Чувство ответственности — Психологос
Чувство ответственности — внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за то или иное.
Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни. Смотри Ответственность за себя
Чувство ответственности — это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.
Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг — все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека — тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.
При любом настрое чувство ответственности — это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы.
Когда говорят о чувстве ответственности, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности — рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.
Человек с развитым чувством ответственности — ответственный человек.
Ответственная позиция — более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
Развитое чувство ответственности — признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать — признак человека-ребенка. Избегающий что-либо нести и за что-либо отвечать (платить) — безответственный, человек с позицией Иждивенца. См.→
Чувство ответственности не надо путать с чувством вины. Чувство вины не заменяет чувства ответственности: когда-то мешает делу, а когда-то бывает полезным.
Существует старинное правило: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд. Это называется — «ответственность за результат». Готовность жизнью платить за результат — показатель высокой меры ответственности.
Ответственность — это мощный инструмент изменения качества жизни и действенное средство формирования в своей жизни желаемых событий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.
При желании чувство ответственности можно себе привить. Смотри Воспитание и развитие ответственности
Обостренное чувство ответственности есть склонность к гиперответсвенности. Человека с неразвитым чувством ответсвенности именуют безответственным.
В трудных или неприятных ситуациях думают об ответственности и берут на себя ответственность люди высокого уровня психологической культуры, люди ответственные. Люди более низкого уровня культуры в этих ситуациях либо переживают, либо ищут виновного, (сбросить на него свою агрессию, снять ответственность с себя).
Можно ли отвечать за свою любовь? Смотри Ответственность в любви
Сколько, когда и зачем брать на себя личную ответственность?
Брать на себя личную ответственность — это значит видеть себя источником всех поступков в своей жизни и их последствий.
Взваливать на себя всю ответственность так же глупо, как убегать от ответственности или перекладывать всю ответственность на окружающих. Как к этому подходить разумно — смотри Отношение к ответственности и Расклад ответственности
Как научиться ответственности
Ответственность — это навык. Его можно развивать и воспитывать как в себе, так и в окружающих людях. Смотри — Воспитание и развитие ответственности.Как управлять ответственностью?
Как технически увеличить или уменьшить ответственность, как делегировать часть ответственности окружающим — смотри Как управлять ответственностью.
Последствия ответственной и нет позиции
Либо ты берешь ответственность, либо страдаешь и завидуешь.
Об ответственности. Почему люди избегают брать на себя ответственность.
Написал Alex в рубрике Статьи по психологии
Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»
Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.
Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».
Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля. Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля
(интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).
Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.
Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.
К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.
Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.
Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.
Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие.
Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.
Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля.
Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).
Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.
Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.
Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.
Несколько основных причин, которые приходят в голову:
1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.
2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то, и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.
Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.
Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.
Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.
3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени компетентности, чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.
Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.
Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.
4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?
Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.
Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.
Метки >>> ответственность, психология, что делает психолог
Психологическая ответственность
Программа благополучия и производительности
Психологическая ответственность
Введение
Этот пункт повестки дня о благополучии и производительности касается поведения рабочей силы и их ответственности за сохранение психологического благополучия и обеспечение психологического благополучия всех остальных . Это первый из двух принципов, лежащих в основе культуры организации и влияющих на отношение людей друг к другу. Второй принцип — разделение ответственности за будущий успех организации между всеми.
Кроме того, речь идет о переносе ответственности за психологическое благополучие с руководителей и менеджеров на отдельных лиц, работающих в организации.
Некоторые особенности, лежащие в основе Психологической Ответственности
Есть некоторые особенности жизни, вас и того, как вы справляетесь с вещами, которые лежат в основе Психологической Ответственности.
Наведите курсор или коснитесь текстовых областей на схеме ниже, чтобы получить дополнительную информацию о различных элементах.
Психологическая ответственностьНаведите курсор на это изображение или коснитесь дополнительной информации
IIIIIIIIII
IIIIIIIIII
IIIIIIIIIIII
IIIIIIIIIIIIIII
IIIIIIIIIIII
IIIIIIIIIIIIIII
IIIIIIIIIIII
IIIIIIIIIIIIIII
Определение психологической ответственности
Психологическая ответственность — это обязанность, которую организации возлагают на каждого работника, чтобы он оставался психологически здоровым и не причинял психологического вреда кому-либо еще.
Последствия включают ожидание того, что люди будут предупреждать своих лидеров и менеджеров о любых обстоятельствах, когда они чувствуют, что их психологическое благополучие подвергается риску из-за предъявляемых к ним требований или поведения других.
Частью ожидания является то, что после выявления ситуации заинтересованное лицо предпримет действия, чтобы повлиять на событие или поведение или оградит себя от воздействия события или поведения, или что его лидер или менеджер примет меры для предотвращения событие или поведение от происходящего.
Цель состоит в том, чтобы человек оставался психологически здоровым.
Ожидается, что каждый человек примет разумное поведение на работе, то есть поведение, которое при правильном применении не причиняет психологического вреда другим.
Преимущества психологической ответственности
Психологическая ответственность повышает индивидуальную осведомленность о том, как люди ведут себя и какие действия они предпринимают.
Принимая Психологическую ответственность, организация изменяет поведение своих лидеров, менеджеров и сотрудников, чтобы они не причиняли психологического вреда другим людям, тем самым позволяя людям концентрироваться и достигать максимальной производительности.
Внедрение психологической ответственности
Внедрению способствует Кодекс поведения, в котором излагаются составляющие психологической ответственности. Это необходимо подкреплять на каждом собрании менеджеров, чтобы убедиться, что каждый набирается уверенности в себе, чтобы открыто говорить о своей ситуации.
Кроме того, Руководство Дерека Моубрея по психологической ответственности содержит дополнительную информацию по этому вопросу, а также упражнения и рекомендации по выполнению.
Статьи о психологической ответственности
Мы постоянно обновляем нашу библиотеку статей контентом из как можно большего количества источников. Если вам нужна более подробная информация по этому вопросу, щелкните здесь, чтобы посетить раздел библиотеки «Психологическая ответственность», где вы сможете прочитать и загрузить столько статей по этому и смежным вопросам лидерства, сколько пожелаете.
Дополнительная литература
Следующий элемент Программы благополучия и производительности:
Разделение ответственности
Или выберите из меню ниже….
Девять видов ответственности | Psychology Today
Источник: Элизабет Вагеле
Когда к вам в дом приходят гости, выключают ли они свет после того, как воспользовались ими? Следят ли они за тем, где оставляют свою обувь и одежду, и/или помогают ли они с едой? Другими словами, несут ли они ответственность?
Ответственность означает, что вы должны чувствовать себя обязанным решать возникающие проблемы, быть подотчетными и/или иметь возможность действовать независимо и принимать решения без разрешения. Существуют как моральные, так и личные обязанности.
Ответственность — это здравый смысл, авторитет, лидерство и зрелость; быть надежным, заслуживающим доверия, надежным и ответственным. Но не все мы одинаково выражаем свою способность нести ответственность.
1-Перфекционисты в системе Эннеаграммы иногда чувствуют чрезмерную ответственность за свое поведение или поведение других. Кнут говорит: «Я всегда пронзаю себя на плечах. Я НИКОГДА не избегаю ответственности». Этот тип включает в себя желание улучшить себя и других (быть хорошими учениками и учителями) и беспокоиться о том, как идут дела.
2-Помощники очень похожи на Единиц в отношении ответственности, но ответственность часто сосредоточена на их отношениях с другим человеком. Двойки изо всех сил стараются быть рядом с важными людьми в их жизни. «Что нужно другому из того, что я могу предоставить?»
3-Успешники с числом часто чувствуют себя ответственными за продвижение вперед в мире и за то, что ведут других к достижению цели. В их обязанности входит создание благоприятного имиджа, который повысит уважение к ним со стороны окружающих.
4-Романтики чувствуют себя ответственными перед собой за то, что уважают и выражают чувства и ценности, а также за то, что находят красоту в жизни. Если они уклоняются от своих обязанностей, им, вероятно, будет стыдно.
Источник: Элизабет Вагеле
5-наблюдатели часто имеют высокие идеалы, но не так склонны, как большинство других типов, навязывать свои идеалы другим. Они чувствуют себя ответственными перед собой, а иногда и перед другими, за определение того, что логично. Робин, пятерка, определяет ответственность как нахождение в чарах суперэго.
6-вопрошающие знают об опасностях в жизни. Они ищут плохие вещи, которые могут произойти, и пытаются избежать неудач. Лояльность к другим — один из способов обеспечить собственную безопасность. Элизабет говорит, что ее безопасность строится на ответственности. Осознание безопасности внутри нее было подарком свободы для нее и людей в ее жизни.
7-Искатели приключений часто чувствуют ответственность за защиту окружающей среды, в которой они живут и играют. Многие с юных лет чувствуют ответственность за то, чтобы оставаться счастливыми сами и за то, чтобы делать счастливыми других людей.