Мышление Общая характеристика мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы
Специфика мышления
Дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования
Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира
Позволяет предвидеть будущее, оперировать возможным, планировать практическую деятельность
Установление всеобщих взаимосвязей
Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
Обобщение свойств однородной группы явлений и т. д.
Рис
Особенности мыслительного процесса
Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах развития природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира
Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Человек всегда отражает связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретного наблюдаемого явления
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстрагирования и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме
Мышление человека связано с практической деятельностью (человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его). В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Мыслительные операции
Анализ
Мысленное расчленение объекта на составляющие его части
Мысленное объединение частей или свойств в единое целое
Синтез
Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
Обобщение
Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними
Сравнение
Распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними
Классификация
Абстрагирование
Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных
Конкретизация
Сосредоточение на частных аспектах предметов или явлений
47.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.
Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.
Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.
Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
Обычно принято выделять следующие виды мышления.
Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.
В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.
Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.
Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Общая характеристика
Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом. Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.
Общая характеристика
Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в
Общая характеристика
Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у
Общая характеристика
Общая характеристика Юпитер – это пассивно-позитивный тип. Позитивность этого типа очевидна. У него прекрасное чувство юмора. Он добродушен, приветлив, общителен и всегда находит нужные слова, когда требуется подбодрить или поддержать кого-либо. Тип Юпитер во всем
Общая характеристика
Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления.
Разноплановость мышления18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
50. Виды мышления
50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ
85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
Основные виды мышления
Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,
29. Виды мышления
29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным
а) общая характеристика
а) общая характеристика Со времени классической и средневековой литературы вплоть до конца девятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такие идеи находили выражение отчасти в
Виды мышления
Виды мышления Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям:• описательное;• структурное;• функциональное.Эти три варианта мышления
Особые виды мышления
Особые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают
9 характеристик критического мышления
Ни для кого не секрет, что критическое мышление необходимо для роста и успеха. Тем не менее, многие люди не совсем понимают, что это значит — это звучит как критик или цинизм, черты, которых многие люди хотят избегать.
Однако критически мыслить не значит быть негативным. Напротив, эффективные критические мыслители обладают многими положительными чертами. Такие качества, как любознательность, сострадание и общение, являются одними из главных общих черт, присущих критически мыслящим людям, и хорошая новость заключается в том, что мы все можем научиться развивать эти способности.
В этой статье мы обсудим некоторые основные характеристики критического мышления и то, как развитие этих качеств может помочь вам улучшить навыки принятия решений и решения проблем. Немного самоанализа и практики помогут вам принимать более правильные решения, решать сложные проблемы и добиваться успеха во всех сферах жизни.
Что такое критическое мышление?Научные работы по критическому мышлению предлагают множество способов интерпретации этого понятия ( минимум 17 в одной ссылке! ), что затрудняет определение одного точного определения. В целом критическое мышление относится к рациональному, целенаправленному мышлению посредством логических аргументов и рассуждений. Мы используем критическое мышление для объективной оценки информации и формирования разумных суждений.
Критическое мышление уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Философу Сократу приписывают то, что он был одним из первых, кто призвал своих учеников критически относиться к своим убеждениям и идеям. Сократ считал, что, поощряя людей подвергать сомнению свои предположения, они смогут увидеть недостатки в своих рассуждениях и улучшить свои мыслительные процессы.
Сегодня навыки критического мышления считаются жизненно важными для успеха в учебе и повседневной жизни. Один из определяющих « навыков 21-го века », критическое мышление является неотъемлемой частью решения проблем, принятия решений и постановки целей.
Почему необходимо развивать навыки критического мышления?Навыки критического мышления помогают нам узнавать новую информацию, понимать сложные концепции и принимать лучшие решения. Способность быть объективным и разумным является преимуществом, которое может улучшить личные и профессиональные отношения.
Министерство труда США сообщает, что критическое мышление является одним из самых востребованных навыков на рабочем месте. Умение разработать правильно продуманное решение в разумные сроки высоко ценится работодателями. Компаниям нужны сотрудники, способные решать проблемы самостоятельно и хорошо работать в команде. Желаемый сотрудник может критически и творчески оценивать ситуации, сотрудничать с другими и выносить здравые суждения.
Критическое мышление также является важным компонентом академического обучения. Навыки критического мышления жизненно важны для учащихся, потому что они позволяют учащимся опираться на свои предыдущие знания и формировать новое понимание. Это позволит учащимся расширить свои знания и опыт по различным предметам.
Однако, несмотря на свою важность, критическое мышление не является чем-то, что мы развиваем естественно или случайно. Несмотря на то, что критическое мышление считается важным результатом обучения во многих университетах, только 45% студентов в известном исследовании сообщили, что их навыки улучшились после двух лет занятий.
9 характеристики критического мышленияОчевидно, что улучшение нашей способности критически мыслить потребует некоторой работы по самосовершенствованию. Как учащиеся на протяжении всей жизни, мы можем использовать эту возможность для саморефлексии, чтобы определить, где мы можем улучшить наши мыслительные процессы.
Сильные критически мыслящие люди обладают общим набором личностных черт, привычек и наклонностей. Знание этих атрибутов и применение их на практике может помочь нам создать прочную основу для критического мышления. Эти основные характеристики критического мышления можно использовать в качестве набора инструментов для применения конкретных мыслительных процессов к любой конкретной ситуации.
1. ЛюбознательностьЛюбознательность — одна из важнейших характеристик критического мышления. Исследования показали, что состояние любопытства доводит нас до постоянно искать новую информацию . Эта любознательность поддерживает критическое мышление, поскольку нам необходимо постоянно расширять свои знания, чтобы принимать обоснованные решения.
Любопытство также способствует критическому мышлению, потому что побуждает нас подвергать сомнению наши мысли и ментальные модели — фильтры, которые мы используем для понимания мира. Это важно, чтобы избежать барьеров критического мышления, таких как предубеждения и неправильные представления. Бросание вызов нашим убеждениям и любопытство ко всем сторонам вопроса поможет нам быть непредвзятыми в процессе критического мышления.
Полезный совет: Будьте любопытны. Когда вы спрашиваете «почему», вы узнаете о вещах вокруг вас и проясняете неясности. Гуглите все, что вам интересно, читайте новые книги и играйте с ребенком. У детей есть природное любопытство, которое может вдохновлять.
Пробудите любопытство
ABLE – это универсальное приложение нового уровня для получения знаний и продуктивной работы, предназначенное для энергичных учащихся и пытливых умов.
Подробнее
2. АналитическийИсследование — важнейший компонент критического мышления, поэтому важно быть аналитическим. Аналитическое мышление предполагает разложение сложных идей на их простейшие формы . Первым шагом при решении проблемы или принятии решения является анализ информации и ее рассмотрение по частям. Затем мы используем критическое мышление, собирая дополнительную информацию, прежде чем прийти к суждению или решению.
Способность к анализу полезна для критического мышления, поскольку позволяет нам детально рассматривать данные. Изучая проблему с разных точек зрения, мы должны уделять пристальное внимание этим деталям, чтобы принять решение, основанное на фактах. Выполнение этих шагов имеет решающее значение для принятия правильных решений.
Полезный совет: Осознавайте свое повседневное окружение. Изучите, как все работает — разбивка на этапы будет способствовать анализу. Вы также можете играть в интеллектуальные игры и головоломки. Они обеспечивают приятный способ стимулировать аналитическое мышление.
3. ИнтроспективныйКритически мыслящие люди обычно интроспективны. Самоанализ – это процесс изучения собственных мыслей и чувств. Мы делаем это как форму метапознания или мышления о думает. Исследователи считают, что мы можем улучшить наши навыки решения проблем, используя метапознание для анализа наших процессов рассуждения .
Интроспективность важна для критического мышления, потому что она помогает нам осознавать себя. Самосознание побуждает нас признавать и смотреть в лицо нашим собственным предубеждениям, предубеждениям и эгоистичным тенденциям. Если мы знаем наши предположения, мы можем подвергнуть их сомнению и воздержаться от суждений, пока не получим все факты.
Практический совет: Начать журнал. Следите за своими мыслями, чувствами и мнениями в течение дня, особенно когда сталкиваетесь с трудными решениями. Ищите закономерности. Вы можете избежать распространенных заблуждений, осознавая их.
4. Способность делать выводыЕще одной характеристикой критического мышления является способность делать выводы, т. е. логические выводы, основанные на анализе имеющихся фактов, событий и идей. Анализ доступной информации и наблюдение за закономерностями и тенденциями помогут вам найти взаимосвязи и принять обоснованные решения на основе того, что может произойти.
Способность отличать предположения от умозаключений имеет решающее значение для критического мышления. Мы решаем, что что-то истинно на основе логического вывода, потому что другое также истинно, но мы решаем что-то на основании предположения, исходя из того, во что мы верим или думаем, что знаем. Хотя и предположения, и выводы могут быть верными или неверными, выводы более рациональны, поскольку их подтверждают данные.
Полезный совет: Следите за своим выбором и поведением в течение дня, замечая, когда делаете выводы. Практика применения Уравнение вывода — Я наблюдаю + Я уже знаю = Итак, теперь я думаю — чтобы помочь отличить, когда вы делаете вывод или предполагаете.
5. НаблюдательностьНавыки наблюдения также являются ключевой частью критического мышления. Наблюдение — это больше, чем просто просмотр — оно включает в себя упорядочивание, объединение и классификацию информации с помощью всех пяти органов чувств для достижения понимания. Люди с острой наблюдательностью замечают мелкие детали и улавливают незначительные изменения в своем окружении.
Наблюдательность — это один из первых навыков, которым мы учимся в детстве , и он имеет решающее значение для решения проблем. Наблюдательность позволяет нам собирать больше информации о ситуации и использовать эту информацию для принятия лучших решений и решения проблем. Кроме того, это помогает видеть вещи с разных точек зрения и находить альтернативные решения.
Практический совет: Ограничьте использование устройств и следите за своим окружением. Обратите внимание и назовите по одной вещи для каждого из ваших пяти чувств, когда вы входите в новую среду или даже в знакомую. Осознание того, что вы видите, слышите, обоняете, пробуете на вкус и осязаете, позволяет вам в полной мере прочувствовать момент и развивает вашу способность наблюдать за окружающим миром.
6. Непредубежденные и сострадательныеНепредубежденные и сострадательные люди — хорошие критические мыслители. Быть непредубежденным означает рассматривать новые идеи и точки зрения, даже если они противоречат вашим собственным. Это позволяет изучить разные стороны вопроса, не отбрасывая их сразу. Точно так же сострадательные люди могут сопереживать другим, даже если они не согласны. Когда вы понимаете точку зрения другого человека, вы можете найти общий язык и понимание.
Критическое мышление требует непредвзятости при анализе противоположных аргументов и сострадания при выслушивании точки зрения других. Изучая различные точки зрения и стремясь понять точки зрения других, критически мыслящие люди могут получить более всестороннее понимание проблемы. Используя это более глубокое понимание, мы можем принимать лучшие решения и решать более сложные проблемы.
Практический совет: Развивайте непредубежденность и сострадание, регулярно знакомясь с новыми идеями и взглядами. Читайте книги на незнакомые темы, слушайте подкасты с разными мнениями или общайтесь с людьми из разных слоев общества.
7. Способность определять уместностьСпособность оценивать уместность является важной характеристикой критического мышления. Релевантность определяется как логически связанная и значимая для предмета. Когда факт или утверждение имеют существенное значение для темы, их можно считать релевантными.
Актуальность играет жизненно важную роль на многих этапах процесса критического мышления . Прежде чем оценивать аргумент, особенно важно определить наиболее важные факты. Несмотря на точность и кажущуюся значимость, точка может не иметь большого значения для вашего объекта. Ваши критерии и стандарты одинаково важны, поскольку вы не можете принять правильное решение, руководствуясь неуместными рекомендациями.
Практический совет: Во время разговора обращайте внимание на то, как каждое утверждение относится к тому, о чем вы говорите. Удивительно, как часто мы отклоняемся от сути с не относящейся к делу информацией. Спрашивая себя: «Как это относится к теме?» может помочь вам обнаружить несвязанные проблемы.
8. ГотовностьКритическое мышление требует готовности. Некоторые ученые утверждают, что «готовность исследовать» является наиболее фундаментальной характеристикой критического мышления .0014, который включает в себя все остальные. Желание идет рука об руку с другими качествами, такими как гибкость и скромность. Гибкие мыслители готовы адаптировать свое мышление к новым доказательствам или аргументам. Смиренные готовы признать свои ошибки и признать свои ограничения.
Для критического мышления важно, чтобы мы были непредвзяты и готовы бросить вызов статус-кво. Готовность подвергать сомнению предположения, рассматривать различные точки зрения и мыслить нестандартно позволяет критически мыслящим людям делать новые и необходимые выводы.
Практический совет: Развивайте готовность, приняв установку на рост. Воспринимайте трудности как возможности для обучения. Отмечайте достижения других и интересуйтесь, что привело к их успеху.
9. Эффективные коммуникаторыБыть хорошим критическим мыслителем требует эффективного общения. Эффективные критические мыслители знают, что общение необходимо при решении проблем. Они могут четко сформулировать свои цели и опасения, признавая при этом точку зрения других. Критическое мышление требует, чтобы люди могли выслушивать мнения друг друга и уважительно делиться своим опытом, чтобы найти наилучшие решения.
Хороший коммуникатор также является внимательным и активным слушателем. Активное слушание выходит за рамки простого слушания того, что кто-то говорит. Участие в обсуждении включает в себя:
- Слушание того, что они говорят
- Присутствие на месте
- Задание вопросов, разъясняющих их позицию
Активное слушание имеет решающее значение для критического мышления, поскольку оно помогает нам понять точки зрения других людей.
Практический совет: В следующий раз, когда вы разговариваете с другом, членом семьи или даже совершенно незнакомым человеком, найдите время, чтобы искренне выслушать то, что они говорят. Вас может удивить, как много вы можете узнать о других и о себе, если уделите время внимательному слушанию.
Приведенные выше девять черт представляют собой лишь некоторые из наиболее распространенных характеристик критического мышления. Развивая или укрепляя эти характеристики, вы можете повысить свою способность к критическому мышлению.
Разберитесь с сутью критического мышленияКритическое мышление необходимо для успеха во всех сферах жизни, от личных отношений до профессиональной карьеры. развивая свои навыки критического мышления , вы можете бросить вызов существующему положению вещей и по-новому взглянуть на окружающий мир. Вы можете начать улучшать свои навыки критического мышления уже сегодня, определив, над какими характеристиками критического мышления вам нужно поработать, и используя практические советы для их укрепления. С практикой вы можете стать великим критическим мыслителем.
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏
Свяжитесь со мной в Твиттере 👉 https://twitter.com/iamborisv
И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able
И подписывайтесь в наш информационный бюллетень, чтобы прочитать более ценные статьи, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.
Сейчас мы создаем сообщество единомышленников в Discord, и мы будем очень рады видеть вас там.
Характеристики критического мышления – Платформа электронного обучения Университета Вахемо
Обзор урока
До сих пор в этой главе мы обсуждали значение и природу критического мышления; стандарты критического мышления, кодексы интеллектуального поведения: принципы хороших аргументов и критического мышления. Имея это в качестве основы, мы теперь в состоянии предложить общие характеристики критического мышления.
Деятельность № 1: Уважаемые учащиеся, что вы думаете об особых характеристиках, которые лучше всего отличают критических людей от некритичных?
Уважаемые учащиеся, мы определили критическое мышление в целом как широкий спектр когнитивных навыков и интеллектуальных склонностей, необходимых для эффективного выявления, анализа и оценки аргументов и утверждений об истине. Что же тогда отличает критического мыслителя от некритического? Давайте обсудим некоторые характеристики критических и некритических мыслителей.
4.1 Основные черты критически мыслящих людей
Критически мыслящий человек — это просто человек, демонстрирующий некоторые черты критического мышления. Есть определенные склонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности, которые должен проявлять каждый критически настроенный человек. В этом разделе мы увидим некоторые ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих людей.
Критически мыслящие люди:
- Честны сами с собой, признают то, чего они не знают, признают свои ограничения и остерегаются собственных ошибок.
- Относитесь к проблемам и спорным вопросам как к интересным задачам.
- Стремитесь к пониманию, поддерживайте любопытство, оставайтесь терпеливыми к сложностям и будьте готовы потратить время на преодоление путаницы.
- Основывайте суждения на доказательствах, а не на личных предпочтениях, откладывая решение, когда доказательств недостаточно. Они пересматривают суждения, когда новые доказательства выявляют ошибку.
- Интересуются идеями других людей и поэтому готовы внимательно читать и слушать, даже если склонны не соглашаться с другим человеком.
- Признайте, что крайние взгляды (будь то консервативные или либеральные) редко бывают правильными, поэтому они избегают их, практикуют беспристрастность и ищут баланс.
- Практикуйте сдержанность, контролируйте свои чувства, а не подчиняйтесь им, и думайте, прежде чем действовать.
4.2 Основные черты некритичных мыслителей
В предыдущем разделе мы видели, что каждый критически настроенный человек проявляет определенные наклонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности. Как насчет некритического мыслителя? В этом разделе мы увидим некоторые черты некритических мыслителей.
Некритичные мыслители:
- Делают вид, что знают больше, чем на самом деле, игнорируют свои ограничения и предполагают, что их взгляды безошибочны.
- Относитесь к проблемам и спорным вопросам как к неприятностям или угрозе их эго.
- Нетерпеливы к сложности и поэтому скорее останутся в замешательстве, чем попытаются понять.
- Основывайте суждения на первых впечатлениях и интуитивных реакциях. Их не волнует количество или качество доказательств, и они твердо придерживаются своих взглядов.
- Заняты собой и своим мнением, поэтому не желают обращать внимание на мнение других. При первых признаках несогласия они склонны думать: «Как я могу это опровергнуть?»
- Игнорируйте потребность в балансе и отдавайте предпочтение представлениям, которые поддерживают их установленные представления.
- Склонны следовать своим чувствам и действовать импульсивно.
Давайте теперь сравним и сопоставим ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих с соответствующими чертами некритических мыслителей:
Во-первых, критически мыслящие люди страстно стремятся к ясности, точности, аккуратности и другим стандартам критического мышления, в то время как некритические мыслители часто думают неясно, неточно и неточно. В дополнение к этому, критически мыслящие люди чувствительны к тому, как критическое мышление может быть искажено эгоцентризмом, социоцентризмом, принятием желаемого за действительное и другими препятствиями, в то время как некритические мыслители часто становятся жертвами эгоцентризма, социоцентризма, релятивистского мышления, необоснованных предположений и принятия желаемого за действительное. .
Во-вторых, Критически мыслящие люди умеют понимать, анализировать и оценивать аргументы и точки зрения, в то время как некритические мыслители часто неправильно понимают или оценивают несправедливые аргументы и точки зрения. Более того, критически мыслящие рассуждают логически, делают соответствующие выводы из фактов и данных, в то время как некритические мыслители нелогичны и делают необоснованные выводы из этих источников.
В-третьих, критически мыслящие люди интеллектуально честны с собой, признают то, чего они не знают, и признают свои ограничения, в то время как некритичные мыслители делают вид, что знают больше, чем на самом деле, и игнорируют свои ограничения. Кроме того, критически мыслящие люди непредубежденно выслушивают противоположные точки зрения, приветствуют критику убеждений и предположений, тогда как некритические мыслители ограничены и сопротивляются критике убеждений и предположений.
В-четвертых, критически мыслящие люди основывают свои убеждения на фактах и доказательствах, а не на личных предпочтениях или личных интересах, в то время как некритические мыслители часто основывают свои убеждения исключительно на личных предпочтениях или личных интересах.