Общая характеристика внимания свойства внимания: Общая характеристика внимания

Общая характеристика внимания

Информация о материале
Общая психология
Просмотров: 32990
  • Предыдущая статья Свойства внимания
  • Следующая статья Основные психологические понятия по теме Внимание
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный ха­рактер. Этот избирательный, направленный характер пси­хической деятельности связывают с таким свойством на­шей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого со­держания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

 

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточе­ние психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. 

Характеризуя внимание как сложное психическое яв­ление, выделяют

ряд функций внимания. Сущность вни­мания проявляется прежде всего в отборе значимых, ре­левантных, т. е. соответствующих потребностям, соответ­ствующих данной деятельности, воздействий и игнори­ровании (торможении, устранении) других — несуще­ственных, побочных, конкурирующих воздействий. Наря­ду с функцией отбора выделяется функция удержания (со­хранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и кон­троль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами

ин­теллектуального внимания как высшей его формы яв­ляются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсор­ное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида вни­мания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, про­извольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчерки­вают отсутствие усилий со стороны человека, направлен­ных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, по­требностями. В этом случае также нет волевых усилий, на­правленных на сосредоточение: объект внимания выделя­ется в силу соответствия его причинам, побуждающим че­ловека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточе­ние сознания на объекте в силу каких-то его особеннос­тей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу сво­его действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизволь­ное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные зву­ки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосре­доточение внимания. Еще большее значение для возник­новения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, про­должительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внима­ния к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркива­ют активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание—это созна­тельно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Своим происхождением произволь­ное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ста­вит перед собой цель деятельности, выполнение кото­рой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, ко­торое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходи­мо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного вни­мания к любому объекту является постановка цели дея­тельности, сама практическая деятельность, за выполне­ние которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельнос­ти облегчается, если в познание включено

практическое действие. Например, легче удержать внимание на содер­жании научной книги, когда чтение сопровождается кон­спектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюде­ния и опыты показывают, что к концу рабочего дня уве­личивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуж­дение, вызванное причинами, посторонними для выпол­няемой работы (озабоченность какими-то другими мыс­лями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. 100 экзаменационных ответов по психологии

. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. — 256с. С. 50.

  • Предыдущая статья Свойства внимания
  • Следующая статья Основные психологические понятия по теме Внимание

Общая характеристика внимания — презентация онлайн

1.

Кгу презентация. Общая характеристика внимания.Выполнил:
Студент 1 курса (оч)
Специальность:18-ОДБО-1
Кулай Александр.
Кострома-2018 .

2. Внимание как определение .

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые
предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию,
обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности,
сохраняет должный контроль над своим поведением.

3. Основные функции внимания:

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент
психологических и физиологических процессов.
Способствование организованному и целенаправленному отбору
поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными
потребностями.
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности
психической активности на одном и том же объекте или виде
деятельности.

4.

Виды внимания : Существуют несколько разных классификаций внимания.Непроизвольное внимание – это внимание не требующее приложения усилий ,
привлекаемое сильным ,либо новым ,либо интересным раздражителем.
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной
ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов,
которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное
значение.
Произвольное внимание – это внимание свойственное только человеку и
характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания,
связанным с волевыми усилиями.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование
протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует
волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на
решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания
человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему
сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения,
осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание – внимание проявляющееся в тех
случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу.
Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой
направленности с благоприятными внешними и внутренними
условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания
послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и
поддерживается сознательными интересами. Отличие
послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии
волевого усилия.

6. Свойства внимания.

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение,
распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов),
воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии
множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у
взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания
зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта,
психического развития. Объем внимания значительно увеличивается,
если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует
закономерность – чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше
объем и наоборот.
1) Переключение внимания — проявляется в преднамеренном переходе субъекта
от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.
В целом переключаемость внимания означает способность быстро
ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в
значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной
деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных
процессов. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между
предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой
из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем
легче он переключается на неё.
2) Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать
достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько
целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться
отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение
внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.
3) Концентрация — проявляется в различиях, которые имеются в степени
концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия
рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном
объекте приводит к положительному результату только в том случае, если
субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие
объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и
объем тесно связаны между собой.
4) Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие
на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что
внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые
имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо
деятельностью. Наиболее простым способом поддержания устойчивости
внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех
пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно
проявится состояние утомления. Устойчивость внимания можно продлить на
определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином
предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом
зрения.
5) Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее
важных объектах.
Можно также отнести к свойствам внимания такой термин как отвлекаемость и
внимательность.
Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на
другой. Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на
человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать
внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость
возникает под влиянием внешних раздражителей Внутренняя отвлекаемость
внимания возникает по влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, изза отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Внимательность – это степень внимания , сосредоточенность внимания.
Формирование её происходит в ходе активного участия в профессиональной
деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых
задач.
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных
психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В
отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.)
внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри
этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является
сложным познавательным процессом, с другой — психическим состоянием, в
результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается
деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки,
потребности, направленность личности.

11. Внимание бывает:

Внешним – подразумевающей мимику (выразительные движения мышц
лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств
человека) и пантомимику (Совокупность выразительных движений лица,
головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции или
если проще то это поза и жесты. )
Внутренним – подразумевающей мысли , чувства , переживания и т.д

12. Внешнее внимание .

Внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений
окружающей действительности и их отражении в сознании человека.
Оно проявляется в активной установке, направлении органов чувств на объект
восприятия и наблюдения, в сосредоточении на действующих органах тела руках, ногах, на их напряжении. Внешнее внимание (сенсорное, двигательное)
ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица,
мимических и пантомимических выражениях и движениях, в своеобразной
готовности выполнять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.
Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует
повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств — зрения,
слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и
кинестезических состояний организма и его органов. Сенсибилизация органов
чувств, способствует четкому точечному восприятию предметов и явлений, их
элементов.
Во внешней среде выделяют сосредоточение на ожидаемых предметах и
явлениях — сигналах для действий и движений, как в трудовых и спортивных
действиях. Внимание к ожидаемым предметам и явлениям
называют пресенсорным и премоторным.

13. Внутреннее внимание.

Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ
деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется,
например, в решении задач мысленно, в вспоминании, соображении
мысленно.
Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности
имеет большое практическое значение. Такое сосредоточение связано со
способностью представлять предметы и процесс действия, мысленно
анализировать их. При этом важную роль играет внутреннее вещание.
Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективных
состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности
личности.
Во время внутреннего внимания чувствительность органов чувств снижается,
человек не замечает знакомых, не слышит, что к нему обращаются,
отвлекается от выполняемой деятельности.
Художник М. Богданов-Бельский удачно изобразил проявления внутреннего
внимания учащихся на картине «Устный счет».

15. Вывод по внешнему и внутреннему вниманию.

Поэтому в любой деятельности — трудовой, учебной, спортивной — не
рекомендуется одновременно загружать и внешнее и внутреннее
внимание, например загадывать ученикам решить мысленно задания или
вспомнить формулу, даты, названия и одновременно демонстрировать
средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске, наблюдать
географическую карту, следить за действием прибора.
Это требует достаточно развитой способности распределять внимание
между наружной и внутренней направленной деятельности.

16. Вопросы по теме .

Что такое внимание ?
Каким может быть внимание ?
Какие примеры из повседневной жизни можно
соотнести со свойствами внимания ? Пояснить
почему .

17. Источники.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу
«Психология человека»: — М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург:
Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. — Екатеринбург, Изд-во Урал. гос.
проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для
вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. — М.: Издат. Центр
«Академия», 2000. –512 с.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие
для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 36

Значение, характеристики и образовательное значение .

Значение внимания:

Внимание — важный психический процесс. Без него другие психические процессы, такие как воображение, обучение, мышление и т. д., невозможны и бесполезны. Мы не можем ни о чем думать, если не сосредоточим на этом свое внимание.

Внимание считается способностью, которая может быть отвлечена на любой объект по желанию. Внимание вместо того, чтобы быть умственной способностью, является частью умственной деятельности. Это также избирательный процесс. Когда мы обращаем внимание на какой-либо раздражитель, это означает, что мы отвлеклись от других раздражителей. Наш ум выбирает только один стимул, который лучше всего подходит для него, чтобы обратить внимание. Внимание также зависит от интереса.

РЕКЛАМА:

Определения :

Ниже приведены несколько определений внимания:

Муну:

«Внимание, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали, в конечном счете является мотивационным процессом».

РЕКЛАМА:

Стаут:

«Внимание в простой связи, поскольку для его удовлетворения требуется дальнейшее знание его предметов».

Mc Dougal:

«Внимание — это просто воля или наведение, рассматриваемое с точки зрения его влияния на когнитивный процесс».

Характер внимания:

Ниже приведены некоторые виды внимания:

i. Внимание — это умственный процесс, а не умственная сила.

ii. Не может быть внимания при отсутствии интереса.

iii. Мысль о сознательной жизни невозможна без внимания.

iv. Внимание создает готовность к выполнению работы.

РЕКЛАМА:

v. Внимание — процесс избирательный.

VI. Внимание — это прошлое сознания, оно не означает сознания.

Характеристики внимания:

Ниже приведены некоторые характеристики внимания:

(i) Внимание постоянно меняется.

(ii) Внимание всегда является активным центром нашего опыта.

(iii) Выборочный.

(iv) Внимание постоянно.

(v) Внимание увеличивает ясность объекта.

(vi) Он неделим.

(vii) Ограниченность внимания несколько зависит от отношения между вещами.

Значение для образования:

Внимание играет жизненно важную роль в процессе обучения. Без внимания обучение не может быть эффективным. Это помогает ребенку лучше усваивать информацию. Это необходимо, чтобы изучить навык. Урок, изучаемый с большим вниманием, длится долго. Таким образом, внимание очень важно для обучения.

Ниже приведены образовательные последствия внимания:

и. Педагог должен стараться привлечь внимание детей в учебно-учебной ситуации.

ii. Учитель должен создать благоприятную среду во время обучения, чтобы сосредоточить все внимание на детях.

iii. Атмосфера обучения должна быть свободна от всех возможных отвлекающих факторов.

iv. Для привлечения внимания учитель должен стараться мотивировать учащихся на каждом этапе обучения.

v. Схемы, рисунки и рисунки следует рисовать по мере необходимости.

VI. Аудиовизуальные средства должны использоваться надлежащим образом.

vii. Учитель должен использовать жесты, позы, действия и демонстрации во время обучения.

viii. Студенты должны активно участвовать в учебно-воспитательной деятельности.

ix. Следует избегать страха перед наказанием и грубого поведения учителя.

х. Учитель должен проявлять справедливое и беспристрастное отношение ко всем ученикам в классе.

Обсуждаемые шаги определенно помогут учащимся привлечь внимание друг к другу в учебных ситуациях.

Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Внимание

Хорошее Внимание | 4 Виды и характеристики внимания

Содержание

Внимание является важным аспектом нашей умственной деятельности и играет полезную роль в нашей повседневной жизни. В процессе обучения внимание является основным источником обучения. Пока учитель работает, некоторые ученики по той или иной причине остаются внимательными. Сидящие на задних скамейках не обращают особого внимания на «классную работу» и это иногда вызывает у него раздражение. Часто он повторяет: Ты, Биджу, что ты делаешь? Почему дети становятся невнимательными? Учитель хочет знать все это, а также средства для закрепления этого в классе.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Феномен внимания определяется по-разному.

(i) Внимание — это избирательный акт сознания. Это избирательная деятельность ума». – Рекс и Рыцарь

(ii) Внимание – это концентрация ума. Это сосредоточение «опять-таки избирательно и предполагает чувственную ясность», как Учитель также описывает внимание». – Вуд-Ворт и Шлосберг.

(iii) С другой точки зрения, внимание — это «привлечение внимания к идее или объекту с поля». Это также подразумевает избирательность.

Из вышеприведенных определений ясно, что «сосредоточение», «концентрация», «выбор» и «четкость» являются важными элементами внимания. Ментальный поток нашего сознания не обращает внимания на все, что происходит перед нами. То, что привлекает наше внимание сейчас, может потерять его в следующий момент. Наш ум немедленно выбирает, фокусирует выбранные явления, и в этом заключается наше внимание.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Таким образом, основными характеристиками внимания являются:

(i) Внимание избирательно.

(ii) Внимание постоянно переключается с одного объекта на другой.

(ii) Внимание подразумевает знание, чувство и действие.

(iv) Внимание мотивировано какой-либо целью объекта или деятельности, на которую мы обращаем внимание

(v) Внимание имеет узкий диапазон. Мы занимаемся чем-то одним за раз.

(vi) Внимание обычно возбуждается новыми раздражителями.

(vii)Внимание сопровождается. регулировки мотора.

Виды внимания

В предыдущем вопросе мы обсуждали естественные и приобретенные интересы. На основе двух видов интереса у нас есть непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание бывает двух видов: спонтанное и вынужденное; Произвольное внимание также бывает двух типов, а именно, с усилием и без усилия.

1. Непроизвольное внимание

(i) Непроизвольное спонтанное внимание:

Оно основано на наших естественных интересах и инстинктах. Когда ребенок забывает о голоде и жажде и вовлекается в игру, за его вниманием работает инстинкт. Внимание матери спонтанно направляется на ребенка в тот момент, когда она слышит его плач.

 

(ii) Непроизвольное принудительное внимание :

Это результат некоторого принудительного стимула. Если во время вашей работы раздается какой-то

неприятный звук, ваше внимание автоматически переключается на него. Опять же, страх перед чем-то привлекает внимание, несмотря на все усилия избежать этого.

 

2. Добровольное внимание

Оно основано на наших приобретенных интересах

(i) Добровольное усилие внимания:

Благодаря такому вниманию достигается большинство важных вещей. Нам может быть неинтересно решать сложную задачу, но все же мы хотим это сделать. Мы можем сплетничать или играть, но тем не менее мы хотим решить задачу по математике, для решения которой, как мы знаем, требуется тяжелая работа. Учащегося следует поощрять развивать силу произвольного напряженного внимания.

 

(ii) Произвольное внимание без усилий :

Этот тип внимания является прямым результатом напряженного внимания. Определенная задача может быть трудной в начале, но становится легкой после повторных испытаний. Произвольное безусильное внимание возможно благодаря изменению «природы, привычки и настроения».

Как привлечь внимание?

Психология внимания имеет прямое происхождение от психологии интереса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts