Соблазн как: Соблазны. Что это такое и как им противостоять

Содержание

Соблазны. Что это такое и как им противостоять

Оглав­ле­ние
  • Что это такое и как им про­ти­во­сто­ять
  • Дойти до дома
  • «Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»
  • Выйти из пещеры
  • Гла­зами про­зрев­шего
  • Лицом к реаль­но­сти

Что это такое и как им про­ти­во­сто­ять

Горе миру от соблаз­нов, ибо надобно прийти соблаз­нам; но горе тому чело­веку, через кото­рого соблазн при­хо­дит, – гово­рит Гос­подь (Мф.18:7). Что такое соблазн? В реклам­ных объ­яв­ле­ниях это слово про­из­но­сят с томным при­ды­ха­нием – «Шоко­лад­ный батон­чик “Пре­лесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» озна­чает просто воз­мож­ность полу­чить удо­воль­ствие – не обя­за­тельно нрав­ственно пороч­ное. В хри­сти­ан­ском кон­тек­сте слово «соблазн», как и другое излюб­лен­ное рекла­мой слово – «иску­ше­ние», обо­зна­чает совсем другое – жела­ние совер­шить нечто пагуб­ное и дурное, злое, пре­да­тель­ское. Что-то такое, что при­не­сет вре­мен­ное, а воз­можно, и вечное несча­стье нам или другим людям.

Соблазн – это та спе­ци­фи­че­ская жажда, кото­рую чув­ствует алко­го­лик при виде бутылки на при­лавке; те мысли о доро­гих вещах и удо­воль­ствиях, кото­рые про­но­сятся в голове у сле­до­ва­теля, кото­рому пред­ла­гают взятку. Это то тече­ние, кото­рое просто уносит чело­века, у кото­рого нет твер­дых прин­ци­пов, и кото­рое сби­вает с курса того, у кого эти прин­ципы есть. Иногда это жела­ние просто и грубо – ута­щить доро­гую и такую желан­ную вещь, пока про­да­вец отвер­нулся. Иногда оно искусно мас­ки­ру­ется под что-то без­обид­ное или даже хоро­шее – борьбу за правду, за сво­боду, и нередко – за Истину.

Соблазн нередко при­хо­дит через опре­де­лен­ных людей; так, рус­ский народ соблаз­нили боль­ше­вики, немец­кий – наци­сты. Гос­подь сурово пре­ду­пре­ждает тех, кто может послу­жить при­чи­ной греха других: А кто соблаз­нит одного из малых сих, веру­ю­щих в Меня, тому лучше было бы, если бы пове­сили ему жер­нов­ный камень на шею и бро­сили его в море (Мк. 9:42). Как пра­вило, те, кто под­да­ются соблазну, сами ста­но­вятся при­чи­ной соблазна для других – как будто смер­тель­ная инфек­ция захва­ты­вает все новых и новых носи­те­лей. Но в отли­чие от инфек­ции, кото­рая пора­жает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, под­да­ваться соблазну или нет; и вся тра­ди­ция Церкви учит нас рас­по­зна­вать и отвер­гать те порывы, кото­рые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблаз­нах воз­ни­кает осо­бенно остро, когда речь захо­дит о людях, кото­рых что-то оттал­ки­вает от Церкви, или людях, кото­рые, побыв какое-то время, ушли из нее.

Дойти до дома

Псал­мо­пе­вец Давид обра­ща­ется к Богу с уди­ви­тель­ными сло­вами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разу­ме­ешь помыш­ле­ния мои издали. Иду ли я, отды­хаю ли – Ты окру­жа­ешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Гос­поди, уже знаешь его совер­шенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я сози­даем был в тайне, обра­зуем был во глу­бине утробы. Заро­дыш мой видели очи Твои; в Твоей книге запи­саны все дни, для меня назна­чен­ные, когда ни одного из них еще не было (Пс.138) Наша вера гово­рит о том, что люди не явля­ются про­дук­том кон­вей­ер­ной сборки – каждый из нас замыс­лен Богом отдельно, по осо­бому про­екту, и каж­дому из нас Бог уго­то­вал нечто невы­ра­зимо пре­крас­ное. Бог при­го­то­вил то место за Его столом, кото­рое должны занять именно Вы, чита­тель, тот отблеск славы Божией, кото­рый должен именно в Вас отра­зиться, та вечная и бес­ко­неч­ная радость, кото­рую Вы должны пере­жить по-своему, как уни­каль­ное и по-своему един­ствен­ное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторг­нуть от спа­се­ния, побу­дить Вас уйти от веч­ного света в вечную тьму.

В соблазне могут пере­пле­таться разные при­чины – наши соб­ствен­ные плохие при­вычки, боль­ные стра­сти и ложные убеж­де­ния; дурной пример и лживые слова других людей; вну­ше­ния духов­ных сил зла. Цер­ковь видит за злом не просто чело­ве­че­ское несо­вер­шен­ство, а некую лич­ност­ную силу, кото­рую Гос­подь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, жела­ю­щий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторг­нуть нас от Церкви, если мы уже с ней свя­заны, или поме­шать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

Те, кто читал зна­ме­ни­тый роман Дани­эля Дефо «Робин­зон Крузо» помнят этот вопрос, кото­рый про­сто­душ­ный дикарь Пят­ница задает Робин­зону. Робин­зон после своих зло­клю­че­ний на необи­та­е­мом ост­рове обра­тился к Богу в пока­я­нии и вере и теперь желает обра­тить бед­ного дикаря к свету истины. Между ними про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щий раз­го­вор:

«Пят­ница оста­но­вил меня сле­ду­ю­щими сло­вами:

– Хорошо, ты гово­ришь, Бог такой силь­ный, такой могу­чий, разве Он не больше силь­ный, чем дьявол?

– Да, да, Пят­ница, – отве­тил я, – Бог силь­нее и могу­ще­ствен­нее дья­вола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу усто­ять против его иску­ше­ний, и отвра­тил от нас его огнен­ные стрелы.

– Но, – воз­ра­зил он, – раз Бог больше силь­ней и больше может сде­лать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?

Его вопрос до стран­но­сти пора­зил меня.… Сна­чала я не знал, что ему отве­тить, сделал вид, что не слышал его, и пере­спро­сил, что он сказал. Но он слиш­ком серьезно доби­вался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»

В самом деле, чего ж проще? Одна хоро­шая молния, и с дья­воль­скими соблаз­нами покон­чено раз и навсе­гда. Покон­чено ли? Не засту­пит ли на место уни­что­жен­ного злого духа другой такой же? Бог мог бы уни­что­жать всякое Свое тво­ре­ние, кото­рое вос­ста­нет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в кото­ром суще­ствует под­лин­ная сво­бода и под­лин­ный выбор. А это значит, что неко­то­рые ангелы и люди совер­шат непра­виль­ный выбор – и у них будет воз­мож­ность это сде­лать.

Но глав­ное, если, как желает про­сто­душ­ный Пят­ница, «Бог убить дьявол», будет ли это побе­дой? Для Бога – воз­можно; но не для нас. Мы оста­немся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посто­рон­ними, победа, кото­рую будут празд­но­вать на небе­сах, не будет нашим празд­ни­ком. Но Бог решил по-дру­гому – люди удо­сто­ены чести при­нять уча­стие в Его битве и раз­де­лить Его победу. Как гово­рит Откро­ве­ние Иоанна Бого­слова, И низ­вер­жен был вели­кий дракон, древ­ний змий, назы­ва­е­мый диа­во­лом и сата­ною, обо­льща­ю­щий всю все­лен­ную, низ­вер­жен на землю, и ангелы его низ­вер­жены с ним. И услы­шал я гром­кий голос, гово­ря­щий на небе: ныне настало спа­се­ние и сила и цар­ство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низ­вер­жен кле­вет­ник братий наших, кле­ве­тав­ший на них пред Богом нашим день и ночь. Они побе­дили его кровию Агнца и словом сви­де­тель­ства своего, и не воз­лю­били души своей даже до смерти (Откр.12:9-11).

Бог сра­жа­ется с дья­во­лом не за физи­че­ское гос­под­ство над миро­зда­нием, и было бы ошиб­кой пред­став­лять эту борьбу, как какие-то звезд­ные войны, в кото­рых полки анге­лов с пере­мен­ным успе­хом пыта­ются выбить орды бесов из нашей галак­тики. В этом отно­ше­нии Бог – неоспо­ри­мый, абсо­лют­ный и един­ствен­ный Вла­дыка, кото­рому Его мятеж­ные тво­ре­ния ничем не могут угро­жать. Вся Все­лен­ная при­над­ле­жит Ему и только Ему.

Бог сра­жа­ется не за тер­ри­то­рии или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наде­лен­ных сво­бод­ной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы вос­пи­тать сына достой­ным чело­ве­ком, или род­ствен­ники алко­го­лика борются, чтобы он бросил пить. Здесь про­стое физи­че­ское могу­ще­ство помо­гает очень мало.

Люди – актив­ные и сво­бод­ные участ­ники кос­ми­че­ской драмы; кон­фликт между светом и тьмой раз­во­ра­чи­ва­ется в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сто­рону при­нять. Святые побеж­дают дья­вола не силой оружия, но вер­но­стью Христу «даже до смерти». Соблазны, кото­рые не могут не прийти, озна­чают, что мы вовле­чены в битву – и наша вер­ность или пре­да­тель­ство имеет все­лен­ское, вечное изме­ре­ние. Да, обычно мы не видим за нашими мел­кими жела­ния, мел­кими неудо­воль­стви­ями и мел­кими оби­дами нашего уча­стия в этом все­лен­ском духов­ном про­ти­во­сто­я­нии; но Цер­ковь напо­ми­нает нам о том, что мы, люди, неиз­бежно в него вовле­чены.

Выйти из пещеры

В рас­сказе Гер­берта Уэллса «Страна слепых» герой попа­дает в отре­зан­ную от внеш­него мира горную долину, насе­лен­ную людьми, уже много поко­ле­ний пора­жен­ными наслед­ствен­ной сле­по­той. Долина отли­ча­ется пло­до­ро­дием и мягким, бла­го­при­ят­ным кли­ма­том, так что ее слепые оби­та­тели вполне при­спо­со­би­лись к своей жизни в вечной тем­ноте. Память о мире, откуда неко­гда пришли их предки, сохра­ни­лась в виде полу­стер­шихся мифов. Путе­ше­ствен­ник пыта­ется рас­ска­зать им о мире за пре­де­лами их долины, но им его речь кажется полной бес­смыс­ли­цей. Эти люди нико­гда не видели ни зеле­ной травы, по кото­рой они сту­пают, ни звезд­ного неба у них над голо­вами, ни свер­ка­ю­щих горных пиков, окру­жа­ю­щих долину. Они живут в очень неболь­шом мире, доступ­ном их чув­ствам – и не верят в суще­ство­ва­ние чего-то еще.

В зна­ме­ни­том мифе древ­не­гре­че­ского фило­софа Пла­тона о пещере речь идет об узни­ках, сидя­щих в пещере, кото­рые могут судить о реаль­ных пред­ме­тах только по теням, кото­рые они отбра­сы­вают на стены пещеры. Все, что доступно их вос­при­я­тию, весь их мир – это тени, так что для чело­века, осво­бо­див­ше­гося из пещеры, встреча с реаль­но­стью будет почти невы­но­си­мым потря­се­нием.

Оба этих лите­ра­тур­ных образа объ­еди­няет одно: люди могут быть лишены самого важ­ного изме­ре­ния их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осо­зна­вать этого. Огром­ный, таин­ствен­ный и непо­сти­жи­мый мир духов­ной реаль­но­сти оста­ется за пре­де­лами их жизни. В нашей стране людям деся­ти­ле­ти­ями вну­шали, что пещера – это един­ствен­ная реаль­ность, и теперь, когда это дав­ле­ние уже давно пре­кра­ти­лось, люди уже просто при­выкли жить в пещере. Им трудно пове­рить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чув­ствуют, что пещера – это еще не все; а неко­то­рые даже с уве­рен­но­стью гово­рят об огром­ном и сия­ю­щем мире за ее пре­де­лами. Но чаще всего люди отма­хи­ва­ются от таких раз­го­во­ров, даже счи­тают их вред­ными, отвле­ка­ю­щими от бла­го­устрой­ства нашего под­зе­ме­лья.

Море­пла­ва­тель, всту­па­ю­щий на землю нового кон­ти­нента, или кос­мо­навт, выхо­дя­щий в откры­тый космос, пере­жи­вают менее уди­ви­тель­ное откры­тие, чем чело­век, откры­ва­ю­щий реаль­ность духов­ного мира; как вне­запно про­зрев­ший, он обна­ру­жи­вает, что трава, по кото­рой он ходил все это время, изу­мрудно-зеле­ная, снег на горных вер­ши­нах – белый, а небо – синее. Он с вне­зап­ным содро­га­нием видит про­па­сти, по краю кото­рых ходил все это время, и с радост­ным тре­пе­том – госте­при­им­ные долины, полные уди­ви­тель­ных чудес. При­вычка жить с закры­тыми гла­зами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И хри­сти­ан­ская жизнь – это жизнь в сопри­кос­но­ве­нии с духов­ной реаль­но­стью. Иногда Бог дает нам осо­знать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не виде­нием» и просто хра­нить вер­ность одна­жды при­ня­тому реше­нию. Как люди духовно про­буж­ден­ные, мы при­званы отда­вать себе отчет, что мы явля­емся участ­ни­ками битвы, и пере­жи­ва­е­мые нами соблазны – это ее часть.

Гла­зами про­зрев­шего

Именно исходя из этого осо­зна­ния духов­ной реаль­но­сти мы и строим наши отно­ше­ния с Цер­ко­вью. Мы начи­наем пони­мать, зачем вообще нужна Цер­ковь, когда при­знаем, что мир гораздо больше при­выч­ной нам пещеры, в нем есть вещи неиз­ме­римо более пре­крас­ные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невы­ра­зимо более страш­ные, чем всё, чего мы когда-либо боя­лись; не только мир, в кото­ром мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом при­знаться; мы при­званы к вечной жизни – не просто к бес­ко­неч­ной, а к каче­ственно иной; причем это новая, совер­шенно другая жизнь начи­на­ется уже сейчас.

В чине Огла­ше­ния (под­го­товки к Кре­ще­нию) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, свя­щен­ник спра­ши­вает огла­ша­е­мого: «Кто ты?». Тот отве­чает: «Я – жела­ю­щий познать Бога Истин­ного и ищущий спа­се­ния». Свя­щен­ник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Огла­ша­е­мый: «Чтобы научиться от нее истин­ной вере и к ней при­со­еди­ниться». Свя­щен­ник: «Какую пользу наде­ешься ты полу­чить от истин­ной веры?». Огла­ша­е­мый: «Жизнь вечную и бла­жен­ную»». Есть извест­ная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты уми­ра­ешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глу­боко; мы не добав­ляем к нашему дому несколько архи­тек­тур­ных укра­ше­ний, мы строим его на новом осно­ва­нии. Мы смот­рим на все совер­шенно дру­гими гла­зами – в том числе на то, что могло слу­жить нам сму­ще­нием и соблаз­ном.

Лицом к реаль­но­сти

Люди уходят из Церкви или отка­зы­ва­ются в Нее войти по разным при­чи­нам. Кого-то тяго­тят запо­веди, кто-то не может «зату­со­ваться», найти среду для ком­форт­ного обще­ния, кого-то сму­щают (реаль­ные или пред­по­ла­га­е­мые) грехи цер­ков­ных людей. Но корень несча­стья не в том, не в другом и не в тре­тьем, скорее он в упор­ном игно­ри­ро­ва­нии самого важ­ного и, на самом деле, един­ственно важ­ного вопроса – правда ли это и зачем все это? Дей­стви­тельно ли Хри­стос вос­крес? Истину ли гово­рит Еван­ге­лие? Если это правда, то это правда неза­ви­симо от того, насколько мне ком­фортно в Церкви или насколько мне при­ятны те или иные люди, сто­я­щие рядом со мной в храме.

В школе у меня был пре­крас­ный учи­тель мате­ма­тики. Она умела пре­по­дать свой пред­мет так, что все слу­шали, затаив дыха­ние; она оста­ва­лась, чтобы зани­маться с отста­ю­щими уче­ни­ками, и вкла­ды­вала в свою работу всю душу. Все ее любили и ува­жали. Кому-то, воз­можно, повезло меньше – им мог попасться непро­фес­си­о­наль­ный, раз­дра­жи­тель­ный или рав­но­душ­ный учи­тель мате­ма­тики. Более того, доста­точно редко, но среди учи­те­лей бывают даже пре­ступ­ники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таб­лицу умно­же­ния! У нас был ужас­ный учи­тель мате­ма­тики!»? Оче­видно, мы просто не уловим связи. Учи­тель мате­ма­тики может быть пре­крас­ным чело­ве­ком, а может быть совер­шенно негод­ным – на истину таб­лицы умно­же­ния это никак не влияет.

Врач, кото­рый посо­ве­то­вала мне поху­деть, сама была явно пол­но­ва­той; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если опре­де­лен­ные утвер­жде­ния истинны, то они истинны неза­ви­симо от того, насколько сооб­разно с этими утвер­жде­ни­ями ведут себя те, кто их выска­зы­вает. Дважды два дей­стви­тельно четыре; лишний вес дей­стви­тельно вреден для здо­ро­вья.

Если бы мне по каким-то при­чи­нам была бы непри­ятна таб­лица умно­же­ния, я легко мог бы отыс­кать при­меры плохих учи­те­лей мате­ма­тики или рас­ска­зать исто­рии (вполне прав­ди­вые), как чрез­мер­ная увле­чен­ность мате­ма­ти­кой при­во­дит людей в пси­хи­ат­ри­че­скую лечеб­ницу. Но дока­зал бы я этим, что сама таб­лица умно­же­ния – ложна?

Как гово­рит школь­ный учеб­ник физики, реаль­ность – это то, что суще­ствует неза­ви­симо от нас и наших мыслей об этом. Цер­ковь делает опре­де­лен­ные утвер­жде­ния о реаль­но­сти: она гово­рит о Боге, нашем Созда­теле, Судии и Спа­си­теле, о том, что Хри­стос умер за наши грехи и вос­крес из мерт­вых, о том, что всякий, кто пове­рит Ему и после­дует за Ним, обре­тет вечную жизнь, а тот, кто окон­ча­тельно закос­неет в нерас­ка­я­нии, погиб­нет. Цер­ковь утвер­ждает, что немед­ленно по выходе нашем из тела мы убе­димся, что мы совер­шили самый важный в нашей жизни выбор – и совер­шили его либо пра­вильно, либо тра­ги­че­ски неверно.

Если все это неправда, Хри­стос не вос­крес, то нам не сле­дует при­со­еди­няться к Церкви и не сле­до­вало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного непри­ят­ного нам чело­века, потому что в этом случае в самом Ее осно­ва­нии лежит неправда. Если это правда, мы должны при­со­еди­ниться к Церкви. Если сам Бог, став­ший чело­ве­ком ради нашего спа­се­ния, встре­чает нас в Таин­стве Евха­ри­стии, то ника­кие грехи и немощи людей, сто­я­щих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвра­тить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обя­за­тельно столк­немся с соблаз­нами, и они будут самыми раз­но­об­раз­ными. Но если мы будем стоять лицом к истине и пом­нить о реаль­но­сти той духов­ной битвы, в кото­рую мы вовле­чены, их тече­ние нас не унесет. Наша вера, как гово­рит Писа­ние, есть якорь без­опас­ный и креп­кий. Как гово­рит святой апо­стол, Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных. Для сего при­и­мите все­ору­жие Божие, дабы вы могли про­ти­во­стать в день злой и, все пре­одо­лев, усто­ять. Итак, станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие. Всякою молит­вою и про­ше­нием моли­тесь во всякое время духом, и ста­рай­тесь о сем самом со всяким посто­ян­ством и моле­нием о всех святых (Еф.6:11-18).

журнал «Фома»

«Людей, которые могут противостоять соблазнам, меньшинство»: колонка биолога Ирины Якутенко

21 августа 2020ЖизньКолонка

О том, почему мы не можем отказаться от очередного куска торта или сигареты, какие вершины открываются тем, кто обладает большей силой воли, и что делать, если не родился чемпионом по борьбе с искушениями.

Поделиться

0

Ирина Якутенко

Биолог и научный журналист, автор книги «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами».

Что такое соблазны и какими они бывают

Соблазнами могут быть самые разные вещи: алкоголь, наркотики, сладкое, социальные сети, сериалы, компьютерные игры или привлекательные люди. Внешне они отличаются друг от друга, но на уровне мозга запускают один и тот же процесс: эмоциональный отклик «хочу» и желание как можно скорее заполучить вожделенный объект.

Это связано с возбуждением зон мозга, отвечающих за предвкушение удовольствия. Именно ожидание, что обладание неким объектом принесёт нам приятные ощущения, мотивирует нас что‑либо сделать: дойти до холодильника, пригласить девушку на свидание, откупорить бутылку шампанского, закурить сигарету, выложить очередное селфи в Instagram*.

Главная отличительная черта соблазна, определяющая вероятность, что мы поддадимся ему, — то, насколько быстро он принесёт удовольствие.

Скажем, Facebook*, эпизод сериала, выпивка с друзьями или торт — быстрые соблазны, которые дают нам удовольствие сразу. Поступление в престижный вуз и получение крутой специальности теоретически тоже может выступать соблазном (по крайней мере, в этом уверены многие родители) — ведь результатом будет интересная работа с отличной зарплатой. Но на деле перспектива не прельщает, потому что сначала нужно несколько лет готовиться к экзаменам, затем долго и упорно учиться и только потом, может быть, вас пригласят на работу в крутое место.

При этом поступление в университет должно быть более мощным соблазном, чем кусок торта, ведь выгоды в первом случае несоизмеримо больше. Загвоздка в том, что «разумные» зоны мозга, которые могут оценить эту разницу, в процессе эволюции появились значительно позже, чем участки, отвечающие за эмоциональный отклик. Ко всему прочему, зоны, определяющие наши «хочу» или «не хочу», гораздо более быстрые и мощные.

Импульс «хочу» моментально запускался при виде того, что увеличивало шансы особи на выживание и передачу своих генов следующим поколениям, — скажем, жирной еды или привлекательной самки.

Те, у кого этот импульс не включался или был слабеньким, с высокой вероятностью не выдерживали конкуренции. Таким образом, мы несём в своих клетках гены, из‑за которых наш мозг с повышенным энтузиазмом реагирует на сиюминутные соблазны.

Обещание немедленного удовольствия в буквальном смысле меняет вашу физиологию. Когда вы ожидаете, что сейчас съедите пиццу, в организме выделяются всевозможные гормоны и пищеварительные ферменты, и всё это усиливает предвкушение удовольствия. А когда размышляете о хорошей должности, не меняется ничего. Это просто мысли, которые не включают эмоциональную систему — или, наоборот, включают, но со знаком «минус», если вы вспомните, сколько придётся трудиться, чтобы эту должность получить. Именно поэтому долгосрочные цели устроиться на классную работу или похудеть проигрывают Facebook* и вкусному тортику.

Другими словами, сиюминутные удовольствия дают нам понятные и очевидные приятные ощущения, которые мы отчётливо и в красках предвкушаем. С долгосрочными целями так не происходит, потому что прежде, чем они принесут удовольствие — причём не гарантированное, — нужно долго и упорно работать, к тому же ограничивая себя в привычных радостях.

Почему одни способны отказаться от соблазнов, а другим сложно им противостоять

Тех, кто может противостоять соблазнам, меньшинство, но именно они добиваются успеха. Такие люди отличаются от остальных на уровне генетики, которая определяет, каким образом работают мозговые механизмы, когда мы встречаемся с соблазнами. Как мы будем действовать, выбирая между просмотром сериала и подготовкой к экзамену?

Люди, для которых мотивация поступить в университет сильнее, чем желание посидеть в Facebook*, существуют. Они могут гораздо ярче представлять успех, который ждёт их после выпуска из вуза. Или же «разумные» зоны мозга, которые отвечают за подавление сиюминутных импульсов, срабатывают у них лучше, чем у остальных. Вариантов много, но суть одна: их мозг при встрече с соблазном работает иначе.

Если поместить человека в томограф и предложить ему поддаться сиюминутному соблазну или отказаться от него ради отсроченного, но более выгодного предложения, можно определить, каким будет его решение, взглянув лишь на работу мозга, отражённую на экране прибора.

Из всего этого следует грустный вывод: развить в себе силу воли нельзя, она выдаётся нам с рождения — так же, как, например, цвет глаз.

Многочасовые размышления о том, как важно поступить в университет или похудеть, не сделают сиюминутные соблазны, доступные прямо здесь и сейчас, менее привлекательными. Если вы 100 раз до этого не смогли себя остановить и залезли в соцсеть или съели кусок торта, то почему у вас вдруг должно получиться в 101‑й? Ваш мозг работает так, как он работает, и новый на его месте, увы, не вырастет.

Какова примерная доля людей, которым повезло получить мозг, способный эффективно подавлять сиюминутные импульсы, выявилCOGNITIVE AND ATTENTIONAL MECHANISMS IN DELAY OF GRATIFICATION в 1960‑е годы американский психолог Уолтер Мишел в своём знаменитом зефирном тесте. Учёный сажал маленьких детей в пустой комнате, ставил перед ними тарелку с зефиркой (хотя на самом деле в первой версии были солёные крендельки и печенье) и предлагал два варианта действий. Первый — съесть угощение прямо сейчас и завершить эксперимент, а второй — подождать 15 минут и получить ещё одну такую же зефирку. В 60‑е годы XX века, когда в большинстве семей не было изобилия сладостей, это представляло по‑настоящему серьёзное искушение. Вторую зефирку дожидалась только треть испытуемых.

Мишел работал с разными детьми, но это соотношение — треть к двум третям — оставалось одинаковым. Спустя 20 лет после эксперимента учёный нашёл испытуемых и выяснил, как сложилась их жизнь. Оказалось, что дети, которые дождались вторую порцию зефира, в будущем поступали в более престижные университеты, получали лучшие должности и зарабатывали больше, чем те, кто не дождался. С терпеливыми реже приключались неприятности вроде разводов, подростковых беременностей или абортов, они гораздо реже имели те или иные зависимости.

Стоит сказать, что результаты Мишела пытаются опровергнуть с тех самых пор, как он их опубликовал. Но у всех таких попыток огромные проблемы с методологией, поэтому говорить о достоверности выводов не приходится. Например, в последней подобной статьеRevisiting the Marshmallow Test: A Conceptual Replication Investigating Links Between Early Delay of Gratification and Later Outcomes авторы установили контрольное время ожидания 7 минут — при том, что в опытах Мишела детской воли в среднем хватало на 8,5 минуты. Естественно, что бо́льшая часть испытуемых выдерживала эти 7 минут и дожидалась второй зефирки.

Влияют ли внешние условия на стойкость к соблазнам

Многим не нравится утверждение, что генетика так сильно определяет нашу жизнь, но тут уж ничего не поделаешь. Однако поведение — сложная штука, и оно складывается в том числе и под воздействием окружающей среды. Проблема лишь в том, что она в большинстве случаев ухудшает нашу способность противостоять соблазнам и даёт дополнительное преимущество тем, кто способен от них воздерживаться.

Нормальная ситуация для живого существа — лежать на солнышке и максимально экономить энергию, чтобы в случае внезапной опасности были силы спастись.

Но при этом нужно есть, пить, спариваться и заботиться о потомстве. Чтобы заставить живые существа выполнять все эти энергозатратные действия, природа заложила в нас особые механизмы. Они связаны как раз с обещанием удовольствия от тех вещей, которые необходимы для выживания и размножения — например, калорийной еды или секса. Такие вещи вызывают резкий и мощный эмоциональный отклик «хочу», который служит триггером для мотивации заполучить их. В современном мире всё, что вызывает этот отклик, находится в переизбытке и быстрой доступности. Но наш мозг по‑прежнему работает так же, как у наших предков, и поэтому воспринимает калорийную еду и секс как абсолютное благо.

Более того, люди за свою недолгую историю придумали массу не менее мощных удовольствий, которых в прошлые периоды эволюционной истории вообще не было: компьютерные игры, сериалы, лайки в Instagram*, распродажи, кредитные карты, алкоголь, сигареты, наркотики.

Современный мир переполнен соблазнами, а наш мозг не успел адаптироваться и по‑прежнему хочет заполучить всё, что вызывает эмоциональный отклик.

Та самая мощная эмоциональная часть, которая отвечает за «хочу» / «не хочу», не понимает, что соцсети не так важны и в некоторых случаях даже вредны, а от постоянного злоупотребления сладким или спиртным рано или поздно разрушится здоровье.

И здесь возникает парадокс современного мира: несмотря на то что сегодня мы живём лучше, чем в любую другую эпоху, всё больше людей мучатся от отсутствия мотивации и ничего не добиваются, постоянно отвлекаясь на ерунду.

Что делать тем, кому трудно отказаться от сиюминутных удовольствий

Заставить мозг работать иначе невозможно, потому что заложенные в нём механизмы отклика на вещи, потенциально дающие удовольствие, за миллионы лет эволюции стали невероятно мощными. Просто так поменять их не получится. Секрет в том, чтобы их обойти, используя стратегии, которые не дадут развиться пагубной реакции «хочу».

1. Избегайте встречи с соблазном

Мозг видит привлекательный объект и понимает, что он принесёт много удовольствия, поэтому хочет скорее его заполучить. Если вы не родились чемпионом по силе воли, самый простой способ — намеренно не встречаться с соблазном. Совет кажется банальным, но многие им пренебрегают в надежде, что теперь‑то они поняли, как важно похудеть, бросить курить и зависать в интернете, и в 101‑й раз непременно справятся. С чего бы вдруг?

Каждый раз, когда вы проходите мимо вендинговой машины с шоколадками, в голове возникает желание купить лакомство и немедленно съесть. Если у вас проблемы именно по части сладкого, мотивация настолько сильная, что её практически невозможно побороть. Вы можете пройти мимо шоколадок прямо сейчас, но с высокой вероятностью вечером вы купите в магазине тортик или мороженое, чтобы удовлетворить желание, которое возникло днём и никуда не делось.

Если ходить другой дорогой, подальше от автомата, то мотивации купить шоколадку не возникнет. Это очень простая стратегия.

Если мозг не видит вашего любимого соблазна, то в нём не запускается древний импульс, побороть который эволюционно новой «силой мысли» не получится.

Та же история с алкоголем, сигаретами, распродажами — чем угодно. Если вы знаете, что у вас проблемы со спиртным, не ходите на банкеты с бесплатной выпивкой. Если вы шопоголик, настройте автоматический перевод зарплаты на счёт, с которого нельзя снимать деньги, когда вздумается. Если решили отказаться от сигарет, не бегайте с коллегами в курилку «просто поболтать». Можно сколько угодно говорить себе, что в этот раз вы выдержите, но вероятность такого исхода крайне мала.

2. Обеспечьте себе внешнее принуждение

Если у вас проблемы с силой воли, то желание осуществить какие‑то долгосрочные планы вряд ли появится, потому что у вас плохо работают механизмы, отвечающие за длительный отказ от удовольствий. Но можно искусственно создать ситуацию, благодаря которой вы таки сможете осуществить задуманное.

Представьте, что вы купили абонемент в спортивный зал, чтобы подкачаться. После первого занятия во всём теле ужасная боль, по лестнице спуститься невозможно, каждое движение доставляет дискомфорт. Большинству людей это не нравится, поэтому они перестают посещать тренажёрку, ежедневно придумывая очень убедительные оправдания, почему именно сегодня они не могут дойти до зала. Ровно по этой причине долгосрочные абонементы такие дешёвые.

Самая эффективная стратегия, если у вас беда с силой воли, но вы всё-таки хотите привести себя в форму, — нанять тренера, который станет вашей внешней мотивацией.

Мы социальные существа, поэтому договорённость о встрече в 19:00 у беговой дорожки, скорее всего, приведёт вас в тренажёрный зал, где тренер целый час будет заставлять вас заниматься. В процессе вы будете его ненавидеть, и спорт вряд ли станет для вас чем‑то приятным, но зато появятся результаты. Это гораздо эффективнее, чем ждать, когда с неба вдруг свалится внутренняя мотивация и вы с радостью полетите в зал. Не свалится. Зато может свалиться внешняя мотивация, но уже куда менее приятная — проблемы со здоровьем, которые потребуют от вас физических нагрузок.

Похожим образом работает ограничение доступа к социальным сетям и интернету в целом. Как это бывает обычно: вы приходите на работу, 10 минут что‑то делаете и чувствуете, что мозгу тяжело. В этот момент появляется невероятно сильное желание полистать ленту в социальной сети. Это утомившийся мозг требует выдать ему порцию удовольствий, потому что работать неприятно и нужна компенсация. Существуют программы, которые блокируют «ВКонтакте», Instagram* и вообще любой сайт на несколько часов. Если доступа нет, то и отвлечься не получится, так что внешние ограничения очень мощная стратегия.

3. Очерните соблазн

Порой невозможно избежать соблазна, и вы регулярно сталкиваетесь с ним нос к носу. В таком случае можно воспользоваться стратегией очернения. Эмоциональный импульс «не хочу» столь же мощен, как и «хочу», потому что он спасал жизни тысячам поколений наших предков. Скажем, я так сильно не хочу, чтобы тигр меня съел, что вдруг начинаю очень быстро бегать и отлично лазить по деревьям, хотя раньше даже не предполагал, что на такое способен.

Главная цель очернения — выработать негативную эмоциональную реакцию в ответ на зловредный соблазн.

Если ваша проблема — сладкое, можно долго и упорно изучать, что с нашим организмом делает сахар. При этом важно, чтобы информация была максимально красочной, провоцирующей эмоции, а не просто набором сухих фактов. Рассматривайте фотографии диабетических стоп и ампутированных ног, читайте истории людей, которые получили тяжёлые болезни, вызванные неправильным питанием. Важно, чтобы прочитанное и увиденное вызывало у вас отвращение.

Со временем эта информация станет частью вашего постоянного знания, и каждый раз, когда вы захотите полакомиться десертом после обеда, ужасные картинки начнут всплывать сами собой. И хотя первой реакцией, скорее всего, по‑прежнему будет «хочу», практически моментально (ведь это тоже эмоция) ей на смену придёт «не хочу», и вам будет намного проще отказаться от соблазна.

Минус этой стратегии в том, что вы навсегда лишаетесь «чистого» соблазна: к удовольствию от него теперь всегда будет примешиваться отвращение.

Читайте также 🧐

  • Как бросить курить за выходные
  • Как бросить пить
  • Как перестать есть сладкое

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Как преодолевать искушения подобно Иисусу

Проблема искушения

Как люди, мы все подвержены искушению предаваться греховным мыслям и поведению. Мы от природы склонны к этому и сталкиваемся с хитрым врагом, умеющим использовать наши слабости против нас.

Многие из нас сталкиваются с искушениями, которые имеют более незначительные земные последствия, такие как сплетни, ложь по недосмотру или [пробел]. Но мы также можем столкнуться с искушениями, имеющими более ужасные последствия, такими как пьянство, различные наркотики, беспорядочные половые связи, порнография и азартные игры, и это лишь некоторые из них.

Какими бы ни были земные последствия, любое потворство греху пагубно влияет на наши души, а нераскаянный грех подобен раковой опухоли для наших сердец. Это разъедает нашу близость с Иисусом. Грех отдаляет нас от Бога.

Почему мы искушаемы?

Иногда нас специально проверяют, насколько сильны наши убеждения. Иногда Бог использует наши страдания и испытания, чтобы укрепить нашу веру и упование на Него. Искушениям позволено быть перед нами, чтобы укрепить нашу решимость.

Разве это не более впечатляюще, когда кто-то на строгой диете отказывается от торта, сидящего прямо перед ней, чем просто сказать, что она не ест сахар?

То же и с нашей верой. Бог с любовью предлагает нам возможность выбрать Истину и крепко держаться своих убеждений, чтобы другие могли видеть Его в нас и чтобы наша вера в Него могла укрепиться.

Возьмем, к примеру, веру хананеянок в Матфея 15:21-28 .

Когда Иисус и Его ученики удалились в преимущественно языческую землю, на улице к ним подошла хананеянка. Она страстно просит Иисуса исцелить ее дочь. Сначала Иисус молчит, но женщина настаивает. Ученики, вероятно, встревоженные ее плачем, просят Иисуса отослать ее. Коннотация этой фразы на языке оригинала — уйти с удовлетворением, поэтому, вероятно, ученики хотели, чтобы Иисус исцелил ее, чтобы она перестала кричать.

Иисус отвечает ей, подчеркивая, что Его нынешнее служение предназначено для евреев, и как нееврейка, она не была Его целевым народом, и Он прямо говорит ей об этом. Она не опровергает то, что Он говорит, а просто настаивает на своем.

Ее упорство было вознаграждено, и Иисус исцелил ее дочь, сказав ей, что она женщина великой веры.

Иногда у нас возникает соблазн сдаться, когда нам действительно нужно действовать.

Большие искушения часто предшествуют большой цели. Иисус был сильно искушаем непосредственно перед тем, как Он начал Свое служение на земле.

Как искушали Иисуса?

Матфея 4:1-11 описывает искушение Иисуса в пустыне. Библия говорит нам, что Он был «возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола» и что «Он был голоден». Затем дьявол искушал Его использовать данную ему Богом силу, чтобы превратить окружающие Его камни в хлеб.

Затем сатана искушал Его силой и пытался посеять семена сомнения в Его разуме. Он использовал такие фразы, как «Если ты сын Божий…» и предлагал Ему всю власть над миром, если бы Он только поклонялся сатане вместо Бога.

Во время этих искушений Иисус устал, проголодался и, конечно же, ослабел. Он постился 40 дней и 40 ночей, прежде чем пришли искушения.

Часто так это выглядит и в нашей жизни. Наши искушения обычно не приходят, когда мы сильны и готовы; они часто приходят, когда мы уже устали, устали и сомневаемся в своей вере. Именно тогда дьявол наносит удар и пытается искушать нас ложью и семенами сомнения.

Он хитер и умен и точно знает, как сыграть на наших слабостях. Искушая Иисуса, он даже цитировал Писание; Вот почему нам так важно знать Библию для себя. Писание может быть вырвано из контекста и искажено, и нам нужно самим узнать, в чем заключается его настоящая истина.

Но во время этих прошений сатаны Иисус показывает нам, как лучше всего преодолеть искушение. Он не уступил ни одному, и в конце концов сатана отступил.

Как Он победил искушение?

Итак, как Иисус сделал это? Обличая ложь сатаны истиной Божьего Слова.

В каждом искушении, предложенном сатаной Иисусу, была истина, которую можно было обличить.

Сатана искушал Его, превратив камень в хлеб, потому что Он был голоден. В ответ Иисус процитировал Второзаконие 8:3, в котором говорится, что « Не хлебом единым жив человек, но каждым словом, исходящим из уст Господа, живет человек. »

Сатана искушал Иисуса броситься на город и позволить ангелам нести Его, цитируя и искажая Писание, говорящее о Его власти над ангелами.

Иисус ответил, процитировав Второзаконие 6:16, в котором говорится: « не испытывай Бога твоего. »

И, наконец, сатана искушает Иисуса, предлагая Ему силу и власть над всеми царствами земли без необходимости терпеть крест, если только Он даст сатане поклонение и верность. Часто сатана предлагает нам короткие пути или результаты, которые кажутся действительно хорошими. Много раз они будут очень похожи на путь, по которому Бог хочет, чтобы мы шли, но мы можем быть уверены, что самый легкий и наименее трудный путь не от Бога. Если это кажется хорошим, чтобы быть правдой, большую часть времени это так.

Иисус осуждает это искушение, цитируя Второзаконие 6:13, где говорится: « Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

Иисус не был искушен сатанинской ложью, потому что в сердце Своем Он был уверен в Божьей истине. Это образец для нас, друзья.

Нас нельзя сбить с пути ложью и семенами сомнений, если мы укоренены в истине.

Как мы можем преодолеть искушение, как Иисус?

Вы можете подумать: «Конечно, Иисус мог победить искушение. Он Бог! Как мне это сделать?»

Ответом является Святой Дух и сокрытие Писания в вашем сердце и разуме.

Существует также богословская теория о том, что Иисус «отложил» Свою Божественность, чтобы в полной мере испытать человечество. Вот почему Ему нужно было есть, спать и отдыхать, как и нам. Вот почему Он мог быть искушаем так же, как и мы. Он был полностью человеком.

Та же самая сила, которая была у Иисуса, чтобы победить своего искусителя, — это та же самая сила, которая живет внутри нас. Та же истина, которую Иисус написал в своем сердце и в своем разуме, доступна и нам, но мы должны выполнять работу.

Самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы преодолеть искушение, — это насытить свою жизнь Писанием и запомнить его.

Я использую красивый журнал с карточками в спиральном переплете из The Daily Grace, co. записать стихи Я хочу запомнить и проверить себя. Второзаконие 6:13 — это один из стихов, которые я выбрал для заучивания, чтобы напомнить своему сердцу, что Бог — единственный, Кому я должен служить. Это отличное напоминание, когда я чувствую, что другие вещи в моей жизни выползают на первое место.

Что нам делать, если мы поддались искушению?

Никто не идеален, включая меня. Если мы потворствовали или поддались искушению, пришло время покаяться и искать прощения. Если мы исповедуем Ему наши грехи, Он верен, чтобы простить нас ( 1 Иоанна 1:9 ).

Это когда мы пытаемся восстановить отношения, которые были повреждены нашим грехом, и даже когда мы начинаем искать ответственности и совета, чтобы бороться с искушением. Это может выглядеть как группа поддержки, преданный партнер по подотчетности, консультирование, реабилитационное лечение, пастырское консультирование, личное изучение Библии по теме или группы празднования выздоровления в вашей церкви.

Первый и самый важный шаг — это признать свои слабости и полностью подчиниться Христу, потому что Его сила в нас совершается в наших немощах ( 2 Коринфянам 12:9 ).

Как только мы осознаем это и признаем свои недостатки, мы можем начать просить о помощи и поддержке и начать исцеляться.

Если бы это вас обнадежило, вы бы им поделились? Спасибо друг.

Как действует искушение? Что происходит, когда я подвергаюсь искушению?

Посмотрите выпуск подкаста «Жить по Евангелию», основанный на этой статье!

Вы испытываете искушение, когда вам приходит в голову мысль, и вы понимаете, что действовать в соответствии с этим импульсом было бы неправильно. Вы подходите к моменту решения: выберу ли я грешить здесь или выберу победить грех? Все искушаются, когда увлекаются собственными желаниями и прельщаются. (Иакова 1:14) Искушение всегда осознанно. Вы знаете, что поддаться этой мысли было бы грехом; делать то, что вы знаете, что это неправильно. И важно помнить, что вы не можете поддаться искушению, если эта мысль не придет вам в голову. Это искушение, , а не грех, который ты совершил!

Как реагировать на искушение

Это связано с вашим отношением: Чего вы хотите больше? Вечная жизнь с Иисусом или преходящее удовольствие от греха? Это всегда должно быть в вашем уме, тогда вы никогда не согласитесь с мыслью, которая приходит вам в голову. Идите к Богу со смирением и молитесь: «Боже, дай мне силы стоять здесь и не сдаваться. Я слаб, но Ты силен! Дай мне благодать, чтобы победить». Вы не можете победить без силы от Него; без силы Святого Духа. Вы нужен  Его милость, чтобы победить. И затем, конечно, Он дает вам эту силу. «Ибо очи Господа бегают туда и сюда по всей земле, чтобы показать Себя сильным ради тех, чье сердце верно Ему». 2 Паралипоменон 16:9. Вы не можете помешать искушению проникнуть в ваши мысли, но вы можете  не согласиться с ним и не допустить, чтобы оно проникло в ваш дух и повлияло на него.

Даже когда искушение длится долго. Когда в тебе есть что-то, что борется за жизнь, и хочет вопреки воле Божией. Это ваша плоть пытается самоутвердиться. Может показаться, что искушение продолжается и продолжается, но важно понимать, что пока вы боретесь с ним, вы не грешите. Если вы сознательно говорите: «Нет! Я не буду делать то, что меня соблазняет. Я не буду злиться, я не буду завидовать, я не допущу нечистых мыслей», то вы не грешите! Как бы долго не длилось искушение.

Узнайте больше около Activechristianity , или исследуйте наши тематические страницы для большего количества

-родитель

Коллекции библейских стихов

.

Тогда вы живете победой! Это очень сознательный бой. Но тогда грех умрет, а когда он мертв, он мертв. Если возникает другое искушение, значит, вы боретесь с чем-то новым. Вы должны понять это. Это не то старое, что воскресает из мертвых. Это новый враг, это новая битва, и снова вы и способны противостоять ему, пока он не умрет.

Никогда нельзя тратить время на размышления: «Ну, делать мне это или не делать? Как далеко я могу зайти? Неужели это так неправильно?» и т. д. Подобные мысли доказывают, что вы несерьезно настроены на преодоление, и рано или поздно вы поддадитесь греху. Это позволяет сатане завладеть вашим ухом. Без промедления вы должны сказать: «Отойди от меня, сатана!» И тогда он должен исчезнуть. «Ибо написано…»  И тогда вы бросаете в Него Слово Божье, как показал нам Иисус. Сатана бессилен против Слова Божьего. (Матфея 4:4-10)

Вы можете жить в этой победе каждый день, в любой ситуации и жить совершенно чистой жизнью.

Хотите узнать больше о что значит одержать победу над грехом?

Что, если я осознаю, что что-то было грехом, только после того, как я это сделал?

Вы всегда будете знать, когда вас искушают. Вы не можете быть искушены, не зная, что вас искушают. Однако некоторые из ваших дел, слов и мыслей могут быть против воли Бога. Вы можете грешить, не осознавая этого в то время; это то, что Павел называет «делами плотскими». Но тогда вы не можете сказать, что подверглись искушению, потому что вы не знали, что грех выйдет наружу. Тогда за это нет осуждения; вам не нужно чувствовать себя виноватым или обескураженным из-за этих действий. (Римлянам 7:25; Римлянам 8:1). Однако это не значит, что мы ничего не делаем.

В Римлянам 7:15-25 написано о двух «я». Одно «я» — это моя плоть, а другое «я» — это мой дух или мое решение служить Богу. «Я», являющееся вашей плотью, совершает эти бессознательные грехи. Это может быть то, что вы сказали, а потом понимаете, что сделали это от раздражения или потому, что искали для себя какой-то чести. Но это сделал не настоящий ты ! Это была твоя плоть. Но когда приходит это осознание, тогда жизненно важно, чтобы вы возненавидели грех, исходивший от вашей плоти, раскаялись перед Богом, а также перед другими, если вы причинили им боль тем, что вы сделали. Тогда вы сознательно умерщвляете грех: вы умерщвляете дела тела Духом. (Римлянам 8:13). Также важно быть готовым; примите решение быть более бодрствующим в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации. Вы делаете это правильно, затем вы обязуетесь сделать это лучше в следующий раз.

Вы должны ненавидеть грех

На самом деле это очень просто. Когда ты видишь грех, ты ненавидишь его и побеждаешь. Будь то в момент искушения или постфактум. Пока вы не согласны или не принимаете это, вы не несете за это ответственности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts