Объясните термины вербальное архетип символ тень эго: примеры и определения доступным языком

примеры и определения доступным языком

Содержание:

  • Что такое архетип в психологии и философии
  • Базовые архетипы Юнга
  • Женские архетипы
  • Мужские архетипы
  • Как распознать и расшифровать архетип
  • Архетипы и транзактный анализ
  • Архетипы в брендинге
  • Видео

У многих людей вызывают интерес идеи З. Фрейда об устройстве психического мира человека, его сознательном и бессознательном компонентах. В психологическом сообществе сформировалась группа исследователей, которые взяли теорию З. Фрейда за основу разработки собственных концепций. Одним из последователей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Он изучал психическую организацию личности, выделив в ее составе различные виды архетипов.

Архетипы

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Базовые архетипы Юнга

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Архетипы личности, говоря на языке психологии, являются результатом работы сознания. В них присутствует связь между простыми мифологическими образами, хранящимися в бессознательном слое, и когнитивными действиями индивида.

Базовыми примерами архетипов по Юнгу являются самость, мудрец, анима, анимус, тень, персона:

  • Самость. Это прообраз целостности личности, объединяющий ее сознательные и бессознательные компоненты. Он отвечает за уравновешенность личностных черт.
  • Мудрец. Он характеризуется преобладанием духовного над материальным. Такие люди спокойны, внимательны. В межличностном взаимодействии они производят впечатление необщительной, холодной личности, но на самом деле это не так: мудрецам чуждо пустословие, но они с оживлением подключатся к конструктивной высокоинтеллектуальной беседе, если ввести их в курс дела. Им нравится заниматься наукой, создавать что-то новое собственными силами, помогать другим.

Мудрец

  • Анима. Она характеризует наличие женских черт в мужском характере. Степень ее выраженности определяет стабильность настроения мужчины, уровень его эмоциональности, его способность выражать свои чувства. Мужчины, у которых анима выражена ярко, раздражительны, вспыльчивы, легко возбудимы.
  • Анимус. Прообраз определяет наличие мужских качеств у женщины. Степень его выраженности определяет аналитические способности женщины, ее рациональность, уравновешенность. При этом интересен тот факт, что анимус может иметь разную полярность: положительную или отрицательную. Положительная – обуславливает законопослушное поведение девушки, а отрицательная – толкает ее на различные безрассудные поступки.
  • Тень. Это структура, которой объясняются негативные личностные характеристики человека. Индивид их старательно скрывает. Тень также отвечает за агрессивные поступки человека, его неприемлемые мысли и страсть.
  • Персона. Она предполагает наличие у человека разных стереотипов поведения. Чем сильнее развита персона, тем больше социальных масок и образов есть у человека. Персона проявляется только в коллективе и призвана облегчать социальное взаимодействие.

Важно! Архетипические структуры – это не раз и навсегда данные человеку образцы поведения. Они могут измениться в результате общения индивида со значимыми для него взрослыми. Их изменение является источником перемен в жизни человека.

Архетипы по Юнгу подразделяются на женские и мужские.

Женские архетипы

Под женскими архетипами Юнг понимал присущую женщине программу самореализации, которая стимулирует ее личностный рост. Она представляет сценарий жизни женщины.

Женские архетипы по Юнгу это:

  • Ева. Это архетипичный образ простой женщины, способной родить и воспитывать ребенка, создавать уют в доме, заботиться о муже.
  • Елена. Наличие в бессознательном слое образа Елены наделяет женщину эротичностью и чувственностью. Она прекрасно владеет искусством соблазнения, ей нравится покорять мужские сердца. Однако для того, чтобы семейная жизнь сложилась благополучно, таким девушкам необходимо подключить к доминантному архетипу Елены архетип Евы.

Архетип Елена

  • Мария. Это образ непорочной девственности. Мужчины редко видят в ней спутницу жизни или любовницу. Зато она может стать надежным верным другом для любого парня.
  • София. Это проявление женской мудрости. Такие девушки принадлежат к чувствительным особам, у которых хорошо развита интуиция. Если в их присутствии разгорается ссора, они способны помочь конфликтующим сторонам помириться. Врожденная мудрость помогает сохранять взаимопонимание и доброжелательные отношения с мужем, успешно воспитывать детей.

Внимание! Если у девушки на первый план выходит один из перечисленных выше бессознательных образов, это не означает, что она не обладает другими образами. При определенных обстоятельствах доминантный архетип может уйти в тень, уступив место другому образу, который в данный момент будет более актуален. Для обретения счастья женщине нужны все 4 женских психообраза и умелое осознанное их использование.

Мужские архетипы

Лингвистика теории Юнга предлагает следующие образы для характеристики мужских архетипов:

  • Воин. Он свойственен молодому человеку, который стремится к победе любой ценой. В достижении цели использует все доступные методы и средства, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Монарх. Это хороший руководитель, как на производстве, так и дома. Такой мужчина обладает рациональным мышлением, любит порядок. Он с готовностью берет на себя ответственность за любые поручения.
  • Купец. Этот образ присущ хитрым и расчетливым молодым людям. Они просчитывают исход ситуации, умеют быть гибкими в общении, обладают развитыми коммуникативными навыками. Как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице.
  • Крестьянин. Такой мужчина готов много работать на благо семьи. Ему нравится стабильность. Он может высказывать недовольство уровнем заработной платы, однако предпринимать решительные действия для того, чтобы зарабатывать больше, он не станет, так как боится потерять то, что имеет.
  • Философ. Это образ тех молодых людей, которые легко воодушевляются новыми идеями, любят осваивать новые виды деятельности.
    Им нравится задаваться вопросами о смысле жизни, любви, смерти.
  • Монах. Он присущ одержимым людям, которые готовы принести свою жизнь в жертву служения той или иной идее.

Монах

  • Слуга. Образ характеризует слабую личность. Такие мужчины обретают счастье рядом с сильными женщинами. Они никогда не бывают лидерами. Опасаясь высказать свое мнение, соглашаются с предложениями более авторитетного человека.

Внимание! Если в собеседнике или коллеге по работе отчетливо выступают на первый план признаки того или иного архетипа, не стоит делать поспешных выводов – вполне возможно, что человек целенаправленно выбирает модель поведения, желая достичь конкретной цели.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Архетипы и транзактный анализ

Депрессия — что это такое в психологии

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики.

Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;

Партнерские отношения

  • Разработать выигрышный имидж.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности.

На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Видео

Автор:

Aннa Kyлинич

Юнгианские архетипы: Я, Персона, Тень, Анима/Анимус

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг, он придумал такие термины, как экстраверсия и интроверсия, архетипы, анима и анимус, тень и коллективное бессознательное , среди прочих.

Он был практикующим психиатром и считается основателем аналитической психологии или юнгианского анализа. В ранние годы он познакомился с Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. У них были близкие отношения, и они совместно работали над общим видением человеческой психологии. Однако их пути разошлись, так как личные исследования Юнга в области аналитической психологии и особенно после открытия коллективного бессознательного сделали невозможным для него следование психоанализу Фрейда, что привело к болезненному расколу после многих лет сотрудничества.

Фрейд и Юнг

Аналитическая психология Юнга, по сути, породила эмпирическую науку о психике , кульминацией которой стал его великий опус «Собрание сочинений», написанный в течение 60 лет при его жизни.

Юнг разделяет нашу психику на три разных сферы: сознание, личное бессознательное, и коллективное бессознательное.

Сознание состоит из нашего поля осознания, всех переживаний, которые мы осознаем, именно здесь мы формируем наше Эго. Однако, по Юнгу, оно ничтожно по сравнению с бессознательным.

Личное бессознательное индивидуально для каждого человека и состоит из частей, уникальных для нашей собственной жизни, мыслей, о которых мы не знаем, забыли или были подавлены из-за их беспокоящей природы.

С другой стороны, коллективное бессознательное — это самая глубокая часть нашего бессознательного, которая наследуется генетически и не формируется личным опытом. Здесь находятся архетипы. Архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, являющиеся частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы точно так же, как мы наследуем инстинктивные образцы поведения.

Юнг был также экспертом в изучении религиозной и мифологической символики, работа в обеих этих областях привела к открытию архетипов. Изучение этих мифов культур выявило сходные закономерности, он даже нашел те же символы в снах больных шизофренией, что подкрепило представление об архетипах и коллективном бессознательном.

Помимо путешествий по Соединенным Штатам и Англии, Юнг ездил в Восточную Африку, чтобы узнать о туземцах, которые никогда не соприкасались с европейской культурой, он также побывал в Индии, где почувствовал себя «находящимся под непосредственным влиянием иностранного культура» впервые. Индуизм сыграл важную роль в его понимании роли символизма и бессознательного.

Хотя Юнг предложил ряд архетипов, таких как: отец (авторитетная фигура), мать (заботливая), мудрый старик (мудрость, знание), герой (защитник, спаситель), обманщик (нарушитель спокойствия), среди другие. Мы сосредоточимся на том, что считается четырьмя основными юнгианскими архетипами: Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус

1. Самость

Самость

Чтобы понять Самость, нам нужно знать чем оно отличается от Эго, которое является частью царства сознания.

Юнг считает, что Атман выше по рангу, чем эго. Эго приобретается в течение жизни человека, и поэтому оно является сознательным фактором . Теоретически вы можете полностью описать эго, но это будет означать только сознательную личность, а не полную картину, которая должна включать в себя бессознательные части.

Эго состоит из соматических и психических факторов. Соматика — это физическое я, наше тело, а психическое относится к нашему внутреннему я , нашему разуму. И соматическое, и психическое имеют сознательные и бессознательные факторы.

Основной характеристикой Эго является наша индивидуальность , то есть часть нашего сознания; однако это одна часть личности, а не вся. Остальную часть составляет бессознательное.

Сумма сознательного и бессознательного есть то, что Юнг называет Самостью, которая составляет целостную личность индивидуума.

Чтобы достичь Самости, центральная концепция Юнга вращалась вокруг того, что он называл индивидуацией или самореализацией. Пожизненный процесс выделения себя из сознательных и бессознательных элементов каждого человека. Это он считал главной целью психологического развития человека.

Теперь мы углубимся в то, что Юнг считал самой важной частью нас самих, бессознательное.

Здесь мы сталкиваемся с Персоной, Тенью, Анимой/Анимусом, которые оказывают наиболее разрушительное влияние на Эго.

2. Персона

Персона

Персона известна как архетип соответствия, это элемент личности, возникающий по причинам адаптации или личного удобства. Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях, — это персона. По сути, он скрывает наше истинное «я», представляя нас кем-то другим, чем мы есть на самом деле.

Когда мы радуем других людей своей персоной, оно оставляет наши негативные черты, противоречащие нашему истинному «я», образуя нашу Тень.

3. Тень

Тень

Юнг назвал тень неизвестной темной стороной личности. В то время как содержание личного бессознательного приобретается в течение жизни человека, содержание коллективного бессознательного неизменно представляет собой архетипы, которые присутствовали с самого начала.

Среди теней, анимы и анимуса наиболее доступной и легкой для переживания является тень, поскольку ее можно извлечь из содержимого личного бессознательного.

Чтобы осознать тень, необходимо приложить значительные моральные усилия, чтобы признать темные аспекты своей личности реальными и присутствующими.

В то время как некоторые черты собственной тени можно распознать, некоторые оказывают большее сопротивление моральному контролю и практически не поддаются влиянию.

Индивидуум, который не распознает свою психологическую проекцию, защитный механизм, с помощью которого индивидуум защищается от бессознательных импульсов, отрицая их существование в себе и приписывая их другим, в конце концов создаст иллюзорную среду, посредством которой он превратит мир в копию собственное неизвестное лицо.

Психологическая проекция

Тень играет важную роль в уравновешивании общей психики. Слабая адаптация тени приводит к низкому уровню личности, при котором индивид ведет себя как пассивная жертва своей тени, крайне озабоченная мнением окружающих, ходячая Персона.

Люди, которые не смотрят прямо на свои тени, проецируют их на других — качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и не хотим видеть. Но чтобы по-настоящему вырасти как личность, нужно интегрировать свою тень и сбалансировать ее со своей Персоной.

Человек может распознать относительное зло своей природы, но он редко смотрит в лицо абсолютному злу.

Встреча с вашей тенью может появиться во сне, как правило, в образе человека того же пола, что и вы. Это зависит от жизненного опыта каждого человека, а не унаследовано в коллективном бессознательном.

Растворение личности и понимание собственной тени является центральной частью процесса индивидуации.

С точки зрения истории доктора Джекила и мистера Хайда, «это должен быть Джекил, сознательная личность, которая интегрирует тень, а не наоборот. В противном случае вы станете рабом своей автономной тени.

Интеграция тени знаменует собой первую стадию аналитического процесса, без нее распознавание анимы и анимуса невозможно. Однако осознание тени должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни.

4. Анима и Анимус

Анима и Анимус

Внутри тени существуют две контрасексуальные фигуры: анима и анимус.

В психике каждого мужчины присутствует бессознательный женский аспект, называемый анима, который является олицетворением всех женских психологических тенденций, а в психике каждой женщины присутствует бессознательный мужской аспект, называемый анимусом.

В отличие от тени, представляющей личное бессознательное, через которое его содержание может быть осознано, анима и анимус гораздо дальше от сознания и редко осознаются.

Анима мужчины характеризуется женским Эросом. Он пассивен, как ребенок, ищущий защищающего и питающего заколдованного круга матери. Анимус женщины соответствует отцовскому Логосу, принципу рациональности.

Когда человек интегрирует аниму, она становится Эросом, уступая место более заботливой фигуре. Когда женщина интегрирует анимус, он становится Логосом, наделяя женщину способностью к самоутверждению и обдумыванию.

Анима появляется в снах, видениях и фантазиях, принимая персонифицированную форму. Она — спонтанный продукт бессознательного, а не замещающая фигура матери, присутствующая в каждом мужчине.

В нас живут мысли, чувства и аффекты, в существование которых мы никогда бы не поверили. Тому, кто еще не испытал этого на себе, это кажется полнейшей фантазией, ибо нормальный человек «знает, что думает».

Признание анимы порождает триаду: мужской субъект, женский субъект и трансцендентная анима. У женщины это порождает трансцендентный анимус.

Резюме Юнгианской аналитической психологии

Непрерывная интеграция содержимого коллективного бессознательного, превращение его в часть Самости посредством психотерапии, самоанализа и наличия моральной стойкости для изменения собственных убеждений может оказать значительное влияние на нас самих и дать нам гораздо более прочная основа в нашей психике, помогающая нам преодолевать наши ежедневные трудности и лучше осознавать, кто мы на самом деле, и что в нашей психике есть элементы, неподвластные нашему контролю.


📚 Рекомендации по книгам

Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках без каких-либо дополнительных затрат для вас.


Четыре основных юнгианских архетипа: Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.


Подпишитесь и не пропустите последние сообщения!

Введите ваш адрес электронной почты


Увековеченная поддержка

Ko-fi

Patreon

YouTube


Купить Официальный мерч

Redbubble

Spring


«Комната без книг — как тело». — Cicero

Список великих книг


Сообщество Discord

Присоединяйтесь к Discord


Подписывайтесь на Eternalised в социальных сетях!

Понравилось? Найдите секунду, чтобы поддержать Eternalized на Patreon!

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Что такое архетипы по Карлу Юнгу? — Совершите путешествие в человеческую психику. Узнайте, как мы работаем на базовом уровне.

Изначальный образ, или архетип, — это фигура, будь то демон, человек или процесс, постоянно повторяющаяся в ходе истории и появляющаяся везде, где свободно выражается творческая фантазия. Таким образом, по существу, это мифологическая фигура. . . . В каждом из этих образов есть частичка человеческой психологии и человеческой судьбы, остаток радостей и печалей, бесчисленное количество раз повторявшихся в истории наших предков. . . .-Карл Юнг

Архетипические образы в понимании Карла Юнга — это архаические образы, символы, мотивы и универсальные закономерности. Их происхождение скрыто глубоко в нашем коллективном бессознательном и в нашей изначальной природе. Работа Юнга над архетипами восходит к Платону. Идея Платона об архетипах началась с платонических edios. Это чистые ментальные формы, запечатленные в душе до рождения в мир. Сегодня мы находим архетипы повсюду: в религии, бизнесе, мифах и в вневременных персонажах, которых мы любим.

До сих пор мы исследовали первичные архетипы по модели Юнга:

  • Самость: Наш регулирующий центр психики и фасилитатор юнговского процесса Индивидуации (подробнее об этом в следующем блоге).

  • Тень: Представляет противоположность нашего образа эго. Наше эго не отождествляет себя с этой частью нас самих, но независимо от этого присутствует.

  • Анима : Женский аспект мужской психики

  • Анимус: Мужской аспект женской психики

  • Персона: Наша маска. Это то, как мы представляем себя миру, и это обычно помогает нам защитить наше эго от любых наших негативных качеств.

«Подобно тому, как «психический инфракрасный свет», биологическая инстинктивная психика, постепенно переходит в физиологию организма и таким образом сливается с его химическими и физическими условиями, так и «психический ультрафиолет», архетип , описывает поле, которое не обнаруживает никаких особенностей физиологического и тем не менее, в конечном счете, не может больше рассматриваться как психическое, хотя и проявляется психически». Карл Юнг

Карл Юнг рассматривал архетипы не просто как мысленный образ или психическую сущность, как Платон. Он рассматривал архетипы как мост от психики к физическому миру.

Существует множество различных типов архетипов, которые можно исследовать. В этой статье мы сосредоточимся на определении архетипических событий и трансформационных архетипов.

Архетипические события: 

 Они представляют собой значительные сдвиги в жизни человека. Архетипические события включают рождение, отделение от родителей, посвящение, брак, союз противоположностей и смерть. Примером этого является Путешествие Героя/Героини. Основная причина, по которой я поделился структурой этих путешествий, заключалась в том, чтобы: 1) показать, как происходит Архетипическое событие. 2) Насколько эти паттерны встроены в нашу человеческую историю и влияют на нашу повседневную жизнь.

Трансформационные архетипы: 

«Люди просто не подозревали, что наша личная психология — это всего лишь тонкая кожа, рябь на океане коллективной психологии. Мощный фактор, фактор, который меняет всю нашу жизнь, который меняет нашу поверхность известного нам мира, творящего историю, есть коллективная психология, а коллективная психология движется по совершенно иным законам, чем законы нашего [индивидуального] сознания. личные рассуждения и практический интеллект… архетипические образы решают судьбу человека. Решает бессознательная психология человека, а не то, что мы думаем и говорим в мозговой камере на чердаке». Карл Юнг

Мы можем испытывать свои эмоции: счастье, грусть, злость, удовлетворение, все в течение дня, в зависимости от того, что с нами происходит. Трансформация выходит за рамки эмоций. Речь идет не об изменении того, что с нами происходит, а о развитии того, кто мы есть. Этот сдвиг меняет то, как мы реагируем на одни и те же ситуации, которые могли нас смущать раньше. Это переход от переживания «эмоции к эмоции» к осознанию того, что мы находимся в долгом путешествии. Более широкая картина становится очевидной, и мы сосредотачиваемся на том, что для нас важно.

Психика проявляется в метафорах и нашем воображении. Трансформационные архетипы позволяют нам построить «человеческую карту». Когда мы начинаем осознавать их, мы можем использовать их в нашей жизни. Мы начинаем понимать характеры и то, как они проявляются в нас самих и других. Наша связь с мистикой архетипов, наша врожденная креативность начинает активироваться.

Трансформационные архетипы включают, но не ограничиваются: Дитя, Правитель, Провидец, Исследователь, Учитель, Искатель и Клоун.

В течение следующей недели мы продолжим изучение трансформационных архетипов и того, как они могут проявиться в нашей жизни.

Созерцание: 

  • Как вы видите архетипы в своих отношениях с другими людьми? Как это влияет на ваше восприятие человека?

  • Отождествляете ли вы себя с какими-либо конкретными архетипами прямо сейчас? Если да, то какие?

До следующего раза, оставайтесь любопытными, мой дорогой друг.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts