Образ это в психологии: Образ. Что такое «Образ»? Понятие и определение термина «Образ» – Глоссарий

Образ | Понятия и категории

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. В узком и более конкретном смысле понятие «художественный образ» обозначает элемент, часть художественного произведения (персонаж или предмет изображения), в широком и более общем – способ бытия и воспроизведения особой, художественной, реальности, «царства видимости» (Ф. Шиллер).

Tags: 

Эстетика

ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ — субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств. Образ восприятия обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ восприятия также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 389.

Tags: 

Психология

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:

1) образ последовательный положительный — после прекращения действия яркого света — окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;

2) образ последовательный отрицательный — после перевода взгляда, на светлый фон — сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ…

Tags: 

Психология

ОБРАЗ – результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов.

Анализ построения образа, его функционирования и развития – прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственно данными и представлен в ощущениях, восприятиях, представлениях.

Tags: 

Философия

ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Будучи основой для реализации практических действий по овладению внешним миром, образ определяется также характером этих действий, в ходе коих исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам. Одно из важных свойств образа — его целостность (см.

Tags: 

Психология

ОБРАЗ (от древнерус. образъ — вид, образ, призрак, изображение, пример). Субъективное отражение мира организмом, включающее в себя чувственные компоненты, связанные с непосредственным раздражением органов чувств, и мысленные компоненты, связанные с психологическими моделями (эталонами), хранимыми в памяти (потребности, установки, индивидуальный опыт). В ходе развития отражения как всеобщего свойства материи уровень развития психики характеризуется возможностями формирования психического образа как отражения особенностей окружающей среды, в которой происходит осуществление деятельности.

Tags: 

Психология

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя.

Различают: 1) образ последовательный положительный — окрашен так же, как раздражитель; бывает очень кратковременным; 2) образ последовательный отрицательный — сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя; так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.

Tags: 

Психология

ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов; включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям отражения в психике, существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные формы знания (см.

Восприятие). Целостность образа детерминирована: онтологически — предметностью объективной реальности; психофизиологически — взаимодействием внешнего дистантного и двигательного анализаторов, объединяющихся в познавательный комплекс; физиологически — на уровне организма; наконец, психологически — на уровне личности — активностью, направленностью на познание…

Tags: 

Психология

ИМАГО (Imago). Термин, употребляемый вместо понятия “образ” с целью подчеркнуть, что многие образы, в частности образы других людей, возникают субъективно в соответствии с внутренним состоянием и динамикой субъекта.

Другими словами, термин имаго подразумевает, что многие образы (например, образы родителей) возникают не из действительного опыта переживаний, связанных с родителями, а основаны на бессознательных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов. Имаго функционирует подобно ожиданиям или фильтру, через который воспринимаются определенные категории людей.

Tags: 

Психология

Образ (Bild). Когда я в этом труде говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта — он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, т. е. не входя в клиническую картину болезни.

Tags: 

Психология

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Последовательный образ | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Последовательный образ (англ. afterimage, букв, послеобраз) — ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный Последовательный образ). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. Последовательный образ). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. Последовательный образ зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей — «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т.д. нельзя. В этой связи А.Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild) — «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним» Это так же, как и звон в ушах… Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000, с.196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

Последовательный образ может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю., 1969).

Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый стимул. (К.В. Бардин)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Последовательный образ — перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удалён. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Последовательный образ — задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Последовательный образ — перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология ощущений и восприятия

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Последовательный образ

Что такое образы

Образы — это поток мыслей, которые вы можете видеть, слышать, чувствовать, обонять или пробовать на вкус. На протяжении всей этой программы вы встретите эти три термина: образы; управляемые образы; и интерактивные управляемые изображенияSM. Важно понимать разницу между тремя:

Образы

Образы — это естественный, но особый способ мышления, который задействует наши чувства. Образы — это мысли, которые вы можете видеть, слышать, обонять, ощущать на вкус или ощущать, и они включают в себя воспоминания, мечты и мечты, планы, видения и фантазии. Образы — это тип мышления, который оказывает особенно сильное влияние на наши эмоции (представьте лицо того, кого вы любите, и обратите внимание на чувства, связанные с изображением) и на нашу физиологию (закройте глаза и представьте, что вы сосете очень кислый лимон).

Управляемое изображение

Управляемое изображение описывает процесс, при котором вас просят сосредоточиться на изображениях, выбранных для достижения определенных целей. Общие применения включают релаксацию, облегчение боли и других физических симптомов, уменьшение стресса от хирургических и других медицинских процедур, повышение креативности, повышение уверенности в себе, стимулирование целебных реакций в организме, а также улучшение памяти и обучения.

Интерактивная управляемая визуализация

Интерактивная управляемая визуализация — это особый способ использования воображения с определенными приложениями в медицине разума/тела. Он особенно эффективен, помогая вам обнаружить и улучшить свое отношение к своему здоровью, узнать, какую роль вы можете сыграть в своем выздоровлении, и помочь вам наиболее эффективно использовать свои ресурсы. В этой форме образов обученный проводник помогает вам обнаруживать и работать с вашими личными образами вашей болезни и вашего исцеления, прояснять любые вопросы, которые могут быть связаны, и учиться использовать свой разум для поддержки собственного исцеления.

Воображение, используемое в образах, недостаточно ценится в нашей культуре. Воображаемое приравнивается к фантастическому, нереальному и непрактичному. В школе нас учат трем «Р», в то время как креативность, уникальность и навыки межличностного общения либо едва переносятся, либо откровенно не поощряются. Нам, взрослым, обычно платят за выполнение задач, а не за творческое мышление. Премия отдается практическому, полезному, реальному, как и должно быть, но воображение следует признать ценным компонентом человеческого мышления.

Без воображения человечество давно бы вымерло. Требовалось воображение — способность представлять новые возможности — чтобы разводить огонь, создавать оружие и выращивать урожай; строить здания, изобретать автомобили, самолеты, космические челноки, телевидение и компьютеры.

Как это ни парадоксально, наше коллективное воображение, которое позволило нам преодолеть так много природных угроз, сыграло важную роль в создании основных проблем выживания, с которыми мы сталкиваемся сегодня на Земле — загрязнение, истощение природных ресурсов и угроза ядерного уничтожения. И все же воображение в сочетании с волей остается нашей лучшей надеждой на преодоление тех же самых проблем.

Информация, которую вы найдете в этой программе, будет сосредоточена главным образом на простых способах использования образов для расслабления, снятия стресса и эмоционального благополучия.

Проблема имиджа психологии — Ассоциация психологических наук — APS

Свидетельские показания, безопасность транспортных средств, экономика и тестирование способностей — это лишь некоторые из областей, которые революционизировались психологическими исследованиями, но лишь немногие неспециалисты знают об этом.

«Я думаю, что мы воспринимаем эти приложения как должное, потому что знаем о них, но они часто уходят на второй план, потому что они настолько являются частью повседневной жизни, что многие люди недостаточно осведомлены о них, — сказал Скотт О. Лилиенфельд в своем обращении к стипендиатам APS имени Джеймса МакКина Кеттелла на 25-м ежегодном съезде APS, состоявшемся в мае в Вашингтоне, округ Колумбия.

Данные показывают, что значительная часть населения не воспринимает психологию как науку и питает сомнения в полезности этой области для общества. Лилиенфельд, профессор психологии в Университете Эмори, много говорил и писал об общественном скептицизме в отношении психологии и способах борьбы с ним.

Uncommon Sense

Сбивающее с толку заблуждение о психологии состоит в том, что это вряд ли наука — это здравый смысл. Но это противоречит истине, что многие открытия в этой области противоречат интуиции, мифам и народной мудрости. На протяжении многих лет исследования студентов на вводных курсах психологии дали представление о количестве людей, которые верят в мифы, развенчанные психологической наукой. Шестьдесят шесть процентов студентов в 19Согласно исследованию 83 члена устава APS Ларри Т. Брауна, выражение сдерживаемого гнева уменьшает эту эмоцию. В исследовании 1977 года, проведенном Евой Воан, более трех четвертей студентов считали, что у шизофреников множественная личность. В исследовании 2004 года, проведенном Аннет Куявски Тейлор и Патрисией Ковальски, 45% студентов считали, что проверка на детекторе лжи является высокоточным детектором лжи. В исследовании, проведенном в 2011 году научным сотрудником APS Дэниелом Дж. Саймонсом и Кристофером Ф. Чабри, 63 процента студентов считают, что человеческая память работает как видеокамера, точно записывая события, которые мы видим. По словам Лилиенфельда, поп-культура изобилует психологическими заблуждениями, из-за которых трудно отличить факты от вымысла.

Почему скептицизм?

Несколько факторов способствуют скептицизму непрофессионала в отношении психологии, в том числе предвзятость ретроспективного взгляда: тенденция воспринимать результаты как предсказуемые, когда мы их знаем. В 1983 году исследователь Дафна Барац попросила студентов прочитать 16 пар утверждений, описывающих психологические открытия и их противоположности; им было предложено оценить, насколько вероятно они могли бы предсказать каждое открытие. Так, например, они гласят: «У людей, которые регулярно ходят в церковь, как правило, больше детей, чем у людей, которые ходят в церковь нечасто». Они также читали: «Люди, которые редко ходят в церковь, как правило, имеют больше детей, чем люди, которые ходят в церковь регулярно». Независимо от того, оценивали ли они правду или ее противоположность, большинство студентов сказали, что предполагаемый результат был именно тем, что они предсказывали.

Исследования также показывают, что, когда психологические данные противоречат глубоко укоренившейся интуиции, люди могут разрешить этот когнитивный диссонанс, отвергнув научный подход к имеющимся вопросам под оправданием научного бессилия . В 2010 году исследователь Джеффри Д. Манро представил студентам краткие описания исследований, которые либо подтверждали, либо опровергали убеждения в том, что гомосексуальность является психическим заболеванием. Манро обнаружил, что когда убеждения участников опровергались, они с большей вероятностью задавались вопросом, поддается ли гомосексуальность научному исследованию.

Другие факторы, влияющие на общественное восприятие области: Иллюзия понимания психологических переживаний, в том смысле, что психология кажется более легкой, чем физика, химия и другие точные науки; и жадный (элиминативный) редукционизм, при котором существует вера в то, что анализ мозга заменит психологический анализ в объяснении человеческого поведения, делая нейронауку по своей сути более научной, чем психологию.

Раны, нанесенные самим себе полем

Недостаток самоконтроля психологической науки также негативно повлиял на общественное мнение. Лилиенфельд сказал, что клинические психологи не всегда придерживались научных стандартов при проведении вмешательств (например, Baker et al., 2009).):

  • Две трети детей с расстройствами аутистического спектра получают научно необоснованные вмешательства (Hess et. al., 2008)
  • Большинство людей с депрессией или паническими атаками не получают научно обоснованного лечения (Kessler et al., 2001)
  • Половина или более клиницистов не используют экспозиционную терапию для лечения обсессивно-компульсивного расстройства (Freiheit et al., 2004)
  • Еще семь лет назад 90 процентов психологов в Департаменте по делам ветеранов не использовали никаких научно обоснованных методов лечения посттравматического стрессового расстройства (Russell & Silver, 2007)

Вдобавок к недостаткам клинического лечения, общественное лицо психологии слабо представлено психологической наукой. Хотя в средствах массовой информации нет недостатка в психологах, участвующих в судебных процессах и телевизионных шоу, они редко являются исследователями. По словам Лилиенфельд, одним из самых заметных лиц современной психологии является доктор Фил на телевидении. Хотя доктор Фил имеет докторскую степень в области клинической психологии, его программа включает в себя неподдерживаемые вмешательства, такие как тесты на детекторе лжи, экстрасенсы и нейробиоуправление для лечения СДВГ.

Еще больше усугубляет ситуацию тот факт, что большинство американцев не могут отличить одного специалиста в области психического здоровья от другого, например, психологов от психотерапевтов или психологов от психиатров.

Двигаясь вперед

Психологическая наука должна сопротивляться искушению свалить все неверные представления об этой области на общественность, сказал Лилиенфельд. По крайней мере, часть скептицизма заслужена, и для того, чтобы это исправить, ученые-психологи должны распространять хорошие научные данные, чтобы бороться с популяризируемыми плохими науками.

— Трудно найти время, — сказал он. «Тем не менее, мы должны играть более активную роль в просвещении непрофессионалов о нашей научной стороне, а также бороться и противостоять ее ненаучной стороне».

Также необходимы глубокие изменения в культуре академических кругов, чтобы заведующие кафедрами и администраторы вознаграждали популяризацию науки, а не наказывали ее. На институциональном уровне преподавателям необходимо привнести больше академической строгости в курсы психологии; профессиональные организации должны активизировать усилия по привлечению ученых-психологов к регулярному освещению в СМИ; профессиональные организации должны стремиться информировать неспециалистов о разнице между учеными-психологами и другими специалистами в области психического здоровья; и профессиональные организации должны четко заявить о своей поддержке надежной науки, и их неприятие лженауки.

К счастью, ученые-психологи начали занимать определенную позицию, ставя вопросы менее скромно; реализуются инициативы по воспроизведению результатов исследований, включая отчет о зарегистрированных репликациях APS; а научная психология берет на себя ведущую роль в решении проблем общественного имиджа в этой области.

«Возможно, мы должны еще больше спрашивать, как мы работаем как профессия, и быть готовыми принять ответы общественности близко к сердцу, даже если их ответы нам не нравятся», — сказал Лилиенфельд. «Я твердо верю, что если мы сможем принять это отношение здоровой самокритики и здорового скептицизма, мы сможем поставить область психологии на более прочную научную основу и воздать должное памяти Джеймса МакКина Кеттелла».

Ссылки

Бейкер Т.Б., Макфолл Р.М. и Шохэм В. (2009). Текущее состояние и будущие перспективы клинической психологии: к научно обоснованному подходу к охране психического и поведенческого здоровья. Психологическая наука в интересах общества , 9 , 67–103.

Баратц, Д. (1983). Насколько оправдана «очевидная» реакция? Dissertation Abstracts International, 44/02B, 6448. (UMI № DA 8314435)

Brown, L. T. (1983). Еще несколько заблуждений о психологии среди студентов, изучающих психологию. Преподавание психологии , 10 , 207–210.

Фрайхейт С. Р., Вай К., Свон Р. и Кэди. (2004). Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Распространение работает? Поведенческий терапевт , 27 , 25–32.

Гесс, К.Л., Морриер, М.Дж., Хефлин, Л.Дж., и Айви, М.Л. (2008). Опрос по лечению аутизма: услуги, получаемые детьми с расстройствами аутистического спектра в классах государственных школ. Журнал аутизма и нарушений развития , 38 , 961–971.

Кесслер, Р. К., Соукуп, Дж., Дэвис, Р. Б., Фостер, Д. Ф., Уилки, С. А., Ван Ромпей, М. И., и Айзенберг, Д. М. (2001). Использование дополнительных и альтернативных методов лечения тревоги и депрессии в Соединенных Штатах. Американский журнал психиатрии , 158 , 289–294.

Манро, Г. Д. (2010). Оправдание научного бессилия: обесценивание угрожающих вере научных тезисов. Журнал прикладной социальной психологии , 40 , 579–600.

Рассел, М.К., и Сильвер, С.М. (2007). Потребности в обучении для лечения посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts