www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
это, определение слова, понятие. Что такое Бихевиоризм, значение, словарь, энциклопедия
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX в. Э. -Торндайка и Д. -Уотсона, а также с учением И. -П. -Павлова о рефлексах. Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. -Скиннера.
Согласно представлениям последнего, человек являет собой своего рода «-черный ящик»-, внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Это относится как к собственно психическим, так и к нейрофизиологическим процессам. Исходя из этого, по мнению бихевиористов, необходимо отказаться от попыток понять внутреннюю мотивацию поведения и сосредоточиться на внешних факторах. По Б. -Скиннеру, объяснить поведение (а следовательно, в какой-то мере опосредствованно понять устройство «-черного ящика»-) можно, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием.
Б. -Скиннер считал, что в отличие от классических экспериментов И. -П. -Павлова с животными, где поведенческая реакция следовала за стимулом (такое поведение Б. -Скиннер обозначал как респондентное) человек обычно демонстрирует оперантное поведение, сутью которого является активное воздействие на окружающий мир с целью достижения желаемых изменений. То есть, по сути дела, поведенческий акт по времени предшествует физическому проявлению стимула, под влиянием которого он происходит. Если в результате предпринятого действия наступают желаемые последствия, то данная форма поведения получает положительное подкрепление, тем самым повышается вероятность повторения данной поведенческой реакции всякий раз, когда у субъекта возникает потребность в получении положительного подкрепления данного типа. Если же в результате поведенческого акта ожидание индивида не оправдываются или, более того, имеют место последствия противоположные, в терминах Б. -Скиннера аверсивные желаемым, можно говорить о негативном подкреплении, порождающем тенденцию к отказу от данного вида поведения.
Аверсивные стимулы в бихевиоральном подходе также называются наказанием. Систему использования обществом и его уполномоченными представителями наказания для пресечения социально табуированного поведения индивидов Б. -Скиннер обозначал как аверсивный контроль. Весьма критически относясь к управлению поведением, основанном на аверсивном контроле, Б. -Скиннер разработал собственную систему модификации поведения, основанную на переучивании индивида с проблемным поведением за счет использования положительных подкрепляющих стимулов.
Модель модификации поведения Б. -Скиннера включает в себя два основных этапа: функциональный анализ и вмешательство. Первый является определяющим и наиболее сложным, поскольку многие поведенческие паттерны в реальности не сводятся к простым оперантным реакциям, в основе которых лежит один конкретный стимул. На практике результат одного поведенческого акта может не просто подкреплять или подавлять предшествующую ему реакцию организма, но и порождать другие реакции. Таким образом возникают сложные последовательности взаимосвязанных поведенческих актов и опосредствующих их стимулов.
Кроме того, сами стимулы могут иметь характер как первичного (непосредственного), так и вторичного (опосредствованного) подкрепления. Причем один и тот же стимул может выступать одновременно в двух ипостасях. Скажем, автомобиль как положительное подкрепление усилий приложенных для его приобретения не только удовлетворяет потребность в средстве передвижения, но и может служить символом успеха, престижа и т. -п., тем самым подкрепляя самооценку владельца. Надо заметить, что деление стимулов на первичные и вторичные в бихевиоризме содержательно перекликается с первичными и вторичными потребностями в модели иерархии ценностей А. -Маслоу. С учетом перечисленных нюансов в рамках функционального анализа необходимо точно определить «-симптомы»- — поведенческие реакции или паттерны, от которых следует избавиться и детально идентифицировать систему стимулов, их подкрепляющих. Не менее важно точно сформулировать формы нового, замещающего поведения и разработать систему его положительного подкрепления.
Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения. В идеале, с точки зрения Б. -Скиннера, вмешательство должно строиться именно таким образом, однако на практике, как правило, предусматриваются и используются меры аверсивного контроля над проблемным поведением.
Несмотря на то, что взгляды Б. -Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. -Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. -Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. -Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. -Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследст-вии получила широкое применение в практической социальной психологии.
Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «-частей»- эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. -п.
Еще одним эффективным практическим нововведением А. -Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. -Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. -Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач.
В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.
Поделиться:
БИХЕВИУРИЗМ определение | Кембриджский словарь английского языка
Однако к этому времени значительно усилились голоса тех, кто сопротивлялся грубому бихевиоризму .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Как теория изучения языка, бихевиоризм мало что мог предложить.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Но он не приводит никаких аргументов в пользу бихевиоризма , даже несмотря на то, что часть его рассуждений, похоже, основывается на смутно бихевиористских предположениях.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Этот вид абстрактного бихевиоризма является недостатком попытки преследовать значение идентичности во всем творении.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В отличие от бихевиоризма , эволюционная психология стремится понять поведение через теорию разума, включающую когнитивные, эмоциональные и мотивационные измерения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Является ли задачей психологов вернуться к бихевиоризму ?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя это и не является неизбежным, можно понять «метафизическое давление» на физикалиста, заставляющее его принять бихевиоризм .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Теперь, если бы реалисты действительно были привержены менталистическим объяснениям веры, неожиданным результатом было бы то, что реализм несовместим с бихевиоризмом .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Битвы против бестелесного бихевиоризма велись и выигрывались в 1950-х годах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В частности, он говорил на языке поведенческой психологии (часто называемой бихевиоризмом ).
Из Кембриджского корпуса английского языка
Обратите внимание, что идея о том, что это вообще возможно, кажется, предполагает своего рода бихевиоризм не согласуется с гуманистическим пониманием личности. 20.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В обмене (в котором классику постоянно обсчитывают) актер заменяет бихевиоризмом для элегантности, современные речевые обороты для литературных построений и правдоподобие для старинного стиля.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В философии такое определение называется «неявным функциональным определением», и оно использовалось философами для формулирования функционалистских определений разума в качестве альтернативы 9.
0003 бихевиоризм .Из Кембриджского корпуса английского языка
Мне очень трудно представить какое-либо законодательное упражнение в бихевиоризме , которое не разочаровало бы, по крайней мере, некоторых людей.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
. В психологии позитивистский подход исторически отдавал предпочтение
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Просмотреть все примеры бихевиоризма
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров. 9Определение 0005
в кембриджском словаре английского языка
Затем появился бихевиоризм и идея о том, что невозможно узнать, о чем думают животные, потому что мы не можем проникнуть в их головы.
Из проводного
Вместо того, чтобы направлять его к бихевиоризм который кажется интуицией, которой обладают многие, скажем, нейробиологи?
Из Атлантики
Большинство психологических исследований в то время были сосредоточены на бихевиоризме — классической обусловленности и тому подобном.
Из Атлантики
Проблема заключается в нашей потребности в контроле, нашей склонности ставить условия для нашей любви и нашей постоянной зависимости от давно дискредитированных предпосылок бихевиоризма .
От Хаффингтон Пост
Долгое время, с бихевиоризмом и аудиолингвальным методом, родной язык был чем-то, чего мы всячески избегали.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако бихевиоризм , кажется, осознал врожденную асимметрию вознаграждения и наказания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Бихевиоризм в его самом строгом смысле был научной программой, которая доминировала в психологии в 1920-х и 1930-х годах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Беспокойство по поводу чрезмерной интерпретации и антропоморфизма в исследованиях на животных, кроме человека, широко распространено и за пределами бихевиоризма .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он начинает с изучения трех стандартных философских подходов к проблеме разума и тела: бихевиоризма, функционализма и теории тождества.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Поведенчески-когнитивная перспектива опирается на различные аспекты теории обучения и бихевиоризм , подчеркивая при этом важность когнитивного понимания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Каковы были последствия этого для психоанализа — и для бихевиоризма ?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя психоанализ и бихевиоризм психических заболеваний и связанная с ними социальная политика во второй половине 20-го века.
Из Кембриджского корпуса английского языка
По мере процветания бихевиоризма научные исследования психических состояний не поощрялись.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти факторы в сочетании с появлением конкурирующих исследовательских парадигм психологического функционализма и бихевиоризм , оказал огромное давление на структурализм как движение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Дисциплина повернулась в другом направлении — бихевиоризм , гештальт, исследования восприятия, социальная психология.