Общая характеристика интегративных психических процессов: Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.

Содержание

Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.

Память как высшая психическая функция. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Виды памяти и процессы памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Особенности кратковременной памяти, ее механизмы и связь с сознанием. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Явление перекодирования материала при его переводе в долговременную память. Связь долговременной памяти с мышлением и речью. Смысловая организация долговременной памяти.

Принципы организации памяти. Теории памяти. Понятие ассоциации, ее виды: по смыслу, по смежности, сходству и контрасту.

Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Теория и механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева. Исследование памяти в когнитивной психологии. Физиологические механизмы памяти. Нейронная теория. Молекулярная теория памяти. Роль РНК в работе и функционировании долговременной памяти.

Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального применения. Логическая память. Аномалии памяти. Нарушения памяти при заболеваниях. Связь этих нарушений с изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его объяснение.

Память и научение. Развитие и тренировка памяти. Связь памяти и внимания. Память и деятельность. Совершенствование запоминания. Роль интереса и эмоций в процессах запоминания и воспроизведения материала.

Совершенствование запоминания. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Значение установки на запоминание для продуктивности запоминания. Зависимость запоминания от активности работы с материалом. Условия успешного воспроизведения. Подбор и использование средств-стимулов для припоминания. Значение структурирования материала для его запоминания. Отрицательная роль интерференции при запоминании. Использование воображения, образного восприятия и мышления для лучшего запоминания. Формирование мнемических действий и их значение для совершенствования памяти. Забывание и борьба с ним. Явление реминисценции. Роль повторений в запоминании.

Мнемические свойства личности. Общий уровень развития памяти, уровень развития отдельных видов памяти, соотношение запоминания и сохранения информации, объем, точность, мобилизационная готовность памяти, уверенность в правильности воспроизведения.

Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.

Семинарское занятие: Психология памяти.

Примерные темы рефератов:

  1. Виды и теории памяти.

  2. Индивидуальные особенности памяти, мнемические свойства личности.

  3. Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.

  4. Память и научение.

Практическое занятие: Психология памяти.

Самостоятельная работа. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Принципы организации памяти. Теории памяти. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Мнемические свойства личности. Способы управления памятью.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 5, 9, 10, 15, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 39, 40, 43, 44, 48].

Общая характеристика психических процессов. Их отличие от состояний и свойств. Виды психических процессов. / Шпаргалки

Все шпаргалки / Юридическая психология / 

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла. Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания). Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности. Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности. Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты,— так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.
Таким образом, когда мы анализируем последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые процессы, речь идет о характеристике единых и в то же время многообразных психических процессов по преобладающему в каждом таком процессе интеллектуальному, эмоциональному или волевому компоненту. Каждый психический процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой определяющий отпечаток на процесс в целом. Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания.
Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности. Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными — такой функциональной психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым различные, все более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от конкретных материальных условий, в которых они протекают.
Поэтому подлинное преодоление основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и специфические особенности различных психических функций и процессов. 1. Общее понятие об ощущениях Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Это не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром. Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром.
Ощущения человека опосредованы его знаниями, то есть общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства. В ощущениях отражаются не только специфические свойства предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение — это канал чувственной связи организма с действительностью. Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования специализированных нейрофизиологичес- ких механизмов — анализаторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus — чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью. 2. Восприятие Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его. Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение. Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые — структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки. Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия — образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды. Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). 3. Процесс мышления Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире. Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки. Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся связей. 4. Воображение Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение — специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, то есть формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека. Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности. Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения. Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности. 5. Понятие памяти и ее классификация Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал C. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция чувствительности — в ощущениях, процессы памяти — в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах — образы восприятия, представления и т. п.,— составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. 

Левое и правое полушарие мозга: разница и сравнение Сперри обнаружил, что левое полушарие мозга обычно функционирует, обрабатывая информацию рациональным, логическим, последовательным и общим аналитическим образом. Правое полушарие имеет тенденцию распознавать отношения, интегрировать и синтезировать информацию и приходить к интуитивным мыслям.

Эти результаты, хотя и верны, служат основой для ныне опровергнутой теории о том, что у логичных, аналитических и методичных людей доминирует левое полушарие, а у тех, кто творческий и артистичный, доминирует правое полушарие.

Исследование, проведенное в Университете штата Юта, развеяло этот миф. Нейробиологи проанализировали более 1000 сканирований мозга людей в возрасте от семи до 29 лет. Сканирование мозга не выявило никаких доказательств того, что люди используют одну сторону мозга больше, чем другую. По сути, мозг взаимосвязан, и два полушария поддерживают друг друга в своих процессах и функциях.

Латерализация функций мозга

Человеческий мозг разделен на два отдельных полушария, соединенных мозолистым телом. Полушария демонстрируют сильную двустороннюю симметрию как в отношении структуры, так и функции. Например, структурно латеральная борозда обычно длиннее в левом полушарии, чем в правом полушарии, а функционально зона Брока и зона Вернике расположены в левом полушарии примерно у 95% правшей, но примерно у 70% правшей. левши. Нейробиолог и лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри внес значительный вклад в исследование латерализации и функции расщепленного мозга.

Мозговые процессы и функции

Левое полушарие мозга обрабатывает информацию аналитически и последовательно. Он фокусируется на вербальном и отвечает за язык. Он перерабатывает детали в целостную картину. Функции левого полушария включают восприятие порядка и паттернов, а также создание стратегий. Левое полушарие контролирует мышцы правой стороны тела.

Правое полушарие мозга обрабатывает информацию интуитивно. Он фокусируется на визуальном и отвечает за внимание. Он обрабатывает от всей картины до деталей. Функции правого полушария включают пространственное восприятие и возможность видеть в ситуациях. Правое полушарие контролирует мышцы левой стороны тела.

Результат повреждения

Когда люди получают травму или инсульт, локализованный в одной половине мозга, у них возникают определенные проблемы. Когда левое полушарие мозга повреждено, люди испытывают трудности с произношением или пониманием слов, сказанных или записанных. Они не могут видеть вещи на правой стороне тела. Это влияет на двигательные навыки (апраксия конечностей [1]), и они часто двигаются медленно и осторожно.

Люди с поражением правого полушария головного мозга часто имеют проблемы со зрительным восприятием и пространственной ориентацией[2], например, с ощущением того, насколько далеко или близко находится объект по отношению к телу. Они часто пренебрегают левой стороной тела и не могут видеть то, что находится слева. Эти люди часто импульсивны и принимают неверные решения. У них также короткая продолжительность концентрации внимания, и их способность читать, обрабатывать некоторые элементы языка [3] или изучать новые вещи замедлена.

Применение во время Второй мировой войны

Если определенная область мозга или даже целое полушарие повреждены или разрушены, ее функции иногда может взять на себя соседняя область в ипсилатеральном полушарии или соответствующая область в контралатеральном полушария, в зависимости от области повреждения и возраста пациента.

Майкл Газзанига, нейробиолог и протеже Сперри, рассказывает о конкретном случае У. Дж., ветерана Второй мировой войны, страдающего эпилепсией в результате военного ранения. Он был первым ветераном, перенесшим экспериментальную операцию по расщеплению мозга, которая прошла успешно. Процитирую Газзанигу из его интервью:

WJ был первым моментом волнения, он медленно восстанавливался после операции, ему было около 50 лет, когда его прооперировали, поэтому я помню, как он посещал Калифорнийский технологический институт, поднимался в инвалидном кресле в защитном шлеме и всевозможном снаряжении. Так или иначе, мы закатили его в нашу испытательную комнату, и это были действительно первые дни, так что это было очень сыро, у нас были трубы, по которым вода поступала в различные лаборатории, и все было открыто и выставлено на потолке, поэтому мы буквально набросили веревку. их и повесили этот экран, на который можно было бы бэк-проецировать, а затем с помощью небольшого приспособления мы могли бы мигать изображения в одну сторону от точки фиксации и соответственно, если вы знаете, как подключена зрительная система, если бы вы слева от точки фиксации, которая направлялась исключительно в ваше правое полушарие, а если вы направляли ее вправо, она направлялась исключительно в ваше левое полушарие. Просто мы так устроены.

Стереотип

О людях с аналитическим складом ума и логике, обращающих внимание на детали, говорят, что у них доминирует левое полушарие, т. е. они используют левое полушарие больше, чем правое. Основные характеристики левополушарного мышления включают логику, анализ, последовательность, линейное мышление, математику, язык, факты, словесное мышление, запоминание текстов песен и вычисления. Решая проблемы, люди с левым полушарием склонны разбирать вещи и делать осознанный, разумный выбор. Типичные занятия включают работу юристом, судьей или банкиром.

Говорят, что у творческих, артистичных и непредубежденных людей доминирует правое полушарие, а правое полушарие у них доминирует больше. Основные характеристики правополушарного мышления включают творчество, воображение, целостное мышление, интуицию, искусство, ритм, невербальные действия, чувства, визуализацию, распознавание мелодии и мечтательность. При решении проблем люди с правым полушарием склонны полагаться на интуицию или «внутреннюю реакцию». Типичные занятия включают политику, актерское мастерство и легкую атлетику.

Что правда

  • Латерализация функций мозга: Это правда, что две боковые половины мозга имеют нейроны или рецепторы для различных функций. Имеются данные, свидетельствующие о том, что некоторые когнитивные функции, такие как речь и язык, связаны с левым полушарием, а распознавание лиц — с правым полушарием. Однако даже для выполнения конкретных функций люди используют весь мозг.
  • Существуют типы личности, которые преимущественно более аналитические, чем артистичные.
  • Каждый использует свой мозг целостно, независимо от того, аналитический он или творческий.
  • Можно быть аналитическим/логичным, а также артистичным/творческим, и многие люди таковыми являются.

Что не соответствует действительности

  • Тот факт, что аналитическими людьми управляет левое полушарие мозга, а творческими людьми — правое полушарие.
  • Аналитики не могут быть творческими (или наоборот), потому что у них доминирует только одна часть мозга.

Сильные стороны и трудности

Считается, что левополушарные люди хорошо разбираются в математике, чтении, правописании, письме, построении последовательности, устной и письменной речи. У них могут быть трудности с абстрактной визуализацией.

Предполагается, что люди с правым полушарием хороши в многомерном мышлении, искусстве, музыке, рисовании, легкой атлетике, координации и ремонте. Они помнят лица, места и события. Однако люди с правым полушарием могут испытывать трудности с пониманием частей, если они не видят целого. Они также могут испытывать трудности с последовательностью, организацией большого объема информации и запоминанием имен.

Конечно, это стереотипы, и любой человек может иметь сильные и слабые стороны из любого набора. Также могут быть различия в том, как мозг обрабатывает различные категории когнитивных навыков. например, как левополушарные, так и правополушарные люди могут быть хороши в правописании, но то, как они это делают, может различаться. Левое полушарие запоминает последовательность каждой буквы в слове; правое полушарие запоминает образ всего слова. Вы можете увидеть, как правые полушария поднимают палец во время вопросов по правописанию, чтобы нарисовать слово в воздухе перед своим лицом, чтобы мысленно представить это слово целиком.

Ссылки

  • Левый мозг против правого: это миф, результаты исследований — Живая наука
  • Основные характеристики левого и правого полушарий головного мозга — UCMAS
  • В каком направлении вы вращаетесь… Левое полушарие или правое полушарие? — Боковое действие
  • Реабилитация апраксии конечностей: исследование пациентов с поражением левого полушария мозга. — NIH.gov
  • Инсульты левого и правого полушарий — University of Wisconsin-Madison
  • Проблемы исследования Теория о поведении левого и правого полушарий — HealthDay
  • Вы мыслите правым или левым полушарием? — Университет Алабамы (PDF)
  • Оценка гипотезы левого и правого полушарий мозга с помощью МРТ функциональной связи в состоянии покоя — Plos One
  • Как лечение эпилепсии повлияло на наше понимание сознания — The Atlantic

Когнитивное развитие в подростковом возрасте | Развитие продолжительности жизни

Результаты обучения

  • Объяснить теорию Пиаже формального операционального мышления
  • Опишите когнитивные способности и изменения в подростковом возрасте

Рисунок 1. Подростки практикуют развитие навыков абстрактного и гипотетического мышления, придумывая альтернативные интерпретации информации.

Подростковый возраст — время быстрого когнитивного развития. Биологические изменения в структуре мозга и связи в мозге взаимодействуют с увеличением опыта, знаний и меняющимися социальными требованиями, вызывая быстрый когнитивный рост. Эти изменения обычно начинаются в период полового созревания или вскоре после него, а некоторые навыки продолжают развиваться в подростковом возрасте. Развитие исполнительных функций или когнитивных навыков, которые позволяют контролировать и координировать мысли и поведение, обычно связано с областью префронтальной коры головного мозга. Мысли, идеи и концепции, развитые в этот период жизни, сильно влияют на дальнейшую жизнь человека и играют большую роль в формировании характера и личности.

Перспективы и достижения в мышлении подростков

Существуют две точки зрения на мышление подростков: конструктивистская и основанная на обработке информации. Конструктивистская перспектива , основанная на работах Пиаже, использует количественный подход, основанный на теории стадий. Эта точка зрения предполагает, что когнитивное улучшение подростков является относительно внезапным и резким. Перспектива обработки информации исходит из изучения искусственного интеллекта и объясняет когнитивное развитие с точки зрения роста конкретных компонентов общего процесса мышления.

Улучшение основных мыслительных способностей обычно происходит в пяти областях в подростковом возрасте:

  • Внимание . Улучшения наблюдаются в избирательном внимании (процесс, при котором человек сосредотачивается на одном стимуле, игнорируя другой), а также в разделенном внимании (способность обращать внимание на два или более стимула одновременно).
  • Память . Улучшения наблюдаются в рабочей памяти и долговременной памяти.
  • Скорость обработки. Подростки думают быстрее детей. Скорость обработки данных резко возрастает между пятью и средним подростковым возрастом, выравнивается примерно к 15 годам и, по-видимому, не меняется между поздним подростковым возрастом и взрослой жизнью.
  • Организация . Подростки лучше осведомлены о своих собственных мыслительных процессах и могут использовать мнемонические приемы и другие стратегии для более эффективного обдумывания и запоминания информации.
  • Метапознание . Подростки могут думать о самом мышлении. Это часто включает в себя мониторинг собственной когнитивной активности в процессе мышления. Метапознание дает возможность планировать заранее, видеть будущие последствия действия и предлагать альтернативные объяснения событий.

Формальное операциональное мышление

На последней из стадий Пиаже ребенок становится способным рассуждать не только об осязаемых объектах и ​​событиях, но и о гипотетических или абстрактных. Отсюда и название формальная операциональная стадия — период, когда индивидуум может «оперировать» с «формами» или представлениями. Это позволяет человеку мыслить и рассуждать с более широкой точки зрения. Эта стадия когнитивного развития, названная Пиаже формальное операциональное мышление знаменует собой переход от способности мыслить и рассуждать от конкретных видимых событий к способности мыслить гипотетически и принимать во внимание возможные варианты о мире. Человек может решать проблемы с помощью абстрактных понятий и использовать гипотетические и дедуктивные рассуждения. Подростки используют метод проб и ошибок для решения проблем, и появляется способность систематически решать проблему логически и методично.

ПОСМОТРЕТЬ

В этом видео объясняются некоторые аспекты когнитивного развития, согласующиеся с формальным оперативным мышлением.

Вы можете просмотреть стенограмму «Формальный операционный этап – Введение в психологию» здесь (откроется в новом окне).

Формальное операционное мышление в классе

Школа вносит основной вклад в обучение учащихся формальному операциональному мышлению. Перед учащимися этого уровня учитель может ставить гипотетические (или противоречащие действительности) задачи: «Что , если мир никогда не открывал нефть?» или «Что , если  первые европейские исследователи сначала поселились в Калифорнии, а не на восточном побережье Соединенных Штатов?» Чтобы ответить на такие вопросы, учащиеся должны использовать гипотетические рассуждения ,  имеется в виду, что они должны манипулировать идеями, которые различаются по нескольким параметрам одновременно, и делать это исключительно в своем уме.

Гипотетические рассуждения, которыми занимался Пиаже, касались прежде всего научных проблем. Поэтому его исследования формального операционального мышления часто выглядят как проблемы, которые учителя средней или старшей школы задают на уроках естествознания. Например, в одной задаче молодому человеку предлагается простой маятник, к которому можно подвешивать различные грузы (Inhelder & Piaget, 19). 58). Экспериментатор спрашивает: «От чего зависит скорость качания маятника: длина удерживающей его нити, прикрепленный к нему груз или расстояние, на которое маятник оттягивается в сторону?» Молодому человеку не разрешается решать эту задачу методом проб и ошибок с материалами самостоятельно, а необходимо мысленно обосновать путь к решению. Чтобы сделать это систематически, они должны представить себе изменение каждого фактора в отдельности, а также вообразить другие факторы, которые считаются постоянными. Этот тип мышления требует легкости в манипулировании мысленными представлениями о соответствующих объектах и ​​действиях — именно того навыка, который определяет формальные операции.

Как вы могли подозревать, учащиеся, способные мыслить гипотетически, имеют преимущество во многих видах школьной работы: по определению им требуется относительно немного «реквизита» для решения задач. В этом смысле они в принципе могут быть более самостоятельными, чем студенты, которые полагаются только на конкретные операции, что, безусловно, является желательным качеством, по мнению большинства учителей. Обратите внимание, однако, что формальное операциональное мышление желательно, но недостаточно  для успеха в школе, и что это далеко не единственный способ добиться успеха в учебе. Навыки формального мышления не гарантируют, например, мотивации или хорошего поведения учащегося, а также не гарантируют другие желаемые навыки. Четвертая стадия теории Пиаже касается особого вида формального мышления, необходимого для решения научных проблем и разработки научных экспериментов. Поскольку многие люди обычно не сталкиваются с такими проблемами в ходе своей обычной жизни, неудивительно, что исследования показывают, что многие люди никогда не достигают или не используют формальное мышление в полной мере или последовательно, или что они используют его только в избранных областях, с которыми им трудно иметь дело. они очень знакомы (Кейс и Окомато, 1996). Для учителей ограниченность идей Пиаже предполагает необходимость в дополнительных теориях развития, которые более непосредственно фокусируются на социальных и межличностных проблемах детства и юности.

Гипотетическое и абстрактное мышление 

Одной из основных предпосылок формального операционального мышления является способность думать о возможности, а не только о реальности. Мышление подростков менее привязано к конкретным событиям, чем детское; они могут рассматривать возможности за пределами того, что существует в настоящее время. Одним из проявлений повышенной способности подростка думать о возможностях является улучшение навыков в дедуктивное рассуждение (также называемое нисходящим рассуждением), которое приводит к развитию гипотетического мышления . Это дает возможность планировать заранее, видеть будущие последствия действий и предлагать альтернативные объяснения событий. Это также делает подростков более опытными участниками споров, поскольку они могут возражать против предположений друзей или родителей. Подростки также развивают более сложное понимание вероятности.

Эта видимость более систематического, абстрактного мышления позволяет подросткам понимать разновидности абстрактной логики более высокого порядка, присущие каламбурам, пословицам, метафорам и аналогиям. Их повышенная легкость позволяет им оценить способы, которыми язык может использоваться для передачи нескольких сообщений, таких как сатира, метафора и сарказм. (Дети младше девяти лет часто вообще не понимают сарказма). Это также позволяет применять передовые рассуждения и логические процессы к социальным и идеологическим вопросам, таким как межличностные отношения, политика, философия, религия, мораль, дружба, вера, справедливость и честность.

Метапознание

Метапознание относится к «мышлению о мышлении». Это имеет отношение к социальному познанию, поскольку приводит к усилению самоанализа, самосознания и интеллектуализации. Подростки гораздо лучше понимают, что люди не имеют полного контроля над своей умственной деятельностью. Способность к самоанализу может привести к формам эгоцентризма или сосредоточенности на себе в подростковом возрасте. Подростковый эгоцентризм  – это термин, который Дэвид Элкинд применил для описания феномена неспособности подростков различать их восприятие того, что другие думают о них, и то, что люди думают на самом деле. Теория Элкинда о подростковом эгоцентризме основана на теории Пиаже о стадиях когнитивного развития, в которой утверждается, что формальные операции позволяют подросткам создавать воображаемые ситуации и абстрактное мышление.

Соответственно, подростки способны концептуализировать свои собственные мысли и воспринимать мысли других людей. Однако Элкинд указал, что подростки склонны сосредотачиваться в основном на собственном восприятии, особенно на своем поведении и внешнем виде, из-за «физиологических метаморфоз», которые они испытывают в этот период. Это приводит к убеждению подростков, что другие люди так же внимательны к их поведению и внешности, как и они сами к себе. По словам Элкинда, подростковый эгоцентризм приводит к двум различным проблемам в мышлении: воображаемая аудитория и личная басня .  Вероятно, они достигают своего пика в возрасте пятнадцати лет, наряду с общим самосознанием.

Воображаемая аудитория — это термин, который Элкинд использовал для описания феномена, когда подросток предвосхищает реакцию других людей на него в реальных или предстоящих социальных ситуациях. Элкинд утверждал, что такого рода ожидание можно объяснить озабоченностью подростка тем, что другие восхищаются им или так же критикуют его, как и они сами. В результате создается аудитория, так как подросток считает, что они будут в центре внимания.

Однако чаще всего аудитория является воображаемой, потому что в реальных социальных ситуациях люди обычно не являются единственным объектом общественного внимания. Элкинд считал, что создание воображаемой аудитории частично объясняет большое разнообразие типичного подросткового поведения и опыта; и воображаемые зрители играли роль в самосознании, возникающем в раннем подростковом возрасте. Однако, поскольку аудитория обычно является собственной конструкцией подростка, она причастна к их собственным знаниям о себе. По словам Элкинда, понятие воображаемой аудитории помогает объяснить, почему подростки обычно стремятся к уединению и не хотят раскрывать себя — это реакция на ощущение, что они всегда на сцене и постоянно находятся под критическим вниманием других.

Элкинд также обратил внимание на то, что подростки имеют сложный набор представлений о том, что их собственные чувства уникальны, особенны и бессмертны. Личная басня  термин, созданный Элкинд для описания этого понятия, являющегося дополнением конструкции воображаемой аудитории. Поскольку подростки обычно не могут отличить свое собственное восприятие от восприятия других, они склонны полагать, что они важны для такого количества людей (воображаемой аудитории), что они начинают рассматривать свои чувства как нечто особенное и уникальное. Они могут чувствовать, что только они испытали сильные и разнообразные эмоции, и поэтому другие никогда не смогут понять, что они чувствуют. Эта уникальность в своих эмоциональных переживаниях укрепляет веру подростка в непобедимость, особенно перед смертью.

Эта подростковая вера в собственную уникальность и непобедимость становится иллюзией того, что они могут быть выше некоторых правил, дисциплин и законов, применимых к другим людям; даже такие последствия, как смерть (называется басня непобедимости ) . 90–130 Эта вера в непобедимость устраняет любой импульс контролировать свое поведение (Lin, 2016). [1] Таким образом, подростки будут участвовать в рискованном поведении, таком как вождение в нетрезвом виде или незащищенный секс, и чувствуют, что они не пострадают от каких-либо негативных последствий.

Попробуйте

Интуитивное и аналитическое мышление

Пиаже подчеркивал последовательность мышления на четырех этапах. Другие предполагают, что мышление развивается не последовательно, а вместо этого на развитую логику в подростковом возрасте может влиять интуиция. Когнитивные психологи часто называют интуитивное и аналитическое мышление моделью двойного процесса ; представление о том, что у людей есть две разные сети для обработки информации (Kuhn, 2013.) [2] Интуитивное мышление автоматическое, бессознательное и быстрое, оно более основано на опыте и эмоционально.

Напротив, аналитическая мысль преднамеренна, сознательна и рациональна (логична). Хотя эти системы взаимодействуют, они различны (Kuhn, 2013). Интуитивное мышление проще, быстрее и чаще используется в повседневной жизни. Как обсуждалось в разделе о развитии мозга подростков ранее в этом модуле, несоответствие между созреванием лимбической системы и префронтальной коры может сделать подростков более склонными к эмоциональному интуитивному мышлению, чем взрослые. По мере развития подростков у них развиваются способности к логическому/аналитическому мышлению, а иногда они регрессируют, при этом основное влияние на них оказывают социальный контекст, образование и опыт. Проще говоря, быть «умнее» в соответствии с тестом интеллекта не так сильно продвигает познание, как наличие большего опыта в школе и в жизни (Klaczynski & Felmban, 2014). [3]

Рискованное поведение

Поскольку большинство травм, полученных подростками, связано с рискованным поведением (употребление алкоголя и наркотиков, неосторожное или отвлеченное вождение и незащищенный секс), было проведено большое количество исследований по когнитивные и эмоциональные процессы, лежащие в основе склонности подростков к риску. При решении этого вопроса важно различать, склонны ли подростки к рискованному поведению (распространенность), принимают ли они решения, связанные с риском, так же или иначе, чем взрослые (с точки зрения когнитивной обработки), или же они используют те же процессы, но оценивают разные вещи и поэтому приходят к разным выводам. поведенческая теория принятия решений предполагает, что подростки и взрослые взвешивают потенциальные награды и последствия действия. Однако исследования показали, что подростки придают большее значение наградам, особенно социальным, чем взрослые. Подростки ценят социальную теплоту и дружбу, и их гормоны и мозг больше приспособлены к этим ценностям, чем к долгосрочным последствиям (Crone & Dahl, 2012). [4]

Рисунок 2 . Подростковое мышление характеризуется способностью логически рассуждать и решать гипотетические проблемы, например, как спроектировать, спланировать и построить структуру. (кредит: RDECOM армии США)

Некоторые утверждают, что повышенная склонность к риску в подростковом возрасте может иметь эволюционные преимущества. Например, без готовности идти на риск у подростков не будет мотивации или уверенности, необходимых для того, чтобы покинуть свою родную семью. Кроме того, с точки зрения населения, есть преимущество в том, чтобы иметь группу людей, готовых пойти на больший риск и попробовать новые методы, уравновешивая более консервативные элементы, более типичные для полученных знаний, которыми владеют пожилые люди.

Релятивистское мышление

Подростки более склонны к релятивистскому мышлению — другими словами, они более склонны подвергать сомнению утверждения других и менее склонны принимать информацию как абсолютную истину. Через опыт вне семейного круга они узнают, что правила, которым их учили как абсолютные, на самом деле релятивистские. Они начинают различать правила, основанные на здравом смысле (не прикасаться к горячей плите), и те, которые основаны на культурно относительных стандартах (кодексы этикета). Это может привести к периоду сомнений во всех областях.

Продолжая изучение этого модуля, мы обсудим, как это влияет на моральное мышление, а также на психосоциальное и эмоциональное развитие. Эти более абстрактные измерения развития (когнитивные, моральные, эмоциональные и социальные измерения) не только более тонкие и трудные для измерения, но и эти области развития также трудно отделить друг от друга из-за взаимосвязи между ними. Например, наша когнитивная зрелость повлияет на то, как мы понимаем конкретное событие или обстоятельство, что, в свою очередь, повлияет на наши моральные суждения о нем и наши эмоциональные реакции на него. Точно так же наш моральный кодекс и эмоциональная зрелость влияют на качество наших социальных отношений с другими.

Глоссарий

подростковый эгоцентризм:
характеристика подросткового мышления, которая заставляет молодых людей (в возрасте 10-13 лет) сосредотачиваться на себе, исключая других (согласно Дэвиду Элкинду)
аналитическая мысль:
мысли, которые являются результатом анализа, такого как систематическое ранжирование плюсов и минусов, рисков и последствий, возможностей и фактов. Аналитическое мышление зависит от логики и рациональности
поведенческих теорий принятия решений:
предлагает, чтобы подростки и взрослые взвешивали потенциальные награды и последствия действия. Однако исследования показали, что подростки придают большее значение наградам, особенно социальным, чем взрослые
.
конструктивистская перспектива:
на основе работы Пиаже, количественного подхода теории стадий. Эта точка зрения предполагает, что когнитивное улучшение подростков является относительно внезапным и резким, поскольку подростки учатся, действуя на окружающую среду, и активно накапливают знания 9.0298
дедуктивное рассуждение:
вывод из общего утверждения, предпосылки или принципа с помощью логических шагов для выяснения (вывода) специфики. Также называется обработкой сверху вниз
разделенное внимание:
способность обращать внимание на два и более стимула одновременно; эта способность улучшается в подростковом возрасте
модель с двумя процессами/двойная обработка:
представление о том, что в человеческом мозгу существуют две сети: одна для эмоциональной обработки стимулов, а другая для аналитического мышления
формальная оперативная мысль:
четвертая и последняя стадия теории когнитивного развития Пиаже, характеризующаяся более систематическим логическим мышлением и способностью понимать абстрактные понятия и систематически манипулировать ими
гипотетическая мысль:
рассуждение, включающее предложения и возможности, которые могут не отражать реальность
воображаемой аудитории:
других людей, которые, по эгоцентрическому убеждению подростка, наблюдают и отмечают их внешний вид, идеи и поведение. Это убеждение делает многих подростков очень застенчивыми
перспектива обработки информации:
вытекает из изучения искусственного интеллекта и объясняет когнитивное развитие с точки зрения роста конкретных компонентов общего процесса мышления
.
интуитивная мысль:
мыслей, возникающих из-за эмоций или догадок, не поддающихся рациональному объяснению, под влиянием прошлого опыта и культурных предположений
непобедимость басня:
эгоцентрическая убежденность подростка в том, что его нельзя победить или даже навредить ничем, что могло бы победить нормального смертного, например незащищенным сексом, злоупотреблением наркотиками или вождением на высокой скорости
метапознание:
относится к «мышлению о мышлении», имеет отношение к социальному познанию и приводит к усилению самоанализа, самосознания и интеллектуализации в подростковом возрасте
мнемонических устройств:
умственных стратегий, помогающих учиться и запоминать информацию более эффективно; улучшается в подростковом возрасте
личная басня:
аспект подросткового эгоцентризма, характеризующийся верой подростка в то, что его мысли, чувства и переживания уникальны, прекраснее или ужаснее, чем у кого-либо другого. 0298
релятивистское мышление:
мышление, которое понимает относительный или ситуативный характер обстоятельств
избирательное внимание:
процесс, при котором человек сосредотачивается на одном стимуле, игнорируя другой; эта способность улучшается в подростковом возрасте

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. Linn, P. (2016). Рискованное поведение: объединение подросткового эгоцентризма с теорией запланированного поведения. Обзор общей психологии, 20 (4), 392-398. ↵
  2. Кун, Д. (2013). Рассуждение. Филип Д. Зелазо (ред.), Оксфордский справочник по психологии развития (том 1, стр. 744–764). Нью-Йорк: Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ↵
  3. Клачинский П.А. и Фелмбан, В.С. (2014). Эвристика и предубеждения в подростковом возрасте: отклонения в развитии и индивидуальные различия. В Генри Марковице (ред.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts