Определение что такое одаренность: ОДАРЕННОСТЬ | это… Что такое ОДАРЕННОСТЬ?

Одаренность как теоретический конструкт

скачатьскачать Автор: Баграмянц М. Л. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(56)/2009 — подписаться на статьи журнала

Необходимость разработки философских оснований психологической теории одаренности вызвана, с одной стороны, потребностями практики, с другой стороны – состоянием научной базы. В современной психологической науке при наличии многочисленных подходов к исследованию феноменов, связанных с одаренностью, единая теория одаренности отсутствует. В то же время необходимость разработки такой теории давно назрела в связи с потребностью общества в научно обоснованной методологии выявления, поддержки и социализации одаренных детей. Эта задача осознается как на национальном, так и на глобальном уровне.

Уже этимология слова «одаренность» указывает на то, что в естественном языке оно обозначает наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Обыденное мышление закрепляет за понятием «одаренность» значение не просто врожденных качеств человека, но качеств исключительных, особых, обеспечивающих своему носителю преимущества перед другими людьми.

Предпосылкой понятия «одаренность» является разделяемое большинством людей представление о возможности таких врожденных преимуществ, которые могут непосредственно, независимо от своего развития, проявляться в более успешной деятельности человека, «конвертируясь» в видимые и «осязаемые» социальные преимущества.

Данное представление имеет глубокие корни не только в обыденном сознании людей, но и в культуре, философии. В истории человеческой мысли проблема индивидуальных природных преимуществ одних людей перед другими является одной из самых древних. На разных этапах развития общественного сознания она получала различные интерпретации и решения, понимание и оценка которых сегодня требует учета соответствующих культурно-исторических контекстов. История поступательного развития и кумуляции этих решений и интерпретаций есть в то же время предыстория собственно психологической проблематики одаренности.

Как показывает анализ литературы, понятие «одаренность» в психологии начало использоваться лишь в XX в. , придя на смену распространенному до этого понятию «гениальность»[1].

Единого общепризнанного определения одаренности в настоящее время не существует. В США долгие годы в качестве рабочего использовалось определение, сформулированное в отчете Отдела образования Конгрессу США. Согласно этой формулировке, выделяются следующие параметры одаренности: «функциональные или потенциальные возможности ребенка в таких областях, как интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, в сфере общения или психомоторики»[2]. При этом отмечается, что наличие или отсутствие этих параметров устанавливает профессионал.

В отечественной традиции одно из первых классических психологических определений «одаренности» предложил Б. М. Теплов, определив ее как «меру особого сочетания индивидуально-психологических особенностей, непосредственно определяющих возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, приобретенные возможности успешного выполнения какой-либо деятельности, приобретенные возможности человека как результат развития способностей»[3].

В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[4]. В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики.

Анализ свидетельствует, что практически все авторы рассматривают одаренность как врожденную характеристику индивида. Но если одаренность врожденная, то она не зависит ни от социального положения человека, ни от культурно-исторических условий, ни от эпохи, в которую ему выпало жить. Тогда почему понятие одаренности попадает в поле зрения психологов лишь в XX в.? Этот факт не находит объяснения, если рассматривать одаренность в объективистском ключе, как реальный психологический феномен.

Если же рассматривать одаренность как теоретический конструкт, то вопросы о том, при каких условиях психологическая наука вырабатывает этот теоретический конструкт, на какие философские (онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические) и эмпирические предпосылки она при этом опирается, приобретают вполне законный характер.

В. А. Смирнов выделяет два вида объектов, используемых в научных теориях: эмпирические и теоретические. Эмпирические объекты – это не что иное, как абстракции, которые находятся в более или менее сложном соответствии с реальными объектами опыта; теоретические объекты – это идеализации, используемые в ходе теоретической реконструкции действительности и наделенные признаками, не существующими ни у одного реального объекта.

В свете этой позиции одаренность представляет собой абстракцию, то есть эмпирический объект.

При этом в способах конструирования одаренности психологами вырисовываются следующие основные подходы.

Первый из них (условно назовем его дифференциальным) нацелен не столько на описание содержательных характеристик одаренности, сколько на теоретическое объяснение ее природы как структуры свойств, в процессе развития преобразованной в дифференциальные структуры (школа Б. М. Теплова).

Сторонники второго подхода (назовем его условно описательным) сосредоточены скорее на описании определенных качеств (эмоциональных, коммуникативных, характерологических, мотивационных и других) одаренных людей, чем на разрешении вопроса о сущности одаренности, ее источниках и движущих силах развития[5].

Третьего (условно синтетического) подхода придерживается достаточно многочисленная группа исследователей (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, А. Тенненбаум, Дж. Рензулли и др.)[6], которые рассматривают одаренность как сложное качество, не сводимое к интеллектуальным или личностным характеристикам, а интегрирующее факторы разной природы.

Обзор подходов современной психологии к конструированию одаренности позволяет выделить основные смысловые параметры этого теоретического конструкта. Заметим, что в рамках разных подходов эти параметры могут принимать различные (вплоть до противоположных) значения, тем не менее сами эти параметры должны сохраняться в любом подходе к изучению одаренности, поскольку их совокупность задает как смысловую структуру понятия «одаренность», так и его соотнесенность со смежными понятиями. Перечислим эти смысловые параметры.

1. Соотношение врожденного и приобретенного. Наличие этого параметра обусловливает соотнесенность понятия «одаренность» с понятиями «задатки» и «способности».

2. Потенциальный характер одаренности. Одаренность является не столько результатом развития природных задатков и способностей, сколько предпосылкой для дальнейшего развития, и проявляется она только в развитом состоянии. Даже те психологи, которые считают одаренность врожденным качеством, признают необходимость ее развития. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с понятиями, выражающими социальные детерминанты одаренности: «диагностика и развитие одаренности», «работа с одаренными детьми», «проявления одаренности» и др.

3. Предметно-деятельностный характер одаренности, ее связь с конкретными исторически развивающимися формами общественно-трудовой деятельности, отсюда – предметно-деятельностная специализация одаренности и связь понятия «одаренность» с понятиями, выражающими конкретные (предметно определенные) виды одаренности («музыкальная одаренность», «математическая одаренность», «поэтическая одаренность»), в том числе и такие, которые предполагают использование технических средств, инструментов.

3. Роль в структуре одаренности интеллектуальных способностей. Разные значения этого параметра определяются разной трактовкой роли интеллектуальных способностей в структуре одаренности – от центральной и определяющей роли (такой позиции придерживается большинство авторов) до второстепенной. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с такими понятиями, как «умственная одаренность», «интеллектуальная одаренность».

4. Роль в структуре одаренности творческого компонента – как ее универсальная характеристика, почти или совсем не зависящая от предметно-деятельностной специализации одаренности. Связь одаренности с творческой деятельностью, саморазвитием, самоактуализацией, самовыражением признает большинство авторов. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с такими понятиями, как «творчество», «креативность», «самоактуализация», «Я-концепция» и др.

3. Связь с продуктивностью деятельности человека. Признание этой связи означает признание того, что одаренность является фактором существенного повышения продуктивности деятельности, в первую очередь инновационной. Наличие этого параметра обусловливает связь с понятиями «продуктивность», «креативность», «инновация».

4. Роль мотивации в структуре одаренности, что предполагает в качестве обязательного условия развития одаренности формирование интереса к соответствующей деятельности, стремления заниматься ею. Высокую роль мотивации в структуре одаренности признает большинство авторов.

5. Индивидная соотнесенность одаренности, проявляющаяся в том, что одаренность является характеристикой человека не как родового существа, а как индивида, обусловливая его индивидуальные преимущества перед другими людьми в определенной предметно-деятельностной сфере.

Как видим, каждый из перечисленных смысловых параметров одаренности как теоретического концепта предполагает определенный спектр значений. В целом же набор этих параметров задает смысловое пространство одаренности как теоретического конструкта (эмпирического объекта) современной психологической науки, в рамках которой существует множество различных концептуальных моделей одаренности, подчас несовместимых между собой. Однако для каждой из этих моделей должны быть заданы значения перечисленных параметров. Отсутствие одного или нескольких параметров свидетельствует о несформированности теоретической модели одаренности в ее современном понимании.

Причина же многообразия подходов к исследованию одаренности в психологии состоит в различии познавательных установок исследователей, способах их мышления, в основе которых лежат различия философских оснований.


[1] См.: Нордау, М. Психофизиология гения и таланта // Вестник знаний. – СПб., 1908.

[2] Marland, S. Education of the gifted & talented. I: Report to the Congress of the United States by the Commissioner of Education. – Washington D.C.: U.S. Office of Education, 1972.

[3] Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. – М., 1985.

[4] Одаренность: Рабочая концепция / под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

[5] Freehill, M. Gifted children: The psychology & education. – N.Y.: Macmillan, 1961; Freeman, J. Gifted children. – Baltimore, M.D.: University Park Press, 1979; Taylor, C. W. Various approaches to & definitions of creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The nature of creativity. – Cambridge: Cambridge Press, 1988. – P. 429–446.

[6] Богоявленская, Д. Б., Богоявленская, М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4; Матюшкин, A. M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993; Tannenbaum, A. J. Gifted children: psychological & educational perspectives. – N. Y.: MacMillan, 1983; Renzulli, J. What makes giftedness? Reexamining a definition // Phi Delta Kappan. – 1978. – № 60. – P. 180–184.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Библиографическое описание:

Куршина, Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия / Л. Ю. Куршина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686/ (дата обращения: 22.06.2023).



В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Ключевые слова: одаренность, способности, талант

Несмотря на то, что в современной образовательной практике выявление и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики [1], в теоретическом плане в науке отсутствует четкая и единая трактовка понятия одаренности. Насколько многогранны проявления одаренности у разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы и позиции исследователей в их изучении.

Вопросы одаренности, столь актуальные в настоящее время, волновали человечество с самых ранних времен. Индивидуальные различия между людьми, выражающиеся в разных возможностях индивида по отношению к одному и тому же процессу, были замечены самими людьми еще на заре развития. Основываясь на наблюдении индивидуальных склонностей, старшее поколение направляло младшее в его «профессионализации». Уже в эпоху неолита (а по некоторым источникам и верхнего палеолита) у людей существовало разделение труда на основе способностей и склонностей [3].

С развитием общественных отношений расширялись и сферы применения человеческих качеств. И неизменно в каждой области стали проявлять себя наиболее яркие представители: самые ловкие охотники, самые искусные мастера, самые красноречивые ораторы, самые мудрые философы. Такие люди привлекали к себе внимание не только обывателей, но и ученых, заставляя задумываться о природе их отличительных свойств. Сегодня наиболее ярких представителей в той или иной сфере деятельности принято называть одаренными.

Само слово «одаренный», образованное от корня «дар», этимологически указывает на наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Такой человек «одарен» исключительно, сверх меры и имеет определенные преимущества перед другими людьми. Природа данного «преимущества» описывалась в ключе общей парадигмы научной мысли той или иной эпохи. Развитие взглядов на феномен одаренности развивалось по следующей, достаточно условной схеме, обобщенной А. И. Савенковым [15]:

  1. Одаренность как божественный дар. Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой концепции — счастливый избранник богов.
  2. Идея о том, что никакого дара ни божественного, ни врожденного не существует, а гений и гениальность — это продукт правильного воспитания и условий влияний среды принадлежала представителям эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ф.Хатчесон, К. А. Гельвеций, Д.Дидро, Р.Руссо).
  3. Концепция одаренности, как врожденной особенности человека складывалась под влиянием исследований в области естественных наук (Ч.Дарвин, Т.Гексли и др.), Попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных (прирожденных) особенностях — знаменуют начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности (середина — вторая половина XIX века).
  4. Выделение отдельной категорией понятия «интеллектуальная одаренность» (начало XX века), было связано с развитием всеобщего образования и необходимостью принятия решения о возможности обучения того или иного ребенка: выявить детей с умственными расстройствами и позволить детям высокими показателями интеллекта получать адекватное образование (А. Бине).
  5. Интегративный подход к изучению одаренности (вторая половина ХХ века), согласно которому одаренность предполагает, наличие комплекса качеств, а также ряда личностных свойств (Э. Клапаред, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).

Современные концепции одаренности в большинстве своем рассматривают одаренность как интегральное, суммарное свойство личности. К числу таких теорий относятся датированные серединой и концом ХХ века концепция одаренности Б. М. Теплова, теоретическая модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда, трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, пятифакторная модель А. Танненбаума и др.

Несмотря на то, что проблема «выдающихся» людей существовала в науке многие века, само понятие «одаренный» появилось сравнительно недавно. Ранее высокие проявления способностей именовались термином «талант», наиболее яркие и нестандартные качества заслуживали определения «гений». Данные категории присутствуют в научном языке и сегодня, и корректность их применения для описания конкретного случая подлежит активной полемике.

Во многих источниках одаренность и талант раскрываются как синонимы. Например, такой точки зрения придерживается Е. П. Ильин [6].

С. Л. Рубинштейн определяет терминами «талант» и «гений» особенно высокий уровень одаренности, различая уровень проявления одаренности, прежде всего, по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. «Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» [13, с. 479].

Исследователь проблем искусства, как творческого процесса, Г. Л. Ермаш, определяет термин «талант» как «высокое или высшее развитие способностей человека, высшая развитость и работоспособность репродуктивных и продуктивных, духовных и практических, эмоциональных, волевых, интеллектуальных сил» [5, с. 71] и подчеркивает, что творчество требует высокой одаренности [5, с. 77]. Автор не уравнивает эти две категории, но включат «одаренность» в составляющие таланта, наряду с другими «силами творчества» — «способностями художника, которые участвуют в творческом процессе и обеспечивают акт творчества» [5, с. 17].

Исходя из представлений А. Н. Леонтьева, одаренность — это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей, являющихся в свою очередь исторически наследуемыми от предшествующих поколений. Автор подчеркивает, что «если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от морфологической «фактуры» чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе — социально. Нет надобности напоминать, что решающим является содержание» [9, с. 94]. Это высказывание подтверждает и А. В. Либин: «Многие авторы высказывают точку зрения, что соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде измерения в развитии специальных способностей…» [10, с. 346].

Не менее существенной точкой зрения на различие между одаренностью и талантливостью является позиция генетически-возрастных изменений (Н. С. Лейтес), когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс [8].

В связи с изучением особенностей мышления и принятия решений одаренных людей выделяется новая категория — «креативность», как способность к творчеству (в любой области). Выявленные в ходе многочисленных исследований, в том числе лонгитюдных (Калифорнийский лонгитюд), данные показали, что для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуется какое-то достаточно сложное качество психики — способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных ситуаций. Данное качество и получило название «креативность». Исследованиями в этом направлении занимались М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В. Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Н. Майер, Л. Секей, Э. П. Торренс и др. Благодаря ним, термин «креативность» прочно входит в научный обиход с начала 50-х годов ХХ века.

По нашему мнению, креативность не может быть приравнена к одаренности, даже к творческой одаренности. Одаренность — это качественное понятие, характеризующее интенсивность и дифференцированность протекания всех психических процессов, а не только мыслительных. Исследователь природы креативности Е. Н. Князева, отмечает, что «креативность не главная характеристика гениев: гораздо большее значение имеет способность реализовать креативную идею, а за этим стоит тяжелый интеллектуальный труд. Креативность — только базис для дальнейшей подлинной и длительной работы. Она должна быть дополнена другими качествами» [7, с. 12].

Здесь имеет смысл обратиться к отечественным концепциям одаренности (Б. М. Теплов, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, В. Н. Мясищев, В. Д. Шадриков, Е. П. Ильин и др.), которые рассматривают одаренность через призму способностей человека, природными предпосылками которых являются задатки. Уровень проявления каждой качественной стороны способности определяется совокупностью определенных задатков, причем, чем больше их имеется у данного человека, тем более выраженной оказывается данная способность.

Таким образом, большинство исследователей указывают на то, что правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой — низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека [6, с. 127].

Одаренность в данном случае — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

В таком случае, одаренность в той или иной степени также должна быть присущей каждому индивиду. Данный вывод позволяет сделать значительный шаг в понимании и изучении природы одаренности, особенно детской. Трактовка одаренности через сочетание и проявление способностей позволяет расширить границы изучаемого явления и говорить об одаренности не только актуальной, но и потенциальной. Когда в определение не вкладывается элитарный контекст, появляется возможность включить в понятие показатели «высокой нормы», качеств, обладающих потенциалом для будущих достижений. Данный подход стал возможен благодаря исследованиям Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, В. С. Юркевич, В. В. Рубцова и др. В категорию «высокой нормы» авторы включают детей с обычным типом развития и высокими способностями, а также так называемых «мотивированные на развитие детей» с хорошим уровнем общего (умственного) интеллекта [14, с.9].

Другим важным шагом в теоретической и практической разработке исследуемого понятия стало представление об одаренности как динамической характеристике. В ряде работ современных психологов сделан акцент именно на динамичности данного свойства личности (К. Витт, Дж. Милль, Л. Винер, Л. Полгар, Л. С. Выготский, А. И. Савенков, Ю. Д. Бабаева, и др.). Такой подход меняет парадигму психолого-педагогический поддержки одаренности в образовательной среде, позволяет перейти от «диагностики отбора к диагностике развития» [15, с. 83].

«Рабочая концепция одаренности» как базовый документ, разработанный для практической реализации научной парадигмы в образовательной практике, трактует одаренность как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [12].

Представленные выше концепции подходят к изучению одаренности с точки зрения возможности человека, что также, по нашему мнению, не до конца раскрывает феноменологию одаренности. При исследовании личностных качеств одаренных детей и взрослых педагогами и психологами в первую очередь отмечаются не столько потенциальные возможности таких людей, сколько их особые повышенные потребности, потребности в познании и реализации. Ярко выраженную познавательную мотивацию одаренных фиксировали в своих работах А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич, С. С. Ермаков, Т. О. Гордеева и др.

Т. О. Гордеевой разработана структурная мотивационная модель одаренности, включающая 4 базовых составляющих мотивации, присущих одаренным индивидам, в том числе «высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности» [4].

Однако какие бы категории не включались в исследуемый феномен, ряд авторов считает, что приблизиться к непротиворечивому истолкованию одаренности, невозможно без перехода к рассмотрению человеческой природы как формы изначальной целостности физического и умственного. Так, И. А. Бескова рассматривает «одаренность» как специфично организованную телесно-ментальную сферу человека, когда «функционирование телесности определяется режимом вдохновленного поиска нового, чисто физически, физиологически, улучшает качество жизни такого человека; когда пребывание в зоне высших эмоциональных, интеллектуальных, духовных нагрузок, связанных с рождением никогда прежде не бывшего, оказывается для организма чисто физически более благоприятным, чем функционирование в режиме решения таким человеком рутинных задач» [2, с. 249–250]. Подобный подход обобщает, по сути, все концепции одаренности, не исключая, но взаимосвязывая биологические, психологические, социальные аспекты исследуемого явления.

В педагогической практике сформулируется «экопсихологический подход» развития и сохранения детской одаренности (автор — В. И. Панов), основанный на следующих принципах:

  1. Смещение акцента с «эксплуатации» одаренности (даже с благими намерениями) на создание условий для ее проявления и дальнейшего развития.
  2. Содержание, методы и условия обучения одаренного школьника должны быть экологичными, т. е. чтобы не наносить вред физическому и психологическому здоровью школьника, они должны соответствовать природе физиологического, психического и социального развития детей школьного возраста.
  3. Условия обучения должны быть настолько разнообразными и полифункциональными, чтобы каждый школьник мог найти свою «экологическую нишу» своего индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и способностям или же создающим возможность для проявления и развития еще непроявленных, скрытых интересов и способностей.
  4. Создание образовательной среды как системы условий и влияний, обеспечивающих возможность для проявления творческой природы развития учащихся и тем самым создающих возможность для проявления скрытых (потенциальных) интересов и способностей учащихся и в то же время — для развития детей с явными признаками одаренности [11].

С учетом вышеизложенных тенденций в настоящее время наблюдается, по нашему мнению, смена научно-практической парадигмы в данном вопросе, а именно:

– отказ от элитарных концепций одаренности;

– рассмотрение одаренности как динамично развивающегося качества;

– сопровождение одаренности с позиций не возможностей, а потребностей индивида;

– учет взаимосвязи духовного и физического начала в структуре одаренности;

– акцент на бережное отношение к одаренности, ориентация на создание максимально комфортных условий для ее сохранения и развития.

На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать заключение о том, что границы определения одаренности расширяются, само явление теряет уникальность и привилегированность, тем самым активнее внедряясь в каждодневную образовательную практику, что не может положительным образом не отразиться на обучении одаренных детей, их сопровождении и развитии, социализации и адаптации в обществе.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.
  2. Бескова И. А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 204–271.
  3. Всемирная история с 6 томах, т. 1: Каменный век. Минск, 2000.
  4. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. № 1 (15). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1615/4356gordeeva15.html.
  5. Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Изд-во «Искусство», 1972.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер; 2009.
  7. Князева Е. Н. Природа креативности в зеркале креативности природы // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 10–28.
  8. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.
  9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1983.
  10. Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: «Смысл», 1999.
  11. Панов В. И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности // Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2011.
  12. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр.1998, 2003
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  14. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования, № 1(26), 2011. С. 9–15
  15. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренность, способность, концепция одаренности, автор, изучение одаренности, компонент индивидуальности, образовательная среда, сфера деятельности, творческий процесс, условие обучения.

Одаренные Определение и значение — Merriam-Webster

подарок · изд. ˈgif-təd 

1

: обладающий большими природными способностями : талантливый

одаренные дети

2

: выявление особого дара

одаренные голоса

одаренные голоса наречие

одаренность существительное

Примеры предложений

Он очень одаренный студент. школа на одаренных детей

Недавние примеры в Интернете Но Эльза подарила Артуру, который является ее отцом-учителем. — Кэти Уолдман, 9 лет.0029 The New Yorker , 18 июня 2023 г. Почти два десятилетия спустя слияние двух величайших и самых фанковых исполнителей поп-музыки по-прежнему гарантирует ночь безостановочного танца, особенно когда одаренных рук DJ Dredd держат вертушки. — Крис Келли, Washington Post , 15 июня 2023 г. После того, как вокалист Joy Division Ян Кертис покончил жизнь самоубийством, подарили оставшихся участников (гитарист Бернард Самнер, басист Питер Хук и барабанщик Стивен Моррис) двинулись вперед — больше не наивные циники, а развитие нового морального идеала. — Армонд Уайт, National Review , 14 июня 2023 г. У «Хит» было минимальное противодействие набору навыков Йокича одаренных . — Джефф Зиллгит, USA TODAY , 13 июня 2023 г. Эти художники вместе с основной группой молодых и одаренных главных героев из числа коренных народов — Девери Джейкобс, Д’Фараон Вун-А-Тай, Паулина Алексис и Лейн Фактор — создают мощное шоу, рассказанное с уникальной точки зрения коренных народов. — Джейсон Асенап, Variety , 13 июня 2023 г. Роман начинается в Шрирангапатне, Майсур, в 1794 году, когда Аббаса, одаренного 17-летнего столяра, вызывают в Летний дворец Типу для работы под опекой французского мастера-изобретателя и часовщика по имени Люсьен Дю Лез. — Хеллер Макалпин, 9 лет. 0029 The Christian Science Monitor , 13 июня 2023 г. Возрождение Суини Тодда в этом сезоне, однако, инвестируется в превосходные оркестровки пышного оркестра из 26 человек и массивного ансамбля абсурдных талантов, которые продемонстрировали на сцене Tonys ошеломляющую стену звука, которая исходит от такой большой группы, которая одарила . . — Морин Ли Ленкер, EW.com , 12 июня 2023 г. Один из немногих чернокожих учеников школы для одарила детей, интеллект Викарии ставится под сомнение, а ее идеи отвергает белая учительница (Бет Феличе), которая в конце концов вызывает службу безопасности, чтобы вытащить Викарию из класса за то, что она осмелилась бросить ей вызов. — Билл Гудикунц, Республика Аризона, , 5 июня 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «одаренный». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

1644, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование одаренный был в 1644 г.

Посмотреть другие слова того же года подарочная экономика

одаренный

одаренный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Одаренный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/gifted. По состоянию на 21 июня 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

одаренные

прилагательное

подарок · изд. ˈgif-təd 

: обладает большими природными способностями

Еще от Merriam-Webster о

одаренный

Тезаурус: Все синонимы и антонимы к слову одаренный

Русский: Перевод слова одаренный для говорящих по-испански

Britannica English: Translation из подаренных для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Мерриам-Вебстер без сокращений

Сборник определений одаренности – Мичиганская ассоциация одаренных детей

Простое определение


Одаренными называют тех, кто делает что-то немного раньше, немного быстрее, немного лучше и, возможно, немного иначе, чем большинство других. НЕКОТОРЫЕ из одаренных делают что-то намного раньше, намного быстрее, намного лучше или сильно не так, как большинство других! Другие не делают ничего из этого; тем не менее, они по-прежнему демонстрируют способности и/или понимание, которые намного превосходят способности других. Из-за их продвинутого или ускоренного развития, а также из-за того, что они обладают высоким уровнем осознания и интенсивности, а также большей глубиной мышления и чувств, одаренные люди особенно уязвимы и нуждаются в модифицированных услугах или действиях, которые обычно не предоставляются другим.


– Разработано доктором Эллен Фидлер в сотрудничестве с родителями, аспирантами и учителями на основе разработок Джины Гинзберг-Риггс, Барбары Кларк и The Columbus Group. 9 «Одаренность — это биологически укоренившееся понятие, являющееся результатом высокого уровня интеграции и ускорения нервных клеток в мозге. Уровень интеллекта, структура и процесс мышления и обучения меняются, становясь более сложными, ускоренными и глубокими. Одаренность может быть развита и выражена на умеренном, высоком или глубоком уровне.


– Барбара Кларк в книге «Расти одаренными» (7-е изд.), Merrill Publishing Co., 2008, с. 56


Перспектива развития


«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».


– The Columbus Group, 1991


Федеральное определение


Термин «одаренный и талантливый», когда он используется в отношении студентов, детей или молодежи, означает студентов, детей или молодежь, дающих показания способности к высоким достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности.


– Ни один ребенок не останется без внимания, Министерство образования США, 2001 г., с. 544


Определение Аннемари Ропер


Одаренность — это более высокая осведомленность, более высокая чувствительность и более высокая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальные и эмоциональные переживания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts