Общая характеристика внимания в психологии: Тема 6. Психологическая характеристика внимания и памяти.

Тема 6. Психологическая характеристика внимания и памяти.

6.1. Понятие и виды внимания.

Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального.

В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, когда мы не ставим перед собой цели быть внимательным, оно возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий.

Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются в особенностях внешних воздействий – раздражителей. По своему происхождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ориентировочными рефлексами», которые возникают при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наиболее полное и отчетливое отражение раздражителя.

Причинами непроизвольного внимания являются: сила, величина, внезапность раздражителя. Их движение, изменение вообще. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отношение друг от друга.

Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Оно зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства прошлого опыта.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Произвольное внимание – обязательное условие труда, учебных занятий, работы вообще. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществить (например: шофер ведет машину, бухгалтер считает; если они не сосредоточатся, то не получат положительных результатов).

Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному. Последний вид внимания связан с сознательными задачами и целями, т.е. вызываются преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, это внимание не сходно и с произвольным, т.к. здесь уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

6.2.Свойства внимания.

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: объем, устойчивость, переключение, распределение и концентрация.

Объем внимания — это то количество объектов, которое может воспринять человек одномоментно за 1/ 10 секунды.

Объем внимания зависит от возраста. У взрослого человека оно определяется количеством от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания зависит от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки.

Устойчивость внимания — это степень и длительность сосредоточенности сознания на объекте.

Ее показателем является отсутствие значительных колебаний (временных ослаблений сосредоточенности) внимания. Физиологически устойчивость внимания объясняется, прежде всего, торможением действия побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения. Устойчивость внимания необходима человеку в любой деятельности.

Переключение внимания — это преднамеренный переход от одного объекта внимания, к другому, который в данный момент теснее связан с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни.

Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. Слишком частое переключение может приводить к быстрому утомлению и поэтому необходимо выбрать оптимальный вариант.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной систем, так и социальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости

Распределение внимания – это такая организация внимания, когда возможно выполнение двух или нескольких деятельностей одновременно.

Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни. Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, от их сложности, от степени знакомства и их привычности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен. Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточения на объекте.

Показателем концентрации внимания является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Концентрация тесно связана с объемом и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельностей, тем больше возможность концентрации.

Общая характеристика внимания

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, сопутствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым обеспечиваются контроль и регуляция деятельности.

С вниманием в его высших формах связывают регулирование протекания психических процессов и сознательного поведения человека.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).

В настоящее время наиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание. Большинство данных, характеризующих внимание, получено, фактически, при его исследовании. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание способствует повышению их эффективности. Так, с вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующегося образа.

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания. Каждая из форм внимания (сенсорное, интеллектуальное и др.) может проявляться на различных уровнях.

Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими, психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.

Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством — новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.

Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т. е. соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями; решающее значение, таким образом, имеет контраст между ними. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так, маленькие предметы скорее замечаются среди крупных, треугольник — среди прямоугольников.

Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Так, в экспериментальных условиях испытуемый, сосредоточиваясь в соответствии с инструкцией на восприятии сообщения, зачитываемого диктором, и достаточно успешно отвлекаясь от параллельно звучащего голоса другого человека, тем не менее, когда последний произносил имя испытуемого, немедленно обращал на него внимание.

Исключительно велика роль непосредственного интереса а непроизвольном внимании. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщенно, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение.

Непроизвольное внимание связано и с общей направленностью личности Например, новую театральную афишу скорее заметит человек, интересующийся театром, при этом, быть может, не обратив внимание на объявление о предстоящем футбольном матче. Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких-либо волевых усилий с его стороны. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание, как высший вид внимания, сложилось в процессе труда. К. Маркс писал: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…»

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В условиях, когда внимание направлено не на то, что является наиболее новым, интересным, занимательным, а на то, что связано с целью деятельности, на то, что важно и нужно для се осуществления, нередко требуются усилия воли.

Необходимость волевых усилий для организации вниманий ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех (новых, сильных или эмоционально значимых раздражителей).

В произвольном внимании проявляется активность личности, при этом внимании интересы носят опосредствованный характер (это интересы цели, результата деятельности). Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности,

Помимо произвольного и непроизвольного внимания, может быть выделен еще один особый его вид — послепроизвольное внимание. Это понятие в психологии было введено Н. Ф. Добрыниным.

Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ему не требуется заметных волевых усилий -для поддержания внимания. Таким образом, послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью, оно не может быть сведено и к непроизвольному вниманию. Так, старшеклассник, конспектируя при подготовке к экзамену трудную книгу, сначала заставляет себя быть внимательным, не отвлекаться. Но потом он увлекается работой, ему уже трудно оторваться от нее. Внимание, первоначально поддерживаемое волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда,

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению. Однако даже в младших классах строить учебно-воспитательный процесс только на основе этого вида внимания нецелесообразно.

Увлеченность, характерная для послепроизвольного внимания, связана с активностью личности, формирование которой зависит от представленности в деятельности элементов творчества. В школьной практике этому способствуют проблемность обучения, использование творческих заданий и т.п.

Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и формируется.

Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Школьный возраст является периодом его активного становления. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала — важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке. Мобилизация внимания учащихся связана и с особенностями речи учителя, ее четкостью п выразительностью, темпом и т. п. Сосредоточению способствуют оптимальная громкость голоса, ее педагогически целесообразное варьирование но ходу урока (утомляет как громкая, так и очень тихая речь, вызывающая напряженность у слушателей). Важно умелое использование интонационных средств речи (психологически оправданные паузы, правильно расставленные фразовые ударения и т. п.).

Большое значение для привлечения внимания имеют целесообразное использование наглядности (картин, муляжей, таблиц; схем и др.), демонстрация и самостоятельное проведение

опытов, применение технических средств обучения. Важно учитывать, что однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания, снижает устойчивость сосредоточения. Еще К. Д. Ушинский писал: «…Губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Поэтому следует особенно в начальных классах, применять разнообразные формы и методы обучения.

Большое значение для поддержания внимания и воспитания привычек быть внимательным имеет организация урока — четкое начало занятии, наличие необходимых условий для работы и т. п. Следует выделить темп ведения урока. Живой энергичный темп лучше мобилизует внимание. При чрезмерно быстром темпе могут из-за поспешности появиться «ошибки на внимание», при медленном темпе — работа не захватывает ученика и создаются условия для отвлечения. Темп проведения урока зависит, конечно, от содержания материала и легкости его усвоения, возраста школьников. По внешним признакам — специфической позе, выражению лица, устремленности взгляда можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности, Если, например, взгляд ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты, можно предположить, что он внимателен. Однако эти внешние показатели могут не соответствовать действительной направленности сосредоточения. Поэтому наряду с «действительной внимательностью» выделяют «кажущуюся внимательность», а также «действительную невнимательность» и «кажущуюся невнимательность» (И. В, Страхов). Так, внешне внимательный ученик иногда не в состоянии повторить только что поставленный вопрос учителя, продолжить ответ товарища и т. п. При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного слушателя, заниматься посторонними делами, или непроизвольно сосредоточиваться на собственных мыслях, воспоминаниях. Так называемая кажущаяся невнимательность может проявляться как в чрезмерной подвижности ученика, так и в пассивности, внешнем безразличии к уроку. Однако в обоих случаях ученик может быть достаточно внимательным и фактически участвовать в работе класса. В этом случае школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя последнему казалось, что он отвлекался.

Понимание синдрома дефицита внимания/гиперактивности в детском и взрослом возрасте

1. Greenhill LL, Pliszka S, Dulcan MK, et al. Параметр практики использования стимулирующих препаратов при лечении детей, подростков и взрослых. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2002 г., февраль; 41 (2 доп.): 26S–49S. [PubMed] [Google Scholar]

2. Клинические рекомендации: лечение ребенка школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Педиатрия. 2001 г., октябрь; 108 (4): 1033–1044. [PubMed] [Академия Google]

3. Biederman J, Monuteaux M, Mick E, et al. Результат синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у молодых взрослых: контролируемое 10-летнее последующее исследование. Психологическая медицина. 2006; 36: 167–179. [PubMed] [Google Scholar]

4. Swanson J, Lerner M, Gupta S, Shoulson I, Wigal S. Разработка новой лекарственной формы метилфенидата для приема один раз в день для лечения СДВГ: доказательство концепции и доказательство эффективности изучение продукта. Архив общей психиатрии. 2003;60(2):204–211. [PubMed] [Академия Google]

5. Баркли Р. Основные показатели жизнедеятельности и здоровья, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Журнал клинической психиатрии. 2002; 63 (Дополнение 12): 10–15. [PubMed] [Google Scholar]

6. Виленс Т., Спенсер Т. Синдром дефицита внимания/гиперактивности, жизненный курс и стратегии вмешательства. В: Хоулин П., Чарман Т., Газиуддин М., редакторы. Справочник SAGE по нарушениям развития. публикации SAGE; London: 2010. [Google Scholar]

7. Polanczyk G, de Lima MS, Horta BL, Biederman J, Rohde LA. Распространенность СДВГ во всем мире: систематический обзор и метарегрессионный анализ. Американский журнал психиатрии. 2007 июнь; 164 (6): 942–948. [PubMed] [Google Scholar]

8. Kessler RC, Adler L, Barkley R, et al. Распространенность и корреляты СДВГ у взрослых в Соединенных Штатах: результаты репликации национального исследования сопутствующих заболеваний. Американский журнал психиатрии. 2006;163(4):716–723. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Психическое здоровье в США. Распространенность диагностики и медикаментозного лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности – США, 2003 г. Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности. 2005; 54: 842–847. [PubMed] [Академия Google]

10. Biederman J, Faraone SV, Monuteaux M, et al. Гендерные последствия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, новый взгляд. Биологическая психиатрия. 2004;55(7):692–700. [PubMed] [Google Scholar]

11. Андерсон Дж. К., Уильямс С., МакГи Р., Сильва П.А. Расстройства DSM III у детей предподросткового возраста. Распространенность в большой выборке из общей популяции. Архив общей психиатрии. 1987; 44: 69–76. [PubMed] [Google Scholar]

12. Bird HR, Gould MS, Staghezza BM. Паттерны диагностической коморбидности в выборке детей в возрасте 9 летчерез 16 лет. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1993;32(2):361–368. [PubMed] [Google Scholar]

13. Abikoff H, McGough J, Vitiello B, et al. Последовательная фармакотерапия для детей с коморбидным дефицитом внимания/гиперактивностью и тревожными расстройствами. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2005 г., май; 44 (5): 418–427. [PubMed] [Google Scholar]

14. Jensen PS, Shervette RE, Xenakis SN, Richters J. Тревожные и депрессивные расстройства при синдроме дефицита внимания и гиперактивности с гиперактивностью: новые результаты. Американский журнал психиатрии. 1993;150:1203–1209. [PubMed] [Google Scholar]

15. Biederman J, Monuteaux MC, Spencer T, Wilens TE, Faraone SV. Защищают ли стимуляторы от психических расстройств у молодежи с СДВГ? 10-летнее последующее исследование. Педиатрия. 2009 г., июль; 124 (1): 71–78. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Faraone SV, Biederman J, Wozniak J, Mundy E, Mennin D, O’Donnell D. Является ли сопутствующая патология с СДВГ маркером юношеской мании? Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1997;36(8):1046–1055. [PubMed] [Google Scholar]

17. Wilens T, Biederman J, Wozniak J, Gunawardene S, Wong J, Monuteaux M. Можно ли отличить взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от людей с коморбидным биполярным расстройством: результаты выборки клинически направленных взрослых. Биологическая психиатрия. 2003;54(1):1–8. [PubMed] [Google Scholar]

18. Виленс Т., Бидерман Дж. Алкоголь, наркотики и синдром дефицита внимания/гиперактивности: модель изучения зависимостей у молодежи. Журнал психофармакологии. 2006;20(4):580–588. [PubMed] [Академия Google]

19. Wilens TE, Vitulano M, Upadhyaya H, et al. Курение сигарет связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. J Педиатр. 2008 г., сен; 153 (3): 414–419. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Kollins SH, McClernon FJ, Fuemmeler BF. Связь между курением и симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности в популяционной выборке молодых людей. Арх генерал психиатрия. 2005 г., октябрь; 62 (10): 1142–1147. [PubMed] [Google Scholar]

21. Biederman J, Monuteaux M, Mick E, et al. Является ли курение сигарет переходным этапом к последующим расстройствам, связанным с алкоголем и незаконным употреблением наркотиков? Контролируемое исследование молодых людей с СДВГ и без него. Биологическая психиатрия. 2006; 59: 258–264. [PubMed] [Google Scholar]

22. Виленс Т., Бидерман Дж., Мик Э. Влияет ли СДВГ на курс злоупотребления психоактивными веществами? Результаты выборки взрослых с СДВГ и без него. Американский журнал о зависимостях. 1998; 7: 156–163. [PubMed] [Google Scholar]

23. Левин Ф.Р., Эванс С.М. Вопросы диагностики и лечения коморбидной зависимости от психоактивных веществ и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых. Психиатрические анналы. 2001;31(5):303–312. [Google Scholar]

24. Wilson JJ, Levin FR. Синдром дефицита внимания/гиперактивности и ранние расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2005 г., 15 октября (5): 751–763. [PubMed] [Академия Google]

25. Витиелло Б. Долгосрочные эффекты стимулирующих препаратов на мозг: возможное значение для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал детской и подростковой психофармакологии. 2001;11(1):25–34. [PubMed] [Google Scholar]

26. Wilens TE, Adamson J, Monuteaux MC, et al. Влияние предшествующего лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности стимуляторами на последующий риск курения сигарет и расстройств, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков, у подростков. Архив педиатрии и подростковой медицины. 2008 Октябрь; 162 (10): 916–921. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Biederman J, Monuteaux MC, Spencer T, Wilens TE, Macpherson HA, Faraone SV. Стимулирующая терапия и риск последующих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, у взрослых мужчин с СДВГ: контролируемое 10-летнее последующее исследование. Американский журнал психиатрии. 2008 г., май; 165 (5): 597–603. [PubMed] [Google Scholar]

28. Баркли Р., Бидерман Дж. Дело против определенного возраста начала критерия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Американский журнал психиатрии. 1997 [PubMed] [Google Scholar]

29. Association AP. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: четвертая редакция текста (DSM-IV-TR), 4-е изд. Американская психиатрическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия: 2000. [Google Scholar]

30. APA . Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV. 4-е изд. Пресса Американской психиатрической ассоциации; Вашингтон, округ Колумбия: 1994. [Google Scholar]

31. Виленс Т., Бидерман Дж., Фараоне С., Мартелон М., Вестерберг Д., Спенсер Т. Представление симптомов, подтипов и сопутствующих заболеваний СДВГ у взрослых с СДВГ, направленных на клиническое обследование. Журнал клинической психиатрии. 2009 г.;70(11):1557–1562. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Millstein RB, Wilens TE, Biederman J, Spencer TJ. Представление симптомов и подтипов СДВГ у клинически направленных взрослых с СДВГ. Журнал расстройств внимания. 1997;2(3):159–166. [Google Scholar]

33. Lahey BB, Pelham WE, Loney J, Lee SS, Willcutt E. Нестабильность подтипов СДВГ DSM-IV от дошкольного до младшего школьного возраста. Архив общей психиатрии. 2005 г., август; 62 (8): 896–902. [PubMed] [Академия Google]

34. Маннуцца С., Кляйн Р.Г., Моултон Дж.Л., 3-е место у детей с «ситуативной» гиперактивностью среди молодых взрослых: проспективное контролируемое последующее исследование. Журнал ненормальной детской психологии. 2002 г., 30 апреля (2): 191–198. [PubMed] [Google Scholar]

35. Госпиталь MG. Программа школьной психиатрии и Ресурсный центр Мади. [По состоянию на 12 августа 2010 г.]. http://www2.massgeneral.org/schoolpsychiatry/ [Google Scholar]

36. Adler L, Cohen J. Диагностика и оценка взрослых с СДВГ. В: Спенсер Т., редактор. Психиатрические клиники Северной Америки. Том. 27. Сондерс Пресс; Филадельфия, Пенсильвания: 2004. стр. 187–201. [PubMed] [Академия Google]

37. Kooij JJS, Boonstra AM, Swinkels SH, Bekker EM, de Noord I, Buitelaar JK. Надежность, валидность и полезность инструментов для самоотчета и отчета информатора о симптомах СДВГ у взрослых пациентов. Журнал расстройств внимания. 2008 г., январь; 11 (4): 445–458. [PubMed] [Google Scholar]

38. Kessler RC, Adler L, Ames M, et al. Шкала самооценки взрослых с СДВГ Всемирной организации здравоохранения (ASRS): короткая шкала скрининга для использования среди населения в целом. Психологическая медицина. 2005 г., февраль; 35 (2): 245–256. [PubMed] [Академия Google]

39. Мик Э., Фараоне С.В., Бидерман Дж., Спенсер Т. Течение и исход СДВГ. Первичная психиатрия. 2004;11(7):42–48. [Google Scholar]

40. Biederman J, Faraone S, Mick E. Возврат к возрастному снижению симптомов СДВГ: Влияние определения ремиссии и подтипа симптомов. Американский журнал психиатрии. 2000; 157:816–817. [PubMed] [Google Scholar]

41. Hart EL, Lahey BB, Loeber R, Applegate B, Frick PJ. Изменения в развитии при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у мальчиков: четырехлетнее продольное исследование. Журнал ненормальной детской психологии. 1995;23(6):729–749. [PubMed] [Google Scholar]

42. Martinussen R, Hayden J, Hogg-Johnson S, Tannock R. Метаанализ нарушений рабочей памяти у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2005 г., апрель; 44 (4): 377–384. [PubMed] [Google Scholar]

43. Баркли Р.А. Поведенческое торможение, устойчивое внимание и исполнительные функции: построение объединяющей теории СДВГ. Психологический вестник. 1997; 121(1):65–9.4. [PubMed] [Google Scholar]

44. Seidman LJ. Нейропсихологическое функционирование у людей с СДВГ на протяжении всей жизни. Обзор клинической психологии. 2006 г., август; 26 (4): 466–485. [PubMed] [Google Scholar]

45. de Zeeuw P, Aarnoudse-Moens C, Bijlhout J, et al. Ингибиторная производительность, скорость реакции, внутрииндивидуальная изменчивость и точность реакции при СДВГ. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2008 г., июль; 47 (7): 808–816. [PubMed] [Академия Google]

46. Sergeant JA, Geurts H, Oosterlaan J. Насколько специфичен дефицит исполнительных функций для синдрома дефицита внимания/гиперактивности? Поведенческие исследования мозга. 2002; 130(1-2):3–28. [PubMed] [Google Scholar]

47. Сонуга-Барке Э., Дален Л., Ремингтон Б. Вносят ли исполнительный дефицит и отсроченная аверсия независимый вклад в симптомы дошкольного дефицита внимания/гиперактивности. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2003;42(11):1335–1342. [PubMed] [Академия Google]

48. Shaw P, Lalonde F, Lepage C, et al. Развитие корковой асимметрии у типично развивающихся детей и ее нарушение при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Арх генерал психиатрия. 2009 г., август; 66 (8): 888–896. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. McAlonan GM, Cheung V, Chua SE, et al. Возрастной объем серого вещества коррелирует с торможением реакции и сдвигом при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Бр Дж. Психиатрия. 2009 г., февраль; 194 (2): 123–129. [PubMed] [Академия Google]

50. Cole WR, Mostofsky SH, Larson JC, Denckla MB, Mahone EM. Возрастные изменения моторных тонких признаков у девочек и мальчиков с СДВГ. Неврология. 2008 г., 4 ноября; 71 (19): 1514–1520. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Ivanov I, Bansal R, Hao X, et al. Морфологические аномалии таламуса у юношей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Am J Психиатрия. 2010 г., апрель; 167 (4): 397–408. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Херви А.С., Эпштейн Дж., Карри Дж.Ф. Нейропсихология взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: метааналитический обзор. Нейропсихология. 2004;18(3):485–503. [PubMed] [Академия Google]

53. Seidman L, Doyle A, Fried R, Valera E, Crum K, Matthews L. Нейропсихологическое функционирование взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. В: Спенсер Т., редактор. Взрослый СДВГ, Психиатрические клиники Северной Америки. Том. 27. Эльзевир Сайенс; 2004. стр. 261–282. [PubMed] [Google Scholar]

54. Biederman J, Monuteaux M, Seidman L, et al. Влияние дефицита исполнительной функции и СДВГ на академические результаты у детей. Журнал консалтинга и клинической психологии. 2004;72(5):757–766. [PubMed] [Академия Google]

55. Castellanos FX, Lee PP, Sharp W, et al. Траектории развития аномалий объема головного мозга у детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Журнал Американской медицинской ассоциации. 2002; 288(14):1740–1748. [PubMed] [Google Scholar]

56. Seidman LJ, Valera EM, Makris N, et al. Объемные аномалии дорсолатеральной префронтальной и передней поясной коры у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности, выявленным с помощью магнитно-резонансной томографии. Биологическая психиатрия. 2006 г., 15 ноября; 60 (10): 1071–1080. [PubMed] [Академия Google]

57. Shaw P, Eckstrand K, Sharp W, et al. Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук. 2007 г., 4 декабря; 104 (49): 19649–19654. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

58. Makris N, Biederman J, Valera EM, et al. Корковое истончение сетей внимания и исполнительных функций у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Кора головного мозга. 2007 июнь; 17 (6): 1364–1375. [PubMed] [Академия Google]

59. Эпштейн Дж. Н., Кейси Б. Дж., Тонев С. Т. и соавт. Эффекты активации мозга, связанные с СДВГ и приемом лекарств, в парах родитель-ребенок, страдающих от СДВГ. Журнал детской психологии и психиатрии. 2007 г., сен; 48 (9): 899–913. [PubMed] [Google Scholar]

60. Кейси Б.Дж., Дерстон С. От поведения к познанию, к мозгу и обратно: что мы узнали из исследований функциональной визуализации синдрома дефицита внимания и гиперактивности? Американский журнал психиатрии. 2006 г., июнь; 163 (6): 957–9.60. [PubMed] [Google Scholar]

61. Bush G, Spencer TJ, Holmes J, et al. Функциональная магнитно-резонансная томография метилфенидата и плацебо при синдроме дефицита внимания/гиперактивности во время задачи интерференции с несколькими источниками. Арх генерал психиатрия. 2008 г., январь; 65 (1): 102–114. [PubMed] [Google Scholar]

62. Макгаффин П., Райли Б., Пломин Р. К поведенческой геномике. Наука. 2001; 291:1232–1249. [PubMed] [Google Scholar]

63. Фараоне С., Бидерман Дж. Генетика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки. 1994;3(2):285–302. [Google Scholar]

64. Гудман Р., Стивенсон Дж. Двойное исследование гиперактивности: II. Этиологическая роль генов, семейных отношений и перинатальных невзгод. Журнал детской психологии и психиатрии. 1989;30(5):691–709. [PubMed] [Google Scholar]

65. Леви Ф., Хэй Д., МакСтефен М., Вуд С., Уолдман И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: категория или континуум? Генетический анализ крупномасштабного исследования близнецов. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1997;36(6):737–744. [PubMed] [Google Scholar]

66. Фараоне С.В. Генетика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых. В: Спенсер Т., редактор. Психиатрические клиники Северной Америки. Том. 27. Сондерс Пресс; Филадельфия, Пенсильвания: 2004. стр. 303–321. [PubMed] [Google Scholar]

67. Rietveld MJ, Hudziak JJ, Bartels M, van Beijsterveldt CE, Boomsma DI. Наследуемость проблем с вниманием у детей: продольные результаты исследования близнецов в возрасте от 3 до 12 лет. J Детская психологическая психиатрия. 2004 г., март; 45 (3): 577–588. [PubMed] [Академия Google]

68. Pelham W, Wheeler T, Chronis A. Эмпирически поддерживаемые психосоциальные методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал клинической детской психологии. 1998;27(2):190–205. [PubMed] [Google Scholar]

69. Chronis AM, Jones HA, Raggi VL. Научно обоснованные психосоциальные методы лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Обзор клинической психологии, август 2006 г .; 26 (4): 486–502. [PubMed] [Google Scholar]

70. ван ден Хоофдаккер Б.Дж., ван дер Вин-Мулдерс Л., Система С., Эммелькамп П.М., Миндераа Р.Б., Наута М.Х. Эффективность поведенческого обучения родителей для детей с СДВГ в повседневной клинической практике: рандомизированное контролируемое исследование. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2007 г., октябрь; 46 (10): 1263–1271. [PubMed] [Академия Google]

71. Баркли Р. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: Справочник по диагностике и лечению. 3-е изд. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 2005. [Google Scholar]

72. Абикофф Х. Когнитивная тренировка у детей с СДВГ; Меньше, чем кажется на первый взгляд. Журнал неспособности к обучению. 1991; 24: 205–209. [PubMed] [Google Scholar]

73. McDermott SP, Wilens TE. Когнитивная терапия для взрослых с СДВГ. В: Браун Т., редактор. Подтипы синдрома дефицита внимания у детей, подростков и взрослых. Американская психиатрическая пресса, Inc.; Вашингтон, округ Колумбия: 2000. стр. 569.–606. [Google Scholar]

74. Safren SA, Otto M, Sprich S, Winett C, Wilens T, Biederman J. Когнитивно-поведенческая терапия СДВГ у взрослых, получающих медикаментозное лечение, с сохраняющимися симптомами. Поведенческие исследования и терапия. 2005;43(7):831–842. [PubMed] [Google Scholar]

75. Solanto MV, Marks DJ, Mitchell KJ, Wasserstein J, Kofman MD. Разработка нового психосоциального лечения СДВГ у взрослых. Журнал расстройств внимания. 2008 г., май; 11 (6): 728–736. [PubMed] [Google Scholar]

76. Топлак М.Е., Коннорс Л., Шустер Дж., Кнежевич Б., Паркс С. Обзор когнитивных, когнитивно-поведенческих и нейронных вмешательств при синдроме дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) Clin. Psychol Rev. 2008 Jun; 28 (5): 801–823. [PubMed] [Академия Google]

77. Solanto MV, Marks DJ, Wasserstein J, et al. Эффективность метакогнитивной терапии при СДВГ у взрослых. Am J Психиатрия. 2010 г., август; 167 (8): 958–968. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

78. Hechtman L, Abikoff H, Klein RG, et al. Академическая успеваемость и эмоциональный статус детей с СДВГ, получавших длительное лечение метилфенидатом и мультимодальным психосоциальным лечением. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2004 г., июль; 43 (7): 812–819. [PubMed] [Академия Google]

79. Кооперативная группа MTA Модераторы и посредники ответа на лечение детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: исследование мультимодального лечения детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Архив общей психиатрии. 1999;56(12):1088–1096. [PubMed] [Google Scholar]

80. Кооперативная группа MTA 14-месячное рандомизированное клиническое исследование стратегий лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Кооперативная группа МТА. Мультимодальное исследование лечения детей с СДВГ. Архив общей психиатрии. 1999;56(12):1073–1086. см. комментарии. [PubMed] [Google Scholar]

81. Виленс Т. Механизм действия агентов, используемых при СДВГ. Журнал клинической психиатрии. 2006; 67 (Приложение 8): 32–37. [PubMed] [Google Scholar]

82. Spencer T, Biederman J, Ciccone P, et al. Исследование ПЭТ, изучающее фармакокинетику, обнаружение и привлекательность, а также занятость рецептора транспортера дофамина перорально вводимыми формами метилфенидата короткого и длительного действия у взрослых. Американский журнал психиатрии. 2006; 163(3):387–39.5. [PubMed] [Google Scholar]

83. Parasrampuria DA, Schoedel KA, Schuller R, et al. Влияют ли различия в составе на возможность злоупотребления метилфенидатом? Плацебо-контролируемое, рандомизированное, двойное слепое, перекрестное исследование среди потребителей рекреационных наркотиков. Журнал клинической психофармакологии. 2007 г., 27 октября (5): 459–467. [PubMed] [Google Scholar]

84. Гринхилл Л., Осман Б. Риталин: теория и практика. Мэри Энн Либерт; New York: 1999. [Google Scholar]

85. Greenhill L, Kollins S, Abikoff H, et al. Эффективность и безопасность лечения метилфенидатом с немедленным высвобождением для дошкольников с СДВГ. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2006 ноябрь; 45 (11): 1284–1293. [PubMed] [Google Scholar]

86. Виленс Т.Е. Фармакотерапия СДВГ у взрослых. Спектр ЦНС. 2008 г., май; 13 (5 Приложение 8): 11–13. [PubMed] [Google Scholar]

87. Баркли Р.А., МакМюррей М.Б., Эдельброк С.С., Роббин К. Побочные эффекты метилфенидата у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: системная плацебо-контролируемая оценка. Педиатрия. 1990;86(2):184–192. [PubMed] [Google Scholar]

88. Safer D, Allen R, Barr E. Депрессия роста у гиперактивных детей, принимающих стимуляторы. Медицинский журнал Новой Англии. 1972;287(5):217–220. [PubMed] [Google Scholar]

89. Кооперативная группа MTA, Национальный институт психического здоровья, исследование мультимодального лечения СДВГ: изменения эффективности и роста после окончания лечения. Педиатрия. 2004; 113: 762–769. [PubMed] [Google Scholar]

90. Гадоу К., Сверд Дж., Спрафкин Дж., Нолан Э., Гроссман С. Длительная терапия метилфенидатом у детей с сопутствующим синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и хроническим множественным тиковым расстройством. Архив общей психиатрии. 1999;56(4):330–336. [PubMed] [Google Scholar]

91. Castellanos FX, Giedd JN, Elia J, et al. Контролируемое лечение стимуляторами СДВГ и сопутствующего синдрома Туретта: эффекты стимулятора и дозы. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1997;36(5):589–596. [PubMed] [Google Scholar]

92. Rappley MD, Moore JW, Dokken D. Лекарства от СДВГ и риск сердечно-сосудистых заболеваний. Медицинский журнал Новой Англии. 2006 г., 25 мая; 354 ​​(21): 2296–2298. ответ автора 2296-2298. [PubMed] [Академия Google]

93. Gutgesell H, Atkins D, Barst R, et al. Кардиоваскулярный мониторинг детей и подростков, получающих психотропные препараты. Американская кардиологическая ассоциация, Inc. ; 1999. С. 979–982. [PubMed] [Google Scholar]

94. Перрин Дж.М., Фридман Р.А., Книланс Т.К. Мониторинг сердечно-сосудистой системы и стимулирующие препараты при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Педиатрия. 2008 г., август; 122 (2): 451–453. [PubMed] [Google Scholar]

95. Wilens TE, Gignac M, Swezey A, Monuteaux MC, Biederman J. Характеристики подростков и молодых людей с СДВГ, которые отвлекаются или злоупотребляют назначенными им лекарствами. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2006 г., апрель; 45 (4): 408–414. [PubMed] [Академия Google]

96. Wilens TE, Adler LA, Adamson J, et al. Неправильное использование и отклонение стимуляторов, прописанных при СДВГ: систематический обзор литературы. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2008 г., январь; 47 (1): 21–31. [PubMed] [Google Scholar]

97. McCabe SE, Knight JR, Teter CJ, Wechsler H. Немедицинское использование стимуляторов, отпускаемых по рецепту, среди студентов колледжей США: распространенность и корреляты из национального исследования. Зависимость. 2005 г., январь; 99 (1): 96–106. [PubMed] [Академия Google]

98. Майкельсон Д., Фариес Д., Вернике Дж. и соавт. Атомоксетин в лечении детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование доза-ответ. Педиатрия. 2001;108(5):E83. [PubMed] [Google Scholar]

99. Michelson D, Allen AJ, Busner J, et al. Лечение атомоксетином один раз в день детей и подростков с СДВГ: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование. Американский журнал психиатрии. 2002; 159: 1896–1901. [PubMed] [Академия Google]

100. Michelson D, Buitelaar JK, Danckaerts M, et al. Профилактика рецидивов у педиатрических пациентов с СДВГ, получавших атомоксетин: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2004;43(7):896–904. [PubMed] [Google Scholar]

101. Geller D, Donnelly C, Lopez F, et al. Лечение атомоксетином педиатрических пациентов с синдромом дефицита внимания/гиперактивности с сопутствующим тревожным расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2007 сен; 46 (9)): 1119–1127. [PubMed] [Google Scholar]

102. Wilens TE, Adler LA, Weiss MD, et al. Лечение атомоксетином взрослых с СДВГ и сопутствующими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя. Наркотики Алкогольная зависимость. 2008 г., 1 июля; 96 (1-2): 145–154. [PubMed] [Google Scholar]

103. Lilly USA L . Strattera (атомоксетин гидрохлорид) – важная информация по технике безопасности. [По состоянию на 12 августа 2010 г.]. http://www.strattera.com/pages/index.aspx. [Google Scholar]

104. Sallee F, McGough J, Wigal T, Donahue J, Lyne A, Biederman J. Пролонгированное высвобождение гуанфасина у детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: плацебо-контролируемое исследование. Варенье. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2009 г.Февраль; 48 (2): 155–165. [PubMed] [Google Scholar]

105. Коннор Д.Ф., Флетчер К.Е., Суонсон Дж.М. Мета-анализ клонидина на симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1999;38(12):1551–1559. [PubMed] [Google Scholar]

106. Курлан Р. Метилфенидат для лечения СДВГ не противопоказан детям с тиками. Двигательные расстройства. 2002 г., январь; 17 (1): 5–6. [PubMed] [Google Scholar]

107. Hazell PL, Stuart JE. Рандомизированное контролируемое исследование добавления клонидина к психостимулирующим препаратам для гиперактивных и агрессивных детей. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2003 г., август; 42 (8): 886–89.4. [PubMed] [Google Scholar]

108. Palumbo DR, Sallee FR, Pelham WE, Jr., Bukstein OG, Daviss WB, McDermott MP. Клонидин при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: I. Результаты эффективности и переносимости. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 2008 г., февраль; 47 (2): 180–188. [PubMed] [Google Scholar]

109. Spencer TJ, Greenbaum M, Ginsberg LD, Murphy WR. Безопасность и эффективность совместного применения гуанфацина пролонгированного действия и психостимуляторов у детей и подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2009 г.19 октября (5): 501–510. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

110. Wilens T, Youcha SH, Lyne A, Grannis K, Children A, Findling RL. Многоцентровое плацебо-контролируемое исследование утреннего или вечернего приема гуанфацина с пролонгированным высвобождением в комбинации с психостимуляторами у детей и подростков; Документ представлен на: Научных собраниях Общества биологической психиатрии; 2010 г.; Новый Орлеан: май 2010 г. [Google Scholar]

111. Conners CK, Casat CD, Gualtieri CT, et al. Бупропиона гидрохлорид при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии. 1996;35(10):1314–1321. [PubMed] [Google Scholar]

112. Wilens TE, Spencer TJ, Biederman J, et al. Контролируемое клиническое исследование бупропиона при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у взрослых. Американский журнал психиатрии. 2001;158(2):282–288. [PubMed] [Google Scholar]

113. Wilens T, Haight BR, Horrigan JP, et al. Бупропион XL у взрослых с СДВГ: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование. Биологическая психиатрия. 2005;57(7):793–801. [PubMed] [Google Scholar]

114. Daviss WB, Bentivoglio P, Racusin R, Brown KM, Bostic JQ, Wiley L. Пролонгированное высвобождение бупропиона у подростков с коморбидным синдромом дефицита внимания/гиперактивности и депрессией. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2001 март; 40 (3): 307–314. [PubMed] [Академия Google]

115. Wilens T, Prince J, Spencer T, et al. Открытое испытание бупропиона для лечения взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и биполярным расстройством. Биологическая психиатрия. 2003;54(1):9–16. [PubMed] [Google Scholar]

116. Спенсер Т., Бидерман Дж., Виленс Т. Фармакотерапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности: перспектива продолжительности жизни. В: Дикштейн Л., Риба М., Олдхэм Дж., редакторы. Обзор психиатрии. Том. 16. Американская психиатрическая пресса; Вашингтон, округ Колумбия: 1998. стр. IV-87–IV-127. [Google Scholar]

117. Biederman J, Pliszka SR. Модафинил улучшает симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности в разных подтипах у детей и подростков. J Педиатр. 2008 г., март; 152 (3): 394–399. [PubMed] [Google Scholar]

Внимание — IResearchNet

Определение внимания

Внимание относится к широкому спектру явлений, включая возбуждение, бдительность, сознание и осознание. Однако в целом внимание определяется как процесс концентрации, такой как попытка вспомнить, понять или найти информацию, так и умственный ресурс с ограниченными возможностями. Внимание является избирательным в том смысле, что оно предполагает сосредоточение внимания на определенном стимуле, исключая другие.

Фокус внимания

Фокусом внимания может быть внешний раздражитель (например, телефон, другой человек или трафик) или внутреннее психическое событие (например, размышления о своем дне или попытка вспомнить имя или прошедшее событие) . Стимулы, которые выделяются, то есть являются более заметными, как правило, привлекают внимание человека. Заметность стимула зависит от более широкого социального контекста. Необычные стимулы (например, женщина в группе мужчин), личностно значимые (например, слышать свое имя) или доминирующие в зрительном (например, стояние перед вами) или слуховом поле (например, громкий голос) как правило, более заметны.

Типы внимания

Процессы внимания различаются по степени автоматизации или управляемости. Процессы входного внимания, то есть процессы, связанные с передачей информации из окружающей среды в наши когнитивные системы, имеют тенденцию быть рефлексивными, быстрыми и автоматическими. К таким процессам относятся настороженность и возбуждение, ориентировочная реакция и сосредоточение внимания. Настороженность и возбуждение — самые основные процессы; они включают бодрствование и способность реагировать на информацию. Ориентировочная реакция — это рефлекторный поворот головы и глаз в сторону неожиданного раздражителя. Прожекторное внимание включает в себя мысленное переключение внимания (а не физическое перемещение головы и глаз), чтобы сфокусироваться на стимулах.

Контролируемое внимание включает преднамеренные, произвольные усилия по мышлению и выполнению задач. Во время процессов контролируемого внимания мы сознательно осознаем наши попытки обратить внимание на определенные стимулы. Таким образом, процессы контролируемого внимания медленнее, чем процессы автоматического внимания. Например, когда вы учитесь водить машину, вы должны уделять пристальное внимание каждому этапу процесса вождения. Процессы контролируемого внимания потребляют умственные ресурсы. Таким образом, трудно одновременно заниматься несколькими контролируемыми процессами, например, разговаривать по телефону во время обучения вождению автомобиля.

Процессы автоматического внимания происходят быстрее и с меньшими усилиями. Они часто непреднамеренны и требуют немного когнитивных ресурсов. Например, после обучения вождению автомобиля вы выполняете многие действия, необходимые для вождения, не осознавая каждое из них. Подобного рода автоматическое внимание может возникать, когда человек сталкивается с членом группы этнического меньшинства, и стереотип группы, кажется, автоматически приходит на ум. Другими словами, стереотип приходит в голову быстро, непреднамеренно и без усилий.

Социальные суждения и поведение обычно различаются по степени вовлечения в них контролируемого или автоматического внимания. Например, может показаться, что стереотип группы автоматически приходит на ум, когда человек сталкивается с членом группы. Однако стереотипы, по-видимому, приходят на ум только тогда, когда у человека достаточно умственных ресурсов, чтобы обратить на них внимание. Воспоминание о стереотипе группы может также привести к более сознательному и контролируемому обращению внимания на другую информацию об уместности стереотипа.

Причины и следствия автоматического и контролируемого внимания

При длительной практике многие психические процессы могут стать автоматическими. Например, набор текста, езда на велосипеде, вождение автомобиля и определение значения слов поначалу требуют внимания. Однако повторное воздействие или практика могут уменьшить количество внимания, необходимого для выполнения этих задач. В конечном счете, хорошо отработанные задачи могут стать автоматическими. То есть их можно выполнять с небольшим осознанием и с небольшим количеством когнитивных ресурсов или без них.

Способность думать и делать что-то автоматически кажется весьма желательной, потому что используется меньше когнитивных ресурсов, и, таким образом, люди могут уделять больше внимания другим стимулам. Однако автоматизм иногда может быть проблематичным. Автоматические процессы трудно разучить; таким образом, нежелательные психические процессы или поведенческие модели может быть трудно изменить. Например, предрассудки могут возникать относительно автоматически, потому что люди стали ассоциировать негативные характеристики с определенной этнической группой. Другое нежелательное последствие автоматизма состоит в том, что отсутствие сознательной обработки может привести к ошибкам. Например, люди могут управлять автомобилем, не обращая на них полного внимания, и поэтому не замечают красный свет.

Последствия внимания

Исследователи могут определить, в какой степени процессы социального суждения, такие как формирование стереотипов, являются автоматическими или контролируемыми, исследуя, нарушается ли этот процесс в результате повышенных требований к вниманию. Участников исследования могут попросить выполнить задачу социального суждения в условиях высокой когнитивной нагрузки, например, пытаясь запомнить длинный ряд чисел. Если процесс суждения нарушается (выносить суждение труднее) при повышении когнитивных требований, то процесс считается контролируемым. Если процесс социального суждения не нарушается, даже когда другие когнитивные потребности высоки, то этот процесс считается автоматическим. Например, стереотипы с меньшей вероятностью приходят в голову, когда когнитивные потребности высоки, что указывает на то, что стереотипы не приходят в голову полностью автоматически. Однако после того, как стереотипы приходят в голову, люди с высокой когнитивной нагрузкой с большей вероятностью будут их использовать, что указывает на то, что использование стереотипов является контролируемым процессом.

Ссылки:

  1. Ashcraft, MH (2002). Познание. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  2. Барг, Дж. А. (1982). Внимание и автоматизм в обработке релевантной для себя информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts