Определение абсолютизм: Абсолютизм | это… Что такое Абсолютизм?

Абсолютизм | это… Что такое Абсолютизм?

ТолкованиеПеревод

Абсолютизм
АБСОЛЮТИЗМ

(absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое решение по своему усмотрению. Как правило, абсолютными называют монархии начального периода новой истории, в первую очередь режим французского короля Людовика XIV. В политическом значении термином фактически начали пользоваться лишь с конца XVIII в., когда многие режимы этого типа уже были на грани отмирания. В отличие от тираний абсолютистские режимы существовали на легитимной основе. Людовик XVI в ноябре 1788 г., в канун Французской революции (French Revolution), сказал своему кузену, герцогу Орлеанскому (отцу будущего короля Франции Луи Филиппа, 1830–48), что любое его решение выражает волю закона.

Некоторые современные историки утверждают, что абсолютизм никогда не означал неограниченной власти, поскольку существовал в рамках традиций и норм обычного права, которые ограничивали действия монарха.


Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

Абсолютизм

понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монар­хическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица — монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие «абсолютной монархии». Абсолютизм до­пускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие ла­тентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует извес­тный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной со­циальной структуры и особенно наследственной аристократии), политичес­ких (абсолютизм способен к политической динамике, т.

е. к расширенному политиче­скому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государст­венного — Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал » просвещенный абсолютизм».

Доманов В.Г.

Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Абсолютизм

(от лат. absolutus — независимый, неограниченный)

абсолютная монархия. форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени государственная централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 — начале 20 веков. (см. Самодержавие). С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

абсолютная монархия, автократия, монархия, неограниченная монархия, самовластие, самодержавие, царизм

  • Абсентеизм
  • Авантюризм политический

Полезное


Определение и характеристика абсолютной монархии, абсолютизм в истории и современности

Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.

Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.

Содержание

  • 1 Определение и сопутствующие понятия
  • 2 Признаки абсолютизма
  • 3 Абсолютизм в истории
  • 4 Современные абсолютные монархии

Определение и сопутствующие понятия

Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.

Абсолютную монархию следует отличать от авторитарной и автократической форм правления.

Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.

Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.

Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.

Любая революция ведет за собой авторитаризм.

Признаки абсолютизма

К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:

Абсолютизм в истории

Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.

Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.

В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.

В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.

В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII—XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.

Современные абсолютные монархии

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.

Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.

Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.

Абсолютизм | Определение, история и примеры

Шарль Лебрен: Портрет короля Людовика XIV

Просмотреть все медиа

Фридрих II Арман-Жан дю Плесси, кардинал и герцог де Ришелье Николай I Людовик XIV Карл XII
Похожие темы:
политическая система идеология диктатура просвещенный деспотизм неоабсолютизм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

абсолютизм , политическая доктрина и практика неограниченной централизованной власти и абсолютного суверенитета, которыми наделен, в частности, монарх или диктатор.

Суть абсолютистской системы заключается в том, что правящая власть не подвергается регулярному оспариванию или контролю со стороны какого-либо другого органа, будь то судебный, законодательный, религиозный, экономический или избирательный. Король Франции Людовик XIV (1643–1715) представил наиболее известное утверждение абсолютизма, когда сказал: «L’état, c’est moi» («Я — государство»). Абсолютизм в различных формах существовал во всех частях мира, в том числе в нацистской Германии при Адольфе Гитлере и в Советском Союзе при Иосифе Сталине.

Далее следует краткое описание абсолютизма. Полный текст см. в Европейская история и культура: абсолютизм.

Еще из Britannica

история Европы: абсолютизм

Наиболее часто изучаемой формой абсолютизма является абсолютная монархия, которая возникла в Европе раннего Нового времени и была основана на сильных индивидуальных лидерах новых национальных государств, которые были созданы в Распад средневекового порядка. Могущество этих государств было тесно связано с могуществом их правителей; чтобы укрепить и то, и другое, необходимо было сократить ограничения на централизованное управление, которые применялись церковью, феодалами и средневековым обычным правом. Претендуя на абсолютную власть государства против таких прежних ограничений, монарх как глава государства заявил о своей собственной абсолютной власти.

К 16 веку в большей части Западной Европы преобладал монархический абсолютизм, он был широко распространен в 17 и 18 веках. Помимо Франции, чей абсолютизм был воплощен Людовиком XIV, абсолютизм существовал во множестве других европейских стран, включая Испанию, Пруссию и Австрию.

Самая распространенная защита монархического абсолютизма, известная как теория «божественного права королей», утверждала, что короли получают свою власть от Бога. Эта точка зрения могла бы оправдать даже тираническое правление как предначертанное Богом наказание, осуществляемое правителями за человеческую греховность. В своем происхождении теория божественного права восходит к средневековой концепции о том, что Бог даровал мирскую власть политическому правителю, тогда как духовная власть была дана главе Римско-католической церкви. Однако новые национальные монархи утверждали свою власть во всех делах и, как правило, становились главами церкви, а также государства, как это сделал король Генрих VIII, когда он стал главой недавно созданной Англиканской церкви в 16 веке. Их власть была абсолютной, чего не могли достичь средневековые монархи, которым противостояла церковь, которая, по сути, была конкурирующим центром власти.

В поддержку абсолютизма выдвигались и более прагматические аргументы, чем божественное право. По мнению некоторых политических теоретиков, для поддержания порядка и безопасности необходимо полное подчинение единой воле. Наиболее подробное изложение этой точки зрения было сделано английским философом Томасом Гоббсом в « Левиафане » (1651 г.). Монополия власти также оправдывалась на основе предполагаемого знания абсолютной истины. Ни разделение власти, ни ограничения на ее осуществление не кажутся действительными для тех, кто считает, что знает — и знает абсолютно, — что правильно. Этот аргумент был выдвинут Владимиром Ильичем Лениным для защиты абсолютной власти Коммунистической партии в России после большевистской революции 1917.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Среди абсолютистских правителей, появившихся позже в 20-м веке, помимо Гитлера и Сталина, были Бенито Муссолини из Италии, Мао Цзэдун из Китая и Ким Ир Сен из Северной Кореи, чей сын (Ким Чен Ир) и внук (Ким Чен Ын) продолжил модель абсолютистского правления в стране в 21 веке.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм

история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было

mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.

Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.

Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.

Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.

В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединения, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.

Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.

Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.

Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts