Предмет и объект психологии как науки
Предмет и объект психологии как науки
|
|||||
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1391 Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии. Проблемы для обсуждения: 1. Предмет и объект психологии как науки. 2. Субъективная и объективная реальность, их соотношение. 3. Психологические факты и психические явления. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта. Нет обязательна! (0.047 сек.) |
Главная | О проекте | Полезные cсылки | Прислать материал | Контакты | Случайная страница |
Понятие объекта и предмета науки. Душа как предмет психологии
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 1.ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ………………………..….4
ГЛАВА 2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ……………………………..6
ГЛАВА 3. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.…………..…..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психология — это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека.
Вопрос о предмете психологии всегда был дискуссионным на протяжении всей истории развития как философской, так и психологической мысли.
- ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ
Основным объектом психологии — и объектом уникальным — является человек. Уникальность его, по сравнению с объектами некоторых других наук, заключается в том, что он может сам что-то сообщить исследователю, т.е. описать «изнутри» те явления, которые исследователь наблюдает «снаружи». Сопоставляя эти сообщения, т.е. данные самонаблюдения, интроспекции, рефлексии, с объективными данными, наблюдатель (психолог) получает возможность составить более полную картину изучаемых явлений.
Сущность и
закономерности человеческой
В качестве
объекта исследования для
Еще одну
группу объектов исследования
в психологии человека составляют
материальные продукты его деятельности
или, как их еще называют, артефакты. Под
влиянием мотива, руководствуясь образом окружаю
2. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Поведение человека
с нормальной психикой всегда
обусловлено воздействия
3.ДУША КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.
Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл.
В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, т. е. душа — основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души — придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.
В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.
В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.
Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Чарльза Дарвина, работам Герберта Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь, кроме познавательных процессов, в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.
Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т. д.
Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?
Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) «Общая психология», А. Г. Маклаков, издательство: «Питер», 2010 г.
2) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998, 1999.
3) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. «Психология человека.» — М., 1995.
4) «Общая психология» / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
5) Холл К., Линдсей Г. «Теории личности.» — М., 1997.
Является ли психология наукой?
Хотя многие люди, изучавшие психологию, могут работать на должностях, которые на первый взгляд не кажутся «научными», психологическая практика и образование основываются на результатах исследований, которые прочно основаны на научном методе. В психологии есть некоторые дисциплины, которые еще больше связаны с естественными науками, например нейропсихология, изучающая влияние мозга на поведение. Психология широко признана социальной наукой и включена в список признанных дисциплин STEM Национального научного фонда.
Психология как наука
Многие программы бакалавриата по психологии формируются в соответствии с целями, изложенными в «Руководстве для бакалавриата по психологии» Американской ассоциации психологов. Хэмпширский университет (SNHU). Второй целью руководства Американской психологической ассоциации (АПА) версии 2.0 является «Научное исследование и критическое мышление», которое включает следующие подцели: использовать научные рассуждения для интерпретации психологических явлений, демонстрировать информационную грамотность в области психологии, а также интерпретировать, разрабатывать и проводить базовые психологические исследования. исследовать.
По словам Хилла, более широкое признание психологии как науки является одним из основных пунктов рекомендаций АРА.
Научная дисциплина
Статус психологии как науки основан на использовании научного метода, сказал Доминелло. Психологи основывают свою профессиональную деятельность на знаниях, полученных посредством поддающихся проверке данных о человеческом поведении и психических процессах. Психологические исследования очень похожи на исследования в других областях науки. Именно благодаря этим исследованиям психологи вносят свой вклад в исследования в своей области. «Профессионалы в области, которые «занимаются психологией» (например, исследованиями, преподаванием, психотерапией), понимают, что психология — это научная дисциплина», — сказал 9.0009 Доктор Николас Х. Доминелло , ведущий преподаватель программы бакалавриата по психологии SNHU.
Обучение планированию этих исследований и интерпретации результатов является важной частью психологического образования. По словам Доминелло, студенты бакалавриата учатся разрабатывать исследовательский вопрос и выбирать метод сбора данных, а также имеют возможность разработать и уточнить гипотетическое исследование.
Психология всегда растет и всегда строит сама себя, сказал он. «Предмет психологической науки, поведения и психических процессов обширен и сложен», — сказал Доминелло. «Поэтому установить убедительные доказательства сложно. Психологические исследования цикличны, и опубликованные результаты исследований часто вызывают дополнительные запросы. Каждый «кирпичик» знаний вносит свой вклад в общую структуру знаний о конкретном явлении».
Итак, если психологи согласны с тем, что психология — это наука, откуда возникает путаница? Что побуждает некоторых людей думать о психологии как о мягкой науке?
«Я чувствую, что отчасти это искаженное представление о психологии связано с разнообразием внутри области (т. е. различных подполей) и тем фактом, что результаты психологической науки часто приводят к большему количеству вопросов и направлений будущих исследований. Это контрастирует с некоторыми более традиционными науками, которые ищут только конкретные, окончательные ответы», — сказал Доминелло.
Методы исследования в психологии
Психология также использует более широкий набор качественных методов, чем некоторые традиционные науки.
«Хотя качественные исследования обеспечивают другой путь к пониманию, чем традиционные количественные методы, я чувствую, что они также являются «научными», просто основанными на других философских основаниях», — сказал Доминелло.
Методы исследования можно разделить на количественные и качественные. Результатом количественного исследования являются числовые данные, которые можно анализировать. В качественном исследовании используются такие методы, как опросы, интервью и наблюдения. Качественное исследование можно анализировать, группируя ответы по широким темам. Такое сочетание количественных и качественных методов необходимо для понимания человеческого фактора, присущего психология
«Психология как наука использует эту более широкую исследовательскую перспективу, чтобы лучше понять человеческие явления. При объединении качественные данные могут вдохнуть жизнь в количественные данные», — сказал Доминелло.
«Психология уникальна тем, что она расширяет и углубляет знания в сочетании со многими другими дисциплинами, потому что всем нам интересно в какой-то степени понять человеческое поведение, будь то собственное поведение или поведение других», — сказал Хилл. .
Это богатое сочетание качественных и количественных навыков делает психологию хорошей степенью бакалавра, которая может подготовить студентов к широкому кругу профессий. По словам Доминелло, люди со степенью бакалавра психологии могут продолжить карьеру в сфере социальных услуг, образования, управления персоналом и медицины, используя свое образование и навыки в качестве основы для понимания других людей и работы с ними.
Где можно применить психологию
Хилл сказал, что акцент программы бакалавриата по психологии на эффективном общении, информационной грамотности и понимании человеческого поведения может применяться во многих областях, помимо психологии, включая продажи, маркетинг и многие другие.
Те, кто хочет работать психологом или заниматься научными исследованиями, должны получить дополнительное образование, помимо степени бакалавра, включая степень магистра психологии и часто степень доктора философии. По словам Доминелло, это углубленное образование в области психологии часто включает в себя укрепление исследовательских навыков и повышенное внимание к научному методу и дизайну исследований.
Является ли психология наукой? Короткий ответ — да, но длинный ответ гораздо более обширен и гибок. Психология начинается с научного метода, и исследователи используют многие из тех же методов, что и их коллеги в области естественных и физических наук, но психология также требует глубокого понимания человеческого поведения, которое выходит за рамки одной только науки.
Пит Дэвис — директор по маркетингу и коммуникациям высшего образования. Подпишитесь на него в Твиттере @daviespete или подключитесь к LinkedIn.
1.3 История психологии – Введение в психологию как социальную науку
Дебби Магрихан и Одесский колледж
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Выявлять первых психологов в этой области
- Назовите и поймите критические фазы в области психологии
- Поймите, что ранней области психологии не хватало разнообразия мнений и опыта
Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в XIX век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.
Вундт и структурализм
Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, который был первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм . В 1879 году Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете. В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, с временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Николя и Ферран, 19 лет).99).
а) Вильгельма Вундта считают одним из основоположников психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1919 г.27 (Гордон, 1995).
ДЖЕЙМС И ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Уильям Джеймс (1842–1910) был первым американским психологом, поддержавшим иной взгляд на то, как должна действовать психология. Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).
Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд. Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, изучения первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).
(а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; он был опубликован в 1922 году.Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был им популяризирован и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его более старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.
Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al., 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.
ВЕРТГЕЙМЕР, КОФФКА, КЕЛЕР И ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
Макс Вертхаймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Кёлер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, чтобы спастись от нацистской Германии. . Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент Гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что индивидуум реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, играемых разными инструментами, но истинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).
К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Соединенных Штатах, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые гештальт-принципы до сих пор очень влиятельны. Рассмотрение человеческого индивидуума как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.
Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и предпочли вместо этого изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.
ПАВЛОВ, УОТСОН, СКИННЕР И БИХЕВИОРИЗМ
Ранние работы в области поведения проводил русский физиолог Иван Павлов (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общество и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крыс в момент выбора. в лабиринте».
Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментированию. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
МАСЛОУ, РОДЖЕРС И ГУМАНИЗМ
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и истинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).
Авраам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), удовлетворяются, потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)
.Ссылка на обучение
Посмотрите короткое видео, в котором Карл Роджерс описывает свой терапевтический подход.
КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная перспектива стала известна как когнитивная революция (Миллер, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005).
Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).
Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).
Копать глубже: разнообразие психологииПсихологическая наука оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на благополучие человека. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам и этническим, сексуальным и гендерным меньшинствам как в Соединенных Штатах, так и в других странах было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-е годы наука психология считалась в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными объектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходного предположения о том, что пол не имеет никакого влияния, и любой, кто не был мужчиной, не представлял достаточного интереса для изучения.
Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки какой-либо из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера высказывания выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и других полов.
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белых американцев, можно будет предположить, что они применимы к людям и социальным группам из других культур, что вряд ли соответствует действительности (Betancourt & López, 1993). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 19). 93). В этом смысле она осталась описательной наукой, а не наукой, стремящейся определить причину и следствие. Например, исследование характеристик лиц, обращающихся за лечением от компульсивного переедания среди латиноамериканцев, чернокожих и белых американцев, выявило значительные различия между группами (Franko et al., 2012). Исследование пришло к выводу, что результаты изучения любой из групп нельзя распространить на другие группы, и все же потенциальные причины различий не были измерены.
Эта история мультикультурной психологии в Соединенных Штатах длинная. Роль чернокожих психологов в исследовании культурных различий между чернокожей индивидуальной и социальной психологией является лишь одним из примеров. В 1920 году Сесил Самнер стал первым чернокожим, получившим докторскую степень по психологии в Соединенных Штатах. Самнер учредил программу обучения психологии в Университете Говарда, что привело к обучению нового поколения чернокожих психологов (Блэк, Спенс и Омари, 2004).