Самосознание и самооценка
Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.
Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:
· своих сильных и слабых сторон;
· взаимоотношений с окружающими его людьми;
· своих моральных и физических качеств;
· практических умений и навыков.
Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».
Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.
Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.
Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?
Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.
Но что же нужно знать для правильной самооценки?
Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.
«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?
Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.
На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.
Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.
…….. и от тебя, Лиса, уйду!
Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.
Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей».
Как правило, человек с завышенной самооценкой:
· всегда уверен в собственной правоте;
· пытается оставить в споре последнее слово за собой;
· не признаёт чужого мнения;
· в случае неудачи винит не себя, а окружающих;
· никогда не просит прощения и не извиняется;
· постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;
· в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;
· враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;
· эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;
· любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.
Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?
Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.
Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.
Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».
При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.
Человеку с заниженной самооценкой свойственны:
· чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;
· обида на критику в свой адрес;
· нерешительность и боязнь допустить ошибку;
· желание угодить, чтобы не обидеть человека;
· идеализм;
· постоянное чувство вины;
· пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;
· зависть;
· отношение к временным неудачам, как к постоянным.
Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:
· верить в себя и не думать о неудачах;
· забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;
· правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;
· анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;
· признавать свои неудачи и промахи;
· избегать излишней неуверенности в себе.
По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.
Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.
Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее.
Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.
В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.
Самосознание и самооценка
Тема: «Самосознание и самооценка»
Класс: 6 27 . 09 . 2021
Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний.
1. С помощью, каких действий человек познаёт мир?
2. С помощью чего могут складываться у человек взаимоотношения с окружающим миром?
3.Перечислите какие могут быть самооценки у человека?
3. Изучение нового материала.
Обсуждение высказывание Л.Н. Толстого
«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». ( Л.Н.Толстой)
1 . Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого?
2. Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?
3. Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?
4. Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
5. Можно ли считать эпиграфом урока?
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)
Крылатое выражение «Познай самого себя» имеет древнее происхождение. Мысль о познании самого себя разъяснял и распространял древнегреческий философ Сократ (в 5 в. до н.э.). По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, начертали это изречение над входом в храм. Таким образом, этот мудрый завет сохранился для потомков.
А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя, —
писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.
— А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?
Познать себя – значит ответить на вопросы: Какой я? Почему я такой? Каким хочу стать?
«Тот, кто познал других, учён.
Тот, кто познал себя, мудр»
(ЛаоЦзы)
— Что можно узнать о себе? (физические возможности, состояние здоровья, таланты, способности, характер, волю, темперамент, вкусы, привычки, сильные и слабые стороны.)
— Как узнает человек о себе?
Познание самого себя – это исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Каждый должен ПОЗНАТЬ СЕБЯ, свои сильные и слабые стороны, и научиться преодолевать последние. «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или претворяются что они — это не они». (Л. Хелман, драматург).
Выписать слева свои достоинства (со знаком «+»), а справа – недостатки (со знаком «-»):
Добрый, трудолюбивый , чистоплотный , весёлый , любознательный ,терпеливый ,люблю родителей , много друзей , несамостоятельный , застенчивый , обидчивый , часто болею ,иногда обманываю , сутулый , несобранный ,плохо учусь и т. д.
-Какие качества, которые хотели б в себе изменить?
— Имеется ли идеал, образец, которому бы вы хотели подражать, соответствовать?
«Признавшись в своей слабости человек, становится сильным» (О. Бальзак)
Умение задуматься над собой, своими достоинствами и, в первую очередь, недостатками – это уже хорошо, ибо это уже первый шаг к работе над собой.
Самосознание – это осознание самого себя.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств и своего места среди людей.
Самооценка: завышенная, правильная, заниженная.
— Какой она должна быть? (Правильная, объективная).
Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди-
писал Великий русский писатель Пришвин.
«Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться» (Т. Карлейль)
— Что можно посоветовать людям с разной самооценкой?
— Зачем вообще нам нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
— Как правильно оценить себя?
«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». И.В. Гете
VI. Итоги урока. Рефлексия
— Зачем человек познаёт себя?
— Влияет ли самооценка на поведение человека?
— Нужно ли сравнивать себя с другими?
VII. Домашнее задание: прочитать конспект.
уважение — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услугиВы когда-нибудь чувствовали себя немного подавленным после того, как потратили значительное количество времени на просмотр социальных сетей? В тот или иной момент мы все заходили в приложения социальных сетей только для того, чтобы увидеть, как наши друзья живут своей лучшей жизнью: заканчивают учебу с отличием, получают повышение по службе, отправляются на праздник своей мечты. Видя, как другие достигают того, чего мы никогда не делали, или ходят туда, где мы никогда не были, может повлиять на нашу самооценку.
Самоуважение относится к общей оценке человеком своей личной ценности. Самооценка также используется для описания того, насколько человек ценит себя. В просторечии термины «самоуважение» и «самоуважение» также использовались взаимозаменяемо с «самоуважением».
Наш опыт формирует нашу самооценку. Когда кто-то постоянно получает негативные комментарии от других, его самооценка, вероятно, снижается. На него также влияют такие факторы, как самосознание , уверенность в себе и незащищенность. В свою очередь, на эти факторы могут влиять социально-экономический статус, 1 физические способности, расизм и дискриминация. 2
Самая низкая самооценка в детстве. Он увеличивается в подростковом возрасте, прежде чем достичь относительно стабильного уровня во взрослом возрасте.
“Любопытный парадокс заключается в том, что когда я принимаю себя таким, какой я есть, я могу измениться.
– Карл Р. Роджерс в своей книге «Становление личности: взгляд терапевта на психотерапию»
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услугиКлючевые термины
Шкала самооценки Розенберга (RSES): Анкета, разработанная Моррисом Розенбергом и состоящая из 10 вопросов, состоящих из равной доли положительно и отрицательно сформулированных утверждений, для определения самооценки человека по шкале. от 0 до 30. Представленный в 1965 году, он остается наиболее часто используемым инструментом для измерения самооценки.
Самооценка: Процесс, описывающий, как человек оценивает свои способности, черты, отношение или поведение.
Самосознание: Рефлексивное состояние с сосредоточением внимания на себе с целью социальной оценки.
Восходящее социальное сравнение: Это происходит, когда человек сравнивает себя с другими людьми, которые, как считается, обладают положительными чертами, превосходящими его.
История
Самооценка — одна из старейших тем в изучении психологии. 3 Ранние идеи о самооценке были впервые исследованы в 18 веке шотландским философом Дэвидом Юмом. Его работа подчеркнула важность высокого мнения о себе, что, по его мнению, послужило мотивацией, которая позволила бы нам полностью раскрыть свой потенциал.
В 1890 году Уильям Джеймс заложил основу для изучения самооценки как отдельного понятия психологии в своей книге Принципы психологии . 4 Вместо «самоуважения» Джеймс использовал слово «социальное Я» для описания состояния, которое включает в себя атрибуты, признаваемые другими.
Перенесемся в 1965 год: социальный психолог Моррис Розенберг первым дал формальное определение самооценки, описав ее как положительное чувство собственного достоинства. 5 В своей книге «Общество и представление о себе подростка» Розенберг заявил, что самооценка состоит из уважения человеком самого себя.
Розенберг представил шкалу самооценки Розенберга (RSES), которая сегодня является наиболее часто используемой мерой самооценки в социальных науках. Розенберг разработал RSES как анкету с пятью утверждениями с положительной формулировкой и пятью утверждениями с отрицательной формулировкой. Он использует ответы для измерения положительных и отрицательных чувств к человеку, измеряя самооценку по шкале от 0 до 30. Баллы ниже 15 указывают на потенциально проблемную низкую самооценку.
Он был переведен на разные языки и широко используется более чем в 50 странах. 6,7 Помимо впечатляющей согласованности, популярность RSES связана с ее надежностью при проведении повторных тестов на отдельных людях. Исследования RSES указали на корреляцию с экстраверсией и романтическими стилями привязанности, которые были одинаковыми в разных странах. 8 Эти результаты показывают, что шкала одинакова для разных культур.
Продолжая свою работу, Розенберг сделал выводы, которые показали, что этнические различия имеют лишь небольшую или умеренную корреляцию с самооценкой молодежи. Учитывая стигматизацию небелых сообществ в 1960-х годах, Розенберг был удивлен этим открытием, поскольку он ожидал, что афроамериканцы сообщат о значительно более низком уровне самооценки, чем белые люди. Дальнейший анализ привел Розенберга к выводу, что на самооценку больше влияет воспринимаемое мнение семьи и близких друзей, чем мнение знакомых и других людей в целом. 3
Опираясь на работу Розенберга, дальнейшее исследование Брауна, Даттона и Кука в 2001 г. описало три способа использования термина «самоуважение»: 8
- описать, как люди обычно относятся к себе
- Самооценка, чтобы описать, как люди оценивают свои многочисленные качества и способности
- Чувство самооценки, чтобы описать временные эмоциональные состояния, такие как радость от получения работы своей мечты.
Люди
Дэвид Хьюм
Шотландский философ, историк, экономист и писатель, который был частью шотландского Просвещения, периода в Шотландии 18-го века, который принес многочисленные научные и научные достижения. Юм был одним из первых, кто исследовал тему самооценки.
Уильям Джеймс: американский психолог, философ и историк, которого обычно называют основателем современной психологии. Джеймс был одним из первых авторов широких идей о процессах эгоцентризма, включая самооценку, которые заложили основу для будущих ученых. Его работы в конце 19XX век предвосхитил формальное определение самооценки, данное Моррисом Розенбергом. В Гарвардском университете Джеймс был одним из первых преподавателей, предложивших курс психологии в Соединенных Штатах. 9
Моррис Розенберг
Американский социальный психолог, внесший значительный вклад в изучение самооценки. Розенберг оказал влияние на то, что он первым официально сформулировал определение самооценки, а также представил новаторскую шкалу самооценки Розенберга. Получив докторскую степень в Колумбийском университете, Розенберг сформировал современное понимание того, как самооценка влияет на социальное поведение. 10
Последствия
Самоуважение имеет важные повседневные последствия для наших процессов принятия решений, успеха, эмоционального здоровья и благополучия. Здоровый уровень самооценки также может повысить нашу мотивацию, поскольку дает нам уверенность в решении новых задач на рабочем месте или в наших отношениях вне работы. 11
Что касается успеха в жизни, дальнейшие исследования показали, что самооценку можно использовать для прогнозирования уровня успеха и благополучия человека. Это актуально в таких областях, как образование, статус занятости, успех в работе, удовлетворенность работой, отношения и здоровье. Жизненный успех не обязательно является следствием высокой самооценки, а скорее важным предиктором успеха в этих областях, даже если учитывать другие переменные, такие как пол, интеллект и социально-экономический статус. 12
Самоуважение также оказывает важное влияние на принятие нами решений. Было показано, что вместе с тревогой самооценка тесно связана с нашей способностью принимать решения. Когда дело доходит до принятия личных решений, показано, что самооценка связана с предполагаемой вероятностью того, что благоприятный исход материализуется.
Точно так же исследования показали, что самооценка связана со степенью негативных чувств, связанных с нежелательным результатом. Эти последствия присутствуют только при принятии решений для себя, поскольку самооценка не создает таких же эффектов, когда речь идет о принятии решений за кого-то другого. 13 Подумайте, как мы ставим себя на место наших друзей, помогая им принимать решения, которые нас не касаются.
Противоречия
Одной из проблем теории самооценки является ее отличие от других концепций, таких как нарциссизм. Некоторые исследователи связывают высокую самооценку с нарциссическими чертами, анализируя преимущества и недостатки самооценки. Например, социальный психолог Рой Баумайстер предполагает, что если бы шкалы самооценки были действительно точными, они могли бы идентифицировать высокомерных, нарциссических людей. 14
Однако Розенберг утверждает, что предложения Баумейстера противоречат собственному определению самооценки Розенбергом. Розенберг подчеркнул, что самооценка и эгоизм не являются синонимами.15 Он объясняет, что самооценка включает в себя только оценку человеком того, является ли он достойным человеком, что не связано с тем, считает ли человек себя выше других. 16
Несмотря на благотворное социальное влияние самооценки на нашу повседневную жизнь, слишком высокая самооценка может стать нездоровой. Слишком высокая самооценка может сделать человека переоценивают свои способности, заставляя их думать, что они более чем способны, когда на самом деле они не обладают необходимыми навыками. Люди со слишком высокой самооценкой могут начать чувствовать, что успех — это то, на что они имеют право. Это нежелательно и может ослепить человека от конструктивной критики, которую можно было бы использовать для самосовершенствования. 11
Точно так же низкая самооценка может привести к негативным последствиям. Низкая самооценка может усугубить неуверенность человека в своих способностях, что может привести к неуверенности в себе и ощущению никчемности. Люди с низкой самооценкой могут начать сомневаться в своих способностях, что затрудняет процесс принятия решений. Это может помешать человеку попробовать новые действия или приобрести новые навыки, что может повлиять на платонические и романтические отношения. 11
Практический пример
Новое исследование, проведенное Эрин Фогель, социальным психологом, показало, что в контексте социальных сетей повышение уровня социального сравнения может играть важную роль в снижении самооценки человека. . 17 В социальных сетях процессы восходящего социального сравнения происходят, когда мы сравниваем себя с другими, которых мы считаем выше. Это происходит часто, поскольку платформы социальных сетей предназначены для того, чтобы мы могли выборочно делиться тем, что мы хотим, позволяя людям демонстрировать свои наиболее желательные черты. В отличие от социальных сетей, взаимодействие в реальной жизни не позволяет проводить стратегическую презентацию, поскольку взаимодействие является мгновенным и негибким.
Влияние усиленного социального сравнения на снижение нашей самооценки согласуется с предыдущими исследованиями, показавшими, что социальное сравнение в повседневном общении также может снижать самооценку человека. Результаты Фогеля также показывают, что усиление социального сравнения может привести к снижению благосостояния человека.
Однако Фогель также подчеркивает, что ее результаты не обязательно противоречат результатам исследований, которые предполагают, что социальные сети могут повысить самооценку. Фогель предполагает, что это, вероятно, имеет место в определенных сценариях, например, когда люди сравнивают себя со своими лучшими друзьями, а не с незнакомцами.
Сопутствующее содержимое TDL
Почему мы не можем осознать свои способности?
Недостаток знаний нередко приводит к переоценке собственной компетентности. Самосознание нашего общества заставляет дезинформированных людей с уверенностью претендовать на центр внимания, в то время как эксперты и хорошо информированные люди находятся за кулисами, закатывая занавеси. Эта часть TDL объясняет эффект Даннинга-Крюгера, предвзятость, которая объясняет это явление.
Почему мы обвиняем внешние факторы в собственных ошибках?
Замечали ли вы, что приписываете успех своим собственным действиям, а не списываете негативные последствия на внешние факторы, которые, как нам кажется, не связаны с нашим характером? Это результат корыстного предубеждения, распространенного когнитивного искажения, которое на протяжении десятилетий очаровывало исследователей во всем мире.
Почему мы относимся к своей группе лучше, чем к чужой?
Почему мы склонны отдавать предпочтение тем, кто принадлежит к той же группе, что и мы, даже если группы распределяются случайным образом? Такое поведение можно объяснить внутригрупповой предвзятостью, которая предполагает, что членство в группе на самом деле может быть бессмысленным. Дальнейшие исследования показали, что членство в группе оказывает важное влияние на нашу самооценку.
Источники
- Фон Зост, Т., Вагнер, Дж., Хансен, Т., и Герсторф, Д. (2018). Самооценка во второй половине жизни: роль социально-экономического статуса, физического здоровья, социальных отношений и личностных факторов. Journal of Personality and Social Psychology , 114 (6), 945-958. https://doi.org/10.1037/pspp0000123
- Джонсон, А. Дж. (2020). Изучение связей между расизмом, внутренним стыдом и самооценкой среди афроамериканцев. Cogent Psychology , 7 (1). https://doi.org/10.1080/23311908.2020.1757857
- Доннеллан, М.Б., Тржесневски, К.Х., и Робинс, Р.В. (2011). Самоуважение: непреходящие проблемы и противоречия. В T. Chamorro-Premuzic, S. von Stumm, & A. Furnham (Eds.), Справочник индивидуальных различий Wiley-Blackwell (стр. 718–746). Уайли Блэквелл.
- Джеймс, В. (1986). Принципы психологии (Сер. Великие книги западного мира, 53). Британская энциклопедия.
- Розенберг, М. (1965). Общество и самооценка подростка . Издательство Принстонского университета.
- Вальер, Э. Ф., и Вальеран, Р. Дж. (1990). Канадско-французский перевод и проверка L’échelle de L’estime de soi de Rosenberg. International Journal of Psychology , 25 (2), 305-316. https://doi.org/10.1080/002075947865
- Шмитт, Д. П., и Аллик, Дж. (2005). Одновременное применение шкалы самооценки Розенберга в 53 странах: изучение универсальных и культурно-специфических особенностей глобальной самооценки. Journal of Personality and Social Psychology , 89 (4), 623-642. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.4.623
- Абдель-Халек, А. (2016). Введение в психологию самооценки. Самооценка: взгляды, влияние и стратегии улучшения , 1 , 1-23.
- Уильям Джеймс. (н.д.). Кафедра психологии. https://psychology.fas.harvard.edu/people/william-james#:~:text=In%201875%20James%20taught%20one,Stanley%20Hall%20in%201878
- Фацио, Э., и Нгуен, К. (2007). Розенберг, Моррис (1922–1992). Социологическая энциклопедия Блэквелла . https://doi.org/10.1002/9781405165518.wbeosr079
- Каковы признаки здоровой или низкой самооценки? (без даты). Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-self-escence-2795868
- Орт, У., и Робинс, Р. В. (2014). Развитие самооценки. Современные направления психологической науки , 23 (5), 381-387. https://doi.org/10.1177/0963721414547414
- Рэй, Л. Д., и Стоун, Э. Р. (2005). Роль самооценки и беспокойства в принятии решений для себя по сравнению с другими в отношениях. Journal of Behavioral Decision Making , 18 (2), 125–144. https://doi.org/10.1002/bdm.490
- Баумайстер, Р. Ф., Смарт, Л., и Боден, Дж. М. (1996). Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: Темная сторона высокой самооценки. Психологический обзор, 103 (1), 5-33. doi:10.1037/0033-295X.103.1.5
- Donnellan, M.B., Trzesniewski, K.H., Robins, R.W., Moffitt, T.E., & Caspi, A. (2005). Низкая самооценка связана с агрессией, антиобщественным поведением и преступностью. Психологическая наука , 16 (4), 328-335. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2005.01535.x
- Розенберг, М. (1989). Общество и самооценка подростка (Пересм. ред.). Издательство Уэслианского университета.
- Фогель, Э. А., Роуз, Дж. П., Робертс, Л. Р., и Эклз, К. (2014). Социальное сравнение, социальные сети и самооценка. Психология популярной медиакультуры, 3 (4), 206-222. http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000047
Влияние социальных сетей на подростков
Многие родители обеспокоены тем, как воздействие технологий может повлиять на развитие малышей. Мы знаем, что наши дошкольники осваивают новые социальные и когнитивные навыки в ошеломляющем темпе, и мы не хотим, чтобы часы, проведенные за iPad, мешали этому. Но подростковый возраст — не менее важный период быстрого развития, и слишком немногие из нас обращают внимание на то, как на них влияет использование нашими подростками технологий — гораздо более интенсивное и интимное, чем игра трехлетнего ребенка с папиным айфоном. На самом деле, эксперты обеспокоены тем, что социальные сети и текстовые сообщения, которые стали неотъемлемой частью подростковой жизни, вызывают тревогу и снижают самооценку.
Молодые люди сообщают, что у них могут быть веские причины для беспокойства. В ходе опроса, проведенного Королевским обществом общественного здравоохранения, среди британцев в возрасте от 14 до 24 лет спросили, как платформы социальных сетей влияют на их здоровье и благополучие. Результаты опроса показали, что Snapchat, Facebook, Twitter и Instagram привели к усилению чувства депрессии, беспокойства, плохого образа тела и одиночества.
Непрямая коммуникация
Подростки умеют занимать себя в часы после школы, пока не ложатся спать. Когда они не делают свою домашнюю работу (и когда они это делают), они в сети и на своих телефонах, отправляют текстовые сообщения, делятся, тролят, прокручивают, что угодно. Конечно, до того, как у всех появился аккаунт в Instagram, подростки тоже были заняты, но они чаще болтали по телефону или лично, когда зависали в торговом центре. Возможно, это выглядело как бесцельное слоняние, но то, что они делали, было экспериментированием, испытанием навыков, успехом и неудачей во множестве крошечных взаимодействий в реальном времени, которые сегодня упускают дети. Во-первых, современные подростки учатся в основном общаться, глядя на экран, а не на другого человека.
«Как вид мы очень хорошо воспринимаем социальные сигналы, — говорит Кэтрин Штайнер-Адэйр, доктор медицинских наук, клинический психолог и автор книги The Big Disconnect . «Нет сомнений, что дети упускают очень важные социальные навыки. В некотором смысле, текстовые сообщения и онлайн-общение — это не то, чтобы создает невербальную неспособность к обучению, но ставит всех в контекст невербальной инвалидности, где язык тела, выражение лица и даже самые незначительные голосовые реакции становятся невидимыми».
Снижение рисков
Косвенно говоря, конечно, создает барьер для ясного общения, но это еще не все. Научиться заводить друзей – важная часть взросления, а дружба требует определенного риска. Это верно для того, чтобы завести нового друга, но также верно и для поддержания дружеских отношений. Когда есть проблемы, с которыми необходимо столкнуться — большие или маленькие, — требуется мужество, чтобы честно рассказать о своих чувствах, а затем выслушать, что говорит другой человек. Научиться эффективно преодолевать эти мосты — это часть того, что делает дружбу веселой и захватывающей, а также пугающей. «Часть здоровой самооценки — это умение говорить о том, что вы думаете и чувствуете, даже когда вы не согласны с другими людьми или это кажется эмоционально рискованным», — отмечает доктор Штайнер-Адэйр.
Но когда дружба осуществляется в Интернете и посредством текстовых сообщений, дети делают это в контексте, лишенном многих из наиболее личных — а иногда и пугающих — аспектов общения. Когда вы переписываетесь, легче сохранять бдительность, поэтому на карту поставлено меньше. Вы не слышите и не видите, какой эффект ваши слова производят на другого человека. Поскольку разговор происходит не в режиме реального времени, каждой стороне может потребоваться больше времени для обдумывания ответа. Неудивительно, что дети говорят, что звонить кому-то по телефону «слишком напряженно» — это требует более прямого общения, и если вы к этому не привыкли, это может показаться пугающим.
Если дети недостаточно тренируются в общении с людьми и удовлетворении своих потребностей лично и в режиме реального времени, многие из них вырастут взрослыми, которых беспокоит основное средство общения нашего вида — разговоры. И, конечно же, социальные переговоры становятся все более рискованными, когда люди становятся старше и начинают ориентироваться в романтических отношениях и работе.
Киберзапугивание и синдром самозванца
Другая большая опасность, связанная с непрямым общением детей, заключается в том, что им стало легче быть жестокими. «Дети пишут всевозможные вещи, которые вы никогда бы не подумали сказать кому-либо в лицо», — говорит Донна Вик, доктор медицинских наук, клинический психолог и психолог, занимающийся вопросами развития. Она отмечает, что это особенно верно для девушек, которые обычно не любят спорить друг с другом в «реальной жизни».
«Вы надеетесь научить их тому, что они могут не соглашаться, не ставя под угрозу отношения, но социальные сети учат их не соглашаться в более экстремальных формах и делать подвергать отношения опасности. Это именно то, чего вы не хотите, чтобы произошло», — говорит она.
Доктор Штайнер-Адэр соглашается с тем, что девочки особенно подвержены риску. «Девочек больше социализируют, чтобы сравнивать себя с другими людьми, особенно с девочками, чтобы развивать свою идентичность, поэтому это делает их более уязвимыми к недостаткам всего этого». Она предупреждает, что часто виновата нехватка твердой самооценки. «Мы забываем, что агрессия в отношениях возникает из-за неуверенности и чувства ужаса по отношению к себе, а также из желания унизить других людей, чтобы вам стало лучше».
Признание сверстников имеет большое значение для подростков, и многие из них заботятся о своем имидже так же, как политик, баллотирующийся на пост президента, и для них это может восприниматься не менее серьезно. Добавьте к этому тот факт, что современные дети получают фактические данные опросов о том, насколько они нравятся людям или их внешний вид, с помощью таких вещей, как «лайки». Этого достаточно, чтобы вскружить голову любому. Кто не хотел бы выглядеть круче, если бы мог? Таким образом, дети могут часами сокращать свою онлайн-идентичность, пытаясь спроецировать идеализированный образ. Девочки-подростки просматривают сотни фотографий, мучительно выбирая, какие из них разместить в Интернете. Мальчики соревнуются за внимание, пытаясь превзойти друг друга, максимально раздвигая границы в и без того раскованной онлайн-атмосфере. Дети набрасываются друг на друга.
Подростки всегда этим занимались, но с появлением социальных сетей у них появилось больше возможностей и больше ловушек, чем когда-либо прежде. Когда дети просматривают свою ленту и видят, какие все замечательные, это только усиливает давление. Мы привыкли беспокоиться о непрактичных идеалах, которые прифотошопленные модели из журналов преподносят нашим детям, но что происходит с соседским ребенком, тоже прифотошопленным? Что еще более сбивает с толку, как насчет того, что ваш собственный профиль на самом деле не представляет человека, который, по вашему мнению, находится внутри?
«Подростковый возраст и особенно первые 20 лет — это годы, когда вы остро осознаете контрасты между тем, кем вы кажетесь, и тем, кем вы себя считаете, — говорит доктор Вик. «Это похоже на «синдром самозванца» в психологии. По мере того, как вы становитесь старше и обретаете больше мастерства, вы начинаете понимать, что на самом деле хорошо разбираетесь в некоторых вещах, и тогда вы чувствуете, что этот разрыв сужается. Но представьте, что ваш самый глубокий и темный страх заключается в том, что вы не так хороши, как кажетесь, а затем представьте, что вам нужно все время выглядеть так же хорошо! Это утомительно».
Как объясняет д-р Штайнер-Адэйр, «самоуважение возникает из консолидации того, кто вы есть». Чем больше у вас личностей и чем больше времени вы тратите на то, чтобы притворяться кем-то, кем вы не являетесь, тем труднее будет чувствовать себя хорошо.
Преследование (и игнорирование)
Еще одно большое изменение, которое произошло с появлением новых технологий и особенно смартфонов, заключается в том, что мы никогда не одиноки. Дети обновляют свой статус, делятся тем, что они смотрят, слушают и читают, а также имеют приложения, которые сообщают друзьям их конкретное местоположение на карте в любое время. Даже если человек не пытается держать своих друзей в курсе, он все равно никогда не выходит за пределы досягаемости текстового сообщения. В результате дети чувствуют себя гиперсвязанными друг с другом. Разговор никогда не нужно останавливать, и кажется, что всегда происходит что-то новое.
«Что бы мы ни думали об «отношениях», которые поддерживаются, а в некоторых случаях инициируются в социальных сетях, дети никогда не отдыхают от них», — отмечает доктор Вик. «И это само по себе может вызвать беспокойство. Каждому нужна передышка от требований близости и связи; время в одиночестве, чтобы перегруппироваться, пополнить запасы и просто расслабиться. Когда у вас этого нет, легко стать эмоционально истощенным, плодородной почвой для размножения беспокойства».
Также на удивление легко почувствовать себя одиноким посреди всей этой гиперсвязи. Во-первых, теперь дети с удручающей уверенностью знают, когда их игнорируют. У всех нас есть телефоны, и мы все довольно быстро реагируем на вещи, поэтому, когда вы ждете ответа, который не приходит, тишина может быть оглушительной. Молчаливое обращение может быть стратегическим оскорблением или просто неприятным побочным эффектом подростковых онлайн-отношений, которые начинаются интенсивно, но затем исчезают.
«В старые времена, когда мальчик собирался расстаться с тобой, он должен был поговорить с тобой. Или, по крайней мере, ему пришлось позвонить», — говорит доктор Вик. «В эти дни он может просто исчезнуть с вашего экрана, и у вас никогда не будет разговора «Что я сделал?»». Детям часто приходится воображать о себе самое худшее.
Но даже когда разговор не заканчивается, постоянное ожидание может вызвать тревогу. Мы можем чувствовать себя отодвинутыми на второй план, мы отодвигаем других туда, и наша очень человеческая потребность в общении также эффективно делегируется туда.
Что делать родителям?
Оба эксперта, опрошенные для этой статьи, согласились с тем, что лучшее, что родители могут сделать для минимизации рисков, связанных с технологиями, — это сначала сократить собственное потребление. Родители должны подать хороший пример того, как выглядит здоровое использование компьютера. Большинство из нас слишком много проверяют телефоны или электронную почту либо из реального интереса, либо из-за нервной привычки. Дети должны привыкнуть видеть наши лица, а не головы, склоненные над экраном. Установите в доме зоны, свободные от техники, и часы, когда никто не пользуется телефоном, включая маму и папу. «Не входите в дверь после работы во время разговора», — советует доктор Штайнер-Адэйр. «Не входите в дверь после работы, быстро скажите «привет», а затем «просто проверьте свою электронную почту». Утром встаньте на полчаса раньше, чем ваши дети, и тогда проверьте свою электронную почту. Уделите им все свое внимание, пока они не выйдут за дверь. И ни один из вас не должен пользоваться телефоном в машине в школу или из школы, потому что это важное время для разговора».
Ограничение времени, которое вы проводите за компьютером, не только создает здоровый противовес одержимому технологиями миру, но и укрепляет связь между родителями и детьми и позволяет детям чувствовать себя в большей безопасности. Дети должны знать, что вы готовы помочь им решить их проблемы, рассказать о том, как прошел их день, или проверить реальность.
«Именно мини-моменты отключения, когда родители слишком сосредоточены на своих устройствах и экранах, разбавляют отношения между родителями и детьми», — предупреждает доктор Штайнер-Адэйр. И когда дети начинают обращаться к Интернету за помощью или обрабатывать все, что произошло в течение дня, вам может не понравиться то, что происходит. «Технологии могут дать вашим детям больше информации, чем вы, и у них нет ваших ценностей», — отмечает доктор Штайнер-Адэйр. «Он не будет чувствителен к личности вашего ребенка и не ответит на его вопрос в соответствии с его развитием».
Кроме того, доктор Вик советует максимально отсрочить возраст первого использования. «Я использую здесь тот же совет, что и при разговоре о детях и алкоголе — постарайтесь пройти как можно дальше без всего». Доктор Вик говорит, что если ваш ребенок есть на Facebook, вам следует дружить с ребенком и следить за его страницей. Но она советует не просматривать текстовые сообщения, если нет причин для беспокойства. — Если у тебя есть причина для беспокойства, то ладно, но лучше, чтобы это была веская причина. Я вижу родителей, которые просто стары, шпионят за своими детьми. Родители должны начать с доверия своим детям. Даже если вы не даете своему ребенку презумпцию невиновности, это невероятно вредит отношениям. Ты должен чувствовать, что твои родители считают тебя хорошим ребенком».
В автономном режиме золотой стандарт советов, помогающих детям развить здоровую самооценку, заключается в том, чтобы вовлечь их в то, что им интересно. Это может быть спорт, музыка, разборка компьютеров или волонтерство — все, что вызывает интерес и дает им уверенность. Когда дети учатся радоваться тому, что они могут делать , а не тому, как они выглядят и чем владеют, они становятся счастливее и лучше подготовлены к успеху в реальной жизни. Вишенкой на торте является то, что большинство этих занятий также связаны с общением со сверстниками лицом к лицу.
Часто задаваемые вопросы
Как социальные сети негативно влияют на поведение?Социальные сети негативно влияют на поведение, лишая детей важных социальных сигналов, которые они обычно усваивают при личном общении.