Обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание: Быть дирижёром своих мыслей

Содержание

Быть дирижёром своих мыслей

9 февраля

Цикл «Слово психологу»

С философской точки зрения рефлексия представляет собой размышление индивида о самом себе, самонаблюдение, анализ продуктов собственной активности и их переосмысление, изучение своих эмоций и мыслей, обращение сознания внутрь себя и размышление о личном внутреннем состоянии. Рефлексию можно определить как формирование нового знания в сознании человека.

Рефлексия (от reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.  д. 

Рефлексия в рамках педагогического взаимодействия представляет собой первый по значимости элемент, способствующий обретению максимальной эффективности развития и саморазвития каждого из участников. И так как развитие — процесс внутренний, судить о нем может прежде всего сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется субъектом через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т. е. через рефлексию. Под педагогической рефлексией понимается сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса. 

Можно ли управлять собственным мышлением? Можно ли увидеть со стороны, как я думаю? Всегда ли думая, что я принимаю рациональное решение, я действую рационально на самом деле? Ответы на эти вопросы часто ищут педагоги, представители одной из самых творческих и сложных профессий, потому что педагог много раз за день оказывается в ситуации необходимости быстрого принятия рационального решения и его всегда ждет неминуемая оценка окружающими людьми — учениками, коллегами, педагогами.

С чем именно сталкиваются педагоги в такой ситуации? Что мешает действовать рационально? Это эмоции, которые овладевают человеком, это состояние беспомощности (не знаю, с чего начать), это путаница мыслей в голове…

Что может помочь педагогу выйти из непосредственной деятельности, оценить себя со стороны, с точки зрения воспитанника, своего коллеги… Существуют ли какие-либо приемы, методики, технологии, способствующие переводу собственной педагогической деятельности в предмет анализа и осмысленного изменения?

Мы предлагаем вам обратиться к первоистокам и воспользоваться приемами рефлексии, разработанными еще в прошлом веке швейцарским психотерапевтом Максом Люшером.  Каждый из нас предпочитает носить определенные цвета одежды, обустраивает интерьер своего жилья в определенной цветовой гамме. Интересно, что человек непроизвольно, а порой и бессознательно избегает других цветов, кто-то говорит, что «этот цвет мне не идет», либо «просто не нравится», или типа «что про меня подумают другие, ведь этот цвет означает агрессию (негатив, уныние, болезнь»)». Подобные маркеры используются повсеместно… В технических системах красный – тревога, жёлтый –  внимание, зелёный – безопасность. Отношение человека к цвету вырабатывалось очень давно. Исследования, проведенные Максом Люшером, доказали, что цвет способен влиять не только на физиологические процессы, но и на психологическое состояние человека. Красный не просто возбуждающе действует на центральную нервную систему, но и повышает давление и частоту сердечных сокращений, учащает дыхание, а синий оказывает обратный эффект. И сегодня мы попробуем порассуждать в цвете, влиянии цвета на наши мысли, на нашу тревожность, на нашу способность воспринимать окружающую действительность и себя в ней. Мы поговорим с вами о цветах, в которые окрашено наше мышление, наше восприятие окружающей действительности. И разберем один из приемов, способствующий развитию у вас педагогической рефлексии.

Одним из эффективных методов, позволяющих активизировать и развить педагогическую рефлексию, является «Метод шести шляп», автором которого является Эдвар де Боно. Мы  рассмотрим, каким образом, с помощью этого метода можно развивать рефлексию, как творчески, нестандартно применять этот метод индивидуально и в работе с группами педагогов.

Напомним суть этого метода. «Метод шести шляп» — это психологическая ролевая игра, в которой каждый участник «надевает» шляпу определенного цвета, которая означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Таким образом, целостный процесс мышления как бы фокусируется на отдельных его аспектах. Групповой характер игры и распределение ролей между участниками по цветам шляп помогает рассмотреть любую педагогическую проблему с разных ракурсов, при этом, «надевание» шляпы фокусирует мышление, а «смена» шляпы изменяет его направление. Групповая дискуссия позволяет со стороны оценить собственную позицию, увидеть свою сильные и слабые стороны в принятии решений, переосмыслить ситуацию, преодолеть стереотипность, зашоренность мышления.

Такой способ является одним из эффективных при проведении мозгового штурма, именно он помогает «раскачать» мышление, заставить человека взглянуть на проблему с иной токи зрения. Иными словами, происходит разрыв между Я-действующим и Я-отраженным, что и является толчком, механизмом развития педагогической рефлексии. Включение «Метода шести шляп» в работу с педагогами помогает разложить наше мышление на составные части, выделить в нем основные типы, помогая человеку в каждый конкретный момент обратиться к одному сознательно выбранному типу мышления. Мы не исключаем и самостоятельную индивидуальную проработку проблемы педагогом, тогда, когда ситуацию нужно тщательно обдумать со всех сторон и принять важное решение. Настоится на определенный тип мышления помогают цвета шляп. Для примера рассмотрим, как в различных цветах шляп человек отвечает на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?» (но вы ведь понимаете, что этот способ можно использовать при обсуждении ответов не только на этот вопрос!).

Белый цвет шляпы

1) Тип мышления. Беспристрастно и объективно. В белой шляпе «варятся» мысли, замешанные на цифрах и фактах: фактах первого порядка — доказанные, проверенные и фактах второго порядка — факты, в достоверности которых убеждены, хотя строго не проверяли.

2) Примеры ответа на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?»: продолжительность отпуска, рабочий день, перспективы роста, после работы в школе смогу продолжить научную карьеру, набрав материал для эксперимента.

3) Компенсация. «Красные розы на белом снегу». Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором – относительные. Попробуйте поразмыслить о решении проблемы сначала в белой, потом в красной шляпе, сопоставьте пути решения, сделайте выводы.


Красный цвет шляпы

1) Тип мышления. Символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Быть в красной шляпе — быть во власти эмоций. Доказательств не требуется, только эмоции и страсти, но эмоции – это субъективное отношение к факту, которое надо также принимать во внимание. Это предчувствие, интуиция, ощущение, наклонности, эстетическая направленность.

2) Примеры ответа на вопрос. «Почему вы выбрали профессию учителя?»: Мне эта работа нравится! Мне нравится работать с детьми! Учителя в школе так классно выглядят и всегда нарядные!

3) Компенсация. «Красные розы на белом снегу». Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором – относительные. Попробуйте поразмыслить о решении проблемы сначала в белой, потом в красной шляпе, сопоставьте пути решения, сделайте выводы.


Черный цвет шляпы

1) Тип мышления. Мрачный зловещий, словом — недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное — то, что страшится людских глаз. Выявляем ошибки, несоответствие, нелогичность, шансы на успех, но не предлагаем путей выхода из ситуации. Необходимо при оценке новых идей, но реализация их возможна только в желтой шляпе.

2) Примеры ответа на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?»: мне надо обязательно поступить в вуз, у меня низкий балл ЕГЭ, больше нигде не смогу себя реализовать.

3) Компенсация. «Желтые нарциссы на мокром асфальте». С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей сразу с двух сторон — негативной и позитивной. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Желтый цвет шляпы

1) Тип мышления. Солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней живет надежда и позитивное мышление. Решаем проблемы конструктивно, позитивно, эффективно и действенно, от строго логического обоснования до недосягаемых для логики высот. Поиск реальных путей к достижению целей — в зеленой шляпе.

2) Примеры ответа на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?»: позитивный коллектив, интересные проекты, замечательные дети.

3) Компенсация. «Желтые нарциссы на мокром асфальте». С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей сразу с двух сторон — негативной и позитивной. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Зеленый цвет шляпы

1) Тип мышления. Это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Рождаем новые идеи, нетрадиционно смотрим на вещи, ищем альтернативные пути решения проблем, изменяем стереотипы и намечаем способы решения.

2) Примеры ответа на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?»: мне полезно поработать в школе, я смогу профессионально развиваться, смогу воплотить новые идеи, научиться чему-либо новому.

3) Компенсация. «Синее небо над зеленым полем» такое сочетание цветов полезно, когда речь идет о новом, совершенно не изученном вами и не знакомом явлении.  Мечты, фантазии, полет воображения  этом случае контролируется критичностью, рефлексией.

Синий цвет шляпы

1) Тип мышления. Холодный, это — цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Выбираем, какой тип мышления необходим для того, чтобы наиболее эффективно решить проблему. Прекращаем споры и руководим составлением карты действий и отношений.

2) Примеры ответа на вопрос: «Почему вы выбрали профессию учителя?»: решение принято, я иду работать в школу, но выводы сделаю позже и намечу что буду делать дальше.

3) Компенсация. «Синее небо над зеленым полем» такое сочетание цветов полезно, когда речь идет о новом, совершенно не изученном вами и не знакомом явлении.  Мечты, фантазии, полет воображения  этом случае контролируется критичностью, рефлексией.

Кстати, обратите внимание еще и на терапевтические возможности «Метода шести шляп». Ведь ни для кого не секрет, что каждый человек «привыкает» к шляпе одного или двух цветов, стереотипность мышления проявляется в невозможности найти выход из сложившейся ситуации, а, как следствие, негативные переживания, стресс, депрессия. Изменив тип мышления, человек получает возможность выйти из тупиковой ситуации, найти решения сложной ситуации, а значит, разорвать порочный круг, приводящий к негативным эмоциям. Прожить волнующие ситуации в «примерочной» шляп, это значит, изменить свое мышление, изменить самого себя, изменить свою жизнь.

Попробуйте! У вас обязательно получится!

Рефлексия как обращение внимания субъекта на самого.

..

Привет, сегодня поговорим про рефлексия , обещаю рассказать все что знаю. Для того чтобы лучше понимать что такое рефлексия , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Общая психология.

рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще и знать о своем знании.

Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание».

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.

Общее понимание

Рефлексия, в одной из наиболее современных ее трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращенности на себя и в том, что рефлексия в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики[источник не указан 3531 день] . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма. Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращенность практики на себя[источник не указан 3531 день]. В этом смысле рефлексия производна от практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение ее с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путем содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в ее развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включенным при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием).

Подходы к пониманию рефлексии и ее аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семенова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):

  • кооперативный (Емельянов Е. Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалев А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семенов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние».

Виды рефлексии

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие ее исследователи, например, А. С. Шаров, выделяют следующие ее виды:

  • Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
  • Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
  • Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов ее осуществления, а также прогнозирование возможных ее результатов.

Психологические характеристики рефлексии

  • Способность рефлексии изменять содержание сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шредингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шредингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко).

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Це[de], в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

См. также

  • Рефлексия в программировании
  • Интроспекция
  • Самокритика
  • Самоопределение
  • Самосознание
  • Наблюдение

Я хотел бы услышать твое мнение про рефлексия Надеюсь, что теперь ты понял что такое рефлексия и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология

сознательных установок, внимания и самопознания | Знание собственного разума

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнакомство с собственным разумомЭпистемологияФилософия языкаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнакомство с собственным разумомЭпистемологияФилософия языкаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Peacocke, Christopher,

‘Сознательные взгляды, внимание и самопознание’

,

в Криспине Райт, Барри С. Смит и Синтия Макдональд (ред.) Minds

(

Oxford,

2000;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 ноября 2003 г.

), https://doi.org/10.1093/0199241406.003.0004,

, по состоянию на 25 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнакомство с собственным разумомЭпистемологияФилософия языкаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗнакомство с собственным разумомЭпистемологияФилософия языкаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В статье утверждается, что наше самоприписывание возникающих психологических установок основано на сознании. Он отвергает трихотомию, согласно которой самопознание может быть объяснено наблюдением, выводом или ничем. Вместо этого сознательные установки дают мыслителю причину для самоприписывания отношения к содержанию, которое возникает у мыслителя, когда он владеет соответствующими понятиями. Развивая это объяснение случая веры, показано, что сознательное убеждение дает мыслителю причину приписать себя ему из-за той роли, которую такие состояния играют в условиях обладания концепцией убеждения. Сознательные установки, на которые ссылается автор, должны быть охарактеризованы независимо от их самоприписывания, и ряд конкурирующих подходов к сознанию отвергается. Кроме того, в статье исследуются отношения между сознанием и вниманием, исследуя понятие сознательной мысли, занимающей внимание мыслителя.

Ключевые слова: внимание, сознательные установки, взгляд без причин, условия одержимости, Сапожник

Субъект

ЭпистемологияФилософия языкаФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

16 Упражнения и инструменты (+PDF)

Самосознание — это важный навык, который мы можем развивать, чтобы продвигаться по пути личного развития, и мы все могли бы иногда использовать его немного больше.

В нашей напряженной современной жизни легко пассивно реагировать на окружающую среду и разрушать возможности для связи. Обладание эмоциональным интеллектом и умение регулировать свои эмоции должны быть одними из самых ценных навыков; самосознание является краеугольным камнем этого интеллекта.

Ознакомьтесь с некоторыми проверенными и научно обоснованными стратегиями повышения самосознания.

Но сначала мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на развитие эмоционального интеллекта. Эти научно обоснованные упражнения не только улучшат вашу способность понимать свои эмоции и работать с ними, но и дадут вам инструменты для развития эмоционального интеллекта ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Как развить самосознание?
  • 4 способа повысить самосознание
  • 3 теста, анкеты и оценочные шкалы
  • 5 занятий, игр и упражнений для развития самосознания
  • Колесо самосознания
  • Некоторые групповые упражнения
  • Вопросы, методы и советы для интервью
  • Взгляд на ведение дневника для самосознания
  • Самосознание и дети + занятия
  • Тренировка самосознания: 3 курса
  • 5 книг по теме
  • 5 интересных видео и выступления на TED Talks
  • Лучшие подкасты
  • Вдохновляющие цитаты о самосознании
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Как развить самосознание?

Самосознание — это способность контролировать наш внутренний и внешний мир. Наши мысли и чувства возникают как сигналы. Развитие самосознания позволяет нам не поддаваться этим сигналам, а вместо этого объективно и вдумчиво реагировать на них. Самосознательные люди понимают свой внутренний опыт и свое влияние на опыт других.

Способность к самооценке в прошлом подвергалась критике за усиление негативного влияния. При поощрении самосознания с помощью «холодной» системы стимулов (Metcalfe & Mischel, 1999) усиление негативного аффекта может быть уменьшено. Рост отрицательного эмоционального аффекта является препятствием для прогресса в самосознании.

Работая над самосознанием, важно делать это с дистанцированной точки зрения, сосредоточив внимание на причинах, лежащих в основе эмоциональных переживаний, а не на том, что было эмоционально пережито (Kross, Ayduk, & Mischel, 2005).

Открытое, объективное наблюдение за чувствами, чувствами, желаниями и действиями может помочь кому-то продвинуться по процветающему континууму. Нет необходимости заново переживать отрицательные эмоции, но замечая их и извлекая уроки из их присутствия, вы можете повысить самосознание.

Развитие самосознания требует более высокого уровня когнитивной обработки. Это требует перспективы сбора информации. Эта обработка приводит к повышению адаптивности и гибкости. Повышение самосознания повышает устойчивость (Hippe, 2004). Самосознание также улучшает нашу способность сопереживать другим (Юнас, Рашид, Сундус и Инаят, 2020).

Когда сострадание и сопереживание поднимаются, поднимается и Высшее Я. Имея намерения и цель, самосознательный человек может значительно влиять на окружающий мир. Самосознательные люди, как правило, проявляют уверенность в себе, самоуважение и высокие показатели успеха (Дюваль и Сильвия, 2002).

4 способа повысить самосознание

Дневник мыслей — это основа для начала повышения самосознания.

Следите за мыслями, которые возникают в виде автоматической реакции.

Отследить, что происходило в это время.

Отслеживайте свой уровень эмоций до раздражителя.

Если позволяет время, проанализируйте основную причину пережитой эмоции. Если время не позволяет, дневник позволит отслеживать общие темы.

Самоанализ неэффективен в когнитивных процессах более высокого порядка (Nisbett & Wilson, 1977). Люди склонны размышлять с корыстным уклоном, а не объективно анализировать ситуации для абстрактного обучения. Чтобы быть более эффективным, дневник мыслей должен быть не столько эмоциональным упражнением, сколько миссией по установлению фактов. Другими словами, не принимайте во внимание суждения.

Практика внимательности — еще один способ повысить самосознание. В практику осознанности можно включить различные виды деятельности. Найдите несколько идей, которые вдохновят вас включить медитацию, йогу или какой-либо другой вариант, чтобы улучшить свое присутствие. Когда практикуется внимательность, поведение становится более преднамеренным, и развивается повышенное самосознание.

Если вы попросите друга разъяснить свои сильные и слабые стороны, это может стать важным путем к самосознанию. Хотя многие люди считают, что обладают самосознанием, взгляд со стороны полезен для более четкого понимания внешнего самосознания.

Опыт и сила могут мешать самосознанию (Ostroff, Atwater, & Feinberg, 2004). Это для лидеров. Попросите подчиненных оценить ваши лидерские качества. Когда люди находятся на вершине, они склонны переоценивать свои способности, потому что у них не так много возможностей для развития внешней осведомленности.

3 теста, анкеты и оценочные шкалы

Шкала самосознания (Scheier & Carver, 1985) был утвержден и переведен на несколько языков. Это помогает лучше понять свой уровень размышлений и вместо этого сместить его на объективное отражение.

Шкала ситуационного самосознания была разработана для количественной оценки уровня общественной и личной осведомленности. Он проверен и переведен много раз. У него есть две подшкалы, которые помогают подтвердить различия и сигналы к этим двум формам самосознания (Govern & Marsch, 2001). Вам необходимо разрешение от авторов, чтобы использовать эту шкалу в научных целях.

Исследование самосознания Таши Эйрих привело к этой интересной викторине. Он измеряет внутреннее и внешнее самосознание и распределяет участников по квадрантам, позволяя лучше понять силу познания «я». Подробнее об ее интересной книге ниже.

Различные шкалы для измерения внимательности и повышения осведомленности можно найти в нашем блоге.

5 Занятия, игры и упражнения для развития самосознания

Познание себя Сильные стороны VIA и их намеренное увеличение — важные способы развития самосознания.

Другие личностные характеристики также способствуют самосознанию. Использование этого понимания в практике в реальном времени является жизненно важным фактором для развития осознания.

Самоосознание — это не один момент вдохновения. Это требует постоянного, объективного размышления и экспериментирования в реальных условиях.

Идти на здоровый риск — это еще один способ развить самосознание. Попадая в новые ситуации и выходя из зоны комфорта, вы можете получить уникальное личное понимание. Вот несколько идей для здоровых рисков:

  • Вступить в клуб
  • Волонтер
  • Начать новую деятельность (рисование, упражнения и т. д.)
  • Переключиться на открытые вопросы

Спросите у друзей отзыв . Доверяя другу или родственнику отзыв о ваших качествах — полезных и бесполезных, — вы можете лучше понять, как вас воспринимают. Если ваши близкие поставят зеркало перед вами, это может стать просветлением.

Написание письма с сожалением — это способ развить самосознание и в то же время практиковать радикальное прощение. Напишите своему прежнему «я» о сожалениях и простите себя за допущенные ошибки. Эта деятельность позволяет вам быть человеком.

Напишите свой воображаемый панегирик , чтобы показать, как вы хотели бы, чтобы вас запомнили после того, как вы уйдете. Это упражнение позволяет вам узнать, как вы хотите выглядеть в мире, и необходимые изменения, которые должны произойти. Этот конструктор самосознания позволит вам лучше понять свое высшее Я.

В нашем блоге есть больше занятий по самопознанию.

Колесо самосознания

Существуют разновидности колеса самосознания, которые используются в консультировании, практике осознанности и даже в обучении. Хотя колесо имеет много вариаций, версия доктора Дэна Сигела основана на фактах. Его версию можно найти на его сайте. Это визуальная метафора процесса интеграции сознания.

Ядро осознания развивается из центрального «узла», содержащего понимание осознания или внимательности как:

  • Прозрачный
  • В курсе
  • Восприимчивый
  • Открыть
  • Мирный
  • Спокойствие

Ядром сознания является цель, где внимание фокусируется на окружении «узла» при поиске:

  • Пять органов чувств
  • Взаимосвязанность (взаимодействие с окружающей средой)
  • Когнитивные процессы
  • Внутреннее физическое тело

Еще одна версия колеса осознания была создана в книге Жив и осведомлен (Миллер, Наннелли и Вакман, 1975).

В этом колесе осознанность окружена:

  • Мышлением
  • Чувство
  • Делаю
  • Хочу
  • Зондирование

По сути, это та же концепция, что и у колеса Зигеля, но упрощенная. Его можно использовать для улучшения общения в отношениях.

Некоторые групповые упражнения

Веселая салонная игра, популяризированная французским эссеистом Марселем Прустом, может использоваться как упражнение для развития самосознания. Он называется опросником Пруста.

Групповая деятельность, требующая уязвимости и умения слушать, называется кругом обмена . Объединив участников в круг, раздайте на листе бумаги следующие вопросы. Попросите участников внимательно выслушать. Будьте уверены, что каждый получает очередь с положительной и отрицательной эмоцией.

  • Я злюсь, когда…
  • Я чувствую радость, когда…
  • Я чувствую себя несчастным, когда…
  • Я чувствую надежду, когда…
  • Жаль, что мне не пришлось…
  • Мне нравится…
  • Мне страшно, когда…
  • Что-то, что я хотел бы изменить, это…
  • Если бы я был (назовите человека), я бы…
  • Мне кажется, что меня никто не любит, когда…
  • Я знаю, что меня любят, когда…
  • Что-то, что мне кажется скучным, это…
  • Я знаю, что могу доверять…
  • Я восхищаюсь (назовите человека), потому что…
  • Мне спокойно, когда…
  • Меня больше всего интересует….
  • Меня раздражает, когда…
  • Я не одобряю…
  • Я настроен оптимистично, когда…

Еще одно групповое занятие, повышающее самосознание, — это упражнение на язык тела . Разделите участников на партнеров. Дайте одному партнеру записку, показывающую, какие эмоции он должен отображать, используя только язык тела. Попросите другого партнера выбрать, какая эмоция присутствует в языке тела.

Чтобы развить осведомленность в командной обстановке , помогите группе осознать общие цели. Затем можно определить сильные и слабые стороны команды и преобразовать их в действия для роста команды. В группе обсудите ответы на следующие вопросы:

Эта команда хороша в…
Эта команда борется в…
Эта команда поддерживает друг друга…

Оцените по шкале от 1 до 10, насколько каждый член команды замечает свои эмоциональные реакции?
Наши общие цели…
Мы будем расти за счет…
Наши ежедневные действия включают…

Вопросы, методы и советы для интервью

Эмоциональный интеллект — это растущая область знаний, востребованная кандидатами на новые должности (Nicholls, Вегенер, Бэй и Кук, 2012 г. ).

Как мы знаем, самосознание является краеугольным камнем развития интеллекта.

Вот несколько вопросов, приемов и советов по оценке чьего-либо самосознания.

Что вас злит на работе?

Самосознательный человек ответил бы ответом, который показывает, как справляться с гневом в режиме реального времени. Разговор о том, что гнев является сигналом к ​​приспособлению к восприятию перспективы, — отличный способ подчеркнуть способности самосознания.

Как руководитель, как вы обращаетесь с подчиненным, который входит в ваш кабинет в слезах?

Человек, обладающий самосознанием, ответил бы ответом, демонстрирующим способность реагировать с сочувствием и умением слушать. Менеджер должен уметь справляться с эмоциями и, вероятно, сочувствовать другим.

Как бы вы поступили с подчиненным, совершившим ошибку?

Самосознательный человек может рассматривать неудачу как естественный процесс роста и может помочь подчиненному извлечь урок из этой ошибки.

Какая у тебя суперсила?

Самосознательный человек может эффективно сформулировать, какое уникальное предложение он предлагает.

Самосознательные люди обычно ценят командную работу выше саморекламы. Они ценят сотрудничество и способны реагировать, а не пассивно реагировать на раздражители. Самосознательные лидеры будут руководить с намерением, сочувствием и состраданием.

Взгляд на ведение дневника для самосознания

В основе любой практики ведения дневника для самосознания лежит честность. Если мы позволим себе распознать и перенаправить своекорыстную предвзятость, ведение дневника позволит повысить точность субъективных эмоциональных переживаний. Отслеживание триггеров весьма эффективно для уменьшения автоматических реакций на них.

Кому-то не обязательно быть писателем в журнале для самосознания. Журнал потока сознания не будет просматриваться или читаться кем-либо, кроме автора. Она может раскрыть и просветить при перечитывании.

Ведение дневника дает представление об изменениях, которые можно внести и отследить на основе личного опыта. Если писать ежедневно, нить освещается. Это может даже помочь вести журналы для разных сфер жизни (например, работы, дома, фитнеса и т. д.).

Чтобы проявить творческий подход, может быть очень полезно начать вести дневник с подсказок, которые побуждают к самопознанию. Вот несколько примеров для начала:

  • Если бы я мог поговорить со своим подростком, я бы сказал…
  • Могу ли я придумать 20 вещей, которые вызывают у меня улыбку?
  • Два самых ярких момента в моей жизни были…
  • Когда мне больно, лучшее, что я могу сделать для себя, это…
  • Сегодня я использовал свои сильные стороны следующим образом…
  • Больше всего я удивился, когда….
  • Самый страшный день в моей жизни был…

Самосознание и дети + деятельность

Научить детей любого возраста понимать абстрактную область эмоций — непростая задача.

Развитие эмоционального интеллекта требует определенных усилий, и оно начинается с самосознания.

Говорить о сильных сторонах и понимать, что эмоции преходящи, полезно всем, кто работает с детьми.

Внимательность для детей — важное упражнение, используемое для повышения самосознания. Ссылка приведет вас к играм, рабочим листам и занятиям, которые помогут этим детям в вашей жизни.

Предлагая детям старшего возраста начальные предложения и поощряя их заканчивать предложения, вы сможете развить самосознание. Начните с этих примеров:

Когда мне скучно, я люблю…
В свободное время я наслаждаюсь…
Я счастлив, когда…
Когда я совершаю ошибку, я…
Когда мой день не идет мой путь, я…

Упражнение эмоциональный пирог — это здоровый способ для детей обсудить свои эмоции. Пусть ребенок создаст круг. Помогите ребенку назвать восемь эмоций с индивидуально выбранными репрезентативными цветами. Если у них проблемы, вы можете помочь им с помощью Колеса Эмоций Плутчика.

Как только они будут идентифицированы, попросите ребенка заполнить круг эмоциями, взвешивая кусочки от наиболее заметных до наименее заметных. Поощряйте их использовать цвета, которые, по их мнению, представляют эти чувства (например, красный для гнева).

Забавная идея для детей младшего возраста — игра emojiplate . Помогите детям развить словарный запас, чтобы говорить о своих эмоциях, превратив бумажные тарелки в смайлики, созданные с помощью самостоятельных ярлыков. Для самых маленьких такие эмоции, как гнев, досада или разочарование, могут быть трудными для восприятия. Тем не менее, важно помочь им развить словарный запас, чтобы выразить их положительно.

Работа Леа Уотерс над сильными сторонами — отличный способ помочь детям развить самосознание. Книга Уотерса (2017) «Переключатель силы » — отличная книга для того, чтобы зажечь по-настоящему трансформационный разговор между родителями и детьми. Как и любые другие люди, дети хотят, чтобы их видели. Помочь им осознать свои сильные стороны и рассказать им о сильных сторонах, которые вы в них видите, — это прекрасное начало.

Тренировка самосознания: 3 курса

Mindfulness X — это всеобъемлющий учебный курс для практиков, который учит, как внедрить осознанность в свою практику.

Udemy предлагает доступный онлайн-курс с использованием когнитивно-поведенческой терапии, нейропластичности и внимательности. Этот курс направлен на саморазвитие, особенно на снижение депрессии и тревоги.

ACT for Youth разработала полезный набор материалов для детей.

5 Книги по теме

Улучшение самосознания помогает людям улучшить свою жизнь, предлагая объективное отражение. Эта тема получила научные доказательства улучшения общего эмоционального интеллекта и успеха. С повышенным эмоциональным интеллектом возможны улучшенные человеческие связи и лидерство. Вот несколько замечательных материалов по теме.

1.

Теория объективного самосознания – Шелли Дюваль и Роберт Виклунд

Эта книга стала основополагающей в социальной психологии для понимания самосознания.

Предлагает ссылки на когнитивные процессы.

Несмотря на то, что книга несколько устарела, она содержит базовую теорию, которая может помочь читателям понять концепцию объективного самосознания.

Доступно на Amazon.


2.

Самосознание (серия HBR «Эмоциональный интеллект») — Harvard Business Review, Дэниел Гоулман, Роберт Стивен Каплан, Сьюзан Дэвид и Таша Эйрих

The Harvard Business Review выпустил серию книг, включая Самосознание , в которую вошли работы Дэниела Гоулмана, Роберта Стивена Каплана и Сьюзан Дэвид.

Эта книга учит тому, как быть человеком на работе. Знание своих сильных сторон, недостатков и потенциала помогает лидерам развиваться.

Доступно на Amazon.


3.

Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ — Дэниел Гоулман

Эмоциональный интеллект Дэниела Гоулмана исследует научную концепцию двух мозгов: логического и эмоционального.

В этой книге описаны навыки, необходимые для улучшения вашего эмоционального интеллекта.

В основе этих навыков лежит самосознание.

Доступно на Amazon.


4.

Прозрение: удивительная правда о том, как нас видят другие, как мы видим себя и почему ответы важнее, чем мы думаем – Tasha Eurich

Книга доктора Таши Eurich Insight представляет собой взгляд на самосознание через призму организационного психолога.

Эта книга, основанная на прагматическом подходе к профессиональному развитию, поможет лидерам стать более самосознательными и успешными.

Основанная на науке о человеческом поведении, эта книга предлагает читателям возможность обнаружить невидимые препятствия на пути к самосознанию.

Доступно на Amazon.


5. Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга – Лиза Фельдман Барретт, доктор философии.

Книга Лизы Фельдман Барретт «Как возникают эмоции: тайная жизнь мозга » знакомит читателей с анатомией мозга и помогает читателям понять, что они могут иметь некоторый контроль над своими эмоциями.

Доступно на Amazon.

Десять дополнительных книг обсуждаются в нашей статье о лучших книгах по самосознанию.


5 интересных видео и выступлений на TED Talks

Следующие наглядные материалы — отличный способ улучшить свои знания о самосознании.

1. How Youth Thrive

Выступление Питера Бенсона на TED, How Youth Thrive, убедительно. В этом выступлении обсуждается искра, которая есть у молодежи, и их осознание ее существования в себе. Знание того, что их «видят», дает молодежи самосознание и радость.

2. Повысьте самосознание с помощью одного простого решения

Выступление Таши Эйрих на TED посвящено ее исследованиям в области самосознания. Ее точка зрения организационного психолога, основанная на фактических данных, дает информативную речь о том, что большинство людей на самом деле не обладают самосознанием.

3. Мое озарение

В докладе Джилл Болт Тейлор на TED рассказывается о ее личном опыте перенесенного инсульта. Это удивительная история о мозге и самосознании.

4. Сила самосознания

Доктор Уильям Спаркс рассказывает о силе самосознания и своем более глубоком понимании «тени».

5. Как самосознание может помочь вам жить той жизнью, которой вы хотите

Выступление Марины Бараевой на TED о самосознании полезно для молодежи.

Лучшие подкасты

Быть здоровым Рик Хэнсон, доктор философии, использует психологию для рассмотрения достижений, осознания и успеха. Этот эпизод, в частности, предлагает понимание от Дэниела Гоулмана.

Подкаст самосознания от Аарона Доджа — это личное путешествие через самосознание.

Подкаст «Путь к счастью » и, в частности, этот эпизод «Осознанность и сознание» предлагает интересные идеи о голосах в наших головах.

Если вам нравится слушать подкасты, у нас также есть подборка из восьми лучших подкастов о позитивной психологии.

Вдохновляющие цитаты о самосознании

Все, что нас раздражает в других, может привести нас к пониманию самих себя.

Карл Густав Юнг

Вы не можете уйти от себя, перемещаясь из одного места в другое.

Эрнест Хемингуэй

Самое прекрасное в мире — уметь принадлежать самому себе.

Мишель де Монтень

У каждого человека есть четыре способности – самосознание, совесть, независимая воля и творческое воображение. Это дает нам окончательную человеческую свободу… Силу выбирать, реагировать, меняться.

Стивен Р. Кови

Послание на вынос

Наука говорит нам, что большинство людей не очень хорошо разбираются в самосознании. Исследователи обнаружили, что самосознание похоже на золотой билет к успеху и самореализации. Это требует работы. Самосознание и самопринятие приводят к улучшению эмоционального интеллекта.

Больше людей пробудятся и осознают, что в человечестве произойдёт массовый переход. Это создаст лучшие семьи, школы и рабочие места. Со сдвигом придет усиление сострадания и сопереживания. Осмелимся ли мы мечтать, что мы можем сделать лучше?

Спасибо за внимание!

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на эмоциональный интеллект.

  • Дюваль Т.С. и Сильвия П.Дж. (2002). Самосознание, вероятность улучшения и корыстное предубеждение. Журнал личности и социальной психологии, 82 (1), 49-61.
  • Говерн, Дж. М., и Марш, Л. А. (2001). Разработка и валидация шкалы ситуационного самосознания. Сознание и познание, 10 (3), 366-378.
  • Хиппе, Дж. (2004). Самосознание: предшественник устойчивости. Reclaiming Children & Youth , 12 (4), 240-242.
  • Кросс, Э., Айдук, О., и Мишель, В. (2005). Когда не больно спрашивать «почему»: Отличие размышлений от рефлексивной обработки негативных эмоций. Психологическая наука, 16 (9), 709-715.
  • Меткалф, Дж., и Мишель, В. (1999). Горячий/холодный системный анализ задержки удовлетворения: динамика силы воли. Психологический обзор, 106 (1), 3-19.
  • Миллер, С., Наннелли, Э. У., и Вакман, Д. Б. (1975). Живой и знающий: улучшение общения в отношениях . Миннеаполис, Миннесота: Программы межличностного общения.
  • Николлс, С., Вегенер, М., Бэй, Д., и Кук, Г.Л. (2012). Тесты эмоционального интеллекта: потенциальное влияние на процесс найма студентов-бухгалтеров. Бухгалтерское образование , 21 (1), 75-95.
  • Нисбетт, Р. Э., и Уилсон, Т. Д. (1977). Рассказываем больше, чем знаем: устные отчеты о психических процессах. Psychological Review, 81 (3), 231–257.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts