:// doi.org/10.1093/0199250197.003.0001, по состоянию на 3 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия 20-го векаМоральная философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСочинения о моралиФилософия 20-го векаМоральная философияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

На вопрос «Что лежит в основе моральных обязательств?» утверждает, что общего ответа нет. Неправильно предполагать, что все правильные действия являются правильными по одной и той же причине. Прежде чем отстаивать эту точку зрения, рассматривает два возможных основания морального долга: 1) благость последствий поступка и 2) благость самого поступка. В то время как первое, в широком смысле утилитарное, не соответствует нашим реальным моральным убеждениям, второе плохо отражает ту роль, которую мотив играет в определении правильности поступка. Нравственные принципы нельзя вывести ни из одного единственного принципа, ни из чего-либо, что не является принципом. Каждый из них независим и имеет свой собственный разум как основание для данного морального обязательства.

Ключевые слова: действие, следствие, благо, моральное обязательство, мотив, принцип, причина, утилитаризм(изм)

Субъект

Моральная философия Философия ХХ века

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Моральная ответственность правительств и отдельных лиц в условиях пандемии коронавируса

. 2021 ноябрь;49(7):815-820.

дои: 10.1177/14034948219. Epub 2021 6 фев.

Джессика Нилен Фалквист 1

принадлежность

  • 1 Центр исследовательской этики и биоэтики, Упсальский университет, Швеция.
  • PMID: 33550931
  • PMCID: PMC8521376
  • DOI: 10. 1177/14034948219
Бесплатная статья ЧВК

Джессика Нилен Фолквист. Scand J Общественное здравоохранение. 2021 ноябрь

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 ноябрь;49(7):815-820.

дои: 10.1177/14034948219. Epub 2021 6 фев.

Автор

Джессика Нилен Фалквист 1

принадлежность

  • 1 Центр исследовательской этики и биоэтики, Упсальский университет, Швеция.
  • PMID: 33550931
  • PMCID: PMC8521376
  • DOI: 10. 1177/14034948219

Абстрактный

Цель: Пандемия коронавируса касается не только науки и фактов, но и поднимает ряд этических вопросов. Некоторые из наиболее важных вопросов в этом контексте связаны с ответственностью. Во-первых, какова основная ответственность правительства? Во-вторых, как правительство и отдельные люди должны рассматривать личную моральную ответственность в этом контексте?

Метод: В этом документе используется концептуальный и нормативный анализ для рассмотрения ответственности в контексте пандемии. В документе также упоминаются отчеты, опубликованные Советом по этике Германии, Сообществом по биоэтике Малайзии и Национальным советом по медицинской этике Швеции.

Полученные результаты: Основная ответственность правительств заключается в создании баланса между индивидуальными ценностями и правами, с одной стороны, и здоровьем населения, с другой. Есть веские причины рассматривать индивидуальную ответственность как добродетель, имеющую отношение к развитию важнейших черт характера и привычек. Ответственность правительств связана с индивидуальной ответственностью через ценности доверия и солидарности.

Выводы: Правительства должны четко сообщать, (а) как они уравновешивают конфликты между коллективным здоровьем и индивидуальными правами и ценностями и (б) что влечет за собой выбранная стратегия с точки зрения коллективной и индивидуальной ответственности. Успех требует внимания к этическим ценностям со стороны всех участников. Людям нужно будет развивать новые черты характера, чтобы помочь справиться с этой пандемией и предотвратить новые. Правительства должны способствовать развитию таких черт характера, укрепляя доверие и солидарность с гражданами и между ними.

Ключевые слова: Корона вирус; этика; моральная ответственность; пандемия.

Заявление о конфликте интересов

Заявление о конфликте интересов: Автор заявил об отсутствии потенциального конфликта интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации этой статьи.

Похожие статьи

  • Отказ от вакцины/нерешительность – этическая точка зрения в отношении COVID-19пандемия.

    Джентиль JDDC. Джентиль JDDC. Преподобный Гауча Энферм. 2022, 15 августа; 43:e20210137. doi: 10.1590/1983-1447.2022.20210137.en. Электронная коллекция 2022. Преподобный Гауча Энферм. 2022. PMID: 35976378 английский, португальский.

  • Эволюция основ этики общественного здравоохранения: систематический обзор моральных ценностей и норм в политике общественного здравоохранения.

    Аббаси М., Майдзаде Р., Зали А., Карими А., Акрами Ф. Аббаси М. и др. Философия Медицинского Здравоохранения. 2018 сен; 21 (3): 387-402. doi: 10.1007/s11019-017-9813-y. Философия Медицинского Здравоохранения. 2018. PMID: 29124449 Обзор.

  • Моральная ответственность больницы.

    Де Джордж РТ. Де Джордж РТ. J Мед Филос. 1982, февраль; 7(1):87-100. дои: 10.1093/jmp/7.1.87. J Мед Филос. 1982. PMID: 7086317

  • [Происхождение информированного согласия].

    Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.

  • Этика общественного здравоохранения и COVID-19пандемия.

    Алию А.А. Алию АА. Энн Афр Мед. 2021 июль-сен;20(3):157-163. doi: 10.4103/aam.aam_80_20. Энн Афр Мед. 2021. PMID: 34558443 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние социальных сетей на восприятие риска во время COVID-19 в Саудовской Аравии.

    Ангава К., Альбугми М. Ангави К. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2022 3 августа; 10:898041. doi: 10.3389/fpubh.2022.898041. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 35991025 Бесплатная статья ЧВК.

  • COVID Positive Pathway: сотрудничество между учреждениями общественного здравоохранения, первичной медико-санитарной помощью и столичными больницами в Мельбурне.

    Лим С.М., Аллард Н.Л., Деверо Дж., Коуи Б.К., Тайдеман М., Миллер А., Хо К., Кливленд Б., Синглтон Л., Ааронс К., Элефтериу П., Чан Т., Брайтберг Г., Майер А. Лим С.М. и др. Мед J Aust. 2022 2 мая; 216(8):413-419. doi: 10.5694/mja2.51449. Epub 2022 18 марта. Мед J Aust. 2022. PMID: 35301714 Бесплатная статья ЧВК.

  • Предсказуемость заболеваемости и смертности, связанных с COVID-19, на основе модельных оценок для разработки упреждающих протоколов контрмер.

    Свенссон Г., Родригес Р., Падин С. Свенссон Г. и соавт. Научный представитель 2021 г. 15 июля; 11 (1): 14523. дои: 10.1038/s41598-021-93932-з. Научный представитель 2021. PMID: 34267295 Бесплатная статья ЧВК.

  • Восприятие риска, самоэффективность и социальное доверие во время распространения Covid-19 в Италии.

    Диотаиути П., Валенте Г., Манконе С., Фалезе Л., Беллицци Ф., Анастази Д., Лангиано Э., Домински Ф.Х., Андраде А. Диотаиути П. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 25 марта; 18 (7): 3427. дои: 10.3390/ijerph28073427. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 33806194 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

    1. Немецкий совет по этике/Deutscher Ethikrat. Солидарность и ответственность во время коронавирусного кризиса. Специальные рекомендации, https://www.ethikrat.org/en/press-releases/2020/solidarity-and-responsib… (2020 г., по состоянию на 19 октября 2020 г.).
    1. Малазийское биоэтическое сообщество. Биоэтика и Covid-19: руководство для клиницистов. 1-е издание, https://www.researchgate.net/publication/341396598_Bioethics_COVID-19_Gu… (2020 г., по состоянию на 19 октября 2020 г.).
    1. Шведский совет по медицинской этике. Этический выбор во время пандемии, https://smer.se/wp-content/uploads/2020/08/smer-2020_3-english-report_we… (2020 г., по состоянию на 19 октября 2020 г.).
    1. Десварс-Ларрив А., Дервик Э., Хауг Н. и др.. Структурированный открытый набор данных о вмешательстве правительства в ответ на COVID-19. Научные данные 2020; 7:285. — ЧВК — пабмед
    1. Стаддерт Д.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts