Образ в психологии: Образ. Что такое «Образ»? Понятие и определение термина «Образ» – Глоссарий

📖 1.1. Образ как феномен психического отражения, Глава 1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Образ в системе психической регуляции деятельности. Завалова Н. Д. Страница 2. Читать онлайн

Образ в системе психической регуляции деятельностиНаталья Завалова | Ломов Б. Ф. | Пономаренко В. А.

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека.

Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как «сколки с действительности» — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде.

Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему-то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?

С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. (Подробнее об отражательной сущности психических явлений см.

[7, 8, 87, 100]).

Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. В этой связи

они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.

Именно с освоения категории отражения в ее диалектико-материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.

Психология bookap

Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика [2].

Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.

В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев [7-9], С.В. Кравков [78], А.Н. Леонтьев [87, 88], С.Л. Рубинштейн [132], А.А. Смирнов [137], Б.М. Теплов [147] и др.).

Психология bookap

Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений [135, с. 433].

По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» [1, с. 82]. В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа» [7, с. 227].

С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует» [133, с.34]. По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.

Психология bookap

Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой). Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.

Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.

Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?

В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.

Психология bookap

Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект — это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.

Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным.

Эта субъективность по-разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.

Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны. Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.

Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.

Понятие образа в психологии, его структура и функции. — Мегаобучалка

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА I

 

                

КАФЕДРА ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

                                 

Зуева Яна Дмитриевна

 

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ ЖЕНЫ В СОЗНАНИИ ЮНОШЕЙ

Курсовая работа по общей психологии

 

Заведующий кафедрой,                                         Научный руководитель,

д-р психол. наук, профессор                       канд. психол. наук, доцент

В.Л. Ситников                                              Н. Б. Казначеева

______________________                          _____________________

 

Санкт – Петербург

2015

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Психологические особенности образа жены. 5

1.1 Понятие образа в психологии, его структура и функции. 5

1.2 Социальная перцепция. Восприятие человека человеком. 6

1.3 Образ супруги. 9

Глава 2. Организация исследования. 12

2.1 Цель эмпирического исследования. 12

2.3 Методика исследования. 12

Глава 3. Эмпирическое исследование образов реальной жены и идеальной жены в сознании юношей. 14

3.1 Структуры Я-образов, образа идеальной и образа реальной жены. 14

3.2. Содержание образов. 15

3.3. Невербальные образы.. 18

Выводы.. 19

Заключение. 20

Список литературы.. 21

 

 

Введение

 

В современной психологии достаточно большое место занимают исследования по выявлению объективных характеристик женского пола, особенностей женской психики, эмоционального реагирования женщин на те или иные внешние факторы и т. п. Но в то же время очень мало внимания уделяется теме идеального образа женщины, каково должно быть соотношение характеристик, чтобы женщину можно было считать идеальной  в той или иной сфере.

В нашем исследовании мы бы хотели рассмотреть идеальную жену в сознании юношей. Таким образом, на протяжении нашей работы мы попытаемся определить каков же идеальный образ супруги. Какие аспекты может вбирать в себя этот образ. Внешние или внутренние характеристики в большей степени определяют идеальный образ. Каковы критерии оценки и кто способен определить их? Возможно, решение этих и многих других вопросов поможет нам продвинуться в понимании женской природы, женской роли и, как следствие, в понимании того, насколько же идеальный образ совпадает с действительностью.

Данная тема сейчас довольно актуальна.

Эпоха перемен вытеснила практически все стандарты прошлого, пока не дав ничего существенного взамен. Но здесь речь идет, прежде всего, о тех эталонах, которые преподносились обществом для безусловного принятия решения. Нам не хотелось бы делать акцент на том, хорошо это или плохо – существование определённого общепринятого идеала жены. Возможно, для каждого идеал будет своим.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: существуют различия в структуре и содержании образов реальной и идеальной жены в сознании юношей.

Цель: выявить и проанализировать основные черты образа идеальной жены в сознании юношей, возраст которых составляет 18-22 года.

Предметом данного исследования является содержание образа супруги в сознании юношей.

Объектом исследования стали образы жены в сознании юношей в возрасте от 18 до 22 лет.

Задачи исследования:

— ознакомиться с литературой, посвященной образу человека в психологии

— выявить содержание и структуру образа супруги в сознании молодых людей.

— сравнить содержание и структуру образа жены и Я-образа испытуемых

Используемые методики:

— методика СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая), (В. Л. Ситников).

Глава 1. Психологические особенности образа жены.

Понятие образа в психологии, его структура и функции.

 

Понятие образа является одним из центральных в психологии, так как именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики человека.

Существует множество объяснений понятия «образа».

 Например, по мнению представителя экспериментальной психологии Э. Титченера, «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящее в нашей памяти». Таким образом, Э. Титченер рассматривает образы как один из элементов сознания. [10]

Из работ А.Н. Леонтьева знаем, что он выдвинул гипотезу об образе, как многомерном психологическом образовании. [4]

На сегодняшний день можно выделить три основных подхода к пониманию образа:

— конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения)

— расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование)

— социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлений, включающих представление субъекта о самом себе)

 Понятие образа, всё-таки, мы можем рассматривать как субъективную картину мира или его объектов, которая включает сам субъект, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. [11]. Они определяли образ как «все накопленные и организационные знания организма о самом себе и о мире, в котором он существует». По их мнению, образ включает все, что приобрел организм — его оценки наряду с фактами.

Как правило, образ рассматривают в качестве некого носителя информации, исходя из этого,  исследуется его гносеологическая функция, то есть теория познания, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.

Важность изучения проблемы образа и ее влиянии на практическую деятельность выявлял советский психолог, специалист в области общей, а так же познавательной психологии Б.Ф.Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа» [12]

Разработка понятия образа была продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т. д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. [13]

Таким образом, подходы к пониманию категории образа в психологии весьма различны. В рамках психоаналитического направления образ впервые становится предметом глубокого теоретического осмысления.

примеров ментальных образов в когнитивной психологии — Ifioque.com

Психологи обычно определяют мышление как мысленное представление и манипулирование информацией. Когда мы думаем, мы часто представляем информацию в уме в виде образов.

  • Мысленный образ — это мысленный образ или представление объекта или события. Люди формируют мысленные образы множества различных объектов — лиц знакомых людей, расстановки мебели в их домах, букв алфавита, выпускных или религиозных церемоний.

Мысленный образ не является реальным или фотографическим представлением. Скорее, это реконструкция объекта или события по памяти.

Способность удерживать мысленные образы и манипулировать ими помогает нам выполнять множество когнитивных задач, включая запоминание направлений. Вы можете использовать словесные описания («Посмотрим, это было два левых и одно правое, верное?»). Но формирование мысленного образа — например, представление церкви, где вы поворачиваете налево, и заправочной станции, где вы поворачиваете направо, — может работать лучше.

Ментальные образы также могут привести к творческим решениям головоломных проблем. Многие творческие идеи Альберта Эйнштейна возникли в результате личных мысленных экспериментов. Его творческий путь в разработке его знаменательной теории относительности начался в 16 лет, когда он представил себе, каково это — лететь на световом луче со скоростью света (Isaacson, 2007). Позднее он говорил, что слова не играли никакой роли в его творческой мысли. Слова появились только после того, как он смог создать мысленные образы новых идей, которые он сформулировал в своих мысленных экспериментах.

Части зрительной коры, которые мы используем для формирования мысленных образов, очень похожи на те, которые мы используем при непосредственном наблюдении за объектами. Тем не менее между воображаемым и увиденным образом есть важное различие: первым можно манипулировать, а вторым нельзя. Например, мы можем манипулировать воображаемыми изображениями в уме, вращая их или рассматривая под разными углами. Рисунок X дает возможность проверить вашу способность манипулировать мысленными образами.

Рисунок X. Одинаковы ли объекты, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором.
Рисунок X. Ментальное вращение | Одинаковы ли предметы, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором.

Исследователи обнаруживают гендерные различия в ментальных образах. Например, женщины, как правило, лучше мужчин запоминают пространственное расположение объектов (Aamodt & Wang, 2008). Возможно, поэтому мужья так часто спрашивают своих жен, куда они положили ключи или очки. Женщины могут лучше запоминать, где находятся предметы, потому что они лучше умеют визуально сканировать образ определенного места в своем сознании.

Ментальные образы не ограничиваются визуальными образами. Большинство людей могут переживать мысленные образы других сенсорных переживаний, например, «слышать» в своем уме первые аккорды Пятой симфонии Бетховена, вспоминать вкус свежей клубники или ощущение легкого прикосновения хлопка к щеке. Тем не менее, людям обычно легче формировать визуальные образы, чем образы других сенсорных переживаний.

Цитаты

4 компонента образа тела

Образ вашего тела включает в себя ваше восприятие, убеждения, чувства, мысли и действия, относящиеся к вашему внешнему виду. По сути, это ваши личные отношения со своим телом. Это определение полезно, потому что оно подразумевает, что у вас есть большой контроль над образом вашего тела, если вы используете правильные стратегии выживания.

Будем надеяться, что большую часть времени мы проводим в бодипозитивном или нейтральном к телу состоянии. Тем не менее, мы знаем, что существует огромное общественное давление, вынуждающее выглядеть определенным образом, поэтому даже у лучших из нас время от времени возникает неуверенность.

Примеры негативного образа тела

Когда люди имеют негативный образ тела, это может проявляться по-разному. Мы можем быть избегающими, избегая покупки новой одежды или взгляда в зеркало. Сколько из вас отказываются носить укороченные топы? Или спрятать ноги под длинные штаны, потому что у вас более толстые бедра? Все, что он делает, это передает сообщение о том, что ваше тело плохое. В первый раз, когда я надела раздельный купальник, я весила около 400 фунтов. Меня вдохновила Габифреш, которая вышла на сцену как фэшн-блогер и в конце концов запустила собственную линию купальников. Это было освобождением, чтобы позволить всему этому болтаться. Мы четырехмерные существа, и это нормально, если наши изгибы отражают это.

Источник: Photo Volcano/Shutterstocki

Еще один негативный стиль изображения тела — конфликтный. Вы постоянно боретесь со своим телом и говорите ему, что оно должно быть чем-то, чем оно не является? Как вы думаете, если бы вы были немного выше или сильнее, женщина, в которую вы влюблены, заметила бы вас? У вас кудрявые волосы и вы хотите, чтобы они были прямыми? Вам больше нравится стройная горка и вы хотите быть толще?

Примите себя вместо того, чтобы пытаться заменить все, что делает вас уникальным человеком. Забавный факт: я родился с семью родимыми пятнами, одно из которых покрывает почти треть моего туловища. Я помню, как в младших классах хотела, чтобы у меня была чистая кожа, как у любой другой девушки, которую я видел. Эти родимые пятна все еще там, но мое восприятие со временем изменилось, что является ключевым аспектом образа тела.

Другой тип негативного образа тела — оскорбительный. У вас оскорбительные отношения со своим телом? Вы обзываетесь, морите себя голодом или тренируетесь до изнеможения? Все это примеры того, как мы можем оскорблять самих себя. Я никогда не одобряю оскорблений, в том числе самоуничижения.

Давайте поговорим о четырех аспектах образа тела:

1. Перцептивный

Перцептивный образ тела — это то, как вы видите себя. То, как вы визуализируете свое тело, не всегда является правильным представлением того, как вы на самом деле выглядите, — это восприятие, а не объективная истина. Например, человек может считать себя полным и громоздким, хотя на самом деле он очень худой. Вы можете иметь маленькую родинку на носу и воспринимать себя некрасивым, в то время как это совершенно незаметно для других.

Восприятие — хитрый зверь. Если вы хотите, чтобы ваше восприятие соответствовало реальности, внимательность — ваш друг. Суждения, которые мы делаем о себе, искажают линзу нашего восприятия. Если я сяду и у меня в животе будут валики, и я восприму это как означающее «я толстый», тогда я увижу себя толстым. Однако, если я признаю их присутствие и тот факт, что это совершенно нормально — броски есть у всех! — со временем я могу изменить свой опыт.

2. Аффективный

Ваши чувства к своему телу, особенно степень удовлетворения или неудовлетворенности, которую вы испытываете в связи со своей внешностью (например, весом, формой тела, ростом, оттенком кожи, старением и т. д.), являются вашим аффективным образом тела. . Это все, что вам нравится или не нравится в вашей внешности.

Очевидно, что на эти чувства влияет наше социальное потребление: кого мы видим по телевизору, в кино, в журналах и, в последнее время, в социальных сетях. Важно принять сознательное решение о медиа, которое вы потребляете, и о влиянии, которое оно оказывает на вас, как положительном, так и отрицательном. Внесите разнообразие образов тела в свою жизнь.

Иногда мы происходим из культур, которые влияют на эти идеи. Например, я черный, и идеализация больших ягодиц — часть моей культуры. Угадайте, у кого нет большой попы? Мне. Но это не делает меня менее черным или образ моего тела менее позитивным. Я приветствую болгарские приседания, которые рекомендует мой тренер, надеясь, что у меня будут чуть более круглые ягодицы, но я знаю, что никогда не буду на том же уровне, что и Меган Ти Жеребец. И это не меняет моей ценности как человека.

Ненавидеть себя не обязательно для перемен. Вы можете быть чем-то недовольны и все же принять это. Если вы собираетесь сравнивать свое тело с телом других людей, по крайней мере, найдите сравнения, которые заставят вас чувствовать себя включенными, а не те, которые заставят вас чувствовать себя изгоем. Это поможет улучшить внешний вид вашего тела с течением времени.

3. Когнитивный

Это мысли и убеждения, которых вы придерживаетесь относительно своего тела.

Вы можете быть парнем, который думает: «Если я накачаю мышцы груди и рук, я буду чувствовать себя лучше». Или, может быть, вы женщина в возрасте 30 лет, которая расстроена из-за морщин на лице и теле и думает: «Если я смогу просто сохранить то, как выгляжу сейчас, я буду счастлива». Если/то непредвиденные обстоятельства, подобные этому, часто приводят к возможному/никогда результату. Если вы по своей сути не любите себя, вы сдвинете стойку ворот. Вы наберете 20 фунтов мышц, а затем скажете: «Мне просто нужно набрать еще 10».

Я видел, как многие люди меняли свое тело и никогда не были удовлетворены этим прогрессом. Всегда есть еще немного веса, который нужно сбросить, еще несколько морщин, которые нужно разгладить, и появляется валик на животе, которого раньше не было. Ставьте перед собой позитивные цели, ориентированные на здоровье, а не те, которые основаны на нереалистичных стандартах.

Будьте реалистичны в отношении своих целей и своего потенциала. Вместо того, чтобы пытаться вообще избежать старения, возможно, вам следует определить для себя, как выглядит изящное старение. Вместо того, чтобы пытаться стать следующим Джейсоном Мамоа, вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы набрать массу и нарастить мускулатуру.

4. Поведенческий

Последний аспект образа тела — поведенческий. Это то, какие действия вы предпринимаете по отношению к своему образу тела. Когда человеку не нравится, как он выглядит, он может демонстрировать деструктивное поведение. Это может быть что угодно, от чрезмерных физических упражнений до беспорядочного питания в попытке изменить свою внешность. Другие могут изолировать себя или не участвовать в общественных мероприятиях.

Один из моих любимых советов — сосредоточиться на функциях своего тела. Если вы хотите больше ездить на велосипеде, но сейчас вы не в форме, выбирайте более легкие маршруты и переходите к более сложным. Это сосредоточение на функции.

Наши тела позволяют нам быть связанными с этим миром. Если наши тела повреждаются погодой и солнцем, давайте пробовать продукты любой культуры и страны, участвовать в марафонских забегах, танцевать, играть и заниматься любовью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts