Общие способности это способности: Чем специальные способности отличаются от общих способностей. Общие способности, специальные способности

26.2.

 Общая психология

Способности людей делят на виды прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, который в той или иной степени проявляются во всех видах ее деятельности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и производительность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности.

Таковы способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой отрасли деятельности, в частности такие, как умение осознавать задачи, планировать и организовывать их выполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, которых касается деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

К специальных способностей надлежит отнести и способности к практической деятельности: конструктивно-технические, организационно-управленческие, педагогические, предпринимательские и другие.

Под специальными способностями понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и др.).

Общие способности оказываются в специальных, то есть способностях к некой определенной, конкретной деятельности.

Специальные способности определено теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность синтезом определенных свойств личности, что формируют ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей.

В соответствии с другим подходом, в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности — это возможности развития личности, которые проявляются каждый раз, когда перед ней возникает необходимость решения новых задач. Однако развитие личности зависит не только от его психологических качеств, но и от тех социальных условий, в которых эти качества может или не может быть реализовано. В таком случае говорят о актуальные способности. И действительно, отнюдь не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности согласно своей психологической природы, поскольку для этого не может быть объективных условий и возможностей. Итак, актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. В частности, ведущими свойствами в литературных способностях есть особенности творческого воображения и мышления; яркие наглядные образы памяти и т.д.

Специфическими является пути развития специальных способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественного», «мислительного» и «промежуточного» (по терминологии И.П. Павлова) существенной мере определяет особенности ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы — мислительний тип, определенная их равновесие — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левой (словесно-логический тип) и правой (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественном типичные присуща яркость образов, мислительному — преимущество абстракций, логических конструкций. В одной и той же человека могут быть разные способности, но одна из них более значимая, чем другие. В то же время у разных людей наблюдаются те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Способности развиваются в одаренность, а затем талант.

Понятие одаренности не имеет общепризнанного определения.

ОДАРЕННОСТЬ — это система способностей человека, которая позволяет ей достичь значительных успехов в одной или нескольких видах деятельности.

Одаренность человек получает как нечто наследственное. Она является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности и неразрывно связана со всем ее жизнью, оказываясь на разных этапах ее развития. Это явление выражает внутренние возможности развития организма как такового, а личности. Одаренность выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые выдвигает эта деятельность.

Внутри тех или иных специальных способностей оказывается общая одаренность индивида, которая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Талант — это такой уровень развития способностей, который дает человеку возможности творчески работать и достичь чрезвычайно важных, значимых успехов в деятельности.

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Это совокупность способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Талант может оказаться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых различных видах производства.

Гениальность — самый высокий уровень творческих проявлений личности, который воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерные творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и в то же время решительно преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.



Назад  

8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.

Способности – индивидуально – психологические особенности, выражающиеся в готовности к успешному овладению определенным видом деятельности. В их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. к ним относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения деятельности;

3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общих способностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения (креативность) и пр. — позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности.

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве — к чему именно он способен, какие это способности.

Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных занятий. Успешность деятельности не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специальная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности.

Традиционное применение тестов способностей состоит в использовании их для прогноза будущей успешности претендентов при выборе определенной профессии. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты и др.

Для диагностики общих способностей используют групповой тест Амтхауэра для оценки структуры интеллекта, «Школьный тест умственного развития» (ШТУР), тест Векслера, матирицы Равена, Тесты Торренса на творческое мышление,

Диагностика моторных или, сенсомоторных способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте. Моторные тесты направлены на-изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на изменение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов можно назвать таблицу Сивцева с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине. Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, на различение громкости, тембра, высоты звуков.

Тесты технических способностей были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Самые ранние тесты технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдельных деталей, а в настоящее же время наиболее распространены тесты «карандаш-бумага». Очень популярным тестом изучения технического понимания является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Например, Моцарт, обнаружил незаурядные способности уже в 3 года. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств, примерно в 9-11 лет. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет.

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями.

Любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Без развития способностей не может происходить развития личности.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов. Он выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную область действительности и жизни, на определенную деятельность. Развитие способностей прежде всего связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Воспитание творческих способностей у детей, школьников, студентов в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках.

Великие дебаты: общие способности и особые способности в предсказании важных результатов

Editorial

. 2018 7 сентября; 6 (3): 39.

doi: 10.3390/jintelligence6030039.

Харрисон Дж. Келл 1 , Джонас В. Б. Ланг 2

Принадлежности

  • 1 Научно-исследовательский центр академических и карьерных исследований, Исследования и разработки, Служба тестирования в сфере образования, Принстон, Нью-Джерси 08541, США. [email protected].
  • 2 Кафедра управления персоналом, труда и организационной психологии, Гентский университет, Анри Дюнанлан 2, 9000 Гент, Бельгия. Джонас.Ланг@UGent.be.
  • PMID: 31162466
  • PMCID: PMC6480721
  • DOI: 10.3390/jintelligence6030039

Бесплатная статья ЧВК

Editorial

Harrison J Kell et al. Дж Интел. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2018 7 сентября; 6 (3): 39.

doi: 10.3390/jintelligence6030039.

Авторы

Харрисон Дж. Келл 1 , Джонас В. Б. Ланг 2

Принадлежности

  • 1 Научно-исследовательский центр по вопросам карьеры, исследований и разработок, Служба тестирования в сфере образования, Принстон, Нью-Джерси 08541, США. [email protected].
  • 2 Кафедра управления персоналом, труда и организационной психологии, Гентский университет, Анри Дюнанлан 2, 9000 Гент, Бельгия. Джонас.Ланг@UGent.be.
  • PMID: 31162466
  • PMCID: PMC6480721
  • DOI: 10.3390/jintelligence6030039

Абстрактный

Относительная ценность конкретных по сравнению с общими когнитивными способностями для предсказания практических результатов обсуждалась с момента зарождения современного теоретизирования и тестирования интеллекта. Эта редакционная статья представляет специальный выпуск, посвященный изучению этой продолжающейся «большой дискуссии». В нем представлен обзор дебатов, объясняется мотивация специального выпуска и два типа запрошенных материалов, а также кратко показано, как разные концепции когнитивных способностей требуют разных аналитических стратегий для прогнозирования критериев и что эти разные стратегии могут привести к противоречивым выводам о реальная важность общих способностей по сравнению с конкретными.

Ключевые слова: бифакторная модель; познавательные способности; уровень образования; общие умственные способности; иерархическая факторная модель; факторная модель высшего порядка; интеллект; производительность труда; модель вложенных факторов; анализ относительной важности; конкретные способности.

Заявление о конфликте интересов

w3.org/1998/Math/MathML» xmlns:p1=»http://pubmed.gov/pub-one»> Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Цифры

Рисунок 1

На этом рисунке изображен упрощенный…

Рисунок 1

На этом рисунке показан упрощенный сценарий с одной общей умственной способностью (GMA)…

Рисунок 1

На этом рисунке показан упрощенный сценарий с одной общей мерой умственных способностей (GMA) и одной узкой мерой когнитивных способностей. Как показано на панели A, модели более высокого порядка приписывают все общие различия между показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей GMA. Панель B изображает следствие этого типа концептуализации: Критерий дисперсии в производительности труда, совместно объясняемый показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей, приписывается исключительно GMA. Модели с вложенными факторами, напротив, не предполагают, что дисперсия, разделяемая показателем GMA и более узкой мерой когнитивных способностей, полностью связана с GMA и распределяет дисперсию между двумя конструкциями (панель C). Соответственно, как показано на панели D, отклонение критерия производительности труда, совместно объясняемое показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей, может быть связано либо с конструкцией GMA, либо с более узкой конструкцией когнитивных способностей. Адаптировано из Lang et al. [20] (стр. 599).

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Роль общих и конкретных когнитивных способностей в прогнозировании результатов трех профессий: данные бифакторных моделей.

    ALМамари К., Трейнор А. ALMamari K, et al. Дж Интел. 2021 авг 17;9(3):40. doi: 10.3390/jintelligence9030040. Дж Интел. 2021. PMID: 34449667 Бесплатная статья ЧВК.

  • Комментируя «Великие дебаты»: общие способности, особые способности и инструменты торговли.

    Beier ME, Kell HJ, Lang JWB. Бейер М.Е. и соавт. Дж Интел. 2019 18 февраля; 7(1):5. doi: 10.3390/jintelligence7010005. Дж Интел. 2019. PMID: 31162384 Бесплатная статья ЧВК.

  • Особые способности на рабочем месте: важнее г ?

    Келл Х.Дж., Ланг Дж.В.Б. Келл Х.Дж. и др. Дж Интел. 2017 12 апреля; 5(2):13. doi: 10.3390/jintelligence5020013. Дж Интел. 2017. PMID: 31162404 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Буря в ковше: дебаты о роли общих и конкретных способностей в предсказании важных результатов.

    Джонсон В. Джонсон В. Дж Интел. 2018 19 апр;6(2):24. doi: 10.3390/jintelligence6020024. Дж Интел. 2018. PMID: 31162451 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование когнитивных способностей у животных: нереализованный потенциал.

    Томас Р.К. Томас РК. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996 г., июнь; 3 (3–4): 157–66. doi: 10.1016/0926-6410(96)00003-1. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996. PMID: 8806019 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Роль общих и конкретных когнитивных способностей в прогнозировании результатов трех профессий: данные бифакторных моделей.

    ALМамари К., Трейнор А. ALMamari K, et al. Дж Интел. 2021 авг 17;9(3):40. doi: 10.3390/jintelligence9030040. Дж Интел. 2021. PMID: 34449667 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

    1. Стивенсон Р.Л. Апология бездельников и другие эссе. Томас Б. Мошер; Портленд, Мэн, США: 1916 г.
    1. Данцигер К. Именование разума: как психология нашла свой язык. Мудрец; Лондон, Великобритания: 1997.
    1. Sharp SE Индивидуальная психология: исследование психологического метода. Являюсь. Дж. Психол. 1899;10:329–391. дои: 10.2307/1412140. — DOI
    1. Висслер С. Соотношение умственных и физических тестов. Психол. Откр. 1901; 3:i-62. дои: 10.1037/h0092995. — DOI
    1. Бине А., Саймон Т. Новые методы диагностики интеллектуального уровня субнормальных. Л’Анне Психол. 1905; 12: 191–244.

Типы публикаций

Купить книгу — ТОП НАВЫКИ: ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ

  • Главная
  • Каталог
  • НАВЫКИ: ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ
  • Описание
  • Категории
  • Информация о доставке

НАВЫКИ: ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ

Общие способности Top Skills предназначены в первую очередь для помощи при сдаче экзаменов Selected Schools и Scholarship. Однако эта книга может быть продуктивно использована любым учеником старших классов, желающим улучшить свои общие способности. Это обеспечит прочную основу для критического мышления, что будет важно в средней школе.

Книга состоит из 24 разделов, которые помогают учащимся критически мыслить и расширяют свои аналитические навыки и навыки решения проблем. Есть также некоторые дополнительные мероприятия для расширения навыков, разработанных в основных подразделениях. Вопросы направлены на развитие знаний, и может потребоваться некоторое исследование. Существует множество тем, чтобы охватить ключевые области обучения.

Лучшие навыки: общие способности включают в себя:

инструкция по применению книги
полезные советы, как отвечать на вопросы
комплекс задач по всем предметным областям
вопроса разного уровня сложности
ответа
рабочее место для коррекций
Постоянная практика общих способностей улучшит результаты в тестах, повысит уверенность и повысит уровень навыков.

  • ОСНОВНОЙ > Английский язык и грамотность

Почтовые расходы

Почтовые расходы для всех заказов $90,95.
Мы обрабатываем заказы каждый рабочий день, и большинство заказов отправляется, как только мы получить их. Номер для отслеживания будет отправлен по SMS и электронной почте один раз Ваш заказ отправлен, Вы можете отслеживать свою посылку.

Нажми и собери

Если ваши товары есть на складе, они, как правило, будут готовы к выдаче в течение 1-2 рабочих дней.
В пиковые периоды время обработки может быть больше.

Наличие продукта

Если товара в данный момент нет на складе, он автоматически помещается в резерв.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts