Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации: научный анализ проблемы
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(8) Март, 2017
УДК 373.2
Дата публикации 20.03.2017
Ежкова Нина Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Киреева Юлия Константиновна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Аннотация: В статье раскрываются научные подходы к понятию «адаптация», содержательно описываются особенности социально-психологической адаптации детей к условиям дошкольных организаций.
Ключевые слова: адаптация, дошкольники, дошкольная образовательная организация
Ezhkova Nina Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy», Russia, Tula
Kireeva Julija Konstantinovna
Tula state pedagogical university named after L. N. Tolstoy», Russia, Tula
Abstract: In the article scientific approaches to the concept of «adaptation» that is meaningful and describes the features of socio-psychological adaptation of children to conditions of preschool institutions.
Keywords: adaptation, preschoolers, preschool educational organization
Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации являлась объектом исследования целого ряда наук: социологии, психологии, психофизиологии, дошкольной педагогики и др. Поступление ребенка – новый период, сопряженный с новыми, не всегда положительными переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка, функционирования органов и систем и др. Адаптация является сложным процессом приспособления организма, который происходит на нескольких уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической науки и определял приспособления функций организма, его организмов и клеток к условиям среды. Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: адаптация (от лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает адекватное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в разнообразных условиях окружающей среды [8].
Согласно точке зрения А.В. Брушлинского, в результате процесса адаптации «достигается оптимизация функционирования всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Механизмы, выработанные в процессе адаптации, обеспечивают возможность человека, существовать в постоянно меняющихся условия среды» [6, с. 3].
Анализ научной литературы позволяет выделить два подхода к адаптации человека: биологический и социальный. Первичные изучения проблемы функционирования живого организма как целостной системы, были представлены в трудах К.Бернара. В дальнейшем идея Бернара была поддержана У. Кэнноном (свойство гомеостаза) [7]. Понятие адаптация также основывается на трудах отечественных ученых, таких как П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др. Основные аспекты адаптации разработаны в трудах отечественных ученых Л.В Белкиной, Ф.Б. Березина, Л.И. Божовича, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева и др., в зарубежных — Э. Брена, У. Джеймса, Ж.Пиаже, Г. Селье, Л. Филипса и др.
Существенный вклад в развитие концепции адаптации сделал Жан Пиаже. Его исследования показали, что адаптация обеспечивает баланс между воздействием организма на окружающую среду и обратного влияния окружающей среды. Ж.Пиаже впервые проанализировал отношения между человеком и социальной микросреды как гомеостатическое уравновешивание, перенося понятие гомеостаза организма на личность [4].
В работах отечественных ученых концепция адаптации находит свое дальнейшее развитие. Обращаясь к трудам Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев выражал свое несогласие против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза, в значении «приспособления», на онтогенетическое развитие человека. По мнению, А.Н. Леонтьева, в адаптации человека ведущей стороной выступает активность человека, которая имеет не приспособительный характер, адаптивный, а преобразующий, деятельный. Несомненно, человеческая адаптация к условиям существования принципиально отличается от адаптивного поведения животных, она имеет большую гибкость и изобретательность. Процесс адаптации человека находится под контролем сознания [5]. Проблемы биологической адаптации разработаны в исследовании Г. Селье, в так называемой «Теория общего адаптивного синдрома». Согласно этой теории процесс адаптации личности – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Особенность ответа заключается в необходимости приспособительных реакций в соответствии с возникшими требованиями. Агентом неспецифических реакций, как указывает Г. Селье, является стресс, то есть состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее трудных, сложных условиях. В качестве условия возникновения общего адаптационного синдрома автор указывает наличие стресс-факторов, вызывающих сам стресс, и, как следствие, неспецифические приспособительные реакции человека. Согласно данной концепции общий адаптационный синдром имеет фазы. Первая фаза – это реакция тревоги, которая является собственно сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывая своеобразную мобилизацию всех резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми внешними требованиями. Вторая фаза – фаза сопротивления (резистентности) как закономерное следствие реакций тревоги, когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизированных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. И третья фаза – фаза истощения, которая вызывает нарушения функций систем организма и состояние дезадаптации [9].
При рассмотрении теоретических вопросов, связанных с психологией и педагогикой личностного развития, Д.И.Фельдштейн рассматривает адаптацию, как фазу личностного становления человека, который входит в относительно стабильную социальную общность. Развитие личности представляется как процесс вхождения в новую социальную среду, адаптацию и, наконец, интеграцию с ней.
Процесс адаптации детей раннего возраста к новым условиям стал предметом изучения отечественных ученых таких, как В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.О. Смирнова и др. Исследователи указывают на необратимое нарушение личного развития ребенка, когда он не имеет психологической готовности к переходу к новым социальным условиям. Выделяются три аспекта адаптация детей раннего возраста:
— медико-биологический аспект включает в себя адаптацию организма к изменяющимися условиям окружающей среды, такими как: температура, влажность, атмосферное давление и другие физические факторы. А так же изменениями в организме: болезнь, дисфункциональность любого органа. Процессы адаптации в целом направлены на поддержание функций гомеостаза;
— социальная адаптация подразделяется на два аспекта: социальный и педагогический. Социальная адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям макросоциальной среды, при этом есть конкретные факторы, к которым ему необходимо приспособиться: новая обстановка, присутствия взрослых, режим дня. Педагогическая адаптация представляется как явление, которое характеризует наибольшую приспособленность ребенка к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация означает, что ребенок находится в наиболее оптимальных условиях для социализации;
— психологический аспект в отношении ребенка раннего возраста условно разделяют на социально-психологическую и собственно-психологическую адаптацию. Социально-психологическая адаптация трактуется как приспособление ребенка к определенным социальным требованиям, нормам, условиям, принимая во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики. Собственно-психологическая адаптация (общение, контакт) – это коммуникация человека с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей [7].
В.Г. Крысько рассматривает социально-психологическую адаптацию, как процесс приобретения определенного статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. Статус представляется как положение личности в системе межличностных отношений, определяющих их права, обязанности и привилегии. В процессе социально-психологической адаптации личность стремиться достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни.
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. определяют социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей отдельных лиц и группы. В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, развивается ее индивидуальность, личность является частью новой социальной среды, она становиться полноправным членом общества. По мнению Ф.Б. Березина социально-психологическая адаптация- это адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. Также автор связывает с социально-психологической адаптацией, особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие.
В ходе исследования, проведенными учеными разных стран были выделены фазы процесса социально-психологической адаптации:
- Острая фаза, которая сопровождается своего рода колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к потере веса, частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, проблемам в речевом развитии. Длительность фазы в среднем один месяц.
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации:
— Легкая адаптация. Поведение восстанавливается в течении 10-15 дней, ребенок согласно норме, набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течении первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Далее по двадцатый день нормализуется сон. Настроение бодрое, отношения с семьей и взрослыми не нарушаются. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель. Речь затормаживается, но ребенок реагирует и следует указаниям взрослого. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
— Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, как правило, более выражены и продолжительны. Сон и аппетит восстанавливается более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в плаче, крике при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.
— Тяжелая адаптация. Продолжительность от двух до шести месяцев. Ребенок плохо спит, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть отказ от еды, функциональное нарушение стула. Настроение безразлично, ребенок много плачет и в течение длительного времени, поведенческие реакции нормализуются на 60-й день пребывания в ДОО. Отношение к близким эмоционально-возбужденное. Речь не использует или есть задержка речевого развития в период 2-3 недели.
2. Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, сдвиги уменьшаются и фиксируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средней возрастной нормой длиться 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации — характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу года могут преодолеть указанную выше задержку развития [2].
Посещение ДОО – новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Одним из условий для эффективного прохождения процесса социально-психологической адаптации, выступают факторы развития. К основным факторам развития человека, по мнению И. Шванцара, можно отнести:
— наследственность как совокупность заданных характеристик;
— среда как совокупность объектов и предметов социального окружения ребенка;
— воспитание как организованное, выстроенное взаимодействие педагога, ребенка, родителей [1].
Итак, социально-психологическая адаптация – это процесс приспособление ребенка к определенным социальным требованиям и нормам, условиям дошкольной образовательной организации, в ходе, которого необходимо принимать во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики, учитывать состояние здоровья. Таким образом, вопрос социально-психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО представляет важную область научных изысканий, разрабатываемый представителями различных направлений психологии и педагогики. Период адаптации к дошкольной образовательной организации – сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребенка по-разному. Его успех обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность предметной и игровой деятельности. Трудности, возникающие у детей раннего возраста в процессе социально-психологической адаптации, могут привести к нарушению его физического и психического развития, повлиять на дальнейшее благополучное пребывание в дошкольной образовательной организации и в семье. Для успешной социально- психологической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Список литературы
1. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад. // Дошкольное воспитание. — 1990. — №9. – С. 21-29.
2. Костина, В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание, 2006. — №. — С. 34-37.
3. Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста. // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. — № 4. — 2008. С. 17-26.
4. Пахоменкова, Е. А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95084.htm.
5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2010. — 176 с.
6. Поршнева Ю.В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук // Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности. Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. — № 20. – С. 1-6.
7. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой и др. – М., 1980.- 232 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: т.1 (А-Л) / под ред. В. Г. Панова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 790 с.
9. Селье Г. Стресс жизни. / Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия// Под. ред. Сельчёнок К., Тарас А. — М., АСТ: Харвест, 2001. – 480 с.
← Предыдущая статьяСюжетно-ролевые игры дошкольников: взгляд на проблему руководства
Следующая статья →Профилактика стресса и самосовершенствование через медитацию
Расскажите о нас своим друзьям:
это, определение слова, понятие.
Что такое Адаптация, значение, словарь, энциклопедияSkip to Main Content Area
— приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды; процессы адаптации направлены на сохранениегомеостаза.
Адаптация
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Адаптация — приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы…
Адаптация
Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Адаптация (в психологии развития) (лат. adaptāre — приспосабливать) — заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой. Это представление является общепринятым…
Адаптация
Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.
Адаптация (лат. ad — к; aptus — пригодный, удобный; aptatio — прилаживание; поздне-лат. adaptatio — приспособление) — совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (…
Адаптация
Философский словарь
: приспосабливание одного живого существа к другому живому существу, а также процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной или природной среде.
Адаптация
Новейший философский словарь
АДАПТАЦИЯ (позднелат adaptatio — приспособление, прилаживание) — термин первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней среды А формируются на…
Адаптация
Психологический словарь
(от лат. adaptare — приспособлять) — процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Адаптация
Психологическая энциклопедия
(от лат. adaptore — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический.Биологический аспект А. — общий для человека и животных — включает приспособление организма (…
Адаптация
Психологическая энциклопедия
(Adaptation; Anpassung) — процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками — с другой (см. также невроз), что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а…
Адаптация
Психологическая энциклопедия
(лат. adaptatio — приспособление). В биологии — приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде, к меняющимся условиям функционирования. А. человека формируется в процессе его эволюции и направлена на сохранение постоянства его внутренней. ..
Адаптация
Психологическая энциклопедия
(лат. adapto — приспособляю) — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
Поделиться:
Перцептивная адаптация (Определение + примеры)
Как узнать, что находится перед вами? Простой ответ на этот вопрос: «Вы видите это». Но, как показывают некоторые исследования и предполагают некоторые психологи, ответ на самом деле не так прост. На этой странице вы узнаете об адаптации восприятия. Такие психологи, как Анри Бергсон, предполагают, что восприятие окружающего мира на самом деле требует некоторой работы, которую мы не осознаем, включая запоминание всего, что мы когда-либо знали.
Адаптация восприятия охватывает множество различных процессов, и психологи по-разному подходят к этому вопросу. Это имеет смысл — то, как мы воспринимаем наш мир, влияет на все, что мы делаем!
Что такое адаптация восприятия?
Адаптация к восприятию — это процесс, посредством которого мы воспринимаем сенсорную информацию и соединяем ее с предыдущими воспоминаниями, чтобы воспринимать окружающий мир. Эта идея впервые была высказана французским философом Анри Бергсоном в конце 1800-х годов. Эта теория бросила вызов прежним представлениям о сенсорике и восприятии.
Сегодня перцептивная адаптация напоминает теорию, называемую нисходящей обработкой, хотя эта теория не обсуждалась в психологии до 1970-х годов.
Чем сенсорная адаптация отличается от перцептивной?
Сенсорная адаптация — это процесс фильтрации или привыкания к определенной сенсорной информации, которую наш мозг считает несущественной. Адаптация восприятия — это процесс, в котором мы воспринимаем эту сенсорную информацию, а наш разум «заполняет пробелы» воспоминаниями.
Молодые студенты, изучающие психологию, часто путают сенсорное и восприятие или используют их взаимозаменяемо, но это совершенно разные понятия. Вот один из способов понять разницу. Только с помощью сенсорной информации вы можете смотреть на лицо перед собой. Вы видите формы, которые составляют то, что вы в конечном итоге идентифицируете как глаза, нос и рот. Но что происходит между палочками и колбочками ваших глаз, которые видят это лицо, и вашим мозгом, думающим: «это мой друг» или «это моя мама»? Происходит восприятие.
Исследования Бергсона на пациентах с афазией дают некоторое представление о том, почему человек может принимать информацию и правильно ее воспринимать, но не может передавать эту информацию другим.
Бергсон и адаптация восприятия
Анри Бергсон был французским философом, мыслившим нестандартно. Когда он начал свои занятия философией, большинство его коллег считали, что внешний мир — это именно внешний мир. Мир был создан для того, чтобы люди могли видеть, слышать, обонять, осязать и пробовать на вкус.
Бергсон в своей книге 1896 года « Материя и память, » предположил, что в этом процессе есть нечто большее. Он определил разные типы двух разных типов памяти, которые оставались в уме до тех пор, пока не пришло время их использовать. Воспоминания «заполнили пробелы» внешнего мира.
В то время, когда Бергсон написал « Материя и память» и выступил с речами о том, что мы теперь знаем как перцептивная адаптация, другой психолог начал предлагать идеи, которые изменили мир психологии. Свет Зигмунда Фрейда сиял немного ярче, чем свет Бергсона в 20-м веке, но, возможно, это потому, что Бергсон опередил свое время. Идея перцептивных наборов и нисходящей обработки была введена несколькими веками позже, но во многом напоминала идеи, которые Бергсон представил в 9.0029 Материя и память.
Примеры адаптации восприятия
Память имеет решающее значение для восприятия, предположил Берсон. К счастью, он считал, что мы помним все наши переживания. Независимо от того, были ли эти воспоминания подавленными или недавними, они вступают в игру, когда мы получаем информацию об окружающем нас мире. Исследования, проведенные Бергсоном и более поздними психологами, показали, насколько важной может быть память для понимания того, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем на вкус и обоняем.
Это квадрат или треугольник?
В 1932 году Мариус фон Зенден писал о пациентах, которые обрели зрение после многих лет (или целой жизни) слепоты. Как только их зрение восстановится, они смогут нормально передвигаться по миру, верно? Не так много. У них были проблемы с определением того, что было перед ними, потому что они просто никогда раньше не сталкивались с предметами своим зрением. Они не знали разницы между сферой и кубом. Один больной воспринимал стакан лимонада как квадрат, потому что воспоминания о кислом напитке, «покалывающем» язык, напоминали прикосновение острого кубика к руке. Странно, да? Исследования показывают, насколько мы полагаемся на прошлый опыт и контекст, чтобы понять мир вокруг нас.
Работа Анри Бергсона с пациентами с афазией
Бергсон провел годы, изучая людей, страдающих афазией, или потерей способности общаться. Человек с афазией может слышать другого человека и понимать, о чем он говорит, но он физически не может высказать свое мнение. Что это говорит об уме и теле? Бергсон утверждал, что они разделены. Когда человек воспринимает информацию, которую он говорит, он соединяет звуки с памятью, чтобы понять сообщение. Это тело, а не разум, мешает им общаться.
Перцептивная адаптация, перцептивные наборы и нисходящая обработка
На этой странице представлено упрощенное введение в идеи Бергсона о памяти и восприятии. Есть еще много вещей, о которых можно было бы погрузиться в его идеи о различных типах памяти, намерениях ума для движения и внимания. Опять же, поскольку Фрейд штурмом взял мир психологии примерно в то же время, когда писал Бергсон, Бергсона в значительной степени упускают из виду в истории психологии. Но идеи, подобные его, возникли около 1970, когда Ричард Грегори представил концепцию нисходящей обработки в 1970 году.
Что такое нисходящая обработка?
Нисходящая обработка происходит, когда человек использует предыдущий опыт и знания для интерпретации сенсорной информации. Используя термины, которые Бергсон оценил бы, нисходящая обработка происходит, когда мы используем воспоминания, чтобы понять и заполнить пробелы в том, что мы видим перед собой.
Классическим примером этого является видение изображения, похожего на B или 13. Используя нисходящую обработку, ваш мозг видит изображение, и ваш разум «заполняет пробелы» на основе памяти и предыдущей информации. Может быть, шрифт и место, где размещено изображение, означают, что оно предназначено для представления B. Или вы видели изображение в контексте, где оно представляет 13.
Допустим, сейчас ночь, и к вам идет человек. Все, что вы можете видеть, это то, что они, вероятно, 6 футов 3 дюйма. Прежде чем вы сможете увидеть его лицо или услышать его голос, у вас может сложиться представление о том, кто этот человек, потому что высокий рост ассоциируется у вас с определенными людьми в вашей жизни. Когда человек появляется на свет, и вы понимаете, что это , а не человек, которого вы ожидали, вы можете почувствовать себя ошеломленным, и вам придется скорректировать свои чувства или то, что вы собирались им сказать.
Что такое наборы восприятия?
Как мы организуем наши воспоминания, чтобы они помогали нам правильно понимать мир? Бергсон считал, что все воспоминания как бы «натыкаются» друг на друга в нашем сознании, готовые всплыть на поверхность, когда они будут актуальны. Другие психологи в современной истории придерживаются других теорий. Работа Пиаже, Ястроу и других психологов привела к теории перцептивных множеств. Наборы восприятия — это то, как мы смотрим на мир. Мы применяем наборы восприятия к сенсорной информации, чтобы понять мир вокруг нас.
Эта концепция тесно связана с идеей схемы или структур, которые мы используем для организации информации. Когда мы узнаем новую информацию о мире, мы выстраиваем схему, которая помогает нам связать ее с информацией, которую мы узнали в прошлом. Таким образом, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, мы можем легко воспользоваться разработанной нами схемой и понять, что мы видим.
Конечно, схемы несовершенны. Наше восприятие мира и наши воспоминания могут ввести нас в заблуждение.
Допустим, вы выросли в культуре, в которой женщины ассоциировались с платьями. Вы построили схему, по которой платья носили только женщины. Когда вы видите фигуру в платье, вы предполагаете, что это женщина, пока не получите информацию, которая изменит ваше представление о человеке перед вами.
Восходящая обработка
Восходящая обработка и перцептивные наборы больше соответствуют идеям Бергсона, чем восходящая обработка. Восходящая обработка происходит, когда вы сначала воспринимаете сенсорную информацию, а затем используете ее, чтобы делать выводы. В случае с мужчиной в платье вы можете не так сильно вернуться назад при использовании восходящей обработки: сначала вы видите платье, затем человека, который его носит, а затем формируете представление о том, кто что носит. Любой, кто делал поспешные выводы, знает, что так бывает не всегда. Более вероятно, что это произойдет, как предлагает Бергсон в своей теории перцептивной адаптации: мы воспринимаем столько сенсорной информации, сколько можем, затем наш разум заполняет пробелы. Однако на незнакомой территории мы чаще используем восходящую обработку, чем нисходящую.
Психосоциальная адаптация: анализ эволюционной концепции, исследующий общий междисциплинарный язык
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронное письмо: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? воскресеньепонедельниквторниксредачетвергпятницасуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Уайли
Полнотекстовые ссылки
Обзор
. 2015 ноябрь;71(11):2504-19.
дои: 10.1111/янв.12723. Epub 2015 6 июля.
Йенли Лондоно 1 , Диана Э. Макмиллан 2
Принадлежности
- 1 Департамент прикладных медицинских наук Университета Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
- 2 Колледж медсестер, факультет медицинских наук, Университет Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
- PMID: 26148125
- DOI: 10.1111/янв.12723
Обзор
Yenly Londono et al. J Ад Нурс. 2015 ноябрь
. 2015 ноябрь;71(11):2504-19.
дои: 10.1111/янв.12723. Epub 2015 6 июля.
Авторы
Йенли Лондоно 1
, Диана Э. Макмиллан 2Принадлежности
- 1 Департамент прикладных медицинских наук Университета Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
- 2 Колледж медсестер, факультет медицинских наук, Университет Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
- PMID: 26148125
- DOI: 10.1111/янв.12723
Абстрактный
Цели:
Задний план: Психосоциальная адаптация является важным концептуальным термином, который плохо определен в сестринском деле и других медицинских, социально-поведенческих и образовательных дисциплинах. Глубокое понимание применения концепции в сестринском деле и в различных дисциплинах может помочь прояснить ее значение, облегчить более эффективный общий язык между дисциплинами и предоставить информацию для будущих исследований психосоциальной адаптации.
Дизайн: Эволюционный взгляд Роджера руководил этим концептуальным анализом.
Источники данных: Рецензированные рукописи на английском и испанском языках, опубликованные в период с 2011 по 2013 год, были получены из следующих баз данных: CINAHL, Psych INFO, PubMed, Scopus и LILACS.
Методы обзора: В анализ были включены 89 статей, посвященных психосоциальной адаптации. Выводы определяют ключевые атрибуты, предпосылки и последствия, связанные с использованием концепции. Результаты сравнивались с заявленными характеристиками адаптации.
Результаты: Атрибутами, характеризующими психосоциальную адаптацию, являются: изменение, процесс, непрерывность, взаимодействие и влияние. В психосоциальной адаптации антецедентами служат новые жизненные условия, а последствиями являются хорошие или плохие исходы. Важные особенности эволюции этой концепции включают ее широкое применение в рассматриваемых дисциплинах. Атрибуты психосоциальной адаптации имеют некоторое сходство с атрибутами общей адаптации. Обе концепции включают аспект изменения, но, в отличие от адаптации, психосоциальная адаптация отличается от биологических дескрипторов, таких как гомеостаз, и имеет тенденцию сосредотачиваться на реляционных характеристиках, таких как взаимодействие и влияние.
Ключевые слова: приспособление; анализ концепции; многопрофильный; медсестры; уход за больными; психосоциальный.
© 2015 John Wiley & Sons Ltd.
Похожие статьи
Устойчивое развитие: анализ эволюционной концепции. Изучение роли сестринского дела в движении за устойчивое развитие.
Макмиллан К. Макмиллан К. J Ад Нурс. 2014 Апрель; 70 (4): 756-67. дои: 10.1111/янв.12250. Epub 2013 11 сентября. J Ад Нурс. 2014. PMID: 24020907
Пандемический грипп: анализ эволюционной концепции.
Деверо А. Деверо А. J Ад Нурс. 2015 авг; 71 (8): 1787-96. дои: 10.1111/янв.12654. Epub 2015 31 марта. J Ад Нурс. 2015. PMID: 25823407
Невыразимое: концептуальный анализ.
Шик Макарофф KL. Шик Макарофф К.Л. J Ад Нурс.
Определение атрибутов безопасности пациента посредством анализа концепции.
Ким Л., Лайдер Ч., МакНиз-Смит Д., Лич Л.С., Нидлман Дж. Ким Л. и др. J Ад Нурс. 2015 ноябрь;71(11):2490-503. дои: 10.1111/янв.12715. Epub 2015 30 июня. J Ад Нурс. 2015. PMID: 26122016 Рассмотрение.
Социальная справедливость: анализ концепции.
Бюттнер-Шмидт К., Лобо М.Л. Бюттнер-Шмидт К. и соавт. J Ад Нурс. 2012 г., апрель; 68 (4): 948-58. doi: 10.1111/j.1365-2648.2011.05856.x. Epub 2011 27 октября. J Ад Нурс. 2012. PMID: 22032609 Рассмотрение.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Разработка и оценка анкеты психосоциальной адаптации для женщин с раком молочной железы, получавших адъювантную эндокринную терапию: одноцентровое перекрестное исследование в Китае.
Цзян Х, Чжан Х, Донг Ю, Сюй Х, Цзинь Ф. Цзян Х и др. Открытый БМЖ. 2022 21 ноября; 12 (11): e063082. doi: 10.1136/bmjopen-2022-063082. Открытый БМЖ. 2022. PMID: 36410798 Бесплатная статья ЧВК.
Zhang XJ, Xu H, Feng L, Wang DQ, Wang AP. Чжан XJ и др. Нурс Опен. 2021 сен;8(5):2673-2685. дои: 10.1002/nop2.823. Epub 2021 25 февраля. Нурс Опен. 2021. PMID: 33631062 Бесплатная статья ЧВК.
Психометрическое тестирование китайской версии шкалы преодоления трудностей и адаптации — краткая форма у взрослых с хроническими заболеваниями.
Ван Х, Тан Л, Хауэлл Д, Шао Дж, Цю Р, Чжан Ц, Е З. Ван Х и др. Фронт Псих. 2020 23 июля; 11:1642. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01642. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32849006 Бесплатная статья ЧВК.
Понимание и измерение уровня адаптации среди проживающих в сообществе пациентов с метаболическим синдромом: поперечное исследование.
Ван Х, Шао Дж, Е З. Ван Х и др. Пациент предпочитает приверженность. 2020 4 июн;14:939-947. doi: 10.2147/PPA.S248126. Электронная коллекция 2020. Пациент предпочитает приверженность. 2020. PMID: 32581520 Бесплатная статья ЧВК.
Психосоциальная адаптация пациентов с кожными заболеваниями: предварительный обзор.
Чжан С.Дж., Ван А.П., Ши Т.И., Чжан Дж., Сюй Х., Ван Д.К., Фэн Л. Чжан XJ и др. Общественное здравоохранение BMC.