Общаться со сверстниками как: «Как научить ребёнка общаться и дружить со сверстниками»

«Как научить ребёнка общаться и дружить со сверстниками»

Консультация для родителей

Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
— Играй честно.
— Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако вы все же можете помочь ребенку. Что же рекомендуют психологи (между прочим, многие их советы подходят не только детям, испытывающим трудности в общении, но и взрослым с аналогичными проблемами)?

  1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
  2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
  3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.
  4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим. Необязательно раздавать все до последней игрушки, но и держать их «под замком» не по-товарищески. Исключение можно сделать только для самых любимых, заветных вещей. Вместе с тем не принуждайте сына или дочь делиться (и тем более не выхватывайте у чада из рук игрушку, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!»), но всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту – тогда во взрослой жизни у него не будет проблем с общением, ведь он с детства приучится искать компромисс.
  5. Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере, в его присутствии. Ведь если он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Ругая приятеля сына или дочки, вы автоматически даете понять отпрыску, что он не умеет разбираться в людях. Если вам не нравятся какие-то друзья ребёнка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка. Возможно, с некоторыми ребятами он потом расстанется или прекратит общаться — ничего страшного, это будет его опыт и научит ребёнка в дальнейшем отличать настоящих друзей от мнимых.
  6. Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей — уютная домашняя обстановка способствует развитию дружеских отношений. Если ребенок не решается позвать к себе приятелей, сделайте это сами, придумав какой-нибудь повод (неважно какой, хоть первый день лета!).
  7. Помните, что дети интуитивно отказываются воспринимать реплики с «не». Фразы наподобие: «Ты сделал не так!» едва ли достигнут детского сознания. Потому подбирайте другие аргументы: «Ты накричала на Машу, после чего она обиделась».
  8. Научите сына или дочь мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Конечно, нужно иметь определенное мужество, чтобы признать в себе недостатки, но ведь только сильный человек видит и осознает собственные несовершенства.
  9. Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться: он все равно расстроится. Достаточно сказать, что вы понимаете его чувства. Можете привести пару примеров из собственной биографии. Допустим, вспомните, что вас дразнили в детстве «Лимоном» или «Пышкой», но вы старались не обращать внимания. Объясните чаду, что обидчики, выдумывая разные прозвища, рассчитывают, как раз на то, что человек разозлится и выйдет из себя. Если же, невзирая на колкости и ехидство, он будет сохранять спокойствие, «пакостники» быстро потеряют к нему интерес.
  10. Если у вас стеснительный ребёнок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно периодически выделяйте некоторое время и общайтесь с ним на тему знакомства и дружбы: рассказывайте ему о своих друзьях в детстве, как вы познакомились и что делали вместе, показывайте ему мультики про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе – это поможет ребёнку понять и разобраться что такое дружба гораздо лучше, чем наставления и нравоучения. Рассказывайте не только хорошие моменты своего опыта дружбы, но и сложные и печальные, чтобы малыш знал, как бывает в жизни.

Научите ребенка делать друзьям приятные сюрпризы и подарки, как на праздники, так и просто так: можно сделать вместе с ним красивую открытку подружке и купить маленькую машинку другу, вместе испечь вкусное печенье или небольшой простой пирог. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр для детей, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях. Иногда играйте вместе с ними — вы увидите, как ваш ребёнок общается с другими детьми, и, если заметите ошибки, спокойно обсудите это с ним после ухода гостей и скажите, как лучше было поступить.

Прочитайте ребенку и объясните правила дружбы:

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его;
  • Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с другими ребятами, если у тебя есть интересные игрушки, книги.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно;
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
  • Не завидуй друзьям — надо радоваться их успехам;
  • Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:

  • Как ты думаешь, зачем нужны друзья?
  • А у тебя есть друг (подруга)? Расскажи о нем (ней).
  • Зачем нужно дружить?
  • Зачем помогать друг другу?

Расскажите для чего нужны «мирилки» и выучите их с ребенком.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!

Как научить ребенка общаться с друзьями, сверстниками и другими детьми: учим подростка дружить в школе

<<Лид>>

ЕЛЕНА ПЕТРУСЕНКО,

практикующий психолог. 13 лет опыта работы с подростками.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:


  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.


И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.


Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.


Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научится общаться.


Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Источник: freepik.com / @master1305

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.


Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:


  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.


Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.


Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.


Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.


Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.


Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.


Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.


Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

5 правил эффективного общения с коллегами на работе

Блог, Развитие персонала

Люди запрограммированы на поиск связи посредством общения.

Вот почему хорошее общение с коллегами является одним из наиболее важных элементов успеха в бизнесе. Без него даже самые лучшие бизнес-планы не реализуют свой истинный потенциал. Все лидеры должны стремиться создать хорошую коммуникацию, и есть много стратегий, которые могут помочь в этом.

 

1.  Приоритет сплоченного взаимодействия

Чтобы способствовать хорошему одноранговому общению, вашей организации необходимо уделить первоочередное внимание созданию сплоченной групповой среды. Люди будут охотнее общаться свободно, когда они являются частью команды, в которой они чувствуют себя ценными и уважаемыми. Сосредоточьтесь на создании группы, объединенной общими целями и верящей как в свою работу, так и в своих товарищей по команде. Исследование, проведенное TINYpulse, показало, что дух товарищества между членами группы мотивирует больше, чем деньги, когда дело касается сотрудников, которые делают все возможное, помогая сплоченным группам добиваться большего успеха.

 

2.  Подчеркните доверие и честность

Важность доверия и честности в общении невозможно переоценить. Чтобы сотрудники могли эффективно общаться, они должны быть уверены в том, что их коллеги и руководители ведут себя прямолинейно. В ситуациях, когда это доверие отсутствует, сотрудники с большей вероятностью подумают об уходе из компании. Суть в том, что межличностное общение зависит от того, что многие люди чувствуют себя услышанными и уважаемыми. Если сотрудники чувствуют, что их коммуникативные усилия напрасны или что их лидеры скрывают информацию, групповая динамика пострадает.

 

3.  Поощрение и признание

Большинство хороших руководителей осознают важность вознаграждения усилий своих сотрудников и признания их успехов. Однако нюансы этих видов связи часто не так хорошо известны. Например, некоторые исследования показали, что вознаграждение или обратная связь менее эффективны, если они появляются слишком поздно после первоначального действия. Таким образом, для вас важно быстро реагировать и хорошо общаться, когда ваши сотрудники предпринимают эффективные действия. Точно так же вы должны поощрять членов вашей команды признавать друг друга, а не просто ждать, пока вы расскажете об их успехах. Быстрое устное признание может иметь большое значение для поощрения сотрудников продолжать хорошую работу.

 

4.  Будьте конкретными и конструктивными

Предоставление конкретных, конструктивных отзывов — лучший способ помочь сотрудникам расти. Например, не говорите своим сотрудникам, что они хорошо поработали на недавней презентации. Расскажите им, какие элементы презентации были выполнены лучше всего и почему. Этот стиль общения еще более важен, если вы обсуждаете слабые места. Сотруднику, испытывающему трудности на работе, нужны конкретные примеры проблемы и четкие цели, которые помогут ему стать лучше. Прежде всего, стремитесь быть ориентированным на решение. Нет ничего более обескураживающего для сотрудника, чем узнать, что он плохо справился с чем-то, не узнав при этом о возможных решениях.

 

5.  Слушайте

Навыки эффективного слушания легко обсуждать, но трудно создать. Большинство людей, как руководители, так и сотрудники, виновны в том, что плохо слушают. Одна из самых больших проблем заключается в том, чтобы слушать, чтобы ответить, а не слушать, чтобы понять. Люди склонны больше сосредотачиваться на своих собственных мыслях, чем на том, чтобы действительно понять и установить связь с человеком, который говорит. Другими проблемами являются такие проблемы, как перебивание тех, кто говорит, или отвлекающие факторы в окружающей среде. Чтобы работать над этими проблемами, постарайтесь больше слушать своих сотрудников и поощряйте их делать то же самое.

 

Создание эффективной одноранговой связи — сложная задача, но ваша организация получит огромную пользу, если вы примете вызов. Создание групповой сплоченности, построение доверия, поощрение успеха, предоставление конкретных отзывов и работа над умением слушать — все это способы, которыми вы можете улучшить общение.

 

10 правил эффективного общения с коллегами

Большая часть работы, которую мы выполняем каждый день, зависит от хороших рабочих отношений с нашими коллегами. Да, хорошие отношения с начальником важны, но некоторые из нас могут целыми днями не разговаривать с начальником. Ну, а коллеги? Мы разговариваем с ними каждый божий день.

Способность эффективно общаться с коллегами помогает нам выполнять свою работу, отвечая на вопросы, делясь информацией и оставляя отзывы. Не говоря уже о том, что эффективное общение может принести веселье и энергию на рабочем месте.

Чтобы получить максимальную отдачу от однорангового (P2P) общения, необходимо соблюдать 10 правил:

Следуйте этим 10 правилам эффективного однорангового общения

1. Поймите свой стиль общения. Первое правило общения — осознать себя и понять, как вам нравится общаться.

Вы прямой коммуникатор «только факты, мэм»? Вы рассказчик? Вы более систематичны и логичны? Являются ли ваши отношения с другим человеком важным аспектом общения?

Знание предпочитаемого вами стиля общения будет невероятно полезным при общении с другими людьми.

И важно, когда сообщение, которое вам нужно донести, не является положительным.

2. Подумайте, как другие реагируют на ваши сообщения. Подумайте о последних пяти разговорах, которые не удались, и спросите себя, в чем причина. Затем подумайте о последних пяти коммуникациях, которые прошли очень хорошо, и о причинах. Определите общие элементы или тенденции.

3. Поделитесь с другими лучшим способом общения с вами. Много лет назад у меня был босс, который каждый раз, когда проходил оценку личности, делился копией результатов со своей командой. Сначала я подумал, что это тупо. Но потом я понял, что он пытался объяснить мне, как с ним общаться. И это было бесценно.

4. Общайтесь на канале другого человека. Как только вы узнаете, как другой человек хочет получить сообщение, ваша ответственность заключается в том, чтобы общаться таким образом.

Если вы не знаете, как кто-то хочет услышать сообщение, спросите его. «Я хотел бы поговорить с вами о предложении ABC. Завтра утром будет подходящее время?» или «Мне нужны ваши ответы относительно предложения ABC. Вы хотите, чтобы я организовал встречу, чтобы обсудить это, или я должен отправить электронное письмо?»

5. Узнайте, как стресс влияет на общение. Когда люди находятся в состоянии стресса, они реагируют по-разному. Я видел, как сотрудники полностью портили разговоры, потому что им так отчаянно нужно было донести свое сообщение, что они не могли дождаться, пока адресат будет готов его принять. Вот что сделает стресс.

6. Доставляйте сообщения в нужные моменты. Вы когда-нибудь работали с сотрудником, который пришел рано, не поздоровался и сразу же приступил к работе? Мне было жаль коллегу, который неторопливо подходил к нам со своим кофе, чтобы поговорить о вчерашней игре. Очевидно, они не поняли признаков того, что сотрудник пытается что-то сделать, и время для разговора было неподходящим.

7. Используйте соответствующие инструменты. Пришло время всем нам осознать, что некоторые сообщения можно отправлять в Твиттере, другие следует отправлять по электронной почте, а третьи требуют голосового общения. Использование правильного средства для отправки сообщения может изменить мир, когда дело доходит до того, как ваше сообщение будет получено.

8. Узнавайте других так, чтобы они чувствовали себя хорошо. Признание других — задача не только руководства. Вы должны хвалить своих коллег за хорошо выполненную работу и когда они помогают вам делать вашу работу лучше.

И вот здесь совет №1 так необходим. То, как вы хотите, чтобы вас узнавали, не всегда совпадает с тем, как хотят, чтобы вас узнавали другие. Чтобы признание было эффективным, оно должно быть сделано таким образом, чтобы другой человек почувствовал себя важным.

9. Будьте чуткими. Это относится ко многим из приведенных выше правил. Если вы на минутку поставите себя на место своих коллег, это может положительно повлиять на ваше общение с ними.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts