Образ человека что такое: ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА это

18. Образ человека в современной культуре.

Человек – главный предмет философского исследования. В истории философии постоянно предпринимались попытки найти «сущность» или «природу» человека, но только теперь становится ясно, что человек – это существо, которое сам себя определяет, и у него нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы».

Философия пытается создать целостный образ человека, найти его главные характеристики. Деятельностная сущность человека была осознана немецкой классической философией и развита марксизмом. Такая важная черта человека как свобода была проанализирована в экзистенциализме.

Представления о человеке менялись от эпохи к эпохе. В античности образ человека космоцентричен: человек – часть всеобщего космического целого. Человек стремился познать этот космос, жить в гармонии с ним, поэтому его главные «добродетели» – разум, мужество, умеренность и справедливость.

В средние века представления о человеке теоцентричны. Человек верит не в себя, а в Бога, погружен в духовный мир, заботится о спасении души. У него формируются новые ценности – вера, надежда, любовь, покорность, смирение и сострадание.

В эпоху Возрождения возникает новый образ человека. Бог смещается на периферию философских размышлений, а человек – в их центре. Утверждается творческая самостоятельность человека, его уникальность и многообразие талантов.

В Новое время происходит радикальная трансформация представлений о мире и человеке. Освободившись от геоцентрических заблуждений, человек растерялся, утратил прежнюю уверенность в своей особой роли в мире. Он перестал чувствовать себя центром Вселенной, его положение в ней стало неопределенным и относительным. В теории эволюции Дарвина человек предстал всего лишь животным, отличающимся от других видов более высокой ступенью развития. Фрейд разрушил притязания на исключительную разумность поведения человека, показав роль бессознательных сил в человеческих поступках.

С прогрессом науки человек все более ввергается в сомнения относительно устройства мироздания и своего места в нем.

Точным воплощением духа современности явилась философия экзистенциализма, отразившая общий духовный кризис всей современной культуры. Экзистенциализм обратился к наболевшим вопросам человеческого бытия – страданию и смерти, одиночеству, вине, конфликту, духовной опустошенности, отсутствию абсолютных ценностей, трагическому состоянию современного человека. В постмодернизме еще более усиливаются мотивы неопределенности, субъективности, текучести человеческого бытия.

19. Биологическое и социальное в человеке.

Человек как индивид и как личность.

В понимании сущности человека очень важным является вопрос о соотношении в нем биологической и социальной сторон. Человек есть продукт длительного развития живой природы. Как биологическое существо он представляет собой телесно-материальное образование со своими физиологическими функциями. Вместе с тем, человек рождается и живет в обществе, в социальной среде и потому он, безусловно – существо социальное.

В ходе дискуссии о соотношении в человеке биологического и социального сложились две противоположные точки зрения: биологизаторская и социологизаторская. Первое увеличивает роль биологического начала в человеке, а второе – роль социального.

Следует отметить, что в последние десятилетия XX века значительно усилилась биологическая направленность в осмыслении проблемы человека, что стало следствием огромных успехов биологии и появлением нового научного направления – социобиологии. Основоположником этого направления считается американский биолог Э.О. Уилсон.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «Я» хотя и обозначают одно и то же – человека, но несут в себе разный смысл, обозначают различные стороны человеческого бытия. Понятие «человек» пытается выразить сущность человека, его специфические характеристики, его отличия от других «сущностей».

Понятие «индивид» обозначает отдельного человека как представителя и носителя человеческого рода или как члена социальной общности меньшего порядка. Понятие «личность» обозначает особенные качества отдельного человека, как части общества. Личность – это человек как социальное существо.

Как создать образ человека, которым вы не являетесь: lika_bo — LiveJournal

На каждом столбе пишут о том, как распознать человека, который не тот, за кого себя выдает. И подается это с негативной окраской, что это плохо, так нельзя. Нужно обязательно вычислить такого и уничтожить. 

И это пишут те люди, которые еще не так давно направо и налево раздавали рекомендации копировать успешных людей, чтобы стать такими же. Менять взгляды на противоположные не сложно. А сегодня еще и модно. 

В любом случае иногда возникают ситуации, когда действительно нужно выдать себя за того, кем не являешься на самом деле. Примеров много. Начиная с того, что действительно копирование привычек успешных людей работает и меняет характер, и заканчивая необходимостью создать авторитет в новом коллективе.  

Нужно это сделать так, чтобы не вычислили и не раскрыли. Сегодня все умные. Это требует определенной сноровки и времени на тренировки, но все возможно при желании. 

Начать необходимо с того, что тщательно продумать образ того человека, за которого вы хотите себя выдать. Да, это скучно и банально, но без этого никак.

Фото: pixabay.com

Чтобы кто-то поверил человеку нужно чтобы сам человек поверил в себя. Создаваемый образ должен быть продуман до мелочей. Это касается внешнего вида, характера, манеры одеваться, вести беседу. 

Мало просто придумать и представить в фантазиях. Это все легко забывается. Нужно все записать и регулярно дополнять мелочами, на которых и строится весь основной образ.

А после того, как образ создан, описан словами на бумаге, нужно его выучить и повторять регулярно, представляя себя в этом образе. Чем чаще это будет происходить, тем быстрее образ воплотится в жизнь. 

Это психологический прием самовнушения. Работает безотказно.

Когда образ создан, пора его понемногу воплощать. К примеру, не обладая достаточными финансовыми возможностями, решили вы строить образ успешного, обеспеченного, уверенного в себе человека. Но собеседники всегда чувствуют ложь. Всегда видят, если что-то приукрашено. Нужно обходиться без этого. Это все мишура и словесный мусор. 

Лучше кратко, сухо и по факту. Подробности люди придумают себе сами, причем каждый в меру своей фантазии. А потом еще и спорить будут, доказывая, что именно они правы. 

Фото: pixabay.comНапример, простая фраза: «Предпочитаю пользоваться услугами такси, чем общественным транспортом». О чем она? Какую картину нарисует себе собеседник? Скорее всего, что человек каждый день ездит на такси и тратит на это уйму денег. А на самом деле подразумевалось, что поздним вечером, в непогоду и при прочих неудобных условиях иногда можно воспользоваться услугами экономного тарифа такси. Все.

Особенно важно при создании образа избегать разговорных тем, которые даже косвенным образом могут раскрыть финансовое положение.

При этом не важно какой образ вы строите: нищего или человека, который никогда не задумывается о деньгах. Именно на темах стоимости чего-либо можно раскрыть свое истинное положение.

Это касается всего: одежды, мест культурного досуга по выходным, предпочтений в еде. Никто никогда не догадается сколько на самом деле стоит одежда, пока ее носитель не озвучит стоимость. А вот понять финансовое положение по названию ресторана легко. Как и предпочтения в еде. Человек с неограниченными финансовыми возможностями предпочитает качественную еду и хорошо знаком с названиями блюд. 

Избегать тем стоимости нужно потому, что велик шанс попасться на лжи. Собеседники могут задать дополнительные вопросы и весь образ рухнет в один момент.

Фото: pixabay.com

Выдавать себя за успешного человека ни в коем случае нельзя используя деньги, взятые в кредит. Это верный путь к провалу. Кредиты очень плохо влияют на настроение, психику, самочувствие и цвет лица. Успешный человек не может себе такого пагубного влияния позволить.

Поэтому, если нет у вас самого дорого телефона из последней линейки моделей популярного производителя, то и не надо. Купленный в кредит радости он не принесет. И отношение к нему будет отличаться, чем если бы это был самый дешевый телефон, купленный для поездок за город, чтобы не жалко было потерять. Окружающие это сразу заметят. А вот на обычный телефон никак не отреагируют, если относиться к нему как к средству связи и также его позиционировать.

И самое главное – это окружение. Лучше выставлять себя одиночкой, чем выдумывать несуществующих друзей. Успешного человека окружают успешные люди, с которыми они проводят досуг. Про досуг уже было выше. 

Меньше лжи и больше загадочности, когда пытаетесь выдать себя за того, кем не являетесь. Дайте лишь тонкий намек и пусть фантазия окружающих запустится на полную катушку. Пусть сами додумают за вас. Это беспроигрышный вариант. Если вдруг что-то пойдет не так, то всегда сможете резонно заметить, что ничего такого вы не говорили и не делали.

Это они сами все придумали.

Человек как образ Божий

Центральное место в библейском учении о человечестве занимает утверждение из Бытия 1:27: «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». В Бытии 1:26 записана воля Бога для рода человеческого: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». И «образ», и «подобие» говорят о сходстве. Слово «изображение» (иврит, , целем ) имеет значение чего-то вырезанного или вырезанного. «По нашему подобию» делает то же самое, определяя человека как Бога, хотя и не божественного. Джон Кальвин поясняет, что «человек подобен ему и что в нем созерцается Божья слава, как в зеркале». 1 Тот же самый язык используется в Бытие 5:3, когда у Адама есть сын: «он родил сына по своему подобию, по своему образу». Точно так же, как Сиф был похож на своего отца, Адам был похож на Бога.

Образ Божий в человеческой природе и взаимоотношениях

Когда мы спрашиваем, как человек носит образ Божий, исторический подход заключается в том, чтобы сослаться на очевидное превосходство человека над меньшими существами. Некоторые идентифицировали образ в том, что человек ходит прямо среди зверей. Проблема в том, что Бог не имеет тела, поскольку «Бог есть дух» (Иоанна 4:24). Имея в виду наши внутренние способности, еще один распространенный способ определить образ Бога — через аспекты человеческой природы, которые ставят нас явно выше животного мира. На протяжении многих лет писатели идентифицировали различные грани разума и души, которые обнаруживают божественное сходство. Августин предположил, что образ Божий пребывает в памяти, понимании и воле человека, стремясь таким образом отразить тринитарную личность Бога. 2 Другие говорят о самосознании и личности человека, которые имеют более высокий порядок, чем животные. Кроме того, человек обладает чувством совести и осуществляет моральное принятие решений. Более того, человек единственный среди тварей поклоняется Богу с духовным сознанием, как заметил Соломон: Бог «вложил вечность в сердце человека» (Еккл. 3:11). Со способностью природы, отражающей божественный образ, приходит ответственность за выполнение нашей главной цели как Божьих творений: «прославлять Бога и наслаждаться Им вовеки». 3
После слов о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, в Бытие 1:27 делается важное дополнение: «мужчину и женщину сотворил их». Это утверждение обосновывает фундаментальное равенство между мужчинами и женщинами, которые в равной степени несут образ Божий. Хотя Библия отмечает различия между мужчинами и женщинами и наделяет мужчин заветом главенства в семье и церкви, мы никогда не должны думать, что такое взаимодополняющее устройство является результатом неполноценности женщин перед Богом. Самое главное, мы отмечаем, что в то время как Бог создал других существ мужчинами и женщинами, Бытие 1 делает это замечание только о человечестве, указывая на то, что образ Божий следует рассматривать не только индивидуально, но и коллективно. Подобно тому, как сам Бог существует в любящем сообществе — Отец, Сын и Дух, испытывающие вечную и совершенную любовь, — человечество несет образ Божий в отношениях сообщества и любви.

Человек как наместник Бога

Прямым следствием того, что человек носит образ Божий, является царственное правление, к которому призвано человечество: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом и по всей земле» (Быт. 1:26). Господство человека принимает форму наместничества, что означает, что человек пользуется властью другого, а именно Бога-Творца.

Как царственные слуги Бога люди должны править на земле в соответствии с Божьими нормами и целями. Винот Рамачандра пишет: «Все люди призваны представлять царствование Бога во всей жизни человека на земле. И правление Бога — это не правление деспота, а любящее воспитание заботливого родителя». 4 Божьи цели для земли подразумевают заботу, которая распространяет Его благословение и мир, являясь призывом как к сохранению природы, так и к социальной справедливости, поддерживая справедливые принципы Его закона. Человек должен брать пример с Божьей благости и щедрости. Нося образ Божий и правя от имени Бога, человечество должно творить добро на земле.

Образ как общение с Богом

Самое главное, образ Божий в человеке включает в себя наше творение для идентичности в общении с нашим Творцом. Мы видим этот акцент, когда Новый Завет размышляет над Бытие 1:26-27. В Колоссянам 3:10 говорится о великом восстановлении, которое произошло в спасении христианина, поскольку новое «я» «обновляется в познании по образу своего создателя». Таким образом, Павел указывает, что познание Бога присуще человеческому творению по образу Божьему. Животные не знают Бога. Они не ищут и не поклоняются своему Создателю. Но человечество, говорит Павел, знает Бога, потому что Бог задумал творение, чтобы открыть себя носителям своего образа (Рим. 1:19).). Этот ключевой аспект нашей человечности объясняет восклицание Иисуса о том, что «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин. 17:3).

Библейская идея знания включает в себя больше, чем обладание информацией, но также общение и товарищество. Мы видим это в противопоставлении того, что Бог начал иметь дело с человечеством, а не с животными. В Бытии 1:22 Бог благословил рыб и птиц: «Бог благословил их, сказав: „Плодитесь и размножайтесь“». То же самое благословение даровано человечеству, но с принципиальной разницей. В Бытии 1:28 говорится: «И благословил их Бог. И сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь». Разница видна в добавленных словах: «И сказал им Бог». Бог благословил рыбу и птицу, но Бог благословил человека через личное общение, предназначенное для поощрения отклика веры и любви.

Второй отрывок из Нового Завета добавляет к образу Бога идеи праведности и святости. Павел говорит в Ефесянам 4:24, что верующие «созданы по подобию Божию в истинной праведности и святости». Таким образом, в дополнение к познанию Бога образ Божий включает в себя правильное положение с Богом и святость перед Ним. Смысл этой праведности и святости, как и нашего познания Бога, — ради вечного общения в любви с нашим Творцом. Имея это в виду, Вестминстерское исповедание веры дает определение imago dei : «Бог… сотворил человека, мужчину и женщину, с разумными и бессмертными душами, наделенными знанием, праведностью и истинной святостью по Своему образу». 5

Бытие 2:7 рассказывает нам, как Бог создал Адама: «Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни». Бог сотворил человека лицом к лицу для заветных отношений товарищества, общения и любви. Это видно в конце Библии так же, как и в начале. Как наследники вместе с Иисусом Христом, христиане вступают в наследство, которое состоит из Божьего дара. В Откровении 21:3 говорится: «Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними как их Бог». Откровение 22:4-5 идет дальше, используя образы, взятые прямо из Бытия 1: «Они увидят лицо его, и имя его будет на челах их… ибо Господь Бог будет им светом».

Это более полное определение человека по образу и подобию Бога имеет важные последствия для христианского мировоззрения. Один из главных вопросов, который может задать каждый: «Кто я?» Библия отвечает, что мы живые существа, созданные Богом, чтобы носить Его собственный образ. Печать Божья видна в нашей нравственной и духовной природе, в нашей общей любви внутри сообщества, в нашем владычестве от имени Бога и особенно в нашем призвании к общению с Богом в познании и праведности. Нет ничего, что могло бы даровать большее достоинство, наряду со смирением перед Богом — вместе с более высоким чувством призвания и привилегии — чем осознание того, что мы — создания, созданные, чтобы знать и быть познанными Богом, любить и быть любимыми нашим Создателем. .

Падший и восстановленный образ

Проблема человечества, однако, в том, что образ Божий был разрушен грехом. После того как Адам и Ева нарушили Божий завет, Господь «изгнал человека и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч… охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). ). Человек, ставший царственным среди тварей, стал рабом земли: «Господь Бог выслал его из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:23).

Падение человека ставит вопрос о том, утрачен ли образ Божий. Ответ и Нет, и Да. Во-первых, Библия указывает, что падший человек сохраняет образ Божий по отношению к нашей ценности и достоинству, что является Божьим объяснением запрета неправомерного лишения человеческой жизни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо Бог сотворил человека по образу Своему» (Быт.

9:6). Это утверждение было сделано после грехопадения, обосновывая святость даже грешной человеческой жизни. С другой стороны, человек потерял жизненное ядро ​​образа Божия в форме праведности и святости в отношении к нему. Таким образом, результатом греха была не полная потеря божественного образа, а скорее его полная порча. Анри Блохер пишет:

Мы должны констатировать и то, что после его восстания человечество осталось человечеством, и то, что человечество коренным образом изменилось, что он всего лишь ужасная тень самого себя. Человечество осталось образом Божиим, неприкосновенным и ответственным, но стало образом противоречивым, можно сказать, карикатурой, свидетелем против самого себя. 6

Хорошей иллюстрацией образа Божьего в падшем человеке является разбитое ветровое стекло автомобиля. Стекло остается там, но оно настолько повреждено, что больше не может функционировать должным образом. Точно так же, когда человечество впало в грех, мы стали виновными, отдалились от Бога, которого все еще знаем, и развратились в своих мыслях и желаниях. В этом случае чудесные способности, которые Бог дал нам сейчас, используются в служении греху. Мы больше не будем отражать совершенную любовь Троицы в наших отношениях, но они будут повреждены и разрушены любовью к себе вместо любви друг к другу. И хотя мы все еще знаем Бога, мы поднимаем против Него кулак восстания (Рим. 8:7). Словом, образ Божий искажен тотальной испорченностью, так что наше общение с ним утеряно. Мы остаемся существами, созданными для того, чтобы познавать Бога и отвечать Ему верой и хвалой. Но теперь падший человек, носящий образ Божий, отвечает на божественное знание тем, что проклинает свое имя и восстает против его благодати.

Эта ужасная ситуация после Падения поднимает последний вопрос: можно ли восстановить образ Божий? И если можно восстановить первоначальный славный образ Божий в человеке, кто будет это делать?

Ответом на этот величайший из всех вопросов является главная тема всей Библии, благая весть об Иисусе Христе, Сыне Божьем. В нашем грехе есть надежда для нас, потому что благодать Божья исполняет Его первоначальный план творения. Иисус пришел не только для того, чтобы восстановить нашу изначальную праведность, утраченную из-за греха, но и для того, чтобы даровать нам Свою. Он исполнил закон Божий от нашего имени, а затем отдал свою жизнь в жертву Божьему правосудию за прощение наших грехов. Послание к Римлянам 3:23-25 ​​объясняет: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, и оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог положил в умилостивление Своим кровь, принимаемая верой».

Христос пришел не только для того, чтобы исправить наше положение перед Богом, но и для того, чтобы через освящение восстановить в нас образ Божий. Таким образом, язык Бытия 1:27 перекликается с учением Нового Завета о том, что верой в Иисуса мы «обновляемся духом ума [нашего]… чтобы облечься в новое «я», созданное по подобию Бога в истинном праведность и святость» (Еф. 4:23-24). По благодати Христовой и силой Святого Духа, которого Он посылает, мы рождаемся свыше для богопочитающей жизни, восстановленные по образу праведности и святости. Павел говорит, что по благодати Божией «все мы с открытым лицом, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от одной степени славы к другой» (2 Кор. 3:18). Анри Блохер так ликует: «В Иисусе Христе, который является и Сыном Божьим, и Образом Божьим, мы восстановлены в нашей человечности, как истинные образы нашего Творца, и больше, чем образы; мы становимся Божьими сыновьями в Его Сыне по узам нового завета». 7

Сноски

1 Джон Кальвин, Проповеди по Бытию, главы 1-11 , пер. Rob Boy McGregor (Edinburgh: Banner of Truth, 2009), 93.

2 Цитируется по Philip Edgcumbe Hughes, The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1989), 17

3 Вестминстерский краткий катехизис , A1.

4 Винот Рамачандра, Послание миссий (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2003), 37.

5 Вестминстерское исповедание веры , 4. 2.

6 Анри Блохер, В начале: Первые главы Бытия (Лестер, Великобритания: InterVarsity, 1984), 94.

7 Там же.

Что означает, что человечество создано по образу Божию (imago dei)?

ГлавнаяМатериалыИндексЧеловечествоЧеловеческая природа Образ Бога

Вопрос

Ответ

В последний день творения Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он завершил Свою работу с «личным подходом». Бог создал Адама из праха и дал ему жизнь, разделив с ним Свое дыхание (Бытие 2:7). Соответственно, человечество уникально среди всех творений Бога, имея как материальное тело, так и нематериальную душу/дух.

Иметь «образ» или «подобие» Бога означает, говоря простым языком, что мы были сотворены подобными Богу. Адам не был похож на Бога в том смысле, что Бог имел плоть и кровь. Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и поэтому существует без тела. Однако тело Адама отражало жизнь Бога, поскольку оно было создано в совершенном здоровье и не подлежало смерти.

Образ Божий (лат. imago dei ) относится к нематериальной части человечества. Оно отличает людей от животного мира, делает их пригодными для владычества, которое Бог предназначил им для них на земле (Бытие 1:28), и дает им возможность общаться со своим Создателем. Это сходство умственно, морально и социально.

В ментальном плане человечество было создано как рациональный волевой агент. Другими словами, люди могут рассуждать и выбирать. Это отражение разума и свободы Бога. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему животному, он или она провозглашает тот факт, что мы созданы по образу Божьему.

В нравственном отношении человечество было создано в праведности и совершенной невинности, что является отражением святости Бога. Бог видел все, что Он создал (включая человечество), и назвал это «весьма хорошим» (Бытие 1:31). Наша совесть или «моральный компас» — это пережиток этого изначального состояния. Всякий раз, когда кто-то пишет закон, отвращается от зла, восхваляет хорошее поведение или чувствует себя виноватым, он или она подтверждает тот факт, что мы созданы по образу и подобию Бога.

В социальном плане человечество было создано для общения. Это отражает триединую природу Бога и Его любовь. В Эдеме основные отношения человечества были с Богом (Бытие 3:8 подразумевает общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть мужчине одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, заводит друга, обнимает ребенка или посещает церковь, он или она демонстрирует тот факт, что мы созданы по подобию Бога.

Часть того, что Адам был создан по образу и подобию Бога, заключается в том, что Адам обладал способностью делать свободный выбор. Хотя им была дана праведная природа, Адам и Ева сделали нечестивый выбор, восстав против своего Творца. Тем самым они испортили образ Божий внутри себя и передали это испорченное подобие всем своим потомкам (Римлянам 5:12).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts