Некоммерческий фонд поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «ЩИТ»
На международной научно–практической конференции «Арктический фронт Великой Отечественной войны», посвящённой 70-летию разгрома немецко–фашистских войск в Заполярье.
В 1 час 15 минут 22 июня 1941 года по Северному флоту был дан сигнал «Павлин – один» означавший введение оперативной готовности № 1. Через 20 минут от Наркома ВМФ адмирала А.Г. Кузнецова в адрес Военного Совета поступила директива, в которой указывалось, что в течении 22–23 июня 1941 возможно внезапное нападение немцев, которое может начаться с провокационных действий. В ней указывалось: не поддаваться ни на какие провокации, могущие вызвать крупные осложнения, флоту быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар немцев или их союзников. Нарком Военно–морского флота требовал тщательно маскировать повышение боевой готовности. Введение разведки в чужих территориальных водах категорически воспрещалось, также как проведение каких–либо других мероприятий без особого распоряжения.
В такой обстановке находилась 14 армия на Мурманском и Кандалакшском направлении и погранзаставы на Кольском полуострове. В течение 1941 года всё это сказалось и на первых днях наступления немецких войск.
Ближе к вечеру 22 июня начальник разведотдела Северного флота капитан 3 ранга Павел Александрович Визгин, подразделение которого во взаимодействии с Управлением НКВД станет на все годы войны основным по ведению разведывательной работы с помощью разведгрупп в Северной Норвегии, доложил начальнику штаба Северного флота контр-адмиралу С.Г. Кучерову последние данные радиоразведки. На аэродромах Норвегии было сосредоточено в Киркенесе 50 самолётов, в Лаксельвене – 32, Тромсе – 20, Нарвике – 20, Буде – 11, Тронхейме – 45 самолётов.
Однако фактическое наступление сухопутных войск на Мурманском направлении в рамках операции «чёрно–белая лиса» началось 29 июня 1941 года: германские войска за сутки достигли Западной Лицы, но тут их остановили, так же, как на перешейке полуострова Средний.
В результате левый фланг группировка войск оказался открытым со стороны Мотовского залива. Этим воспользовалось советское командование, начав систематический обстрел германских позиций корабельной артиллерией, а 6 июля еще и высадило морской десант. На кандалакшском направлении боевые действия начались 1 июля 1941 года, наступление которых остановлено на рубеже река Верман.Благодаря героической обороне советских войск и действий Северного флота с осени 1941 года и до октября 1944 года враг не смог захватить Кольский полуостров, был остановлен на рубежах р. Западная Лица и р. Верман.
Для информирования частей и соединений флота, 14 армии и подразделений НКВД дислоцировавшихся на Кольском полуострове готовил разведсводки и направлял по указанию штаба СФ разведотдел. Источниками для создания информационных материалов являлись:
- а) авиаразведка;
- б) донесения подлодок и надводных кораблей;
- в) донесения постов связи и воздушного наблюдения;
- г) донесения наземных разведгрупп;
- д) донесения транспортов;
- е) показания военнопленных;
2. Данные радиоразведки;
3. Информация НАРКОМАТА ВМФ СССР;
4. Информация охраны войскового тыла НКВД и УНКВД;
5. Информация от штаба 14 армии
6. Информация союзников и сведения инопрессы.
Объектами разведустремлений разведподразделений Северного флота, 14 армии, охраны войскового тыла НКВД и УНКВД Мурманской области являлись:
- Сухопутные войска, дислоцировавшиеся в Северной Норвегии и Финляндии,
- Отдельная группировка Люфтваффе «Авиа командование Киркенес», а с весны 1942 года переименованная в «Норд Ост»
- ВМС Германии в Норвегии. В районе Киркенеса и Вадсё, где на маневренных базах находились эскадренные миноносцы, торпедные катера и охотники за подводными лодками, в Альта – фьорде на операционных базах тяжёлые надводные корабли, а в Бергене базы ремонта и обеспечение подводных лодок.
- Побережье Норвегии от Тромсё до Киркенеса и Лиинахамари, в т.ч. условия для развёртывания сети разведгрупп.
В разведотделе Северного флота и УНКВД Мурманской области чётко понимали и учитывали при подготовке разведгрупп следующие факторы:
- Малочисленность населения в местах, где необходимо вести разведывательную деятельность и активная агентурная работа абвера, гестапо, СИПО среди населения, проживающего вдоль побережья, и техническая вооружённость по поиску разведгрупп.
- Созданный жёсткий оккупационный режим на всей территории Северной Финляндии и Норвегии.
- Отсутствие естественных (природных) условий для скрытого долговременного пребывания разведгрупп на побережье или вблизи населённых пунктов,
- Полярный день, затруднявший доставку и снятие разведгрупп, а это требовало направления их на длительное пребывание, с вытекающими отсюда последствиями, как питание для рации, обеспечение продуктами, одеждой и т.д.,
- Отвлечение от боевых задач подводных лодок и самолётов для доставки и снятия разведгрупп.
Всё это предопределяло характер деятельности разведывательных групп на территории Северной Норвегии, подбора участников, их подготовки, способы доставки и снятия, а также своевременного получения развединформации. После боевого похода первой разведгруппы из 13 человек в районе Киберг – Вардё с 25 сентября по 15 ноября 1941 года были внесены изменения в программы подготовки, взято на вооружение формирование разведгрупп из трёх человек с одним или двумя участниками из норвежцев.
Подавляющее число норвежских граждан бежавших в июне – ноябре 1940 года из Норвегии на Кольский полуостров, после начавшихся арестов коммунистов, социал–демократов и руководителей профсоюзных организаций, рассматривались для привлечения к совместной борьбе с немецкими оккупантами в Норвегии. Часть из них была привлечена к разведдеятельности на побережье Норвегии ещё до начала войны. Все они прошли проверку со стороны УНКВД, определены по группам, исходя из возможностей, специальности, физическим и другим способностям, и закреплены для борьбы с фашистами среди подразделений УНКВД, разведотдела и лоцманской службой Северного флота.
Как правило, руководителями разведгрупп назначались люди из числа норвежских коммунистов, либо их родственников которые до войны занимали в коммунистической партии либо молодёжном её крыле лидирующее положение. Большинство из них связывали родственные либо по месту жительства многолетние личные отношения, ненависть к фашизму и действительное желание вложить свой вклад в освобождение своей родины – Норвегии.
В долине Пасквик вдоль реки Паз в состав разведгруппы входили норвежцы финского происхождения, финны, а также привлечённые к работе саамы из местного населения или их родственники, ранее выехавшие в Мурманскую область. В качестве радистов во всех случаях выступали военнослужащие прошедшие подготовку, в т.ч. в разведцентре посёлка Лавна на Кольском заливе.
В посёлке Лавна и на служебных квартирах г. Мурманска, Зверосовхоза и Колы разведчики проходили специальную подготовку, в т.ч. для работы на рации.
Для получения наиболее объективной информации, через 70 лет после событий, нам потребовалось изучить доступные материалы из архивов ВМФ России в Гатчине, УФСБ по Мурманской области, музея Северного флота, а также книги документально–публицистического характера советских, российских и норвежских авторов.
Установлено, что в разведгруппах, доставляемых с помощью подводных лодок в тыл врага участвовало 24 норвежца, как разведчики, 7 в качестве лоцманов и 14 советских военнослужащих, а в разведгруппах десантировавшихся с самолётов 16 норвежцев и 14 русских, кроме этого в долине Пасвик и иных посёлках от фронта до Киркенеса в разведгруппы входило 10 норвежцев, т. е. более 50 норвежских граждан участвовало в боевых операциях в составе разведгрупп.
Наиболее весомый вклад в разведдеятельность по заданиям Советского Командования внесли норвежские граждане:
- Трюгве Свэрре Эриксен, уроженец Киберга,
- Сввере Марелиус Седерстрем, уроженец Киберга,
- Берг Гуннар, уроженец Вардё,
- Ингвард Андреас Миккельсен, уроженец Коматвэр,
- Альфред, Франс и Арнульд Матисены, уроженцы Киберга,
- Халвари Альфред, уроженец Киберга,
- Ингвальд Андреас Мейер Аспос, уроженец Тромсё,
- Олаф Хенрик Андреас Ларсен, уроженец Киберга,
- Хокун Сневе, уроженец Якобснена и многие другие.
Мы также помним о советских воинах, которые входили в состав разведгрупп, организовывали подготовку, техническое обеспечение, их много и все они заслуживают увековечивания имён, чем и занимается некоммерческий фонд «Щит».
Подводные лодки Северного флота для выполнения заданий разведотдела Северного флота и УНКВД Мурманской области для доставки и снятия разведгрупп использовались в 33 случаях. При этом:
– 17 раз высаживались разведывательные группы успешно. В 2-х случаях производили замену больных и 2-х – снятие разведгрупп.
– 11 раз командиры подводных лодок по уважительным причинам не смогли выполнить поставленную задачу, т.е. высадить 6 групп и снять 5.
На территорию Северной Норвегии проводилось десантирование с самолётов 18 разведгрупп, в т.ч. в 4-х случаях по одному разведчику.
Особую роль в разведдеятельности на Севере сыграли 34 боевых операции с высадкой и 16 снятий с побережья небольших по численности разведывательно – диверсионных групп с помощью торпедных катеров и морских охотников, которые по указанию штаба флота проводились разведотделом и командованием 181 разведотряда. Эти высадки на побережье противника в районах от Лиинахамари до Вардё занимали по времени от нескольких часов до нескольких дней. Во всех случаях наряду с решением боевых задач уничтожение живой силы, вывод из строя артиллерийских батарей, уничтожение складов с боеприпасами, других технических средств, выполнялись задачи по взятию штабных документов, «языков» из числа офицерского состава и документальных материалов, крайне необходимых для деятельности забрасываемых разведгрупп в тыл врага.
Эффективность работы разведывательных групп в 1941–1944 годах попытаюсь оценить по четырём наиболее важным критериям:
- Правильный выбор районов действий по сбору развединформации и время работы разведгрупп в них,
- Количество и качество представляемой информации, исходя из складывающейся военной обстановки,
- Сроки доставки развединформации,
- Насколько эффективны контрразведывательные меры противника в районах действий разведгрупп.
Всё вышеизложенное, в т.ч. использование подводных лодок, авиации, выделение для разведдеятельности разных категорий людских ресурсов, высокое материально–техническое обеспечение, в тяжёлых условиях войны на Севере, это и есть самая высокая оценка результатов работы всех разведгрупп.
По месту дислокации разведгрупп всё побережье Северной Норвегии условно разделил на три участка , первый от п/о Рыбачий до Вардё, второй от Вардё до Берлевого и третий от Тана фьорда до о. Арней, при этом необходимо учитывать, что о. Арней, Альта, Тромсё и Нарвик находились в зоне ответственности ВМС Великобритании согласно решению союзного командования разделения зон по 18ºдолготе. Для советского Командования в 1941 – 1943 годах наиболее важными были первые два участка, поэтому в начале 1942 года до Вардё, в т.ч. долине Пасвик, действовали заброшенные 6 разведгрупп от 30 до 200 дней, а на участке от Вардё до Берлевого три группы от 15 до35 дней и пять групп от 60 до 270 дней. На участке Тана-фьорд – о. Арней находилось в 1943 – 1944 годах 6 групп, из них только 3 работали до 60 дней, а одна в течении год.
Фиксации прохождения конвоев противника из Тромсё – Тана-фьорда в Кикенес – Петсамо и обратно практически проходила на участках маршрута, которая позволяла Советскому командованию использовать авиацию и подводный флот для уничтожения противника на морских коммуникациях до подходов к портам назначения, где имелась сильная система ПВО, а также минные заграждения в фьордах по которым шли конвои. Так, в 1942 – 1943 годах по советским источникам на морских коммуникациях Тромсё – Тана-фьорд – Киркенес потоплено более 81 транспорта и боевых кораблей. По сведениям норвежских авторов в этот период было потоплено на этом отрезке морских коммуникаций 62 судна. Цифры в том и другом случаях очень существенны.
Учёта потерь противника по материалам разведки никогда не велось и не могло быть, так как основная задача по уничтожению немецких объектов отводилась ВВС и подводному флоту.
По результативности поступаемой в штаб Северного флота от разведгрупп информации вообще невозможно определить роль каждой разведгруппы, поэтому остановимся на отдельных примерах по итоговым разведывательным сводкам:
– По показаниям военнопленных стало известно, что к 08.07.1941 году в район Торна (3 км. Западнее Сакаселька – Финляндия) немцы подвезли ОВ, а по подтверждённым данным немцы доставили в Финляндию 1 000 тонн арсина. Всё это уточнила и разведгруппа УНКВД в январе 1942 года, получив информацию и о путях доставки ОВ через порт Киркенес.
– В разведсводке № 9 РО СФ с 01.10.1941 по 15.10.1941 года указывалось:
- Агентурными данными подтверждается прибытие на Север Норвегии частей 6-й горно – егерской дивизии. Часть дивизии из Тронхейма была переброшена на транспортах и 2 октября по группам находилась в Киркенесе, Нейдене, Гамвике, Тромсё и в районах южной Норвегии.
- В разведсводках имелся раздел «Оборудование театра», где указывались местонахождение (здания, подвалы, местность и т.д.): зенитных, полевых и дальнобойных орудий, пулемётов; склады боеприпасов, одежды и продовольствия, бензохранилищ; мостов, паромов, пристаней; звукоулавливающих, пеленгаторных и прожекторных станций; форваторов и строящихся дорог в Киркенесе, Вадсё Кибю, п/о студе Эккерей, Киберге, Вардё, Петсамо.
Единственный эффективный способ доставки развединформации в штаб Северного флота от разведгрупп были радиостанции. А коренным образом изменились результаты её использования, когда с апреля 1942 года была введена в строй постоянная техническая система связи между флотским командным пунктом с подводными лодками, которые, находясь в боевом походе, ежесуточно в назначенный час принимали задания по рации. Из многочисленных примеров две развединформации:
№ 134 от 28.04.42.
Достоверные данные:
- в 233027 апреля большой караван (количество не установлено)в районе Блудшютудден курсом Зюйд – Ост;
- в 1115 в Сюльте-фьорде на стоянке 2 транспорта (водоизмещением 5 000 и 2 000 тонн) и 5 тральщиков (Т.Щ).
№ 139 от 3.05.42
Достоверные данные:
В 2055 02 мая в районе Вардё 2 ТР (5 000 и 2 000 т.) в охранении 4 вооружённых траулера курсом в Варангер-фьорд.
Известно, что отдельные разведгруппы выходили в эфир до 100–150 раз за время работы в тылу врага.
Немецкие карательные органы, в том числе Абвер и норвежская полиция, ещё с довоенного периода имели сведения о следах пребывания советских разведчиков на территории, держали под наблюдением конкретных людей и районы вдоль побережья Норвегии. В тоже время для проведения широкомасштабных операций в местах со сложными природными условиями, и слабой опорой на гражданское население, они смогли организовать поиск и ликвидацию ряда разведгрупп только летом 1943 года. К этому времени немецкое командование, имея большие потери судов на морских коммуникациях, точечные бомбардировки со стороны советской и английской авиации военных объектов и аэродромов, выделило до 1 000 солдат, из Германии поступили радиопеленгаторные системы, в том числе для использования на судах и в пешем патрульном порядке.
К сожалению системы пеленгации и возможность внезапного прочёсывания тех или иных участков побережья, а малочисленность населения не позволяла разведчикам укрыться в населённых пунктах, разведгруппам приходилось делать большие переходы, уходить в горы, от побережья.
Всё это затрудняло работу разведгрупп и приводило к провалу. В июле–сентябре 1943 года погибли в боестолкновениях с карателями 6 разведгрупп.
В конце 1943 и начале 1944 года снизилась активность переброски немецких сил к линии фронта и подвоз боеприпасов, продовольствия и обмундирования, хотя в сторону Тромсё активно пошёл поток конвоев с никелевой рудой и тыловым имуществом.
Штаб Северного флота, учитывая эту тенденцию, усилил использование разведывательной авиации и радиоразведки для получения нужной информации, тем самым снизилось количество забросок в тыл разведгрупп. Однако, начиная с мая, в канун Петсамо – Киркенесской операции и в ходе её активной фазы, было десантировано 10 разведывательных групп, из которых четыре погибли.
Война на территории Северной Норвегии завершилась в ноябре 1944 года.
Благодарность норвежского населения Советской армии, в том числе норвежским патриотам была безгранична и об этом говорим сегодня.
Мы говорим вечная память погибшим. Но мы говорим, а почему многие руководители государств, власть имущие Европы, Великобритании и США не видят возрождения фашизма в Украине, почему только сейчас, когда во всю полыхает Ближний Восток заговорили о совместной решительной борьбе с радикальными исламистскими группировками?
Хочется надеяться, что материалы нашей научно – практической конференции станут достоянием широкой общественности в России, Европе, Великобритании и США.
Спасибо за внимание.
Председатель Советафонда «Щит» Г. А. ГурылёвМурманск 19.09.2014.муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 55»
Юный друг!
Каждый день ты должен успеть многое сделать, позаниматься в школе, поиграть во дворе, приготовить домашние задания, помочь родителям дома по хозяйству, сходить на занятия кружка или спортивной секции, почитать и сделать массу других важных и интересных дел. На все это необходимо время, которого кажется так много, когда ты утром встаешь с постели, и так мало, когда ложишься спать. В сутках — 24 часа; 9 — 10 часов подростки спят, 5 — 6 часов сидят в школе за партой и учатся, 2 — 3 часа уходит на приготовление домашнего задания, около 1 — 1,5 часа отводится общественной работе, помощи родителям. Значит, ежедневно остается примерно 5 — 6 часов, предоставленных каждому подростку в личное пользование. Это огромное богатство, но разумно им пользоваться ребята обычно не умеют. Научиться рационально использовать свое время — это значит воспитать в себе привычку постоянно учитывать, сколь ко времени гулял, сколько — готовил уроки, сколько — просидел у телевизора и т. п., а также планировать свое свободное время (сегодня вечером, завтра, в выходной день, в каникулы). А начать надо с составления списка тех дел, которые обязательно надо совершить в течение дня, затем наметить время, в которое будешь заниматься каждым из них. Это и есть режим дня. В этой небольшой книжечке ты найдешь ряд полезных советов, как спланировать свое время, как научиться активно отдыхать, когда и как готовить домашние уроки, как успеть помочь родителям и посмотреть интересную передачу по телевизору, что делать в выходной день и во время каникул. Если тебе трудно выполнять намеченный режим дня, не стесняйся попросить маму или папу, старшего брата, сестру помочь тебе. Запомни самое главное: если решил что-то сделать, то непременно начни и обязательно заверши начатое дело. Режим дня поможет тебе воспитать в себе настойчивость, упорство, трудолюбие, проявить свой характер. Недаром в народе говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер!»
ДЕНЬ ПО ЧАСАМ И МИНУТАМ
Режим дня — это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Само слово «режим» многие ребята не любят и нередко связывают его с представлением об отсутствии самостоятельности, что особенно обидно для подростков. На самом деле это не так. Режим — это в первую очередь самодисциплина – добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени. Соблюдение режима дня — залог здоровья. Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Утренняя гимнастика — первый и обязательный шаг на пути стать сильным, смелым и ловким. Утренняя зарядка обычно складывается из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять как без предметов, так и с ними — с эспандером, скакалкой, обручем и т. п. Сначала утреннюю зарядку можно делать с кем-нибудь из взрослых. Большую помощь при этом оказывают комплексы упражнений, передаваемые утром по радио. Примерная продолжительность зарядки для учеников 4 — 8-х классов — 10 — 15 минут. Желательно выполнять упражнения на свежем воздухе или в комнате при открытой форточке; температура в комнате при этом не должна быть ниже 15′. Если утреннюю гимнастику делать систематически, то она оказывает исключительно благоприятное влияние на организм. Увеличивается сила мышц, повышается работоспособность и снижается утомляемость организма. Гимнастические упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног. В конце — бег и прыжки. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с постепенным замедлением темпа движений. Запомни самое главное правило: зарядку нужно делать постоянно и занятий не прерывать. Иногда не хочется вставать раньше и делать утреннюю гимнастику. В этом случае прояви силу воли. После зарядки улучшится настроение и общее состояние, останется чувство удовлетворения, что смог себя перебороть.
О ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ
Соблюдение личной гигиены — обязательный компонент режима дня. Содержать свое тело и одежду в чистоте и опрятном состоянии необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы. Для этого каждому необходимо иметь свою зубную щетку, полотенце для лица и рук, отдельное полотенце для ног. Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи. На грязной коже множество микробов, которые, попав с рук на пищевые продукты, а через них в организм, могут привести к серьезному заболеванию. Особое внимание следует обратить на ногти на руках и ногах. И девочки, и мальчики частенько забывают их подстричь, и под ними скапливается грязь. Ногти необходимо подстригать не реже одного раза в десять дней. Обтирание и обливание тела прохладной водой— испытанное средство закаливания организма и предупреждения простудных заболеваний. Водные процедуры проводят ежедневно, сразу же после утренней гимнастики. В школу учащиеся должны приходить в чистой, выглаженной одежде. Дома школьную одежду снимают, чистят щеткой и убирают в специальное место. Постельное белье меняют один раз в неделю. Трусы, носки, колготки меняют каждые 2 — 3 дня или чаще, по мере загрязнения.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УТОМЛЕНИЕ
Работоспособность это способность человека, характеризующаяся возможностью, длительностью и интенсивностью выполнения той или иной работы. Если внимательно понаблюдать за собой, то можно убедиться, что работоспособность меняется в течение дня. В разные дни недели и даже в разные месяцы она неодинакова. Причина этого кроется в естественной смене периодов высокой и низкой активности различных физиологических процессов, протекающих в организме. Почти все физиологические функции наиболее активно проявляются днем, наименее— ночью. Такая смена активности физиологических функций обусловлена внешними влияниями смены дня и ночи. У школьников наиболее высокая работоспособность наблюдается с 9 до 11 часов утра. Затем ее уровень несколько снижается. Второй подъем работоспособности приходится на 16 — 17 часов, но по своей величине он ниже наиболее высокого уровня работоспособности в утренние часы. К концу дня, особенно в вечерние часы, работоспособность вновь понижается. Помимо суточных колебаний работоспособности отмечают ее изменения в течение недели. Так, наибольшая работоспособность отмечается во вторник, а к концу недели она снижается. Поэтому наиболее ответственные дела в течение дня и недели (учебные занятия, приготовление домашних уроков) должны быть приурочены к периодам наибольшей работоспособности. В процессе любой работы каждый человек в какое-то время начинает испытывать чувство усталости и потерю желания продолжать работу. Это один из признаков утомления, обычно характеризующегося временным снижением работоспособности. Чем интенсивнее выполняется работа, тем быстрее наступает утомление. Особенно быстро человек утомляется в тех случаях, когда приходится долго сидеть в неподвижной позе, при однообразной работе. Отсутствие радостных (положительных) эмоций также способствует развитию утомления. В основе утомления, как полагают ученые, лежит снижение функциональных резервов организма, и в первую очередь головного мозга. Утомление имеет двоякое значение. С одной стороны, оно играет защитную роль, ограждая организм от чрезмерных воздействий; с другой — оно выполняет стимулирующую роль, содействуя последующему росту работоспособности. Поэтому строго дозированные в соответствии с возрастными возможностями детей и подростков учебная и физическая нагрузки, вызывающие в процессе их выполнения утомление, необходимы. Без них невозможно развитие и совершенствование работоспособности. Чтобы предупредить снижение работоспособности, следует чередовать различные виды деятельности. Так, после 45 минут работы рекомендуется сделать перерыв на 5 — 10 минут. Во время перерыва надо проветрить комнату, подвигаться, сделать несколько физических упражнений. Необходимо также помнить, что хороший настрой на работу, связанный с положительными эмоциями, отдаляет наступление утомления. Предотвращает его быстрое наступление и способствует сохранению высокой работоспособности на протяжении всего дня и полноценный ночной сон (9— 10 часов в сутки).
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
Человек лучше всего отдыхает и восстанавливает свои силы и работоспособность не при полном покое, а когда один вид деятельности сменяется другим. Поэтому так приятно размяться, подвигаться после урока на перемене или во время перерыва при выполнении домашних заданий. Для этого и в режиме дня предусматривается определенное чередование занятий с отдыхом. Однако и отдыхать надо уметь. Некоторые ребята думают, что отдохнуть — это значит поваляться на диване с книжкой или посмотреть телевизор. Такой отдых не только не способствует восстановлению сил, а, наоборот, еще больше снижает работоспособность. Отдыхать надо активно, выполняя физические упражнения. Они снимают утомление после длительного сидения за столом в однообразной позе, повышают кровоснабжение головного мозга и мышц и тем самым улучшают самочувствие.
Короткий активный отдых можно организовать по-разному. После письма, когда устали руки, полезно выполнить несколько движений пальцами и кистями рук, как показано на рисунке. Движение необходимо повторить 5 — 6 раз в среднем темпе. Когда работа отличается повышенным напряжением, следует выполнить несколько упражнений, встав из-за стола (потягивания, наклоны туловища, приседания, ходьба и т. п.). Для повышения работоспособности и укрепления здоровья большое значение имеют двигательная активность и прогулки на свежем воздухе. Особенно важен активный отдых в выходные дни и каникулы. Лучший отдых после напряженных занятий в школе — спорт: зимой— лыжи, коньки, санки; летом — футбол, волейбол, велосипед, плавание, легкая атлетика. Спорт дает хорошую физическую закалку, богатые эмоции, радость успеха, а главное — здоровье.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПИТАНИИ
Питаться необходимо 4 — 5 раз в день, так чтобы перерывы между приемами пищи не превышали 4 — 5 часов. Редкий прием пищи, а также очень частое и обильное питание могут привести к различным заболеваниям. Суточный пищевой рацион распределяется таким образом, чтобы не перегрузить организм обильным приемом пищи. Есть нужно всегда в одно и то же время. Пища должна быть жидкой и полужидкой, умеренно горячей, так она легче усваивается организмом. Именно поэтому настоятельно рекомендуется есть супы. Очень полезны овощи, фрукты и соки. Перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. После еды следует убрать после себя посуду и вымыть ее.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Домашние уроки необходимо готовить всегда в одно и то же время. Сначала, чтобы усадить себя за уроки, требуются определенные усилия, но постепенно это становится привычкой. Правильная организация учебной работы дома включает ряд важных моментов, касающихся внутренних и внешних условий, которые влияют на успех ее выполнения. Умение быстро включиться в работу и вести ее не отвлекаясь является одним из главных внутренних условий успешности ее выполнения. В школе все команды к учению подает учитель, не позволяя ребятам отвлекаться от основного — от урока Прозвенел звонок — все сели за парты. Учитель велел достать учебники и открыть их на такой-то странице — и все выполняют его команду. И общий пример товарищей действует, как правило, мобилизующе, так как никому не хочется отставать других ребят. Дома ситуация иная. Учителя нет, родители на работе. Подавать команды некому. Поэтому одно из самых главных правил заключается в том, чтобы включиться в работу сразу же, без раскачки. Чем дальше оттягивается начало работы, тем большее усилие требуется, чтобы заставить себя приступить к ней. Следует всегда помнить, что втягивание в работу — это сознательное волевое усилие, которым может и должен управлять учащийся. Понаблюдай за собой и ты вскоре убедишься, что вначале всегда приходится принуждать себя и работе, которая поэтому обычно бывает недостаточно эффективной, хотя на нее и затрачивается много сил. По мере втягивания в работу требуется все меньше и меньше волевых усилий, появляется интерес к самой работе. В этом случае она идет быстрее, эффективнее и оставляет приятное воспоминание после завершения. Теперь несколько слов о внешних условиях правильной организации домашних занятий. К ним относятся рациональный (оптимальный) режим работы, оборудование рабочего места, порядок приготовления уроков на каждый день и на всю неделю и т. п. Немаловажное значение имеет и порядок выполнения домашних уроков. Наверное, не все ребята знают, что начинать готовить уроки с самых для себя трудных не стоит, потому что организм должен постепенно втянуться в работу. Обычно начинать готовить уроки следует с задания средней трудности. Затем, когда вы втянетесь в работу, надо перейти к выполнению наиболее трудных уроков. Заканчивать самоподготовку можно наиболее легкими заданиями.
Быстрота и эффективность работы зависит от удобной рабочей позы за столом. Наименее утомительная рабочая поза та, при которой сохраняется правильная осанка, так как в этом случае мышцы, обеспечивающие поддержание позы, напряжены в наименьшей степени. При неправильной рабочей позе возникает нарушение осанки и искривление позвоночника. Домашняя мебель, которой пользуется ребенок или подросток, обычно рассчитана на взрослого человека. Подбирать высоту стола и стула необходимо в зависимости от роста. В таблице показано, как в зависимости от длины тела правильно подобрать необходимые размеры мебели. Сидеть за столом надо прямо, не горбясь. Голову держать от книг и тетрадей на расстоянии 30 — 35 см. Тетради и книги должны быть хорошо освещены светом, падающим слева из окна или от настольной лампы. Настольную лампу с абажуром и лампочкой 40 — 60 ватт необходимо ставить на стол около себя на расстоянии 35 — 40 см. Плохая освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению. Во время приготовления уроков в комнате должна быть тишина. Уроки следует готовить каждый день внимательно и аккуратно. При их выполнении не торопись и не отвлекайся другими делами. Через каждые 40 — 45 минут делай перерыв на 5 — 10 минут. Это позволит сохранить работоспособность на оптимальном уровне. Во время паузы в работе можно встать из-за стола и походить, потянуться, сделать несколько наклонов туловища и приседаний. Проветри комнату, Помни, что во время работы температура в комнате должна быть 18 — 20′. После выполнения домашних уроков обязательно убери свое рабочее место. Собери тетради и учебники, которые понадобятся на следующий день в школе.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Оставшееся после приготовления домашних уроков время используй на чтение интересной книги, рисование, конструирование, занятия музыкой, спортом. Да мало ли можно придумать интересных и полезных дел. Поиграй с младшей сестрой или братом. Помоги родителям убрать квартиру, приготовить ужин, сходи в магазин за продуктами. У многих ребят среди развлечений на первом месте — телевизор. Они смотрят буквально все передачи, хотя и знают, что это плохо. Проводить у экрана телевизора больше 1 часа в день при условии, что его смотрят не больше трех раз в неделю, нельзя. Смотреть передачи по телевизору рекомендуется при обычном освещении, сидеть не ближе 2 метров от экрана телевизора. Перед сном обязательно проветривай комнату, в которой спишь. Температура в комнате во время сна должна быть 15— 16′. Приведи в порядок свою одежду, игрушки, книги. Тщательно вымой руки с мылом, почисть зубы, умойся. Перед тем как лечь в постель, потуши свет и выключи радио, они мешают уснуть и отдыхать во время сна.
В заключение мне хочется дать тебе последний совет, как перейти от слов к делу, от желания выполнять распорядок дня к его выполнению. Единственный способ – это начать его выполнять! Когда вновь станет трудно соблюдать режим дня, то посмотри еще раз эту книжечку. Может быть, ты что-то забыл. Посоветуйся с родителями, учителем физкультуры, и они обязательно подскажут тебе, как преодолеть себя. И не только подскажут, но и помогут. Упорно и аккуратно выполняй намеченный тобой распорядок дня и ты обязательно достигнешь тех целей, которые поставишь перед собой.
Самый продуктивный способ планировать свой день
Продолжающаяся глобальная пандемия вынудила многие компании полагаться на удаленную работу в обозримом будущем. Результатом стала крупная смена рабочей силы, которая — в зависимости от работодателя — обеспечивает большую гибкость в расписании человека, включая то, сколько часов он работает, когда он делает перерывы и что еще он может делать в течение рабочего дня, находясь дома.
Хотя некоторые работодатели могут сопротивляться удаленной работе из-за минимального контроля, Бюро статистики труда (BLS) оценивает, что 37% рабочих мест могут выполняться полностью из дома. Эти данные на самом деле могут быть возможностью для сотрудников более эффективно структурировать баланс между работой и личной жизнью, который имеет смысл для их личной и профессиональной жизни.
Исследователь-психолог Ларри Розен, доктор философии, предполагает, что ключом к производительности является меньшее количество перерывов, как указано в статье Американской психологической ассоциации (APA) 2017 года о повышении производительности, но это нереально для большинства взрослых, работающих полный рабочий день. При балансировании рабочей нагрузки, семейных обедов, учебы детей, личных целей в фитнесе и многого другого бесконечный список обязанностей мешает удерживать внимание на чем-то одном более нескольких минут.
Одна из стратегий Розена — использовать привычку делать перерывы. Он рекомендует людям вознаграждать себя несколькими минутами проверки своих телефонов или сообщений уже после 15 минут непрерывной работы.
Хотя 15 минут не кажутся достаточным временем, чтобы добиться многого, Розен говорит: «Как только вы научитесь работать в течение 15 минут, начните увеличивать время перед технологическим перерывом».
Исследование Розена и другие исследования показали, что восьмичасовой рабочий день — не самый эффективный способ поддержания производительности. На самом деле, прерывание рабочего дня — в том числе череда постоянных совещаний — может резко изменить уровень энергии человека и в долгосрочной перспективе привести к более устойчивым результатам.
Долгий рабочий день с несколькими крупными задачами может быть пугающим, особенно если вы не знаете, с чего начать, или склонны откладывать дела на потом. Использование приведенных ниже стратегий может помочь вам развить навыки тайм-менеджмента, которые со временем повысят вашу продуктивность, защищая вас от выгорания и переутомления.
Техника Помидора:
Техника Помидора была создана в 1980-х годах Франческо Чирилло как стратегия тайм-менеджмента, предназначенная для поддержания энергии и внимания. Он работает, создавая простой график выполнения работы, чтобы вы могли ставить достижимые цели с небольшими интервалами времени.
- УСТАНОВИТЕ ТАЙМЕР НА 25 МИНУТ.
В это время сосредоточьте все свое внимание и энергию на выполнении текущей задачи. - СДЕЛАЙТЕ КОРОТКИЙ ПЕРЕРЫВ, ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ.
Используйте перерыв, чтобы дать отдохнуть мозгу, телу и вниманию. Вы можете прогуляться, выпить чашечку кофе или просто дать глазам отдохнуть в течение нескольких минут. - КАЖДЫЕ ЧЕТЫРЕ РАУНДА ДЕЛАЙТЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕРЫВ.
От 20 до 30 минут выделенного времени для отдыха помогут сбросить уровень кортизола и поддерживать внимание в течение длительного периода времени, когда вы вернетесь к следующему набору задач.
Этот метод может помочь вам узнать, сколько времени на самом деле требуется для выполнения задачи, и установить более реалистичные ожидания в отношении будущего вашего тайм-менеджмента. Это также может помочь вам оставаться сосредоточенным, вознаграждая себя отдыхом между каждым заданием.
Другие стратегии повышения производительности
- ФОКУС НА ОДНОЙ ЗАДАЧЕ.
Уделение полного внимания одной задаче, скорее всего, приведет к большей точности и остроте ума, а также может помочь с чувством выполненного долга и удовлетворения. - ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСЫ ВАШЕЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ.
Планируйте самые сложные задачи на время, когда вы чувствуете себя наиболее бодрым и энергичным, а мелкие управленческие задачи оставляйте на то время, когда ваш мозг работает в режиме автопилота. - МИНИМИЗАЦИЯ ОТВЛЕЧЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ.
Отключите доступ к другим ресурсам, таким как социальные сети, телевидение или развлечения, которые могут отвлечь ваше внимание от работы. - ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ НАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ПРОГРАММ.
Использование сигналов будильника или напоминаний может помочь вашему мозгу дать сигнал, когда пора приступить к следующему заданию или расслабиться после долгого дня. - ВО ИЗБЕЖАНИЕ КОНФЛИКТОВ ЗАБЛОКИРУЙТЕ РАСПИСАНИЕ.
Используйте календарь, чтобы отслеживать встречи, звонки или другие обязательства, чтобы защитить свои самые продуктивные часы. - ОБЪЕДИНЯЙТЕ ПОДОБНЫЕ ЗАДАЧИ ВМЕСТЕ.
Оптимизируйте свою производительность, сократив умственную энергию, необходимую для переключения с одной задачи на другую.
Работа на дому сопряжена с некоторыми материально-техническими проблемами, такими как социальная изоляция, но она также обеспечивает гибкость для работников, которые могут планировать свой день таким образом, который лучше всего соответствует их образу жизни.
Фрилансеры, работающие в сфере гиг-экономики, уже много лет знакомы с такой гибкостью, но взрослые, которые плохо знакомы с образом жизни удаленной работы, могут изучить преимущества настройки собственного графика в соответствии со своими личными и профессиональными обязанностями.
В апреле 2020 года более 50 % респондентов, участвовавших в опросе Gallup, указали, что они работают из дома полный рабочий день из-за пандемии COVID-19. К октябрю этот показатель упал до 33%, поскольку люди начали возвращаться в офисы, но более двух третей респондентов заявили, что предпочли бы продолжать работать из дома.
Этот серьезный сдвиг в культуре и ожиданиях современной рабочей силы может в конечном итоге потребовать большей гибкости и автономии от работодателей.
Стратегии повышения производительности для работы из дома
- ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО БОЛЬШИХ ЗАДАЧ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Реалистичный подход к тайм-менеджменту поможет вам почувствовать себя более успешным в конце дня, когда вы сможете отметить каждый пункт в своем списке дел. - СОСТАВЬТЕ СПИСОК НЕБОЛЬШИХ, МЕНЕЕ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ.
Когда у вас есть несколько минут свободного времени в течение дня, вы можете продвигаться по этому списку. - ПОЛОЖИТЕСЬ НА ПРАВИЛО 52-17.
Запланируйте 52 минуты работы, а затем 17 минут отдыха, чтобы дать мозгу отдохнуть от постоянной работы. Вы можете настроить соотношение, чтобы лучше работать в соответствии с вашим графиком. - ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ СМЕНУ ПЕЙЗАЖА.
Будь то прогулка, перемещение в другое место в вашем доме или быстрое выполнение поручения, визуальное отвлечение от рабочего места может помочь вам чувствовать себя более сосредоточенным, когда вы возвращаетесь к нему.
Для многих людей максимальная производительность может зависеть от их собственных внутренних часов, известных как циркадные ритмы, которые регулируют, когда тело чувствует себя наиболее бодрым и энергичным. Использование преимуществ циркадного ритма может потребовать некоторого первоначального самоанализа, чтобы определить, когда вы чувствуете себя наиболее энергичным, а затем соответствующим образом спланировать свой день.
Newhouse School Online собрал исследование часов максимальной продуктивности для ранних пташек и полуночников. Следующая временная шкала представляет собой пример двух ежедневных графиков, которые могут помочь вам максимально успеть в течение дня, независимо от того, встаете ли вы рано или допоздна.
Проведите личную инвентаризацию уровня своей энергии: в какое время дня вы чувствуете себя наиболее бодрым? Как вы можете использовать свой график сна, чтобы чувствовать себя более отдохнувшим каждый день? Независимо от того, являетесь ли вы ранней пташкой или «совой», приведенные ниже временные рамки могут помочь вам быть более продуктивными с девяти до пяти.
РАННИЕ ПТАШКИ
5:30 : Проснись.
6 утра: Завтракать. Лучшее время — в течение 30 минут после пробуждения.
6:30 : Упражнение. Может быть проще придерживаться утренней гимнастики, потому что время менее вероятно будет противоречить другим обязанностям.
7:30: Отправлять электронные письма. Электронные письма, отправленные между 6:00 и 9:00, с большей вероятностью будут открыты и получат ответ.
8:00: Коммутировать. В среднем американцы добираются до работы за 25,4 минуты.
8:30: Расставьте приоритеты для своего дня. Составьте список дел, которые вы хотите выполнить в течение дня.
9:00: Работайте над самым сложным пунктом в вашем списке дел. Утро — это время, когда вы наиболее бдительны и лучше всего можете сосредоточиться.
10:00: Перерыв на кофе. Стремитесь к середине утра, чтобы оптимизировать производительность. Кофе наиболее эффективен с 9:00 до 10:30, когда уровень кортизола (естественный гормон, регулирующий энергию) ниже
10:30: Назначить собеседование. Избегайте обеденного времени и последних часов дня, потому что интервьюируемых, как правило, несправедливо судят позже в течение дня.
11:45: Спланируйте день. Это гарантирует, что вы сможете сделать перерыв на обед и сразу же приступить к работе по возвращении.
Полдень: Обед. Сделайте перерыв и отойдите от своего рабочего места вместо того, чтобы есть за компьютером.
14:30: Назначать встречи. Это лучшее время для встреч. Люди, как правило, имеют больше времени, чем день. Одно исследование показало, что этот временной интервал по вторникам является самым популярным.
15:00: Перекусите. Следите за тем, чтобы между обедом и ужином не было слишком большого перерыва.
16:00: Работа над физическим заданием. Пик зрительно-моторной координации приходится на вечер.
17:00: Командировка.
18:00: Мозговой штурм. Креативность достигает своего пика, когда вы менее бдительны.
18:30: Ужинать. Старайтесь есть как минимум за три часа до сна, чтобы поддерживать здоровый обмен веществ.
20:00: Расслабьтесь и занимайтесь своими делами. Если у вас есть побочный проект или художественное хобби, поздний вечер — хорошее время для творчества, поскольку усталость снижает запреты и открывает вас для необычных идей.
21:30: Иди спать. Взрослые должны стремиться спать от семи до девяти часов каждую ночь.
НОЧНЫЕ СОВЫ
7 утра: Проснись.
7:30: Завтракайте. Лучшее время — в течение 30 минут после пробуждения.
8:00: Отправлять электронные письма. Электронные письма, отправленные между 6:00 и 9:00, с большей вероятностью будут открыты и получат ответ.
8:30: В пути. В среднем американцы добираются до работы за 25,4 минуты.
9 утра: Мозговой штурм. Креативность достигает своего пика, когда вы менее бдительны.
10:00: Перерыв на кофе. Стремитесь к середине утра, чтобы оптимизировать производительность. Кофе наиболее эффективен с 9:00 до 10:30, когда уровень кортизола (естественный гормон, регулирующий энергию) ниже.
10:30: Назначить собеседование. Избегайте обеденного времени и последних часов дня, потому что интервьюируемых, как правило, несправедливо судят позже в течение дня.
Полдень: Спланируйте день. Это гарантирует, что вы сможете сделать перерыв на обед и сразу же приступить к работе по возвращении.
12:30: Обед. Сделайте перерыв и отойдите от своего рабочего места вместо того, чтобы есть за компьютером.
14:30: Назначать встречи. Это лучшее время для встреч. Люди, как правило, имеют больше времени, чем день. Одно исследование показало, что этот временной интервал по вторникам является самым популярным.
15:00: Отдохните. Найдите время, чтобы освежиться в течение 10-30 минут до конца дня.
16:00: Работайте над самым сложным пунктом в вашем списке дел. Во второй половине дня вы наиболее бдительны и лучше всего можете сосредоточиться.
17:00: Составьте список дел на следующий день. Сосредоточьтесь на вещах, которые вы хотите выполнить завтра, и набросайте важные электронные письма, которые будут отправлены на следующее утро.
17:30: В пути.
18:00: Упражнение. Это когда время реакции самое быстрое, кровяное давление и частота сердечных сокращений самые низкие, а температура тела почти на пике. Обязательно перекусите перед тренировкой, если вы не ели с обеда.
20:30: Ужинать. Старайтесь есть как минимум за три часа до сна, чтобы поддерживать здоровый обмен веществ.
21:30: Расслабьтесь и занимайтесь своими делами. Если у вас есть побочный проект или художественное хобби, поздний вечер — хорошее время для творчества, поскольку усталость снижает запреты и открывает вас для необычных идей.
23:00: Подготовьтесь к следующему дню. Собирай вещи, выбирай одежду и доставай ингредиенты для завтрака.
23:30: Ложись спать. Взрослые должны стремиться спать от семи до девяти часов каждую ночь.
Какой лучший график работы для вашего возраста?
Основные моменты
Ваш рабочий график может влиять на ваше здоровье, исследования показывают
Более позднее начало работы или учебы приносит пользу подросткам и молодым людям, говорят эксперты
Рабочая неделя продолжительностью не более 25 часов может быть оптимальной для взрослых в возрасте 40 лет и старше
Си-Эн-Эн —
Момент, которого вы, возможно, боялись, настал. Ленивые летние дни подошли к концу, и начался более структурированный график работы или учебы.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_15A97F98-6610-67A1-60E2-37F93FF88201@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Но будет ли ваш новый распорядок дня самым полезным для вашего мозга и тела?Ученым давно известно, что у вас есть внутренние биологические часы, которые регулируют различные физические, психические и поведенческие изменения, происходящие в вашем теле в течение 24-часового цикла, называемые циркадными ритмами. Эти циркадные ритмы могут медленно меняться с возрастом.
Таким образом, вы, как правило, требуете различных графиков работы и рабочих часов на протяжении всей своей жизни. Вот расписание, которое, согласно исследованиям, может быть лучшим для вашего возраста, начиная с подросткового возраста и заканчивая после 40 лет:
Даже если вы юридически являетесь взрослым, когда вам исполняется 18 лет, ваш мозг может не вырасти из подросткового возраста до тех пор, пока вам не исполнится 20–20 лет, говорит доктор Джесс Шаткин, психиатр из Детского исследовательского центра в Медицинском центре Лангоне при Нью-Йоркском университете.
В результате «у подростков возникает желание позже ложиться спать и позже вставать, и это то, что делает большинство людей, пока им не исполнится около 26 лет», — сказал Шаткин, и частично это сводится к мелатонину, гормону, связанному с вашими биологическими часами. это влияет на то, когда вы начинаете естественно чувствовать сонливость в конце дня.
Фотоиллюстрация/Thinkstockвидео
Причина, по которой ваш подросток спит до полудня (2014)
«Подростки начинают выделять мелатонин позже, чем взрослые. Они выходят около 10 часов ночи, естественно, а значит, потом засыпают позже, а потому, что позже ложатся спать, то и просыпаются позже», — сказал Шаткин. Он добавил, что количество мелатонина, которое мы высвобождаем, может снизиться примерно на 50%, когда мы достигнем половой зрелости.
Итак, каким же будет идеальное рабочее или школьное расписание для подростков? «Трудно сказать, что идеально, потому что люди, конечно, разные, — сказал Шаткин, — но я бы сказал, что для подростков мы действительно не должны начинать школу (или работу) раньше 9 утра, а в идеале начинать в 10 утра. … и отложите расписание на потом».
В политическом заявлении 2014 года Американская академия педиатрии рекомендовала средним и старшим школам отложить начало занятий до 8:30 утра или позже, чтобы соответствовать биологическим ритмам сна подростков.
затворВрачи: раннее начало занятий вредно для школьников
Согласно оценке округа за 2008 год, опубликованной в Журнале клинической медицины сна, отсрочка начала занятий в средней школе в школьном округе в Кентукки привела к тому, что его ученики в среднем стали больше часов спать по ночам, а водители-подростки стали меньше попадать в автомобильные аварии.
Отдельное двухлетнее исследование школьных округов в Вирджинии, опубликованное в том же журнале в 2014 году, показало аналогичные результаты, указывающие на снижение количества аварий.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, как у взрослых, так и у подростков недостаток сна связан с рядом хронических заболеваний и состояний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение и депрессия.
Эта ассоциация особенно проявляется у взрослых, которые работают в ночную или ночную смену.
Некоторые исследования показывают, что для большинства взрослых в возрасте от 30 до 40 лет идеальный график работы должен отражать индивидуальные предпочтения, будь то жаворонок или сова. Исследования также показывают, что эти предпочтения связаны с вашими генами.
Но независимо от того, предпочитаете ли вы утренний или вечерний образ жизни, многие исследования неизменно показывают, что нерегулярная работа или работа в ночную смену может оказать негативное влияние на ваше здоровье.
«Важно проверить вашу семейную предрасположенность к заболеваниям, которые ранее были связаны с ненормированной работой», — сказал Кристиан Бенедикт, исследователь из отдела неврологии Университета Упсалы в Швеции.
«Другими словами, есть ли у ваших бабушек и дедушек или родителей диабет 2 типа, ожирение или болезни сердца? Если да, то может быть лучше пойти на ‘9график от «до 5», — добавил он. «Если вы вынуждены работать ненормированные смены ради денег, убедитесь, что вы физически и умственно активны».
Снижение умственных способностей можно остановить, если перейти на обычный рабочий день, но на это потребуется пять лет.
Гетти ИзображенийИсследование: посменная работа снижает мощность мозга
В конце концов, посменная работа может повредить не только вашему телу, но и вашему мозгу, согласно новому исследованию, соавтором которого стал Бенедикт и опубликованным в сентябрьском номере журнала «Нейробиология старения».
Для исследования были проанализированы данные, полученные от более чем 7000 взрослых в Швеции. Затем данные сравнивали с тем, как каждый взрослый выполнял тест, состоящий из двух частей, предназначенный для выявления когнитивных нарушений, который называется тестом следа.
Исследователи обнаружили, что нынешние посменные работники и те, кто работал нерегулярно в течение последних пяти лет, с большей вероятностью имели более низкие результаты теста, чем их коллеги.
«Напротив, не наблюдалось никакой разницы между несменными работниками и теми, кто бросил сменную работу более пяти лет назад», — сказал Бенедикт.
«Проблемы со сном — это лишь один из факторов, который может способствовать развитию фибромиалгии», — говорит Пол Дж. Морк.
Getty Imagesвидео
Высыпайтесь, работайте быстрее
«Последнее может свидетельствовать о том, что предыдущим сменным работникам может потребоваться не менее пяти лет, чтобы восстановить функции мозга, необходимые для выполнения этого теста», — сказал он. «Однако на данный момент отсутствует механистическое объяснение того, почему посменным работникам требуется не менее пяти лет перерыва для восстановления их когнитивных функций, и поэтому требует дальнейшего изучения».
Предыдущие исследования показали, что достаточный сон приносит пользу мозгу, поскольку, когда вы дремлете, этот орган может вымывать клеточные отходы, которые накапливаются во время бодрствования.
По словам Бенедикта, поскольку посменные рабочие часто испытывают нарушения сна или могут не высыпаться, их мозг может не эффективно удалять отходы.
«Некоторые из этих отходов могут быть вредны для ваших нейронов», — сказал Бенедикт.
Однако, когда взрослые старше 40 лет, количество рабочих часов, включенных в ежедневный график, может иметь последствия для здоровья, аналогичные самому графику.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_4D37806E-3798-E44B-30E5-37F9403EDECF@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Исследования, опубликованные в серии рабочих документов Мельбурнского института в феврале, показывают, что трехдневная рабочая неделя может быть оптимальной для взрослых в возрасте 40 лет и старше, но это и есть плюс.Работа более или менее 25 часов в неделю может негативно сказаться на когнитивных функциях, считает Синья Кадзитани, доцент Университета Мэйсэй в Японии и соавтор статьи.
Только в прошлом году некоторые компании в Швеции сократили 40-часовую рабочую неделю до 30 часов для сотрудников, работающих полный рабочий день, и они сообщили, что работники стали менее утомленными, более эффективными и более счастливыми.
Waimanalo Beach6- Credit Туристическое бюро Оаху Лицензиар Bianca Photography
Bianca Photography / Туристическое бюро ОахуЗнакомство с 20-часовой рабочей неделей
«Работа может стимулировать мозговую активность, но более продолжительный рабочий день с большей вероятностью вызовет физический и/или умственный стресс», — сказал Каджитани.
«Мы подчеркиваем в нашей статье, что работа может стимулировать активность мозга и может помочь поддерживать когнитивные функции у пожилых работников», — добавил он. «В то же время чрезмерно долгий рабочий день может вызвать усталость и физический и/или психологический стресс, которые потенциально могут повредить когнитивным функциям».
Исследователи проанализировали данные о домохозяйствах, доходах и занятости примерно 3000 мужчин и 3500 женщин в возрасте 40 лет и старше. Затем они сравнили эти данные с результатами когнитивных тестов мужчин и женщин.
Исследователи обнаружили, что работа до 25 часов в неделю была связана с улучшением когнитивных функций, но когда рабочее время превышало 25 часов в неделю, наблюдалось снижение когнитивных функций.
«Мы немного удивлены, потому что наши выводы о том, что чистый положительный эффект от работы достигает пика около 25 часов в неделю и после этого начинает снижаться, хорошо отражают нелинейность влияния рабочего времени на когнитивные способности», — сказал Каджитани.
Следите за новостями CNN Health в Facebook и Twitter.
Может ли такое рабочее время быть связано с аналогичными результатами в других возрастных группах?
Женщины в возрасте 20, 30 и 40 лет, которые работают в среднем 60 или более часов в неделю, могут утроить риск развития диабета, рака, болезней сердца и артрита, согласно отдельному исследованию, опубликованному в Журнале медицины труда и окружающей среды в прошлом месяце.
Кроме того, исследование 2015 года, опубликованное в Lancet, показало, что работа более 55 часов в неделю может быть связана с повышенным риском сердечных заболеваний и инсульта у взрослых.