Дистанция в общении | Онлайн-школа ЖКХ
Какую роль играет дистанция в общении, какие факторы её определяют, как правильно выбрать и поддерживать дистанцию, удобную для всех собеседников.
Пространство и время в общении выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.
Проксемика – область психологии, занимающаяся изучением пространственной системы общения.
Психологическое пространство общения представлено следующими компонентами:
- проксемическая дистанция между общающимися,
- ориентация и угол общения,
- персональное психологическое пространство,
- психологическое пространство группы.
Проксемическая дистанция между общающимися – это динамические параметры пространства общения, т.е. нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия.
Эти нормы определены 4 пространственными зонами с субъектом общения в центре:
- Интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей.
- Персональное расстояние ( от 45 до 120 см) используется при бытовом общении со знакомыми людьми.
- Социальное расстояние (от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми
и при официальном общении. - Публичное (от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.
- Личностные характеристики: пол, возраст, характер взаимоотношений, уровень тревожности. Например, дистанция общения с лицами, старшими по возрасту, увеличивается. С родственниками дистанция короче, чем с незнакомыми.
- Эмоциональные особенности и состояние общающихся. Например, высокий уровень тревожности вызывает реакцию избегания, что увеличивает дистанцию общения.
- Национально-этнические характеристики и социальный престиж общающихся. Например, дистанция общения увеличивается между людьми не только с различными национально-этническими характеристиками, но и имеющими различный социальный статус.
Ориентация – это расположение партнёров по отношению друг к другу. Оно может варьировать от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу.
Например, место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения:
- Если оно соперничающее, то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола.
- Обычная беседа, а особенно случайная, даёт позицию «наискосок» — через угол стола.
- Для беседы, связанной с действием, возможно положение на противоположных сторонах стола,
но не напротив, а слегка по диагонали.
Общий принцип: друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.
Персональное психологическое пространство – это пространственная сфера вокруг человека как личности, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить.
Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой. Персональное пространство не является кругообразным, оно больше напоминает овальную форму.
Социально-психологическая дистанция – это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости или отдалённости, регулирующаяся внешними факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.
Изменение дистанции выступает показателем удовлетворённости – неудовлетворённости, гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений. Социальная дистанция является первичной при формировании у индивида отношения даже к незнакомым ему людям.
Ощущение социальной дистанции используется для сравнительного описания психологической близости между людьми и механизмов симпатии-антипатии.
Когнитивная составляющая – это степень взаимопонимания между людьми.
Эмотивная составляющая – это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств и эмоций в отношениях.
Коммуникативная составляющая – это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.
Поведенческая составляющая – готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.
Деятельностная составляющая проявляется в готовности совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче дистанция.
Первая позиция – наиболее эффективная: человек относится к себе как к ценности и к другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной.
Вторая позиция – каждый из взаимодействующих партнёров доверяет себе больше, чем своему партнеру. Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надежность партнера. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.
Третья позиция — оба партнёра полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае возможно перекладывание ответственности на других людей, потеря аутентичности.
Четвёртая позиция предполагает, что один партнёр относится к себе и другому как к ценности, а второй – как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение.
Пятая позиция — один партнёр по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для второго первый — ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация, когда второй партнёр доверяет первому больше, чем себе. Результат – влияние.
Шестая позиция — это сочетание, когда у одного партнёра доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого доверия к партнёру больше, чем к себе. Результат – опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, тому, кто позволяет использовать себя в качестве средства.
«Совместимость» выражается во взаимном принятии, согласии на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворённости и отсутствии напряжённости, конфликтов, неприязни в любых контактах. Наличие совместимости способствует установлению приемлемой, благоприятной межличностной дистанции и достижению гармонии в отношениях.
Дистанция и отношения регулируются совместимостью субъектов отношений друг с другом. Чем совместимее взаимодействующие люди, тем больше возможностей установить благоприятную, приемлемую межличностную дистанцию.
Психологическая совместимость – это способность партнёров к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности так, что данная группа представляет собой определённую целостность.
Психофизиологическая совместимость – это сходство психологических и физиологических характеристик людей и на этой основе – согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, общность социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций, психологических качеств личности.
6. Дистанция. Основы делового общения
6. Дистанция
Касаясь вопросов соблюдения этикета во время делового общения, нельзя не упомянуть о дистанциях. Использование пространства человеком влияет на его способность соотносить себя с другими людьми, чувствовать их близкими себе или держать на расстоянии.
Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуются большинство людей во время общения, это: интимная, личная, социальная и публичная.
Интимная дистанция может быть ближней, выражаясь прикосновением, и дальней – на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни предполагается во время рукопожатий, приветствий и прощаний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция – 50 см.
Личная дистанция – это деловое общение на расстоянии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Такое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контракта.
Социальная дистанция – от 1,2 до 2,5 м – устанавливается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает секретаря и других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это не будет означать прекращение разговора.
Публичная дистанция предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на совещаниях, семинарах. Публичная дистанция – это расстояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.
При общении с иностранными деловыми партнерами необходимо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции.
Англичане, американцы, скандинавы не терпят близких дистанций, рассматривая их как покушение на свое личное пространство. Японцы воспринимают прикосновение к себе как потерю самоконтроля со стороны собеседника или агрессивность, к ним не следует приближаться менее чем на 1 м.
А французы легко переходят на близкую дистанцию, если вы их заинтересуете. Арабы, латиноамериканцы, греки, итальянцы, испанцы считают, что не прикасаться к собеседнику в разговоре – значит, холодно и недружелюбно вести себя по отношению к нему. Для них активная жестикуляция – норма.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. Дистанция
3. Дистанция Отдельно стоит сказать о психологической дистанции. Тема важная и болезненная. Почему такая? Потому что, обеспечив необходимую дистанцию, вы создаете ауру комфорта для клиента, что неплохо само по себе. В такой ауре вы уже можете более свободно проталкивать
Глава 6 Управление по-русски: дистанция власти
Глава 6 Управление по-русски: дистанция власти Как хорошо: ВЛАСТЬ ОТ НАС ДАЛЕКО! Мы поближе к кухне и подальше от власти. Как здорово!Мы не ходим во власть и не принимаем участия в своей судьбе. Издавна так повелось. Сначала нами правили «русы» — то есть викинги. Потом
Глава 2 Еще один «русский путь». Дистанция власти как основа для нашего развития
Глава 2 Еще один «русский путь». Дистанция власти как основа для нашего развития Чак, Йохо, Стив, Зет и Русский сидят и разговаривают.Стив:— Кстати, Русский, что это за «совершенно особый путь развития русских»?Зет:— Это, Стив, когда по их дорогам не проехать! Вот и
Дистанция
Дистанция Дистанция (или разница) – противоположность общим ценностям и надежности. Чем больше дистанция между двумя людьми, тем меньше они доверяют друг другу. Основные типы дистанции:• разница между нашими словами и мыслями;• разница между нашими словами и
Определение расстояния связи | Law Insider
относится к любым средствам, которые без одновременного физического присутствия поставщика платежных услуг и пользователя платежных услуг могут быть использованы для заключения договора на оказание платежных услуг;
‘означает устное или письменное сообщение, не являющееся общедоступным, в отношении которого не было направлено разумное предварительное уведомление всем сторонам, но оно не должно включать запросы отчетов о статусе по любому вопросу или процессуальному действию, охватываемому настоящим подпунктом. — глава.
означает заявление, устное или записанное, устное или невербальное, которое делается во время посредничества или делается с целью рассмотрения, проведения, участия, инициирования, продолжения или повторного созыва посредничества или найма посредника.
означает телекоммуникационную услугу, которая дает покупателю право на исключительное или приоритетное использование канала связи или группы каналов между или между оконечными точками, независимо от способа, которым такой канал или каналы соединены, и включает коммутационную способность, расширение линии, станции и любые другие сопутствующие услуги, предоставляемые в связи с использованием такого канала или каналов.
означает сообщение, которое:
означает сеть электронной связи, используемую полностью или в основном для предоставления общедоступных услуг электронной связи, которые поддерживают передачу информации между точками завершения сети;
означает «письменное или устное сообщение, относящееся к кампании по выдвижению или избранию на государственную должность или должность политической партии или кампании по какому-либо меру».
означает любую звуковую передачу, осуществляемую полностью или частично с использованием средств передачи сообщений с помощью проводов, кабелей или других подобных соединений между пунктом происхождения и пунктом приема (включая использование такого соединения в коммутационной станции), предоставленной или эксплуатируемой любым лицом, занимающимся предоставлением или эксплуатацией таких средств для передачи межгосударственных или иностранных сообщений или сообщений, затрагивающих межгосударственную или иностранную торговлю;
означает услугу, позволяющую получить доступ, соединиться или взаимодействовать с системой 9-1-1 исключительно через цифры 9-1-1, путем набора номера, инициализации или иной активации системы 9-1-1. через цифры 9-1-1 с помощью местного телефонного устройства, сотового телефонного устройства, устройства беспроводной связи, подключенного голосового устройства через Интернет или любых других средств.
означает телекоммуникационную услугу, которая дает покупателю право на исключительное или приоритетное использование канала связи или группы каналов между или между точками завершения, независимо от способа соединения этого канала или группы каналов, и включает коммутационную способность , добавочные линии, станции и любые другие сопутствующие услуги, предоставляемые в связи с использованием этого канала или группы каналов.
означает общедоступную телекоммуникационную инфраструктуру, которая позволяет передавать сигналы между определенными точками окончания сети по проводам, с помощью микроволн, с помощью оптических средств или других электромагнитных средств;
означает излучение или прием по путям, которые не обеспечены какой-либо материальной субстанцией, сконструированной или предназначенной для этой цели, электромагнитной энергии с частотой, не превышающей трех миллионов мегагерц, являющейся энергией, которая либо—
означает системы передачи и, где применимо, коммутационное или маршрутизирующее оборудование и другие ресурсы, включая неактивные сетевые элементы, которые позволяют передавать и принимать сигналы по проводам, радио, оптическим или другим электромагнитным средствам;
означает общение посредством электронной связи, конференц-телефона, видеоконференции, Интернета или других средств, с помощью которых лица, физически не находящиеся в одном и том же месте, могут общаться друг с другом практически одновременно.
означает авиационные фиксированные и подвижные службы, обеспечивающие связь «земля-земля», «воздух-земля» и «воздух-воздух» для целей УВД;
означает любое устное или письменное общение с потенциальными инвесторами, осуществляемое в соответствии с Разделом 5(d) Закона о ценных бумагах.
означает любой способ связи, кроме письменного электронного письма контактному лицу, указанному для данного RFP.
означает систему для передачи визуальных изображений, звуков или другой информации с помощью электронных средств;
означает любое сообщение «Проверка воды», которое является письменным сообщением по смыслу Правила 405 Закона о ценных бумагах.
означает передачу с помощью электромагнитных или других средств, кроме телефонной компании, как определено в разделе 4927.01 Пересмотренного Кодекса, знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков, сообщений или данных, происходящих в этом состоянии, независимо от реальная маршрутизация звонков. «Общественная телекоммуникационная служба» исключает систему, включая ее строительство, техническое обслуживание или эксплуатацию, для предоставления телекоммуникационных услуг или любой части таких услуг любой организацией для единственного и исключительного использования этой организацией, ее материнской компанией, дочерней компанией. , или аффилированное лицо, а не для перепродажи, прямо или косвенно; предоставление терминального оборудования, используемого для оказания телекоммуникационных услуг; широковещательная передача по радио, телевидению или станциям спутникового вещания, регулируемая федеральным правительством; или услуги кабельного телевидения.
означает услугу, позволяющую получить доступ, подключиться или взаимодействовать с системой 911 путем набора номера, инициализации или иной активации системы исключительно с помощью цифр 911 с помощью местного телефонного устройства или устройства беспроводной связи.
означает любую услугу, предоставляемую с целью передачи информации, включая, помимо прочего, голос, видео или данные, независимо от используемого протокола передачи, независимо от того, принадлежит ли среда передачи самому провайдеру и независимо от того, является ли среда передачи проводной. Услуги связи включают все виды телефонных услуг и передачу голоса, видео, данных или информации, но не включают: (1) кабельную связь; (2) услуга открытой видеосистемы, как определено в 47 C.F.R. 76; (3) услуги частной системы связи, предоставляемые без использования публичных прав проезда, или услуги частных систем связи, которые используют публичные права проезда, не налагая дополнительного бремени на публичные права проезда; (4) эфирное радио- или телевизионное вещание для широкой публики с объектов, лицензированных Федеральной комиссией по связи или любым ее правопреемником; и (5) прямую спутниковую связь в значении Раздела 602 Закона о телекоммуникациях.
означает услугу любого описания (включая электронную почту, голосовую почту, услуги передачи данных, услуги аудиотекста, услуги видеотекста, радиопейджинг и услуги сотовой мобильной связи), которая предоставляется пользователям посредством любой передачи или приема знаки, сигналы, письменность, изображения и звуки или информация любого характера по проводам, радио, визуальными или другими электромагнитными средствами;
означает сообщение, не предназначенное для раскрытия третьим лицам, за исключением тех, кому раскрытие информации необходимо для оказания профессиональных юридических услуг клиенту или тех, кто разумно необходим для передачи сообщения.
означает только для целей настоящего Раздела 6(i) любое сообщение, устное или письменное, которое не обязательно должно быть в какой-либо конкретной форме.
означает голосовую связь, запись и передачу данных, включая информационные системы управления и локальные сети передачи данных, которые подключаются к внешним средствам передачи, при использовании государственными учреждениями, подрядчиками и субподрядчиками для передачи—
Расстояние | Обзор расстояния в Proxemics
По крайней мере теоретически пространствоОткрывается в новом окне не имеет конечных барьеров и становится осязаемой концепцией только тогда, когда люди или объекты занимают пространство и когда люди пытаются определить его границы. В отличие от этого, расстояние является относительной концепцией и обычно измеряется с точки зрения того, насколько далеко один человек находится от другого.
Hall (1968) провел новаторскую работу, пытаясь определить и классифицировать расстояния, которые люди используют, чтобы отделить себя от других, чтобы удовлетворить свои различные потребности.
1. Интимная дистанция
Интимное расстояние (0–18 дюймов) легко различимо из-за количества и интенсивности сенсорных входов. На близком расстоянии активизируются все чувства, и присутствие другого человека или людей становится безошибочным. Интимная дистанция состоит из двух фаз: близкая фаза и дальняя фаза .
Близкая фаза (от 0 до 6 дюймов) — это эмоционально заряженная зона, предназначенная для занятий любовью, утешения и защиты.
Дальняя фаза (от 6 до 18 дюймов) — это расстояние, на котором общаются члены семьи и близкие друзья. Прикосновения часты на обеих фазах интимной дистанции.
2. Личная дистанция
Личное расстояние (1,5–4 фута) — это расстояние, которое люди обычно устанавливают между собой и другими. ОбщениеОткрывается в новом окне используется в близких межличностных отношениях, обычно происходит на этом расстоянии. Личное расстояние важно по нескольким причинам.Личная дистанция, которую мы обычно предполагаем, может быть надежным ключом к нашей уверенности в себе, а также к нашим ощущаемым потребностям в уединении. Успешные коммуникаторы будут чувствительны к личной дистанции, которую другие поддерживают при взаимодействии с ними.
Личное расстояние — это минимальное комфортное расстояние между несоприкасающимися людьми. В фазе закрытия (1,5–2,5 фута) один может схватить другого, вытянув руки. дальняя фаза (2,5–4 фута) определяется как любое расстояние от длины одной руки до расстояния, необходимого для того, чтобы оба человека могли коснуться рук. За пределами этого расстояния двое должны двигаться, чтобы вступить в контакт (например, чтобы пожать друг другу руки). По сути, эта зона представляет собой небольшое защитное пространство.
3. Социальная дистанция
Социальная дистанция (4–12 футов) — это расстояние, которое обычно разделяет людей, участвующих в деловых операциях или консультациях, а также подходит для ряда общественных собраний, которые носят неформальный характер. Фактическое разделение для социальной дистанции, очевидно, будет зависеть от таких важных факторов, как то, стоите ли вы или сидите, и общаетесь ли вы с одним человеком или с группой людей.
Большинство людей считают социальную дистанцию невовлекающей и не угрожающей. Закрытая фаза (4-7 футов) типична для безличных транзакций и случайных общественных встреч. Формальный социальный дискурс и сделки характерны для дальней фазы (7 футов — 12 футов) — минимального расстояния, на котором можно заниматься своими делами, не показываясь другим грубым.
4. Публичное расстояние
Переход от социальной дистанции к публичной (12 футов и более) имеет ощутимые и важные последствия для межличностного общения. В близкая фаза публичного расстояния (12–25 футов) типы невербальных значений, которые могут быть восприняты, различаются довольно сильно. Предупредительные коммуникаторы могут сделать вид, что они не получили сообщения, или они могут физически удалиться из ситуации. Если люди общаются на расстоянии, они обнаружат, что взаимодействие носит очень формальный характер.
Дальняя фаза публичного расстояния (25 футов или более) может оказать особенно разрушительное влияние на межличностное общение. За пределами 25 футов голос теряет большую часть своего потенциала для точной передачи значений, а выражения лица и движения должны быть довольно широкими, чтобы их можно было распознать. Как Холл (1969), «большая часть невербальной части общения смещается в сторону жестов и положения тела» (стр. 125).
Дистанционные зоны Холла часто упоминаются как рекомендации, которые мы должны использовать, чтобы принять правильную пространственную ориентацию по отношению к другим людям, но исследование Бургуна предполагает, что эти дистанционные зоны следует подвергнуть более тщательному изучению. На самом деле, Бургун и Джонс (1976) убедительно доказывали, что зон дистанции или «ожидаемое дистанцирование» определяются не только нормативными ожиданиями нашей культуры, но и идиосинкразическими предпочтениями отдельных коммуникаторов. Они утверждают, что «ожидаемое дистанцирование в данном контексте является функцией (1) социальной нормы и (2) известных идиосинкразических паттернов дистанцирования инициатора» (стр. 132).
В ходе исследования, проведенного в Университете Джорджии, Ивз (1988) обнаружил, что учащиеся сильно различаются по величине пространственной дистанции, которую они ожидают сохранить во время доставки сообщения. Далее исследование выявило, что в тех случаях, когда имело место вторжение, испытуемые сообщали, что их «новая» дистанция была неудобной во время взаимодействия.
Как правило, по мере взросления люди сохраняют большую дистанцию от других людей. Это верно от дошкольного до среднего возраста, хотя более тесный контакт характерен для очень старых и молодых. Отчасти это связано с тем фактом, что очень маленькие дети еще не полностью усвоили нормы, связанные с ожиданием расстояния, и что очень старые во многих случаях имеют проблемы со слухом.
В самом деле, одно исследование показало, что дети, которые росли неуверенными в себе и с одним родителем, имели меньшие личные пузыри и приветствовали больше вторжений в свое личное пространство, чем дети, которые в младенчестве чувствовали себя в безопасности с обоими родителями (Bar-Haim, Aviezer, Berson, & Sagi).