Предмет и объект психологии
Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?
Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.
С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается.
- Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.
- Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
- Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
- Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
- Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).
По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.
Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.
Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.
Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.
Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.
- В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
- В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:
«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».
Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.
О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования.
Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология — наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.
Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд.
Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество — это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?
В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания», и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.
Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой — как объект изучения?
Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».
Таким образом, объектная область психологии — это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.
Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта — стороны человека и различные области его жизнедеятельности.
Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:
«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема».
В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.
Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» — понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т.
д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).
В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.
Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.
Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.
Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).
Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.
Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.
Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших — сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.
Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.
Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.
Предмет, объект и методы психологии. Психология. Полный курс
Предмет, объект и методы психологии
Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.
Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности. Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.
Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы. Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое жизнедеятельностью человека.
Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский).
Психическая организация человека существенно отличается от биологической. У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного, также включаясь в структуру предмета психологии.
История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.
Отдельно следует сказать о теоретической психологии, предметом которой является категориальный аппарат науки – основные принципы, позволяющие объяснить процессы и закономерности, ключевые проблемы, которые пытались объяснить ученые-психологи на всех этапах развития психологического знания.
Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).
Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).
Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований.
К основным методам психологии относятся:
1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).
Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.
2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).
Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе, как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета – позволяет охватить большее количество людей. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов и вариантов ответов на них не ограничен. Такой тип опроса позволяет изменять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.
3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).
Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.
4. Эксперимент (естественный, лабораторный).
Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.
5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).
Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.
6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют стандартизированное (формализованное) интервью, в котором заранее определяются формулировки вопросов и их последовательность. При проведении нестандартизированного, свободного или ненаправленного интервью психолог следует общему плану исходя из целей исследования, задавая вопросы исходя из ситуации. Полустандартизированное, фокусированное интервью основано не только на строго необходимых, но и на возможных вопросах.
В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и контрольное интервью (проверка спорных результатов и пополнение банка данных).
По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).
Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического) принципа, сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ЛЕКЦИЯ № 2.
Объект и предмет педагогикиЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда
2. Предмет и объект исследования клинической психологии
2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает
16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,
20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи
3.
Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других
Предмет, объект и методы психологии
Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и
Предмет, объект и методы психологии
Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.Конфликт в конфликтологии
8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке
Психологическая наука: когда субъект является объектом
Одно неверное представление господствующей психологии кажется неизбежным: за исследованиями и статистикой, чтобы что-то было известно, должен стоять воспринимающий субъект. Субъект и объект образуют основную пару философских противоположностей в истории идей; путаница между ними только увеличивается, когда субъект является объектом науки.
Работа Юнга проникла в самую суть этой проблемы, хотя его сравнительный метод по-прежнему остается почти таким же непонятым сегодня, как и столетие назад. Понимание его начинается с фактов восприятия.
Как он показал в Психологические типы , аргумент всегда вращался вокруг проекций более или менее экстравертных и интровертных точек зрения. Эти два способа видения мира определяют то, как мы его воспринимаем. Чтобы получить более четкое представление об их влиянии на психологию, важно дать общее описание того, как мы воспринимаем, данное Юнгом:
Интроверт «… ориентирован фактором в восприятии и познании, который реагирует на чувственный стимул в соответствии с субъективной предрасположенностью человека. . Например, два человека видят один и тот же предмет, но они никогда не видят его так, чтобы получаемые ими изображения были абсолютно идентичными. Совершенно независимо от изменчивой остроты органов чувств и индивидуальной уравновешенности часто существует радикальное различие как в характере, так и в степени психического усвоения воспринимаемого образа. »
Хотя акцент экстраверта делается на конкретный мир объектов, из-за субъективной природы восприятия описание Юнга применимо к обеим точкам зрения:
» Разница в случае одной апперцепции может, конечно, очень деликатный, но в целом психическом хозяйстве он дает о себе знать в высшей степени, особенно в воздействии, которое он оказывает на Я. “
Научный метод зародился как изучение объектов теми, чей интерес тяготел к так называемой объективности. Проекции текли только в одном направлении; повторение, проверка и предсказание снижали субъективное влияние отдельных точек зрения до такой степени, что определенные физические процессы можно было считать более или менее объективными, хотя и без достаточного понимания субъективности восприятия. Юнг предупредил:
“ Мы не должны забывать — хотя экстраверт слишком склонен к этому, — что восприятие и познание не являются чисто объективными, но и субъективно обусловлены. Мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он мне представляется. В самом деле, в сущности, у нас нет абсолютно никакого критерия, который помог бы нам составить суждение о мире, неусвояемом субъектом. «Восприятие связано с субъективным суждением, которое не поддается количественной оценке.
Юнг объяснил, что из-за этого субъективного фактора «абсолютное познание» невозможно. Мы объективны ровно настолько, насколько позволяют наши чувства. Объективность связана не только с ограничениями чувств (даже при искусственном увеличении), но и с личными суждениями о том, что мы воспринимаем и для каких целей. Помимо этих бессознательных предварительных условий, простое накопление информации представляет собой «эффект, который она оказывает на эго».
Это « … отношение интеллектуального высокомерия, сопровождаемое грубостью чувств, насилие над жизнью столь же глупое, сколь и самонадеянное. Переоценивая нашу способность к объективному познанию, мы подавляем важность субъективного фактора, что просто означает отрицание субъекта. Но что является предметом? Субъект — это сам человек — мы — субъект. Только больной ум мог бы забыть, что познание должно иметь субъект и что нет никакого знания и, следовательно, никакого мира, если не сказано «я знаю», хотя этим утверждением уже выражена субъективная ограниченность всякого знания.
“ Это относится ко всем психическим функциям: у них есть субъект, столь же необходимый, как и объект. Для нашего теперешнего экстравертного ценностного восприятия характерно, что слово «субъективное» звучит обычно как упрек… размахивая, как оружие, над головой того, кто не убежден безгранично в абсолютном превосходстве объекта. » Товарный поезд объективной науки превратил психологию в вопиющее противоречие:
» Под субъективным фактором я понимаю психологическое действие или реакцию, которые сливаются с эффектом, производимым объектом, и таким образом порождают новое психическое данное. » Как бы точно мы ни отождествляли образы с вещами, они одновременно и личные, и коллективные, и субъективные, и объективные. Вот палка, подвешивающая яблоко перед научной психологией:
» Поскольку субъективный фактор с древнейших времен и у всех народов оставался в значительной мере постоянным, элементарные восприятия и познания были почти везде одинаковыми, он реальность, столь же прочно установленная, как и внешний объект. Если бы это было не так, то какая бы то ни было постоянная и неизменная реальность была бы просто немыслима, и какое бы то ни было понимание прошлого было бы невозможно. Таким образом, в этом смысле субъективный фактор является таким же неизбежным данным, как протяженность моря и радиус земли. “
Факт есть факт, верно? Нет, пока у нас не появится более широкое представление о том, насколько рациональным и иррациональным может быть отношение к воспринимающей среде. Грандиозные представления о «теории всего» рано или поздно наткнутся на эти ограничения: ни один счет не может быть исключен из наших расчетов. Это еще один всеобщий закон, и тот, кто основывается на нем, имеет такое же надежное, постоянное и такое же действенное основание, как и человек, который полагается на объект. Но точно так же, как объект и объективные данные не остаются постоянно одними и теми же, будучи преходящими и подверженными случайности, так и субъективный фактор подвержен вариациям и индивидуальным опасностям. По этой причине его ценность также является лишь относительной. »
В качестве примера того, как можно применить сравнительный метод Юнга для поиска субъективного значения за пределами ограничений интеллекта, см. подробнее.
Что это за «объектные отношения», о которых вы все время говорите? — Психологическая практика
Так что же такое
Объектные отношения ?По словам Аллана Г. Франкленда, термин Object Relations поначалу может показаться несколько запутанным. Часть отношений достаточно проста для понимания — она связана с отношениями пациента — с самим собой и с другими. Но что подразумевается под термином объект? И почему он называется объект, а не просто человеческих отношений?
Давайте попробуем рассмотреть это с точки зрения
Теории объектных отношений и Теории привязанности с точки зренияПервоначально выведенный из теории влечений Фрейда, термин «объект» продолжает часто, универсально и гибко использоваться в психоаналитической литературе, начиная с со временем значение объекта утратило свою специфичность (Greenberg & Mitchell, 1983). Этот термин используется для обозначения того факта, что иногда люди воспринимают других не такими, какие они есть на самом деле, а скорее такими, какими они их себе представляют: своим разумом, а не с многомерным реальным человеком» (Frankland, 2010). Настоящий человек сочетает в себе как желательные, так и менее желательные качества. Фантастический объект может быть ошибочно рассмотрен как «все хорошо» или «все плохо». Он может даже быстро колебаться между ними, в зависимости от обстоятельств. Этот воображаемый объект можно рассматривать как способный удовлетворить все желания и потребности пациента (которые можно рассматривать как соблазнительные для пациента), в то же время как будто отказывая пациенту в этом благе (что можно рассматривать как отказ). Таким образом, объект (часто называемый плохой объект) можно рассматривать как соблазняющую и отвергающую, часто одновременно. На конкретные прототипы объектных фантазий каждого человека влияет множество эмоционально интенсивных «хороших» и «плохих» переживаний, которые происходят в очень раннем возрасте, даже в течение первого года жизни (Kernberg, 1992).
Как эти проблемы развиваются в первую очередь?
Отто Кернберг, один из современных пионеров теории объектных отношений, постулировал, что у детей формируются паттерны в их представлениях о себе и других в ответ на аффективно интенсивные ранние переживания, обычно связанные с основным опекуном (Кернберг, 1992). Эти интенсивные переживания могут включать чувства любви или ненависти в ответ на насыщение или лишение ребенка потребностей со стороны опекуна. Считается, что эти интенсивные ранние переживания влияют на развивающиеся у ребенка шаблоны отношений через своего рода эмоциональный/эмпирический импринтинг (Kernberg, 1984). Считается, что эти экстремальные, эмоционально нагруженные «все хорошие» или «все плохие» переживания могут быть чрезмерно представлены в развивающемся у ребенка представлении о себе и других. Они отражают экстремальные и необычные ситуации, а не повседневную жизнь без происшествий. Когда связанные крайние, поляризованные взгляды на себя и других переносятся в будущие отношения, это может привести к искажению восприятия. Таким образом, у человека может развиться тенденция рассматривать себя и/или других как полностью хороших или исключительно плохих и испытывать соответствующие аффекты (интенсивную любовь или ненависть), которые были связаны с формирующим ранним опытом.
С точки зрения привязанности основное внимание уделяется пониманию сложной трансформации внешних объектов во интернализованные репрезентации объектов, в данном случае формирование внутренних рабочих моделей (IWM) себя и других. Объект привязанности может принимать форму человека, но также может иметь широкий спектр безграничных и податливых атрибутов, описывающих что-то физическое и конкретное, но также может быть и чем-то неосязаемым.
В соответствии с винникоттовской концепцией переходный объект в качестве первого ценного имущества (Stevenson, 1954; Winnicott, 1953), общепризнано, что первым объектом младенца, скорее всего, является его мать, но он может быть дополнен привязанностью к горстке других конкретных людей (Ainsworth, 1969). ). Использование переходных объектов, определяемых как «символ матери, занимающий для младенца промежуточное положение между внутренней и внешней реальностью» (Passman, 1987, p. 825), считается нормальным и полезным для здорового развития (например, Busch, 19).74; Литт, 1981; Ньюсон, Ньюсон и Махальский, 1982). Rudhe и Ekecrantz (1974) описали это как устойчивую «эмоциональную зависимость от особого объекта, который оказывает успокаивающее и/или успокаивающее действие, прежде всего, перед сном и во время беспокойства, болезни и т. д.». (стр. 382), а некоторые исследователи пришли к выводу, что отсутствие таких привязанностей может предсказывать более позднюю психопатологию (Horton, Louy & Coppolillo, 1974; Lobel, 1981). Учитывая упор теории привязанности на реляционную модель, она утверждает, что близкие межличностные отношения обеспечивают людям психологическую безопасность на протяжении всей жизни. В ходе развития люди расширяют свой источник безопасности от своих родителей до сети близких людей, включая друзей и романтических партнеров (Mikulincer & Shaver, 2016). Однако есть и те, кто пережил болезненные, отвергающие и вызывающие чувство стыда отношения, которые лежат в основе их дефицита саморегуляции (Flores, 2004). Вполне возможно, что такие люди, в свою очередь, с огромным трудом ищут других, чтобы получить то, в чем они нуждаются или никогда не получали.
Психологическая зависимость/структура/объектные отношения с этой точки зрения предполагаются как результат неудовлетворенных потребностей развития, которые оставляют некоторых людей с травмированной, фрагментированной самостью, уязвимыми для борьбы с регулирующим аффектом и во многих случаях неспособными определить, что это такое. чувствуют ли они (Stasiewicz, et al., 2012). Согласно Флоресу (2004), эти люди не могут использовать свои собственные внутренние ресурсы, поскольку их нет, и они по-прежнему нуждаются (или «объектный голод», стр. 83) в саморегулируемых ресурсах, предоставляемых извне. Лишение потребности в привязанности и, следовательно, объектный голод оставляет у этих людей нереалистичный и невыносимый аффект, который беспокоит их самих и других (Flores, 2004). Следовательно, их сильная и непреодолимая потребность в человеческой отзывчивости может восприниматься как ненасытная и усугублять их чувство стыда и пугать их собственной нуждой. Люди, чьи фигуры привязанности постоянно отвергают или игнорируют их в трудные времена, могут понять, что полагаться на других — неэффективный способ справиться с бедствием. Недавние исследования показывают, что когда люди понимают, что их близкие ненадежны, они могут искать альтернативные, несоциальные источники безопасности, такие как: защитные одеяла (Пассман, 19 лет).87); всемогущий бог (Granqvist, 2006; Киркпатрик, 2005); и обсессивно-компульсивное накопление неодушевленных предметов (Frost, Hartl, Christian, & Williams, 1995; Grisham, et al., 2009; Nedelisky & Steele, 2009). Косвенные доказательства того, что привязанность к объекту выполняет компенсаторную функцию, получены в исследованиях, показывающих, что люди продолжают получать психологическую безопасность от объектов и во взрослом возрасте (Bachar, Canetti, Galilee-Weisstub, Kaplan-DeNour, & Shalev, 1998; Erkolahti & Nyström, 2009). ), и такая привязанность к объекту положительно связана с отсутствием тесной межличностной привязанности (Nedelisky & Steele, 2009).
Обращение к интернализации
полностью хорошего или полностью плохого объектаТак как же терапия помогает справиться с искаженным представлением о себе и других, а также с трудностями в отношениях, которые могут возникнуть? Это происходит за счет предоставления больной нового опыта отношений, помогающего ей увидеть себя и других более реалистично, то есть в целом, внутренне многогранно, а не просто как отражения неверных внутренних фантазий. Как терапевт, мы используем свой опыт терапевтических отношений здесь и сейчас, чтобы направлять и уточнять наше понимание трудностей, которые пациент испытывает по отношению к себе и другим. Часто наши эмоциональные реакции предоставляют нам наиболее важную информацию о том, что происходит в терапевтических отношениях. В результате этот стиль терапии может быть эмоционально заряженным как для пациента, так и для терапевта.
Вам может быть интересно, как терапевт решает говорить во всех различных ситуациях, которые могут возникнуть в терапии. Хорошая новость заключается в том, что подобные темы имеют тенденцию возникать неоднократно. Как только мы поймем, что происходит между нами и пациентом, мы сможем рассмотреть варианты дальнейших действий. Однако самое важное, что нужно понять на данном этапе, это то, что сами терапевтические отношения являются шаблоном, на основе которого происходят изменения в этом стиле терапии. Чтобы использовать эти отношения для полезных вмешательств, мы должны внимательно наблюдать за своими пациентами и за собой. Это требует вдумчивого наблюдения за своей эмоциональной реакцией на происходящее. В конце концов, пациент может научиться видеть, что его терапевт не совсем хорош или совсем плох (например, «всегда был рядом со мной» или «этого ублюдка никогда не было рядом, когда я нуждался в нем»), что терапевт в большей степени отражение реальности (например, «он не может всегда быть рядом со мной», «есть некоторые вещи, которые мне в нем не нравятся, но он помогает мне чувствовать себя хорошо, когда мне иногда нужна помощь»).