Вопрос 53. «Образ Я» и «Я-концепция».
Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.
Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.
Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.
Три главных элемента Я -концепции:
1) Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе.
2) Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
3) Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Составляющие Я-концепции:
Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),
Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),
При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).
Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3.Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я -реального» и «Я -идеального», атакже различение «материального Я» и «социального Я».
Я-концепция – устойчивое обобщенное внутренне не противоречивое, выраженное вербально представление о самом себе, стстема утновок относительно собственной личности.
Кон: Я-концепция как установка включает:
а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе
б) эмоциональное отношение к себе
Она уникальна и специфична для каждого человека.
Механизмы формирования Я-концепции:
интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)
Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.
Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.
социальное сравнение – проявляется двояко:
· человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями
формула Джемса: самоуважение = успех
притязания
· человек сравнивает себя с другими людьми
Т. о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.
Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.
самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.
Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:
а) восприятия своих внутренних состояний
б) наблюдения своего открытого поведения
в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется
Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам.
Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я
На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.
Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к.
Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.
Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.
Формы Я-концепции:
— реальное Я – каким человек видит себя в данный момент
— идеальное Я – каким хотел бы быть
— возможное Я – какое Я кажется ему возможным
— фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно
— динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель
— представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим
Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.
Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):
· степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.
· степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.
· степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).
· степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени
Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.
Основные направления исследования физического облика:
ü тело как хранилище Я, как граница личного пространства
ü внешность
ü тело как носитель символических знаков
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 9563; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
«Образ-Я» как фактор развития личности
Главная \ Диссертации
Диссертант: Крылов Александр Николаевич
Год защиты: 1984
Ученая степень: кандидат психологических наук
Научный руководитель: Михайлов Ф.Т.
Ведущее учреждение: АПН СССР
Место выполнения: Ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии
Крылов Александр Николаевич
«ОБРАЗ-Я» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Актуальность темы. Предметом данного исследования является та роль, которую в мотивационной сфере человека играет его «Образ-Я». ХХVI съезд КПСС и июньский пленум ЦК КПСС подчеркнули особую важность вопроса о воспитании личности советского человека. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» говорится: «Особое внимание обратить на проведение исследований по таким стержневым направлениям, как: формирование у подрастающих поколений научного, марксистско-ленинского мировоззрения; методика обучения и воспитания в условиях всеобщего среднего образования… выработка научно-психологических рекомендаций по проблемам всестороннего развития личности на всех ступенях обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста».
В решении задач воспитания психологии принадлежит особая роль как науке, которая призвана исследовать закономерности формирования и развития личности. Известно, что успех воспитания школьников зависит, в конечном счете, от их самовоспитания, от того, насколько воспитательные воздействия станут достоянием их внутреннего мира. Одним из существенных психологических факторов, обуславливающих формирование личности и характер ее самовоспитания, является ее «Образ-Я». В последние годы в психологической литературе «Образу-Я» уделяется большое внимание. Однако специальных работ, посвященных исследованию этой проблемы, по сути дела нет, в то время как психологическая категория «Образ-Я» широко используется в контексте работ по общей, возрастной и педагогической, а также социальной психологии.
Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней были выявлены положения, раскрывающие роль «Образа-Я» как фактора развития личности. В частности раскрывается роль «Образа-Я» в становлении ценностных ориентации личности, показывается что идеалы, которые рассматриваются многими исследователями вне их связи с «Образом-Я», являются важнейшим компонентом этого образа.
Цель исследования. Целью исследования являлось раскрытие роли «Образа-Я» как важного внутреннего фактора развития личности.
В соответствии с этой целью были выдвинуты задачи исследования: выявить связь «Образа-Я» личности с ее ценностными ориентациями, на этой основе раскрыть роль «Образа-Я» в самовоспитании школьников, установить значение «Образа-Я» для процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
Анализ литературы, а также данные предварительного исследования позволили выдвинуть гипотезу о том, что «Образ-Я» личности формируется в процессе интериоризации личностью системы собственных социальных взаимосвязей, в особенности общения. «Образ-Я» диалогичен, ибо в нем концентрируются отношения личности к себе с разных точек зрения — он активно участвует в формировании целей деятельности личности, начиная от простых оперативных целей по овладению определенными навыками и кончая формированием важнейших жизненных планов. Наиболее отчетливо целеполагающая функция «Образа-Я» проявляется в процессе самовоспитания личности.
Методы исследования включали: теоретический анализ литературы по проблемам развития личности, ее самосознания, по проблеме самовоспитания; включенное наблюдение, анализ педагогической документации, беседы, анкетирование, интервью.
Научная новизна работы состоит в новой методологической интерпретации принципа интериоризации применительно к «Образу-Я» как фактору развития личности. Важным представляется вывод о существенном влиянии «Образа-Я» личности на процесс ее самовоспитания. Анализ функций «Образа-Я» в этом процессе показал, что «Образ-Я» опосредствует переход воспитания в самовоспитание. Выявлена роль «Образа-Я» в профессиональном самоопределении школьников. Раскрыт характер влияния идеалов, включаемых в «Образ-Я», на становление нравственной устойчивости личности.
Основные положения, выносимые на защиту;
1. «Образ-Я» содержит целостное эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающее социальные взаимосвязи личности.
2. На различных онтогенетических этапах развития личности «Образ-Я» играет качественно разную роль как фактор развития личности. Начиная с подросткового возраста, «Образ-Я» личности играет активную мотивирующую роль в становлении ее мировоззрения.
3. Ведущей функцией «Образа-Я» в развитии личности является целеполагание, что обуславливает его важную роль в процессе самовоспитания и профессионального самоопределения личности. «Образ-Я» участвует в определении целей и задач самовоспитания, а также в формировании жизненно важных целей подростков и юношей и их профессиональных идеалов.
Практическая значимость исследования. Данные исследования позволяют углубить и расширить знания о характере и закономерностях становления личности. Поэтому материалы исследования могут быть использованы в процессе, преподавания общей, а также возрастной и педагогической психологии. Выделенные в работе психологические закономерности самовоспитания подростков и юношей могут способствовать оптимизации воспитательного процесса в школе и ПТУ и лечь в основу рекомендаций для учителей и воспитателей.
Апробация. Материал исследования обсуждался на заседаниях лаборатории теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, на педсоветах интерната ЦССМШ, на заседаниях кафедры психологии МОПИ им. Н.К. Крупской, а также использовался при чтении курсов общей, возрастной и педагогической психологии.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, Формулируются цель, задачи, гипотеза, предмет и методы исследования; показывается роль самовоспитания в процессе формирования личности, указывается, какую цель в механизме самовоспитания играет «Образ-Я» личности.
В первой главе диссертации «Методологические аспекты, проблемы «Образ-Я» в истории и на современном этапе развития психологии» рассматриваются и анализируются методологические концепции, фундаментально обосновывающие проблему «Я» в психологии. Каждая из рассматриваемых концепций несет в себе определенные позитивные моменты для дальнейших исследований проблемы личности и ее «Я». В частности, у З. Фрейда /1924/ таким моментом является положение о том, что внутренним источником развития «Я» личности служит противоречие между ее реальным и идеальным компонентами /борьба «Я» и «Идеала-Я»/. У. У. Джемса /1911/ — это положение о том, что «Я» присуще изначальное противоречие между познающим и познаваемым элементами. У К. Левина — попытка показать, что цели деятельности и намерения человека имеют для личности побудительную силу, поэтому ценности и личные цели являются не» столько факторами мышления, сколько механизмами развития личности. В. Штерн /1923, 1924/ выступал против «атомистической» психологии, дробящей целостность личности на составные психические элементы, рассматриваемые как особые сущности. Эта же установка свойственна взглядам Г. Олпорта /1961/, А. Маслоу /1954/, К. Роджерса /1947/, Г. Меррея /1954/ и др.
Важное место в первой главе уделено анализу взглядов основоположника символического интеракционизма Д. Мида /1934/ и его последователей. Это обуславливается сущностью самой проблемы, поставленной Мидом, который на вопрос о том, как человек может стать объектом рефлекссии сам для себя, дал следующий ответ: в процессе коллективного взаимодействия индивид применяет к себе отношение к нему окружающих. Следствием этого вывода является положение Мида о диалогической структуре индивидуального «Я», включенного в социальное взаимодействие с другими людьми.
Однако, наряду с позитивными моментами, все вышеперечисленные концепции содержат в себе односторонне отрицательные моменты, характерные для методологического обоснования проблемы «Я» в буржуазной психологии. Анализ этих методологических концепций позволяет утверждать, что по отношению к такой кардинальной проблеме, как определение источника внутренней активности «Я», существует известная поляризация подходов, обуславливающаяся либо абсолютизацией внутренних факторов развития «Я», либо внешних факторов. В частности, субстанциональность «Я» утверждается как в интроспективной психологии /В. Вундт, 1912, В. Титченер, 1916/, у В. Дильтея /1894/, так и в «экзистенциальной психологии» /К. Роджерс, 1947, А. Маслоу, 1954 и др/.
Субстанциональность «Я» присуща и психоанализу. Символическому интеракционизму же присуща противоположная тенденция: социальное взаимодействие трактуется как адаптация индивида к социальному окружению, поэтому внутренние характеристики «Я» — прямая проекция внешних «ролевых» взаимодействий.
Рассматривая проблемы «Образа-Я», советские психологи исходят из иных метологических принципов, чем вышеперчисленные западные психологи. Вместе с тем анализ литературы показывает, что, в то время как наблюдается явное увеличение внимания к роли «Образа-Я» в системе психологической характеристики личности, специальных фундаментальных работ, посвященных проблеме «Образа-Я», практически нет. В диссертации дается анализ работ И.С. Кона /1978, 1979/, И.И. Чесноковой /1977, 1978, 1981/, Н.И. Непомнящей /1975, 1979, 1980/,- М.И. Лисиной /1979, 1980, 1981/, В.В. Столина /1983/ и др. Отмечается, что в работах этих психологов присутствует ряд важных позитивных моментов; соотнесение «Образа-Я» с самооценками, с ценностными ориентациями личности, с единичными представлениями, с личностным общением, с конфликтом мотивов. Вместе с тем анализ вышеприведенных работ показывает, что в понятие «Образ-Я» исследователи вкладывают различное содержание.
«Образ-Я» рассматривается как установочная система — /И. С. Кон/; обобщенное представление, переходящее в понятие /;И.И. Чеснокова/ ; сторона ценностности личности /Н.И. Непомнящая/ ; ( аффективно-когнитивное представление о себе /М.И. Лисина/ ; как «Смысл-Я» /В.В. Столин/. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что авторы рассматривали разные аспекты функций «Образа-Я» в развитии личности, не давая целостную характеристику «Образа-Я». Анализ общеметодологических принципов советской психологии /Л.С. Выготский, 1934, I960; А.Н. Леонтьев, 1965 , 1975 ; С.Л. Рубинштейн, 1957, 1973 ; Д.Б. Эльконин, 1978 и др./ дает возможность подхода к целостной характеристике «Образа-Я».
Принцип интериоризации означает, что внутренний мир личности — это деятельностно преобразованный мир внешних социальных отношений, в первую очередь общения. В общении личности возникает и развивается рефлексивная способность отличить себя самого от своей же собственной жизнедеятельности, способность отнестись к себе, как к объекту изменения.
«Образ-Я» как фактор развития личности рассматривается прежде всего в социальной психологии в контексте такой деятельности, как социализация, которая выражает лишь одну из граней интериоризации — присвоение социальных норм. Сама же специфическая активность личности /внутренние основания собственной деятельности/ формируется во взаимодействии с социальной средой, в общении с другими людьми. Внутренний мир личности во многом формируется посредством интериоризации ее общения. Наиболее полно влияет на становление «Образа-Я» личностное общение, отличающееся от «ролевого» общения тем, что в нем главную функцию несет не сама информация, а отношение к ней. Интериоризуясь в «Образ-Я» личности, личностное общение проявляет в нем свою диалогическую природу. Исходя из диалогической природы «Образа-Я», мы рассматриваем его функциональные характеристики.
Вторая глава диссертации «Диалогичность «Образа-Я» личности как фактор ее развития» посвящена анализу функциональных » особенностей «Образа-Я» личности. Представленная в диссертации характеристика диалогической природы «Образа-Я» опирается на некоторые положения М.М. Бахтина /1975, 1979/, научные взгляды КОТОРОГО, как неоднократно отмечалось исследователями /М. Н. Бобнева, 1931, Е.А. Родионова, 1981 и др./, имеют много общего с научными взглядами Л.С. Выготского. М.М. Бахтин дал характеристику развитого самосознания личности. Конкретизируя эту характеристику применительно к «Образу-Я», мы пришли к следующему выводу: в ходе личностного общения у человека складываются навыки и критерии внутреннего обращения к самому себе.
Важнейшим условием построения собственного «Образа-Я» оказывается пониманье личностью другого человека. Поэтому «Образ-Я» личности включает в себя в той или иной степени образы значимых для личности людей, становящихся «внутренними собеседниками». Целостность «Образа-Я» обуславливается тем, что его построение означает самоопределение, перестройку всей системы ценностных ориентации личности.
Образ «другого» входит в «Образ-Я» всегда через его оценку, приобретая определенную степень личностной значимости. Поэтому «Образ-Я» личности находится в постоянном процессе становления — диалоге с другими «Я». Он всегда незавершен, открыт и устремлен в потенциальное будущее.
В данном контексте, «Образ-Я» рассматривается как развивающееся целостное отношение личности к себе, опосредствованное ее социальными взаимосвязями, в первую очередь — общением. Диалогическая природа «Образа-Я» подтверждается данными конкретных психологических исследований» Опыты по пребыванию личности в одиночестве /О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, 1971/ достаточно полно иллюстрируют процесс интериоризации общения в «Образ-Я»:
а) испытуемый строил свои отношения с самим робой по принципу и подобию тех видов отношения, в которых он находился до эксперимента; б) испытуемые экстериоризовали из себя двойника в виде «близкого собеседника»; в) экстериоризованный образ часто вступал с ядром личности, как в синергические, так и в антагонистические отношения. Эти данные показывают, что целостность «Образа-Я» не только теоретическое понятие, но и практический способ существования личности.
Во внутреннем обращении к самой себе личность по отношению к значимой деятельности диалогически соотносит различные возможности по осуществлению этой деятельности. Наиболее личностно значимая возможность, становясь «ядром» «Образа-Я», предстает перед личностью как цель деятельности. Значимость цели опирается на устойчивое отношение личности к себе. Одной из основных функций «Образа-Я» в развитии личности и является функция целеполагания / постановка значимых целей и побуждение к их осуществлению/.
Для того, чтобы раскрыть конкретно-психологическое содержание этой функции, в диссертации рассматривается онтогенетический аспект развития «Образа-Я». Переход к этому аспекту обусловлен также тем, что диалогическая характеристика «Образа-Я» был дана применительно к анализу развитого самосознания, являющегося в определенной степени результатом развития личности.
«Образ-Я» как любое психологическое образование проходит путь развития от низших форм к высшим. Согласно экспериментальным данным /М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева и др./ «Образ-Я» начинает складываться уже в первом полугодии жизни младенца в форме самоощущения. Отношение младенца к себе изначально опосредствовано его общением со взрослыми /отказ от нежелательных воздействий взрослого, активные попытки перестроить эти воздействия, яркие эмоции, сопровождающие деятельность общения, пристрастные субъективные реакции младенца на действия взрослых/.
В совместной деятельности со взрослыми, в предметных манипуляциях младенец формирует свои двигательные и сенсорные способности. Вывод ряда исследователей /М.И. Лисина, 1966, С.Ю. Мещеряков, 1975/ о том, что познавательная деятельность младенца сама обусловлена развитием общения детей с окружающим взрослыми, дает нам основание утверждать, что зачатки целесообразных действий младенцев /овладение предметно-манипулятивными действиями/ основаны на внешних диалогических взаимоотношениях со взрослыми, отраженных в их «Образе-Я».
Основой отношения ребенка к себе выступает его отношение к совместной деятельности со взрослым. Уже у младенца его «Образ-Я» направлен на некоторое опережение действительности – предвосхищение эмоциональных реакций взрослых. В игре детей раннего возраста за предметами /игрушкой/ стоит образ взрослого, обучающего ребенка способам действия с этими предметами и дающего их обобщенные названия. Особенно явственно диалогические отношения, развивающие потенциальные возможности ребенка, проявляются в «ролевой игре», характерной для старшего дошкольного возраста. Содержанием «ролевой игры» являются не сами предметы, а предметно-опосредованные отношения людей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает социальные последствия и потенциальную оценку взрослыми игрового действия. Выбор линии поведения в «ролевой игре» с другими детьми требует от ребенка определенной оценки собственных возможностей т.е. определенной рефлексии. Опосредованное опытом «ролевой игры» отношение к себе /«Образ-Я»/ в контексте самой игры способствует формированию у ребенка сознательных целей – запомни «ролевые» действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Опыт «ролевой» игры отражается в «Образе-Я» ребенка в виде относительно устойчивых эмоциональных предпочтений, на основе которых появляется определенный уровень притязаний на ту или иную «роль».
В младшем школьном возрасте развитие «Образа-Я» обусловливается накопление опыта сравнения самого себя с другими детьми в системе единой для всех и безусловно значимой учебной деятельности. При этом особенно явственно заметна зависимость «Образа-Я» младшего школьника от внешних оценок учителей и родителей, в «Образ-Я» включаются устойчивые оценки /хороший ученик, плохой ученик, средний и т.д./.
У школьников 4-х, 5-х классов отношение к себе складывается в результате сравнения различных оценок в значимой учебной деятельности /учителей стало много/. Если у школьников 1-3-х классов в их «Образе-Я» в основном отражается отношение к учебе в целом, то в 4-х, 5-х классах в «Образе-Я» часто отражается отношение к тому или иному учебному предмету, появляется иерархия личностной значимости этих предметов. При этом сохраняется зависимость «Образа-Я» от внешних оценок, отношение к учебному предмету в основном определяется отношением к личности учителя и взаимоотношением с ним.
Начиная с подросткового возраста, самосознание личности претерпевает существенные изменения, появляются следующие психологические новообразования: переориентация на свой внутренний мир, резкое повышение роли рефлексии; осознание себя как взрослого /чувство взрослости/; появление такой формы саморегуляции, как самовоспитание; переход на новый /взрослый/ тип общения; повышенное чувство собственного достоинства; появление устойчивых интересов и склонностей; переход от ориентации на оценку к самооценке. Меняется и качественное содержание «Образа-Я» личности: с подросткового возраста в «Образ-Я» начинают входить идеалы личности. Спецификой идеала является некоторое опережение действительности на основе формирующихся у личности нравственных эталонов. Диалогические отношения оказываются исходными для интериоризации идеалов в «Образ-Я» личности. Исследователи фиксируют, что изначально у подростков в подавляющем большинстве -внешним носителем идеала выступает референтная подростку конкретная личность, и лишь затем происходит все большее обобщение нравственных эталонов идеала.
Новое содержание «Образа-Я» /идеалы/ меняет всю систему целеполагания личности: происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию устойчивых личностных перспектив. Меняется и характер самих целей, конкретные цели соотносятся с появляющимися отдаленными целями, формируется в общих чертах «жизненный план» личности. В онтогенетическом развитии «Образа-Я» личности важным аспектом является внутренний» диалог. Диалогическое отношение к себе и заключается в том, что личность постоянно относится к себе, как к объекту изменения. Само содержание «Образа-Я» /отражение социальных взаимосвязей личность/ обусловливает для личности определенное опережение действительности в виде целей и задач собственного развития.
В развитии личности в онтогенезе «Образ-Я» играет важную роль в постепенном переходе от реактивности к активности. В аспекте этого перехода мы различаем два качественно различных этапа, отличающиеся в основном по качеству целеполагания. Первый этап характеризуется тем, что до подросткового возраста «Образ-Я» личности ребенка во многом является проекцией его внешних идентификаций /представления о самом себе, самооценки, в основном формируются из оценочных суждений взрослых/.
Целеполагающая функция «Образа-Я» проявляется в основном в присвоении конкретных, внешне заданных целей. Именно поэтому «теория ролей» в значительной степени раскрывает роль «Образа-Я» как фактора развития личности, но именно на данном онтогенетическом этапе.
Однако «теория ролей» не раскрывает роль «Образа-Я» как фактора развития личности на втором онтогенетическом этапе становления образа /подростковый и юношеский возраст/. В категориальную систему «теории ролей» не вписываются такие определяющие второй этап компоненты «Образа-Я», как идеалы и устойчивые нравственные нормы. Идеалы личности, включаемые в «Образ-Я», во многом опосредствуют внешние воздействия и служат основанием для собственной активности личности. Анализ онтогенетического развития «Образа-Я» позволил нам конкретизировать некоторые его характеристики, обеспечивающие его функциональную роль.
«Образ-Я» представляет собой целостное, развивающееся аффективно-когнитивное отношение личности к себе. Отдельные представления личности являются частным выражением целостности «Образа-Я» и включаются контекст эмоционально-ценностного отношения личности к себе.
Частные самооценки личности, будучи когнитивной стороной «Образа-Я», являются инструментом, развивающим целостный образ. Частные самооценки формируются на основе «Образа-Я», и, в зависимости от степени личностной значимости оцениваемой деятельности становятся его когнитивным содержанием, которое в «Образе-Я» соотносится с нравственными критериями личности. Итак, «О6раз-Я» как фактор развития личности выполняет ряд функций. Ведущей функцией является целеполагание. Посредством самооценок «Образ-Я» выполняет также регулятивную функцию. Поэтому в задачи исследования входило рассмотрение роли «Образа-Я» личности как фактора такой важнейшей для подростков и юношей деятельности, как самовоспитание, отражающее высокий уровень саморегуляции личности.
В третьей главе диссертации «Образ-Я» как психологический фактор самовоспитания школьников» рассматриваются функции «Образа-Я» в самовоспитании. В педагогической и психологической литературе по проблеме самовоспитания /Д.М. Гришин, 1975, А.Г. Ковалев, 1976, А.И. Кочетов, 1979, Л.И. Рувинский, 1982, М.Г. Тайчинов, 1982 и др./ взаимосвязь воспитания и самовоспитания рассматриваются в основном лишь со стороны внешних воздействий. Все исследователи сходятся на том, что успех воспитания зависит в конечном счете от самовоспитания школьников, что самовоспитание как ведущая деятельность личности начинается с подросткового возраста, что этот процесс характеризуется формированием личностью собственной программы самовоспитания. Однако недооценка нравственного фактора как стержневого в становлении личности приводит к «абсолютизации когнитивного аспекта самовоспитания, механизм которого определяется только через осознание личностью необходимых для себя качеств /А.И. Кочетов, А.Г. Ковалев/. В работах других авторов /Л.И. Рувинский, М.Г. Тайчинов/ нравственная сфера самовоспитания определяется как стержневая. Механизм самовоспитания определяется ими через интериоризацию воспитуемыми «педагогического образца». Однако отсутствие такого внутреннего фактора, как «Образ-Я» в объяснении механизма самовоспитания, создает иллюзию непосредственности перехода «педагогического образца» во внутренний план личности.
Задачей данной главы было показать, как «Образ-Я» личности опосредствует переход воспитания в самовоспитание. Под самовоспитанием подразумевается процесс сознательного, направленного самоизменения личности в соответствии с определенной программой. Программа самовоспитания личности включает в себя: цели и задачи, а также относительно стабилизированные критерии этих целей и задач.
Программа самовоспитания выступает для личности как относительно устойчивый образ желаемого будущего. Образ желаемого будущего — важнейший компонент «Образа-Я» личности, поэтому одной из главных функций «Образа-Я» личности в ее самовоспитании является ‘формирование программы самовоспитания. Эта программа формируется в активном внутреннем диалоге с идеалом. У подростков, как правило, идеалы сосуществуют, их противоречие друг другу может порождать внутренний конфликт, что ведет к определенной неустойчивости «Образа-Я», внешне выражающейся в неуверенности в своих силах, в резком изменении критериев самооценок и т.д. В деятельности самовоспитания эта неустойчивость «Образа-Я» преодолевается: подросток, как правило, пробует свои силы в различных значимых деятельностях, успех в одной из них стабилизирует «Образ-Я» и углубляет тем самым программу самовоспитания.
Внутренний диалог подростка постоянно усложняется, в нем помимо образов-идеалов присутствует образ группового «мы» — типичного сверстника своего пола.
Процесс самовоспитания, устремленный к достижению идеала, постоянно корректируется сравнением с образом «мы», что способствует большему обобщению качеств идеала, включаемых в «Образ-Я». К юношескому возрасту, как правило, сосуществование идеалов отражает их определенное постоянство, выраженное в тенденции сохранения выбора нравственных качеств даже при изменении образа-идеала. Постоянство идеала у юношей способствует развитию устойчивости личности школьников в процессе их самовоспитания, что находит свое отражение в их целеполагании /краткосрочные цели соотносятся с появляющимися на основе постоянного идеала долгосрочными, задачи самовоспитания становятся более реалистичными/.
Таким образом, «Образ-Я» в процессе самовоспитания личности способствует выполнению следующих функций: 1) отбору воспитательных воздействий по их личностной значимости; 2) формированию целей и задач самовоспитания; 3) выступает в качестве побудительной силы, способствуя формированию нравственного плана самовоспитания — активного отношения к его целям и задачам, на основе собственных нравственных критериев. Все это делает «Образ-Я» мощным фактором в формировании жизненных планов подростков и юношей. В жизненных планах подростков и юношей самым важный аспектом становится выбор профессии. Профессиональное самоопределение сопряжено с социально-нравственным выбором личности /соотношением личных и общественных потребностей, совмещаемых в данной профессии/.
Из функциональной роли «Образа-Я» в процессе самовоспитания вытекает, что «Образ-Я» в профессиональном самоопределении личности является побудительной силой, формирующей активное отношение к целям и задачам собственного профессионального будущего.
В четвертой главе диссертации «Образ-Я» и профессиональное самоопределение школьников» рассматривается психологический аспект профессионального самоопределения школьников. Исходя из того, что целеполагающая роль «Образа-Я» в самовоспитании /формирование программы самовоспитания и побуждение к деятельности по ее осуществлению/ велика, мы выделили задачу выявления того, как влияет интериоризация профессиональных качеств идеалов на характер самовоспитания школьников. Мы задались целью выявить характер этой связи /профессиональных идеалов и самовоспитания/. В качестве объекта исследования мы выбрали старшеклассников интерната ЦССМШ /Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской Государственной консерватории/. Выбор объекта был обусловлен спецификой особенностей развития личности учащихся в условиях интерната ЦССМШ. Дело в том, что само поступление в интернат ЦССМШ, происходящее в 3, 4 классах, в отличие от обычных школ, задает ученику профессиональную определенность: он готовится стать музыкантом-профессионалом. Поэтому, когда у большинства подростков обычных школ начинает играть важную роль их перспективное профессиональное самоопределение, у подростков из ЦССМШ происходит не выбор, а личностное обоснование своей’ ведущей деятельности.
В условиях интерната ЦССМШ психологу гораздо легче фиксировать конкретные идеалы старшеклассников, т.к. в этих идеалах персонифицируются музыкант-профессионалы.
В условиях интерната ЦССМШ специфична также и система общения учеников. Во-первых — педагог по специальности, который практически не меняется на всем протяжении обучения, всегда референтен; общение учащегося со своим педагогом по специальности носит более неформальный характер, чем обычное общение учителей и учеников в массовой школе. Во-вторых — широко распространено разновозрастное общение: общаются не только не классам, но и по специальности /скрипачи, пианисты и т.д./, поэтому перед глазами учащихся всегда имеются конкретные возможности сравнения себя как со старшими, так и с младшими коллегами по специальности. Профессиональные перспективы ренинов интерната опираются на опыт общения с музыкантами-профессионалами, в частности, с теми исполнителями, которые, будучи некогда старшеклассниками интерната, общались со своими более младшие коллегам по специальности. Профессиональные личностные перспективы учеников интерната более реалистичны и конкретизированы в сравнении с профессиональными перспективами учеников массовых школ. Мы поставили перед собой задачу выявить: 1) на такие качества профессионального идеала ориентируются старшеклассники в своих личных перспективах; 2) как влияют интериоризованные в «Образ-Я» ученика профессиональные качества идеала на степень устойчивости личности; 3) как эти качества влияют на программу и ход самовоспитания?
Для Решения этих задач были использованы методы: наблюдение, беседы, интервью, анализ педагогической документации / журналов, протоколов педсоветов и т. д./, анализ сочинений учащихся; все это корректировалось участием автора исследования в совместной деятельности с испытуемыми / автор работал воспитателем старшей группы/. Исследование проводилось в течении четырех лет /1978-1982 г.г./. В ходе индивидуальных бесед со старшеклассниками интерната, а также бесед с их преподавателями и в результате анализа сочинений на свободную тему мы установили, что все учащиеся к середине восьмого класса имели конкретные идеалы, олицетворяемые «эталонными исполнителями». С помощью анкеты были выявлены предпочитаемые восьмиклассниками качества личности профессионала-исполнителя.
В анкету были включены личностные, исполнительские и социально-престижные качества личности. Под личностными подразумевались качества, фиксирующие отношение личности к профессиональной деятельности. Под исполнительскими или техническими качествами подразумевались технические умения и навыки, необходимые музыканту. Под социально-престижными — не столько качества личности, сколько условия оптимального исполнительского существования. Из 19 качеств ученикам надо было выбрать 6 и поставить их в порядке предпочтения от высшего к низшему. Результаты анкетирования позволили разбить учеников на две группы: с большим предпочтением исполнительских и социально-престижных качеств /11 человек/ и с большим предпочтением личностных качеств /11 человек/. Беседы с педагогами, систематические наблюдения, анализ сочинений на тему «Мой любимый музыкант» подтвердили преобладание у старшеклассников интерната ЦССМШ двух типов профессиональной направленности: ориентацию на техническую сторону личностей-идеалов /технические умения и навыки/ и ориентацию на личностные качества, необходимые для данной профессии. Анализ наблюдений за профессиональным самовоспитанием старшеклассников показал, что сам процесс самовоспитания зависит от направленности личности, от того, какие качества идеала включаются в «Образ-Я». Мы зафиксировали, что интериоризация конкретного идеала в «Образ-Я» у учащихся с техническим типом направленности способствовала преобладанию во внутреннем диалоге «ролевого общения», в котором идеал выступал как носитель чисто технической информации. У учащихся с личностным типом направленности «Образ-Я» основывался на личностном общении, в котором в первую очередь выступало отношение конкретного идеала к собственной профессиональной деятельности. Соответственно различная направленность влияла на цели и задачи /программу/ профессионального самовоспитания. В частности, музыканты всех специальностей, кроме фортепиано, к подростковому возрасту в своих жизненных перспективах видят себя солистами-исполнителями; реальные же социальные потребности состоят в том, что солистами будут единицы, а остальные станут оркестрантами. К 10 классу у учеников с личностной направленностью наблюдалась двойная ориентация в программе самовоспитания: с одной стороны, они продолжали ориентироваться на максимум /солиста/, с другой стороны — на оркестранта. Анализ материалов исследования показал, что в «Образе-Я» этих учеников присутствует не антагонистический конфликт типа «или солист или оркестрант», характерного для I группы, а обе эти перспективы базируются на целостном обобщенном образе музыканта — «Я — в будущем». У всех учеников интерната в 8, 9 классах формируется программа собственных музыкальных пристрастии, которая входит в программу самовоспитания. Однако у I группы она менее действенна, чем у второй. Наблюдения показали, что она у I группы во многом строится подражательно / выбираются те произведения, которые часто играет «эталонный исполнитель», достаточно » эталонному исполнителю» сыграть новое технически эффектное музыкальное произведение, как оно включается в перспективную программу/, у II группы даже при блестящей игре «эталонного исполнителя» учащиеся не включают это произведение в перспективную программу самовоспитания, если не осознают его необходимость для развития своей музыкальной индивидуальности.
Проделанный в диссертации анализ соотношения оценок, самооценок и ожидаемых оценок по специальности у учащихся интерната в 8 и 11 классах /1979 и 1982 г.г./ показал, что учащиеся второй группы в своей учебе по специальности более ориентированы на самооценки, чем учащиеся первой группы. Если у учащихся первой группы для поддержания уровня собственных самооценок важны в первую очередь отметки, то у второй группы самооценки зависят не от отметок, а от общей оценки глубины исполнения.
Полученные данные исследования самовоспитания старшеклассников ЦССМШ показали, что устойчивость личности учеников со вторым типом направленности /личностной/ была выше, чем у первого /технической/. Эта устойчивость определяется тем, что их самовоспитание опирается на внутренние, а не на внешние факторы, оно более независимо от внешних воздействий, более соотносится с мировоззренческой позицией личности.
Влияние «Образа-Я» на устойчивость личности проявляется в том, что внутренний диалог учащихся второй группы, осуществляемый по типу личностного общения, способствует выработке более глубоких нравственных критериев собственной профессиональной деятельности, чем «ролевой» диалог, характерный для учащихся первой группы.
Для того, чтобы выявить роль «Образа-Я» в Профессиональном самоопределении старшеклассников массовых школ, мы провели соответствующие исследование по определенной программе. В результате анализа анкет, интервью, в ходе бесед подтвердился тот факт, что критерии профессионального выбора старшеклассников массовых школ очень часто неустойчивы. Отношение к выбираемой профессии, основанное преимущественно на внешней информации, не включается глубоко в «Образ-Я» личности школьника, вследствие чего становится неустойчивым. Тот факт, что старшеклассники в своем профессиональном выборе чаще ориентируются не на специалистов-профессионалов, а на референтных товарищей, свидетельствует о том, что их идеал, включаемый в «Образ-Я», в отношении профессиональных качеств носит слишком абстрактный характер. В тех же случаях, когда в практике работы массовых школ налажена совместная деятельность учащихся и специалистов-профессионалов, организованная в той или иной степени по типу личностного общения, у школьников формируются нравственные критерии отношения к профессиональной деятельности в целом. Поэтому к моменту выбора профессии эти критерии способствуют оптимизации выбора. «Образ-Я» становится важным положительным фактором профессионального самоопределения старшеклассников.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. «Образ-Я» личности как развивающееся» целостное отношение личности к себе, формируется путем интериоризации личностью своих социальных взаимосвязей. Диалогизм отношения к себе обуславливает выбор личностью целей и задач собственного развития. Ведущей функцией «Образа-Я» в развитии личности является функция целеполагания. Посредством самооценок «Образ-Я» выполняет регулятивную функцию.
2. Онтогенетический анализ становления «Образа-Я» личности показывает, что, начиная с подросткового возраста, «Образ-Я» становится важным фактором самовоспитания личности. Он способствует осуществлению отбора способов самовоспитания, формированию целей и задач самовоспитания, формированию нравственных критериев отношения личности к целям и задачам самовоспитания. «Образ-Я» личности опосредствует ее переход к самовоспитанию.
3. Изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников ЦССМШ выявило следующее:
а) Старшеклассники ЦССМШ в своих профессиональных перспективах ориентируются либо на технические, либо на личностные качества идеала-профессионала, интериоризуемые в их «Образ-Я».
б) У учащихся с техническим типом направленности в «Образе-Я» преобладает «ролевой» диалог с идеалом, учащихся с личностной направленностью диалог строится по типу личностного общения.
в) Следствием различного влияния «Образа-Я» на процесс профессионального самоопределения является то, что учащиеся с личностной ориентацией в своем профессиональном самовоспитании обнаруживают большую устойчивость, проявляемую в постоянстве и целенаправленности профессионального поведения, чем учащиеся с технической ориентацией.
4. Отсутствие диалогического контакта учащихся с профессионалами к моменту выбора профессии / то, что мы часто наблюдаем в обычной школе/ ведет к тому, что идеал, включаемый в «Образ-Я», носит у них слишком абстрактный /воображаемый/ характер, а критерии профессионального выбора характеризуются неустойчивостью.
В целом полученные материалы подтверждают нашу гипотезу о том, что «Образ-Я» является важным фактором развития личности, обуславливающим становление ее ценностных ориентации.
Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях автора:
1. Некоторые особенности становления личности в коллективе музыкально одаренных детей. — В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. — М., 1980, с. 130-131
2. К вопросу о логике обоснования процесса становления личности и ее «Я в современной западной психологии» — В сб.: Личность и индивидуальность в психологическом исследовании. Под ред. Г.В. Равич-Щербо, Э.А. Фарапоновой. НИИ общей и педагогической психологии. — М., 1981 /Рукопись депонирована в ОЦНИ «Школа и педагогика» М-ва просвещения СССР и АПН СССР 5.10.1981г. № 52-81/. 8 с.
3. «Образ-Я» как регулятор процесса самовоспитания школьников. – В кн.: Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов II-й Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле 28-30 сентября 1982 г. — М., 1982 г., с. 42-43.
4. Интериоризация идеалов как основа самовоспитания школьников. – В ж. Новые исследования в психологии. /Принято в печать/.
Перейти к списку диссертаций
Образ Я. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Образ Я. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассниковВикиЧтение
Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Вачков Игорь Викторович
Содержание
Образ Я
Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.
В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.
Стефан Цвейг
Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?
Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.
Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.
Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.
Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.
Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Образ Я
Образ Я Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя
Теологический образ Бога и психологический образ человека
Теологический образ Бога и психологический образ человека Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы
Образ и Душа
Образ и Душа Не будем забывать, что отправной точкой цивилизации современного западного мира является классическая Греция. Это имеет особенно большое значение для глубинной психологии и, в частности, для юнговской психологии, в которой считается, что психическая жизнь
5. Ваш телесный образ
5. Ваш телесный образ Если первый взгляд или рукопожатие способны разоблачить, то и ваша манера общения в целом оказывает определенное воздействие на окружающих. В разные моменты жизни каждому из нас приходится то брать на себя инициативу, то поневоле принимать
Идеализированный образ «Я»
Идеализированный образ «Я» Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого
Желаемый Я-образ
Желаемый Я-образ Желаемый Я-образ — это «я, обладающий большим количеством выборов, для которого это нежелательное поведение/реакция — не проблема». Есть ряд элементов, делающих этот образ сильным мотиватором изменения.Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый
Символизм физиологизма: образ тела и образ мира
Символизм физиологизма: образ тела и образ мира Антропоморфный принцип в космогонии представляет человеческий организм и продукты его жизнедеятельности в качестве аллегории структурных компонент мира и законов их функционирования. В некоторых архаических мифах
«Я»-образ
«Я»-образ В самой первой книге по психологии, которую написал американский философ Уильям Джеймс в 1890 году, говорилось, что человек отличается от животных наличием модели «Я».Конечно, такой простой и яркий признак отличия от животных, как образ «Я», одно время был
Образ врага
Образ врага Пришла ко мне на занятия как-то одна супружеская пара. На индивидуальную консультацию времени у меня не было, поэтому я попросила их прийти в другой раз. Но дама была настойчива в своих требованиях – ей хотелось всего сразу и сейчас! Ну я и выдала ей весь
Идеальный образ
Идеальный образ Идеальный образ личности закрывает возможности для сотрудничества. Мы смотрим вокруг и видим, насколько наша природа разумна. Нам трудно представить, что все это лишь результат биологической случайности. Именно поэтому мы всерьез сомневаемся, что живем
Образ здоровья или образ жизни?
Образ здоровья или образ жизни? На Востоке здоровье всегда было результатом взаимоотношений. Считается, что ни разум, ни тело, ни дух не может рассматриваться как единственная причина или жертва заболевания, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. То, что символ
Я-образ
Я-образ В этом разделе мы познакомимся со следующей составляющей интеллекта, которая называется: Я-образ. Я-образ – это то, что вы думаете о самом себе. Это единственное, на что вы можете реально повлиять. И это – главный источник вашей силы.Чем лучше и точнее вы себя знаете,
Я-образ
Я-образ Все, что мы о себе думаем, составляет наш «Я-образ».Я-образ – это не простое восприятия себя как некоторого организма, что свойственно и приматам. Это восприятие себя именно как активного субъекта со своими потребностями, желаниями и целями. Воздействуя на Я-образ,
Женский образ
Женский образ Такими увидели представительниц прекрасного пола мужчины:• Мечтает быть счастливой.• Хочет быть замужем и иметь детей.• Ей ужасно, когда она чувствует себя одинокой.• Очаг, дом – в ее владении, и от этого она много требует.• Ей важно быть ценной и нужной.•
Образ солдата
Образ солдата В военный госпиталь приехал ансамбль песни и пляски сельской школы, чтобы подбодрить раненых. «Ааа-са… оо-па…» — кричал бодро самый маленький танцор. И так как не все раненые могли встать и выйти в коридор, где происходил концерт, мальчик в папахе вбежал в
Как возникает образ
Как возникает образ Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в
Почему это вирусное изображение неузнаваемых объектов такое жуткое?
Подробнее
Что вы видите на этом изображении? Зрители обнаруживают, что практически невозможно идентифицировать какой-либо из почти знакомых объектов на картинке — и это их пугает.
Пользователь Твиттера @melip0ne поделился этим изображением во вторник (22 апреля) с задачей: «Назови что-нибудь на этой фотографии». С тех пор он породил тысячи недоуменных ответов и диковинных догадок.
Изображение не просто ставит в тупик зрителей; это также заставляет некоторых из них чувствовать себя очень неловко, что приводит к таким комментариям, как «мне так некомфортно», «это меня напрягает» и «спасибо, я сейчас теряю рассудок».
Что именно изображено на этом причудливом изображении и почему оно так тревожит? [Почему CGI-люди такие жуткие и что с этим делают ученые]
Попытка интерпретировать двусмысленное изображение, подобное этому, вызывает неуверенность, которая может привести к ощущению «напуганности», доктор Фрэнк МакЭндрю, профессор психологии в Ноксе. Колледж в Гейлсберге, штат Иллинойс, сообщил Live Science в электронном письме.
Когда человек не уверен, что что-то может быть вредным, нормально испытывать чувство беспокойства, сказал МакЭндрю. Но очевидно, что это изображение не представляет угрозы, так что же происходит?
«Нас также может напугать путаница вещей, которые нажимают конкурирующие кнопки в нашем мозгу, затрудняя нам классификацию или понимание того, на что мы смотрим», — сказал он.
Как бы ваш мозг ни пытался осмыслить изображение, оно просто не разрешится во что-то знакомое; это еще больше усиливает чувство дискомфорта, сообщил Live Science в электронном письме доктор Стивен Шлозман, доцент психиатрии Гарвардской медицинской школы.
«Я думаю, жуткий эффект возникает из-за попыток нашего мозга распознать паттерн, сосредоточиться на этом паттерне, а затем постоянно нарушать ожидаемый паттерн другим узнаваемым паттерном», — сказал Шлозман.
«Клянусь, я вижу шимпанзе на этом фото. Но потом оно становится чем-то другим, а потом чем-то еще. Я не могу собрать головоломку», — сказал он. «Я могу получить часть этого, но никогда не достаточно, чтобы понять, что я вижу».
Вирусная картинка, вероятно, была сгенерирована в цифровом виде с помощью искусственного интеллекта (ИИ), сказала Джанель Шейн, исследователь в области электротехники , которая обучает нейронные сети — тип ИИ, который «обучается» подобно мозгу.
Шейн рассказал Live Science, что ей было «9 лет». Уверен на 5%» это изображение было создано нейронной сетью под названием BigGAN, алгоритмом, обученным Google для составления подробных фотографий с нуля. примеров фотографий», — сказала Шейн. «Он был обучен генерировать около 1000 различных категорий изображений, но забавная особенность GAN заключается в том, что вы также можете попросить их генерировать изображения, представляющие собой смесь категорий», — сказала она.
Объекты неузнаваемы, потому что они не существуют в реальном мире, а скорее являются цифровыми составными частями нескольких объектов, которые были объединены алгоритмом9.0004
Фактически, ранее Шейн писала о том, что BigGAN делает именно это, в своем блоге AI Weirdness. Настройка параметров в модели, которая генерирует изображения собак и цветов, например, может привести к восхитительному урожаю шиповника.
(Изображение предоставлено Ganbreeder)Шейн просмотрел изображение в Твиттере, используя ИИ для распознавания изображений, который был обучен на том же наборе данных, что и BigGAN; они определили, что странные «объекты», вероятно, были получены из таких категорий изображений, как магазин игрушек, пекарня и продуктовый магазин, написала она в серии твитов.
ИИ не всегда так уж плохо создает реалистичные сцены. Нейронная сеть под названием StyleGAN недавно сгенерировала удивительно реалистичные фотографии человеческих лиц (хотя ее усилия по воссозданию кошек были откровенно ужасающими). Часто интерпретация ИИ нашего мира может быть достаточно похожей, чтобы быть знакомой, и достаточно разной, чтобы вызывать беспокойство, «именно это делает изображения, созданные ИИ, такими глубоко тревожными», — сказал Шейн.
«Мы видим, как наш мир отражается к нам через что-то, что отлично работает с текстурами и освещением, но не понимает основ того, как работают объекты.»
Для тех, кто любит пугаться и хочет создавать свои собственные кошмарные изображения, они могут сделать это с помощью онлайн-инструмента искусственного интеллекта Ganbreeder, добавил Шейн.
- 5 интригующих применений искусственного интеллекта (это не роботы-убийцы)
- Могут ли машины быть творческими? Познакомьтесь с 9 «художниками» с искусственным интеллектом
- Искусственный интеллект: дружелюбный или пугающий?
Первоначально опубликовано на Live Science .
Минди Вайсбергер — старший автор журнала Live Science, освещающий общие темы, включая изменение климата, палеонтологию, странное поведение животных и космос. Минди имеет степень M.F.A. в области кино Колумбийского университета; до Live Science она продюсировала, писала и руководила СМИ для Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. Ее видеоролики о динозаврах, астрофизике, биоразнообразии и эволюции появляются в музеях и научных центрах по всему миру, получая такие награды, как CINE Golden Eagle и Communicator Award of Excellence. Ее статьи также публиковались в журналах Scientific American, The Washington Post и How It Works Magazine.
Заливка объектов цветом или изображением в Pages на iPhone
Pages
Искать в этом руководстве
Руководство пользователястраниц для iPhone
- Добро пожаловать
- Введение в страницы
- Текстовый редактор или верстка?
- Знакомство с изображениями, диаграммами и другими объектами
- Создайте свой первый документ
- Введение в создание книги
- Используйте шаблоны
- Найти документ
- Откройте документ
- Сохранить и назвать документ
- Распечатать документ или конверт
- Отменить или повторить изменения
- Предотвращение случайного редактирования
- Быстрая навигация
- Введение в символы форматирования
- Показать линейку
- Просмотр страниц рядом
- Быстрое форматирование текста и объектов
- Просмотр оптимизированной версии документа
- Копировать текст и объекты между приложениями
- Основные жесты сенсорного экрана
- Создайте документ с помощью VoiceOver
- Используйте VoiceOver для предварительного просмотра комментариев и отслеживания изменений
- Выберите текст и поместите точку вставки
- Добавить и заменить текст
- Скопируйте и вставьте текст
- Добавить, изменить или удалить поле слияния
- Управление информацией об отправителе
- Добавление, изменение или удаление исходного файла в Pages на iPhone
- Заполнение и создание настраиваемых документов
- Форматирование документа для другого языка
- Используйте фонетические справочники
- Использовать двунаправленный текст
- Используйте вертикальный текст
- Добавить математические уравнения
- Закладки и ссылки
- Добавить ссылки
- Изменить внешний вид текста
- Установить шрифт по умолчанию
- Изменить заглавные буквы текста
- Используйте стили текста
- Копировать и вставлять стили текста
- Автоматически форматировать дроби
- Лигатуры
- Добавить буквицы
- Сделать символы надстрочными или подстрочными
- Форматирование китайского, японского или корейского текста
- Формат дефисов и кавычек
- Установить интервалы между строками и абзацами
- Установить поля абзаца
- Форматировать списки
- Установить позиции табуляции
- Выравнивание и выравнивание текста
- Добавить разрывы строк и страниц
- Форматировать столбцы текста
- Связать текстовые поля
- Установите размер и ориентацию бумаги
- Установить поля документа
- Настройка разворота страниц
- Шаблоны страниц
- Добавить страницы
- Добавляйте и форматируйте разделы
- Изменение порядка страниц или разделов
- Дублирование страниц или разделов
- Удалить страницы или разделы
- Оглавление
- Сноски и концевые сноски
- Заголовки и колонтитулы
- Добавьте номера страниц
- Изменить фон страницы
- Добавить рамку вокруг страницы
- Добавляйте водяные знаки и фоновые объекты
- Добавить изображение
- Добавить галерею изображений
- Редактировать изображение
- Добавить и изменить фигуру
- Объединяйте или разбивайте фигуры
- Сохранение фигуры в библиотеке фигур
- Добавление и выравнивание текста внутри фигуры
- Добавьте линии и стрелки
- Добавляйте и редактируйте рисунки
- Добавить видео и аудио
- Запись видео и аудио
- Редактировать видео и аудио
- Установите формат фильма
- Размещение и выравнивание объектов
- Размещайте объекты с текстом
- Используйте направляющие для выравнивания
- Слой, группировка и блокировка объектов
- Изменить прозрачность объекта
- Заполнение фигур и текстовых полей цветом или изображением
- Добавить границу к объекту
- Добавить подпись или заголовок
- Добавьте отражение или тень
- Используйте стили объектов
- Изменение размера, поворот и отражение объектов
- Добавить или удалить таблицу
- Выбор таблиц, ячеек, строк и столбцов
- Добавление или удаление строк и столбцов таблицы
- Переместить строки и столбцы таблицы
- Изменение размера строк и столбцов таблицы
- Объединить или разъединить ячейки таблицы
- Изменение внешнего вида текста таблицы
- Показать, скрыть или изменить заголовок таблицы
- Изменение линий сетки и цветов таблицы
- Используйте стили таблиц
- Изменение размера, перемещение или блокировка таблицы
- Добавлять и редактировать содержимое ячейки
- Форматирование дат, валюты и т. д.
- Форматирование таблиц для двунаправленного текста
- Условное выделение ячеек
- Алфавитизация или сортировка данных таблицы
- Добавить или удалить диаграмму
- Преобразование диаграммы из одного типа в другой
- Изменить данные диаграммы
- Перемещение, изменение размера и поворот диаграммы
- Изменение внешнего вида рядов данных
- Добавьте легенду, линии сетки и другие маркировки
- Изменение внешнего вида текста и меток диаграммы
- Добавить границу к диаграмме
- Используйте стили диаграммы
- Проверять орфографию
- Поиск слов
- Найти и заменить текст
- Заменить текст автоматически
- Показать количество слов и другую статистику
- Аннотировать документ
- Установите имя автора для комментариев
- Выделите текст
- Добавить и распечатать комментарии
- Отслеживать изменения
- Отправить документ
- Опубликовать книгу в Apple Books
- Введение в сотрудничество
- Приглашайте других к сотрудничеству
- Совместная работа над общим документом
- Изменение настроек общего документа
- Прекратить совместное использование документа
- Общие папки и совместная работа
- Используйте Box для совместной работы
- Использовать режим докладчика
- Используйте iCloud Drive со страницами
- Экспорт в Word, PDF или другой формат файла
- Восстановить более раннюю версию документа
- Переместить документ
- Удалить документ
- Защитить документ паролем
- Создание пользовательских шаблонов и управление ими
- Передача документов с помощью AirDrop
- Передача документов с Handoff
- Перенос документов с помощью Finder
- Горячие клавиши
- Символы сочетания клавиш
- Авторские права
Вы можете заполнить фигуры и текстовые поля изображением, сплошным цветом или градиентом (два или более цветов, которые переходят друг в друга).
Заливка цветом или градиентом
Коснитесь фигуры или текстового поля, чтобы выбрать его, или выберите несколько объектов.
Коснитесь , коснитесь «Стиль», затем коснитесь «Заливка».
Выберите один из следующих вариантов:
Цвет или градиент, созданный для шаблона: Коснитесь «Предустановка», проведите пальцем влево или вправо, чтобы увидеть все варианты, затем коснитесь цвета.
Любой цвет: Коснитесь «Цвет», проведите пальцем вверх или вниз, чтобы увидеть все варианты, затем коснитесь цвета. Для предварительного просмотра цветов в объекте коснитесь и удерживайте цвет, затем перетащите его по сетке. Цветовая метка появляется для каждого предварительно просмотренного цвета, чтобы помочь вам воспроизвести точное соответствие. Отпустите палец, чтобы выбрать цвет.
Двухцветная градиентная заливка: Коснитесь «Градиент», коснитесь «Начальный цвет» или «Конечный цвет», затем коснитесь цвета. Чтобы изменить направление градиента, коснитесь «Перевернуть цвет». Чтобы изменить угол градиента, перетащите ползунок «Угол».
Цвет из другого места на странице: Коснитесь , затем коснитесь любого цвета за пределами выбранного объекта. Для предварительного просмотра цветов объекта коснитесь и удерживайте цвет на странице, затем перетащите его по другим цветам на странице. Отпустите палец, чтобы выбрать цвет.
Нажмите, чтобы закрыть элементы управления.
Заливка изображением
Коснитесь фигуры или текстового поля, чтобы выбрать его, или выберите несколько объектов.
Коснитесь , коснитесь «Стиль», затем коснитесь «Заливка».
Коснитесь «Изображение», коснитесь «Изменить изображение», затем выполните одно из следующих действий:
Если изображение выглядит не так, как вы ожидали, или вы хотите изменить то, как изображение заполняет объект, коснитесь варианта:
Исходный размер: Помещает изображение внутрь объекта без изменения исходных размеров изображения. Чтобы изменить размер изображения, перетащите ползунок Масштаб.
Эластичность: Изменение размера изображения в соответствии с размерами объекта, что может привести к изменению пропорций изображения.
Плитка: Повторяет изображение внутри объекта. Чтобы изменить размер изображения, перетащите ползунок Масштаб.
Масштаб для заполнения: Увеличивает или уменьшает изображение, чтобы в объекте не оставалось места.
Масштабировать по размеру: Изменяет размер изображения в соответствии с размерами объекта, но сохраняет пропорции изображения.
Чтобы создать тонированное изображение, включите параметр «Наложение цвета» и коснитесь «Заливка», чтобы выбрать цвет оттенка.
Чтобы сделать оттенок более или менее прозрачным, перетащите ползунок «Непрозрачность».
Коснитесь, чтобы закрыть элементы управления.
Удаление заливки
Коснитесь фигуры или текстового поля, чтобы выбрать его, или выберите несколько объектов.
Коснитесь , коснитесь «Стиль», затем коснитесь «Заливка».
Коснитесь «Предустановка», смахните влево, чтобы выбрать черно-белые параметры, затем коснитесь «Без заливки».
Коснитесь, чтобы закрыть элементы управления.
См. также Использование стилей объектов в Pages на iPhoneДобавление и изменение фигуры в Pages на iPhoneДобавление текста в текстовое поле
Максимальное количество символов: 250
Пожалуйста, не указывайте личную информацию в своем комментарии.
Максимальное количество символов — 250.
Спасибо за отзыв.
python — Указание и сохранение фигуры с точным размером в пикселях
Сравнение различных подходов
Вот краткое сравнение некоторых подходов, которые я пробовал, с изображениями, показывающими, что они дают.
Базовый пример без попытки установить размеры изображения
Просто для сравнения:
base. py
#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib.pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl рис, топор = plt.subplots() print('fig.dpi = {}'.format(fig.dpi)) print('fig.get_size_inches() = ' + str(fig.get_size_inches()) t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') ax.text(0., 60., 'Привет', fontdict=dict(size=25)) plt.savefig('base.png', формат='png')
запустить:
./base.py идентифицировать базу.png
выходы:
рис. dpi = 100,0 fig.get_size_inches() = [6,4 4,8] base.png PNG 640x480 640x480+0+0 8-бит sRGB 13064B 0.000u 0:00.000
Пока что мой лучший подход: plt.savefig(dpi=h/fig.get_size_inches()[1]
контроль только высоты
Я думаю, что это то, что я буду использовать большую часть времени , как он прост и масштабируется:
get_size.py
#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib. pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl высота = интервал (sys.argv [1]) рис, топор = plt.subplots() t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') ax.text(0., 60., 'Привет', fontdict=dict(size=25)) plt.savefig( 'get_size.png', формат='png', dpi=высота/fig.get_size_inches()[1] )
запустить:
./get_size.py 431
выходы:
get_size.png PNG 574x431 574x431+0+0 8-бит sRGB 10058B 0.000u 0:00.000
и
./get_size.py 1293
выходы:
main.png PNG 1724x1293 1724x1293+0+0 8-бит sRGB 46709B 0.000u 0:00.000
Обычно я устанавливаю только высоту, потому что обычно меня больше всего беспокоит, сколько места по вертикали займет изображение в середине моего текста.
plt.savefig(bbox_inches='tight'
изменяет размер изображения
Я всегда чувствую, что вокруг изображений слишком много пустого пространства, и обычно добавляю bbox_inches='tight'
from:
Удаление пустого пространства вокруг сохраненного изображения в matplotlib
Однако это работает путем обрезки изображения, и вы не получите с ним желаемых размеров.
Вместо этого этот другой подход, предложенный в том же вопросе, кажется, работает хорошо:
plt.tight_layout(pad=1) plt.savefig(...
, который дает точную желаемую высоту для высоты, равна 431:
Фиксированная высота, SET_ASPEPT
, автоматически ширина размера и небольшая маржа
ERMMM, SET_ASPECT
Вопрос: Как получить фиксированную высоту в пикселях, фиксированное соотношение сторон данных x/y и автоматически удалить горизонтальное пустое поле в Matplotlib?
plt.savefig(dpi=h/fig.get_size_inches()[1]
+ управление шириной
Если вам действительно нужна определенная ширина в дополнение к высоте, это, кажется, работает нормально:
width.py
#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib.pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl ч = интервал (sys. argv [1]) w = интервал (sys.argv [2]) рис, топор = plt.subplots() Wi, привет = fig.get_size_inches() fig.set_size_inches (привет * (ш / в), привет) t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') ax.text(0., 60., 'Привет', fontdict=dict(size=25)) plt.savefig( 'ширина.png', формат='png', точек на дюйм = ч / привет )
прогон:
./width.py 431 869
вывод:
width.png PNG 869x431 869x431+0+0 8-бит sRGB 10965B 0.000u 0:00.000
и для маленькой ширины:
./width.py 431 869
вывод:
width.png PNG 211x431 211x431+0+0 8-бит sRGB 6949B 0.000u 0:00.000
Итак, кажется, что шрифты масштабируются правильно, просто у нас возникают проблемы с очень маленькой шириной, когда метки обрезаются, например. 100
вверху слева.
Мне удалось обойти тех, у кого есть удаление пробелов вокруг сохраненного изображения в matplotlib
plt.tight_layout(pad=1)
что дает:
width. png PNG 211x431 211x431+0+0 8-бит sRGB 7134B 0.000u 0:00.000
Из этого мы также видим, что tight_layout
удаляет много пустого пространства в верхней части изображения, поэтому я обычно всегда использую его.
Фиксированная высота магической базы, dpi
на fig.set_size_inches
и plt.savefig(dpi=
масштабирование
Я считаю, что это эквивалентно подходу, упомянутому по адресу: https://stackoverflow.com/a/13714720/895245
4 magic .py#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib.pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl магическая_высота = 300 w = интервал (sys.argv [1]) ч = интервал (sys.argv [2]) dpi = 80 рис, топор = plt.subplots (dpi = dpi) fig.set_size_inches(magic_height*w/(h*dpi), magic_height/dpi) t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') ax.text(0., 60., 'Привет', fontdict=dict(size=25)) plt. savefig( 'магия.png', формат='png', dpi=h/магическая_высота*dpi, )
запустить:
./magic.py 431 231
выходы:
magic.png PNG 431x231 431x231+0+0 8-бит sRGB 7923B 0.000u 0:00.000
И посмотреть, хорошо ли он масштабируется:
./magic.py 1291 693
выходы:
magic.png PNG 1291x693 1291x693+0+0 8-бит sRGB 25013B 0.000u 0:00.000
Итак, мы видим, что этот подход также работает хорошо. Единственная проблема, с которой я столкнулся, заключается в том, что вам нужно установить magic_height 9.Параметр 0690 или аналогичный.
Фиксированный DPI + set_size_inches
Этот подход дал немного неправильный размер пикселя, и это затрудняет плавное масштабирование всего.
set_size_inches.py
#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib.pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl w = интервал (sys. argv [1]) ч = интервал (sys.argv [2]) рис, топор = plt.subplots() fig.set_size_inches(w/fig.dpi, h/fig.dpi) t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') топор.текст( 0, 60., 'Привет', # Сохраняйте фиксированный размер шрифта независимо от DPI. # https://stackoverflow.com/questions/39395616/matplotlib-change-figsize-but-keep-fontsize-constant fontdict=dict(size=10*h/fig.dpi), ) plt.savefig( 'set_size_inches.png', формат='png', )
запустить:
./set_size_inches.py 431 231
выходы:
set_size_inches.png PNG 430x231 430x231+0+0 8-бит sRGB 8078B 0.000u 0:00.000
, поэтому высота немного отличается, а изображение:
Размеры пикселей также правильные, если я увеличу их в 3 раза:
./set_size_inches.py 1291 693
выходы:
set_size_inches.png PNG 1291x693 1291x693+0+0 8-бит sRGB 19798B 0.000u 0:00.000
Однако из этого мы понимаем, что для того, чтобы этот подход хорошо масштабировался, вам необходимо сделать каждую настройку, зависящую от DPI, пропорциональной размеру в дюймах.
В предыдущем примере мы сделали только текст «Hello» пропорциональным, и он сохранил свою высоту между 60 и 80, как и ожидалось. Но все, для чего мы этого не сделали, выглядит крохотным, в том числе:
- ширина линии осей
- метки с галочками
- точечные маркеры
SVG
Я не смог найти, как установить его для изображений SVG, мои подходы работали только для PNG например:
get_size_svg.py
#!/usr/bin/env python3 импорт системы импортировать numpy как np импортировать matplotlib.pyplot как plt импортировать matplotlib как mpl высота = интервал (sys.argv [1]) рис, топор = plt.subplots() t = np.arange(-10., 10., 1.) plt.plot(t, t, '.') plt.plot(t, t**2, '.') ax.text(0., 60., 'Привет', fontdict=dict(size=25)) plt.savefig( 'get_size_svg.svg', формат='svg', dpi=высота/fig.get_size_inches()[1] )
запустить:
./get_size_svg.py 431
, а сгенерированный вывод содержит: