Объект психологии это: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Предмет и объект психологии | Студент-Сервис

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д.

Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении.

Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука.

Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.

Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

Предметом психологии являются изучение закономерностей про- явления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психи- ка человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики.

К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям.

Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии. Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека.

При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает вы- явление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.

В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом: «Объект психологии… основным объектом психологии… является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных».

«…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

Объект, предмет и метод психологии как субъекта познания(Татенко В.А.)

Представление об объекте, предмете и методе науки составляет ее теоретико-методологический фундамент. Метод науки не может «родится» раньше ее предмета и наоборот, поскольку «вынашиваются» они вместе. Разве что предмет науки первым «появляется на свет», а за ним — как его другое «я» — ее метод. Так, например, по мнению А.Бергсона, поскольку субстанция психической жизни есть чистая «длительность», она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается интуитивно. «Любой закон науки, отражая то, что есть в действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о соответствующей сфере бытия; будучи познанным, он в определенном смысле выступает и как принцип, как метод познания» [7, c. 410]. Не случайно, поэтому, при рассмотрении вопроса о предмете психологии актуализируется проблема ее метода. При этом, как это уже бывало в истории, определение предмета науки может зависеть от сложившегося представления о том, какой метод считать подлинно научным. С точки зрения основоположников интроспекционизма, психика — это ничто иное как «субъективный опыт».

Основанием для такого заключения послужило, как известно, представление о том, что исследовать психическое можно исключительно путем самонаблюдения, рефлексии, интроспекции, ретроспекции и т.п. Для ортодоксальных бихевиористов, напротив, психика как бы не существует, поскольку ее нельзя изучать с помощью объективных методов по аналогии с наблюдаемыми и измеряемыми физическими феноменами.

Н.Н.Ланге пытался примирить обе крайности. По его мнению, «…в психологическом эксперименте личность исследуемая всегда должна давать (себе или нам) отчет о своих переживаниях, и лишь соотношение между этими субъективными переживаниями и объективными причинами и следствиями их, составляет предмет исследования» [2, c. 25].

И все же особый интерес в контексте рассмотрения парадигмы «субъект-объект-предмет-метод» представляет позиция К.А.Абульхановой, которая связывает представление об объекте психологии с пониманием «качественного своеобразия индивидуального уровня бытия» человека. Предмет же определяется ею как обусловленный природой объекта специфический способ абстрагирования, с помощью которого психология исследует это качественное своеобразие индивидуального бытия человека [См. 1, c. 169). Уточняя свое представление о предмете психологии, К.А.Абульханова специально подчеркивает, что под предметом следует понимать «…не конкретные психологические механизмы, раскрываемые психологическим исследованием, а лишь общие принципы определения этих механизмов» (См. там же, с.211). Иными словами, в системе данных определений «объект» психологии отвечает на вопрос «Какой качественной спецификой обладает та реальность, которую должна исследовать психология?». Предмет же определяется, по сути, методологически и отвечает на вопрос «Как в принципе следует эту реальность исследовать?». То есть наблюдается своеобразный категориальный сдвиг традиционно понимаемого предмета психологии на ее объект, а метода этой науки на ее предмет. Однако при этом, как нам представляется, обнаруживаются новые возможности содержательного разведения/сведения категориальных оппозиционных пар «субъект-объект», «предмет-метод» психоло­гической науки (см.

рис. 1):

Рис. 1 Категориальное пространство самоопределения науки психологии

В чем смысл такого построения? Вероятно, прежде всего, в том, что в результате соотнесения представлений о психологии как субъекте познания с представлениями об ее объекте, предмете и методе, можно будет получить более цельную картину основных определений данной науки.

Попытаемся пунктирно наметить векторы, позволяющие увидеть эти категории в их содержательном соподчинении и взаимодополнении, «в их единстве, но не тождестве».

  1. «Психология и ее объект». Психология (если ее признавать самостоятельной наукой) выступает субъектом познания. Специфическим объектом для нее служит независимо существующая от нее психическая реальность. Качественная особенность психологии состоит в том, что она как субъект познания в принципе совпадает со своим объектом: субъект познает самое себя путем созерцания и созидания, через «самооткровение возможных самопревращений».
    При этом психология может утрачивать свой субъектный статус, если, например, будет скатываться к субъективизму, если какая-нибудь другая наука сделает психологию своим придатком или если по какой-либо странной причине объект (психика) начнет мимикрировать, перерождаться, превращаться в иную реальность.
  2. «Субъект и предмет психологии». Это смысловой и целевой вектор психологии. Если свой объект психология по определению как бы находит в готовом виде, то свой предмет она конструирует и определяет для себя самостоятельно в зависимости от сложившихся теоретико-методологических установок (онтологических и гносеологических, аксеологических и праксеологических и др.), а также внешних условий (например, господствующей философской доктрины, политического режима, уровня культуры). В этом смысле можно говорить, что предмет психологической науки может претерпевать изменение в зависимости от характера социокультурных трансформаций.
  3. «Объект и предмет психологии». Если объект психологии репрезентирует психическую реальность во всей ее полноте и предполагаемой целостности как отдельное сущее, предмет этой науки несет в себе представление о том, что составляет квинтэссенцию психического, определяет его качественное своеобразие. Полагая, что качество субъектности наиболее адекватно репрезентирует сущностный потенциал психического и обнаруживает его онтическую несводимость к иным реалиям, логично утверждать, что именно понятие субъектности содержательно конституирует предмет психологии, утверждая ее в статусе самостоятельной науки.
  4. «Объект и метод психологии». Метод науки должен быть релевантным той реальности, которую предполагается с его помощью изучать. То есть, если объектом науки является психика, то метод ее должен быть собственно психологическим, не редуцированным к методам физиологии, социологии, философии и других наук. Именно поэтому А.Пфендер основным методом психологии считал «субъективный метод», который внутренне защищен от субъективистских ярлыков и который не менее «объективен», чем самые объективные методы, применяемые в науках о природе [См.
    3].
  5. «Субъект и метод психологии». Задача психологии как субъекта познания не только констатировать необходимость соответствия метода ее объекту, но и конституировать, открыть, произвести и применить его в научной практике. Потому, метод как и предмет является функцией субъекта, изменяющимся и развивающимся продуктом его творческих усилий. При этом важно выдерживать категориальную субординацию и не позволять методу определять и, тем более, подменять предмет психологии. Развитие методологии может стимулировать развитие теории, успех в разработке метода науки может обусловить новое видение ею своего предмета. Но только обусловить и не более.
  6. «Предмет и метод психологии». Эта пара в своем существовании и развитии онтологически как бы зависит от объекта, а гносеологически определяется субъектом познавательного процесса. Предмет не статичен, он есть движение проникновения субъекта познания в сущность психической жизни. Метод есть путь, по которому субъект (психология) направляет это движение внутри объекта (психики). Если в определении своего предмета психология восходит к качеству субъектности, то и в основу построения своего метода она должна положить принцип субъектности, «выражаться в категориях субъекта, взятого в соотношении с его жизнедеятельностью» [1, c. 211].

Итак, обращая взор на то, что составляет ее фундамент и делает ее самодостаточным субъектом познания, психология вряд ли может сегодня позволить себе нечеткость, двусмысленность в определении своего объекта, предмета

и метода. Как свидетельствует проведенный анализ [См. 4, 5, 6 ], эта проблема в той или иной степени всегда обращала на себя внимание психологов Однако, с одной стороны, значительные различия, возникшие за последнее время в теоретических взглядах и методологических подходах, а, с другой, — общее снижение интереса ко всякого рода «философствованию» и «теоретизированию» в связи с ростом прагматистских ориентаций, приводят к тому, что представления о предмете и методе психологии в своей совокупности составляют сегодня нечто такое, к чему, скажем, трудно применить слово «гештальт». При этом способ рассмотрения этих судьбоносных для нашей науки вопросов ныне строится преимущественно по принципу проб и ошибок или по принципу «встряхивания», успешно применяемого в детском калейдоскопе. Достаточно встряхнуть смесь «осколочков» от марксистской, экзистенциальной, феноменологической, глубинной, вершинной и других психологий и, в результате, можно получить иногда простую, иногда довольно сложную, но, что важно, всегда непредсказуемую, а значит, — новую комбинацию. Сколько встряхиваний — столько новых представлений о предмете и методе психологии. Если же умножить количество встряхиваний на количество встряхивающих, то получается вполне «постмодерный» портрет предмета и метода науки психологии, с его «симулякрами» и «ризомами», а также недвусмысленными намеками, в духе М.Фуко, по поводу «смерти субъекта».

В своем исследовании мы придерживаемся традиционной ориентации, отдавая предпочтение в определении предмета психологии «сущностному» подходу, который в данной работе находит свою содержательную конкретизацию в представлении о человеке как субъекте психической жизни. Этот понятийно-категориальный конструкт выполняет особую роль сущностно-предметной линзы-матрицы, через которую психология как субъект всматривается и проникает в свой объект. В этом смысле даже простейшие, генетически исходные психические феномены могут быть адекватно «распредмечены», если рассмотрение их производится в контексте субъектно-психологической предметной парадигмы — как фрагменты или моменты движения к субъектности — высшему сущностному критерию определения качественного своеобразия психического.

Принцип субъектности составляет то «внутреннее условие» в научной психологии, через которое она «преломляет» противостоящую ей психическую действительность как объективно и независимо от нее существующее сущее.

Предметное значение категории субъектности заключается в том, что в нее как в точку может сворачиваться и из нее же может разворачиваться вся психическая вселенная. Она вбирает в себя, «снимает в себе» все сущностные определения психического во всей его полноте и многообразии проявлений.

«Восходи — нисходя», — учил известный индийский философ и психолог Шри Ауробиндо Гхош. Данная формула помогает наглядно представить связь, которая существует между объектом и предметом психологической науки. «Нисходя» в свой объект, психология погружается в бездонные глубины психической жизни, открывая там для себя все новые феномены, устанавливая новые закономерности, одновременно уточняя и проясняя открытое прежде. Однако, все эти результаты проникновений в глубины и просторы психического (что выступает предметом конкретных научных изысканий) она не только хранит для себя, не только делится ими с другими науками или дарует их общественной практике, но отправляет, образно говоря, «наверх», в «Лабораторию исследования сущности психического и предельных возможностей его развития». Почему именно так называется эта «Лаборатория»? Почему при определении сущности психического, возникает вопрос о высшем (предельно возможном) уровне развитии психики?

Высшая сущность психического открывается психологии не сразу и не во всем. Не исключено, что до конца эта сущность никогда постигнута и не будет, ибо тайны психики имеют тенденцию не только скрываться, но и множиться по мере ее развития. Однако, в зависимости от понимания предельной сущностной характеристики психического как сущего получают определенную интерпретацию все известные психические феномены. Так, сказав себе, что сущность психического — в его способности отражать объективную реальность, мы нашу психическую жизнь можем ограничить рамками познавательной активности. Если прибавим к отражению еще и регуляцию, — то психическое предстанет пред нами как механизм, позволяющий человеку ориентироваться и приноравливаться к природной, социальной среде, достигать равновесия с самим собой. Если на новом уровне психологического познания сущностной чертой психического устанавливается сознательная преобразовательная, созидательная, творческая душевно-духовная деятельность человека, то именно эта черта выступает главным критерием оценки имеющихся знаний и главным ориентиром в последующих психологических исследованиях.

Куда же можно отнести с наибольшим правом последнюю причинность, вопрошал И.Кант, если не туда, где находится также высшая причинность, т.е. к тому существу, которое изначально содержит в себе достаточную причину для всякого возможного действия Применительно к теме нашего исследования последней и высшей причинностью в пространстве психической жизни выступает субъектность. И именно она есть высшим сущностным критерием, по которому мир психический отличается от всякого иного мира.

Последнее время в психологии получила развитие тенденция разотождествления понятий деятельности и ее субъекта, стремление представить их как единство, но не тождество. Это означает требование за проявлениями любой деятельности видеть деятеля, за актами творчества — творца. И, если действительно «сначала было дело», то психологии не может быть не интересно, кто это дело сделал, если поступок или подвиг, то кто их совершил, а если слово, то кто его сказал, когда, кому и зачем. Не психика вообще, а то в ней, что со временем достигает уровня сознающего себя субъекта, является носителем, центратором и движущей силой психической жизни. Он решает что, как, с кем, зачем и когда следует делать. Он оценивает результаты своей активности и интегрирует их в собственном опыте. Он избирательно и инициативно вступает во взаимодействие с миром. Онтологический императив «быть субъектом» есть общечеловеческим выражением суверенности действительного человека, ответственного за результаты своих деяний, изначально «виновного» во всем, что от него зависит (Ж.-П. Сартр) и не имеющего «алиби в бытии» (М.М.Бахтин).

Потому, если говорить о своеобразии психической реальности, сравнивая ее с иными формами бытия сущего, то именно субъектное определение психической жизни человека венчает пирамиду ее сущностных характеристик, а значит, имеет полное право содержательно представлять предметное ядро психологической науки. При этом другие, ранее или иначе сформулированные определения предмета психологии не отбрасываются, а переосмысливаются и сохраняются в субъектном его варианте в «снятом» виде.

«Восхождение» к субъектному уровню определения предмета психологии, с одной стороны, позво­ляет, а с другой, — требует переосмыслить все, доселе открытое психологией в ее объекте — психике. Появление новых пластов бытия в процессе развития приводит к тому, что и предыдущие выступают в новом качестве (С.Л.Рубинштейн). Это значит, что вся психика в ее становлении, функционировании и развитии, начиная с простейших психических реакций и заканчивая сложнейшими движениями души и духа, есть по сути развертывающаяся и утверждающая себя особого рода субъектность, воплощенная в форме свободного Я-творчества.

Субъектная специфика метода психологической науки состоит в том, что она не только созерцает, не только исследует всеми доступными ей средствами и способами наличную психическую реальность, но, в конечном счете, на высших уровнях стремится постичь эту реальность путем творения ее новых форм и тем самым восходит к исследованию собственных возможностей научно-психологического творчества (В. В.Рубцов).

На этом пиковом уровне происходит как бы естественное сочленение изначально условно разобщенных представлений о психологии как субъекте познания, об ее объекте, предмете и методе. Это и есть самое себя познающая и творящая психика — высший субъектный синтез психологической науки и практики психической жизни.

Через подобного рода анализ и синтез происходит развитие представлений об объекте, предмете и методе психологии как субъекта познания. Началом, которое создает внутреннюю энергетику, задает динамику и определяет вектор этому самодвижению, выступает научное представление о субъектной природе психического.

Подлинно гуманистический и, непременно, оптимистический взгляд на природу человека, вера в позитивную перспективу его личного и исторического роста открывает, на наш взгляд, возможность и делает необходимым субъектное истолкование предмета и метода психологии как самостоятельной науки. Следует думать, что именно при таком подходе психология сможет обнаружить присущую ей значимость как для других наук, так и для себя самое.

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: «Наука», 1973.
  2. Ланге Н.Н. Психология экспериментальная / Энциклопедический словарь. Гранат. 7-е изд., т. 33. б/г. Цитируется по «Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1977.
  3. Пфендер А. Введение в психологию / Пер. с нем. Г.А.Давыдова. — С.-Петербург: Провинция, 1909.
  4. Татенко В.А. Предмет и метод психологии с позиций субъектного похода. В кн.. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Монография. — К.: «Просвіта», 1996, с. 311-373.
  5. Татенко В.О. Поняття про психіку. Предмет психології як науки // Основи психології: Підручник / За заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. — Вид. 5-те, стереотип. — К.: Либідь, 2002, с. 9-45.
  6. Татенко В.О. Ще раз про предмет психологічної науки / Практична психологія та соціальна робота. — 2004, № 6, с. 6-8.
  7. Предмет / Философская энциклопедия. Гл.ред. Ф.В.Константинов. — М.: «Советская Энциклопедия», 1967, т.4.

Татенко В.А.,

Примечания
1. Сведения об авторе: Татенко Виталий Александрович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины, главный научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины.
Контактные телефоны: сл. 416-24-08, д. 456-02-54. Домашний адрес: Украина, Киев — 03057, пер.Полевой 5, кв. 17.
2. Статья опубликована: Татенко В.А. Объект, предмет и метод психологии как субъекта познания // Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції «Перспективи розвитку соціогуманітарних наук у класичних університетах» (соціологія, психологія, педагогіка): Зб. наук. Праць. — К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2004, с. 60-66.

Каковы задачи психологии?

4

4 ответа

Сэмюэл Чилтерн ответил

Психология — это социальная наука, которая фокусируется на понимании человеческого разума и того, как он интерпретирует мир и взаимодействует с ним. У субъекта четыре основные цели:

  • Описать
  • Объяснить
  • Предсказать
  • Изменить поведение

Описать Описание — это процесс анализа поведения с целью понять, что считается здоровым и продуктивным, а какие поведенческие черты менее желательны.
Объяснить

Ответы на вопросы: Каковы характеристики…

Пожалуйста, включите JavaScript

Ответы на вопросы: Каковы характеристики хорошего сайта электронного обучения?


Психология не считается фундаментальной наукой, как физика или химия. Однако новые тенденции в психологии за последние 100 лет свидетельствуют о все большем акценте на использовании объективных измерений психического здоровья.

Когнитивная психология — прекрасный пример, иллюстрирующий этот идеологический сдвиг. Эта поддисциплина психологии использует такие методы, как измерение электрической активности мозга и сопоставление этих паттернов с психическим состоянием пациента.

Благодаря этому подходу психологи начинают создавать базу объективных данных для объяснения мыслей и чувств людей. Научившись распознавать здоровые и нездоровые паттерны, психологи должны уметь выявлять проблемы у пациентов раньше и предлагать более эффективные методы лечения.

Чтобы предсказать

Как только психологи поймут определенное поведение, они могут использовать эту информацию, чтобы предсказать поведение человека, основываясь на том, как он реагировал на определенные события в прошлом.

Это полезно в организационных условиях, когда работодатель может захотеть выбрать работников, которые хорошо подходят для корпоративной культуры, или убедиться, что они справятся со стрессовыми обстоятельствами.

Для изменения поведения
Это та область, в которой психологи должны быть очень осторожны, чтобы действовать в рамках строгих этических ограничений. При желании психолог может помочь человеку преодолеть парализующие страхи или деструктивные поведенческие модели, такие как агрессия или навязчивая ложь.

Психологические методы могут использоваться в организациях для поощрения желаемого поведения: например, поощрение студентов к усердной учебе или поощрение сотрудников к установлению лучших отношений друг с другом.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Comania Tyrone ответил

Для меня психология имеет три основные цели:

  • Понять
  • Предсказать
  • Контролировать

Понимание — первая цель психологии, и это относится к тому, как мы собираемся сформулировать идею или понять поставленную перед нами проблему и как мы попытаемся ее решить.

Предсказание означает изучение психологических целей предсказания, потому что верно утверждение, что профилактика лучше, чем лечение. Человек с психиатрической проблемой должен делать все возможное, чтобы наблюдать, когда «с ним что-то идет не так».

Контроль означает, что если мы уже способны понимать и предсказывать, что происходит в определенных обстоятельствах, то мы можем контролировать ситуацию. Например: мы могли бы дать положительный ответ на проблему и избежать более серьезных последствий.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Анонимный ответил

Целью психологии является научиться расслабляться и вести здоровый образ жизни.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Меган Гудгёрл ответил

Также связан с Человеческим разумом, более известным как наш Мозг.

поблагодарил автора.

брякнул это.

Вам также может понравиться…

Ответить на вопрос

Что это такое и почему они важны

Подобно другим научным дисциплинам, психология направлена ​​на достижение ряда целей в исследованиях и практике.

Психология — это научная дисциплина, посвященная пониманию человеческого поведения.

На протяжении всей истории изучение человеческого поведения изначально считалось исключительно философским занятием. Однако в 1879 году немецкий профессор Вильгельм Вундт внедрил науку и научный метод в дисциплину психологии, открыв первый психологический институт в Германии.

Психология включает в себя четыре основных цели или принципа, которые отражают ее цель и намерения: описывать, объяснять, предсказывать и изменять поведение.

Психология считается наукой, потому что она использует тот же научный подход, что и другие науки, такие как астрономия или химия, чтобы помочь нам понять человеческое поведение.

Подобно другим отраслям науки, психология направлена ​​на достижение ряда целей в исследованиях и практике:

  • описать поведение
  • объяснить поведение
  • предсказать поведение
  • изменить/контролировать поведение

11 описать Первая цель психологии состоит в том, чтобы описать поведение. Эта цель спрашивает: «Что происходит?» или «Что делает этот человек?»

Эта цель позволяет исследователям собирать информацию, а затем описывать, называть и/или классифицировать то, что они видят. Тщательно описывая явление или поведение, психологи могут различать типичное и нетипичное поведение. Описание является отправной точкой для понимания вещей.

Для достижения цели описания исследователи могут использовать различные подходы, включая естественное наблюдение, опросы, тематические исследования и самоотчетные тесты.

Например, в ходе одного исследования наблюдались интернет-привычки детей и подростков, определялись модели их использования и наблюдалось, делятся ли дети этой информацией со своими родителями.

Исследователи обнаружили, что дети и подростки тратили в среднем 3,1 часа в день на просмотр веб-страниц. Они также заметили, что дети неохотно рассказывали родителям, что они искали в Интернете.

После того, как поведение будет тщательно задокументировано и описано до мельчайших деталей, исследователи могут использовать эту информацию в качестве отправной точки для его объяснения.

Объяснение

После подробного описания поведения следующая цель — объяснить его. Объяснение поведения включает в себя попытку понять, как и почему оно происходит.

Цель объяснения помогает определить, почему мы ведем себя или реагируем определенным образом или как определенные раздражители могут повлиять на наше психическое здоровье, личность или отношения. Например, почему мы слушаем музыку или читаем книги? Является ли наша личность в основном результатом воспитания или природы? Что заставляет человека рисковать своей жизнью ради другого?

В исследовании 2022 года изучалось поведение детей, когда они делятся друг с другом, и выяснялось, могут ли определенные когнитивные навыки сделать обмен более вероятным. Исследователи обнаружили, что навыки счета ребенка на самом деле были самым важным предиктором справедливого поведения.

Таким образом, исследователи не только наблюдали за навыками обмена детьми, но и объяснили, почему некоторые дети, возможно, делились больше, чем другие, потому что с их навыками счета они, по сути, могли подсчитывать предметы для себя и своих сверстников.

Предсказать

Третьей целью психологии является предсказание. Как только психологи описали определенное поведение и объяснили, почему оно происходит, они могут лучше предсказать, как и когда оно может повториться.

Цель предсказания спрашивает: «Когда такое поведение может повториться в будущем?» или «Что произойдет, если я отреагирую таким образом?»

Исследователи могут использовать данные, которые они собрали в ходе предыдущих исследований, чтобы предсказать, когда, почему и как определенное поведение будет происходить в будущем. Благодаря предсказанию психологи могут лучше понять основные причины наших действий.

Например, мы обычно понимаем, что алкоголь может сделать некоторых людей более агрессивными. Имея эту информацию, мы можем предсказать, что в алкогольных барах происходит больше драк, чем в кофейнях. Исследователи могут принять эту гипотезу и провести исследование, чтобы убедиться, что она верна.

Успешное предсказание важно для достижения конечной цели психологии: изменения поведения.

Изменить поведение

Четвертая цель психологии — изменить поведение, которое может быть вредным, непродуктивным или мешать повседневной жизни.

Цель изменения спрашивает: «Как я могу избавиться от этой привычки?» или «Что я могу сделать, чтобы стать более щедрым человеком?»

Психотерапия является примером этой цели в действии. Например, в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) вы выявляете и изменяете негативные и вредные модели мышления.

Эта конечная цель может помочь добиться позитивных изменений в жизни, таких как уменьшение аддиктивного поведения, уменьшение симптомов депрессии или улучшение общения.

Когда-то считавшаяся исключительно философским исследованием, психология теперь также использует научную дисциплину, преследующую четыре основные цели: описание, объяснение, предсказание и изменение поведения.

Если вы пытаетесь решить личную проблему, вы можете попрактиковаться в использовании этих четырех целей дома.

Например, если вы пытаетесь бросить вредную привычку, задайте себе следующий вопрос, основанный на четырех целях психологии:

  • Опишите.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts