что делать, если вами манипулируют
Про таких говорят: «Идет на поводу у ребенка» или «У них в семье сын командует». И, казалось бы, все понимают родители, а отказать своему чаду в его капризах не могут. Почему такое происходит и что с этим делать, рассказывает психолог
Ольга КОЧУРОВА
Сначала — гнев или усталость
— Истерика малыша одного-двух лет — это выражение его гнева, обиды, усталости. В таком возрасте справляться со своими эмоциями дети еще не могут, поэтому бурно выражают радость или недовольство. И называть это манипуляциями нельзя. Шантажировать ребенок начинает в два-три года. В этом возрасте дети уже понимают взаимосвязь между своими действиями и вашей ответной реакцией. В пять ‑ семь лет наступает период сознательных манипуляций. Репертуар расширяется и все более совершенствуется, — объясняет Юлия Новгородова, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии УдГУ, руководитель Арт-Мастерской психологической помощи «Клякса».
Почему дети начинают «дергать за ниточки»Мы, родители, часто сами учим манипулировать, говоря такие фразы: «Купить тебе игрушки? Тогда убери в своей комнате» или «Ты меня любишь? Тогда сделай по-моему». Мы показали пример — они ему следуют.
Часто дети играют чувствами родителей, опираясь на мнение бабушек и дедушек. Которые, например, не одобряют слишком строгого отношения детей к внукам, и те начинают извлекать максимальную выгоду для себя.
Самый популярный вариант — нет единых требований у мамы и папы. Мама говорит: «Ладно уж, иди погуляй», — а папа ругается: «Сначала уроки, и только потом играть!» Естественно, ребенок выбирает того, кто на его стороне. И в случае отказа обращается к тому взрослому, который исполнит его пожелание.
Это интересно
Маменькин сынок: почему родительская гиперопека вредна
Стремление дать своим детям лучшее и оградить их от жизненных проблем породило еще одну тенденцию — в России растет поколение маменькиных сынков. Разбираемся, что к этому приводит и как избежать
Подробнее |
Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, и способы их решения.
1. Выводит родителей на эмоции. После вспышек их гнева плачет и обижается. Мама или папа чувствуют вину за то, что не сдержались. А ребенок получает желаемое.
Что делать: Не вестись на провокации, постараться не заводиться, дать понять, что поведение ребенка неуместно, и только потом, когда обе стороны успокоятся, начать конструктивный диалог.
2. Закатывает истерики в магазине. Родителю проще уступить, ведь никому не нравится, когда его выставляют в невыгодном свете в глазах других людей.
Что делать: Подумайте, что вам дороже — общественное мнение или развитие ребенка. Если последнее, то рекомендуем игнорировать крики и быть непреклонным в своем требовании. Он поистерит раз-два, не добьется желаемого, и стереотип поведения будет разорван.
3. Притворяется беспомощным. «Мама, у меня не получается», «Я не могу учить уроки, потому что очень хочу спать».
Что делать: Призываем к самостоятельности, устанавливаем временные рамки. «Надень колготки сам, тебе на это 10 минут». Замечательно, если это требование будут предъявлять все члены семьи, в том числе бабушка. И никаких условностей («Я потом тебе дам конфету»).
4. Симулирует болезнь. «Мама с папой сделают для меня все, если я окажусь больным». Дети демонстрируют слабость, головную боль…
Что делать: Говорите, что пойдете к врачу. Ребенок обычно неохотно идет на осмотр, и вам сразу станет ясно, реально ли он болеет.
5. Льстит. Они говорят комплименты, обнимают родителя, целуют. Но не искренне, а с целью получить желаемое.
Что делать: Ребенок перестанет постоянно вас дергать, если вы и так его безусловно принимаете. Любите его за то, что он есть. И донесите до него мысль, что он очень любим, что с ним интересно.
И напоследок. Наберитесь терпения
— Вы же понимаете, что за один раз ничего не уйдет, — говорит психолог. — А сам переломный момент будет окрашен негативными эмоциями, потому что будет ломаться стереотип поведения ребенка. Родителям прежде всего самим нужно осознать, что они часто ищут легкие способы воспитания детей. И не желая конфликтных ситуаций, идут на поводу капризов.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Безнадежность, раздражение…
Рекомендации Юлии Гиппенрейтер — известного детского психолога, автора популярных среди родителей книг «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком», «Поведение ребенка в руках родителей».
Итак, спросите себя, что вы чувствуете по отношению к ребенку?
Если РАЗДРАЖЕНИЕ, то это обычно значит, что ребенок борется за ваше внимание.
Что делать: найти способ показать ребенку ваше расположение, ваше безусловное принятие. Ему и вправду недостает вашей ласки, проявлений любви. Обнимайте почаще, говорите ему приятные вещи, комплименты.
Если чувствуете ГНЕВ, то это борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Что делать: уменьшить контроль.
Если ОБИДУ, то у ребенка есть желание отомстить. Например, не выполнить обещание, опоздать, не позвонить и так далее. На самом деле в корне лежит несправедливое наказание, которое вы когда-то сделали по отношению к ребенку, и в душе он страдает, хотя может этого даже и не осознавать.
Что делать: спросить себя, что заставило ребенка причинить вам боль, какая боль у него самого. Поняв причину, попытаться ее устранить.
Если БЕЗНАДЕЖНОСТЬ И ОТЧАЯНИЕ в связи с негативным поведением ребенка (часто бывает у родителей подростков), то это значит, что в основе его поведения лежит потеря веры в собственный успех. У него низкая самооценка.
Что делать: перестать требовать, позволить проявлять самостоятельность, сбросить на ноль все ожидания и претензии и найти доступный для ребенка уровень задач. Вероятно, планка завышена. Организовать совместную деятельность без критики и постоянно искать способ поощрить ребенка. В состоянии успеха он начинает чувствовать себя более ценным.
Личный опыт: «Я с шантажистами не торгуюсь»
Родители рассказывают, как им удается избегать манипуляций со стороны ребенка.
Наталья, менеджер по работе с клиентами:
— Когда я что-то не разрешаю своей 5-летней дочери, она говорит, что уедет от нас навсегда. Я предлагаю ей поцеловаться на прощание, помочь собрать чемодан с вещами, ведь я ее так сильно люблю. И через секунду она решает остаться с нами.
Светлана Игоревна:
— А я со своими детьми соглашаюсь. Не хочешь учить уроки — не учи. Ну подумаешь, двоек нахватаешь, на второй год оставят. Не хочешь есть суп — не ешь, просто потом будешь всю жизнь от гастрита лечиться.
Альбина:
— Стать лидером для своего ребенка. Никому не подражать. Проявить твердость характера. И вообще, мать есть мать, это она должна научить ребенка жить, а не ребенок переделывать ее характер под свой.
Владимир, руководитель строительной фирмы:
— Однажды слышал, как отец одного одноклассника сына твердым голосом ему сказал: «Я с шантажистами не торгуюсь». Решил взять опыт на вооружение.
Это интересно
Детские комплексы
Как не допустить развития детских комплексов у ребенка, если его дразнят из-за внешности, рассказывает детский психолог Ольга Гнатюк
Подробнее |
Комментарии для сайта Cackle
Плаксивый и капризный ребенок: как помочь?
Возраст ребёнка: 1год5месяцев
Плаксивый и капризный ребенок: как помочь?
Здравствуйте, подскажите как справиться с ребёнком! Сыну 1 год и 5 месяцев он очень плаксив, но самое главное он криком всё берёт!! Соседи уже грозились,что соц службу на меня наведут, что ребёнок так кричит!!Да же на простое слово нет или замечание такой крик поднимает!!Может упасть на пол плашмя при этом, получается ударяется головой!И не важно где, дома или на улице! !Я переживаю за его голову. Занятиями никакими не могу заинтересовать, игрушками толком не интересуется!У меня есть ещё старший сын ему 3 года 9 месяцев, с друг дружкой они ладят замечательно.,но младший стал его лупить. Старший ни разу ему да же сдачу не дал.В семье у нас никто не дерётся, обстановка спокойная, от куда он это берёт.Как справляться с ним, я уже стала от безысходности кричать на него.Потом прощение прошу.. Не знаю как быть, с старшим такого не было.Помогите, спасибо!!!!
Лидия
Здравствуйте Лидия.
Бесконтрольное, плаксивое и крикливое поведение Вашего ребенка говорит о том, что он находится в кризисе. Первый и достаточно ощутимый кризис у детей начинается примерно в год, он также может проявляться и в полтора года. Интенсивность проявления кризисных моментов у детей индивидуальна. Одни очень спокойны в конкретный период, другие наоборот. На запреты такие дети реагируют криками, капризами, кидаются на пол, их поведение становится непоследовательным, они могут с криком оттолкнуть, а когда Вам надо уйти, хвастаются за ноги, не давая сделать шаг.
Это период, когда ребенок начинает осознавать свое «Я». У него появляются собственные желания, и он понимает, что может удовлетворить их самостоятельно. Раньше он плохо осознавал себя, почти не отделял себя от мира, а сейчас чувствует себя автономной личностью на уровне сознания, у него начинает зарождаться воля («я хочу – дай мне») и целеполагание («я хочу» – значит надо добиться). Появляются познавательные интересы, когда надо все исследовать, потрогать, попробовать.
Все, что происходит с ребенком в кризисный период – это нормально. Ребенок учится самоутверждаться и Ваша задача правильно построить свое поведение и взаимоотношения с малышом. Главная задача – поддерживать его.
Общайтесь с ним в сотрудничестве, а не в руководстве. Постоянно показывайте ему свою любовь, он очень в ней нуждается .
Как можно меньше запретов, дайте ему самостоятельно исследовать и познавать мир. Все хрупкое и ценное уберите, закроете острые углы – сейчас много разных приспособлений для этого.
Как можно меньше обращайте внимание на социальные нормы (например, нельзя стоять на коленях в песочнице, ползать по скамейке, съезжать с горки на животе, не залезать в ящик с кастрюлями, не копаться в маминых вещах или не играть на папиной гитаре и так далее). Все, к чему притрагивается малыш, дает развитие и расширяет его кругозор. Тюбики, баночки и техника для ребенка интереснее сейчас многих игрушек. Запреты могут быть только на вещи, которые связаны с опасностью для жизни.
Ребенок очень чувствителен к тону взрослых, поэтому не кричите, не будьте назидательны, если запрещаете, то объясняйте ребенку, для чего Вы это делаете.
Внимательно наблюдайте за своим малышом, старайтесь понимать его, обращайтесь с ним как с взрослым – с уважением, не сюсюкайтесь. Ребенок слышит, как взрослые общаются между собой, впитывает модели общения, начинает подражать взрослым.
Если ребенок не хочет отпускать Вас даже в ванную комнату – посадите его рядом на табуретку, пусть поиграет с мочалкой. Если Вам надо уйти – не обманывайте его: не уходите тайком – говорите, что Вам надо уйти, и Вы скоро придете. Уделите ему хотя бы 15 минут – поиграйте, потом малыш будет спокойно сидеть и заниматься своими делами.
Капризы также могут быть связаны с усталостью, поэтому очень важно соблюдать режим дня. Следите за режимом и неукоснительно его соблюдайте. Когда ребенок чувствует постоянство, он ощущает себя в безопасности и ему легче справляться со своими эмоциями и желаниями.
Режим в этом возрасте безболезненно входит в жизнь ребенка и становится нормой для него. Впоследствии он сам будет садиться за стол в определенное время или идти спать.
Если Вы говорите «нет», то четко отстраивайте свою позицию, но не агрессивно, колебание приведет к манипуляциям со стороны ребенка. Везде используйте игру, собираетесь ли на улицу, одеваетесь или кормите.
Говорите с ребенком обо всех явлениях и предметах вокруг – куда поехала машина, какое сейчас время суток, что происходит. Не торопите, не дергайте малыша – ритм у ребенка намного медленнее, чем у взрослых, он умеет наслаждаться и созерцать, и через это познает жизнь, учится с ней соприкасаться. Если начинаются истерики и несогласия, старайтесь, переключите свое чадо на другую деятельность или расскажите сказку, в которой будет звучать ваша просьба или наставление. Через сказки можно рассказывать об опасностях, разъяснять, что хорошо, что плохо, приучать к горшку.
Не подгоняйте малыша под себя, под свои желания и стереотипы, дайте ему в этом возрасте больше свободы и любви и результат Вас удивит в хорошем смысле этого слова.Анна Зубкова, специалист
Мой годовалый ребенок ведет себя непослушным или нормальным?
youtube.com/embed/YtuDU5e8fg4?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Легко расстроиться, когда годовалый ребенок швыряет вещи на пол, включает и выключает телевизор или лезет в вещи, которые вам не нужны. Может показаться, что ваш ребенок намеренно пытается нажать на ваши кнопки, но на самом деле такое поведение является нормальной частью его развития. Понимание того, почему ваш ребенок ведет себя таким образом, может помочь вам лучше реагировать на это.
Что нужно знать о поведении
Эксперты по детскому развитию говорят, что 12-месячные дети просто не способны злиться или мстить, и у них недостаточно контроля над импульсами, чтобы сопротивляться тому, что им велят не делать. (Большинство детей не в состоянии справиться с этим до 3,5-4 лет.)
В этом возрасте дети пытаются осмыслить свой мир, исследуя и экспериментируя. Они хотят видеть, что происходит, когда они делают определенные вещи. Это исследование — то, как они изучают такие вещи, как причина и следствие.
«Младенцы постоянно наблюдают за миром, — говорит педиатр и писатель Харви Карп в статье под названием «Когда начинается дисциплина?» из Журнал для родителей . «Она разминает еду, чтобы посмотреть, как она себя чувствует. Она роняет что-то со стульчика, чтобы посмотреть, как оно шлепнется».
Таким образом, вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что ваш ребенок ведет себя непослушно, вы можете радоваться тому, что его поведение на самом деле является признаком когнитивного развития. Когда ребенок заставляет что-то происходить и наблюдает за результатами или повторяет действие — например, нажимает кнопки, чтобы включить или выключить телевизор или радио, — он учится.
Что вы можете сделать
Вот несколько способов, которыми вы можете способствовать позитивному развитию вашего ребенка посредством исследования:
1. Обеспечьте безопасные возможности для непрерывных игр и открытий.
Защитите свой дом от детей, чтобы избежать опасностей, но также обеспечьте безопасные места, где ваш ребенок может все проверить. Разместите книги, пазлы и игрушки на низких полках, чтобы они могли до них добраться. Обеспечьте игрушки, которые предлагают возможности для изучения размера, формы и цвета, при использовании контейнеров, штабелирования и гнездования игрушек. Будьте позитивны и поощряйте, когда ваш ребенок учится новому действию или навыку, позволяющему влиять на вещи.
2. Объясните причину и следствие своих действий.
Исследования вашего ребенка — это прекрасная возможность пообщаться с ним. Наблюдайте и комментируйте соответствующим образом, когда ваш ребенок смотрит на вас в поисках одобрения или неодобрения, прежде чем взять что-то или сделать что-то. Объясните им, что произойдет, если они потянут за шнур, и предложите им вместо этого поиграть со своими игрушками. Чем больше вы будете это делать, тем лучше они поймут, что для них безопаснее.
3. Будьте осторожны со словом «нет».
Младенцы начинают понимать, что означает слово «нет», в возрасте от 6 до 18 месяцев и даже могут начать говорить себе «нет-нет». Хотя вы можете быстро крикнуть «нет», если они тянут ваше ожерелье или выдвигают ящики, постоянно говоря им «нет», вы можете заставить их думать, что все запрещено. Лучший вариант — попытаться отвлечь и перенаправить их.
Вместо того, чтобы раздражаться из-за поведения вашего ребенка, отметьте тот факт, что он экспериментирует и узнает что-то новое о своем мире. Знайте, что их навыки самоконтроля все еще развиваются, и утешайтесь тем фактом, что они еще не способны целенаправленно нажимать на ваши кнопки.
Чтобы узнать больше о развитии вашего ребенка, загрузите Руководство по развитию младенцев и малышей от Arizona.
- воспитание детей
- младенцы
7 причин, по которым вы должны восхищаться ими, советы для родителей
Арти Арун 8 минут чтения
Арти Арун
Подписаться
Каждый ценит ребенка, который хорошо себя ведет и послушен.
От дошкольного до подросткового возраста
- 24.4K
- 0
- 0
Как родители, мы хотим, чтобы наши дети были послушными и демонстрировали хорошие манеры. Например, мы счастливы, когда они следуют нашим инструкциям, вежливы во время общения с другими, содержат свою комнату в чистоте и порядке и по очереди ходят на игровую площадку. Мы делаем все возможное, чтобы наши дети учились хорошему поведению. Но, несмотря на все усилия родителей, некоторые дети оказываются непослушными.
Но что означает слово непослушный?
В статье «Что такое непослушный ребенок?», опубликованной в журнале Therapeutic Care Journal (2009 г.), говорится: «Обычно это означает, что ребенок демонстрирует поведение, которое взрослые находят расстраивающим, раздражающим, сбивающим с толку, раздражающим или даже странным».
Родителям часто бывает трудно справиться с непослушным ребенком. Иногда они не понимают причин неприемлемого поведения своего ребенка. На самом деле, некоторые родители настолько расстроены, что даже бьют или жестоко ругают своего ребенка, чтобы заставить его вести себя хорошо. Но лучшее понимание сообщения, передаваемого непослушным поведением ребенка, может заставить родителей передумать и оценить своего озорного малыша.
Если вы также являетесь родителем непослушного ребенка, прочитайте дальше, чтобы понять, что может означать такое поведение:
- Шаг к независимости : Игнорирование советов и попытки делать что-то по-своему — обычная черта непослушных детей. . Хотя это может вызвать у вас разочарование, вы должны помнить, что ваш ребенок растет, и это его способ проявить свою независимость. Разве вы не хотите воспитать ребенка, который будет независимо мыслить и принимать взвешенные решения? На самом деле способность размышлять, подвергать сомнению нормы и вносить изменения — это качества, присущие лидерам.
- Высокий уровень энергии : Вместо того, чтобы сидеть тихо, некоторые дети предпочитают оставаться занятыми, занимаясь домашними делами или выходя играть. У них более высокий уровень энергии, и они не всегда могут вести себя приемлемым для вас образом. Тем не менее, вы должны понимать, что дети любят исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним способами, которые взрослым могут показаться непослушными. Приняв это и позволив ребенку свободно заниматься своими «непослушными» действиями, вы поможете ему понять кое-что о том, как идти на просчитанный риск.
- Любопытство и творчество : Мы возлагаем большие надежды на наших детей — мы ожидаем, что они станут врачами, инженерами, учеными, художниками, спортсменами, космонавтами и т. д. Большинство непослушных детей любопытны, изобретательны и умны. Однако они также любят пачкать руки. Но как вы думаете, сможет ли ваш ребенок стать художником, ученым или спортсменом, не устроив беспорядка? Итак, прежде чем ругать ребенка за то, что он перекопал задний двор, испачкал ковер или поцарапал коленку, помните, что именно любопытная и творческая сторона вашего ребенка делает его всем этим.
- Выразительный характер : Прошли те времена, когда детям говорили подавлять свои чувства и всегда сохранять приятное выражение лица. Эмоциональность – очень важное и востребованное качество в современном мире. Принятие и выражение своих чувств считается здоровым в наши дни. Кричать гримасы или быть самоуверенным не всегда означает, что ваш ребенок выходит за свои пределы — это также может означать, что он расстроен и выражает это вам. Итак, поговорите с ребенком и поймите, что его беспокоит.
- Смелый и мужественный : Требуется огромное мужество и способность противостоять давлению, чтобы не поддаться и высказать свое мнение. Ваш непослушный ребенок упрям и напорист. Хотя это может не сделать ее популярной фигурой, вы, безусловно, можете быть уверены, что она будет решительно добиваться своих целей.
- Юмористический и причудливый : Кто не любит посмеяться. Остроумные замечания или забавные ответы на вопросы показывают, что ваш ребенок умеет веселить и смеяться. Однако по мере того, как ваш ребенок становится старше, его игривый дух смягчится, и вскоре вам может начать его не хватать. Итак, наслаждайтесь моментом и цените уникальную индивидуальность вашего ребенка.
- Пытаюсь понять границы : Ваш ребенок кажется непослушным только тогда, когда вы рядом, и хорошо ли он ведет себя с вашим супругом? Как бы это ни расстраивало вас, это также признак того, что ваш ребенок начинает понимать границы с каждым родителем. В процессе его отношения с обоими родителями становятся более четкими.
Ваш ребенок узнает больше о себе и окружающем мире, расширяя свои возможности (и ваше терпение). Это может показаться озорным, но ваш ребенок просто делает то, что должен делать.