Общение со сверстниками дошкольников: «Особенности общения дошкольников со сверстниками»

Содержание

Формы общения дошкольников со сверстниками и взрослыми

Содержание

  • 1 Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника
  • 2 Как выстраивается общение дошкольников с окружающими
  • 3 Формы общения дошкольников со сверстниками
  • 4 Формы общения детей со взрослыми
    • 4.1 Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма
    • 4.2 Внеситуативно-личностная форма общения
  • 5 Некоторые особенности личностного общения

Ребенок дошкольного возраста общается по-разному с такими же детьми, как он сам, и со взрослыми. Происходит это на интуитивном уровне и объясняется ожиданиями дошкольника, что он хочет получить от коммуникации. В психологии выделяют формы общения дошкольников, сложившиеся на основе потребностей, подталкивающих ребенка к взаимодействию. 

Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника

Прежде чем у ребенка сформируется потребность в том, чтобы общаться с окружающими, он тянется к другим ради комфортных ощущений, ради обретения безопасности, ради получения впечатлений. Эти потребности проявляются с первых дней жизни.

К 3-летнему возрасту на первый план выходит познавательная потребность. Где же ее и удовлетворять, как не в обращении к взрослому?

Малышам нужно сделать столько открытий и понять, как устроен этот мир, что они постоянно нуждаются в разъяснениях и помощи родителей, воспитателей, старших братьев и сестер.

Младшие дошкольники не только задают вопросы. Они стремятся проявить свое Я. Нужно же кому-то адресовать: «Я сам!». Или обратить внимание на себя таких же детей, заявив «Это мои игрушки», «Смотри, какую куклу мне подарили». Для подобного самоутверждения нужны зрители, слушатели, партнеры. Их обеспечивает общение.

К пяти годам формируется потребность в уважении. Дети демонстрируют то, чему они уже научились, и что знают или умеют делать. В общении со сверстниками часто звучат назидательные фразы: «Посмотри, как нужно делать», «Делай так, как я!». К тому же, в среднем дошкольном возрасте мальчики и девочки нуждаются в равных партнерах по игре. Детские игры – не что иное, как организованный вид общения.

У старших дошкольников актуализируется потребность в том, чтобы рассказать о своих впечатлениях, передать интересную информацию и утвердить свою авторитетность среди сверстников. Поэтому их коммуникации охватывают все больший круг сверстников. Дошкольники уже хорошо выделяют нравственные качества, поэтому они тянутся к тем сверстникам, которые им ближе.

Мы привели малый перечень потребностей, которые дошкольники удовлетворяют в общении с окружающими.

Коммуникации, возникающие на основе определенных потребностей, мотивов, а также используемых речевых и невербальных средств, образуют устойчивые формы общения.

У малышей практически все взаимодействия привязаны к конкретным ситуациям. С взрослением происходит развитие форм общения у дошкольников, и они приобретают внеситуативный характер.

Как выстраивается общение дошкольников с окружающими

Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М. И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:

  • ситуативно-личностная;
  • ситуативно-деловая;
  • внеситуативно-познавательная;
  • внеситуативно-личностная.

Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.

Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.

Формы общения дошкольников со сверстниками

В период от 3-х до 7-ми лет наблюдаются формы общения со сверстниками, которые последовательно актуализируются от младшего к старшему дошкольному возрасту:

  • эмоционально-практическая;
  • ситуативно-деловая;
  • внеситуативно-деловая.

Общение младших дошкольников побуждается эмоциями или практическим действием. Малыши могут просто подбежать друг к другу с радостной улыбкой, и это уже знак к тому, что им интересно общаться. Не так важно, как надолго увлечет их общение. Ценна эмоциональность контакта.

Совместные действия малышей еще кратковременны. Они могут слепить рядом куличики или покатать машинки. Могут продемонстрировать, как далеко они бросают мячик или съезжают с горки. Однако эмоционально-практическая форма общения являет собой почву для формирования инициативности в общении.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается деловое общение детей. Это связано с тем, что прогрессирует сюжетно ролевая игра. Дошкольники уже играют не просто рядом, а вместе, выбирая более сложные сюжеты, распределяя роли, договариваясь о правилах.

Проявляются некоторые деловые качества, но они привязаны к ситуациям. Например, ребенок может выступать строгим контролером в игре в соответствии с выбранной ролью, но несмело вести себя в обычных контактах.

Внеситуативные отношения позволяют сместить внимание с действий партнера по общению на саму личность. Неожиданно для себя дошкольник начинает видеть в партнере по игре собеседника, личность со своими интересами и предпочтениями. Другое дело, что открывшиеся качества личности могут как понравиться, так и оттолкнуть. Как мальчик, так и девочка, могут заявить о своем вчерашнем приятеле, что больше с ним не играют, потому что он берет без разрешения чужие игрушки, обижает других и пр.

Среди детей дошкольник усваивает поведенческие навыки, учится взаимопониманию, открывает для себя социальные ценности.

Поведение сверстников служит своеобразным зеркалом, позволяющим ребенку увидеть самого себя со стороны. А заметить нюансы мимики и высказываний, которые раньше ускользали от внимания, помогает дошкольнику развивающийся социальный интеллект.

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?. . Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

У дошкольника появляются вопросы к старшим, чтобы уяснить смысл взаимоотношений между людьми. В какой-то степени старший дошкольник сверяет свою точку зрения, совпадает ли она с позицией взрослого. Так присваиваются общепринятые социальные нормы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Некоторые особенности личностного общения

Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.

В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.

Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.

Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.

Общение детей 2-4 лет со сверстниками

Отличительными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются:

  • чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, смеются, бегают, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки;
  • еще одна важная особенность контактов детей заключается в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Естественно, взрослых подобные проявления часто раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие.

Что же дает детям такое странное общение?

Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. «Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на всю казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Третья отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить несколько форм общения дошкольников со сверстниками.
Форма общения детей 2-4 года жизни — эмоционально-практическая.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же будут драться из-за него.
Дети этого возраста, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

Совсем по другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
И взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Рекомендации для родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками

♦ Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

♦ Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

♦ Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

♦ Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

♦ Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

♦ Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста.

Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения

Дом | О | Контакты

Ресурсы по типу:

 • Сеансы чата

 • Принятие решений
    Рекомендации 

 • En Español


• Семейные инструменты  0031

• Синтезы исследований

• Практические стратегии

• Государственное планирование

. )

 • Видео

 • Что работает Брифы

Ресурсы по группам:

 • Для государств

 • Для тренеров/тренеров

 • Для семей

 • Для учителей/воспитателей

Материалы для заказа

Ссылки

Поиск

5

9 00031 9

Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения

Использование занятий и распорядка в классе как возможностей для поддержки взаимодействия со сверстниками
T.
Bovey • P. Strain

Краткая информация о том, что работает, является частью продолжающейся серии коротких программ поддержки социального и эмоционального развития детей младшего возраста. легко читаемые информационные пакеты с инструкциями по различным вопросам. Они включают примеры и виньетки, которые иллюстрируют, как основанные на фактических данных методы, стратегии и практические стратегии вмешательства могут использоваться в различных ранних процедурах. Сводки предназначены для помощи учителям в детских и домашних условиях.

Детям с инвалидностью и без нее часто не хватает ключевых социальных навыков, необходимых для успеха в дошкольном возрасте и в дальнейшей жизни. Фактически, исследования показали сильную связь между низким статусом сверстников в детстве и более поздними проблемами в подростковом и взрослом возрасте. Дети с социальным дефицитом часто демонстрируют схожие модели поведения; они могут быть замкнутыми и не решаться взаимодействовать со сверстниками, они могут быть социально отчужденными и «не знать» о своих сверстниках, или они могут хотеть взаимодействовать со своими сверстниками, но не иметь навыков, чтобы делать это успешно. Чтобы помочь предотвратить проблемы в более позднем возрасте, содействие социальному развитию детей является одной из основных целей дошкольного учреждения. Однако простое помещение ребенка с социальной задержкой (например, замкнутого ребенка, ребенка, которому трудно инициировать общение с друзьями, ребенка, который редко реагирует, когда сверстники подходят к нему или к ней) в среду раннего детства не приводит автоматически к повышение позитивного социального поведения или признания сверстников. Активное обучение социальным навыкам включает в себя тщательное планирование рутины и действий, организацию среды для поддержки взаимодействия со сверстниками и реализацию таких стратегий, как вмешательство с участием сверстников, подсказки и подсказки со стороны взрослых, а также использование подкрепления. Конкретные стратегии, такие как вмешательства с участием сверстников и подсказки, обсуждаются в других справочных материалах What Works Briefs. В этом кратком обзоре обсуждаются способы поддержки взаимодействия со сверстниками во время рутинных действий и действий, которые часто происходят в условиях раннего детства.

Почему важно создавать возможности для поддержки взаимодействия с коллегами?

Исследования показывают, что, предоставляя запланированные и систематические возможности (т. е. возможности, которые появляются постоянно) для взаимодействия со сверстниками, дети больше участвуют в социальных взаимодействиях в течение дня и имеют больше возможностей для практики возникающих социальных навыков. Благодаря взаимодействию во время рутинных действий, таких как перекус, время прибытия и время уборки, дети чаще практикуют целевые социальные навыки и быстрее осваивают эти навыки. Исследования также документируют улучшенное обобщение социальных навыков от целевых действий до другого времени дня. Например, очень застенчивый ребенок, который начинает разговаривать со сверстником, когда они вместе готовят перекус, может начать говорить с этим же сверстником в основное время. Поскольку социальные взаимодействия встроены в текущую деятельность, дети могут получить доступ к «естественным» подкреплениям (например, к друзьям), что поддерживает высокую мотивацию к участию в этих взаимодействиях.

В течение дня есть много возможностей ненавязчиво включить общение со сверстниками в текущую рутину в дошкольных учреждениях и учреждениях по уходу за детьми. Одна из стратегий состоит в том, чтобы проанализировать день и посмотреть, что взрослые делают с детьми или для них. Попросив вместо этого ребенка выполнять эти задачи, воспитатели могут создать гораздо больше возможностей для взаимодействия со сверстниками. Например, вместо того, чтобы взрослый готовил перекус, дети могут работать парами, раскладывая салфетки, чашки и тарелки, или дети могут работать вместе, чтобы сделать художественный коллаж, или они могут раздавать сумки с книгами в конце дня.

В дошкольном классе мисс Джуди время в кругу всегда начинается одинаково. Когда дети садятся за круг, мисс Джуди вытаскивает имя Томаса из ведра. Томас встает, берет корзину с изображениями солнца и передает каждому ребенку в классе по солнцу. После того, как Томас садится, класс поет «Oh Mr. Sun», используя картинки в качестве реквизита для двигательных движений и имитации. Когда песня заканчивается, мисс Джуди берет имя Хейли из банки и просит ее взять корзину и собрать все солнца. Однако у Хейли возникают проблемы с выполнением этой задачи самостоятельно, поэтому взрослый оказывает ей физическую помощь, чтобы подойти к каждому ребенку. Взрослый также устно предлагает Хейли сказать детям: «Включите солнце». Эту работу по раздаче и сбору солнышек раньше выполнял взрослый, но воспитатели решили, что это простая задача, с которой легко справится ребенок. Они поняли, что когда ребенок теряет сознание и собирает материалы, это приводит к двум социальным взаимодействиям со сверстниками для каждого ребенка, а для ребенка, который раздает или берет реквизит, это создает от 12 до 15 взаимодействий со сверстниками менее чем за одну минуту. Учителя также знают, что эти взаимодействия будут происходить каждый день.

Во время перекуса воспитатели создали аналогичную ситуацию, в которой дети раздают чашки, тарелки, перекус (при необходимости) и сок. Вместо того, чтобы взрослый сидел за столами с закусками вместе с детьми, взрослые назначают капитана закусок и капитана напитков для каждого стола. Моник была выбрана закусочной за ее столик. Как только все дети рассядутся и споют свою закусочную песенку, мисс Джуди дает Моник стопку салфеток. Затем взрослые подают детям сигнал попросить у Моник салфетку. Как только салфетки раздаются, Моник получает тарелку с закусками. Опять же, взрослые сигнализируют детям, если необходимо, чтобы они попросили Моник перекусить, и она передает тарелку каждому ребенку, чтобы он или она могли перекусить. Тем временем Маркусу, капитану выпивки, дают чашки и небольшой кувшин с соком. Пока одни дети просят у Моник перекусить, другие просят у Маркуса сок. Учителя помогают эти взаимодействия и убедитесь, что все просят перекусить и сока, будь то словесная просьба, жесты или использование изображений, знаков или других способов общения.

Как действия и рутины используются в качестве возможностей для поддержки взаимодействия со сверстниками?

Пытаясь создать возможности для общения со сверстниками, учителя и другие воспитатели должны задать себе несколько вопросов, таких как:

  • Какие социальные навыки у меня есть для отдельных детей в моем классе? Чего я жду от детей, находящихся под моей опекой?
  • Что я обычно делаю с детьми или для них?

    Сможет ли ребенок выполнить эту «работу»?

  • Это действие происходит часто? Этот вопрос важен, потому что мы хотим создавать возможности, которые появляются часто, тем самым предоставляя множество возможностей в течение дня, недели, месяца и учебного года.
  • Могу ли я обеспечить доступную поддержку, чтобы все дети могли успешно выполнить это задание?

Задавая эти вопросы и просматривая свой распорядок дня, лица, осуществляющие уход, могут определить возможности во время естественных действий и распорядка дня для поддержки или поощрения взаимодействия со сверстниками. Г-жа Джуди и ее классная команда успешно использовали эти стратегии во время прохождения солнц перед исполнением своей вступительной песни и во время рутины во время перекуса.

Важно, чтобы опекуны были доступны для облегчения взаимодействия со сверстниками и предоставления сигналов (например, общих или конкретных вербальных сигналов, жестов или визуальных сигналов) или помощи (например, помогая ребенку передать салфетки сверстникам или передать тарелку с закусками друг) при необходимости. Например, взрослый помогал Хейли собирать солнышки, устно подсказывая ей, чтобы она попросила у других детей их солнышки.

Кроме того, взрослый оказывал физическую помощь, когда Хейли ходила по группе, собирая реквизит.

Необходимо определить возможности для взаимодействия со сверстниками в рамках различных видов деятельности в течение дня, чтобы обеспечить практику и овладение социальными навыками, связанными со сверстниками. Глядя на некоторые виды деятельности, которые обычно происходят в дошкольных учреждениях или учреждениях по уходу за детьми, воспитатели могут увидеть, сколько возможностей для взаимодействия со сверстниками может быть создано в течение дня. Например:

  • Во время прибытия ребенок может быть назначен встречающим в классе, говоря «привет» одноклассникам, когда они входят, и задавая им простой вопрос, например: «С кем ты хочешь сегодня поиграть?» или «Какую книгу вы проголосовали за прочтение сегодня во время круга, Бурый медведь или Снежный день ?
  • Во время кружка или рассказа ребенок может потерять сознание и забрать реквизит у каждого ребенка.

  • После выполнения задания ребенок может пригласить сверстника занять его место вместо того, чтобы взрослый приглашал другого ребенка (например, Анджело может спросить Блэр, не хочет ли она использовать гарнитуру для прослушивания музыки после того, как он закончил) .

    Во время перекуса ребенок может раздать закуски каждому ребенку за столом.

  • Перед центральным временем один ребенок может быть «учителем» и спросить своих сверстников: «Где вы хотите играть?» как дети расходятся по центрам.
  • Дети могут попросить товарища по играм пойти с ними в центр (например, Кейт может пригласить Алиссу пойти с ней по хозяйству).

Одним из удобных аспектов создания возможностей для социального взаимодействия в рамках рутины является то, что помимо первоначального планирования времени для создания этих возможностей требуется совсем немного усилий. Они просто становятся частью повседневной жизни. Кроме того, как указано выше, эту «работу» обычно выполняют взрослые, поэтому взрослому довольно легко оказать помощь ребенку по мере необходимости. Кроме того, по мере того, как воспитатели повышают свои ожидания в отношении того, что дети будут взаимодействовать друг с другом, дети, как правило, не упускают возможности и начинают взаимодействовать и помогать друг другу, беря на себя больше ответственности во время занятий. Наконец, важно, чтобы взрослые давали обратную связь, чтобы дети понимали, какое поведение от них ожидается. Также важно, чтобы взрослые хвалили детей за их усилия по общению со сверстниками.

Кто эти дети, участвовавшие в этом вмешательстве?

Исследование использования занятий и распорядка в классе как возможностей для поддержки взаимодействия со сверстниками было проведено с широким кругом дошкольников. Эти стратегии были использованы для значительного увеличения количества положительных взаимодействий со сверстниками для типично развивающихся детей и детей с задержкой развития и социальных проблем. Поскольку учителя и другие лица, осуществляющие уход, присутствуют, чтобы предоставить подсказки (например, вербальные, жестовые или визуальные подсказки) и помощь по мере необходимости, эту стратегию можно успешно использовать с детьми с тяжелыми формами инвалидности и детьми, которые не говорят или у которых есть языковые задержки. Воспитатели могут вносить изменения для детей с особыми потребностями, адаптируя материалы, изменяя среду обучения или предоставляя объем и тип поддержки, необходимой на индивидуальной основе.

Оглядываясь назад в класс мисс Джуди позже в этом году, мы видим, что многочисленные возможности для взаимодействия со сверстниками все еще существуют и работают хорошо. Дети стали более независимыми во многих навыках (например, раздача и сбор реквизита во время кружка и во время рассказа, а также действия капитанов закусок и напитков). Взрослые также увеличили свои ожидания в отношении этих социальных взаимодействий. Ранее в этом году дети просто теряли сознание или собирали реквизит во время круга. Теперь учителя подсказывают детям, чтобы они использовали имена своих друзей и делали короткие заявления, например: «Тейлор, возьми одну». или «Джеймс, здесь». когда они теряют сознание и собирают материалы. Кроме того, г-жа Джуди и другие опекуны продолжали искать и определять новые возможности для поддержки взаимодействия. Их последнее занятие включает в себя то, что дверной держатель дает «дай пять» всем детям, когда они проходят мимо по пути на детскую площадку и обратно.

Где я могу найти информацию о реализации этой практики?

(дополнительные ресурсы см. на веб-сайте CSEFEL по адресу http://csefel.uiuc.edu). Однако информацию о включении целей и задач учебной программы (включая социальные цели) можно найти в таких журналах, как «Маленькие дети», «Обучение одаренных детей», и Особые дети младшего возраста, , а также общедоступные пособия и учебные программы. См. следующие ресурсы для примеров того, как внедрить взаимодействие со сверстниками в текущую повседневную деятельность в классе:

Aspen Systems Corporation (1997). Индивидуализация: план успеха . Учебные руководства для сообщества Head Start Learning. Head Start Bureau, Управление по делам детей и семьи, Министерство здравоохранения и социальных служб.

Брикер, Д., Претти-Фрончак, К., и МакКомас, Н. (2000). Активный подход к раннему вмешательству (2 nd ed.). Балтимор: Пол Брукс.

Браун, У. Х., Макэвой, Массачусетс, и Бишоп, Дж. Н. (1991). Случайное обучение социальному поведению: натуралистический подход к развитию взаимодействия маленьких детей со сверстниками. Обучение одаренных детей, 24 (1), 35–38.

Браун, У. Х., и Одом, С. Л. (1995). Естественные интервенции со сверстниками для поощрения социальных взаимодействий дошкольников. Prevent Неуспеваемость в школе, 39 (4), 38-43.

Информационно-пропагандистский проект LEAP, The (2001). Социальные навыки: набор для обучения в классе . Центр доказательной практики раннего обучения. Университет Колорадо в Денвере.

Сандалл С.Р. и Шварц И.С. (2002). Конструкторы для обучения дошкольников с особыми потребностями . Балтимор: Пол Брукс.

Какова научная основа этой практики?

Для тех, кто хочет глубже изучить тему, следующие исследователи задокументировали эффект поддержки взаимодействия со сверстниками во время занятий и занятий в классе.

Браун, У.Х., и Одом, С.Л. (1994). Стратегии и тактики поощрения генерализации и поддержания социального поведения детей раннего возраста. Исследование нарушений развития, 15 (2), 99-118.

Одом, С. Л., МакКоннелл, С. Р., и Чендлер, Л. (1994). Приемлемость и осуществимость мероприятий по социальному взаимодействию в классе для маленьких детей с ограниченными возможностями. Особые дети, 60 (3), 226-236.

Штамм, П.С., Данко, К.Д., и Колер, Ф. (1995). Участие в деятельности и развитие социального взаимодействия у маленьких детей с аутизмом: исследование эффектов «бесплатного» вмешательства. Журнал эмоциональных и поведенческих расстройств, 3 (2), 108-123.

Штамм, П.С. и Хойсон, М. (2000). Необходимость долговременного, интенсивного вмешательства в социальные навыки: результаты последующего наблюдения LEAP для детей с аутизмом. Темы специального образования для детей младшего возраста, 20 (2), 116-122.

Этот материал был разработан Центром социальных и эмоциональных основ раннего обучения на федеральные средства Министерства здравоохранения и социальных служб США, Управления по делам детей и семьи (Соглашение о сотрудничестве N. PHS 90YD0119). Содержание этой публикации не обязательно отражает взгляды или политику Министерства здравоохранения и социальных служб США, а упоминание торговых наименований, коммерческих проектов или организаций не означает их одобрения правительством США. Вы можете воспроизводить этот материал в учебных и информационных целях.

Ребенок не взаимодействует со сверстниками: причины и что делать

Что такое общение в детстве?

Взаимодействие в детстве — это способность делиться, чередоваться и общаться со сверстниками.

По мере взросления детей мы ожидаем, что они будут играть более активную роль в развитии отношений с другими людьми. Например, они учатся наблюдать за тем, что любят делать другие люди, и делиться с ними идеями.

Мы хотим, чтобы дошкольники взаимодействовали на игровой площадке, играя в погоню или по очереди катаясь на горке.

Мы хотим, чтобы дети в начальной школе начали болтать с друзьями об общих интересах и приглашать их на игровые встречи.

К концу начальной школы мы ожидаем, что дети начнут делиться откровениями, проявлять заботу о друзьях, попавших в беду, и поддерживать прочные дружеские отношения.

Хотите узнать больше? Пройдите курс Кейди.

Симптомы ограниченного социального взаимодействия в детстве

  • Нехороший вид спорта: вашему ребенку трудно проиграть, сохранить счет, играть по правилам или пропустить кого-то другого
  • Занимает позицию «по-моему или по шоссе»: ваш ребенок скорее будет играть сам, чем играть в игру, которую кто-то предложит, или играть в нее по-другому. Они очень расстраиваются, если изменить игру или изменить правила
  • Отказывается помогать другим: ваш ребенок изо всех сил пытается позволить другим людям играть с его игрушкой, быть персонажем в игре или делиться чем-то ценным для него
  • Милый и наивный: ваш ребенок не знает о мотивах и намерениях людей, и другим детям легко ими воспользоваться
  • Не взаимно: ваш ребенок изо всех сил пытается понять социальные правила, необходимые для эффективного взаимодействия взад-вперед, туда-сюда
  • Играет роль «последователя»: ваш ребенок склонен почти всегда соглашаться с тем, что хочет делать другой ребенок, независимо от его собственных предпочтений или интересов
  • В своем собственном мире: ваш ребенок сосредоточен только на своих интересах и игнорирует мысли, идеи и точку зрения других

Причины ограниченного социального взаимодействия в детстве 

  • Дефицит или задержка социальных навыков: когда у детей наблюдается задержка социальных навыков, им может быть трудно ладить с другими детьми или проявлять интерес к игре с ними
  • Проблемы с концентрацией внимания: когда детям трудно уделять внимание в целом, им может быть трудно сосредоточиться на интересах других или взаимодействовать с ними в обществе
  • Задержки развития: когда дети имеют задержки развития, они могут не достигать социальных вех в том же темпе, что и другие дети. Хотя мы хотим видеть определенный уровень взаимодействия в дошкольном возрасте, некоторые дети не начинают играть с другими детьми до детского сада или позже
  • .
  • Неврологические различия: у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются различия в связях белого вещества головного мозга. Проблемы с общением могут быть ранним признаком аутизма. В этом случае дети могут избегать общения со сверстниками или бороться за установление социальных связей со сверстниками. Другие неврологические различия, такие как СДВГ, также могут лежать в основе проблем с некоторыми типами социального взаимодействия. В этом случае ребенок может быть чрезмерно шумным, напористым или навязчивым в своем стиле общения. Хотите знать, являются ли проблемы вашего ребенка признаком расстройства аутистического спектра? Курсы Cadey проводятся лицензированными психологами и знакомят вас с симптомами аутизма и с тем, как они могут проявляться у вашего ребенка. Зарегистрироваться Сегодня.
  • Когнитивное развитие: когда у детей наблюдаются задержки или дефицит когнитивных способностей, они могут медленнее развивать социальные навыки. Таким образом, вы можете заметить, что такие навыки, как социальное взаимодействие, развиваются медленнее 90 156

Что делать при ограниченном социальном взаимодействии в детстве

  • Научите ребенка следующим навыкам: вместе с ребенком рисуйте картинки, разыгрывайте сценарии и демонстрируйте, как выглядит здоровое взаимное социальное взаимодействие
  • Планируйте социальные взаимодействия в соответствии с интересами вашего ребенка: предложите вашему ребенку записаться в кружок по лего или робототехнике, заняться плаванием или записаться на занятия по верховой езде. Найдите способы для вашего ребенка участвовать в общественной жизни, которые могут быть успешными
  • Пусть ваш ребенок присоединится к группе социальных навыков: для вашего ребенка найдите и найдите качественную группу социальных навыков, где вашему ребенку будет предоставлена ​​возможность изучать и практиковать социальные навыки
  • Избегайте больших групп: для вашего ребенка ищите занятия в небольших группах с индивидуальным компонентом. Когда занятия структурированы и чередуются, можно моделировать взаимное взаимодействие, и ваш ребенок может улучшить свои социальные навыки. Например, вы можете избегать футбольных или бейсбольных команд, которые требуют большого сотрудничества. Вместо этого вы можете посетить уроки кулинарии, книжный клуб или клуб лего, в котором меньше людей и где можно побыть в одиночестве
  • .
  • Поддержите зарождающуюся дружбу: Если ваш ребенок любит Minecraft и нашел еще одного страстного поклонника, постарайтесь чаще собирать детей вместе и научите их поддерживать дружбу, а не только болтать в школе.

Когда обращаться за помощью при ограниченном социальном взаимодействии в детстве 

При рассмотрении вопроса о том, как обратиться за помощью в отношении социальных навыков вашего ребенка, вы должны подумать о нормальном прогрессе и сравнить, где находится ваш ребенок в настоящее время. Если ваш ребенок немного отстает, но чувствует себя хорошо с точки зрения счастья и благополучия, повода для беспокойства может не быть. Если ваш ребенок просто немного борется, вы можете попытаться поддержать его с помощью некоторых мягких вмешательств. В случае, когда вашему ребенку действительно трудно общаться, вы можете обратиться за помощью к профессионалу, например к психологу, школьному психологу или социальному работнику, который является экспертом в области социального развития ребенка.

Типичное трехэтапное развитие социальных взаимодействий

Типичное развитие социальных взаимодействий проходит через три этапа. Если ваш ребенок начинает действительно бороться с прогрессированием, упомянутым здесь, возможно, пришло время проконсультироваться со специалистом в области психического здоровья. В большинстве школ есть консультант или школьный психолог, которые могут помочь вам определить, какая поддержка может понадобиться вашему ребенку для развития более здоровых социальных взаимодействий.

Во-первых, физические взаимодействия

Мы ожидаем, что в раннем возрасте от малыша до дошкольника дети будут больше взаимодействовать физически и меньше словесно. Дети в дошкольном возрасте могут даже участвовать в «параллельной игре», что вполне нормально в этом возрасте. Параллельная игра означает, что ваш ребенок играет рядом с ровесником, но не с ровесником.

Благодаря физическому взаимодействию ваш ребенок может делиться, чередоваться и взаимодействовать взад и вперед. Это требует определенной когнитивной гибкости. Например, они должны были бы понять, что их друг не хочет играть в головоломки, а вместо этого любит грузовики. Ваш ребенок находит время, чтобы поиграть с грузовиками со своим другом, потому что это важно для него.

Типы физического взаимодействия включают игру в пятнашки, совместное использование игрового оборудования, строительство из кубиков и совместное перекусывание.

Во-вторых, разговорное взаимодействие

По мере того, как ваш ребенок приближается к начальной школе, мы ожидаем, что в социальном общении будет использоваться больше языка. Например, ваш ребенок и его сверстник могут выбрать персонажей для игры. Взаимодействие на основе языка включает вежливые приветствия, например: «Привет. Ты хочешь поиграть?» Эти взаимодействия также включают общие интересы. Ваш ребенок может сказать: «Я люблю пиццу. Что вам нравится?»

Разговоры в детском саду и первом классе обычно довольно простые и короткие. По мере того, как ребенок переходит в среднюю школу или в старшие классы начальной школы, мы ожидаем, что разговоры выйдут за рамки нескольких обменов мнениями и будут естественным образом течь туда-сюда. К концу начальной школы и в средней школе разговоры могут продолжаться более часа и более и могут быть глубокими и сложными.

Типы разговорного взаимодействия включают вежливые приветствия, такие как представление себя, сотрудничество в школьном проекте, разговор с другом об общих интересах и рассказ о том, что произошло на выходных.

В-третьих, эмоциональные взаимодействия

По мере взросления вашего ребенка вы замечаете, что у него улучшаются навыки восприятия социальной перспективы. Социальная активность продолжает становиться все более изощренной по мере того, как ваш ребенок становится старше. Ваш ребенок может читать невербальные сигналы других детей и осознавать, что может задеть чьи-то чувства.

У вашего ребенка есть близкие друзья, с которыми они играют и имеют общие интересы. Однако ваш ребенок может отличить близких друзей от одноклассников. В этих эмоциональных взаимодействиях ваш ребенок должен быть в состоянии идентифицировать свои собственные чувства и чувства других. Ребенок должен не только знать, что чувствует другой ребенок, но и как правильно на него реагировать.

Например, у ребенка младшего возраста, если сверстник опечален плохой оценкой, ваш ребенок может сказать: «О, какой облом»  и обнять. У ребенка старшего возраста, если другой ребенок плачет из-за смерти его бабушки, ваш ребенок может сказать: «О, мне так жаль это слышать. Я здесь для тебя.»

Типы эмоционального взаимодействия включают  внимательно выслушивание друга, попавшего в беду, рассказ о собственных расстройствах и разочарованиях, проявление сочувствия и заботы о друге, смех над внутренней шуткой и заслуживающий доверия с точки зрения сохранения конфиденциальности и явки запланированные мероприятия с друзьями.

Профессиональные ресурсы по проблемам отсутствия взаимодействия в детстве 

Если ваш ребенок борется с этим симптомом до такой степени, что он мешает его обучению, отношениям или счастью, вам могут помочь следующие специалисты; они могут предложить диагностику, лечение или и то, и другое.

  • Психолог или нейропсихолог: для рассмотрения вопроса о проведении обследования для уточнения диагноза.
  • Психотерапевт: для лечения социальных навыков и эмоциональной регуляции. Было показано, что вмешательства КПТ эффективны, помогая детям с РАС добиться успехов в распознавании и понимании эмоций, улучшении восприятия перспективы и социальных навыков, а также в управлении сопутствующими депрессией и тревогой.
  • АВА-терапевт: для обучения функциональному поведению. Прикладной анализ поведения использует принципы подкрепления, чтобы повысить желаемое поведение, такое как общение и язык, и уменьшить нежелательное поведение, такое как удары или истерики. Для детей старшего возраста ABA может быть хорошим способом развить социальные навыки, очередность и восприятие социальной перспективы.
  • Логопед: для обучения языковым навыкам, необходимым для эффективного общения в социальной среде. SLP является важным членом вашей лечебной бригады, если у вашего ребенка задержка речи. Лечение работает лучше всего, если все члены команды могут общаться друг с другом, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает комплексные услуги.

Состояния, сходные с проблемами взаимодействия в детстве

Если ваш ребенок борется с похожей проблемой, не рассматриваемой напрямую в этом разделе, см. список ниже для получения информации о других связанных симптомах с .

  • Прагматичный язык : дети, у которых есть проблемы с социальным взаимодействием, также могут иметь плохую социальную коммуникацию
  • Внимание : дети, которые борются с социальными проблемами, могут иметь проблемы со вниманием
  • Ограниченные модели поведения или интересы : Дети, которым трудно взаимодействовать, также могут иметь жесткие модели поведения или интересы. Эта комбинация часто наблюдается при аутизме
  • Восприимчивая речь : дети, которым трудно общаться со сверстниками, могут испытывать трудности с пониманием разговорной речи

Ресурсы для ограниченного социального взаимодействия в детстве

Kroncke, Willard, & Huckabee (2016). Оценка расстройства аутистического спектра: критические вопросы в условиях клинической судебной экспертизы и школы. Спрингер, Сан-Франциско.

Бейкер, Джед. (Проверено 2017 г.). Книги и ресурсы по социальным навыкам для детей с РАС.

Озонофф, Салли и Доусон, Джеральдин и Макпартланд, Джеймс С. (2014). Руководство для родителей по высокофункциональному расстройству аутистического спектра: как справиться с трудностями и помочь вашему ребенку развиваться.

Бернс, Роберта М. (2010). Ребенок, семья, школа, сообщество: Социализация и поддержка.

Травик-Смит, Джеффри (2013). Раннее развитие детей: поликультурная перспектива.

Мадригал, С., и Виннер, М.Г. (2008). Суперфлекс. Учебная программа по социальному мышлению супергероев.

Клиника UCLA PEERS https://www.semel.ucla.edu/peers

Бартон, Эрин. Обучение детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра.

Гилер, Джанет З. (2000). Socially ADDept: руководство для родителей детей с СДВГ и/или нарушениями обучаемости.

Гилер, Джанет З. (2011). Socially ADDept: Обучение социальным навыкам детей с СДВГ, LD и синдромом Аспергера.

Книги для детей

Eastman, P.D. (2003) Большая собака… Маленькая собака.

Браун, Лори Красны и Браун, Марк (2001). Как быть другом: руководство, как заводить друзей и сохранять их (путеводители по жизни динозавров для семей).

Купер, Скотт (2005). Говори и лади !: изучите могучую мощь, отбивную мысль и другие инструменты, чтобы подружиться, перестать дразнить и чувствовать себя хорошо.

Кук, Юлия (2012). Заводить друзей — это искусство!: Детская книга о том, как заводить друзей (Счастливы быть, ты и я).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts