общее и конкретно-психологическое содержание . Психология деятельности
Видный методолог отечественной психологии Б. Ф. Ломов констатировал, что категория «деятельность» обладает большой объяснительной силой и поэтому весьма широко используется в науке и практике /84-86/. Анализируя современное состояние проблемы деятельности в психологии, он отмечал, что часто в термин «деятельность» вкладывается различное содержание, иногда он «приклеивается» к разным психическим явлениям или им просто манипулируют: «…опираясь на многозначность этого термина, его используют как основание концепций, в которых содержание понятия «деятельность», определенное для одного круга явлений, переносят (иногда без всяких изменений, иногда слегка трансформировав его) на другой, качественно иной круг явлений» /86, с. 192/. Б. Ф. Ломов указывал, что «…использование категории «деятельность»… без понимания ее сути ничего иного, кроме путаницы и схоластики, дать не может» /там же, 191/.
По своему происхождению деятельность является общественно-исторической категорией и изучается прежде всего общественными, естественными и техническими науками, т.
Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности
В качестве наиболее важных общепринятых теоретических ориентиров, раскрывающих значение и общее содержание категории деятельности, можно выделить следующие.
1). Категория деятельности является важнейшей категорией, характеризующей бытие человека. Без этой категории анализ человеческого бытия невозможен /79,86,112/.
Деятельность характеризует бытие человека.
2). Деятельность относится к специфической форме активности (свойственной человеку и обществу), преобразующей действительность. Подчеркивая многозначность слова «деятельность», Б.
Ф. Ломов отмечает: «Не рассматривая всех используемых (и возможных) значений слова «деятельность», отметим, что в самом широком значении оно относится к любым активным системам. В этом значении оно эквивалентно термину «активность» и, безусловно, может применяться при описании и анализе очень широкого класса явлений, в том числе и психических» /86, с. 192/.В широком значении слова термин «деятельность» эквивалентен термину «активность»(«activity» – деятельность, «action» – действие).
Анализируя основные психические процессы, А. Н. Леонтьев, указывает: «Первое, что должно быть выделено среди многообразных форм человеческой активности, – это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отношения человека к действительности (практическая деятельность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность и т. п.) /72, с. 18/.
Деятельность – форма и проявление активности.
3). Категория деятельности, не являясь исключительно психологической категорией, в психологии традиционно считается общепринятой. Она относится к числу базовых психологических категорий наряду с такими категориями как психическое отражение, личность, сознание, общение (рис. № 1).
Рис. № 1. Базовые категории психологии.
А. Н. Леонтьев в качестве категорий «…наиболее важных для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов» выделяет следующие: «Это – категория предметной деятельности, категория сознания человека и категория личности. Первая из них является не только исходной, но и важнейшей» /79, с. 12/.
Б. Ф. Ломов в качестве базовых категорий психологической науки («…в том смысле, что на их основе строится ее понятийный аппарат» /86, с. 289/) рассматривает категории отражения, деятельности, личности и общения /86/.
Деятельность – базовая категория психологии.
4). Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии и взаимодействует с ними.
Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне целостной системы деятельности не может быть понято психическое отражение. В ряде своих исследований он показал, что психическое отражение рождается в процессе развития чувственно-практической деятельности, что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное место в системе деятельности и что в отрыве от деятельности нельзя понять ни его генезис, ни его функционирование /72–73,75,78–80/.
Категории деятельности и психического отражения взаимосвязаны.
В исследованиях Б. Ф. Ломова прослежена взаимосвязь категории деятельности с категорией общения, а также выделены основные функции общения в деятельности. Он показал, что общение выполняет в деятельности несколько функций:
1— общение составляет переходную форму деятельности на пути ее трансформации из коллективной в индивидуальную;
2 – общение включено в коллективную деятельность;
3 – общение само является важнейшим видом человеческой деятельности /84,86/.
Категории деятельности и общения взаимосвязаны.
Взаимосвязь категорий деятельности и личности раскрывается в ряде исследований.
В исследованиях А. В. Петровского личность рассматривается как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении; главной характеристикой личности он считает ее представленность в жизнедеятельности других людей/99/.
Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые для психологической науки категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности… через анализ деятельности и общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный мир»/86, с. 289/
Категории деятельности и личности взаимосвязаны.
Анализируя генезис сознания, А. Н. Леонтьев показывает его психологическую многомерность через взаимосвязь категорий деятельности и сознания. Он отмечает: «Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности… Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, – это субъективный мир сознания… Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» /79, с. 124–125/. И далее: «…Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере» /79, с. 127/.
Категории деятельности и сознания взаимосвязаны.
5). Категория деятельности выполняет в психологии две методологические функции:
1 – деятельность как объяснительный принцип,
2 – деятельность как предмет изучения (рис. № 2).
Рис. № 2. Методологические функции категории деятельности в психологических теориях.
В ряде исследований показано, что в научных работах Л. С. Выготского-методолога категория деятельности занимает центральное место, и что названные функции деятельности были выделены впервые именно им при формулировании нормативных требований к построению и анализу психологических теорий /28,109–110/.
По мнению Л. С. Выготского /22-25/, в любой психологической теории должны присутствовать следующие центральные моменты:
1. Наличие общего объяснительного принципа (он объясняет границы и структуру теории).
2. Наличие собственно предмета изучения (основное понятие). При этом Л. С. Выготский четко развел категории «объяснительный принцип» и «предмет исследования».
Отношения категорий «объяснительный принцип» и «предмет изучения» находятся в динамике.
Выделив две методологические функции деятельности, Л. С. Выготский фактически очертил контуры деятельностного подхода в психологии.
Категория деятельность выполняет две методологические функции.
6). В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова (1975) деятельность определяется как занятие, труд.
Деятельность=труд.
7). Конкретно-психологическое содержание деятельности наиболее рельефно выступает в следующих рабочих определениях.
В современном психологическом словаре деятельность рассматривается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности /108*, с 95/.
A. Н. Леонтьев: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» /80, с. 518/. В другом месте находим: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» /79, с. 81–82/. (В высказываниях подчеркивается главная функция деятельности – ориентир в предметном мире и отмечается ее системное строение).
С. Л. Рубинштейн: «..деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности;… это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, обществу, которую человек всем своим существом, в деятельности проявляющимся и формирующимся, утверждает» /112, т. 2, с. 89/. (В высказывании представлен поведенческий аспект).
B. Д. Шадриков: «…деятельность – как форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей («потребительских стоимостей») и освоением общественного опыта /131, с. 43/. (В данном определении деятельность рассматривается как форма социально значимой активности).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Содержание и структура деятельности в психологии
Каждое живое существо каким-то образом взаимодействует с окружающим миром. В процессе взаимодействия появляется два элемента: субъект, который целенаправленно влияет на окружающую среду, и объект, который становится предметом удовлетворения потребностей субъекта. Если говорить о деятельности людей, то ее можно определить как сознательно направленную активность на достижение поставленной одной цели или многих целей. Как обычно, цель, с одной стороны, связана с интересами и потребностями, которые требуют удовлетворения, а с другой – с требованиями общества к человеку.
Общее понятие деятельности
Человеческая деятельность имеет ряд собственных характеристик. Во-первых, как уже упоминалось, для деятельности людей свойственна сознательность (люди осознают цели, методы и средства, чтобы их достичь, и прогнозируют результаты). Научная психология заявляет, что без осознания человеком цели нельзя говорить о деятельности, ведь это просто будет активность. Импульсивное поведение подвержено эмоциям и потребностям и характерно для животных. Во-вторых, сложно представить себе деятельность человека без изготовления, использования и последующего хранения орудия труда. В-третьих, вопросы психологии деятельности касаются и общественного характера, ведь именно общество или группа воспитывает, показывает человеку, что и как нужно делать. Благодаря такому виду взаимодействия человек налаживает связи с другими людьми, имеет с ними разного типа отношения.
Изучение психологии деятельности в рамках исследований советских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.) показало, что характер протекания и развития разных процессов в психике зависит от особенностей деятельности носителя сознания, его мотивационной сферы. Также результаты экспериментов А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина говорят о том, что внутреннее идеальное действие формируется на базе внешнего материального через последовательные изменения последнего. Этот процесс был назван интериоризацией.
Отличия между активностью и деятельностью
Активность – это общая характеристика для всех живых существ независимо от уровня организации и развития. Ведь именно она помогает поддерживать жизненно значимые связи всех существ с окружающей средой. Стоит отметить, что источник такой активности – это потребности, которые стимулируют живой организм действовать, чтобы их удовлетворить. Человеческие потребности и потребности животных имеют и сходство, и различие. Базовые физические потребности свойственны обоим, а вот другие высшие – характерны только для человека, ведь они проявляются под действием общественного воспитания.
Вопросы психологии рассматривают и отличия между активностью и деятельностью. Основная отличительная черта заключается в том, что деятельность обусловлена потребностью в предмете, а активность – потребностью в самой деятельности. Также активность первоначальна по отношению к деятельности. Ведь первая проявляется и в наших мыслях, планах, фантазиях, а вот вторая связана с предметами, средствами. Следует обратить внимание на то, что активность является сопроводительным элементом в течение всего процесса деятельности. Активность обеспечивает расчет сил, времени, возможностей, мобилизацию способностей, преодоление инерции, активирует все, что поможет достичь результата. Деятельность — очень важное и значимое в жизни человека понятие. Психология выделяет некую структурную организацию этого феномена.
Деятельность и ее компонентная структура
Структура деятельности в психологии имеет существенное обоснование в результате многих теоретических и эмпирических исследований. Главная детерминанта человеческой деятельности – это потребность. Отечественная психология выделяет группу элементов, которые будут описаны ниже.
Первый элемент этой схемы – потребность. Ее определяют как состояние жгучей неудовлетворенности, которое стимулирует активность, направленную на поиск объекта, что утолит это состояние. Потребности человека подвержены влиянию не только природы и физиологии, но и социализации и воспитания. Исходя из этих данных, литература по психологии предоставляет две классификации:
- Виды потребностей зависимо от предмета – материальные и духовные.
- Виды потребностей зависимо от происхождения – природные и культурные.
Ученые отмечают, что потребность – это как толчок, чтобы человек мог проявить свою активность. Но не только этим феноменом руководствуется человек. Важное место занимает понятие мотива.
Если у человека есть потребность в новых знаниях, то посетить занятие по психологии он может в силу растущего мотива. Психологи интерпретируют это понятие в терминах побуждения к деятельности, что связано с желанием удовлетворить потребность, и которое имеет четкое направление. У потребности нет четкого видения, нет предмета, а вот мотив – конкретное ее выражение. Мотивы, их совокупности и виды рассматривает психология. Кратко она делит мотивы на осознанные и неосознанные. Первые можно выразить с помощью слов, вторые – нет, ведь они являются вытесненными. Следует отметить, что не стоит отождествлять мотив с целью, потому что часто бывает, что различные мотивы объединены одной целью, и различные цели объединены одним мотивом.
Цель научная психология определяет как конечный результат деятельности, который существует в воображении человека и которого он хочет добиться. Выражение цели можно наблюдать как в материальной, так и в психической плоскости. Цель, в свою очередь, делится на конкретные задачи, которые помогают достигнуть желаемого результата.
Итак, минимальный компонент деятельности, который выполняет конкретную задачу – это действие.
Вот из таких элементов состоит структура деятельности в психологии. Схема, изображенная ниже, поможет визуально воспринять информацию:
Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат.
Типы деятельности
Ученные обсуждают деятельность как внешнее физическое и внутреннее психическое понятие. Психология в связи с этим выделяет следующие действия, которые обеспечивают внутренне-психическую деятельность: перцептивный процесс (восприятие), мыслительный процесс, мнемический процесс (память), имажитивный процесс (воображение). Вот такая внутренняя деятельность готовит внешние действия. Благодаря им можно создать план, продумать все аспекты достижения цели и вообразить конечный результат. Плюс ко всему с помощью памяти человек не будет повторять совершенных ранее ошибок.
Структура деятельности в психологии, а именно внутренней, имеет две главные черты. Во-первых, по строению она такая же, как внешняя, отличия в форме протекания: операции и действия происходят с воображаемыми объектами, а не с реальными, соответственно, результат деятельности тоже мысленный. Во-вторых, внутренняя деятельность сформировалась от внешней в процессе интериоризации. Например, сначала дети читают вслух и лишь через некоторое время происходит переход во внутреннюю речь.
А вот внешняя деятельность продуцирует внешние предметные действия, а именно моторные (позы, перемещения в пространстве), движения выразительности (мимика и пантомимика), жесты, движения, связанные с речью (голосовые связки).
Противоположным процессом интериоризации считается процесс экстериоризации. Он заключается в том, что внешние действия порождаются в результате трансформации внутренних структур, которые сформировались на базе интериоризации.
Операция, контроль, оценка: что это такое
Структура деятельности в психологии содержит в себе несколько компонентов, а самый конкретный, который осуществляется в окружающей среде – это операция. Ученые-теоретики определили операцию как способ выполнять те или иные действия в зависимости от ситуации. Операция обеспечивает технический аспект действия, ведь его можно выполнить разными операциями или с помощью разных способов.
Результат деятельности, когда он достигнут, проходит этапы оценки и контроля. Контроль сопоставляет полученный результат с первоначальным образом и целью. Оценка выявляет степень совпадения результата и цели. Оценка – это как бы последний этап контроля. Положительная оценка говорит об удовлетворенности и положительности деятельности в целом, а негативная — наоборот. Если результат не нравится, то с помощью контроля можно отправить его на доработку по возможности.
Деятельность: формы
Отечественная психология разработала классификацию форм деятельности. Сюда принадлежит игра, учебная деятельность и трудовая деятельность. Рассмотрим все по порядку.
Игра – это ведущая деятельность для детей, ведь благодаря ей они имитируют жизнь взрослых, свой воображаемый мир, учатся и развиваются. Игра не даст ребенку каких-то материальных ценностей, и продуктом ее не станут материальные блага, но она отвечает всем параметрам потребностей детей. Для игры характерна свобода, обособленность, непродуктивность. Она обеспечивает социализацию ребенка, развивает его коммуникативность, гедонистичность, познавательность и креативность. Также имеет компенсаторные функции. Игра имеет свои подвиды. Это предметная игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Ребенок, проходя определенный этап развития, начинает играть в другие игры. В такой форме деятельности дитя может выражать свои эмоции, чувства, родителям это служит огромнейшей подсказкой. Также если у ребенка есть травматический опыт, лучше все разрешить его с помощью игры.
Следующая форма деятельности, которую осваивает человек по мере взросления – это учебная деятельность. С ее помощью люди получают обобщенные теоретические знания, овладевают предметными и познавательными действиями. Учение обеспечивает социальную функцию, процесс включения молодого индивида в систему общественных ценностей и общества как такового. В процессе учебной деятельности можно развить свои способности, кристаллизировать свои знания. Ребенок учится дисциплине, формирует волю.
Ученые считают, что наивысшим проявлением деятельности является труд. Трудовая деятельность предусматривает воздействие на природу с помощью орудий труда и использование ее в собственных потребительских целях. Труд характеризуется осознанностью, энергозатратностью, общепризнанностью и целесообразностью. После окончания университета или другого заведения или, вообще, сразу после школы человек начинает свой профессиональный путь. Психологическая структура профессиональной деятельности имеет следующие компоненты:
Сознательная Цель – Предмет труда – Средство Труда – Используемая Технология – Трудовая Операция.
Теории психологии деятельности
Теория деятельности выступает одной из главных методологических основ для проведения исследований психики и сознания. В ее рамках деятельность изучается как феномен, который опосредствует все психические явления и процессы. Такой научный взгляд встретил критику у зарубежных психологов. Литература по психологии деятельности относится к 20-м годам ХХ века и продолжает развиваться сейчас.
В этом направлении есть две интерпретации. Первая описана С. Л. Рубинштейном, который стал разработчиком принципа единства сознания и деятельности. Вторую сотворил известный ученый А. Н. Леонтьев, который обозначил вопрос об общности структуры внешней и внутренней психической деятельности.
Теория деятельности С. Л. Рубинштейна
Этот ученый изучает психику путем раскрытия ее значимых и объективных отношений через деятельность. Рубинштейн утверждает, что не стоит воспринимать внутреннюю деятельность психики как такую, что формируется через трансформацию внешней. Детерминизм заключается в том, что внутренние условия становятся опосредствованным элементом внешних причин. Сознание и деятельность – это не две формы выражения единства, а две инстанции, что создают неделимое единство.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева
Психолог-исследователь считает психику одной из форм предметной деятельности. Леонтьев является сторонником теории интериоризации и утверждает, что внутренняя деятельность формируется в результате перехода внешних действий во внутренние психические. Ученый разделяет деятельность и сознание по типу процесса формирования образа и самого образа. Сформулировав такую теорию, как структура деятельности в психологии, Леонтьев выдал свои собрания сочинений еще в 1920-х годах. Работал исследователь под началом Л. С. Выготского, изучая мнемические процессы, которые трактовал в русле предметной деятельности. В 30-х годах ХХ века возглавил Харьковскую школу деятельности и продолжил свои теоретические и экспериментальные разработки в этой проблеме. В течение семи лет с 1956 по 1963 год Леонтьев проводил эксперименты. Результатами стало то, что он доказал возможность формирования звуковысотного слуха у людей с не очень хорошим слухом в музыке на основе адекватного действия. Его предложение о рассмотрении деятельности как совокупности действий и операций было принято положительно в научном психологическом мире. Также Леонтьев изучал, как возникла и развивалась психика в процессе эволюционного периода, как возникало сознание в процессе развития человека, соотношение деятельности и сознания, возрастное развитие психики и сознания, мотивационную и смысловую сферу, методологию и историю психологии.
Теория деятельности Л. С. Выготского
Использовал теорию деятельности, чтобы объяснить особенности психики людей и Лев Семенович. Он разработал теорию высших психических функций и был приверженцем теории интериоризации.
Высшими психическими функциями ученый называл познавательные процессы, которые активированы в нашей психике. Он считал, что раньше, когда общество было примитивным, высшими психическими функциями были отношения между людьми. Но в процессе эволюции происходила интериоризация этих отношений, они трансформировались в психические явления. Главная характеристика ВПФ – это опосредствованность с помощью определенных символов и знаков. Еще до возникновения речи люди общались, передавали знания и информацию с помощью знаков. Это означает, что наши психические процессы работали на знаковой системе. Но если начать расшифровывать слово, то можно обнаружить, что оно тоже определенный знак.
Высшие психические функции расположены в лобных долях коры головного мозга. Можно выделить несколько этапов генезиса ВПФ:
- Форма отношений между людьми – интерпсихический процесс.
- Интериоризация.
- И собственно, высшая психическая функция – интрапсихический процесс.
Теории деятельности уже стали и еще станут фундаментом для многих психологических исследований на отечественном пространстве.
Теория деятельности — Обзор — Социальные подходы к обучению
Понимание сознания и мышления
Понимание сознания и мышления является очень важным вопросом теории деятельности как социальной теории, декларирующей единство сознания и деятельности. Сознание — это «продукт взаимодействия человека с людьми и артефактами в контексте повседневной практической деятельности». (Каптелинин и Нарди, 2007) Этот социальный подход отличается от биологических объяснений сознания как генетически закодированных способностей или нейробиологических подходов, которые объясняют сознание на уровне нервной ткани.
Вот пример из Каптелинин и Нарди (2007), описывающий, как маленькие дети изучают арифметику. Дети изучают математику у своего учителя, который объясняет им арифметические действия, или у более опытных сверстников. Дети сначала считают на пальцах и только после этого производят счет в уме, значит, у них усвоены арифметические действия. В этом описании учтены арифметические задачи, а также взаимодействия с людьми и артефактами — учителем, сверстниками и пальцами.
Деятельность как наименьшая значимая единица анализа
Деятельность играет (неожиданно) центральную роль в теории деятельности Леонтьева как наименьшая значимая единица анализа. Леонтьев (1978) характеризовал деятельность как «…молярную, а не аддитивную единицу жизни физического, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в объективном мире. Иными словами, деятельность есть не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая структуру, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
Есть 3 уровня активности:
- Действия состоят из действий или серии действий, предпринимаемых отдельными лицами или группами лиц и преследующих одну и ту же цель. «Деятельность не существует без мотива». (Леонтьев, 1978)
- Действия являются базовыми компонентами действий. «Человеческая деятельность существует только в форме действия или цепочки действий». (Леонтьев, 1978) Действия осуществляются отдельными лицами или группами и направлены на достижение определенной цели.
- Операции — это «способы выполнения действий». (Леонтьев, 1978)
Взглянем на известный пример деятельности Леонтьева — племя людей, охотящихся за пищей. Можете ли вы привести примеры действий и операций, связанных с охотой? Каковы соответствующие объекты, мотивы и цели?
Основные принципы теории деятельности: обзор (Каптелинин и Нарди, 2007)
Теория деятельности — это совокупность основных принципов, образующих общую понятийную систему, включающую иерархическую структуру деятельности, объектно-ориентированность, интериоризацию/экстернализации, инструментальное опосредование и развитие.
Иерархическая структура деятельности
Существует 3 уровня деятельности, которые мы уже описали: действия, действия и операции.
Объектно-ориентированность
Люди живут в реальности, объективной в широком смысле: вещи, составляющие эту реальность, обладают не только свойствами, считающимися объективными согласно естественным наукам, но и социально/культурно определяемыми свойствами.
Интернализация/экстернализация
Теория деятельности различает внутреннюю и внешнюю деятельность. Их нельзя понять, если анализировать по отдельности, потому что они переходят друг в друга. Интернализация – это превращение внешней деятельности во внутреннюю. Интернализация позволяет людям взаимодействовать с реальностью без реальных манипуляций с реальными объектами (ментальное моделирование, воображение и т. д.). Наоборот, экстернализация превращает внутреннюю деятельность во внешнюю. Экстернализация часто необходима, когда нужно изменить или масштабировать интернализованное действие или когда группе людей необходимо скоординировать свою деятельность.
Посредничество
Теория деятельности подчеркивает, что человеческая деятельность опосредована инструментами в широком смысле.
Орудия создаются и трансформируются в процессе развития самой деятельности и несут с собой определенную культуру — исторические остатки от своего развития.Развитие
В теории деятельности развитие является не только объектом изучения, но и общей методологией исследования. Основным методом исследования в теории деятельности является формирующий эксперимент, сочетающий активное участие с наблюдением за изменениями в развитии. Теория деятельности близка культурно-исторической школе психологии из-за ее приверженности пониманию того, как человеческая деятельность разворачивается во времени в исторических рамках. В теории деятельности развитие есть социокультурный процесс, но личность не сводится к обществу или культуре. Диалогический характер процессов интериоризации-экстернализации дает возможность личности преобразовывать культуру через свою деятельность.
Интеграция принципов
Эти основные принципы теории деятельности следует рассматривать как интегрированную систему.
Изображения
Доисторическая живопись, пещера Ласко, Франция
Каталожные номера
Баллантайн, П. Ф. (2004). Леонтьева Теория деятельности Подход к психологии:
Деятельность как «молярная единица жизни» и его «уровни психики».
http://www.comnet.ca/~pballan/AT.htm
Каптелинин В. и Нарди Б. (2007). Действие с технологией: теория деятельности и дизайн взаимодействия. (Введение)
http://www.firstmonday.org/issues/issue12_4/kaptelinin/chapter1. html
Леонтьев А. Н. (1978). Деятельность, сознание и личность.
http://marxists.anu.edu.au/archive/leontev/works/1978/index.htm
Раджкумар С. Теория деятельности.
http://mcs.open.ac.uk/yr258/act_theory/
Удовлетворение базовых психологических потребностей в досуговой деятельности и удовлетворенность жизнью подростков
. 2012 Декабрь; 41 (12): 1588-99.
doi: 10.1007/s10964-012-9776-5. Epub 2012 25 мая.
Ингрид Леверсен 1 , Энн Г. Даниэльсен, Марианна С. Биркеланд, Оддрун Самдал
принадлежность
- 1 Департамент укрепления и развития здоровья, факультет психологии, Бергенский университет, P. O. Box 7807, 5020 Берген, Норвегия. [email protected]
- PMID: 22627625
- PMCID: PMC3492701
- DOI: 10.1007/s10964-012-9776-5
Бесплатная статья ЧВК
Ингрид Леверсен и др. J Молодежь Подросток. 2012 дек.
Бесплатная статья ЧВК
. 2012 Декабрь; 41 (12): 1588-99.
doi: 10.1007/s10964-012-9776-5. Epub 2012 25 мая.
Авторы
Ингрид Леверсен 1 , Энн Г. Даниэльсен, Марианна С. Биркеланд, Оддрун Самдал
принадлежность
- 1 Департамент укрепления и развития здоровья, факультет психологии, Бергенский университет, P.O. Box 7807, 5020 Берген, Норвегия. [email protected]
- PMID: 22627625
- PMCID: PMC3492701
- DOI: 10.1007/с10964-012-9776-5
Абстрактный
Участие в досуговой деятельности является важной ареной для положительного психологического развития подростков. Настоящее исследование было направлено на изучение взаимосвязи между удовлетворением подростками психологических потребностей в компетентности, привязанности и автономии при их участии в досуговой деятельности и воспринимаемой ими удовлетворенностью жизнью. Цель состояла в том, чтобы определить, в какой степени удовлетворение трех потребностей объясняет взаимосвязь между участием в досуговой деятельности и удовлетворенностью жизнью. Эти предложенные механизмы были основаны на предыдущей эмпирической работе и теоретических основах теории самоопределения и были проверены на репрезентативной в национальном масштабе выборке норвежских подростков (N = 3273) в возрасте 15 и 16 лет (51,8% мальчиков). Анализ структурных уравнений показал, что компетентность и удовлетворенность отношениями полностью опосредовали связь между участием в деятельности и удовлетворенностью жизнью. Удовлетворенность автономией оказывала прямое положительное влияние на удовлетворенность жизнью, но не оказывала опосредованного эффекта. Положительные процессы удовлетворения психологических потребностей, и особенно потребности в компетентности и общении, переживаемые в сфере досуговой деятельности, таким образом, кажутся полезными для благополучия подростков. Эти результаты дополняют предыдущие исследования, изучающие положительное влияние удовлетворения потребностей в других важных областях жизни детей и подростков.
Цифры
Рис. 1
Структурная модель отношения…
Рис. 1
Структурная модель отношения между участием в досуговой деятельности, тремя потребностями…
Рисунок 1Структурная модель отношения между участием в досуговой деятельности, тремя потребностями в автономии, компетентности, связи и удовлетворенности жизнью, со стандартизированной регрессией и корреляциями, все пути p < 0,001, если не указано иное, не значимо (н. с.), контролируется по достатку семьи. Прямое влияние участия в досуговой деятельности на удовлетворенность жизнью в скобках
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Самоопределяемая мотивация в физическом воспитании и ее связь с мотивацией к физической активности в свободное время, физической активностью и благополучием в целом.
Bagøien TE, Halvari H, Nesheim H. Bagøien TE, et al. Навыки восприятия. 2010 г., октябрь; 111 (2): 407-32. doi: 10.2466/06.10.11.13.14.PMS.111.5.407-432. Навыки восприятия. 2010. PMID: 21162443
Детерминанты участия в досуговой деятельности у подростков с детским церебральным параличом.
Шикако-Томас К., Шевелл М., Шмитц Н. , Лах Л., Лоу М., Пулин С., Майнемер А.; Группа КВАЛА. Шикако-Томас К. и соавт. Res Дев Disabil. 2013 сен;34(9)):2621-34. doi: 10.1016/j.ridd.2013.05.013. Epub 2013 7 июня. Res Дев Disabil. 2013. PMID: 23751302
Воспринимаемая свобода в досуге и способность к физической координации: влияние на участие во внешкольных мероприятиях и удовлетворенность жизнью.
Поулсен А.А., Зивиани Дж.М., Каскелли М. Поульсен А.А. и соавт. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2007 июль; 33 (4): 432-40. doi: 10.1111/j.1365-2214.2007.00730.x. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2007. PMID: 17584399
Значение досуга для детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями: систематический синтез доказательств.
Паури Б. , Колехмайнен Н., Терпин М., Зивиани Дж., Копли Дж. Поури Б. и др. Dev Med Child Neurol. 2015 ноябрь; 57 (11): 993-1010. doi: 10.1111/dmcn.12788. Epub 2015 4 мая. Dev Med Child Neurol. 2015. PMID: 25939955 Обзор.
Новое понимание качества жизни детей и подростков с ожирением: вклад теории самоопределения.
Буттитта М., Руссо А., Герриен А. Бутитта М. и др. Curr Obes Rep. 2017 Dec;6(4):432-437. doi: 10.1007/s13679-017-0281-8. Представитель Curr Obes, 2017 г. PMID: 29052152 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Жестокое обращение в детстве и удовлетворенность жизнью у китайских школьников, учителей дошкольных учреждений: роль устойчивости и социальной поддержки.
Лю С., Цзи С., Цзян Дж., Чен С. Лю С и др. Behav Sci (Базель). 2022 9 ноября; 12 (11): 438. дои: 10.3390/bs12110438. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 36354415 Бесплатная статья ЧВК.
Развитие вовлеченности, рефлексивности и навыков 21-го века в средней школе: экспериментальное совместное исследование формирования идентичности с подростками-соисследователями.
Хааг П., Фантони Т., Дубал С. Хааг П. и др. Дж Интел. 2022 сен 6;10(3):64. doi: 10.3390/jintelligence10030064. Дж Интел. 2022. PMID: 36135605 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние физических упражнений на удовлетворенность жизнью студентов колледжа: опосредующая роль потребностей в компетентности и родстве.
Чжан Ю, Рен М, Цзоу С. Чжан И и др. Фронт Псих. 2022 29 июля; 13:930253. doi: 10.3389/fpsyg.2022.930253. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35967665 Бесплатная статья ЧВК.
Опосредующее влияние самооценки на взаимосвязь досугового опыта и агрессии.
Ся Х, Ван Х, Ю Х. Ся Х и др. Научный представитель 2022 14 июня; 12 (1): 9903. doi: 10.1038/s41598-022-14125-w. Научный представитель 2022. PMID: 35701502 Бесплатная статья ЧВК.
Благодарность, потребность в удовлетворении родства и негативные психологические последствия во время пандемии COVID-19: краткосрочное лонгитюдное исследование.
Datu JAD, Fincham FD. Дату Джад и др. J Clin Psychol. 2022 декабрь; 78 (12): 2525-2537. doi: 10.1002/jclp. 23364. Epub 2022 2 мая. J Clin Psychol. 2022. PMID: 35491717 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
использованная литература
- Андерсен А., Кролнер Р., Карри С., Даллаго Л., Дуэ П., Рихтер М. и др. Высокая согласованность по достатку семьи между отчетами детей и родителей: международное исследование 11-летних детей. Журнал эпидемиологии и общественного здравоохранения. 2008;62(12):1092–1094. doi: 10.1136/jech.2007.065169. — DOI — пабмед
- Арбакл Дж. Л. Руководство пользователя Amos 18.0. Кроуфордвилль, Флорида: Корпорация развития Амоса; 2009.
- Эш С., Хюбнер Э.С. Экологические события и отчеты об удовлетворенности жизнью подростков: тест когнитивного посредничества. Международная школа психологии. 2001;22(3):320–336. дои: 10.1177/0143034301223008. — DOI
- Баумайстер РФ, Лири М.Р. Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический вестник. 1995;117(3):497–529. doi: 10.1037/0033-2909.117.3.497. — DOI — пабмед
- Бонерт А.