Оперантные реакции человека это реакции: Оперантное поведение — Психологос

Содержание

Оперантное поведение — Психологос

Оперантное поведение — это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели.

Б. Скиннер так писал о различии рефлексов и оперантном поведении: «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью».

А также: «Принято рассматривать любое движение живого существа как реакцию. Это слово заимствовано из исследований, посвященных изучению рефлексов. Оно означает действие, которое наступает в ответ на предшествующее событие — стимул. Но мы можем сделать событие зависимым от поведения без определения предшествующего стимула. Мы не изменяем среду обитания голубя для того, чтобы вызвать поднятие головы. Вероятно, нельзя показать, что любой простой стимул неизменно предшествует этому движению. Такое поведение может оказаться под контролем стимулов, но при этом отсутствуют отношения по типу «одно порождает другое», поэтому термин «реакция» не вполне адекватен, но он настолько укоренился, что далее мы будем его использовать. Конечно, нельзя предсказать и проконтролировать реакцию, которая уже произошла. Можно только предсказать, что похожие реакции будут наблюдаться в будущем. Поэтому единицей науки о прогнозировании является не реакция, а класс реакций. Для его описания будет использоваться слово «оперантный». Данный термин показывает, что поведение «воздействует» (operates) на среду, генерируя последствия. Следствия определяют свойства, по которым устанавливается сходство реакций. Он будет использоваться и как прилагательное (оперантное поведение), и как существительное, обозначающее поведение, определенное данным следствием. Поднятие голубем головы один раз в определенный момент является реакцией. Это прошлое и его можно рассматривать со всех точек зрения, которые представляют для нас интерес. Поведение, называемое «поднятием головы», которое происходит независимо от определенных обстоятельств (instances), является оперантным». Скиннер Б. Ф. ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 60-95.http://intellectus.su/lib/00028.htm

Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили.

Б. Скиннер об оперантном поведении

Фрагменты из книги Б. Скиннера «Оперантное поведение». Кривые научения. Оперантное обусловливание. Количественные свойства. Управление оператным поведением. Оперантное угашение. Условные подкрепления. Почему подкрепление подкрепляет? Непредвиденные обстоятельства и «суеверное» поведение. Цели, намерения и другие конечные причины поведения. См.→

Оперантное поведение и дрессировка

Традиционная дрессировка учит условным рефлексам, а не оперантному поведению.

Такому сложному и интересному поведению, когда животное само ищет возможности достичь желаемой цели, учит особый вид обучения животных: обучение с подкреплением. Это похоже на дрессировку, это действительно дрессировка, но это дрессировка не обычная, не традиционная. В этой дрессировке другие технологии (использование кликера) и другие результаты. Такая дрессировка (обучение с подкреплением) в руках умелого дрессировщика обучает творческому поведению.

Интересное наблюдение из жизни: собака, воспитанная в традиционных условиях, не понимает, что она может быть источником активности. Такая собака ждет команды. Более того, она честно не спускает глаз с хозяина. Хозяин должен дать команду. Только тогда возможна активность. Собака, воспитанная обучением с подкреплением — живая и активная. Она ищет возможности получить награду и перебирает возможные способы этого добиться, начиная свою активность до команды хозяина. Такие собаки быстрее решают задачи, связанные с деятельностью мышления, с ними чаще случаются инсайты (внезапное нахождение решения без предыдущих проб и ошибок или предыдущего обучения).

Что такое оперантное обусловливание и научение, как ими управлять и чего можно добиться

В психологии существует масса очень интересных теорий и методик. На первый взгляд, это всего лишь часть работы психоаналитиков. Но именно такие методики, как оперантное научение или оперантное обусловливание, помогают многим людям: спасают семьи, влияют на успеваемость детей, на повышение самооценки и т. д.

  • Способ формирования
  • Примеры основ научения
    • Имеющиеся компоненты оперантного научения
  • Примеры оперантного научения
  • Формы научения
  • Голодный голубь

Оперантное научение – это неестественный путь возникновения условных рефлексов, заключается он в подпитке спонтанно появившейся реакции у определённого субъекта, но не стимула, это происходит благодаря последствиям: подкрепления (увеличение) либо наказания (уменьшение).

Способ формирования

Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.

Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.

Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно. По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей.

Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.

Примеры основ научения

Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Примеры оперантного научения

Как пример, можно рассмотреть катание на доске, метание дротиков, игру на фортепиано или написание своего же имени – это считается образцами оперантной реакции, результаты, которые возможно контролировать, следующем за поведением. Это самостоятельно приобретённые реакции, для них не может существовать стимул, который мы могли бы распознать.

Скиннер не отрицал, что рассуждать о возникновении оперантный метод поведения – бессмысленно. Ведь нам не могут быть известны стимулы или внутренние причины, что ответственны за появление его. То есть, оно возникло спонтанно.

В случаях, когда последствия благоприятно отражаются на организме, вероятность повторения в дальнейшем операнта будет усиливаться. Когда это происходит – любые последствия подпитываются, и оперантное обусловливание, получены благодаря подкреплению – обусловливаются. Величина стимула позитивного подкрепления определяется соответственно воздействию на последующую частоту реакции, что ранее ему предшествовали. Таким образом, теория действует и противоположно, в случаи, когда реакция неблагоприятно и не имеет подкрепления, вероятность получения операнта значительно уменьшается.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений. Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли. Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Голодный голубь

На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Оперантное обусловливание: определение, Скиннер, примеры

Что общего между дельфином, прыгающим через обруч, собакой, притворяющейся мертвой, и кошкой, дающей пять? Это оперантное обусловливание! В этом разделе будет рассмотрено оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннера, его теория и некоторые примеры.

  • Мы начнем с определения оперантного обусловливания.
  • Далее мы рассмотрим принципы и концепции, лежащие в основе теории оперантного обусловливания и эксперимента Скиннера по оперантному обусловливанию.
  • Далее мы рассмотрим некоторые примеры из теории оперантного обусловливания.
  • Наконец, мы сравним классическое и оперантное обусловливание.

Оперантное обусловливание Определение

Б. Ф. Скиннер считал, что поведение можно изучать с научной точки зрения. Он также думал, что поведение является добровольным и имеет цель: воздействовать на окружающую среду . Это поведение, которое он назвал оперантным поведением , является центром оперантного обусловливания.

Скиннер описывает оперантное поведение как поведение, на которое влияют его результаты.

Другими словами, человек воздействует на свое окружение для достижения желаемых результатов. Итак, что же такое оперантное обусловливание?

Оперантное обусловливание — это метод обучения или изменения поведения, при котором последствие реакции, положительное или отрицательное, влияет на повторение действия.

Рис. 1 Собака переворачивается за лакомством.

Предположим, вы даете собаке лакомство, когда она переворачивается. Собака учится ассоциировать действие с наградой посредством оперантного обусловливания и, скорее всего, будет повторять поведение.

Оперативное обусловливание утверждает, что каждое действие, которое мы предпринимаем при взаимодействии с окружающей средой, имеет последствия. Мы с большей вероятностью будем повторять действия с положительными результатами, чем действия с отрицательными результатами. Когда мы получаем наказание в результате поведения, мы, скорее всего, никогда не повторим это поведение.

Теория оперантного обусловливания

Скиннер для своего научного исследования разделил поведение на три части: дискриминативный стимул , оперантная реакция и подкрепление или каратель . Эти три представляют собой трехчленную непредвиденную ситуацию, которая иллюстрирует связь между оперантной реакцией и следствием (подкреплением или наказанием).

Давайте определим эти три термина:

  • Различительный стимул служит антецедентом поведения, такого как события или ситуации, в которых происходит поведение.
  • Поощрения — это реакции, повышающие вероятность поведения, за которым они следуют.
  • Каратели — это ответы, уменьшающие вероятность поведения, за которым оно следует.

Приближается экзамен (различительный стимул), и вы хорошо рассмотрели и приложили все усилия при подготовке к экзамену. Пришли результаты, и вы заработали высокий балл. Твои родители были горды и отвели тебя в любимый ресторан (подкрепление). Если вы целый день играли в видеоигры и провалили экзамен, ваши родители отругали вас за безответственность (каратель).

Трехчленное непредвиденное обстоятельство послужило основой исследования Скиннера об оперантном обусловливании. В своем анализе он также определил несколько типов оперантного обусловливания.

Оперантное обусловливание: типы

Скиннер разработал четыре типа оперантного обусловливания: положительное подкрепление , отрицательное подкрепление , положительное наказание и отрицательное наказание .

Мы упоминали, что оперантное обусловливание включает в себя поощрение или наказание.

В положительном подкреплении благоприятный результат следует за поведением, чтобы увеличить его повторение.

Когда вы применяете положительное подкрепление, вы хотите усилить реакцию (например, с точки зрения частоты или вероятности) с помощью оперантного подкрепления. В данном случае положительное подкрепление.

Джон заметил, что его друг Люк выглядит грустным, поэтому решил пошутить, чтобы подбодрить его. Люк рассмеялся, что положительно укрепило поведение Джона. Так что в следующий раз, когда Люк расстроится, Джон, скорее всего, повторит это поведение.

Положительное подкрепление усиливает поведение, отрицательное подкрепление ослабляет его. Верно? Отрицательное подкрепление также может усиливать поведение. Этот тип подкрепления относится к оперантному аверсивному обусловливанию.

Отрицательное подкрепление возникает, когда вы удаляете неприятное событие (отрицательный стимул или отрицательное подкрепление) после поведения.

Вы едете и вдруг слышите визг, когда нажимаете на тормоз. Испытывая беспокойство, вы привели свою машину к механику и обнаружили, что тормозные колодки нуждаются в замене. Механик заменил их, и визг исчез. Устранение визжащего шума негативно укрепило поведение при доставке автомобиля к механику.

Существует два типа отрицательного подкрепления: избегание и избегание поведения .

Избегая, ученик предотвращает возникновение неприятного события. Если неприятное событие уже произошло, устранение отрицательного подкрепления происходит посредством поведения избегания.

Избегание: Когда вы оставляете посуду в раковине, вы слышите, как ваша мать возвращается домой из бакалейной лавки и паркует машину на подъездной дорожке. Ты бросился мыть посуду до того, как она вошла в дом, чтобы не придираться.

Побег: Но что, если твоя мама придет и увидит посуду в раковине раньше, чем ожидалось? Твоя мать начинает тебя пилить, и ты моешь посуду, чтобы она перестала ворчать.

Наказание — это еще одна форма оперантного аверсивного обусловливания, направленная на ослабление поведения. Когда поведение ослабевает, это означает, что происходит уменьшение частоты, продолжительности и интервалов.

Наказание относится к негативным последствиям (аверсивным стимулам) после поведения.

Положительное наказание возникает, когда за реакцией следует неприятный стимул (что-то, чего вы не хотите).

Группе учеников грозит задержание после того, как они отказались следовать за своим учителем.

Неблагоприятные последствия неправильного поведения должны быть незамедлительными и последовательными, чтобы учащийся связывал последствие поведения с более высокой вероятностью его прекращения.

Негативное наказание включает удаление чего-то ценного (предмета или действия) после ответа.

Человек лишен водительских прав после многочисленных нарушений правил дорожного движения.

Психологи предупреждают, однако, о чрезмерном наказании, поскольку наказание говорит вам, чего не следует делать; это может не привести к желаемому поведению. Наказания могут сделать ученика агрессивным, потому что это механизм выживания (для решения жизненных проблем).

Проще говоря, положительное наказание (+) добавляет отрицательное последствие, а отрицательное наказание (-) что-то убирает.

Оперативное обусловливание: свойства подкрепления

Ранее мы определили, что такое подкрепление, положительное и отрицательное подкрепление поведения. В оперантном обусловливании Скиннер определил свойства подкрепления, такие как различные типы подкрепления и графики подкрепления.

Первичные стимулы , такие как еда, вода и сон, имеют для нас биологическое значение. Это подкрепление является универсальным, а значит, может возникнуть у каждого.

Второстепенные подкрепления , также известные как приобрели или условные подкрепления , изначально нейтральны, но могут усиливать поведение в сочетании с основным подкреплением. Примеры включают жетоны, баллы и наклейки.

Графики подкрепления описывают способ и время предоставления подкрепления учащемуся.

Существует два типа графиков армирования: непрерывный и частичный .

Непрерывное подкрепление относится к подкреплению каждый раз, когда учащийся совершает целевое поведение.

Учитель дает золотую звезду каждый раз, когда ученик участвует в уроке.

Частичное поощрение , с другой стороны, предполагает предоставление поощрений на основе целевого количества желаемых действий (графики соотношений) или времени (графики интервалов).

Схемы с фиксированным соотношением требуют определенного количества ответов, прежде чем произойдет подкрепление.

Менеджер по продажам награждает сотрудника за достижение целевых показателей продаж в течение шести месяцев подряд.

Графики с фиксированным интервалом включают подкрепление желательного поведения после определенного периода. Этот график приводит к увеличению количества ответов по мере приближения подкрепления.

Алиса готовится к экзамену на получение лицензии. У нее было три месяца на подготовку к экзамену, но в первые два месяца она не тратила столько времени на повторение. По мере приближения экзамена она провела последний месяц подготовки к экзамену, изучая уроки, чтобы убедиться, что она сдала экзамен (закрепление).

Схемы с переменным соотношением относятся к подкреплению желательного поведения без определенного количества ответов.

Наиболее распространенным примером графика подкрепления с переменным соотношением являются игровые автоматы. Непредсказуемость подкрепления способствует азартному поведению.

Графики с переменным интервалом относятся к подкреплению желательного поведения в непредсказуемые промежутки времени.

Непредсказуемость получения сообщения (подкрепления) через систему обмена мгновенными сообщениями может способствовать проверке уведомлений в разное время в течение дня.

Оперантное обусловливание: принципы

Мы видели, как происходит подкрепление, и какие виды подкрепления даются. Теперь мы рассмотрим три основных принципа оперантного обусловливания.

принцип безотлагательности подчеркивает сроки доставки подкрепления. Если подкрепление происходит сразу после поведения, тем сильнее оно влияет на ученика. Чем менее незамедлительны, тем менее эффективны последствия.

Принцип непредвиденных обстоятельств относится к тому, насколько последовательно последствие следует за поведением. Этот принцип подчеркивает важность надежной передачи ответа для повышения эффективности последствий.

Принцип насыщения говорит нам, что если обучающийся не испытывает аппетита к определенному стимулу (например, вознаграждению), последствия не будут столь эффективными; однако, если есть потребность в конкретном стимуле, эффект последствия возрастает.

Оперантное обусловливание Скиннера: Эксперимент

Проверяя свою теорию, Б. Ф. Скиннер провел эксперименты с оперантным обусловливанием на животных, наблюдая за их поведением в ящике Скиннера. Скиннер разработал коробку Скиннера или камеру оперантного кондиционирования , которая записывала поведение организма в определенный период времени.

Животное получает награду (поддон с едой) или наказание (неприятные удары электрическим током), когда оно демонстрирует определенное поведение, например, нажимает на рычаг для крыс или клюет ключи для голубей.

Рис. 2 Эксперимент Скиннера подтверждает его теорию оперантного обусловливания.

Передвигаясь по коробке, крыса случайно нажала на рычаг, соединенный с кормовой таблеткой. Пищевые шарики автоматически бросали еду в дозатор (положительное подкрепление). Крыса научилась этому полезному поведению быстро после того, как ее поместили в ящик Скиннера всего несколько раз.

Скиннер тестировал негативное подкрепление, подвергая крысу неприятному электрошоку, пока она находилась внутри коробки. Когда крыса двигалась внутри коробки, она случайно нажимала на рычаг, и удары током сразу прекращались (негативное подкрепление).

После того, как крысу несколько раз поместили в коробку, она быстро научилась этому поведению. В следующий раз, когда крысу поместили в коробку, она тут же поспешила нажать на рычаг, чтобы избежать неприятных ощущений от ударов током.

Примеры и применение оперантного обусловливания

Существует несколько примеров применения оперантного обусловливания в повседневной жизни. Оперантное обусловливание Скиннера способствовало развитию методов лечения, таких как экономика токенов и формирование поведения .

Родители и учителя используют экономию жетонов для подкрепления желаемого поведения с помощью жетонов, таких как наклейки, купоны, деньги или баллы, которые ребенок может обменять на вознаграждения, такие как еда, занятия или привилегии. Экономика токенов помогает научить детей следовать правилам дома и в школе.

Рис. 3 Дрессировка цирковых животных

Формирование поведения включает в себя получение ответов путем упрощения желаемого поведения до небольших управляемых шагов, за которыми следует вознаграждение, когда учащийся завершает каждый шаг.

Например, дрессировщики используют формирование поведения, чтобы научить цирковых животных сложным трюкам.

В поведенческой терапии психологи используют оперантное обусловливание и его принципы для изменения поведения и лечения психологических состояний, таких как депрессия, расстройства пищевого поведения и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Классическое и оперантное обусловливание

Мы понимаем, что и классическое, и оперантное обусловливание являются формами ассоциативного обучения. Но какая разница? Давайте посмотрим на эту таблицу, чтобы сравнить два типа кондиционирования.

Классическое обусловливание

Оперантное обусловливание

Поведение непроизвольное.

Поведение является добровольным.

Обучение происходит до появления реакции (предъявление безусловного раздражителя после условного).

Обучение происходит после того, как имеет место реакция (путем подкрепления или наказания).

Обучаемый пассивен.

Учащийся активен.

Обучаемый связывает нейтральный стимул с безусловным стимулом, вызывая реакцию.

Обучаемый связывает реакцию с последующим последствием, влияющим на повторение поведения.


Оперантное обусловливание – основные выводы

  • Оперантное обусловливание — это метод обучения или изменения поведения, при котором последствие реакции, положительное или отрицательное, влияет на повторение действия.

  • Используя коробку Скиннера, Б. Ф. Скиннер провел исследование оперантного обусловливания на животных, которое фиксировало поведение во времени.

  • Свойства армирования включают первичное и вторичное армирование и схемы армирования в зависимости от количества ответов или временных интервалов.

  • Реальные примеры оперантного обусловливания включают экономию жетонов, формирование поведения и поведенческую терапию.

  • Оперантное обусловливание отличается от классического обусловливания тем, что поведение является произвольным, а обучение происходит после реакции. Классическое обусловливание рассматривает поведение как рефлексы, и обучение происходит до того, как возникает реакция.


Ссылки

  1. Рис. 2. Изображение эксперимента с крысами Скиннера (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Skinner_box_scheme_01.png) Андреаса1 (https://commons.wikimedia.org/w/ index.php?title=User:Andreas1&action=edit&redlink=1) Лицензия CC BY-SA 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/deed.en)

Паттерны вегетативной и центральной Реакция нервной системы на оперантное кондиционирование сердечного ритма человека

Паттерны реакции вегетативной и центральной нервной системы на оперантное кондиционирование сердечного ритма человека

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Томас Р. Макканн 1  

Физиологическая психология том 5 , страницы 115–124 (1977 г.)Процитировать эту статью

  • 193 доступа

  • 1 Цитаты

  • Детали показателей

Abstract

Автоматическая реакция и реакция центральной нервной системы оценивались во время условно-рефлекторного ускорения и замедления сердечного ритма человека.

Результаты показали, что развившиеся децелеративные изменения частоты сердечных сокращений были относительно независимыми от ответов других физиологических модальностей. У испытуемых, которые были проинформированы о непредвиденных обстоятельствах реакции-подкрепления, оперантное ускорение сердечного ритма было связано с увеличением частоты дыхания. И ускорение, и замедление сердечного ритма накладывались на фоне повышенной симпатикоподобной кожной реакции. Значимых изменений напряжения мышц подбородка и битемпоральной электроэнцефалографической альфа-активности не отмечалось ни при оперантном ускорении, ни при замедлении сердечного ритма. Отдельные испытуемые демонстрировали стереотипную реакцию на сеансы, хотя между людьми были значительные различия в характере физиологических реакций. Обсуждаются результаты исследования и их связь с современными теориями опосредованности оперантных изменений сердечного ритма.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Бланшар, Э. Б., и Янг, Л. Д. Самоконтроль сердечной деятельности: пока еще невыполненное обещание. Психологический бюллетень , 1973, 79 , 143–162.

    Артикул Google Scholar

  • Бренер Дж. и Хозерсолл Д. Контроль сердечного ритма в условиях усиленной сенсорной обратной связи. Психофизиология , 1966, 3 , 23–28.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Бренер Дж. и Хозерсолл Д. Стимулированное дыхание и контроль частоты сердечных сокращений.

    Психофизиология , 1967, 4 , 1–6.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Коэн, М. Дж. Связь между частотой сердечных сокращений и электромиографической активностью в выделенной парадигме побега-избегания. Психофизиология , 1973, 10 , 8–20.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Дэвис, Р. К. Модели ответов. Труды Нью-Йоркской академии наук , 1957, 19 , 731–739.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Ди Кара, Л. В., и Миллер, Н. Э. Перенос инструментально изученных изменений частоты сердечных сокращений из кураризованного в некураризованное состояние. Журнал сравнительной и физиологической психологии

    , 1969, 68 , 159–162.

    Артикул Google Scholar

  • Энгель Б.Т. и Чизм Р.А. Оперативное формирование учащенного сердцебиения. Психофизиология , 1967, 3 , 418–426.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Engel, B.T., & Hansen, S.P. Оперативное формирование замедления сердечного ритма. Психофизиология , 1966, 3 , 176–187.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Forbes, T. W. Проблемы измерения электродермальных явлений: Выбор метода и явления: потенциал. сопротивление, сопротивление. Психофизиология , 1964, 1 , 26–30.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Headrick, M. W., Feather, B. W., & Wells, D. T. Однонаправленные и значительные изменения частоты сердечных сокращений с усиленной сенсорной обратной связью. Психофизиология , 1971, 8 , 132–142.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Хайн, П. Л. Кондиционирование сердечного ритма у кошек и его связь с другими физиологическими реакциями. Психофизиология , 1969, 5 , 455–464.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Джаспер, Х. Х. Электродная система «десять-двадцать» Международной федерации. Электроэнцефалография и клиническая нейрофизиология , 1958, 10 , 371–375.

    Google Scholar

  • Кайзер, Д. Н., и Сандман, К. А. Физиологические паттерны, сопровождающие решение сложных проблем в предупредительных и непредупреждающих условиях.

    Журнал сравнительной и физиологической психологии , 1975, 89 , 357–363.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Лейси, Дж. И. Индивидуальные различия в паттернах соматических реакций. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 1950, 43 , 338–350.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Лейси Дж. И., Бейтман Д. Э. и Ван Лен Р. Специфичность вегетативной реакции. Психосоматическая медицина , 1953, 15 , 8–21.

    ПабМед Google Scholar

  • Лейси, Дж. И., и Лейси, Б. С. Связь вегетативной активности в покое с двигательной импульсивностью.

    Исследовательские публикации Ассоциации исследований нервных и психических заболеваний , 1958, 36 , 144–209.

    Google Scholar

  • McCanne, T.R., & Sandman, C.A. Детерминанты искусственного кондиционирования сердечного ритма человека: систематическое изучение нескольких методологических вопросов. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 1975, 88 , 609–618.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • McCanne, T.R., & Sandman, C.A. Оперантное обусловливание частоты сердечных сокращений человека: важность индивидуальных различий. Психологический бюллетень , 1976, 83 , 587–601.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Miller, L. H. Двумерная природа кожно-гальванической реакции. Неопубликованная докторская диссертация, Университет Дьюка, 1967.

  • Миллер, Н. Э., и Бануазизи, А. Инструментальное обучение курараризованным крысам специфической висцеральной реакции, кишечной или сердечной. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 1968, 65 , 1–7.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Миллер, Н. Э., и Ди Кара, Л. В. Инструментальное изучение образования мочи у крыс; изменения почечного кровотока. Американский журнал физиологии , 1968, 215 , 677–683.

    Google Scholar

  • Нейл Х. и Хейманс К. Сердечно-сосудистые и легочные рефлексы. В A. Luisada (Ed.), Сердечно-сосудистые функции . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1962.

    . Google Scholar

  • Обрист, П. А., Уэбб, Р. А., Саттерер, Дж. Р., и Ховард, Дж. Л. Соматические отношения сердца: некоторые переформулировки. Психофизиология , 1970, 6 , 569–587. (а)

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Обрист, П. А., Уэбб, Р. А., Саттерер, Дж. Р., и Ховард, Дж. Л. Замедление сердца и время реакции: оценка двух гипотез. Психофизиология , 1970, 6 , 695–706. (б)

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Обрист, П. А., Вуд, Д. М., и Перес-Рейес, М. Частота сердечных сокращений во время кондиционирования у людей: влияние интенсивности UCS, блокады блуждающего нерва и адренергического блока вазомоторной активности. Журнал экспериментальной психологии , 1965, 70 , 32–42.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шварц, Г. Э. Добровольный контроль интеграции и дифференциации сердечно-сосудистой системы человека посредством обратной связи и вознаграждения. Наука , 1972, 175 , 90–93.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шварц, Г. Э. Биологическая обратная связь, саморегуляция и формирование физиологических процессов. Американский ученый , 1975, 63 , 314–324.

    ПабМед Google Scholar

  • Шапиро Д., Турский Б. и Шварц Г.Е. Дифференциация частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления у человека с помощью оперантного кондиционирования. Психосоматическая медицина , 1970, 32 , 417–423.

    ПабМед Google Scholar

  • Ширн Д. Н. Оперативное кондиционирование сердечного ритма. Наука , 1962, 137 , 530–531.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Сигал, С. Непараметрическая статистика для поведенческих наук . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1956.

    . Google Scholar

  • Venables, P. H., & Martin, I. Руководство по психофизиологическим методам . Нью-Йорк: Американский Эльзевир, 1967.

    Google Scholar

  • Wells, D. T. Произвольные изменения сердечного ритма большой величины. Психофизиология , 1973, 10 , 260–269.

    Артикул пабмед Google Scholar

Ссылки для скачивания

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Университет Северного Иллинойса, ДеКалб, Иллинойс, 60115

    Томас Р. McCanne

Авторы

  1. Thomas R. McCanne

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

Дополнительная информация

Этот документ частично основан на докторской диссертации, защищенной в Университете штата Огайо. Части статьи были представлены на съезде Американской психологической ассоциации в Вашингтоне, округ Колумбия, 1976 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts