Заучивание и приемы его организации учителем: Овладение приемами организации и управления запоминанием на уроках иностранного языка

Содержание

Современные приемы и методы запоминания учебного материала. | Учебно-методический материал по теме:

Современные приёмы и методы запоминания

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма — один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

4) Метод расположения предметов — способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2 — л (лебедь), 4 — ч, 6 — б, 7 — к (коса), 8 — в, 9 — д, 0 — о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 — бук, 90 — дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

2.3 Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе — в течение дня, третье — на следующий день, с третьего по седьмой день — по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. Условие быстрого и полного запоминания материала — чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания.  Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти».

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка — разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе.

Приемы организации мнемической деятельности на уроке

Исходя из рассмотренных законов памяти можно выделить следующие приемы организации учителем памяти учащихся на уроке:

— создание установок на заучивание («Этот материал надо будет за­помнить не обязательно …»).

— создание установок на срок и точность запоминания («Этот мате­риал вам пригодится на экзамене …» «Эта мысль поможет вам решить многое проблемы в будущем…», «Запомните точно имя и отчество авто­ра…»)

— сокращение путем свертывания единиц запоминаемого материала до 7-2;

— организация запоминания а начале или в конце урока;

— четкое повторение учителем 2-3 раза с интервалом в 20-30 минут основных выводов;

— предложение ученикам через 20-30 минут после объяснения матери­ала вспомнить сделанные учителем выводы и записать их в тетради;

— подключение к запоминанию нескольких видов памяти;

— проведение аналогий с уже известным, хорошо усвоенным;

— составление плана, включающее разбивку материала на составные части;

— придумывание заглавий для составных частей или выделение опор­ных пунктов, с которыми легко ассоциируется все содержание данной час­ти материала;

— связывание частей по их заглавиям или опорным пунктам в единую цепь ассоциаций;

— использование опорных схем;

— структурирование сообщаемого материала;

— предъявление материала хорошо усвоенными понятиями;

— эмоциональное насыщение материала, подлежащего запоминанию.

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА.

В педагогической психологии выделяют 3 стиля педагогического обще­ния: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль основывается на приказе, указании, инструкции. Даже благодарность может выглядеть как приказ. При обнаружении ошибки склонен высмеи­вать или ругать виновного, чаще всего не объясняя как ее можно исп­равить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекраща­ется. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, не­терпение к возражениям. Вместе с тем обладание занимательности на уроке, акцент на непроизвольном внимании может иметь и негативные последствия.

Авторитарный стиль проявляется в 2-х формах «общение — устраше­ние», «общение дистанция». Разница между ними состоит в том, что в случае дистанции у учителя может быть в целом положительное отноше­ние к детям, при авторитарной организации их деятельности, но в слу­чае «устрашения» авторитаризм сочетается и с отрицательным отношение к учащимся.

Либеральный стиль педагогического общения — анархический , попус­тительский Учитель старается не вмешиваться в жизнь класса, вопросы рассматривает формально, легко меняет отношения подчиняясь подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответствен­ности за происходящие. При положительном отношении к детям либеральный стиль может принять форму «общения — заигрывания». Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый ав­торитет. Причиной проявления такого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Демократическое общение проявляется в опоре учителя на класс. Он старается донести цель деятельности до сознания, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании; каждый ученик поощряется, у него растет уверен­ность в себе; развивается самоуправление.

Основные способы общения у демократического учителя — это просьба, совет, информация. Демократический стиль общения проявляется в двух формах: «общение на основе увлеченности» и «общение на основе дружеского расположения». При этом последнее является ступенькой в достижении первого – подлинно демократического взаимодействия учителя с учеником. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивный стиль в педаго­гическом общении.

Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, высокую успеваемость. Но он не способствует развитию творческого мышления, интеллектуальной и личностной самостоятельности, создает крайне неблагоприятный психологический климат. По данным медико-психологических исследований, именно авторитарный стиль общения порождает невротические реакции.

Стиль общения проявляется во многих моментах. Одним из них яв­ляется то, в каких терминах формулируются сообщения — в терминах «я — сообщение» или в терминах «ты — сообщение». Если че­ловек говорит о своих чувствах, о своем впечатлении, отношении упот­ребляя местоимения «я», «мне», «меня», то в этих сообщениях он как бы не претендует на объективность высказывания, открыто выражает свое субъ­ективное мнение. Такие сообщения и носят название «я» — сообщения. «Ты — сообщение» содержит местоимения «ты», «тебе», «тебя», именно эти сообщения наиболее привычны для учителя: «Ты не мог бы потише!», «Я тебя насквозь вижу», «Ты у меня посмейся». Как показывает опыт «ты — сообщение» чаще воспринимается детьми с отрицанием, обидой, защитой. Потому, что каждое «ты — сообщение», по сути содержит, вы­пад, обвинение, осуждение или во всяком случае оценку. Преобладание «ты — сообщений» особенно в сочетании с обращением по фамилии гово­рит об авторитарном стиле педагогического общения.

«Я — сообщение» имеет несколько важных преимуществ. Во – первых, оно позволяет в необидной форме выразить свои негативные чувства, которые не стоит подавлять, так как они накапливаются и рано или поздно прорвутся. К тому же скрыть недовольство не так уж легко, они проявятся в жестах, молчании и т,п. Во – вторых, «я — сообщение» дает возможность ученикам ближе узнать учителя, и то, что он в данный мо­мент ощущает. Умение строить «я — сообщение» лежит в основе демокра­тического стиля общения. Здесь следует отметить, что смешение в со­общении «ты» и «я» — свидетельство в пользу «ты — сообщения» («Ты мне мешаешь…», «Я от тебя устала»).

Другим показательным моментом стиля общения являются преобладающие чувства учеников. Авторитарные учителя наиболее успешны в стимулировании таких чувств, как стыд, вина, угрызения совести. Они больше обращают внимание на промахи, чем на успешные шаги ученика. Демократический учитель умеет создавать ситуацию успеха, укрепляет самоуважение ученика. Ему чаще удается вызвать у учащихся такие чувства как радость, энтузиазм, достоинство.

Не менее важным является педагогический такт учителя. Педагоги­ческий такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся. Слово учителя, его методы должны применятся оптималь­но, ненавязчиво, деликатно. Иначе, чрезмерная требовательность может привести к непослушанию, чрезмерная снисходительность к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Однако, уважение и душевная теплота не исключает требовательности, а предполагают ее.

ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

Анализ ведется путем ответов на следующие вопросы:

Мобилизационный компонент урока:

1. Легко ли сосредоточил учитель внимание учеников на начальном этапе урока?

2. В каком виде внимания осуществлялось сосредоточение внимания в начале урока?

3. Что делал учитель для привлечения внимания учеников?

4. Какие моменты урока требовали от учеников распределения внима­ния?

5. Легко ли удавалось ученикам распределить внимание или внимание отвлекалось, становилось рассеянным?

6. Организовывал ли учитель распределение внимания учеников? Как?

7. Какие моменты урока требовали от учеников переключения внима­ния?

8. Легко ли удавалось ученикам переключать свое внимание?

9. Организовывал ли учитель переключение внимания учеников? Как?

10. Было ли внимание учеников устойчивым на протяжении всего уро­ка?

11. Когда происходило отвлечение внимания или наступала его рассеянность?

12. Замечал ли учитель снижение устойчивости внимания?

13. Какие усилия предпринимал учитель для поддержания внимания?

14. Какой вид внимания использовал для поддержания устойчивого внимания?

15. Как организовывал учитель внимание учеников, у которых наблю­дались стойкие недостатки внимания?

16. Какие моменты урока требовали от учеников волевых усилий?

17. Какова бы интенсивность волевого напряжения учеников?

18. Какие эмоции вызвали у учеников волевые усилия?

19. Какие моменты урока стимулировали интерес учеников?

20. Чем был вызван интерес учеников?

21. Общие выводы о причинах потери внимания на уроке?

22. Что можно было сделать для мобилизации внимания учеников на данном уроке?

Как работает память в обучении: руководство для учителей

Одним из наиболее важных аспектов обучения, который может быть наименее изучен, является человеческая память. Перед нами стоит задача передать навыки и знания ученикам — это самый важный аспект нашей работы. Тем не менее, сколько педагогов получили ученые степени и сертификаты преподавателя без упоминания о том, как работает память? Как часто человеческая память становится темой изучения книги или курса повышения квалификации? Я получил педагогическую степень 15 лет назад и не помню ни одного занятия по этой теме. Любое профессиональное развитие, которое я получил по теме памяти, было редкостью, или мне приходилось искать его самостоятельно.

Я не знаю ни одного учителя, который не хочет делать то, что лучше для своих учеников, а для того, чтобы проводить обучение и учебную среду, которые являются эффективными и действенными для обучения, требуется знание процессов памяти и базовое понимание как работать в рамках ограничений человеческой памяти.

Итак, что учителя должны знать о памяти?

Помощь учащимся в переносе обучения в долговременную память

Чувства и сенсорная память: Это может показаться очевидным, но самым первым шагом к запоминанию является ощущение — учащиеся должны прочувствовать материал. Большую часть времени в школе это означает видеть и/или слышать информацию. Это необходимый первый шаг, но сам по себе он довольно мимолетный. Например, прямо сейчас вы воспринимаете большое количество информации. Практически на занятиях преподавателям необходимо создать среду, в которой учащимся будет как можно легче воспринимать материал. Хотя в настоящее время это не самая популярная идея в сфере образования, все мои ученики стоят лицом к передней части моей комнаты, где в основном представлена ​​информация. Это увеличивает шансы, что они визуально почувствуют необходимый материал.

Внимание: Это привлекает внимание. Если учащиеся не обращают внимания на эти ощущения, память обрывается. Если использовать современное модное словечко в сфере образования, это вовлеченность. Вовлеченность — это то, чем занимается мозг. Это акт познания. Очевидно, что это чрезвычайно важно в отношении обучения. Куда ученики направляют свое внимание, там у них есть возможность учиться. Он ориентирован на необходимую стимуляцию для обучения или на экран телефона? Или он разделен между несколькими ощущениями?

В своем классе я хочу, чтобы учащимся было как можно проще сосредоточить свое внимание на том, что наиболее важно для обучения. Это означает, что я создаю среду, максимально свободную от отвлекающих факторов, учитывая, какие манипуляторы могут быть у них на столе, какие украшения у меня на стенах, насколько ясно и лаконично я представляю материал, а также физическое расположение столов и стульев.

Рабочая память: Если учащиеся воспринимают учебный материал и обращают на него внимание, информация может быть понята и закодирована в их рабочей памяти. Проще говоря, сознательные мысли, которые у вас есть прямо сейчас, — это то, что присутствует в вашей рабочей памяти — это информация, с которой вы когнитивно работаете. Но опять же мы видим, что это хотя и очень необходимый шаг, но недостаточный для длительного удержания материала. Рабочая память довольно быстротечна как по своей способности обрабатывать информацию в любой момент времени, так и по тому, как долго она будет удерживать эту информацию без репетиции. В какой-то степени это похоже на воронку для информации: лишь ограниченное количество материала может пройти, не потерявшись, поэтому крайне важно, чтобы учителя внимательно следили за когнитивной сложностью нашего класса и уроков, которые мы разрабатываем.

Например, в моем классе это означает, что главное остается главным — с чем абсолютно необходимо столкнуться и понять моим ученикам для обучения? По большей части все, чем занимаются и занимаются наши студенты, нагружает их рабочую память. Если учебный план слишком сложен или недостаточно ясно указывает на то, на чем учащиеся должны сосредоточиться, в их рабочей памяти может не хватить места для необходимой стимуляции для обработки, потому что они сосредотачиваются на неправильной информации. Учебный дизайн должен оставаться простым, особенно для нового и/или сложного материала.

Я не говорю, что классы и уроки должны быть почти удручающе пресными, но с каждым новым фрагментом информации, диаграммой или манипуляцией, с которой сталкиваются ученики, нагрузка на их ограниченную рабочую память возрастает. Выбирай с умом.

Долговременная память: Насколько нам известно, в отличие от оперативной памяти, долговременная память безгранична как по объему, так и по продолжительности хранения воспоминаний. С практической точки зрения это должно быть целью педагога: донести соответствующую информацию до долговременной памяти учащихся. Хотя было бы замечательно, если бы воспоминания о материалах в классе автоматически превращались в долговременную память, обычно это не так. Для большинства школьных материалов требуется тщательная обработка.

Двумя лучшими стратегиями обучения, основанными на фактических данных, являются практика припоминания и практика с интервалами. Эти стратегии требуют, чтобы учащиеся в разное время получали доступ к своим воспоминаниям о материале и усердно использовали и применяли свои знания. Что довольно интересно, так это то, что когда учащиеся извлекают эти воспоминания, они теперь находятся в рабочей памяти.

Вообще говоря, чем больше мы репетируем узнавание или припоминание воспоминаний, тем сильнее и эффективнее они становятся. Даже если учащийся может помнить что-то изо дня в день, указывая на то, что это часть его долговременной памяти, это не означает, что оно всегда доступно — неиспользованная память может быть забыта или невосстановима. Практика использования знаний необходима как для оценки обучения, так и для обучения.

Как сделать так, чтобы это запомнилось: запоминающиеся стратегии для улучшения обучения

Автор: Регина Г. Ричардс

Подумайте о том, как вы что-то запоминаете:

  • Когда вы хотите запомнить номер телефона, вы повторяете его про себя несколько раз, пока не набрать весь номер?
  • Когда вы дойдете до рассказа о бакалейной лавке и захотите вспомнить четыре предмета, поднимете ли вы четыре пальца, чтобы заставить себя вспомнить?
  • Когда кто-то спрашивает вас о свадьбе, на которой вы были несколько лет назад, как вы вызываете воспоминания? Некоторые люди могут сначала подумать о еде. Другие могут вспомнить платье невесты. Третьи могут вспомнить декор. Как только вы зацепились за память, кажется, что каждое воспоминание запускает дополнительные аспекты события.
  • Что вы делаете, чтобы вспомнить важный телефонный звонок, который вы должны сделать по дороге домой? Вы знаете, что когда вы войдете в дом, собака будет лаять, и каждый из ваших детей будет что-то срочное сказать вам. У тебя нет бумаги, чтобы написать записку. Некоторые люди могут спеть небольшую песенку или скандировать: «Позови такого-то, позови такого-то». Другие могут визуализировать ассоциацию, чтобы, когда они вошли в комнату, чтобы положить свой пакет, это действие вызвало напоминание о необходимости позвонить.

В течение дня все мы используем стратегии, чтобы запомнить множество фактов и идей, которые нам необходимо запомнить. Использование стратегии составляет важнейшую часть нашего учебного опыта. Стратегии помогают нам организовывать информацию в шаблоны и поощряют целенаправленное обучение. Наш мозг избирательен. Мозг склонен запоминать информацию, которая формирует запоминающийся паттерн.

Для нас, как для учителей, терапевтов и родителей, важно иметь общее представление о том, как мы запоминаем информацию, чтобы мы лучше понимали необходимость стратегий. Когда мы понимаем цель, мы лучше подготовлены, чтобы помочь нашим ученикам понять и использовать стратегии.

В начало

Процесс памяти

Память — это очень сложный процесс, включающий несколько компонентов, работающих одновременно. Наше описание отдельных компонентов является лишь представлением, потому что в действительности наш мозг обрабатывает информацию интегрированным образом.

Все начинается с сенсорного ввода из нашего окружения. Используя наши сенсорные системы, мы видим, пробуем на вкус, слышим или чувствуем ощущения или стимулы. У нас есть механизм для фильтрации и отбрасывания нерелевантных или ненужных данных, таких как ощущение ковра во время ходьбы или звук кондиционера. Тот же самый механизм фильтрации организует релевантные данные в осмысленные шаблоны. На рисунке 1 воронка и фильтр представляют эти процессы: сенсорный ввод и сенсорную память.

Рисунок 1. Схема процесса памяти

Диаграмма на рисунке 1 представляет собой представление системы памяти: Информация перемещается из Сенсорный ввод через Сенсорная память и Кратковременная память и, в конечном итоге, в Долгосрочная память (Ричардс, 2003, стр. 17).

Информация, «схваченная» или осмысленная, перемещается в кратковременную память. Наш мозг запрограммирован обращать внимание на необычное — на что-то другое. Включение новизны, такой как юмор, движение или музыка, в стратегии помогает информации привлечь наше внимание.

Использование стратегий играет очень важную роль в структурировании входных данных, помогая им перемещаться в долговременную память в осмысленном и запоминающемся формате. Чтобы создать более прочную память, нам нужно предотвратить «сброс» поступающей информации. Мы достигаем этого, осмысленно связывая его с уже существующим знанием.

Если информация важна и повторяется, она перемещается в другую часть мозга для кодирования и затем сохраняется в долговременной памяти. На рисунке 1 картотека представляет собой долговременную память. Вся память не хранится в нетронутом виде в каком-либо месте, скорее, каждый конкретный компонент опыта хранится в виде отдельных файлов.

Размышляя о том, как работает память, важно понимать, что у каждого человека свой способ обработки и запоминания. Существует более одного способа сохранить заданную память, так же как часто существует несколько маршрутов для проезда к месту назначения. Один человек может пойти в продуктовый магазин по маршруту А, тогда как другой человек может предпочесть маршрут Б. Подходит любой из них. То же самое и с памятью: один человек может предпочесть запомнить список, напевая его, тогда как другой человек может предпочесть визуализировать ассоциацию. Нет единственно правильного пути.

В этой статье представлены различные стратегии. Мы должны обращать внимание на реакцию наших учеников на стратегии и помогать каждому ребенку выбирать и использовать стратегии, которые удобны и наиболее точно соответствуют его предпочтительному стилю обучения.

Вернуться к началу

Набор инструментов RIP для памяти

Этот набор инструментов содержит три ключевые стратегии для улучшения памяти: повторение , изображения и шаблоны (RIP) . Многие студенты считают, что достаточно просто что-то прочитать. Зачастую этого недостаточно. Мы запоминаем что-то лучше, когда это организовано и отрепетировано.

Представьте, если бы мы, учителя, терапевты и родители, поощряли учащихся за использование ими конкретных стратегий при организации информации. Педиатр, доктор Мел Левин, предлагает: Я думал, что перед тестом детей нужно попросить сдать план памяти. Так же, как пилот передал бы план полета. Другими словами, как вы собираетесь загружать и удалять информацию из своей памяти? И учащиеся должны получать оценки по плану так же, как и по тесту (Левин и Мельцер, 19).98).

Следующие две стратегии являются общими напоминаниями, чтобы побудить учащихся использовать процесс при запоминании информации. Каждая стратегия представлена ​​словом или фразой, где каждая буква представляет один из шагов.

Набор инструментов RIP для памяти
Р СОВ В ЛОВУШКА
Р Расслабьтесь и сосредоточьтесь
Напряженные и находящиеся в состоянии стресса люди склонны к провалам в памяти
Т Перевести
Перевести информацию или идеи своими словами
С Замедление
Спешка или импульсивность снижает внимание к информации или задаче
Р Повторите
Немедленно отрепетируйте информацию и свяжите новые со старыми идеями
О Организовать
Организовать информацию или организовать места; храните важные вещи в специально отведенном месте
А Картинка
Картинка стоит 1000 слов; визуализировать информацию
Ш Запишите или повторите
Небольшой блокнот, календарь, магнитофон или КПК могут быть очень полезны
Р   Практика
Чем больше информации отрабатывается, тем лучше будет отзыв  
В Визуализация
Свяжите изображение с информацией для запоминания

Выберите стратегию, которая, по вашему мнению, подходит для ваших учеников. Обучайте каждому шагу, по одному за раз. Убедитесь, что они понимают каждый шаг и его значение, прежде чем переходить к следующему. Затем покажите шаги в последовательности и объясните, как использовать мнемонику или ключевое слово, чтобы помочь вспомнить шаги.

Важным критерием, о котором следует помнить, является «не упаковывать и не штабелировать». Это означает, что нужно продвигаться медленно и не класть слишком много новых вещей друг на друга. Дайте каждому учащемуся время обработать и закрепить одну вещь, прежде чем двигаться дальше.

Несколько лет назад был опубликован мультфильм FarSide , показывающий ситуацию в классе. Студент поднял руку и попросил отпустить его, потому что его «мозг был переполнен». Это подчеркивает важное предостережение, которое следует помнить при использовании стратегий: идите медленно. Слишком много стратегий одновременно может запутать ученика, а не помочь.

Вернуться к началу

Повторение: буква R в RIP

Рис.
2. Новизна и мультисенсорное обучение

На рис. 2 ребенок прыгает на маленьком батуте, повторяя ассоциации. Он также бросает мяч с каждым предметом.

Повторение и повторение информации усиливают процесс, называемый консолидацией, процесс, посредством которого воспоминания перемещаются из временного хранилища в гиппокампе (небольшая структура в мозге) в более постоянное хранилище в коре (внешний слой мозга) ( Ричардс, 2003, стр. 24).

Многократное повторение информации служит репетицией, но это может утомить учащихся. Когда вам скучно, мозг может переключиться в режим, аналогичный режиму «экранной заставки» на мониторе вашего компьютера. Учащийся может не обращать внимания на то, что он повторяет. Поэтому использование стратегий с юмором, движением, песнями и другими формами новизны имеет решающее значение для повышения ценности повторения.

В качестве примера рассмотрим задание на изучение пяти столиц штатов. Ниже приведены несколько различных упражнений для запоминания ассоциаций. (Ричардс, 2003, стр. 191).

  • Потренируйтесь произносить столицу и штат вместе, например, «Сакраменто, Калифорния; Колумбус, Огайо» и т. д. Это поможет создать ассоциацию между двумя словами.
  • Разработайте дурацкую мнемонику, которая поможет запомнить, какой капитал принадлежит государству. Для Огайо нарисуйте человека, говорящего: «О, привет, о, Колумб». Это связывает слово «Колумбус» со словом «Огайо».
  • Потренируйтесь сопоставлять карточки со столицами и названиями штатов, а штаты — со столицами.
  • Выполняйте двигательные действия, например прыгайте на маленьком батуте или играйте в мяч, произнося название города в ответ на слух о состоянии или наоборот (см. рис. 2).
  • Создайте рэп или мелодию, повторяющую каждый штат и его столицу.
Вернуться к началу

Образы: I в RIP

Существует множество видов образов, и все формы важны для процесса запоминания. Думая об образах, большинство людей думают о визуальном образе. Однако образы также могут быть двигательным образом, иногда называемым «мышечной памятью», или слуховым образом.

Визуальные образы

Визуальный образ может указывать на стратегию или представлять концепцию. Например, предположим, что вашему ученику нужно помнить, что наши права Первой поправки — это свобода слова, религия, пресса и право на собрания. Поскольку это Первая поправка и одно рифмуется с солнцем , используйте солнце в качестве визуальной подсказки. Нарисуйте счастливое солнышко с ножками и ручками, поющее. Поместите слово RAPS в диалоговое окно, как показано на рисунке 3. RAPS — это мнемоника для запоминания свобод 9 человек.0013 R религия, A сборка, P платье, и S слово. (Ричардс, 2003, стр. 198).

Рис. 3. Мнемоника для 4 свобод, предоставленных Первой поправкой

Поскольку мозг запоминает информацию, которая формирует запоминающийся образ, визуальные органайзеры чрезвычайно полезны. Существует множество различных типов визуальных органайзеров. Некоторые из них носят описательный характер: основная идея раздела главы помещается в центр. Линии расширяются, каждая из которых представляет основную концепцию. Представления могут использовать изображения, значки или ключевые слова. Приведенный ниже пример органайзера был разработан при предварительном планировании абзаца о собаках (Ричардс, 2001, стр. 34).

Рис. 4. Визуальный органайзер для определения некоторых характеристик «собаки»

Визуальные органайзеры можно использовать по-разному. Они могут подчеркивать причинно-следственную связь, последовательность событий или эпизодов или создавать резюме прочитанного. Визуальные органайзеры также полезны при планировании абзаца или отчета и при подготовке к тесту.

Категоризация является важным навыком для учащихся, поскольку она формирует основу для критического мышления и логического понимания при чтении. Диаграмма Венна — ценный органайзер, который визуально подчеркивает сравнения и контрасты. Диаграмма Венна, сравнивающая характеристики млекопитающих и рептилий, была представлена ​​в статье «Дорога письма».

Другое использование диаграмм Венна включает сравнение двух персонажей в рассказе или двух разных событий в истории. Рисуются два перекрывающихся круга, и в левой части круга перечисляются характеристики одного предмета или события, если они отличаются от другого предмета. Характеристики второго предмета перечислены в правой части круга, если они отличаются от первого предмета. Характеристики, которые являются общими для обоих элементов, размещены посередине. На рисунке 5 показан пример диаграммы Венна, на которой сравниваются и противопоставляются вулканов до оборотов . Эта информация была собрана путем мозгового штурма студентами того, что они знали о каждом элементе.

Поначалу может показаться, что понятия вулкан и революция разные. На самом деле сходства много. Предположим, ваш ученик изучал вулканы и понимает их характеристики. Затем она может сравнить это знание с характеристиками революции. Это формирует шаблон сравнения новых идей с уже изученными. Таким образом, ваш ученик уточняет свое понимание каждой концепции, связывая знания о вулканах с другим извержением, революцией (Ричардс, 2003, стр. 50).

Рис. 5. Диаграмма Венна вулканов и революций
Вернуться к началу

Моторные образы

Нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе.

Чтобы понять образ движения, подумайте о том, как трудно вспомнить номер телефона. Вы можете двигать пальцами по образцу телефонного номера, как будто набирая его, и обнаружите, что это помогает вам вспомнить номер.

Повторение и практика триггерных нейронов (клеток мозга). Когда набор нейронов срабатывает вместе, у них вырабатывается «привычка» снова срабатывать вместе. Привычки, а также академическое обучение происходят таким образом. Используйте мультисенсорные стратегии, чтобы ваш ребенок одновременно видел, слышал, касался или двигался с информацией.

Вы ездили на велосипеде в молодости? Вы научились кататься на велосипеде, прочитав книгу об этом? Нет, тебе нужно было попрактиковаться в верховой езде. При достаточном количестве повторений вы сохранили моторный образ процедуры. Смогли бы вы теперь сесть на велосипед и ездить с относительной легкостью? Большинство людей ответят утвердительно на этот вопрос. Почему это? Наши мышцы запоминают информацию или процедуры, которые практиковались много раз. Мышечная память — мощный инструмент обучения!

В качестве примера учащиеся могут использовать двигательные образы направления букв b и d с помощью рисунка руки или «кулаков Фонзи» ​​(названных в честь персонажа Фонзи из «Счастливых дней»). Пусть ваш ребенок держит руки лицом к телу и сжимает в кулак так, чтобы каждый большой палец был направлен прямо вверх (рис. 6). Левая рука похожа на b , а правая рука похожа на d . Ваш ребенок может вспомнить последовательность, произнося алфавит « a , b , c , d » (Ричардс, 2001, стр. 86).

Рис. 6 — Руки, образующие форму букв б и г — двигательный образ

Упражнение в написании букв или написании слов улучшается за счет использования воздушного письма, еще одного метода создания двигательного образа для ученика (Ричардс, 1999, стр. 163). Воздушное письмо (рис. 7) включает в себя написание букв в воздухе (создание двигательного образа), а также воображаемое видение букв (создание визуального образа). Ученик должен одновременно произносить букву, когда пишет ее в воздухе (создавая слуховой образ).

Рис. 7 – Студент пишет букву
o в воздухе, визуализируя форму буквы и произнося название буквы*

Другие примеры двигательных изображений для написания слов также легко включить в домашнее задание: постукивание кулаком и рукой. При фистинге учащийся постукивает по каждому слогу слова, которое нужно написать, боковыми сторонами кулака. Затем она произносит слово по слогу, на этот раз постукивая кулаком по каждому звуку в слоге, когда она произносит его. При постукивании по руке учащийся следует той же процедуре, сначала определяя каждый слог, а затем определяя каждый звук в каждом слоге. На этот раз ученик двумя пальцами одной руки постукивает по предплечью другой руки. Эти простые стратегии задействуют мышечную память, а также помогают учащимся действовать систематически. Эти два аспекта создают очень мощный усилитель памяти.

Многие математические стратегии для вычисления пальцев, особенно умножение, используют моторные образы или мышечную память. Примеры можно найти в других публикациях, таких как «ОБУЧЕНИЕ: игровые стратегии для всех учащихся» (Ричардс, 2001 г., стр. 93–97) и «Источник стратегий обучения и запоминания» (Ричардс, 2003 г., стр. 161–164).

Вернуться к началу

Паттерны: буква P в RIP

Мозг ищет смысл через паттерны. Поскольку мы получаем информацию от наших органов чувств, нам нужны предварительные знания и система для организации информации, чтобы мы могли придавать ей значение. Когда поступает информация, наш мозг ищет существующие знания. Если новая информация активирует ранее использовавшуюся нейронную сеть, то есть совпадение. Это называется распознаванием образов и имеет огромное значение для улучшения памяти.

Поскольку на наш «мыслительный предел» сильно влияют паттерны, а не факты, запоминание информации максимально увеличивается, когда она предоставляется в контекстуальных, событийно-ориентированных ситуациях, включая моторное обучение, смену местоположения, музыку, ритм и новизну…. У нас плохо получается, когда мы «по частям» изучаем линейные, последовательные факты и другие информационные списки вне контекста».

Эрик Дженсен, Суперобучение, с. 26

Стратегии, рассмотренные выше, помогают создавать шаблоны. Кроме того, использование музыки и рифм создает шаблон или организацию информации. Использование музыки для повторения концепций может быть очень эффективным. Музыка также способствует релаксации, творчеству и мотивации. Студенты могут создавать свои собственные песни или рэп, или они могут использовать существующие песни для повторения концепций и фактов. Некоторые песни, относящиеся к определенным историческим периодам: «Баллада о Дэвиде Крокетте» на слова Тома Блэкберна; «Битва за Новый Орлеан», слова Джонни Хортона; или «Когда Джонни снова марширует домой», слова Патрика С. Гилмора.

Также весело менять слова обычной песни. В приведенном ниже примере мелодия «Row, Row, Row Your Boat» используется для пения о важности обращать внимание на точку в конце предложения (Richards, 2003, стр. 186).

Стоп, стоп, стоп слова
С маленькой точкой.
Используйте точку в конце,
Чтобы они знали, что нужно остановиться.

Песни, укрепляющие академические концепции, также доступны на коммерческой основе, например Best of Schoolhouse Rock.

Юмор и глупость полезно использовать вместе с другими стратегиями, потому что наш мозг предпочитает запоминать необычную информацию. Для запоминания можно использовать короткое предложение или последовательность букв, с картинками или реальными предметами или без них. Помните, очень важно, чтобы ваш ученик понимал и знал информацию до использования этих мнемоник, цель которых состоит в том, чтобы служить запускает для отображения информации. Ниже приведены примеры полезных мнемоник.

Мнемоника Первая буква каждого слова помогает вспомнить:

M y V ery E asy M ethod J ust S peeds U p N 9 0332 амин P ланец

Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N ept июнь, P Люто

M y V ery E ager M прочее J ust S erved U s N 903 32 ине P изза

Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N eptune, P luto

A r at i n t he h дом m ight e at t 9033 2 he i ce c стопка

Правописание слова арифметика

D колос M исс S союзник B ряд

Основные шаги в длинном делении: d ivide, m умножение, s вычитание, b кольцо вниз

D oes M cDonald’s S ell C heese B ускорители

Основные шаги в длинном делении: d ivide, m ultiply, s убрак, c compare, b кольцо вниз

Рой Г. Бив

Цвета радуги по порядку: r ed, o ряд, y желтый, g зеленый, b lue, i ndigo, v иолет

N всегда E в S измельченный W горячий

Последовательность направлений по часовой стрелке: N восток, E восток, S юг, W est

Вернуться к началу

Демистификация

Генри Винклер написал несколько книг, описывающих его студенческий опыт. Эта серия детских романов называется « Хэнк Зипцер: в основном правдивые признания лучшего в мире отстающего 9».0070 . Книги доступны на аудиокассетах, и учащиеся, испытывающие затруднения, много получают, слушая кассеты. Услышав, как кто-то другой, особенно известный человек, описывает разочарование в учебе, вы можете подтвердить собственный опыт учащихся. В книгах также описываются многие сильные стороны и дары главного героя Хэнка Зипцера. Учащиеся, которым трудно читать, получают гораздо больше пользы от прослушивания таких книг, чем от их чтения.

В рассказе Хэнка Зипцера, Ниагарский водопад, или нет? Хэнк пытается написать сочинение для класса. Он жалуется:

Я никогда не выйду из своей комнаты. Я ненавижу свою комнату. Я ненавижу свое задание. Я ненавижу свой мозг. Почему я не мог думать, писать, писать по буквам, складывать или делить? Забудьте об умножении.

Не то чтобы я не пытался. Я делаю. Я снова и снова просматриваю свои таблицы умножения и словарные списки. Моя сестра испытывает меня, и я все знаю. Но потом приходит испытание, и я не могу их вспомнить. Как будто мой разум — это классная доска, и слова просто соскальзывают с него за то время, которое требуется, чтобы пройти от моего многоквартирного дома до школы, которая находится в полутора кварталах от меня. Меня это так бесит, что иногда я бью себя кулаком по голове, надеясь, что у меня снова все заработает.

Хэнку не нужно бить себя по голове. Ему нужен кто-то, кто объяснит ему, как работает память и почему он борется. Ему нужна демистификация. Например, кто-то может сказать ему: «Твоя память подобна шкафу с торчащей дверью. Тебе трудно запоминать вещи в школе, потому что дверь постоянно заедает. Мы должны придумать, как сделать так, чтобы дверь открывалась легче». !»

Чтобы помочь Хэнку и другим ученикам, столкнувшимся с похожей проблемой, открыть дверь в его чулан, нужно использовать инструменты из RIP Toolbox.

Еще одна книга для школьников, описывающая трудности в обучении и запутанное сочетание талантов и трудностей, называется «Элай, мальчик, который ненавидел писать: понимание дисграфии». В заключении, размышляет Эли,

Может быть, я не так уж и отличаюсь в конце концов. Я понимаю, что все люди были разными по-своему. Наконец-то я понимаю, что имелось в виду, когда люди говорили мне: «У нас есть все виды ума». Мы не все одинаковы.
Я начинаю соглашаться. Да, хорошо иметь разные умы, потому что мы действительно все разные.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts