Тема 1 Проблема активности в психологии
Понятие активности.
1.2 Произвольная и непроизвольная активность
1.3 Нормативность и индивидуальность активности
1.4 Параметры личностной детерминации действия
1.5 Закономерности взаимосвязанности личностных и ситуативных детерминант
Активность является проявлением психического, следовательно, в ее понимании и сегодня обнаруживаются различные подходы, которые отражают основные психологические теории современности (бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциализм, деятельностный подход, культурно-историческая психология и др.).
Бихевиоризм видит активность как результат воздействия на организм отдельных стимулов или системы стимулов. Психоанализ ставит активность в зависимость от инстинктов, которые должны найти возможность своего удовлетворения в социальной среде, полной запретов и ограничений.
Обобщение данных подходов является крайне трудным делом. Но некоторую общность в трактовке активности все же можно зафиксировать в таком определении: активность – это поддержание или изменение жизненно значимых связей индивида с миром.
Ниже мы будем говорить о непроизвольной и произвольной активности, но уже сейчас важно акцентировать роль специфически человеческой, личностной активности. Человек не просто реагирует на ситуацию, его активность обусловлена целью, она надситуативна, она поленезависима, в отличие от полевого поведения животного, она в значительной степени устойчива.
Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция. Активная жизненная позиция реализуется через деятельность.
Важно, что деятельность определяется через активность. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.
Деятельность всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и / или предметного сопротивления. Деятельность характеризуется осознанностью, хотя отдельные действия могут осуществляться автоматически.
Основными элементами деятельности выступают отдельные действия, т. е. деятельность существует как действие или как цепь действий. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Операции определяются условиями осуществления действий.
Деятельность является одним из проявлений поведения. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные обладают поведением, но не деятельностью, которая им недоступна. Не любое поведение человека можно назвать деятельностью. Хотя любая деятельность – это определенное поведение. Критерий для различения – степень прилагаемых сознательных усилий.
Совместная активность, со-активность людей, их совместная деятельность, опосредствованная артефактами, выступает условием развития ВПФ (высших психических функций), сознания человека. Этот аспект развития – культурная линия развития, которая реализуется в переплетении с натуральной линией (созреванием). Поэтому можно говорить о человеческой психике как результирующей соактивности людей, социально-психологической активности (О. Манделштам: «Что делать, самый нежный ум / Весь размещается снаружи»).
Деятельность и есть активность, но активность специфическая. Генетически она возможна благодаря артефактам и отдельным действиям. Так, у младших дошкольников, как показали эксперименты, понятие фигуры, круга, др. геометрических фигур формируются через действие: обведение пальцем контура данной фигуры. Затем это действие интериоризуется, становится внутренним действием. Данная фигура, понятие о ней выступает огранизующим началом для развития других психических процессов, придает формы внутренней жизни, переживаниям. Схожую роль в оформлении и структурировании внутреннего мира играют межличностные и социальные отношения людей.
Приведу пример постановки и варианта решения И.В. Гете фундаментальной проблемы начала или исходной единицы анализа психики — “неразвитого начала развитого целого”:
| Написано: “Вначале было Слово”. И вот уже одно препятствие готово: Я слово не могу так высоко ценить. Да, в переводе текст я должен изменить, Когда мне верно чувство подсказало. Я напишу, что Мысль всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека. Ведь мысль творить и действовать не может! Не Сила ли начало всех начал? Пишу, — и вновь я колебаться стал, И вновь сомненье душу мне тревожит, Но свет блеснул, — и выход вижу я: В Деянии начало бытия. |
|
Таким образом, можно определить два вида активности: поведение и деятельность. При этом поведение является более частным понятием по отношению к активности, а деятельность – более частным понятием по отношению к поведению.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Учение Ч. Дарвина позволило объяснить поведение живых существ в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма возникло учение о высшей нервной деятельности животных И. П. Павлова. Синонимом высшей нервной деятельности он и считал поведение. В деятельностном подходе поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность.
Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ролевых предписаний и ценностей. Неадекватность поведения как правило отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Поведение изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными.Различные интерпретации активности и различные ее определения. Активность человека и деятельность. Действие как поведение, обладающее смыслом (по М. Веберу). Отнесенность действия к различным уровням деятельности. Психика человека как результат соактивности людей, социально-психологической активности. Единицы активности.
Что такое активность? Определение понятия, виды, формирование, уровни
Понятие активности в психологии
С точки зрения психологии, «личностная деятельность» (от латинского activus — активная) — это активное отношение человека к миру, способность человека производить социально-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения социально-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах и общении.
Эволюционно простейшей формой деятельности (сенсорной) является почти механическая реализация внутренней программы или реакция на изменение (воздействие) во внешней среде (тропизм, такси, рефлекс). Эта форма деятельности характерна для одноклеточных и многоклеточных организмов. Более сложная форма (восприятие) — это инстинкты. Инстинкт — это совокупность врожденных тенденций и драйвов, которые играют мотивирующую роль в возникновении поведения. Эта форма активности встречается у насекомых и у простейших животных. Существуют также изученные формы деятельности, которые реализуются через навыки, где навык — это действие, которое формируется за счет повторения и доводится до автоматизации. Творческая (интеллектуальная) деятельность также играет важную роль в жизни, используя мышление для построения целевых программ для каждого нового действия. Эта форма деятельности характерна для млекопитающих и приматов. Наконец, рефлексия (сознательная деятельность) происходит как форма деятельности. Отражение — это обращение субъекта к себе, к собственной личности (ценностям, интересам, мотивам, эмоциям, действиям), к своим знаниям или к собственному состоянию. Этот вид деятельности встречается только у людей.
Психическая деятельность, от своего материального носителя, — это деятельность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Суть этой деятельности заключается в обработке информации, ее оценке и использовании для управления различного рода движениями, в том числе и речевыми.
Человеческая деятельность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Существует семь типов этого взаимодействия: поведение, потребление, игра, обучение, активность, общение и созерцание.
Поведение — здесь активность проявляется как способность животных, в том числе и человека, изменять свои действия под воздействием внутренних (гомеостаз) и внешних (адаптация) факторов. Поведение может быть: поисковым и кормовым (насыщение и накопление пищи), комфортным, репродуктивным (полигамия, моногамия или многоженство), родительским, оборонительным, агрессивным, социальным, территориальным, исследовательским.
Потребление — это вид деятельности, который заключается в непосредственном удовлетворении потребностей, когда потребность считается внутренним состоянием психологического или функционального ощущения отсутствия чего-либо (потребности).
Игра — это вид непроизводительной деятельности, при которой действия ограничены правилами и направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных пределах. Высшие животные имеют четко определенную юношескую фазу, в которой они проявляют игровое поведение. Характер игры у животных определяется видовой спецификой и сильно зависит от образа жизни, так как элементы поведенческого репертуара взрослого человека — определенные формы кормления, спаривания, социального и гнездообразующего поведения — проявляются (и совершенствуются) в игре. Для детей игры — это подготовка к дальнейшей деятельности. Через игру ребенок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт.
Обучение — это вид деятельности, при которой количество и качество элементов знаний и навыков учащегося доводятся до соответствующего уровня, что является целью обучения.
Деятельность — это объектно-ориентированная форма деятельности, которая предполагает преобразование элементов окружающей среды и создает условия, необходимые для жизни.
Общение — это межличностная форма деятельности, процесс установления и развития контактов между живыми организмами, возникающих из потребностей совместной деятельности, включая обмен информацией, взаимное осознание и попытки влияния друг на друга.
Созерцание — это сенсорная стадия познавательной деятельности. С марксистской точки зрения, познание — это не пассивное созерцание, а активная деятельность, неотделимая от преобразования мира.
Все формы деятельности обычно имеют внутренний (духовный) и внешний (поведенческий, практический) компоненты.
На заметку родителям: как это сделать
Активный человек — значит, деятельный, энергичный. Такими дети становятся в семьях, в которых поддерживается демократический стиль отношений между ними и взрослыми. Он предполагает гибкость в отношениях: проявляя достаточную требовательность и контроль, родители уважают мнение и позицию ребенка, развивают его самостоятельность, инициативность, самокритичность. Посильные поручения и значимое для него поощрение стимулируют повышенную активность в достижении цели. Важны достаточная помощь, спокойный, деловой анализ как результатов детской инициативы, так и допущенных ошибок и успешных действий.
Авторитарный стиль воспитания подавляет активность ребенка, так как угрозы наказанием и принуждения вызывают боязнь нарушить инструкции взрослого, ошибиться в своих действиях.
Либеральный стиль, напротив, отличается нетребовательностью к детям. Максимум свободы при минимуме ограничений поведения формируют агрессивность и вседозволенность. Такие дети считают, что достижение цели состоит в том, чтобы вынудить взрослых принести им желаемое на блюдечке, а не в том, чтобы самому проявить сообразительность и предприимчивость.
Формы и модели активности
Психическая деятельность (психика) подразделяется по содержанию на познавательную, эмоциональную и волевую; с точки зрения сознания — сознательную и бессознательную; с точки зрения личности — личную и безличностную. Этот вид деятельности также можно назвать внутренней деятельностью, т.е. деятельностью, которая происходит в рамках одной реальности.
Поведение связано с попыткой построить целостную картину личности и ее основных психических процессов, а также с изучением индивидуальных различий. Этот вид деятельности можно также назвать внешней деятельностью, т.е. деятельностью между двумя реальностями. В результате получаются четыре модели деятельности, которые подчеркивают различные взаимосвязи двух реальностей:
- Пассивность — когда одна реальность влияет на другую, а внутреннее состояние второй реальности и ее реакция на внешнее воздействие равны 0 (нулю). В жизни эта модель не встречается.
- Реактивность — когда одна реальность воздействует на другую, внутреннее состояние которой равно 0 (нулю), но при этом существует реакция от нее, соответствующая внешнему воздействию. Эта модель находится в бихевиоризме.
- Самоактивность — одна реальность воздействует на другую, реакция которой равна ее внутреннему (собственному) состоянию. Эта модель встречается во фрейдизме и гуманистической школе.
- Обусловленная деятельность — одна реальность влияет на другую, реакция которой является функцией сочетания внешнего воздействия и внутреннего состояния (личного опыта). Эта модель встречается в нео-фрейдизме и в бытовом активном подходе.
Чтобы больше узнать о различных подходах к изучению источника деятельности личности, мы обращаемся к истории ее развития.
Вопрос о деятельности личности впервые был поднят австрийским психиатром С. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение о том, что источником деятельности человека являются инстинктивные влечения, которые он имеет с рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических черт, бессознательных импульсов, природа которых «неизвестна». Что поражает в его учениях, так это признание приоритета биологического в человеке. Положительным моментом в учении Фрейда можно считать его обращение к царству бессознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизненную активность. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами Фрейда о бессознательном, в изучении человеческой психики пошли в направлении ограничения половых признаков и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Нео-фрейдизм начинается с признания решающей роли окружающей среды и механизмов социального характера. Нереализованные сексуальные черты сменяются в подсознании стремлением к власти, проистекающим из сознания собственной неполноценности (К. Юнг, А. Адлер), стремлением к безопасности или удовлетворению собственных желаний (К. Хорни), неспособностью прийти в гармонию с социальной структурой общества и возникающим в результате этого чувством одиночества (Э. Фромм) и т. д.
Позднее другие школы разработали собственные теории деятельности личности, в частности, гуманистическую школу, которая отвергла нео-фрейдистскую позицию о том, что природные импульсы обязательно враждебны обществу (страх одиночества, агрессия, стремление к власти или удовлетворение желаний). Напротив, они предложили рассматривать врожденные альтруистические мотивы как источник деятельности (К. Роджерс). Другие представители той же школы разработали собственные концепции, так называемую «теорию потребностей» (Г. Олпорт), согласно которой люди отличаются количеством и степенью выраженности некоторых независимых черт, а описание личности можно получить путем тестирования или иного менее тщательного изучения их, и «теорию потребностей» (А. Маслоу), согласно которой семь классов потребностей появляются с рождения и постепенно сопровождают человеческое развитие. Физиологические (органические) потребности, потребности безопасности, потребности принадлежности и любви, потребности уважения (благоговения), когнитивные потребности, эстетические потребности, потребности самореализации. Более того, по мнению автора, физиологические потребности лежат в основе этой пирамиды мотивации, а более высокие потребности, такие как эстетические и самореализующиеся, образуют ее вершину.
Индивидуальный стиль деятельности
Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:
- темперамент человека;
- умения;
- навыки;
- опыт.
Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.
Проблемы активности личности
Наконец, психология интернатного типа также подходит к развитию проблемы личностной активности. В России наука о поведении начинается с работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, которые пришли к идее активного отношения организма к окружающей среде. Следует подчеркнуть, что учение Павлова об условных рефлексах оказало значительное влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимающихся проблемами поведения и деятельности животных и человека.
Психологические проблемы человеческой деятельности решались многими российскими психологами разных периодов. Центральное место в этой концепции занимает концепция деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Теория отношения Д.Н. Узнадзе, основанная на рассмотрении развития отношения субъекта, анализирует закономерности психической деятельности. Н.А. Бернштейн, П.К.. Проблеме психофизиологической природы деятельности посвящены Анохин, А.Р.Лурия и другие ученые. Наибольшее внимание социальному характеру деятельности уделено в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абулханова-Славской, Е.В. Шороховой. Божович показал, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенок в разные периоды своей жизни формирует определенный взгляд на мир, который называется внутренней позицией. Как и в случае с ней, важнейшей внутренней особенностью деятельности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личный смысл. Она выражает связь целей деятельности человека, т.е. того, к чему он непосредственно стремится в данный момент, с его мотивами, т.е. с тем, что его мотивирует. Чем шире и разнообразнее деятельность, в которой участвует человек, чем более развита и упорядочена она, тем богаче он сам.
Мотивирующим фактором для деятельности является «цель». Цель — это воспринимаемый результат, на который в данный момент направлено действие (деятельность), связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Потребность — это потребность, которая проявляется в зависимости человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отражают стабильные жизненные зависимости организма и окружающей среды. Потребности человека развиваются вместе с развитием социальных условий жизни, производством, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребностей способствует его развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизации общества, экономическое и духовное развитие, тем богаче и разнообразнее его потребности. Основными характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность, возникновение и способ удовлетворения.
Внутренние мотивы действий становятся мотивами, которые возникают в результате осознания потребностей человека и проявляются в конкретных усилиях по их удовлетворению. Мотив — это реальная мотивация, которая побуждает человека действовать в конкретной жизненной ситуации и при определенных условиях.
В процессе взросления многие направляющие поведенческие мотивы в конечном итоге становятся настолько характерными для человека, что они становятся его личностными качествами. К ним относятся мотивация к достижению цели или стремление избежать неудачи, мотив власти, мотив помощи другим (альтруизм), агрессивные поведенческие мотивы и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, которая отражается в проявлениях других личностных качеств.
Нужны ли обществу активные люди?
Вам будет интересно:Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачи
Стимулирование деловой предприимчивости работника — одна из целей современного менеджмента. Ее развитие ведет за собой существенное повышение производительности труда, развитие культуры производственных и внепроизводственных отношений.
В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:
- целенаправленность,
- осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
- умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.
Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, можно утверждать с полным основанием, что инициативность членов общества способствует его всестороннему прогрессу.
Формы направленности активности и чем они обусловлены
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность (активность) человека и относительно не зависят от текущей ситуации, в научной литературе обычно называется ориентацией. Следует отметить, что ориентация человека на действие всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Самой примитивной, по сути своей биологической формой ориентации является притяжение. С психологической точки зрения, аттракцион — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно притяжение является временным явлением, так как потребность в нем либо исчезает, либо осознается и превращается в желание.
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-то очень конкретному. Следует отметить, что желание, когда оно достаточно осознанно, имеет стимулирующую силу. Она повышает осведомленность о цели будущих действий и разработке своего плана. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и способов ее удовлетворения.
Следующая форма направленности — аспирация. Аспирация возникает, когда в структуру желания включена волевая составляющая. Поэтому стремление часто считается весьма специфическим стремлением к деятельности.
Ориентация человека лучше всего видна в его интересах. Интерес — это конкретная форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает ориентацию человека в осознании целей деятельности, способствуя тем самым ориентации человека в окружающей действительности. Субъективно, интерес заключается в эмоциональном настроении, которое сопровождает процесс обучения или внимания к конкретному предмету. Одним из важнейших свойств интереса является то, что при удовлетворении он не исчезает, а, наоборот, порождает новые интересы, которые соответствуют более высокому уровню познавательной активности.
Интересы являются основной движущей силой для изучения реальности. Различают прямой интерес, обусловленный привлекательностью объекта, и косвенный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной особенностью сознания потребности, отраженной в интересах, является стабильность интересов, выраженная в продолжительности их поддержания и в их интенсивности. Следует также подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из отличительных черт личной деятельности.
Интерес к динамике ее развития может превратиться в наклон. Это происходит, когда волевой компонент включен в проценты. Наклонность характеризует ориентацию индивидуума на определенную деятельность. В основе склонности лежит глубокая и устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, то есть интерес к определенному виду деятельности. Основой наклона может быть также желание улучшить навыки, связанные с этой потребностью. Считается, что развитая склонность может рассматриваться как необходимое условие для развития определенных навыков.
Следующей формой проявления личной ориентации действий является идеал. Идеал — это объективная цель склонности человека, то есть то, к чему он стремится, на что он ориентируется, конкретизируется в изображении или представлении. Идеалы людей формируются под влиянием социальных условий жизни, в процессе образования и воспитания. Человеческие идеалы могут выступать в качестве одной из важнейших черт мировоззрения человека, то есть его системы взглядов на объективный мир, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Мировоззрение отражает не только идеалы, но и ценностные ориентиры людей, их принципы знания и действия, их убеждения.
Вера, высшая форма ориентации, — это система мотивов, мотивирующих человека действовать в соответствии с его взглядами, принципами и мировоззрением. Основой убеждений является знание, которое является истинным для человека, неоспоримым, в котором он не сомневается. Особенность верований заключается в том, что их знания представлены в единстве с чувствами и охватывают всю личность. Убеждение — это то, где есть страдания и муки совести, когда в действиях и поступках нарушаются принципы. Убеждение человека может проявляться в различных сферах его жизни и деятельности и может быть разделено на моральное, интеллектуальное, эстетическое и т.д., в зависимости от обстоятельств.
Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, вызванные этими убеждениями, становятся привычкой. К. Ушинский назвал хорошей привычкой моральный капитал, который человек вкладывает в свою нервную систему. Столица привычки вырастает из употребления и дает человеку возможность использовать свою драгоценную силу, силу сознательной воли, все более и более плодотворно, не тратя впустую свое сознание и волю к борьбе с уже преодоленными трудностями.
Что говорили о ней древние философы
Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.
Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.
Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.
Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.
Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.
Двигательная активность | в Главе 07: Познание
Двигательная активность
Двигательная активность движение . Способность создавать хорошо скоординированные движения — это форма интеллекта, требующая многих из тех же процессов, что и визуальное распознавание сцен и понимание языка.
Координированные движения спортсмена или танцора требуют сложной деятельности нервной системы. Те же проблемы (и решения), которые возникли при рассмотрении анализа визуальной сцены и понимания языка, снова возникают при рассмотрении координации движений.
Двигательная активность требует доли секунды интеграции многих источников информации, таких как зрение. Он бесконечно креативен, выражая уникальный конечный продукт, адаптированный к сложным требованиям, таким как язык.
Как и другие формы познания, двигательная активность основана на схемах: формах или закономерностях, усвоенных на опыте. Как и другие формы познания, двигательная активность находится под влиянием сложного сочетания сознательной и бессознательной обработки.
Ранние исследования двигательной активности
Историки психологии прослеживают начало исследований двигательной активности астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем около 1820 года. Бессел пытался выяснить, почему разные астрономы не могут договориться о местонахождении той или иной звезды на небе в конкретный момент. При этом он наткнулся на концепцию времени реакции .
Какие «личные уравнения» изучал Бессел?
Каждый астроном должен был записать точное время совмещения звезды с перекрестием в телескоп. Бессел обнаружил, что существуют постоянные индивидуальные различия в том, как быстро астрономы записывают время.
Некоторые люди задержались на долю секунды больше, чем другие. Бессел построил «личные уравнения», чтобы скорректировать различия в том, насколько быстро астрономы могут делать свои наблюдения. Он обнаружил различия в среднем времени реакции наблюдателей.
Сорок лет спустя Вильгельм Вундт сделал время реакции одним из наиболее часто используемых показателей в первой лаборатории экспериментальной психологии. Время реакции (время, прошедшее между событием-стимулом и реакцией) по-прежнему очень распространено в современной психологии.
Время реакции можно точно измерить. Ими легко манипулировать с помощью статистики (потому что время находится на шкале отношений с истинным нулем).
В современных лабораториях измерения времени реакции являются одними из самых простых форм измерения с помощью компьютерных программ. Они показывают, например, эффекты прайминга в семантических сетях, как обсуждалось в главе 6. 0008 Тейлора. Эти исследования были направлены на повышение работоспособности промышленных и служащих.
Что такое исследования движения во времени?
Проанализировав точную последовательность движений, необходимых для конкретной работы, исследователи могли изменить задачу. Они перепроектировали рабочую среду, чтобы сделать работу быстрее.
Например, эксперт по движению во времени может переместить контейнеры с деталями вдоль сборочной линии. Небольшие изменения могут сократить на несколько секунд время, необходимое для выполнения задачи.
Какую работу стимулировала Вторая мировая война?
Вторая мировая война открыла новую эру в исследованиях координации движений. Солдатам часто приходилось управлять сложной техникой в стрессовых условиях. Это привело к сосредоточению внимания на таких переменных, как практика , усталость и стресс и на том, как они влияют на двигательную активность.
Управление самолетом предъявляло еще один уникальный набор требований. Ранние кабины не были хорошо организованы. Пилот должен был следить за многочисленными циферблатами, манипулируя сложным ручным управлением. Это привело к фатальным ошибкам.
Акцент на том, как люди взаимодействуют с машинами, помог создать новую дисциплину под названием человеческий фактор . Он изучал отношение людей к сложным технологиям, таким как машины и другие инструменты, включая всю рабочую среду. Мы рассмотрим его в контексте промышленно-организационной психологии в главе 15.
Измерение зрительно-моторной координации
В середине 20-го века ученые разработали несколько хорошо известных лабораторных приборов для изучения моторики. Особый интерес представляла зрительно-моторная координация, способность людей выполнять сложные движения рук, приспособленные к постоянно меняющимся визуальным сигналам.
Зрительно-моторная координация необходима для выполнения многих сложных задач. Индивидуальные различия в этой способности влияют на производительность людей в условиях работы и отдыха, таких как сборочные работы и занятия спортом.
Одним из широко используемых инструментов для изучения
Устройство с вращающимся винтом
Ведущий винт состоит из пластины в виде поворотного стола с металлической точкой на ней. Субъект держит палочку с металлическим наконечником. Субъект пытается удержать наконечник на металлическом пятне (активируя таймер), пока блюдо вращается.
Что такое задача ротора преследования?
Чтобы палочка оставалась на металлическом пятне, субъект должен отслеживать круговое движение поворотного стола. Скорость вращения может варьироваться. Человек с лучшей координацией будет дольше удерживать кончик палочки на металлическом пятне.
Вторым инструментом, обычно используемым для изучения моторного контроля, является аппарат с зеркальным отслеживанием . Субъекту дается рисунок, например звезда, которую нужно обвести карандашом. Субъект рассматривает свою руку в зеркале. Барьер блокирует прямой обзор руки.
Зеркало переворачивает и нарушает нормальную зрительно-моторную координацию. Первоначально рука (видимая в зеркале) движется в направлении, противоположном ожидаемому субъектом.
Прибор для трассировки зеркал
Что такое трассировка зеркал?
Люди постепенно учатся менять нормальное соотношение рук и глаз. С практикой они становятся все более искусными в зеркальной трассировке.
Стандартные задания, подобные этим, позволяют изучать моторику. Зеркальная трассировка использовалась у известного пациента Х.М.
Путем тестирования H.M. Нейропсихологи показали, что на аппарате для отслеживания зеркал он может изучать процедуры. Эта предполагаемая процедурная память отличалась от памяти событий.
Х.М. не сформировали новых воспоминаний о событиях. Он никогда не помнил, как тренировался на устройстве для отслеживания зеркал, хотя его способности с ним улучшились.
Кривая обучения
При повторении почти любой двигательной задачи происходит обучение. Человек становится более эффективным или результативным при выполнении задачи.
В заданиях «Ротор преследования» время нахождения на металлической точке увеличивается. В задаче зеркальной трассировки трассировка становится более точной.
Прогресс в обучении навыкам обычно следует S-образной кривой, с некоторой мерой навыка по оси Y и количеством попыток по оси X. Сначала прогресс идет медленно, затем субъект может испытать всплеск обучения, который приводит к быстрому подъему на графике.
S-образная кривая обучения, типичная для сложного обучения
Какова форма обычной кривой обучения?
Люди иногда говорят о плато или периодах отсутствия улучшений во время обучения навыкам. Однако когда экспериментаторы искали такое явление, они его не нашли.
Фиттс и Познер (Fitts and Posner, 1967) обнаружили постепенное улучшение почти всех двигательных навыков с практикой. Они категорически заявили, что «нет плато». Фред Келлер из Гарварда назвал «фантомное плато», поскольку оно случалось редко, но люди верили, что это происходит.
Что Фиттс и Познер сказали о «плато» в моторном обучении?
То, что люди называют плато, может быть периодом стабильности после того, как навык усвоен настолько хорошо, насколько это возможно. Большинство процессов роста следуют той же S-образной кривой, что и моторное обучение.
В общем случае S-образная кривая роста выравнивается, потому что достигается стабильность , ограничивается ресурс, необходимый для роста, или достигается потолок производительности. Например, зеркальная трассировка не может улучшаться вечно.
При наличии достаточного количества времени для отработки любого навыка нужно стать очень хорошим в нем, тогда развитие прекращается. Это своего рода плато, указывающее на достижение максимальной компетентности.
В чем причина «S-образной кривой»?
S-образная кривая обучения наиболее очевидна, когда кто-то изучает очень сложную задачу. Начальная часть кривой медленно поднимается по мере того, как человек знакомится с основными компонентами навыка.
Фаза крутого восхождения наступает, когда имеется достаточный опыт работы с зачатками или простыми компонентами, чтобы начать собирать все это вместе. Следует быстрый прогресс, пока навык не достигнет потолка или не стабилизируется на высоком уровне.
Как люди неправильно используют термин «крутая кривая обучения»?
Люди часто говорят о крутой кривой обучения , когда имеют в виду обратное. Кривая обучения будет крутой, если навык улучшится быстро. Это указывало бы на что-то легкое для изучения .
Однако то, что большинство людей подразумевают под «крутой кривой обучения», — это трудный опыт обучения . Без сомнения, они думают о крутых холмах и крутых горах, которые затрудняют восхождение. На самом деле самая крутая часть кривой обучения — это та часть, где обучение происходит быстрее всего.
———————
Ссылка:
Fitts, P. M. & Posner, M. I. (1967) Человеческая деятельность . Бельмонт, Калифорния: Брукс/Коул.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Расс Дьюи
Определение, примеры и способы его достижения
Человек находится в состоянии потока, когда он полностью погружен в задачу. Когда человек «в потоке», он может не замечать, как проходит время, думать о том, почему он выполняет задачу, или оценивать свои усилия. Вместо этого они остаются полностью сосредоточенными.
Михай Чиксентмихайи, лидер движения позитивной психологии, популяризировал концепцию состояния потока. Однако задолго до того, как он ввел этот термин, аналогичные идеи существовали по всему миру в различных философских системах и школах мысли.
Исследования показывают, что мозг ведет себя по-разному во время потока и что определенные вмешательства могут помочь человеку чаще входить в состояние потока.
В результате это может быть полезным инструментом, помогающим свести к минимуму отвлекающие факторы и прокрастинацию.В этой статье мы более подробно рассмотрим состояние потока, включая его характеристики и преимущества. Мы также объясняем, как войти в поток.
Термин «состояние потока» описывает психическое состояние, в котором человек полностью сосредоточен на одной задаче или деятельности. Они направляют все свое внимание на задачу, и они не испытывают много мыслей о себе или своей работе. Некоторые люди неофициально называют это «нахождением в зоне».
Концепция потока пришла из области позитивной психологии, изучающей вещи, которые помогают людям процветать. Этот термин придумал Михай Чиксентмихайи, который был влиятельной частью движения.
Поток имеет сходство с внимательностью, так как и то, и другое предполагает концентрацию на настоящем моменте. Однако люди часто используют термин «поток» в отношении ситуаций, в которых они продуктивны, тогда как человек может находиться в состоянии осознанности независимо от того, выполняет ли он задачу.
Задачи, стимулирующие состояние потока, часто имеют схожие характеристики. Эти задачи могут быть:
- сложными, но не настолько, чтобы они были невыполнимыми
- вознаграждающими, что означает, что человек получает удовольствие или цель от их выполнения
- всестороннее, требующее затрат времени или энергии добиться прогресса
Некоторые признаки того, что человек находится в состоянии потока, включают:
- Фокус: Нелегко отвлечь людей в потоке от их задачи. Они могут не думать ни о чем другом. Если человек или событие прерывают кого-то в потоке, они могут чувствовать раздражение.
- Отсутствие самосознания: Поток связан со снижением «самореферентного мышления», что означает, что человек в этом состоянии вряд ли будет думать о себе, своей работе или о том, как его могут увидеть другие.
- Удовольствие: Людям может нравиться задание, побуждающее их погрузиться в него.
- Настойчивость: Некоторые данные свидетельствуют о том, что пребывание в потоке может компенсировать разочарование от сложной задачи, позволяя людям продолжать работу.
Во многих ситуациях человек может войти в состояние потока. Любая задача, которая поглощает все чье-то внимание, но не перегружает его, может спровоцировать его.
Тип деятельности, которая запускает поток, будет варьироваться от человека к человеку, в зависимости от того, что он находит интересным, приятным или сложным. Некоторые примеры действий, которые могут вызвать состояние потока, включают:
- занятия спортом
- игры
- чтение
- творческие хобби, такие как игра на музыкальном инструменте или рисование
- рукоделие и изготовление вещей
- решение головоломок
- садоводство
Термин «гиперфокус» описывает состояние, которое может звучать похоже на поток. В контексте таких состояний, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), гиперфокус относится к интенсивному вниманию или фиксации на задаче, которая кажется человеку интересной. Некоторые эксперты считают эти два термина взаимозаменяемыми.
Однако, в то время как поток, как правило, является полезным состоянием, гиперфокусировка потенциально может быть контрпродуктивной. Человек может быть настолько поглощен своей задачей, что изо всех сил пытается сосредоточиться на чем-то другом.
Еще одно отличие состоит в том, что гиперфокус обычно возникает из-за того, что кто-то лично интересуется задачей или темой. Напротив, исследователи отмечают, что люди могут войти в состояние потока при выполнении любого типа задач, если они достаточно сложны или значимы. Такие задачи могут включать работу или работу по дому.
В состоянии потока в мозгу происходят некоторые изменения. Исследования показали, что важную роль играет система вознаграждения дофамина.
Дофамин — это нейротрансмиттер, поддерживающий чувство мотивации, удовольствия и вознаграждения. Это также может помочь подавить телесные ощущения, такие как голод. Люди в состоянии потока имеют более высокий уровень дофамина, что может объяснить, почему они могут не замечать, что голодны или устали.
В мини-обзоре 2021 года утверждается, что в потоке также участвует система мозгового голубого пятна — норадреналина (LC-NE). Эта система мозга помогает регулировать принятие решений и выполнение задач. Во время потока человек должен иметь высокий уровень вовлеченности в сложную задачу, которая соответствует его уровню навыков, чтобы эта система могла правильно регулировать вовлеченность в задачу.
Неясно, вызывает ли вхождение в состояние потока эти изменения или эти изменения мозга вызывают или делают возможным поток. Возможно, что оба верны.
Например, активация дофаминовой системы может активировать поток. Затем поток может дополнительно стимулировать дофамин, создавая цикл.
Исследователи предложили две основные теории того, как поток влияет на мозг:
- Гипотеза временной гипофронтальности: В этой теории исполнительная функция временно снижается. Это снижение мешает человеку активно думать о себе, позволяя ему полностью погрузиться в задачу. Исследования функциональной МРТ (фМРТ) показывают, что во время потока снижается активность префронтальной коры, области, участвующей в исполнительных функциях.
- Теория синхронизации потока: В соответствии с этой теорией области мозга лучше взаимодействуют во время потока. Человек лучше контролирует и координирует свою деятельность, что предполагает более высокое исполнительное функционирование. Сторонники этой теории указывают на исследования нейровизуализации во время гипноза и медитации, которые предполагают более высокий уровень активности в лобной коре.
Быть в потоке само по себе может быть приятно. Человеку может нравиться поток, потому что он работает над чем-то, что имеет для него значение, или потому что ему приятно видеть, как проект обретает форму.
Исследования также связывают состояние потока с:
- лучшей производительностью
- меньшим количеством отвлекающих факторов
- меньшим самоосуждением
- большей мотивацией для выполнения задач
- способностью уделять больше времени задачам
- больше практики кто-то, чтобы приобрести навыки и компетентность
Теоретики позитивной психологии считают, что поток также важен для психологического здоровья и благополучия.
Иногда люди входят в поток непреднамеренно, не задумываясь об этом. Однако, если кто-то хочет вызвать поток, он может попробовать несколько стратегий.
Во-первых, важно понимать, что человек не может постоянно вводить себя в состояние потока. Наоборот, речь идет скорее о создании правильных условий для потока. Человек может начать с размышлений о предыдущих случаях, когда он входил в состояние потока, и о факторах, которые могли ему помочь.
Например, они могут обратить внимание на:
- тип задачи
- окружающую среду
- свое психическое состояние в момент
это к другим задачам. Например, они могут понять, что им нужна тихая обстановка или что они лучше работают с фоновым шумом.
Другие стратегии, которые могут помочь, включают:
- Предоставление достаточного времени: Требуется время, чтобы войти в состояние потока. Поэтому может быть проще использовать поток для более длинных задач, чем для более коротких, и заблокировать установленный период для работы над ними.
- Минимизация прерываний: Отвлечения и прерывания затрудняют вход в состояние потока. Люди могут убедиться, что у них есть свободное время для работы над чем-то, отправившись в уединенное место, отключив уведомления на своих устройствах, сообщив другим, что они заняты, или заблокировав время в своем календаре.
- Практика осознанности: Навыки, которые человек использует, чтобы стать и оставаться осознанным, аналогичны тем, которые используются в состоянии потока. Небольшое исследование бейсболистов на Тайване, проведенное в 2019 году, показало, что практика осознанности улучшила как производительность, так и состояние потока у спортсменов. Узнайте больше о практике осознанности.
- Корректировка задачи: Скучные, повторяющиеся или слишком простые задачи могут не вызвать состояние потока. Если возможно, человек должен попытаться скорректировать эти задачи так, чтобы они были более приятными, значимыми или сложными.