Общее понятие деятельности в психологии: Психология деятельности: общее понятие и структура

Содержание

Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре

Неисчислимое многообразие человеческих деятельностей может быть классифицировано по самым разным и несхожим основаниям: предмету, мотиву, способам осуществления, физиологическим механизмам, эмоциональной насыщенности. Понятно, что не существует общепризнанной и исчерпывающей классификации видов человеческой деятельности. Поэтому остановимся лишь на некоторых, наиболее распространенных градациях.

В самом обобщенном плане принято выделять четыре основных вида деятельности: трудовая, учебная, игровая, общение. Каждой из них посвящено огромное количество психологических исследований. Любая из названных деятельностей имеет множество градаций и разновидностей, поэтому отметим про каждую лишь самое важное, характерное.

Суть трудовой деятельности заключается в создании результата, в производстве некоего продукта (материального или духовного), т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира. Это трудовое производство является социально обусловленным, осознанным, а результат — предварительно запланированным, предвосхищенным.

Психологические аспекты труда, психику в условиях трудовой деятельности направленно исследует специализированная отрасль науки — психология труда. Но поскольку трудовая деятельность человека чрезвычайно обширна и разнообразна, многие стороны психологии труда неизбежно изучаются и другими разделами современной психологии (общей, педагогической, социальной, спортивной, психологией творчества).

Учебная деятельность — это специально организованное, активное усвоение ( присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений. Это одна из сторон целостного процесса обучения как взаимодействия учителя и учащегося. Это деятельность учащегося, направленная на самоизменение, т.е. ее предметом (объектом) выступает непосредственно субъект учебной деятельности.

Игровая деятельность психологически специфична тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование реальной жизни. Кроме того, игра мотивируется самим процессом функционирования, действования, а не его результатом.

Общению как деятельности свойственны две основные черты. Во-первых, предметом общения выступает другой человек — субъект или группа людей. Во-вторых, это деятельность непременно комплексная, включающая три аспекта: перцепцию (восприятие друг друга участниками общения), коммуникацию (обмен информацией между собеседниками) и интеракцию ( взаимодействие). Данные компоненты могут иметь разный удельный вес в целостном общении, отчего существенно видоизменяется и само общение.

Понятно, что перечисленные отдельно деятельности в живом поведении, в реальной жизни обязательно перекрещиваются, взаимодействуют, существуют совместно и одновременно. Например, без того или иного участия общения не мыслимы ни труд, ни игра, ни учение. Какие-то элементы труда обязательно присутствуют практически в каждой из выделенных деятельностей. Еще К.Д. Ушинский ( 1824 — 1870) отмечал, к примеру, что учение есть труд, полный активности и мысли. Возможны и ж изненно необходимы комплексные объединения из всех четырех описываемых деятельностей.

Скажем, игра в футбол является для профессионала не столько игровой, сколько трудовой деятельностью. Это относится и к актерской «игре», соединяющей в себе творчество и репродукцию, общение и учение. Всякая реальная человеческая деятельность по сути своей комплексна, т.е. многопредметна и полимотивирована.

Еще одной, достаточно распространенной классификацией деятельности служит разделение ее на основании так называемой ведущей деятельности.

Психологически важной градацией деятельности на основании того, где и с чем она осущ ествляется, является выделение внешней (материальной) и внутренней (психической, умственной) деятельностей. Внешняя деятельность реализуется в материальном пространстве с объективно существующими, материальными объектами. Это то, что человек непосредственно и постоянно производит в окружающем мире. Именно это, первично данное, объективное, обычно называют

деятельностью и поведением, выявляют, изучают и классифицируют различные науки, в том числе психология.

Внутренняя деятельность протекает в идеальном плане психического отражения и осуществляется с образами, т.е. не с материальными, а со «вторичными» предметами. Она присутствует не в объективном физическом пространстве и времени, а в идеальном, в умственном плане, психике. Сама психика есть в определенном смысле процесс, деятельность, а не только результат отражения,

поэтому именно эта внутренняя деятельность и составляет предмет психологии.

Вопрос о динамическом соотношении материальной и психической деятельности является одним из центральных. Внутренняя деятельность «происходит» из внешней путем интериоризации. Психика производна от материи, но и сама ее производит, в нее преобразуется путем экстериоризации. Психические образы и действия при этом материализуются.

Психика реально существует как единство, отношение материального и идеального. Наличие таких взаимосвязей внешнего и внутреннего ставит вопрос о структуре психической деятельности.
Основное положение, разрабатываемое в отечественной психологии, заключается в том, что материальная и психическая деятельности имеют, в принципе, аналогичное устройство. Но предположение такой аналогии вовсе не означает признания полной тождественности. Идеальная деятельность сокращена, редуцирована, качественно отличается от внешней. Материальное действие, « перешедшее» в мысль, мало похоже на себя как на исходный оригинал.

Психическая деятельность (по аналогии с материальной) является предметной, мотивированной. Но психологическое представительство всего этого, а также других составляющих внутренней деятельности: целей, действий, задач и операций — современной наукой исследовано явно недостаточно. Существует немало нерешенных проблем, связанных с теорией и практикой исследования собственно психической деятельности. Каково ее внутреннее устройство? Какие составляющие известны и реально исследуются?

Под мнемической деятельностью понимается комплексная работа составляющ их процессов памяти, общая эффективность которой во многом опосредствована характером осуществляемой человеком деятельности, причем не обязательно мнемической.

Мыслительная деятельность может рассматриваться как синоним сложной аналитико-синтетической работы мышления, которое имеет специфические процессуальные, операциональные, содержательные и другие особенности.

Термин познавательная деятельность означает собирательное понимание результатов работы всех процессов познания мира, т.е. реализацию одной из ведущих функций психического отражения. Поэтому, помимо процессов перцепции, памяти и мышления, в познавательной деятельности участвуют внимание, воображение, эмоции, воля, сознание. М ир познает не сумма психических процессов, состояний и свойств, а личность как таковая.

Несколько особняком от перечисленных видов внутренней, психической деятельности находится понятие ориентировочной деятельности. которая, по мнению П.Я. Гальперина, составляет предмет
психологии как науки.

Согласно оригинальной авторской гипотезе, ориентировка обеспечивает реализацию следующих функций:

  • познание мира или построение его образа;
  • планирование необходимого ответного действия, обеспечение его разумности;
  • контроль над протеканием избирательного процесса, т. е. сличение результата и намерения.

Особое место в человеческой жизни, поведении и психике занимает речевая деятельность. Этот термин употребляется обычно для обозначения специфического вида психики и поведения, использующего язык в качестве своего орудия, средства. Человеческая психика является внутренне опосредствованной, вооруженной знаком, в той или иной мере речевой. Но взятая в отдельности,
речевая деятельность становится не внутренней, а материальной. Речевая деятельность осуществляется посредством материальных слов и знаков. Известное в психологии единство мышления и речи есть « показательное» единство идеального и материального. Поэтому речевая деятельность — это не простой набор объективно существующих слов, а особый вид психической деятельности.

Общая и экспериментальная психология. Деятельность

1. «Общая и экспериментальная психология» тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2. План: 1. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

2. Структура деятельности человека.Действия и
движения.
3. Осознанные и автоматизированные компоненты
деятельности. Умения, навыки, привычки и их
особенности. Навыки, их структура и
закономерности выработки.
4. Виды человеческой деятельности. Понятие
ведущей деятельности.

3. 1. Отечественная психологическая школа базируется на теории деятельности. Создателями и продолжателями этой теории являются

А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.
Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов и др.
В общем виде под деятельностью понимается
активность живого организма, направленная на
удовлетворение потребностей и регулируемая
осознанной целью.

4. Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных: — не обязательно связана с биологическими

мотивами,
— не определяется только наглядными
впечатлениями,
— формируется путем усвоения
общественного опыта.

5.

2. Структура деятельности человека. Действие— это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядомособенностей:
1) действия в качестве необходимого компонента
включают акт сознания в виде постановки и удержания
цели;
2) это одновременно и акт поведения, причем внешние
действия неразрывно связаны с сознанием;
3) через понятие «действие» утверждается принцип
активности;
4) действия могут быть внешние, привлеченные и
внутренние умственные.
Предметные действия — это действия, направленные
на изменение состояния или свойств предметов
внешнего мира. Они складываются из определенных
движений.

6. Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия (внешний

компонент) и лишь потом,
по мере накопления опыта, человек
приобретает способность совершать те же
действия в уме (внутренний компонент)
(интериоризация). Направленные в конечном
счете вовне, на преобразование предметной
действительности, они подвергаются
обратному преобразованию
(экстериоризация).
Внутренняя
деятельность
Внешняя
деятельность
потребность
деятельность
мотив
действие
цель
операция
задача
движение
результат
психофизиологические
функции

8. 3. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Механизм планирования,

контроля и регулирования
действий исследовали отечественные и зарубежные
физиологи и психологи — П.K. Анохин, П.А. Бернштейн,
Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях
показано, что цель всякого действия представлена в
сознании в виде психологического образа —
своеобразной нейропсихологической модели.
Механизм корректировки действий через соотнесение с
образом ожидаемого результата, как указывал П.К.
Анохин, назван акцептором действия.
П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый
принцип управления движениями; он назвал его принципом
сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в
импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
В связи с чем выделяют различные структурные элементы
деятельности — умения, навыки, привычки.
Умения — это способы успешного выполнения действия,
соответствующие целям и условиям деятельности. Умения
всегда опираются на знания.
Навык — это полностью автоматизированный компонент
действия, сформированный в процессе упражнений.

10. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называются приемами

этой
деятельности
Навыки и умения, как способы действий, всегда
включены в конкретные виды деятельности.
Например:
— двигательные навыки складываются в процессе
физического труда, занятий спортом, в учебном
процессе;
— умственные навыки складываются в процессе
наблюдения, планирования, производства устных и
письменных вычислений, работы с книгой и т. д.

11. Формирование навыков

Навыки образуются в результате упражнений, т. е.
целенаправленных и систематических повторений
действий. По мере упражнения изменяются как
количественные, так и качественные показатели
работы.
В формировании навыка выделяют три основных
этапа: аналитический, синтетический и этап
автоматизации.

12. Этапы формирования навыка

• Аналитический
1
2
3
• вычленение и овладение отдельными
элементами действий
• Синтетический
• объединение элементов в целостное действие
• Автоматизация
• упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости, снятия напряжения

13. Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность и многократное повторение. Они могут в известной степени

сознательно контролироваться, но далеко не всегда
бывают разумными и полезными (дурные привычки).
Пути формирования привычек:
— подражание;
— в результате многократного повторения действия;
— сознательные целенаправленные усилия, например
путем положительного подкрепления желаемого
поведения через материальный предмет, словесную
оценку или эмоциональный образ.

14. 4. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Выделяют три вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по

конечным результатам, организации и
особенностям мотивации.
Все многообразие человеческой
деятельности может быть сведено к
трем основным видам: труд, учение,
игра.
Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

16. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в

социально закрепленных
способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры.

17. Учение Оно следует за игрой и предваряет труд, сближаясь с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, надо выполнять

задания, соблюдать дисциплину,
учебная работа строится на обязанностях.
Основная цель учения – подготовка к будущей
самостоятельной трудовой деятельности, а основное
средство – освоение обобщенных результатов того,
что создано предшествующим трудом человека.
У животных учение невозможно. У человека оно
возможно лишь на этапе сознательной регуляции
своего поведения, т.е. к 6-7 годам.

18. Труд Это исторически первый вид человеческой деятельности. К.Маркс: труд – сознательная целенаправленная деятельность, которая

направляется на осуществление
результата и регулируется волей в соответствии с ее
сознательной целью.
Труд – это и основной путь формирования личности. В
труде развиваются способности человека,
формируется его характер.
Цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее
продукте. Труд является деятельностью, направленной
на создание общественно полезного продукта.

19. Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид

деятельности как бы
подготавливает последующий.
В связи с этим, в психологии существует понятие
ведущего вида деятельности.
Ведущим называется тот вид деятельности,
который на данном возрастном этапе
обусловливает главные, важнейшие изменения в
психике ребенка, в его психических процессах и
психических свойствах личности, а не тот, которым
чаще занимается ребенок.
Для дошкольника ВВДе является игра,
хотя они в доступных формах
занимаются и учебной и трудовой
деятельностью;
у школьников ВВДе – учение;
у подростков – интимно-личностное
общение;
в юности и взрослом возрасте – труд.

21. Спасибо за внимание!

Теория деятельности: основные концепции и приложения

Теория деятельности и проектирование компьютерных систем

  • Бэннон Л., Бодкер С. За пределами интерфейса: обнаружение артефактов в использовании. В: Дж. Кэрролл (ред.): Проектирование взаимодействия: психология в интерфейсе человека и компьютера. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 227–253.

    Google Scholar

  • Бэннон, Л. Дж. Прогресс пилигримов: от когнитивной науки к совместному проектированию. ИИ и общество, 4, 259–275 (1990).

    Google Scholar

  • Блюм, Б.И. Помимо программирования. К новой эре дизайна. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1995.

    . Google Scholar

  • Бодкер С. Переосмысление взаимодействия человека с компьютером с точки зрения теории деятельности. Журнал психологии (Психологический журнал), 14 (4), (1993). (на русском языке)

    Google Scholar

  • Бодкер, С. Подход к пользовательским интерфейсам, основанный на деятельности человека. Взаимодействие человека с компьютером, 4 (3), 171–195 (1989).

    Google Scholar

  • Бодкер, С. Через интерфейс: подход человеческой деятельности к дизайну пользовательского интерфейса. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1991.

    . Google Scholar

  • Бодкер, С. Исторический анализ и противоречивые точки зрения: контекстуализация человеко-компьютерного взаимодействия. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека и компьютера (EWHCI’93).

    Москва, Россия, 3–7 августа 1993 г. Москва: МЦНТИ, 1993, т. 1, с. 132–142.

    Google Scholar

  • Бурк И., Вереникина И., Гулд Е. Взаимодействие с пользователями проприетарного программного обеспечения: применение теории деятельности? Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека и компьютера (EWHCI’93). Москва, Россия, 3–7 августа 1993 г. Москва: МЦНТИ, 1993, т. 1, с. 219–225.

    Google Scholar

  • Дрейпер С. Теория деятельности: новое направление для HCI? Международный журнал человеко-машинных исследований 38, 812–821 (1992)

    Google Scholar

  • Фаворин, М. и Куутти, К. Поддерживать обучение на работе, делая работу видимой с помощью информационных технологий: подход теории деятельности. В Левонене, Дж.Дж. и Тукиайнен, М.Т. (ред.) Материалы междисциплинарного семинара по комплексному обучению в компьютерных средах. ТОТИ-П8-1994-04, Университет Йоэнсуу, стр. 34–39.

    Google Scholar

  • Каптелинин В. Человеко-компьютерное взаимодействие в контексте: взгляд теории деятельности. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека с компьютером (EWHCI’92). Санкт-Петербург, Россия, 4–8 августа 1992 г. Москва: МЦНТИ, 1992. С. 13–22.

    Google Scholar

  • Каптелинин В. Интеграция компьютерных средств в структуру человеческой деятельности: последствия для когнитивной эргономики. Материалы Шестой европейской конференции по когнитивной эргономике (ECCE 6). Балатонфюред, Венгрия, 6–11 сентября 1992. Рома: CUD 1992, стр. 285–294.

    Google Scholar

  • Каптелинин В. Распознавание позиций при выборе меню: эффект практики. Дополнительные материалы конференции ИНТЕРЧИ’93 по человеческому фактору в вычислительных системах. Амстердам, Нидерланды, 24–29 ACM 1993, стр. 183–184.

    Google Scholar

  • Каптелинин В. Теория деятельности: значение для взаимодействия человека с компьютером. В: М. Д. Брауэр-Джансе, Т. Л. Харрингтон (ред.): Взаимодействие человека и машины для проектирования образовательных систем. Берлин: Springer 1994, стр. 5–15.

    Google Scholar

  • Куутти, К. Теория деятельности и ее приложения в исследованиях и проектировании информационных систем. В: Х.-Э. Ниссен, Х.К. Кляйн и Р. Хиршхейм (ред.): Арена исследований информационных систем 90-х. Амстердам: Северная Голландия, 1991, стр. 529–550.

    Google Scholar

  • Куутти, К. (1991). Понятие деятельности как базовая единица исследования КСКВ. В Л. Дж. Бэннон, М. Робинсон и К. Шмидт (ред.), Труды 2-го ECSCW ., (стр. 249–264). Амстердам: Клювер.

    Google Scholar

  • Куутти, К. Исследовательские дебаты HCI и позиция теории деятельности. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека и компьютера. Санкт-Петербург, Россия, 4–8 августа 1992 г. Москва: МЦНТИ, 1992. С. 13–22.

    Google Scholar

  • Куутти, К. Заметки о системах, поддерживающих «организационный контекст» — точка зрения теории деятельности. В: Л. Бэннон и К. Шмидт (ред.): Проблемы поддержки организационного контекста в системах CSCW. КОМИКС Результат 1.1. Ланкастер: Ланкастерский университет 1993, стр. 101–118.

    Google Scholar

  • Куутти, К., и Арвонен, Т. Идентификация приложений CSCW с помощью концепций теории деятельности: пример. В Тернер, Дж. и Краут, Р. (ред.) Разделение взглядов. Материалы конференции ACM 1992 г. по совместной работе с компьютерной поддержкой (CSCW’92). Нью-Йорк: ACM Press 1992, стр. 233–240.

    Google Scholar

  • Куутти К. , Бэннон Л. В поисках единства среди разнообразия: изучение концепции интерфейса. Материалы конференции ИНТЕРЧИ’93 «Человеческий фактор в вычислительных системах». Амстердам, Нидерланды, 24–29 апреля 1993 г. Нью-Йорк: ACM Press 1993, стр. 263–268.

    Google Scholar

  • Куутти, К. и Фаворин, М. Инструменты для моделирования обучения. В: Б.З. Барта, Дж. Экклстон и Р. Хамбуш (ред.): Компьютерное обучение специалистов по информационным технологиям и продвинутых конечных пользователей. Операции IFIP A-35. Амстердам: Северная Голландия 1993, стр. 41–48.

    Google Scholar

  • Куутти, К., и Вирккунен, Дж. Организационная память и организация сети обучения: пример финских инспекторов по охране труда. Труды 28-й ежегодной Гавайской международной конференции по системным наукам-1995 (HICSS-28). Мауи, Гавайи, 3–6. Январь 1995 г. Лос Аламитос, Калифорния: IEEE Computer Press, 1995, vol. IV, стр. 313–322.

    Google Scholar

  • Мунипов В. М. Леонтьев вклад в инженерную психологию и эргономику. В книге А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и О. В. Овчинниковой Леонтьев и современная психология [А. Н. Леонтьев и современная психология. Москва: Издательство МГУ, 1983.

    . Google Scholar

  • Нарди, Б. Изучение контекста: сравнение теории деятельности, моделей ситуативного действия и распределенного познания. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека с компьютером. Санкт-Петербург, Россия, 4–8 августа 1992. Москва: МЦНТИ, 1992. С. 352–359.

    Google Scholar

  • Нарди, Б. Изучение специфики задач: как мы могли сделать это правильно с первого раза с помощью теории деятельности. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека с компьютером (EWHCI’94). Санкт-Петербург, Россия, 2–6 августа 1994 г. Москва: МЦНТИ, 1994, т. 1, с. 6–12.

    Google Scholar

  • Рейтель, А. Теория деятельности как основа дизайна. В: Флойд С. Зуллигховен, Х., Бадде, Р. и Кейл-Славик, Р. (ред.) Разработка программного обеспечения и построение реальности. Берлин: Springer 1992. стр. 391–415.

    Google Scholar

  • Рогальский, Дж. Анализ распределенного сотрудничества в управлении динамической средой: «распределенный экипаж» в автоматизированных кабинах. Материалы Седьмой европейской конференции по когнитивной эргономике (ECCE 7). Бонн, Германия, 5–8 сентября 1994 г. Санкт-Августин: GMD 1994, стр. 187–199.

    Google Scholar

  • Саарельма О. Новая работа — новые инструменты. Развитие информационных систем в контексте развития трудовой деятельности. CEC ESPRIT проект 6225 COMIC отчет Оулу-2-2. Оулу: Университет Оулу 1993.

    Google Scholar

  • Сьоберг, К. Голоса в дизайне: Аргументация в совместном развитии. Linköping Исследования в области науки и техники. Диссертация № 436. Линчёпинг: Университет Линчёпинга, 1994.

    . Google Scholar

  • Тихомиров О.К. (1981) Психологические последствия компьютеризации. В кн.: Верч Дж. (ред.). Понятие деятельности в советской психологии. Армонк, Нью-Йорк: MESharpe 1991.

    Google Scholar

  • Тимпка Т. и MDA-group. Методология определения требований к системе поддержки принятия клинических решений. Проект CEC AIM A2005 «ДИЛЕММА», результат D04. Линчёпинг: Университет Линчёпинга, 1993.

    . Google Scholar

  • Зинченко В., Мунипов В. Основы эргономики. Москва: Прогресс, 1989.

    Google Scholar

Теория деятельности вообще

  • Бахерст Д. Сознание и революция в советской философии: от большевиков до Эвальда Ильенкова. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991.

    . Google Scholar

  • Бернштейн Н. Координация и регуляция движений. Оксфорд: Pergamon Press, 1967.

    . Google Scholar

  • Брушлинский А. Активность субъекта и психическая деятельность. В: В. А. Лекторский, Ю. Энгестрём (ред.): Деятельность: теория, методология и проблемы. Орландо: Пол М. Дойч 1990, стр. 67–73.

    Google Scholar

  • Коул, М. Зона ближайшего развития: где культура и познание создают друг друга. В: Дж. Верч (ред.) Культура, коммуникация и познание: точка зрения Выготского. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1984, стр. 146–161.

    Google Scholar

  • Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии. В: В. А. Лекторский, Ю. Энгестрём (ред.): Деятельность: теория, методология и проблемы. Орландо: Пол М. Дойч 1990, стр. 75–81.

    Google Scholar

  • Эльконин Д.Е. К проблеме этапов психического развития ребенка. В: М. Коул (ред.): Советская психология развития. Уайт-Плейнс, Нью-Йорк: Шарп, 1977. стр. 538–563.

    Google Scholar

  • Энгестрём, Ю. Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к исследованиям в области развития. Хельсинки: Orienta-Konsultit Oy 1987.

    Google Scholar

  • Энгестрём Ю. Обучение, работа и воображение: Двенадцать исследований по теории деятельности. Хельсинки: Orienta-Konsultit 1990.

    Google Scholar

  • Энгестрём, Ю. Исследования в области развития: восстановление знаний посредством обширного обучения. В: М. И. Нурминен и Г. Р. С. Вейр (ред.): Работа человека и компьютерные интерфейсы. Амстердам: Северная Голландия 1991, стр. 265–290.

    Google Scholar

  • Энгестрём, Ю. Интерактивный опыт: исследования в области распределенного рабочего интеллекта. Университет Хельсинки. Research Bulletin # 83. Helsinki: University of Helsinki 1992.

    Google Scholar

  • Каптелинин В. Сознание, внимание и контроль. Междисциплинарный информационный бюллетень по исследованиям в области теории деятельности, № 11/12, стр. 45–49.(1992)

    Google Scholar

  • Лекторский В. А. Субъект, Объект, Познание. Москва: Прогресс, 1984.

    Google Scholar

  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall 1978.

    Google Scholar

  • Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Москва: Издательство «Прогресс» 1981.

    Google Scholar

  • Петровский А. В., Петровский В. А. Активная личность и идеи Леонтьева. В книге А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и О. В. Овчинниковой Леонтьев и современная психология [А. Н. Леонтьев и современная психология. Москва: Издательство МГУ, 1983.

    . Google Scholar

  • Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. (ред.). Краткий психологический словарь. Москва: Прогресс, 1987.

    Google Scholar

  • Талызина Н. Психология обучения. Москва: Прогресс, 1981.

    Google Scholar

  • Тихомиров О. Психология мышления. Москва: Прогресс, 1988.

    Google Scholar

  • Выготский Л. С. Мысль и язык. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Выготский Л. С. Разум и общество. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1978.

    . Google Scholar

  • Верч Ю. Понятие деятельности в советской психологии: Введение. В: Дж. Верч (ред.): Концепция деятельности в советской психологии. Армонк, Нью-Йорк: MESharpe 1981.

    Google Scholar

  • Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. В кн.: Верч Дж. (ред.). Понятие деятельности в советской психологии. Армонк, Нью-Йорк: MESharpe 1981.

    Google Scholar

  • Зинченко В. Теория деятельности: ретроспектива и перспектива. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека с компьютером (EWHCI’92). Санкт-Петербург, Россия, 4–8 августа 1992 г. Москва: МЦНТИ, 1992. С. 1–5.

    Google Scholar

Другие документы по теме

  • Бэннон, Л. От человеческого фактора к человеческому действующему лицу: роль психологии и исследований взаимодействия человека с компьютером в системном проектировании. В: Дж. Гринбаум, М. Кинг, ред. Дизайн на работе: совместное проектирование компьютерных систем. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1991, стр. 25–44.

    Google Scholar

  • Брусиловский П., Бурмистров И., Каптелинин В. Структурирование поля ИЧК: эмпирическое исследование представлений экспертов. Материалы Международной конференции Восток-Запад по взаимодействию человека и компьютера (EWHCI’93). Москва, Россия, 3–7 августа 1993 г. Москва: МЦНТИ, 1993, т. 3, с. 18–28.

    Google Scholar

  • Кэрролл Дж.М., Келлог В.А., Россон М.Б. Цикл задача-артефакт. В: Дж. Кэрролл (ред.): Проектирование взаимодействия: психология в интерфейсе человека и компьютера. Кембридж: Издательство Кембриджского университета 1991, стр. 74–102.

    Google Scholar

  • Сайфер А. Структура действий пользователя. В: Д. Норман, С. Дрейпер (ред.): Проектирование систем, ориентированных на пользователя: новые взгляды на взаимодействие человека и компьютера. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1986, стр. 243–264.

    Google Scholar

  • Эн, П. Ориентированное на работу проектирование компьютерных артефактов. Арбецливцентр. Стокгольм 1988.

    Google Scholar

  • Грудин Ю. Интерактивные системы: преодоление разрыва между разработчиками и пользователями. IEEE Computer 24, 59–69 (1991).

    Google Scholar

  • Грудин Ю. Полезность и удобство использования: проблемы исследования и контексты разработки. Материалы Первого международного московского семинара по взаимодействию человека с компьютером (HCI’91). Москва, Россия, 5–9 августа 1991 г. Москва: МЦНТИ 19.91, стр. 18–22.

    Google Scholar

  • Грудин Дж. Компьютер протягивает руку: историческая преемственность дизайна интерфейса. Материалы конференции CHI’90 по человеческому фактору в вычислительных системах. Сиэтл, Вашингтон, 1–4 апреля 1990 г. Нью-Йорк: ACM Press, 1990, стр. 261–268.

    Google Scholar

  • Грудин Дж. Интерфейс: развивающаяся концепция. Сообщения АКМ 36 (4), 110–119.(1993).

    Google Scholar

  • Хендерсон А., Кинг М. Нет места лучше дома: постоянное использование дизайна. В: Дж. Гринбаум, М. Кинг (ред.): Дизайн на работе: совместное проектирование компьютерных систем. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1991, стр. 219–240.

    Google Scholar

  • Монк А., Нарди Б., Гилберт Н., Мантей М. , Маккарти Дж. (1993) Смешивать масло и воду? Этнография против экспериментальной психологии в изучении компьютерной коммуникации. Труды ИНТЕРЧИ’93 Конференция по человеческому фактору в вычислительных системах. Амстердам, Нидерланды, 24–29 апреля 1993 г. Нью-Йорк: ACM Press, стр. 3–6.

    Google Scholar

  • Норман Д. Когнитивные артефакты. В Дж. Кэрролле (ред.): Проектирование взаимодействия: психология в интерфейсе человека и компьютера. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 17–38.

    Google Scholar

  • Вуд К. Культурно-познавательный подход к совместному письму. Материалы Шестой европейской конференции по когнитивной эргономике (ECCE 6). Балатонфюред, Венгрия, 6–11 сентября 19 г.92. Рома: CUD 1992, стр. 87–102.

    Google Scholar

Ссылки на скачивание

Деятельность U: Ландшафт теории деятельности (Часть I) | Оливер Дин | CALL4

Упражнение U: Ландшафт теории деятельности (Часть I) | Оливер Дин | ЗВОНОК4 | Medium Опубликовано в

·

Чтение: 20 мин.

·

10 августа 2020 г.

Практический пример для «HERO U», основы для преодоления разрыва между «теорией» и «практикой».

HERO U — это новая платформа для героев знаний, которые хотят создавать уникальные эпистемические воздействия. Я представил фреймворк и его схему в HERO U — Новый фреймворк для героев знаний.

Автор Оливер Динг

737 подписчиков

·Редактор

Основатель CALL (Creative Action Learning Lab), информационный архитектор, куратор знаний.

Еще от Oliver Ding и CALL4

Oliver Ding

в

Тематическое исследование: раннее открытие знаний (книга, v1)

Возможная книга о тематическом творчестве и тематической куративности

14 минут чтения·23 июня

Оливер Динг

в

Ментальный Движения #6: Ментальные модели и привязанность множественных движений

Движение связи

Чтение: 18 мин·12 июня

Оливер Динг

в

Ментальные движения #7: Ментальный фокус и перемещение между тематическими пространствами

Ментальные движения без ментальных элементов

Чтение: 16 мин·17 июня

Оливер Динг

в

9 0006

Ментальные движения № 5: Привязанность к новому открытию и Diagram Development

Как превратить опыт в ресурсы для развития?

23 минуты чтения·9 июня

Просмотреть все от Oliver Ding

Рекомендовано от Medium

Houda Boulahbel

in

Линейный мыслитель, дизайнер-мыслитель и системный мыслитель заходят в бар…

Они говорят о доме будущего.

·4 минуты чтения·19 августа 2022 г.

Daily Design

Процессы проектирования услуг — Часть первая

История, описывающая процессы проектирования услуг — Часть первая .

·3 мин чтения·10 января

Списки

Обработка естественного языка

373 истории·28 сохранений

Джерел Ли

в

Откройте для себя неиспользованный потенциал Service Blueprint за кулисами за 3 простых шага

Вы не одиноки, если вы когда-либо задавался вопросом, есть ли что-то еще за кулисами плана службы. По моему опыту,…

·4 мин чтения·12 февраля

Райан Форд

in

Дизайн — это не формула, это одиссея: замена Double Diamond

Двойной бриллиант и дизайн-мышление неточны. Есть лучший способ думать о процессе.

·9 мин чтения·12 октября 2022 г.

Daily Design

Процессы проектирования услуг — Часть вторая

История, описывающая процессы «Сопереживание» и «Определение» сервис-дизайна — Часть вторая.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts