Соблазны. Что это такое и как им противостоять
Оглавление- Что это такое и как им противостоять
- Дойти до дома
- «Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»
- Выйти из пещеры
- Глазами прозревшего
- Лицом к реальности
Что это такое и как им противостоять
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Господь (Мф.18:7). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием – «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие – не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово – «искушение», обозначает совсем другое – желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.
Соблазн – это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке; те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека, у которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо – утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее – борьбу за правду, за свободу, и нередко – за Истину.
Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили большевики, немецкий – нацисты. Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9:42). Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других – как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что-то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв какое-то время, ушли из нее.
Дойти до дома
Псалмопевец Давид обращается к Богу с удивительными словами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс.138) Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки – каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по-своему, как уникальное и по-своему единственное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.
В соблазне могут переплетаться разные причины – наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.
«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»
Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит следующий разговор:
«Пятница остановил меня следующими словами:
– Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
– Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
– Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?
Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»
В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать.
Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:9-11).
Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу, как какие-то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов из нашей галактики. В этом отношении Бог – неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему.
Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.
Люди – активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву – и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желания, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.
Выйти из пещеры
В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полустершихся мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чувствам – и не верят в существование чего-то еще.
В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир – это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет почти невыносимым потрясением.
Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера – это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера – это еще не все; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их вредными, отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.
Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах – белый, а небо – синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом – гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.
И христианская жизнь – это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы, и переживаемые нами соблазны – это ее часть.
Глазами прозревшего
Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаем, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда-либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни – не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем это новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.
В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?». Тот отвечает: «Я – желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?». Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную»». Есть известная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все совершенно другими глазами – в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.
Лицом к реальности
Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди, кто-то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого-то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса – правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.
В школе у меня был прекрасный учитель математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому-то, возможно, повезло меньше – им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным – на истину таблицы умножения это никак не влияет.
Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.
Если бы мне по каким-то причинам была бы неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения – ложна?
Как говорит школьный учебник физики, реальность – это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор – и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.
Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом Ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.
Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6:11-18).
журнал «Фома»
«Людей, которые могут противостоять соблазнам, меньшинство»: колонка биолога Ирины Якутенко
21 августа 2020ЖизньКолонка
О том, почему мы не можем отказаться от очередного куска торта или сигареты, какие вершины открываются тем, кто обладает большей силой воли, и что делать, если не родился чемпионом по борьбе с искушениями.
Поделиться
0Ирина Якутенко
Биолог и научный журналист, автор книги «Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами».
Что такое соблазны и какими они бывают
Соблазнами могут быть самые разные вещи: алкоголь, наркотики, сладкое, социальные сети, сериалы, компьютерные игры или привлекательные люди. Внешне они отличаются друг от друга, но на уровне мозга запускают один и тот же процесс: эмоциональный отклик «хочу» и желание как можно скорее заполучить вожделенный объект.
Это связано с возбуждением зон мозга, отвечающих за предвкушение удовольствия. Именно ожидание, что обладание неким объектом принесёт нам приятные ощущения, мотивирует нас что‑либо сделать: дойти до холодильника, пригласить девушку на свидание, откупорить бутылку шампанского, закурить сигарету, выложить очередное селфи в Instagram*.
Главная отличительная черта соблазна, определяющая вероятность, что мы поддадимся ему, — то, насколько быстро он принесёт удовольствие.
Скажем, Facebook*, эпизод сериала, выпивка с друзьями или торт — быстрые соблазны, которые дают нам удовольствие сразу. Поступление в престижный вуз и получение крутой специальности теоретически тоже может выступать соблазном (по крайней мере, в этом уверены многие родители) — ведь результатом будет интересная работа с отличной зарплатой. Но на деле перспектива не прельщает, потому что сначала нужно несколько лет готовиться к экзаменам, затем долго и упорно учиться и только потом, может быть, вас пригласят на работу в крутое место.
При этом поступление в университет должно быть более мощным соблазном, чем кусок торта, ведь выгоды в первом случае несоизмеримо больше. Загвоздка в том, что «разумные» зоны мозга, которые могут оценить эту разницу, в процессе эволюции появились значительно позже, чем участки, отвечающие за эмоциональный отклик. Ко всему прочему, зоны, определяющие наши «хочу» или «не хочу», гораздо более быстрые и мощные.
Импульс «хочу» моментально запускался при виде того, что увеличивало шансы особи на выживание и передачу своих генов следующим поколениям, — скажем, жирной еды или привлекательной самки.
Те, у кого этот импульс не включался или был слабеньким, с высокой вероятностью не выдерживали конкуренции. Таким образом, мы несём в своих клетках гены, из‑за которых наш мозг с повышенным энтузиазмом реагирует на сиюминутные соблазны.
Обещание немедленного удовольствия в буквальном смысле меняет вашу физиологию. Когда вы ожидаете, что сейчас съедите пиццу, в организме выделяются всевозможные гормоны и пищеварительные ферменты, и всё это усиливает предвкушение удовольствия. А когда размышляете о хорошей должности, не меняется ничего. Это просто мысли, которые не включают эмоциональную систему — или, наоборот, включают, но со знаком «минус», если вы вспомните, сколько придётся трудиться, чтобы эту должность получить. Именно поэтому долгосрочные цели устроиться на классную работу или похудеть проигрывают Facebook* и вкусному тортику.
Другими словами, сиюминутные удовольствия дают нам понятные и очевидные приятные ощущения, которые мы отчётливо и в красках предвкушаем. С долгосрочными целями так не происходит, потому что прежде, чем они принесут удовольствие — причём не гарантированное, — нужно долго и упорно работать, к тому же ограничивая себя в привычных радостях.
Почему одни способны отказаться от соблазнов, а другим сложно им противостоять
Тех, кто может противостоять соблазнам, меньшинство, но именно они добиваются успеха. Такие люди отличаются от остальных на уровне генетики, которая определяет, каким образом работают мозговые механизмы, когда мы встречаемся с соблазнами. Как мы будем действовать, выбирая между просмотром сериала и подготовкой к экзамену?
Люди, для которых мотивация поступить в университет сильнее, чем желание посидеть в Facebook*, существуют. Они могут гораздо ярче представлять успех, который ждёт их после выпуска из вуза. Или же «разумные» зоны мозга, которые отвечают за подавление сиюминутных импульсов, срабатывают у них лучше, чем у остальных. Вариантов много, но суть одна: их мозг при встрече с соблазном работает иначе.
Если поместить человека в томограф и предложить ему поддаться сиюминутному соблазну или отказаться от него ради отсроченного, но более выгодного предложения, можно определить, каким будет его решение, взглянув лишь на работу мозга, отражённую на экране прибора.
Из всего этого следует грустный вывод: развить в себе силу воли нельзя, она выдаётся нам с рождения — так же, как, например, цвет глаз.
Многочасовые размышления о том, как важно поступить в университет или похудеть, не сделают сиюминутные соблазны, доступные прямо здесь и сейчас, менее привлекательными. Если вы 100 раз до этого не смогли себя остановить и залезли в соцсеть или съели кусок торта, то почему у вас вдруг должно получиться в 101‑й? Ваш мозг работает так, как он работает, и новый на его месте, увы, не вырастет.
Какова примерная доля людей, которым повезло получить мозг, способный эффективно подавлять сиюминутные импульсы, выявилCOGNITIVE AND ATTENTIONAL MECHANISMS IN DELAY OF GRATIFICATION в 1960‑е годы американский психолог Уолтер Мишел в своём знаменитом зефирном тесте. Учёный сажал маленьких детей в пустой комнате, ставил перед ними тарелку с зефиркой (хотя на самом деле в первой версии были солёные крендельки и печенье) и предлагал два варианта действий. Первый — съесть угощение прямо сейчас и завершить эксперимент, а второй — подождать 15 минут и получить ещё одну такую же зефирку. В 60‑е годы XX века, когда в большинстве семей не было изобилия сладостей, это представляло по‑настоящему серьёзное искушение. Вторую зефирку дожидалась только треть испытуемых.
Мишел работал с разными детьми, но это соотношение — треть к двум третям — оставалось одинаковым. Спустя 20 лет после эксперимента учёный нашёл испытуемых и выяснил, как сложилась их жизнь. Оказалось, что дети, которые дождались вторую порцию зефира, в будущем поступали в более престижные университеты, получали лучшие должности и зарабатывали больше, чем те, кто не дождался. С терпеливыми реже приключались неприятности вроде разводов, подростковых беременностей или абортов, они гораздо реже имели те или иные зависимости.
Стоит сказать, что результаты Мишела пытаются опровергнуть с тех самых пор, как он их опубликовал. Но у всех таких попыток огромные проблемы с методологией, поэтому говорить о достоверности выводов не приходится. Например, в последней подобной статьеRevisiting the Marshmallow Test: A Conceptual Replication Investigating Links Between Early Delay of Gratification and Later Outcomes авторы установили контрольное время ожидания 7 минут — при том, что в опытах Мишела детской воли в среднем хватало на 8,5 минуты. Естественно, что бо́льшая часть испытуемых выдерживала эти 7 минут и дожидалась второй зефирки.
Влияют ли внешние условия на стойкость к соблазнам
Многим не нравится утверждение, что генетика так сильно определяет нашу жизнь, но тут уж ничего не поделаешь. Однако поведение — сложная штука, и оно складывается в том числе и под воздействием окружающей среды. Проблема лишь в том, что она в большинстве случаев ухудшает нашу способность противостоять соблазнам и даёт дополнительное преимущество тем, кто способен от них воздерживаться.
Нормальная ситуация для живого существа — лежать на солнышке и максимально экономить энергию, чтобы в случае внезапной опасности были силы спастись.
Но при этом нужно есть, пить, спариваться и заботиться о потомстве. Чтобы заставить живые существа выполнять все эти энергозатратные действия, природа заложила в нас особые механизмы. Они связаны как раз с обещанием удовольствия от тех вещей, которые необходимы для выживания и размножения — например, калорийной еды или секса. Такие вещи вызывают резкий и мощный эмоциональный отклик «хочу», который служит триггером для мотивации заполучить их. В современном мире всё, что вызывает этот отклик, находится в переизбытке и быстрой доступности. Но наш мозг по‑прежнему работает так же, как у наших предков, и поэтому воспринимает калорийную еду и секс как абсолютное благо.
Более того, люди за свою недолгую историю придумали массу не менее мощных удовольствий, которых в прошлые периоды эволюционной истории вообще не было: компьютерные игры, сериалы, лайки в Instagram*, распродажи, кредитные карты, алкоголь, сигареты, наркотики.
Современный мир переполнен соблазнами, а наш мозг не успел адаптироваться и по‑прежнему хочет заполучить всё, что вызывает эмоциональный отклик.
Та самая мощная эмоциональная часть, которая отвечает за «хочу» / «не хочу», не понимает, что соцсети не так важны и в некоторых случаях даже вредны, а от постоянного злоупотребления сладким или спиртным рано или поздно разрушится здоровье.
И здесь возникает парадокс современного мира: несмотря на то что сегодня мы живём лучше, чем в любую другую эпоху, всё больше людей мучатся от отсутствия мотивации и ничего не добиваются, постоянно отвлекаясь на ерунду.
Что делать тем, кому трудно отказаться от сиюминутных удовольствий
Заставить мозг работать иначе невозможно, потому что заложенные в нём механизмы отклика на вещи, потенциально дающие удовольствие, за миллионы лет эволюции стали невероятно мощными. Просто так поменять их не получится. Секрет в том, чтобы их обойти, используя стратегии, которые не дадут развиться пагубной реакции «хочу».
1. Избегайте встречи с соблазном
Мозг видит привлекательный объект и понимает, что он принесёт много удовольствия, поэтому хочет скорее его заполучить. Если вы не родились чемпионом по силе воли, самый простой способ — намеренно не встречаться с соблазном. Совет кажется банальным, но многие им пренебрегают в надежде, что теперь‑то они поняли, как важно похудеть, бросить курить и зависать в интернете, и в 101‑й раз непременно справятся. С чего бы вдруг?
Каждый раз, когда вы проходите мимо вендинговой машины с шоколадками, в голове возникает желание купить лакомство и немедленно съесть. Если у вас проблемы именно по части сладкого, мотивация настолько сильная, что её практически невозможно побороть. Вы можете пройти мимо шоколадок прямо сейчас, но с высокой вероятностью вечером вы купите в магазине тортик или мороженое, чтобы удовлетворить желание, которое возникло днём и никуда не делось.
Если ходить другой дорогой, подальше от автомата, то мотивации купить шоколадку не возникнет. Это очень простая стратегия.
Если мозг не видит вашего любимого соблазна, то в нём не запускается древний импульс, побороть который эволюционно новой «силой мысли» не получится.
Та же история с алкоголем, сигаретами, распродажами — чем угодно. Если вы знаете, что у вас проблемы со спиртным, не ходите на банкеты с бесплатной выпивкой. Если вы шопоголик, настройте автоматический перевод зарплаты на счёт, с которого нельзя снимать деньги, когда вздумается. Если решили отказаться от сигарет, не бегайте с коллегами в курилку «просто поболтать». Можно сколько угодно говорить себе, что в этот раз вы выдержите, но вероятность такого исхода крайне мала.
2. Обеспечьте себе внешнее принуждение
Если у вас проблемы с силой воли, то желание осуществить какие‑то долгосрочные планы вряд ли появится, потому что у вас плохо работают механизмы, отвечающие за длительный отказ от удовольствий. Но можно искусственно создать ситуацию, благодаря которой вы таки сможете осуществить задуманное.
Представьте, что вы купили абонемент в спортивный зал, чтобы подкачаться. После первого занятия во всём теле ужасная боль, по лестнице спуститься невозможно, каждое движение доставляет дискомфорт. Большинству людей это не нравится, поэтому они перестают посещать тренажёрку, ежедневно придумывая очень убедительные оправдания, почему именно сегодня они не могут дойти до зала. Ровно по этой причине долгосрочные абонементы такие дешёвые.
Самая эффективная стратегия, если у вас беда с силой воли, но вы всё-таки хотите привести себя в форму, — нанять тренера, который станет вашей внешней мотивацией.
Мы социальные существа, поэтому договорённость о встрече в 19:00 у беговой дорожки, скорее всего, приведёт вас в тренажёрный зал, где тренер целый час будет заставлять вас заниматься. В процессе вы будете его ненавидеть, и спорт вряд ли станет для вас чем‑то приятным, но зато появятся результаты. Это гораздо эффективнее, чем ждать, когда с неба вдруг свалится внутренняя мотивация и вы с радостью полетите в зал. Не свалится. Зато может свалиться внешняя мотивация, но уже куда менее приятная — проблемы со здоровьем, которые потребуют от вас физических нагрузок.
Похожим образом работает ограничение доступа к социальным сетям и интернету в целом. Как это бывает обычно: вы приходите на работу, 10 минут что‑то делаете и чувствуете, что мозгу тяжело. В этот момент появляется невероятно сильное желание полистать ленту в социальной сети. Это утомившийся мозг требует выдать ему порцию удовольствий, потому что работать неприятно и нужна компенсация. Существуют программы, которые блокируют «ВКонтакте», Instagram* и вообще любой сайт на несколько часов. Если доступа нет, то и отвлечься не получится, так что внешние ограничения очень мощная стратегия.
3. Очерните соблазн
Порой невозможно избежать соблазна, и вы регулярно сталкиваетесь с ним нос к носу. В таком случае можно воспользоваться стратегией очернения. Эмоциональный импульс «не хочу» столь же мощен, как и «хочу», потому что он спасал жизни тысячам поколений наших предков. Скажем, я так сильно не хочу, чтобы тигр меня съел, что вдруг начинаю очень быстро бегать и отлично лазить по деревьям, хотя раньше даже не предполагал, что на такое способен.
Главная цель очернения — выработать негативную эмоциональную реакцию в ответ на зловредный соблазн.
Если ваша проблема — сладкое, можно долго и упорно изучать, что с нашим организмом делает сахар. При этом важно, чтобы информация была максимально красочной, провоцирующей эмоции, а не просто набором сухих фактов. Рассматривайте фотографии диабетических стоп и ампутированных ног, читайте истории людей, которые получили тяжёлые болезни, вызванные неправильным питанием. Важно, чтобы прочитанное и увиденное вызывало у вас отвращение.
Со временем эта информация станет частью вашего постоянного знания, и каждый раз, когда вы захотите полакомиться десертом после обеда, ужасные картинки начнут всплывать сами собой. И хотя первой реакцией, скорее всего, по‑прежнему будет «хочу», практически моментально (ведь это тоже эмоция) ей на смену придёт «не хочу», и вам будет намного проще отказаться от соблазна.
Минус этой стратегии в том, что вы навсегда лишаетесь «чистого» соблазна: к удовольствию от него теперь всегда будет примешиваться отвращение.
Читайте также 🧐
- Как бросить курить за выходные
- Как бросить пить
- Как перестать есть сладкое
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Как преодолевать искушения подобно Иисусу
Проблема искушения
Как люди, мы все подвержены искушению предаваться греховным мыслям и поведению. Мы от природы склонны к этому и сталкиваемся с хитрым врагом, умеющим использовать наши слабости против нас.
Многие из нас сталкиваются с искушениями, которые имеют более незначительные земные последствия, такие как сплетни, ложь по недосмотру или [пробел]. Но мы также можем столкнуться с искушениями, имеющими более ужасные последствия, такими как пьянство, различные наркотики, беспорядочные половые связи, порнография и азартные игры, и это лишь некоторые из них.
Какими бы ни были земные последствия, любое потворство греху пагубно влияет на наши души, а нераскаянный грех подобен раковой опухоли для наших сердец. Это разъедает нашу близость с Иисусом. Грех отдаляет нас от Бога.
Почему мы искушаемы?
Иногда нас специально проверяют, насколько сильны наши убеждения. Иногда Бог использует наши страдания и испытания, чтобы укрепить нашу веру и упование на Него. Искушениям позволено быть перед нами, чтобы укрепить нашу решимость.
Разве это не более впечатляюще, когда кто-то на строгой диете отказывается от торта, сидящего прямо перед ней, чем просто сказать, что она не ест сахар?
То же и с нашей верой. Бог с любовью предлагает нам возможность выбрать Истину и крепко держаться своих убеждений, чтобы другие могли видеть Его в нас и чтобы наша вера в Него могла укрепиться.
Возьмем, к примеру, веру хананеянок в Матфея 15:21-28 .
Когда Иисус и Его ученики удалились в преимущественно языческую землю, на улице к ним подошла хананеянка. Она страстно просит Иисуса исцелить ее дочь. Сначала Иисус молчит, но женщина настаивает. Ученики, вероятно, встревоженные ее плачем, просят Иисуса отослать ее. Коннотация этой фразы на языке оригинала — уйти с удовлетворением, поэтому, вероятно, ученики хотели, чтобы Иисус исцелил ее, чтобы она перестала кричать.
Иисус отвечает ей, подчеркивая, что Его нынешнее служение предназначено для евреев, и как нееврейка, она не была Его целевым народом, и Он прямо говорит ей об этом. Она не опровергает то, что Он говорит, а просто настаивает на своем.
Ее упорство было вознаграждено, и Иисус исцелил ее дочь, сказав ей, что она женщина великой веры.
Иногда у нас возникает соблазн сдаться, когда нам действительно нужно действовать.
Большие искушения часто предшествуют большой цели. Иисус был сильно искушаем непосредственно перед тем, как Он начал Свое служение на земле.
Как искушали Иисуса?
Матфея 4:1-11 описывает искушение Иисуса в пустыне. Библия говорит нам, что Он был «возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола» и что «Он был голоден». Затем дьявол искушал Его использовать данную ему Богом силу, чтобы превратить окружающие Его камни в хлеб.
Затем сатана искушал Его силой и пытался посеять семена сомнения в Его разуме. Он использовал такие фразы, как «Если ты сын Божий…» и предлагал Ему всю власть над миром, если бы Он только поклонялся сатане вместо Бога.
Во время этих искушений Иисус устал, проголодался и, конечно же, ослабел. Он постился 40 дней и 40 ночей, прежде чем пришли искушения.
Часто так это выглядит и в нашей жизни. Наши искушения обычно не приходят, когда мы сильны и готовы; они часто приходят, когда мы уже устали, устали и сомневаемся в своей вере. Именно тогда дьявол наносит удар и пытается искушать нас ложью и семенами сомнения.
Он хитер и умен и точно знает, как сыграть на наших слабостях. Искушая Иисуса, он даже цитировал Писание; Вот почему нам так важно знать Библию для себя. Писание может быть вырвано из контекста и искажено, и нам нужно самим узнать, в чем заключается его настоящая истина.
Но во время этих прошений сатаны Иисус показывает нам, как лучше всего преодолеть искушение. Он не уступил ни одному, и в конце концов сатана отступил.
Как Он победил искушение?
Итак, как Иисус сделал это? Обличая ложь сатаны истиной Божьего Слова.
В каждом искушении, предложенном сатаной Иисусу, была истина, которую можно было обличить.
Сатана искушал Его, превратив камень в хлеб, потому что Он был голоден. В ответ Иисус процитировал Второзаконие 8:3, в котором говорится, что « Не хлебом единым жив человек, но каждым словом, исходящим из уст Господа, живет человек. »
Сатана искушал Иисуса броситься на город и позволить ангелам нести Его, цитируя и искажая Писание, говорящее о Его власти над ангелами.
И, наконец, сатана искушает Иисуса, предлагая Ему силу и власть над всеми царствами земли без необходимости терпеть крест, если только Он даст сатане поклонение и верность. Часто сатана предлагает нам короткие пути или результаты, которые кажутся действительно хорошими. Много раз они будут очень похожи на путь, по которому Бог хочет, чтобы мы шли, но мы можем быть уверены, что самый легкий и наименее трудный путь не от Бога. Если это кажется хорошим, чтобы быть правдой, большую часть времени это так.
Иисус осуждает это искушение, цитируя Второзаконие 6:13, где говорится: « Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. ”
Иисус не был искушен сатанинской ложью, потому что в сердце Своем Он был уверен в Божьей истине. Это образец для нас, друзья.
Нас нельзя сбить с пути ложью и семенами сомнений, если мы укоренены в истине.
Как мы можем преодолеть искушение, как Иисус?
Вы можете подумать: «Конечно, Иисус мог победить искушение. Он Бог! Как мне это сделать?»
Ответом является Святой Дух и сокрытие Писания в вашем сердце и разуме.
Существует также богословская теория о том, что Иисус «отложил» Свою Божественность, чтобы в полной мере испытать человечество. Вот почему Ему нужно было есть, спать и отдыхать, как и нам. Вот почему Он мог быть искушаем так же, как и мы. Он был полностью человеком.
Та же самая сила, которая была у Иисуса, чтобы победить своего искусителя, — это та же самая сила, которая живет внутри нас. Та же истина, которую Иисус написал в своем сердце и в своем разуме, доступна и нам, но мы должны выполнять работу.
Самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы преодолеть искушение, — это насытить свою жизнь Писанием и запомнить его.
Я использую красивый журнал с карточками в спиральном переплете из The Daily Grace, co. записать стихи Я хочу запомнить и проверить себя. Второзаконие 6:13 — это один из стихов, которые я выбрал для заучивания, чтобы напомнить своему сердцу, что Бог — единственный, Кому я должен служить. Это отличное напоминание, когда я чувствую, что другие вещи в моей жизни выползают на первое место.
Что нам делать, если мы поддались искушению?
Никто не идеален, включая меня. Если мы потворствовали или поддались искушению, пришло время покаяться и искать прощения. Если мы исповедуем Ему наши грехи, Он верен, чтобы простить нас ( 1 Иоанна 1:9 ).
Это когда мы пытаемся восстановить отношения, которые были повреждены нашим грехом, и даже когда мы начинаем искать ответственности и совета, чтобы бороться с искушением. Это может выглядеть как группа поддержки, преданный партнер по подотчетности, консультирование, реабилитационное лечение, пастырское консультирование, личное изучение Библии по теме или группы празднования выздоровления в вашей церкви.
Первый и самый важный шаг — это признать свои слабости и полностью подчиниться Христу, потому что Его сила в нас совершается в наших немощах ( 2 Коринфянам 12:9 ).
Как только мы осознаем это и признаем свои недостатки, мы можем начать просить о помощи и поддержке и начать исцеляться.
Если бы это вас обнадежило, вы бы им поделились? Спасибо друг.
Как действует искушение? Что происходит, когда я подвергаюсь искушению?
Посмотрите выпуск подкаста «Жить по Евангелию», основанный на этой статье!
Вы испытываете искушение, когда вам приходит в голову мысль, и вы понимаете, что действовать в соответствии с этим импульсом было бы неправильно. Вы подходите к моменту решения: выберу ли я грешить здесь или выберу победить грех? Все искушаются, когда увлекаются собственными желаниями и прельщаются. (Иакова 1:14) Искушение всегда осознанно. Вы знаете, что поддаться этой мысли было бы грехом; делать то, что вы знаете, что это неправильно. И важно помнить, что вы не можете поддаться искушению, если эта мысль не придет вам в голову. Это искушение, , а не грех, который ты совершил!
Как реагировать на искушение
Это связано с вашим отношением: Чего вы хотите больше? Вечная жизнь с Иисусом или преходящее удовольствие от греха? Это всегда должно быть в вашем уме, тогда вы никогда не согласитесь с мыслью, которая приходит вам в голову. Идите к Богу со смирением и молитесь: «Боже, дай мне силы стоять здесь и не сдаваться. Я слаб, но Ты силен! Дай мне благодать, чтобы победить». Вы не можете победить без силы от Него; без силы Святого Духа. Вы нужен Его милость, чтобы победить. И затем, конечно, Он дает вам эту силу. «Ибо очи Господа бегают туда и сюда по всей земле, чтобы показать Себя сильным ради тех, чье сердце верно Ему». 2 Паралипоменон 16:9. Вы не можете помешать искушению проникнуть в ваши мысли, но вы можете не согласиться с ним и не допустить, чтобы оно проникло в ваш дух и повлияло на него.
Даже когда искушение длится долго. Когда в тебе есть что-то, что борется за жизнь, и хочет вопреки воле Божией. Это ваша плоть пытается самоутвердиться. Может показаться, что искушение продолжается и продолжается, но важно понимать, что пока вы боретесь с ним, вы не грешите. Если вы сознательно говорите: «Нет! Я не буду делать то, что меня соблазняет. Я не буду злиться, я не буду завидовать, я не допущу нечистых мыслей», то вы не грешите! Как бы долго не длилось искушение.
Узнайте больше около Activechristianity , или исследуйте наши тематические страницы для большего количества
-родитель
Коллекции библейских стихов
.
Тогда вы живете победой! Это очень сознательный бой. Но тогда грех умрет, а когда он мертв, он мертв. Если возникает другое искушение, значит, вы боретесь с чем-то новым. Вы должны понять это. Это не то старое, что воскресает из мертвых. Это новый враг, это новая битва, и снова вы и способны противостоять ему, пока он не умрет.
Никогда нельзя тратить время на размышления: «Ну, делать мне это или не делать? Как далеко я могу зайти? Неужели это так неправильно?» и т. д. Подобные мысли доказывают, что вы несерьезно настроены на преодоление, и рано или поздно вы поддадитесь греху. Это позволяет сатане завладеть вашим ухом. Без промедления вы должны сказать: «Отойди от меня, сатана!» И тогда он должен исчезнуть. «Ибо написано…» И тогда вы бросаете в Него Слово Божье, как показал нам Иисус. Сатана бессилен против Слова Божьего. (Матфея 4:4-10)
Вы можете жить в этой победе каждый день, в любой ситуации и жить совершенно чистой жизнью.
Хотите узнать больше о что значит одержать победу над грехом?
Что, если я осознаю, что что-то было грехом, только после того, как я это сделал?
Вы всегда будете знать, когда вас искушают. Вы не можете быть искушены, не зная, что вас искушают. Однако некоторые из ваших дел, слов и мыслей могут быть против воли Бога. Вы можете грешить, не осознавая этого в то время; это то, что Павел называет «делами плотскими». Но тогда вы не можете сказать, что подверглись искушению, потому что вы не знали, что грех выйдет наружу. Тогда за это нет осуждения; вам не нужно чувствовать себя виноватым или обескураженным из-за этих действий. (Римлянам 7:25; Римлянам 8:1). Однако это не значит, что мы ничего не делаем.
В Римлянам 7:15-25 написано о двух «я». Одно «я» — это моя плоть, а другое «я» — это мой дух или мое решение служить Богу. «Я», являющееся вашей плотью, совершает эти бессознательные грехи. Это может быть то, что вы сказали, а потом понимаете, что сделали это от раздражения или потому, что искали для себя какой-то чести. Но это сделал не настоящий ты ! Это была твоя плоть. Но когда приходит это осознание, тогда жизненно важно, чтобы вы возненавидели грех, исходивший от вашей плоти, раскаялись перед Богом, а также перед другими, если вы причинили им боль тем, что вы сделали. Тогда вы сознательно умерщвляете грех: вы умерщвляете дела тела Духом. (Римлянам 8:13). Также важно быть готовым; примите решение быть более бодрствующим в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации. Вы делаете это правильно, затем вы обязуетесь сделать это лучше в следующий раз.
Вы должны ненавидеть грех
На самом деле это очень просто. Когда ты видишь грех, ты ненавидишь его и побеждаешь. Будь то в момент искушения или постфактум. Пока вы не согласны или не принимаете это, вы не несете за это ответственности.