Общее понятие об эмоциях психологическая структура эмоций: Общее понятие об эмоциях

Содержание

Общее понятие об эмоциях

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Институт туризма

­

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы педагогики и психологии»

на тему «Эмоции и психические состояния личности»

Выполнила:

Студентка 423 группы

Сеч Анна Анатольевна

Минск 2013

СОЖЕРЖАНИЕ:

  1. Общее понятие об эмоциях………………………………………………..3

  2. Психологическая структура эмоций………………………………………5

  3. Классификация эмоций……………………………………………………8

  4. Формы эмоционального состояния……………………………….………9

  5. Понятие о психологических состояниях……………………………….

    ..11

  6. Регуляция и саморегуляция психических состояний…………………..12

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Взглянув в окно, мы видим, что сад покрыт снегом, и устанавливаем связь между появлением снега и временем года в суждении «наступила зима». Эта связь между объектами внешней действительности установлена нами в процессе мышления.

Но, отразив путем мышления эту объективную связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила зима, а другой, наоборот, чувство сожаления, что кончилось лето. В этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей к объективной действительности: одним данный предмет или событие нравится и вызывает у них чувство удовольствия, другим тот же самый предмет или событие не нравится и вызывает неудовольствие.

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:

  • чувство голода , жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство;

  • чувство решительности, уверенности в своих силах, беспечности, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска;

  • чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомне­ния, наглости, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения, снисхождения;

Пластичность. Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Еще Декарт, говоря об эмоциях (любви, ненависти, желания, радости и печали), утверждал что «все они относятся к телу и даны душе только постольку, поскольку она связана с телом». Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга: «эмоции оказывают на мозговую циркуляцию (крови) гораздо более заметное действие, чем даже очень энергичная умственная работа» (Moceo).

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде. Поскольку в своих взаимоотношениях со средой человек пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в деятельности, направленной на изменение среды, они выступают как отношения к внешней действительности.

И эмоциональные, отношения и эмоциональные состояния всегда испытываются человеком как его непосредственные переживания, которые при всей своей действенности и огромной роли в жизнедеятельности человека часто остаются неосознанными, составляя глубинные основы его личности, его склонностей, интересов, темперамента и характера.

Общее понятие об эмоциях.Психологическая структура эмоций.Классификация эмоций.Формы эмоционального реагирования. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Функции эмоций: 1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах. 2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций: 1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

2. Горе — глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию. 3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека. 4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим появлениям враждебности. 6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.

Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие и неудовольствие. В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции: 1.Чувственный тон. Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов.

Чувственный тон — это реакция на отдельный раздражитель. 2.Настроение — это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение — это эмоциональный тон в данный момент. 3.Аффект — это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию. 4.Страсть — это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека. 5.Чувства — это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности. 

Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер. 2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека. 3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть). 4. Интегральность — эмоции и чувства охватывают весь организм целиком. 5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма. Для комфортного существования человеку следует знать, как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.       

Понятие о психических состояниях.Взоимосвязь психических состояний и поведения.

 Психические состояния — это целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени. Характеристики психических состояний: 1. Целостность. 2. Подвижность. Психические состояния обладают стадиями протекания — начало, развитие и завершение. 3. Полярность (активность-пассивность; уверенность-неуверенность). Классификация психических состояний: 1. В зависимости от роли личности и ситуации (личностные и ситуационные). 2. В зависимости от степени глубины (глубокие и поверхностные ). 3. В зависимости от времени протекания (кратковременные, длительные, затяжные ). 4. В зависимости от состояния сознания

(фрустрация, агрессия, стресс, сон, бодрствование, гипноз, медитация, состояние предсмертия).   

Фрустрация — в переводе означает обман, напрасное ожидание. Это состояние напряжения, отчаяния, тревоги и т.д., которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами. Агрессия — это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями, искаженное отражение реальности, что приводит к неадекватному поведению. Существует агрессивность как свойство личности, которое проявляется в готовности и в предпочтении использования насильственных средств для реализации своих интересов. Стресс — в переводе с французского означает давление. Стресс — это приспособление организма к измененным условиям к среде обитания. Стресс — это физиологические механизмы адаптации организма человека. Существует биологический и эмоциональный стресс. Биологический стресс необходим организму, т.к. благодаря ему происходит мобилизация всех физических и духовных сил. Эмоциональный стресс представляет собой саморазрушение, капитуляцию организма. Сон — это отдых организма для восстановления сил, а также время когда происходит обработка информации, которую мы получаем в течение суток. Дня. Сон состоит из нескольких фаз: «быстрый сон» — когда возрастает активность мозга. Эта стадия длится 15-20 минут; «медленный сон» — активность кары головного мозга уменьшается. Бодрствование связано с осмысленной деятельностью человека. Регуляция психических состояний: гипноз, групповой тренинг, методы психоанализа.

Саморегуляция — аутотренинг, медитация, фармакология.         

                                          

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




эмоций, психологическая структура | Semantic Scholar

Основной аффект и психологическая конструкция эмоций.

В основе эмоций, настроения и любого другого эмоционально заряженного события лежат состояния, переживаемые просто как хорошее или плохое самочувствие, возбуждение или ослабление, которые влияют на рефлексы, восприятие, познание и поведение.

Когнитивная структура эмоций

  • А. Ортони, Г. Клор, А. Коллинз
  • Психология

  • 1988

Границы теории Эмоциональные слова и межкультурные проблемы Эмоциональные переживания и бессознательные эмоции Совладание и функция эмоций Вычислительная податливость.

Основные эмоции, естественные виды, схемы эмоций и новая парадигма

Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что теория, основанная на концепциях как базовых эмоций, так и схем эмоций, представляет собой жизнеспособный исследовательский инструмент и совместима с более целостными или многомерными подходами.

Эмоции в социальной жизни

  • А. Мэнстед
  • Социология, психология

  • 1991

социальная жизнь. Можно выделить пять типов связи между эмоциями и социальной жизнью: (1) влияние аффективных…

Регулирование эмоций и работа с эмоциями: две стороны одной медали?

  • К. Шеве
  • Психология

    Фронт. Психология

  • 2012

Этот вклад связывает психологические модели регуляции эмоций с социологическими описаниями работы с эмоциями, чтобы продемонстрировать, в какой степени регуляция эмоций систематически формируется культурой…

Культурная регуляция эмоций: индивидуальные, реляционные и структурные источники

  • Жозефьен де Леерснайдер, М. Бойгер, Б. Мескита
  • Психология

    Фронт. Психология

  • 2013

Рассмотрены данные, свидетельствующие о том, что регуляция эмоций, лежащая в основе культурных различий в эмоциональном опыте, часто имеет место в момент возникновения эмоций посредством поощрения ситуаций и оценок, которые согласуются с культурно ценными отношениями.

Эмоции и адаптация

  • Р. Лазарь
  • Психология

  • 1991

Часть I: ПРЕДПОСЫЛКИ: Об эмоциях Вопросы исследования, классификации и измерения Часть II: КОГНИТИВНО-МОТИВАЦИОННО-ОТНОШИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ: Человек- отношения с окружающей средой: мотивация и преодоление…

Решение парадокса эмоций: категоризация и переживание эмоций

  • Л. Ф. Барретт
  • Психология

    Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества личности и социальной психологии, Inc

    900 10
  • 2006

В этой статье я представляю эмоциональный парадокс: люди верят, что узнают эмоцию, когда видят ее, и, как следствие, предполагают, что эмоции — это дискретные события, которые можно распознать с помощью…

Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния.

Проблема того, какие сигналы, внутренние или внешние, позволяют человеку обозначить и идентифицировать свое собственное эмоциональное состояние, стоит перед нами с тех пор, как Джеймс (1890) впервые представил свое учение о том, что «…

Динамическая архитектура эмоций : Доказательства для модели компонентного процесса

  • К. Шерер
  • Психология

  • 2009

Эмоция концептуализируется как возникающий динамический процесс, основанный на субъективной оценке значимых событий человеком Утверждается, что теоретические модели эмоции нужно предложить…

Какие эмоции являются основными? | Эмоции, эволюция и рациональность

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции, эволюция и рациональностьКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции, эволюция и рациональностьКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер

Укажите

ПРИНЦ, ДЖЕССИ, «Какие эмоции являются основными?», Дилан Эванс и Пьер Круз (редакторы), Emotion, Evolution, and Rationality (

Oxford

, 2004; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198528975.003.0004, по состоянию на 17 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции, эволюция и рациональностьКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции, эволюция и рациональностьКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе предлагается способ согласования традиционных «когнитивных» теорий эмоций, которые отводят центральную роль убеждениям или другим когнитивным состояниям, таким как оценки, с эволюционными теориями, которые подчеркивают участие тела. Теория «воплощенной оценки» этой главы утверждает, что эмоции — это простое восприятие телесных изменений (как утверждал Уильям Джеймс), но также и то, что сами модели телесных реакций могут быть обусловлены культурой. Таким образом, эмоции могут быть как воплощены, так и социально сконструированы, поэтому во взглядах как эволюционных психологов, так и социальных конструкционистов есть доля истины. Приводя доводы в пользу этого примирения, глава оспаривает утверждения, выдвинутые некоторыми исследователями, такими как Пол Гриффитс, о том, что существуют принципиально разные типы эмоций.

Ключевые слова: теория эмоций, когнитивные состояния, телесная оценка, социальный конструкционизм, эволюционная психология, эмоции

Предмет

Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts