Общее понятие о деятельности: Деятельность человека — основные виды и типы

А.Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности

 в раздел Оглавление

Часть I

ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ

А.Н. Леонтьев. Общее понятие о деятельности

Важность категории деятельности не требует доказательства… Внесение в психологическую науку категории деятельности (Tatigkeit) в ее последовательно марксистском понимании имеет поистине ключевое значение для решения таких капитальных проблем, как проблема сознания человека, его генезиса, его исторического и онтогенетического развития, проблема его внутреннего строения. Оно, наконец, единственно открывает возможность создать единую научную систему психологических знаний.

Первый вопрос, на котором я остановлюсь, — это вопрос о значении категории деятельности для понимания детерминации психики, сознания человека.

В психологии известны два подхода к этой большой проблеме. Один из них постулирует прямую зависимость явлений сознания от тех или иных воздействий на рецепирующие системы человека. Подход этот с классической, так сказать, ясностью нашел свое выражение в психофизике и физиологии органов чувств прошлого столетия. Главная задача, на которую были направлены усилия исследователей, состояла в том, чтобы установить количественные зависимости ощущений как элементов сознания от физических параметров раздражителей, воздействующих на органы чувств. Таким образом, исходной для этих исследований служила следующая принципиальная схема: «раздражитель — субъективное переживание».

Как известно, психофизические исследования внесли очень важный вклад в учение об ощущениях, но известно также, что исследования эти закрепляли субъективно-эмпирическое понимание ощущений и логически неизбежно приводили к выводам в духе физиологического идеализма.

Нужно заметить, что тот же самый подход и соответственно, та же самая принципиальная схема сохранились и в дальнейших исследованиях восприятия, в частности в гештальтпсихологии. Наконец, в бихевиоризме, т.е. применительно к исследованию введения, он выразился в знаменитой схеме «стимул — реакция, которая до сих пор остается исходной для позитивистских психологических концепций, более всего распространенных сейчас в зарубежной психологии.

Ограниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что для него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой — пассивный, подвергающийся воздействиям субъект. Иначе говоря, подход этот отвлекается от того содержательного процесса, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, — от его деятельности.

Существуют многие попытки преодолеть теоретические трудности, создаваемые в психологии тем «постулатом непосредственности», как называет его Д.Н. Узнадзе, который лежит в основе рассматриваемого подхода. Так, подчеркивается, например, что эффекты внешних воздействий определяются не непосредственно самими воздействиями, а зависят от их преломления субъектом. С.Л. Рубинштейн в свое время выразил эту мысль в формуле о том, что внешние причины действуют через внутренние условия. Можно, однако, интерпретировать эту формулу по разному в зависимости от того, что подразумевается под внутренними условиями. Если подразумевается изменение внутренних состояний субъекта, то этим в сущности не вносится ничего нового. Ведь любой объект способен изменять свои состояния и соответственно по-разному обнаруживать себя во взаимодействии с другими объектами. На размягченном грунте будут отпечатываться следы, на слежавшемся — нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегося читать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. Другое дело, если под внутренними условиями понимаются особенности активных со стороны субъекта процессов. Но тогда главный вопрос заключается в том, что же представляют собой эти процессы, опосредствующие воздействия предметного мира, отражающегося в голове человека.

Принципиальный ответ на этот вопрос состоит в том, что это процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем богатстве и многообразии его форм, т.е. его деятельность.

Но что же мы разумеем, когда мы говорим о деятельности?

Если иметь в виду деятельность человека, то можно сказать, что деятельность есть как бы молярная единица его индивидуального бытия, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, подчеркнем: не элемент бытия, а именно единица, т. е. целостная неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными образующими являются цели и соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и, наконец, те психофизиологические функции, реализующие деятельность, которые часто составляют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничения, часто перестраиваются в ней и даже ею порождаются.

Может ли, однако, так понимаемая деятельность быть предметом изучения психологии?

Ее различные стороны могут служить предметом изучения разных наук. Сейчас для нас важно лишь одно: что деятельность не может быть изъята из научного психологического изучения и что перед психологией она выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управляется психическим отражением.

Рассмотрим самый простой процесс — процесс восприятия упругости предмета. Этот процесс внешнедвигательный, с помощью которого я вступаю в практический контакт, в практическую связь с внешним предметом и который может быть даже непосредственно направлен на осуществление практического действия, например на его деформацию. Возникающий при этом образ — это, конечно, психический образ, и соответственно он является бесспорным предметом психологического изучения. Но беда заключается в том, что, для того чтобы понять природу образа, я должен изучить процесс, его порождающий, а это в данном случае есть процесс внешний и практический. Хочу я этого или не хочу, соответствует или не соответствует это моим теоретическим взглядам, я все же вынужден включить в предмет моего психологического исследования практическое действие.

Для того чтобы возможно более упростить изложенное, мы взяли для анализа самый грубый случай — порождение слепка-ощущения элементарного свойства вещественного предмета в условиях практического контакта с ним. Нетрудно, однако, понять, что в принципе так же обстоит дело в любой человеческой деятельности, даже в такой, как, например, деятельность воздействия человека на других людей.

Итак, введение в психологию категории предметной деятельности ведет не к подмене предмета психологического исследования, а к его демистификации. Психология неизменно включала в предмет своего исследования внутренние деятельности, деятельности сознания. Вместе с тем она долгое время игнорировала вопрос о происхождении этих деятельностей, т.е. об их действительной природе. Перед психологией вопрос этот был поставлен, как известно, Сеченовым, который придавал ему принципиальное значение. Сейчас в современной психологии положение о том, что внутренние мыслительные процессы происходят из Внешних, стало едва ли не общепризнанным. Идею интернорпза-ции внешних процессов — правда, в грубо механистическом ее понимании — мы находим в начале века у бихевиористов; конкретные исследования этого процесса в онтогенезе и в ходе функционального развития были предприняты у нас Л. С. Выготским, а в зарубежной психологии — Пиаже и рядом других авторов. При всем несходстве общетеоретических позиций, с которых велись эти исследования, в одном пункте они сходятся: первоначально внутренние психические процессы имеют форму внешних процессов с внешними предметами; превращаясь во внутренние, эти внешние процессы не просто меняют свою форму, но подвергаются и известной трансформации, обобщаются, становятся более сокращенными и т.д. Все это, конечно, так, но нужно принять во внимание два положения, которые представляются капитально важными.

Первое заключается в том, что внутренняя деятельность есть подлинная деятельность, которая сохраняет общую структуру человеческой деятельности, в какой бы форме она ни протекала. Утверждение общности строения внешней, практической и внутренней, умственной деятельности имеет то значение, что оно позволяет понять постоянно происходящий между ними обмен звеньями; так, например, те или иные умственные действия могут входить в структуру непосредственно практической, материальной деятельности, и, наоборот, внешнедвигательные операции могут обслуживать выполнение умственного действия в структуре, скажем, чисто познавательной деятельности. ..

Второе положение состоит в том, что и внутренняя деятельность, деятельность сознания, как и любая вообще предметная человеческая деятельность, тоже не может быть выключена из общественного процесса. Достаточно сказать, что только в обществе человек находит и предмет потребности, которой эта его деятельность отвечает, и цели, которые он преследует, и средства, необходимые для достижения этих целей.

До сих пор речь шла о деятельности в общем, о собирательном значении этого понятия. Реально же мы всегда имеем дело с отдельными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь, может быть, уже в других условиях и по отношению к изменившемуся предмету.

Основными «образующими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносительно с понятием деятельности, понятие цели соотносительно с понятием действия.

Как уже говорилось, деятельность не является аддитивным процессом. Соответственно действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность существует как действие или цепь действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в учебных действиях, деятельность общения — в действиях (актах) общения и т.д. Если из деятельности мысленно вычесть действия, ее осуществляющие, то от деятельности вообще ничего не остается. Это же можно выразить и иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс — внешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве действия или системы, цепи действий.

Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую; оно, таким образом, обнаруживает свою относительную самостоятельность. Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возникла цель — прибыть в пункт Л, и я это делаю; понятно, это данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т.е., реализовывать совершенно разные деятельности. Очевидно, конечно, и обратное, а именно, что один и тот же мотив может порождать разные цели и соответственно разные действия.

В связи с выделением понятия действия как важнейшей «образующей» человеческой деятельности нужно принять во внимание, что сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом специальный случай состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанию в мотив-цель.

Всякая цель — даже такая, как «достичь пункта А», — объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить в абстракции от этой ситуации. Но его действие не может абстрагироваться от нее — даже только в воображении. Поэтому, помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющее действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особую сторону, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия мы называем операциями.

Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, операции — условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется только и именно операционный состав действия или (и это крайний случай) действие может оказаться вовсе невозможным, и  задача остается неразрешенной. Наконец, главное, что заставляет особо выделять операции, заключается том, что операции, как правило, вырабатываются, обобщаются, фиксируются общественно-историческими, так что каждый отдельный индивид обучается операциям, усваивает и применяет их.

Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Генезис действия лежит в обмене деятельностями, «интрапсихологизация» которого и порождает действие. Всякая же операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации». Самой простой иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций, выполнения которых требует управление автомобилем. Первоначально каждая операция, например переключение передач, формируется как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную «ориентировочную основу» (П. Я. Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например в изменение режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей и оно уже не может осуществляться в качестве целенаправленного сознательного процесса. Его цель уже реально не выделяется и не может выделяться водителем; для него переключение передач психологически как бы вовсе перестает существовать. Он делает другое; трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т.п. В самом деле, эти операции могут вообще не касаться водителя и выполняться вместо него автоматом. Судьба операций рано или поздно становится функцией машины.

Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные деятельности — по критерию различия побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенности анализа, который приводит к их выделению, состоят не в расчленении живой деятельности на элементы, а в раскрытии характеризующих ее отношений. Такой системный анализ одновременно исключает возможность какого бы то ни было удвоения изучаемой реальности: речь идет не о разных процессах, а скорее о разных плоскостях абстракции. Этим и объясняется, что по первому взгляду невозможно судить о том, имеем ли мы дело в каждом данном случае, например, с действием или с операцией. К тому же деятельность представляет собой в высшей степени динамическую систему, которая характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру — другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; наконец, действие Может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия.

Динамизм, подвижность структурных единиц деятельности выражается, с другой стороны, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения выделившейся общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате чего целостное дробится на ряд отдельных последовательных действий; это особенно характерно для случаев, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противоположный процесс состоит в укрупнении структурных единиц деятельности. Это случай, когда объективно достигаемые промежуточные результаты перестают выделяться субъектом, сознаваться им в форме целей.

Существуют отдельные деятельности, все компоненты которых являются существенно внутренними; такой может быть, например, познавательная деятельность. Более частный случай состоит в том, что внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется существенно внешними по своей форме процессами; это могут быть либо внешние действия, либо внешнедвигательные операции, но никогда не отдельные их части. То же относится и к внешней деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов, но опять-таки именно и только как действия или операции в их неделимости.

Деятельность субъекта опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено его памятью; это же относится к процессам его деятельности и к самому субъекту — к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается так: проблема психических проявлений человека превращается в проблему их происхождения, их порождения жизнью.

Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит, говоря словами Маркса, переход деятельности в форму покоящегося свойства; при этом регулирующий деятельность психический образ (представление) воплощается в предмете — ее продукте. Теперь, во внешней, экстериоризованной форме своего бытия, этот исходный образ сам становится предметом восприятия: он осознается.

Процесс осознания может, однако, реализоваться лишь в случае, если предмет выступит перед субъектом именно как запечатлевший в себе образ, т.е. своей идеальной стороной. Выделение, абстрагирование этой стороны первоначально происходит в процессе языкового общения, в актах словесного означения; словесно означенное и становится осознанным, а сам язык становится субстратом сознания.

Выразим это иначе. Люди в своей общественной по природе деятельности производят и свое сознание. Оно кристаллизуется в ее продуктах, в мире человеческих предметов, присваиваемых индивидами, хотя никакой физический или химический анализ их вещественного состава не может, разумеется, в них обнаружить его так же, как он не может его обнаружить и в человеческом мозге. За субъективными явлениями сознания лежит действительность человеческой жизни, предметность человеческой деятельности.

Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческое сознание, характеризуют лишь условия его первоначального становления. Впоследствии в связи с выделением и развитием духовного производства, обогащением и технизацией языка сознание людей освобождается от своей прямой связи с их производственной деятельностью. Круг сознаваемого все более расширяется, так что сознание становится у человека всеобщей, универсальной формой психического отражения.

Основы теории речевой деятельности. М, 1974, с.5-20  

Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности

Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности

Категория «деятельность» наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность  — это форма активного отношения  субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием  общественно значимых ценностей  или освоением социального опыта.

Более общей  категорией, с помощью которой  определяется деятельность, выступает  общепсихологическое понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность  — это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение  продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое  регулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность  — это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими  аспектами существуют и иные, также  важнейшие общепсихологические свойства деятельности.

1.    Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2.    Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3.    Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4.    Системность деятельности.

Деятельность предстает не ря-доположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

11.1.Содержание  и структура деятельности.

Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.

Выдающийся отечественной  психолог А. Н.Леонтьев предлагает следующие  определения деятельности:«Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.

При определении  деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие  соотношения двух понятий— «деятельность» и «активность». Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой. В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность». Формы и проявления активности крайне разнообразны и классифицируются по очень многим основаниям. Различают поведенческую и деятельностную активность, осознаваемую и неосознаваемую, адаптивную и дезадаптивную, ситуативную и надситуативную, конструктивную и деструктивную и др. Термин «активность» может использоваться также как по отношению к личности в целом, так и ее отдельным подсистемам и даже функциональным органам (например, анализаторам). «Активность» как максимально обобщенная категория, описывающая всю совокупность форм взаимодействия человека со средой, наиболее адекватно раскрывается с позиций ее уровневого понимания. Согласно данной трактовке, все основные формы активности одновременно выступают и как ее основные уровни, которые в свою очередь образуют определенную иерархию.

Высший уровень в ней — поведенческая, социально-детерминированная активность личности: низший — активность локальных подсистем индивида (анализаторных, моторных, гомеостатических и др.).

Таким образом, деятельность можно определить как  форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием  общественно значимых ценностей  или освоением социального 

опыта (В.Д.Шадриков). Деятельность — не просто одна из форм отношения, это очень специфическая форма отношения, имеющая только ей свойственные особенности.

Основную характеристику деятельности представляет ее предметность. Понятие предмета содержится в самом  понятии деятельности. Выражение  «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла — деятельность не может быть беспредметной, она может  лишь казаться таковой. Предмет деятельности выступает двояко: первично — в  своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий  деятельность субъекта, вторично –  как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое  осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться  не может.

Второй специфической  особенностью деятельности является то, что она регулируется не потребностями человека как таковыми, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (стремлением изготовить какой-либо продукт, получить знания и т.д.). Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (импульсивной, непроизвольной активности). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Третье специфическое  свойство деятельности состоит в  ее социальной обусловленности. Человек  находит в обществе не просто внешние  условия, к которым он должен приспосабливать  свою деятельность, — общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы.

По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов. Однако это не значит, что деятельность лишь персонифицирует отношения  общества и его культуру. Данные понятия связываются между собой  сложными трансформациями и переходами, и прямое сведение одного к другому  невозможно.

И, наконец, четвертая  особенность деятельности заключается  в ее системности. Деятельность предстает  не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие  свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Системность организации  деятельности обусловливает существование  двух основных планов ее психологического анализа — внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Главное, что  отличает одну деятельность от другой — это ее предмет. Именно предмет  деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.

Н.Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Он может  быть вещественным и идеальным, данным в восприятии и существующим только в воображении, в мысли, — главное, что он всегда отвечает той или  иной потребности и является обязательным условием деятельности. Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность — это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с  субъективно и объективно скрытым  мотивом.

Основными «составляющими»  деятельности выступают осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению  о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Выделение целей  и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения полностью сохраняется  за мотивом. Функция направления  представляется иначе: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.

Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей обусловливает  постановку вопроса о связывающих  их внутренних отношениях. Как было отмечено ранее, деятельность не является аддитивным процессом. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме  действия или цепи действий. Если из нее мысленно исключить осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Эту мысль можно  выразить иначе: любой конкретный процесс  — внешний или внутренний —  со стороны отношения к мотиву выступает в качестве деятельности человека, а со стороны отношения  к цели — в качестве действия или совокупности действий. Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и  не совпадающие между собой реальности. Действие относительно самостоятельно: оно может осуществлять разные деятельности и переходить из одной деятельности в другую.

Принципиальное  значение имеет то, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно  — они даются в объективных  обстоятельствах, — однако выделение  и осознание целей представляет собой не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования  целей действием.

Важная сторона  процесса целеобразования состоит также в конкретизации цели, т.е. в выделении условий ее достижения. Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто?) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто?), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче: задача — это цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особую «образующую» — способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия А.Н.Леонтьев назвал операциями.

Термины «действие» и «операция» часто отождествляются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия соотносительны целям, операции — условиям. Если цель остается неизменной, а условия, в  которых она дается, претерпевают изменения, то меняется именно операционный состав действия.

Таким образом, в общем потоке деятельности, который  образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим  отражением проявлениях, анализ выделяет отдельные деятельности, соотносимые  с пробуждающими их мотивами: действия, подчиняющиеся сознательным целям, и операции, непосредственно зависящие  от условий достижения конкретной цели.

Эти «единицы»  человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Деятельность представляет собой процесс, который характеризуется  постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни (тогда она  превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение  к миру, другую деятельность), действие может приобрести самостоятельную  побудительную силу и стать особой деятельностью, наконец, действие может трансформироваться в способ достижения Цели, в операцию, способную реализовать различные действия.

Подвижность отдельных  «образующих» системы деятельности выражается еще и в том, что  каждая из них может становиться  более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных последовательных действий, — это особенно характерно при осуществлении действия в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противоположный процесс имеет место в том случае, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются между собой и перестают осознаваться субъектом.

Общая деятельность Определение | Law Insider

  • означает любую деятельность или использование судна, в отношении которого действует договор или чартер, и включает перевозку любого груза или людей за вознаграждение;

  • означает производство, разведение или выращивание сельскохозяйственной продукции, включая сбор урожая, доение, разведение животных и содержание животных в сельскохозяйственных целях, или поддержание земли в хорошем сельскохозяйственном и экологическом состоянии, как установлено в статье 6;

  • означает сексуальное поведение или сексуальный контакт, или и то, и другое.

  • означает деятельность, на которую распространяются промышленные разрешения NPDES, как определено в 40 CFR, раздел 122.26 (b)(14).

  • означает любой половой акт, в результате которого что-либо ценное предоставляется, обещано или получено каким-либо лицом.

  • означает деятельность, конечным результатом которой является производство товара или оказание услуги, которые будут продаваться на соответствующем рынке в количествах и по ценам, определяемым предприятием, и осуществляемая с ориентацией на получение прибыли -изготовление1.

  • означает использование и практику в сельском хозяйстве, включая, помимо прочего: производство, разведение или увеличение сельскохозяйственной продукции; севооборот и смена сельскохозяйственных культур; разрешение земле, используемой для сельскохозяйственной деятельности, лежать под паром, когда она вспахана и вспахана, но не засеяна; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей в результате неблагоприятных условий сельскохозяйственного рынка; предоставление земли, используемой для сельскохозяйственной деятельности, бездействующей, потому что земля зарегистрирована в местной, государственной или федеральной природоохранной программе, или земля подлежит природоохранному сервитуту; ведение сельскохозяйственных работ; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственной техники; техническое обслуживание, ремонт и замену сельскохозяйственных объектов при условии, что новый объект находится не ближе к береговой линии, чем первоначальный объект; и содержание сельскохозяйственных земель в производстве или возделывании;

  • означает любое из следующего: (i) несанкционированное раскрытие любой конфиденциальной или частной информации любого члена Группы компаний; (ii) любые действия, которые могут служить основанием для увольнения или прекращения работы Участника у Получателя услуг по уважительной причине; (iii) нарушение Участником любого ограничительного соглашения, которым он связан, включая, помимо прочего, любое соглашение о неконкуренции или неподстрекательстве в любом соглашении с любым членом Группы компаний; или (iv) мошенничество или поведение, способствующее пересмотру финансовой отчетности или нарушениям, как это определяется Комитетом по его собственному усмотрению.

  • означает любую деятельность, спонсируемую школой, включая, помимо прочего, работу в классе, библиотечную деятельность, уроки физкультуры, официальные собрания и другие подобные собрания, школьные спортивные соревнования, концерты групп, школьные спектакли и другие театральные постановки, и обеденный перерыв в школе.

  • означает любую деятельность в поддержку или в связи с какой-либо кампанией по выборам в должность или любой политической организации, но не включает деятельность, (i) относящуюся к поддержке или противодействию любым исполнительным, законодательным или административным действиям, (ii ) относящиеся к коллективным переговорам, или (iii) иным образом направленные на выполнение должностных обязанностей лица.

  • означает совершение действия, как определено в Разделе 886 Раздела 21 Устава Оклахомы, которое является актом содомии; и

  • означает любой вид преступного участия в совершении следующих тяжких преступлений:

  • означает любую деятельность, событие или обстоятельство в отношении Загрязнителя, включая, помимо прочего, его хранение, использование, хранение, сбор , приобретение, накопление, оценка, образование, производство, строительство, переработка, обработка, стабилизация, утилизация, обработка или транспортировка или ее выпуск в природную среду, включая перемещение по воздуху, почве, поверхностным или подземным водам;

  • означает деятельность, нарушающую законы этого штата, включая, помимо прочего, любую деятельность, нарушающую уголовный закон штата.

  • означает умышленное владение незаконным наркотиком, опасным предметом или украденным предметом.

  • означает любое образование, обработку, хранение, переработку, транспортировку, утилизацию или выброс любых опасных веществ.

  • означает любую частную практику, частное консультирование, дополнительное обучение или исследования или другую деятельность, оплачиваемую или безвозмездную, которая не является частью должностных обязанностей работника и за которую Университет не предоставил никакой компенсации.

  • означает участие Руководителя без письменного согласия, подписанного должностным лицом Компании и уполномоченного Советом, в управлении любым коммерческим предприятием, если (i) такое предприятие участвует в существенной и прямой конкуренции с Компанией, и такие продажи предприятием любого продукта или услуги, конкурирующих с любым продуктом или услугой Компании, составляли 10% от чистого объема продаж такого предприятия за его последний завершенный финансовый год, а если чистый объем продаж указанного продукта или услуги Компании составлял 10% от объема продаж Компании чистый объем продаж за последний завершенный финансовый год или (ii) основная деятельность, осуществляемая или планируемая таким предприятием, находится в прямой конкуренции с деятельностью по предоставлению услуг на любом географическом рынке, на котором работает Компания. «Конкурентная деятельность» не будет включать простое владение ценными бумагами в любом таком предприятии и осуществление связанных с ним прав, если такое владение составляет менее 5% находящихся в обращении ценных бумаг с правом голоса или паев такого предприятия.

  • означает деятельность, предлагаемую школой, школьным округом, чартерной школой или отделом образования округа, которая составляет неотъемлемую фундаментальную часть начального и среднего образования, включая, помимо прочего, учебную и внеклассную деятельность.

  • означает все операции любого субъекта, описанного в параграфах (m)(1)–(4) настоящего раздела, любая часть которых распространяется на Федеральную финансовую помощь:

  • означает любую преступную деятельность, которая имеет одним из его элементов является применение, попытка применения или угроза применения физической силы, достаточно существенной, чтобы причинить или с достаточной вероятностью причинить серьезные телесные повреждения или материальный ущерб.

  • означает прямо или косвенно владеть какой-либо долей, управлять, контролировать, участвовать, консультироваться, оказывать услуги или каким-либо образом участвовать в каком-либо бизнесе с любым клиентом, поставщиком, конкурентом или другим лицом, имеющим деловые отношения с Компания или любая из ее дочерних компаний; при условии, однако, что термин «Ограниченная деятельность» не включает пассивное владение не более чем 2% находящихся в обращении акций любого класса корпорации, которые обращаются на открытом рынке, до тех пор, пока исполнительный директор не принимает активного участия в бизнесе этой корпорации.

  • означает нарушение или невыполнение обязательств по соглашению с департаментом, нарушение любой гарантии, предоставленной правомочным налогоплательщиком департаменту или налоговому департаменту, требование налогового кредита, выданного в соответствии с настоящей главой, для расходов, которые не квалифицированные расходы на реабилитацию, нарушение любых требований настоящей главы или правил, принятых в соответствии с этой главой, введение в заблуждение, мошенничество или любое другое противоправное действие или бездействие.

  • означает любое преднамеренное незаконное действие, которое:

  • означает явную программу деятельности

  • или «IADL» означает деятельность, которая отражает способность пожилого человека выполнять домашние и другие задачи, необходимые для удовлетворения потребностей пожилого человека. потребности в сообществе, которые могут включать, помимо прочего, покупки, ведение домашнего хозяйства, работу по дому и поездки в пределах сообщества.

  • Понятие деятельности [Теория деятельности]

    Оливер Динг

    3 мин чтения

    Какая активность?

    Теория деятельности или «Культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ)» представляет собой междисциплинарную философскую основу для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого поведения. С точки зрения теории деятельности человеческая деятельность или «то, что люди делают» представляет собой основную единицу анализа при изучении человеческого поведения. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой деятельности с культурной и исторической точек зрения.

    По словам Виктора Каптелинина и Бонни А. Нарди, основатель Теории Деятельности называл свою теорию Жизнью.

    Задача Леонтьева состояла в том, чтобы перевести это общее утверждение в конкретное описание того, как в истории возникли первые явления, которые можно назвать «психическими», и как они развились в современное разнообразие психических явлений. своего рода аналитический инструмент, понятие более общее, чем психика, которое позволило бы определить контекст, в котором возникает и развивается психика.‌‌‌‌Очевидным кандидатом на такое понятие является «Жизнь», поскольку в конечном итоге это то, что претерпевает эволюционные изменения. Однако это понятие является слишком общим и слишком расплывчатым. «Деятельность», как мы увидим ниже, была выбрана Леонтьевым как понятие, которое может дать более конкретное представление о том, что такое «Жизнь». (Действие с технологией: теория деятельности и дизайн взаимодействия, стр. 51–52)

    Теоретики деятельности понимают концепцию деятельности как целенаправленную , опосредованную и преобразующую взаимодействие между человеческими существами и миром .

    Субъект и объект

    Понятие относится к особому типу отношений между субъектом и объектом; характеризуется двумя отличительными чертами:

    а) субъекты деятельности имеют потребности, удовлетворение которых должно осуществляться посредством взаимодействия субъектов с миром, и

    b) действия и объекты, с которыми они связаны (т. е. субъекты и объект), взаимно определяют друг друга.

    В более общем смысле деятельность представляет собой порождающие силы, преобразующие как субъекты, так и объекты.

    Поскольку Действие является мостом между Субъектом и Объектом, на все действия влияют атрибуты субъектов и объектов.

    Индивидуальное и коллективное

    Взаимоотношение между Субъектом и Объектом подходит для действий. Зачем нужно понятие Деятельности? Можем ли мы использовать только действия?

    Основное различие между теорией деятельности и современными интеракционистскими теориями заключается в их различном понимании отношения между индивидуальными действиями и коллективными действиями.

    Согласно Энди Бландену, «в теории деятельности в деятельности нет ничего, кроме человеческих действий, и это тезис, с которым согласны современные интеракционистские теории, избегая ресурсов биологического детерминизма, религиозного или структурного фатализма или любого другого силу вне человеческого действия как детерминанты человеческой жизни». Однако Бланден подчеркивает:

    Но поскольку в деятельности нет ничего, кроме человеческих действий, это не означает, что деятельность является просто аддитивной суммой действий. На самом деле действие обычно является предварительным условием для любого из действий компонента, которые его реализуют: когда мы действуем, мы обычно не создаем действие, мы присоединяемся к нему. Итак, теория деятельности признает, что существуют совокупности действий, обладающие собственным единством, для которых, как говорится, целое больше, чем сумма частей. (Энди Бланден, 2014, стр. 24)

    Есть несколько решений для проведения отношения части и целого в теории деятельности.

    Концепции

    Ученые-выготскианцы не используют термин «экологический разум» для описания идей Выготского. Я просто использую этот термин, чтобы выделить три идеи Выготского, которые очень важны для экологических подходов психологии: Зона ближайшего развития (ЗБР), Переживание и Социальная ситуация развития.

    Оливер Динг

    4 мин чтения

    Одним из основных теоретических вкладов Юрьё Энгестрёма является исследование развития, основанное на концепции зоны или зоны ближайшего развития.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts