Обобщение в психологии это: Обобщение — Психологос

Обобщение | Мир Психологии

ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см.

Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое обобщение характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». — Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным.

При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. обобщение теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология.

Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Обобщение

  1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации.
  2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области.
    Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа.
  3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3.

Так как эти значения очень «общие», термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. 

предметная область термина

ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями внешнего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Опирается на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения дополнительных принципов — обобщающих гипотез.

Реализуется посредством понятия, в коем фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к обобщению теоретическому особенно интенсивно формируется в возрасте подростковом и юношеском.

ЧРЕЗМЕРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ — расширение моделей употребления слова таким образом чтобы оно охватывало обстоятельства, события или объекты, выходящие за пределы того, для обозначения чего это слово обычно используется. Такое чрезмерное расширение (как оно также называется) часто наблюдается у маленьких детей, например называние лошади «собачкой». Ср. с недостаточным обобщением.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ — обобщение, основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу.

Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

обобщение | это… Что такое обобщение?

ТолкованиеПеревод

Обобщение
Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в НЛП.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.

обобщение

— продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды О. соответствуют видам мышления. Наиболее изучены О. в форме значений слов. О. выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие О. заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное О., при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое О., при котором четко дифференциуются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

обобщение

— продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

обобщение
Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности и знаков.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ОБОБЩЕНИЕ

(англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». — Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Поможем написать курсовую

Синонимы:

абстракция, вывод, генерализация, итог, общий вывод, подытоживание, резюме, резюмирование, синтез, синтезирование, стилизация, суммирование, универсализация

Антонимы:

конкретность

  • обезличивание
  • обобщение теоретическое

Полезное


Осторожно: обобщения! Что противопоставить манипулятору в переговорах

«Наша продукция не уступает мировым аналогам…», «Вы должны понимать…», «Так никто не делает…» – очень часто обобщения различного рода используются в самых разных типах переговоров для достижения одной из сторон своих целей. С этим приемом можно и нужно бороться, и довольно легко – главное вовремя распознать использование обобщений.

Когда в рамках одного проекта мне пришлось в течение некоторого времени исполнять функции директора по закупкам одной из крупнейших компаний в России по своему направлению, я столкнулся с необходимостью проводить достаточно большое количество переговоров с поставщиками. Это был очень интересный опыт, и ранее приобретенные знания по некоторым разделам психологии очень пригодились в сложных переговорах.

Сразу отмечу, что проводить жесткие переговоры куда проще, имея сильную переговорную позицию. В этом мне повезло: поставщиков много, можно выбирать, прессовать по цене и по условиям (в разумных пределах). Если бы я находился на другой стороне баррикады (пытался продать свой товар) – применять жесткую позицию было бы гораздо сложнее.

Итак, что такое обобщения? Наверное, можно поискать точное академическое определение – но на самом деле это довольно простая вещь: обобщение – это высказывание некоторого убеждения, распространяющегося на большую группу объектов, субъектов или событий, и не подкрепленного фактами, позволяющими проверить истинность этого убеждения.

Хм… что-то сложно получилось. Легче на примере. Например, вам кто-то говорит: «Меня все всегда обманывают». Ключевые слова – «все» и «всегда». Таким образом, в данном утверждении использовано двойное обобщение без подтверждения их истинности. Другие примеры ключевых слов, сигнализирующих об использовании обобщений: «никогда», «никто», «везде», «нереально», «постоянно», «без конца» и тому подобные.

Чем опасны обобщения? Тем, что они формируют неверный посыл, не подкрепленный доказательствами. Наш мозг устроен так, что ему гораздо проще согласиться с утверждением, которое подтверждено большинством. Например: «Водка полезна – миллионы россиян не могут ошибаться». Это, конечно, шутка, но не очень далекая от истины. Когда мы в чем-то сомневаемся, и нам говорят, что сомневаться незачем – миллионы людей делают так же, либо уже делали это, и у них вышло успешно – это почти всегда развеивает наши сомнения. Однако существует разница, согласитесь, между двумя утверждениями: «Этот антибиотик протестирован на 10 тыс. пациентов, и в 96% случаев он помог, что подтверждено исследованиями компании Х» и «Да ладно, запивай эту таблетку пивом – все так делают и ничего не случилось» – большая разница.

Как выявить обобщение, мы уже выяснили – легче всего это сделать по ключевым словам. Какая опасность грозит вам, если вы «поведетесь» на обобщения – тоже понятно. Вы можете поддаться на голословные утверждения только потому, что будете уверены, что эти утверждения подтверждены многочисленными людьми или испытаниями. Осталось разобрать последний вопрос: как бороться с обобщениями? Как ни странно, это проще всего. Достаточно задать уточняющие вопросы по ключевым словам и уточнить, действительно ли допустимо так категорично использовать эти обобщения. Привести пример, который подтвердит ложность обобщения, сведет обобщение к абсурду – обычно это сделать просто.

Вернемся к нашему примеру: «Меня все всегда обманывают». Нужно уточнить у того, кто так заявляет: «Что, неужели действительно все? Все-все? Правда? И врачи, и родственники, и – о ужас! – может быть даже я Вас обманываю, Вы считаете? И насчет «всегда»: прямо всегда-всегда Вас обманывают? Никогда в жизни никто Вам ни разу не сказал правду? Ох, как трудно в это поверить…». Обычно такие фразы быстро охлаждают пыл собеседника и отбивают охоту к использованию обобщений.

В каких же случаях бывает очень полезно пресекать использование обобщений на корню? Приведу несколько примеров.

Родственники пытаются закормить малыша до состояния колобка – несмотря на то, что двухлетний ребенок уже весит на уровне пятилетнего, в малыша восемь раз в день через рев суют отборные порции калорийной еды, в том числе мяса и консервов, при каждом кормлении закатывая глаза и произнося с придыханием: «Ах, наш несчастный малыш! Как он плохо кушает…». Казалось бы, здесь отсутствуют присущие обобщениям ключевые слова, однако это тоже обобщение. Чтобы это понять, попробуйте разобраться в ситуации. «Почему Вы решили, что малыш несчастен? Почему Вы думаете, что он кушает плохо? Может быть, ему дают слишком много еды, поэтому он отказывается? Почему Вы кормите его восемь раз в день?». Будьте уверены, вы услышите что-то вроде: «Ну, все так делают…». Вот и «вскрылось» обобщение через ключевое слово «все».

Более практичный пример: во время переговоров о продаже поставщик не хочет обсуждать цену товара, используя стратегию убеждения, что товар нельзя сравнивать с товарами конкурентов, потому что он «самый лучший из всех предложений», поэтому сравнивать некорректно. Переговоры проходят неконструктивно и грозят зайти в тупик. Здесь помогает тактика работы с обобщениями: «А почему Вы решили, что Ваш товар самый лучший? По каким критериям? По всем? Вы проводили независимые исследования? Можете показать результаты? В чем именно он самый лучший? А почему Вы решили, что нам нужен самый лучший, а не самый дешевый товар? А может быть, у нас есть товар лучше Вашего – уже на складе, от другого поставщика?». И вот тогда – о чудо! – разговор как-то сразу перетекает в более практическое русло – о характеристиках товара, цене и условиях поставки.

Очень часто обобщения являются признаками манипуляции. Собеседник может пытаться манипулировать вами с помощью обобщений, так как такие манипуляции заметно легче проходят. Лучший способ борьбы – это дать понять, что манипуляция вами замечена. Как раз уточняющие вопросы по обобщениям дают вашему собеседнику понять, что манипуляция замечена, и трюк не пройдет. Вы удивитесь, когда начнете обращать внимание на ключевые слова, присущие обобщениям, как много в нашей жизни обобщений. Особенно много их на современном телевидении. Я отказался от телевизора еще в 1998 году, с тех пор «телеящик» отсутствует в моем доме, но иногда в гостях или в общественных местах я принимаю телевидение как лекарство – в крайне ограниченных дозах и в терапевтических целях.

Как выглядит использование обобщений в новостях? На мой взгляд, каждый второй новостной сюжет в том или ином виде прибегает к обобщениям. Больше всего мне понравился прием, увиденный во время вчерашней десятиминутной терапевтической дозы в виде кусочка выпуска новостей о международном форуме в Давосе. Показывается огромный конференц-зал с сотнями иностранных делегатов, и затем на фоне этого зала появляется журналист, так, чтобы эти сотни людей были видны из-за его плеча, и уверенно заявляет (цитирую по памяти): «Все находящиеся в этом зале, безусловно, поддерживают (далее следует фамилия)».

Применяем указанный ранее способ – задаем уточняющие вопросы журналисту (мысленно, конечно): «Что, неужели все-все в зале поддерживают? Прямо ни одного не нашлось, кто не поддерживает? И поддерживают абсолютно во всем? По всем пунктам? Вы их всех успели опросить? Собрали анкеты?». Понятно, что если бы была возможность задать такой вопрос журналисту в прямом эфире, он бы ретировался со сконфуженным видом. Перед вами классический способ манипулирования сознанием с использованием различных инструментов обработки психики, в том числе с помощью обобщений.

Используя указанный метод борьбы с манипуляциями через обобщения, вы сэкономите массу времени и достигнете лучших результатах в переговорах. Не только в бизнесе.

Обобщение и дискриминация: приложения и определения в психологии

Дискриминация — это слово, которое может иметь много разных значений в зависимости от контекста. В психологии на самом базовом уровне различение означает замечать и реагировать на различия между различными объектами, идеями или стимулами. На другом конце спектра есть более широкое обобщение, которое включает в себя тенденцию одинаково реагировать на стимулы, не обращая внимания на их различия.

В области психологии различение и обобщение часто играют огромную роль и могут определять реакцию человека на определенные события и ситуации. То, как человек решит реагировать, может быть воплощением жизненных уроков, которые он может унести с собой в будущее.

Как генерализация и дискриминация проявляются в моей жизни?

Поговорите с лицензированным терапевтом в Интернете.

Вот как они работают.

Психология дискриминации Определение

Психология определяет дискриминацию, когда один и тот же человек или организм по-разному реагируют на разные раздражители. С другой стороны, в обобщенном виде индивидуум или организм имеют одинаковую реакцию на сходные, но все же различные раздражители. Различение и обобщение часто происходят без вашего ведома или предусмотрительности; это просто естественные реакции. Эти реакции считаются безусловными. Однако можно обусловить реакцию различения или обобщения для достижения определенных целей.

Например, вы можете научить собаку выполнять определенные команды (прыгать, сидеть, лежать и т. д.), давая ей лакомство каждый раз, когда она правильно реагирует на команду. При этом вы усиливаете конкретную реакцию на определенные раздражители. Если собака хорошо обучена, она не подпрыгнет, когда вы скажете ей сесть. Собака может различать разные типы команд — это пример классического обусловливания. Реакция собаки на ваши команды является условной реакцией.

Обобщение также может быть условной или безусловной реакцией. Когда вы обучаете ребенка такому навыку, как чтение или сложение, вы, вероятно, захотите, чтобы этот навык был перенесен в другие условия, помимо классной комнаты. Для этого учащегося необходимо научить обобщать свой ответ, чтобы он мог эффективно использовать его в реальной жизни.

Другим типом реакции на раздражители является привыкание. Это происходит, когда один и тот же стимул повторяется настолько часто или последовательно, что больше не оказывает никакого действия.

Если вы услышите сирену за пределами своего многоквартирного дома, вы можете подпрыгнуть, потому что этот шум испугает вас. Если бы вы слышали одну и ту же сирену весь день, вы, скорее всего, перестали бы ее замечать, и она перестала бы вас пугать. Реакцию освобождения от привыкания можно обусловить, изменив раздражители. Если субъект привык к определенному шуму, вы можете вызвать реакцию, немного изменив шум.

Ранние эксперименты

Первые известные опыты по различению и обобщению были выполнены известным русским физиологом Иваном Павловым в 1890-х годах. Его первоначальной целью было исследование слюноотделения у собак. Случайно он обнаружил, что у собак выделялось слюноотделение не только в ответ на еду, которую ставили перед ними, но и на звук шагов кормившего их человека, когда они приближались. Это было первое известное наблюдение классической обусловленности.

Павлов понял, насколько это был прорыв, и потратил много времени на изучение этого ответа. Он обнаружил, что щелчок метронома может вызвать слюноотделение, если он постоянно сопровождается поступлением еды. В конце концов, у собак выделялось слюноотделение всякий раз, когда они слышали метроном, независимо от того, получали они пищу или нет.

Павлов также обнаружил, что время имеет решающее значение в этом процессе. Если между условным раздражителем (например, метрономом или звонком) и подачей еды прошло слишком много времени, это не сработало. Два события должны были произойти близко друг к другу во времени, чтобы произошло обусловливание.

В более позднем эксперименте исследователи соединили вкус мяса с видом круга. В конце концов они обнаружили, что круг может вызывать слюноотделение у собак, как это обнаружил Павлов со звуком колокольчика или метронома. Однако эти исследователи пошли еще дальше. Они обнаружили, что собаки обобщали форму круга и овала. Оба вызвали слюноотделение. После нескольких испытаний, в которых собакам давали мясо только тогда, когда им предъявляли круг (а не овал), они начали различать две формы.

Обучение различению

Как оказалось, условные реакции различения являются частью нашего процесса обучения с самого раннего детства.

В младенчестве мы быстро учимся узнавать нашего опекуна в море лиц. Исследования показывают, что младенцы в возрасте трех месяцев могут узнавать своего опекуна и даже показывать явные признаки предпочтения. Это, по крайней мере частично, связано с классическим обусловливанием: они знают, что их опекун является источником питания и заботы.

Дискриминация также проявляется по мере того, как младенцы развивают свои коммуникативные навыки. Младенцы вскоре учатся различать разные звуки, чтобы создавать смысл. Удивительно, но исследования даже показали, что младенцы могут различать звуковые системы или фонологию двух разных языков в очень раннем возрасте.

К сожалению, с возрастом мы теряем часть нашей естественной способности различать звуки, потому что для этого мы должны реконструировать уже сформированные синапсы. Обучение языку ребенка старшего возраста или взрослого требует более тщательного процесса классического обусловливания, при котором учитель моделирует определенные ситуации, когда языковая реакция дает желаемые результаты. Это более эффективно, чем просто использование прямой инструкции.

Дискриминация, обобщения и психические заболевания

Дискриминация и обобщения также играют роль при многих видах психических заболеваний. Такие состояния, как фобии и тревога, развиваются как неадекватные усвоенные реакции на определенное поведение.

Вот несколько примеров:

  • Злоупотребление психоактивными веществами

Злоупотребление психоактивными веществами развивается, когда человек начинает использовать вещество (например, алкоголь или другие вещества) в качестве механизма преодоления высокого уровня стресса или эмоционального расстройства.

Когда человек использует это вещество, его чувство стресса может немедленно уменьшиться. Они могут начать отличать приятное чувство избегания стресса от употребления алкоголя, еды, секса и т. д. Таким образом, человек привыкает использовать его в качестве реакции на стимулы стресса. Поскольку стресс постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, эта условная реакция может быстро перерасти в зависимость или злоупотребление.

Хорошей новостью является то, что как только эта модель будет выявлена, кто-то, использующий психоактивные вещества в качестве механизма преодоления стресса, сможет изучить альтернативные стратегии снижения стресса. Глубокое дыхание, медитация и другие методы релаксации могут постепенно заменить злоупотребление психоактивными веществами или нездоровый механизм выживания. Человек, злоупотребляющий психоактивными веществами, может научиться обобщать снижение стресса на другие виды деятельности, помимо усвоенной реакции на употребление алкоголя или других веществ. Постепенно с течением времени они могут научиться обобщать приятное чувство избегания стресса на другие более здоровые виды деятельности.

Фобии

Фобии – это иррациональные страхи, которые могут привести к избеганию определенных событий или ситуаций. Это также может быть связано с усвоенной реакцией на определенные раздражители. Например, если в детстве вы долгое время находились в ловушке в небольшом пространстве, вы можете распространять этот негативный опыт на каждое замкнутое пространство, с которым сталкиваетесь во взрослом возрасте. Запускаются те же чувства ужаса, что приводит к иррациональному страху перед замкнутыми пространствами (клаустрофобия).

Обобщение, вызывающее фобии, также можно лечить путем обусловливания альтернативной реакции. Человек, живущий с фобией, может столкнуться с объектом своего страха в контролируемой и безопасной среде, находясь в состоянии расслабления. При этом они могут постепенно выучить альтернативный ответ на пугающую ситуацию.

Тревожные расстройства

Тревога — очень распространенное состояние психического здоровья, которое является реакцией на предполагаемую опасность. Тревога может быть важным механизмом выживания, сигнализируя нам избегать опасных ситуаций. Срабатывает наша реакция «бей или беги», что приводит к мышечному напряжению и учащенному сердцебиению. Однако когда тревога начинает негативно влиять на многие аспекты жизни человека, что приводит к тревожному расстройству, это может вызвать проблемы.

Тревожное расстройство развивается, когда мы обобщаем эту реакцию «бей или беги» на ситуации, в которых нет непосредственной опасности. Например, нормально чувствовать тревогу, если другой человек словесно или физически угрожает вам. Однако, если человек испытывает крайнюю тревогу каждый раз, когда с ним взаимодействует незнакомец, то он может испытывать тревожное расстройство, связанное с социальной тревогой. В этом случае человек чрезмерно обобщил реакцию страха на каждую ситуацию, связанную с знакомством с новыми людьми. Вот почему наиболее распространенное тревожное расстройство называется генерализованным тревожным расстройством (ГТР).

При лечении ГТР и других тревожных расстройств люди могут научиться различать свою реакцию страха на опасные и неопасные ситуации. Научившись определять, что вызывает их реакцию на стресс, они могут научиться релаксации как альтернативному механизму преодоления стресса.

Различение и обобщение — мощные факторы нашего взаимодействия с миром. Распознав и используя эти реакции, мы можем добиться больших успехов в самопознании и исцелении.

Как генерализация и дискриминация проявляются в моей жизни?

Поговорите с лицензированным терапевтом в Интернете.

Заключение

Если вы считаете, что у вас выработались нездоровые механизмы преодоления стресса или вы испытываете какой-либо эмоциональный дистресс в своей жизни, может быть полезно обратиться за поддержкой к лицензированному медицинскому работнику. BetterHelp — это онлайн-платформа для терапии, которая может подобрать вам лицензированного терапевта, который наилучшим образом соответствует вашим потребностям. Онлайн-терапия удобна и доступна, и вы можете получить необходимую поддержку, не выходя из собственного дома или в любом месте, где у вас есть подключение к Интернету. Свяжитесь сегодня, чтобы получить необходимую помощь и улучшить свое психическое здоровье и общее самочувствие.

Обобщение стимулов в психологии

| Примеры | Модификация и генерализация поведения у детей | Генерализация стимула против генерализации реакции | Обобщение стимула против дискриминации стимула |

Что такое генерализация стимула

Генерализация стимула возникает, когда реакция организма, ранее обусловленная одним стимулом, может быть вызвана другим стимулом, имеющим сходные характеристики ​1​ .

Когда организмы сталкиваются со стимулами, похожими на те, с которыми они сталкивались ранее, они реагируют точно так же. Их ответы обобщаются на другие раздражители.

В классическом процессе обусловливания нейтральный раздражитель сочетается с безусловным. Затем, на этапе обобщения, он становится условным стимулом, который может вызвать условный ответ без прохождения процесса обучения.

При генерализации стимулов, основанных на сходстве, необученные стимулы, похожие на условный стимул, становятся условными, не будучи непосредственно обусловленными.

Например, После укуса пуделя человек начинает бояться пуделей и других видов собак. Тот же самый страх может вызвать мопс, даже если он другой породы, другого окраса и выглядит по-другому.

Примеры обобщения стимулов

Эксперимент маленького Альберта

Вот известный психологический эксперимент.

Маленький ребенок по имени Альберт боялся громких звуков, но не белых крыс. В эксперименте с Маленьким Альбертом Уотсон и Рейнор соединили белую крысу с громким шумом, чтобы заставить его бояться ее.

В конце концов у Альберта развилась реакция страха, но он боялся не только белых крыс, но и белых кроликов, а также меха тюленя.

Его страх перед белыми крысами распространился на другие предметы аналогичного характера ​2​ .

Фобия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Страх — это адаптивная эмоция, которая служит защитой от потенциальных опасностей. С помощью классического обусловливания люди учатся инстинктивно избегать опасных раздражителей в окружающей среде, которые сигнализируют об опасности.

Таким образом, это нормально, что травмирующие события могут привести к тому, что мозг привыкнет к сигналам страха, присутствующим в этом событии. Однако этот естественный инстинкт в отношении угрожающих раздражителей превращается в иррациональный страх, когда страх распространяется на безобидные раздражители 3 .

Возникающая в результате фобия или посттравматическое стрессовое расстройство становится бременем в повседневной жизни. Страдающие не могут справиться с генерализацией страха в результате более широкой генерализации.

Если во время травмы присутствовала чашка, визуальные стимулы, такие как чашка или стакан, могут вызвать у жертвы воспоминания и навязчивые мысли.

Товары под частными торговыми марками

Товары под частными торговыми марками — это продукты, которые продовольственные магазины создают для конкуренции с товарами под национальными торговыми марками. Большинство этих продуктов копируют упаковку ведущих брендов, включая цвета, формы и шрифты.

Положительное отношение и доверие потребителей к ведущим продуктам могут быть перенесены на продукты частных торговых марок посредством генерализации стимулов. Продукция Copycat извлекает выгоду из узнаваемости бренда ​4​ .

Отвращение к еде

Отвращение к еде — это адаптивное поведение, которое не дает нам есть плохую пищу. Ученые обнаружили, что почти все виды, включая людей, испытывают общее отвращение к еде ​5​ .

Например, человека тошнит после того, как он съел испорченный персик. Это заставляет его бояться съесть еще один персик. Но он также приучается бояться есть нектарины, потому что они очень похожи на персики.

Собаки Павлова

Эксперимент с собаками Павлова — еще один классический эксперимент по демонстрации обусловленности и генерализации стимулов.

Павлов изучал слюну и желудочный секрет у собак, когда отвлекся на другой эксперимент. Он позвонил в колокольчик, прежде чем подать еду.

Собака научилась ассоциировать звук с едой и выделяла слюну, услышав звонок, даже не видя еды. Классическая генерализация стимула происходила, когда он также реагировал на другие высокие звуки ​6​ .

Модификация и генерализация поведения у детей

Механизм генерализации стимула может быть применен как к классическому, так и к оперантному обусловливанию. Родители часто используют это особое свойство, чтобы дисциплинировать своих детей.

Бихевиористы считают, что поведение ребенка должно меняться в зависимости от его последствий.

Родители учат своих детей говорить «пожалуйста», когда просят о чем-то, и «спасибо», когда им что-то дают, используя подкрепление. Таким образом, обучение в одной среде может быть распространено на другие среды, такие как школы, игровые площадки и библиотеки.

Однако такая модификация поведения не всегда работает ​7​ .

Бихевиоризм редко работает или сохраняется надолго, потому что он основан на предположении, что поведение можно изменить с помощью подкрепления, такого как вознаграждение или наказание.

Но на самом деле дети и люди гораздо сложнее.

Когда родитель добр и уважителен к своему ребенку дома, ребенок легко следует учению, говоря «пожалуйста» и «спасибо», когда используется подкрепление.

Однако, если учитель злой и строгий, ребенок может вести себя в школе иначе, несмотря на то, что получает такое же подкрепление. Индивидуальные различия в опыте, предпочтениях и обстоятельствах могут повлиять на решение ребенка и его поведение в классе.

Генерализация стимула и генерализация реакции

Ключевое различие между генерализацией стимула и генерализацией реакции заключается в том, что генерализация стимула возникает, когда несколько стимулов могут вызывать одинаковую реакцию, а генерализация реакции возникает, когда один и тот же стимул может вызывать несколько похожих реакций.

Оба они являются важными механизмами ассоциативного обучения.

Например, чтению слов часто обучают изолированно, но учащиеся могут обобщить этот навык, чтобы читать полные предложения, и это генерация стимула. Обобщение ответов происходит, когда учащиеся произносят слова, которые явно не указаны после того, как они научились читать эти слова ​8,9​ .

Дети, которые учатся завязывать шнурки, демонстрируют другой паттерн генерализации стимулов. Научившись завязывать одну пару обуви, дети могут делать то же самое с другими видами обуви.

Обобщение реакции происходит, когда дети применяют свои недавно приобретенные навыки завязывания, чтобы завязать бантик на подарке.

Обобщение стимула и различение стимула

Основное различие между генерализацией стимула и различением заключается в том, что обобщение стимула относится к множеству стимулов, вызывающих одинаковую реакцию, в то время как различение стимула относится к разным стимулам, вызывающим разные реакции.

В школе ученик перестает бегать, когда ему говорит учитель. Кто бы ни был учитель, он отвечает одинаково. Это генерализация стимула. Однако, когда ребенок находится дома, он перестает бегать только тогда, когда ему говорит об этом мать, и игнорирует, когда ему говорит об этом отец. Это различение стимулов.

Ссылки

  1. 1.

    Mednick SA, Freedman JL. Генерализация стимула. Психологический бюллетень . Опубликовано в сети 19 мая60:169-200. дои: 10.1037/h0041650

  2. 2.

    Watson JB, Rayner R. Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии . Опубликовано в Интернете, февраль 1920 г .: 1–14. дои: 10.1037/h0069608

  3. 3.

    Дансмур Дж. Э., Паз Р. Обобщение страха и тревога: поведенческие и нейронные механизмы. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в сентябре 2015 г . : 336–343. doi:10.1016/j.biopsych.2015.04.010

  4. 4.

    До БД, Прилук РЛ. Обобщение стимулов в классическом обусловливании: начальное исследование и расширение. Психология и маркетинг . 2000;17(1):55–72.

  5. 5.

    LOGUE AW. Обучение обусловленному отвращению к еде у людей. Ann NY Acad Sci . Опубликовано в Интернете в июне 1985 г .: 316–329. doi:10.1111/j.1749-6632.1985.tb27082.x

  6. 6.

    Разран Г. Стимульная генерализация условных реакций. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете 1949: 337-365. дои: 10.1037/h0060507

  7. 7.

    Джинкс Дж., Лорсбах А. ВВЕДЕНИЕ: МОТИВАЦИЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕРА. Чтение & Письмо Ежеквартальный . Опубликовано в Интернете в апреле 2003 г .: 113–118. дои: 10.1080/10573560308218

  8. 8.

    Duhon GJ, House SE, Poncy BC, Hastings KW, McClurg SC. Изучение двух методов содействия обобщению навыков ранней грамотности. J Behav Educ . Опубликовано в Интернете 28 января 2010 г .: 62–75. doi: 10.1007/s10864-010-9097-2

  9. 9.

    Арнольд-Саритепе А.М., Филлипс К.Дж., Мадфорд О.К., Де Розарио К.А., Тейлор С.А. Обобщение и обслуживание. Прикладной анализ поведения детей с расстройствами аутистического спектра . Опубликовано в Интернете 2009: 207-224. дои: 10.1007/978-1-4419-0088-3_12

Обобщение и различение | в главе 05: Кондиционирование

Обобщение и различение

Обобщение происходит, когда организм дает одинаковую реакцию на разные стимулы . Классически обусловленная реакция на немного отличающийся сигнал будет зависеть от его сходства с оригиналом.

Если собака получает мясной порошок после того, как услышала тон 500 Гц, у нее, вероятно, также будет выделяться слюна, когда она услышит тон 450 Гц, но не так сильно, как при другом тоне 500 Гц. На тон 400 Гц или 600 Гц будет выделяться меньше слюны.. . и еще меньше на тон 300 Гц или 700 Гц.

Павлов обнаружил, что чем больше сходство между стимулами, используемыми при обучении, и стимулами, используемыми при тестировании , тем больше обобщение . Больше слюноотделения происходило, если тон был близок к тренировочному тону. Меньше слюноотделения происходило, если тон сильно отличался от тренировочного.

Когда происходит генерализация? Что определяет степень обобщения?

Обобщение часто является важным явлением в реальных условиях. Терапевт может работать с клиентом, чтобы уменьшить состояния тревоги, вызванные каким-либо раздражителем (скажем, грязью и загрязнением). Клиент может вообразить пугающую ситуацию (прикосновение к грязи), глубоко расслабившись на кушетке терапевта.

Но будут ли упражнения, выполняемые в кабинете терапевта , обобщать на реальные условия? Возможно, не полностью.

Чем больше сходство ситуации обучения с ситуацией тестирования, тем больше должно происходить обобщение. Вот почему in vivo (натуралистическая или реальная) терапия часто работает лучше всего.

Терапия вымирания in vivo с человеком, опасающимся заражения, может происходить путем погружения рук такого человека в мусорный бак. Терапевт ждет поощрения в течение 20-30 минут, пока не произойдет угасание тревоги.

Ханс Айзенк действительно использовал эту технику, и она работала хорошо. После первоначальной волны беспокойства реакция стихла, и через 20-30 минут ситуация наскучила. Беспокойство исчезло; произошло вымирание.

После исчезновения можно ожидать некоторой степени спонтанного восстановления. Поэтому процедуры угашения необходимо повторять несколько раз в разные дни, прежде чем клиент достигнет постоянного снижения тревожности по определенному сигналу. Терапия вымирания (часто называемая экспозиционной терапией) при систематическом и терпеливом применении работает очень хорошо.

Человека, который боится летать, можно научить сохранять спокойствие (или дать лекарство, снижающее тревогу) во время реальных полетов на самолете. Это помогает максимизировать вероятность того, что результаты терапии будут перенесены (обобщены) в будущие ситуации реального мира.

Однако не бывает двух одинаковых ситуаций. Если организм замечает различия между ситуациями, а не сходство, обобщения не произойдет. Лошадь, которая хорошо реагирует на одного всадника, может быть упрямой для другого.

Подпрыгнули бы ученики в классе Ландауэра, если бы один из их одноклассников встал и закричал «Сейчас!»? Может какой-нибудь прыгнет. Если бы они это сделали, они бы демонстрировали обобщение.

Другие могут не прыгать. Они показали бы различение, противоположное обобщению. Дискриминация описана ниже.

Обобщение включает в себя наши знания о мире. Если два стимула интерпретируются как одинаковые, человек обобщает их.

Маленькие дети проходят стадию, когда они проявляют чрезмерное обобщение в языке и мышлении. Годовалый ребенок может назвать всех четвероногих существ «собачками».

Как маленькие дети проявляют чрезмерное обобщение?

Терапевты часто пытаются помочь своим клиентам избежать чрезмерного обобщения. Например, если у человека есть неудачный опыт общения с представителем противоположного пола, это не должно портить все отношения с противоположным полом.

Как чрезмерное обобщение может стать фокусом терапии?

Это было бы чрезмерным обобщением. Переосмысление опыта может предотвратить чрезмерное обобщение. Например, терапевт может побудить человека увидеть, что «один человек причинит вам боль», но «не все мужчины одинаковы» или «не все женщины причинят вам боль», поэтому не нужны разрушительные формы избегания.

Дискриминация

Противоположность генерализации дискриминация . Дискриминация происходит, когда организм по-разному реагирует на два раздражителя.

Знание мира взрослыми включает в себя четкие различия между животными, такими как кошки и собаки. Мы делаем различия, которые годовалый ребенок еще не сделал бы.

Таким образом, взрослый, которого поцарапает разъяренная кошка, не будет бояться собак. Годовалый ребенок мог бы, если бы он не делал различий между кошками и собаками.

Что такое дискриминационное обучение?

В классическом обусловливании различение происходит, когда один стимул вызывает условную реакцию, а другой нет. Чтобы настроить различение в лаборатории, исследователь создает ситуацию, в которой два стимула предсказывают разные вещи.

Например, за зеленым светом следует мясной порошок, а за красным — нет. Вскоре собака различает зеленый и красный свет. Он выделяет слюну на зеленый свет, но не на красный.

Дискриминация – это свидетельство того, что животное замечает разницу между двумя или более стимулами. Это делает технику обучения различению очень полезной.

Мы не можем спросить собаку, видит ли она в цвете, но мы можем провести эксперимент по различению, чтобы узнать ответ. Два стимула совпадают по форме и яркости, различаясь только цветом.

Один цвет предназначен для прогнозирования доставки пищевого порошка. Другой никогда не предсказывает пищевой порошок. Положения двух стимулов рандомизированы, поэтому собака не может различать стимулы только по их цвету, а не по их положению.

Если собака научится выделять слюну на один свет, а не на другой, то мы знаем, что она может отличить их друг от друга. (И да, подобные эксперименты показывают, что собаки могут различать цвета.)

Как можно использовать обучение различению для исследования сенсорных способностей животного?

В исследованиях по психологии развития очень маленькие дети могут предоставить исследовательские данные с помощью методов обучения различению. Во время одной процедуры ребенок сосет непитательную соску: пустышку, подключенную к компьютеру.

Как используется обучение дискриминации для изучения маленьких детей?

Если ребенок сосет быстрее, когда видит лицо матери, а не лицо незнакомца, это показывает, что ребенок может отличить их друг от друга. Он может различать их. Такие эксперименты показывают, что младенцы могут различать лица, голоса и запахи своей матери.

Освобождение от привыкания

Один очень полезный исследовательский метод называется освобождение от привыкания . Привыкание – это постепенное прекращение (прекращение) реакции при многократном повторении одного и того же раздражителя.

Привыкание происходит надежно (это устойчивый феномен, как говорят ученые). Привыкание адаптивно для всех организмов, потому что организмы не тратят энергию на раздражители, которые постоянно находятся рядом, но не причиняют вреда.

Если в комнате громко тикает, то скоро вы его не услышите. Если вы живете рядом с транспортным потоком, вскоре вы его отключите. Если вы повторяете звук, вскоре ребенок его проигнорирует.

Но если воспроизвести другой звук, ребенок может оживиться или перестать сосать непитательную соску. Если это произойдет, то, очевидно, ребенок сможет отличить новый тон от более ранних тонов.

Это явление, называемое освобождением от привыкания или отказом от привычки , является доказательством способности различать. Он показывает, что организм по-разному реагирует на две категории раздражителей.

Что такое освобождение от привыкания? Как еще это называется?

Большое преимущество депривычки в том, что она действует на существ без языка. Младенцы не могут сказать вам, различают ли они две формы музыки, но освобождение от привыкания показывает, что они могут.

Мы столкнулись с примером отказа от привычки в главе 4, когда обсуждали слепое зрение как необычную форму чувствительности. «Вторая зрительная система» (та, что проходит через верхние холмики мозга) направляет движения глаз. Это бессознательно.

В норме колликулярная зрительная система направляет движения глаз на движущиеся стимулы. Но если один и тот же стимул повторяется достаточно часто, движения глаз прекращаются. Это привыкание.

При изменении стимула периферического зрения движение глаз возвращается. Это показывает, что колликулярная система способна распознавать образы простых разновидностей.

Эксперименты по освобождению от привыкания показали у младенцев замечательные способности к различению. Например, у младенцев примитивное чувство числа.

Ребенку можно показать серию слайдов, на которых всегда есть три объекта в разных положениях. На каждой картинке изображены разные объекты, но их всегда три.

Вскоре малышу становится скучно, и он перестает реагировать на картинки. Но если появляется картинка с четырьмя предметами, малыш оживляется и обращает на нее внимание.

Аналогичные исследования показали, что младенцы способны различать звуки речи. Они могут различать фонемы, используемые во всех различных человеческих языках, в возрасте до одного года.

Каковы примеры способностей к различению у младенцев, проявляющихся в отказе от привычки?

После годовалого возраста способность младенцев различать некоторые из этих звуков речи исчезает. В конце концов, они реагируют только на звуки языка, которые слышат в своей среде.

Павлов считал, что невроз или психическое расстройство может быть принуждено к чрезмерно тонким различениям. В одном эксперименте Павлов научил собаку различать круг и овал .

Расположение круга и овала было изменено случайным образом, поэтому собаке приходилось различать их по форме, а не по расположению. Когда собака указывала носом на круг, она получала еду. Когда он указал на овальную форму, его ударило током.

Постепенно Павлов делал овал все круглее и круглее. Вскоре стало трудно отличить овал от круга. Собака начала проявлять признаки беспокойства, скулить и испражняться. Павлов сказал, что это показало экспериментальный невроз .

Как Павлов вызвал «экспериментальный невроз»?

По современным представлениям, ситуация была довольно жалкой. Собаки отчаянно хотят угодить своим хозяевам-людям, и Павлов создал ситуацию, в которой неудача была неизбежной и болезненной.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts