Философия радости | PSYCHOLOGIES
Поискав слово «радость» в философском словаре, вы мало что найдете. А если набрать его в компьютере, всемирная паутина, скорее всего, перенаправит вас к слову «счастье». Значит ли это, что в философии нет места радости? Большинство мыслителей относятся к ней с недоверием: слишком уж много от нее беспокойства. Для Платона она означает потерю контроля над собой и граничит с безумием. Философы-стоики, стремившиеся к атараксии – состоянию покоя и отсутствия страстей, считали радость слишком шумной, слишком физиологичной. Их собратья-эпикурейцы искали счастья, которое для них состояло лишь в отсутствии страдания: особо радоваться тут нечему. В радости как будто бы видит цель жизни древнегреческий философ Левкипп. Но он говорит прежде всего об особом чувстве эстетического ликования, которое мы испытываем при виде всего доброго и прекрасного. Не иначе как античные философы слишком предавались созерцанию. Их взгляд, устремленный к возвышенным идеалам, не мог отдать должное динамизму такого чувства, как радость. Зато «радость» – важнейшее понятие для Бенедикта Спинозы и Фридриха Ницше, которые видят в ней синоним существования. И для Анри Бергсона, уподобляющего ее «творческому порыву». Все мыслители, всерьез интересовавшиеся этим чувством, утверждают: человек становится по-настоящему человеком только в радости!
Радость делает нас сильнее
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677, Нидерланды)
Приступая к «Трактату об усовершенствовании разума», Спиноза находится в поисках этики – способа жить и мыслить, который соответствовал бы природе человека, состоящей в единстве души и тела, подчиненных эмоциям и желаниям. Голландский философ не приемлет чувства, которые нас порабощают (делают пассивными): сковывающую грусть, отчаяние, гнев, страх и суеверие. Высшая радость не может заключаться в реализации навязчивого желания, в утолении наших призрачных фантазий, а только лишь в просвещенном действии, в основе которого лежит знание. Чем больше мы знаем и понимаем, тем полнее наша радость и тем одновременно мы становимся лучше и сильнее. Для этого мыслителя, боровшегося с предрассудками и заблуждениями, чьи сочинения запрещала цензура, радость познания тесно связана с постепенным преодолением привычек и норм, навязанных общепринятой идеологией. Спинозовская радость – это радость человека, жаждущего свободы. Это «положительная страсть», заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее. Она дает нам уверенность в том, что, даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить.
Об этом
- Мартин Бубер «Хасидские истории. Первые учителя» Мосты культуры / Гешарим, 2006.
- Владимир Янкелевич «Ирония. Прощение» Республика, 2004.
Она помогает нам переносить жестокость судьбы
Фридрих Ницше (1844–1900, Германия)
Значительную часть сочинений Ницше можно рассматривать как горячий призыв к воодушевлению и радости. Великий меланхолик со слабым здоровьем полагал, что эти чувства не приходят сами по себе. Поэтому Ницше обращается не к сверхчеловеку, а к любому из нас, к тем, которым знакомы уныние, апатия, фрустрация. Он стремится убедить нас не поддаваться пессимизму, но в то же время предостерегает против легких путей: «Жизнь – источник радости, но всюду, где пьет толпа, родники отравлены». По мнению немецкого философа, радость – это борьба (как и само существование – вечный трагический конфликт между противоположно направленными силами), она всегда стремится к чрезмерности и граничит с опьянением. Потом наше «Я» приходит в себя и вновь становится силой, утверждающей себя перед лицом того, что должно произойти: «Это событие, эта ситуация, которые я не могу изменить, я соглашаюсь с ними, я принимаю их». Воля – и желание – весело подтверждают эту решимость. Ну же, зовет нас Ницше, жизнь – это здесь и сейчас!
Она утверждает победу жизни
Анри Бергсон (1859–1941, Франция)
Французский мыслитель Анри Бергсон – истинный «философ радости»: для него она – лучшее доказательство того, что жизнь побеждает. Как отличить ее от удовольствия? Она глубже, дольше длится, более «настоящая». Она всегда сопровождается чувством попадания в такт, ощущением полного согласия с самим собой: «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется». Удовольствие нам приятно, от него нам хорошо, оно необходимо, потому что побуждает нас размножаться (сексуальное удовольствие) и оставаться здесь, на земле, но оно не имеет того универсального духовного измерения, которое открывается нам в радости. Она с нами, когда мы стремимся повысить уровень сознательности человечества, когда работаем над собой, пытаясь стать внутренне лучше, когда делимся с другими плодами этих усилий и передаем их следующим поколениям. Она с нами, когда дух одерживает верх над препятствиями, ускользает от тягот и инерции материального мира. Бергсон неоднократно воспевает превосходство великих мистиков и моралистов. Но и любой человек, выдвигающий прекрасную новаторскую идею, преображающий людей и порядок вещей, получает доступ к неподдельной радости, а через нее и к возможности «творить» самого себя.
Какую радость дарит вера?
Философские представления о радости опираются не только на духовный, но и на религиозный опыт разных культур. Размышляют философ Григорий Тульчинский и экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.
«В восточной традиции, при всей общей ее ориентации на аскетизм, есть чань-(дзен)-буддизм, находящий в радости путь к просветлению (сатори), – рассказывает философ и культуролог Григорий Тульчинский. – Радости жизни, праздничность свойственны и иудейской вере: это можно заметить на примере празднования Хануки, Пурима, еженедельной субботы. Всем знакомы радостные мелодии, уходящие корнями в эту традицию».
Для всех христиан вера является одним из самых мощных и чистых источников радости. «Протестантизм, например, при всей его нравственной строгости дает возможность проявлять радость во время церковной службы, в том числе в форме коллективных песнопений, из которых вышел стиль спиричуэлс, породивший музыкальную культуру джаза», – отмечает Григорий Тульчинский. Это сильное и светлое чувство не чуждо и православию. Как писал в «Дневниках» (Русский путь, 2005) отец Александр Шмеман, «радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться… Почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…»
«Радость – это готовность прикоснуться душой и прийти в резонанс с чем-то, что мне нравится, что является ценностью, – комментирует психотерапевт Светлана Кривцова. – Так много вокруг поводов для радости: солнечный луч и симпатичный цветник, смешной пес и обаятельный собеседник. Все это создано Богом, и верующий человек через это переживает нечто большее, чем поток внутреннего тепла в теле, он чувствует себя ода́ренным. Ведь все хорошее – это подарок Божий, он ощущает заботу о себе, он чувствует: «Бог любит меня», и это переживание безусловной любви делает человека полным радости, счастливым».
Текст:Ксения КиселеваИсточник фотографий:CHRISTIAN SCHMIDT/GALLERY STOCK
Новое на сайте
С заботой о душе и теле
«Рассказала маме о домогательствах брата, а она меня чуть не избила»
«Знакомые говорят, я придираюсь и даю непрошеные советы. Что в этом такого?»
Вы вместе по любви или из-за страха одиночества? Простой чек-лист
7 признаков того, что вы не нарцисс
Что сделать, чтобы муж перестал пить? Как психолог отвечает на такой запрос
Танатофобия: как страх смерти проявляется в теле и что с ним делать
«Я ни к кому не испытываю сочувствия, мне знакомы только зависть и раздражение»
Радость — Психологос
Фильм «Validation»
Радость — жизнь в ощущении «мир прекрасен». Смотри Шкала эмоциональных тонов
Радость — ресурсное развлечение. Радость — одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой — абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?
Фильм «Жизнь прекрасна»
Как делается радость? Самое главное, что радость — делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
- Внутренним текстом. «Рад видеть!».
- Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки.
- Картинкой-ситуацией.
Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете. Если нужно воспроизвести определенное эмоциональное состояние — представьте ситуацию, когда вы переживали (или можете переживать) нужную эмоцию.
Сама по себе картинка работает слабо, зато обеспечивает «естественность» задаваемой эмоции.
К картинке лучше добавить внутренний текст, мимику и пластику — способность с помощью движений тела выражать свою эмоцию.
О радости и людях
Фильм «Базовый тренинг: открытие новых возможностей. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Человека с стабильным радостным фоном называют оптимистом. Этот человек активно и охотно берется за новые дела, весело и бодро работает, обычно вокруг него много людей. Еще бы — ведь так здорово тоже получить кусочек радости, которой он так щедро делится!
Самое интересное: чем больше радости люди дарят, тем больше радости получают в ответ. Ведь чтобы чем-то делиться, у вас этого должно быть очень много!
Для детей радостный эмоциональный фон — скорее норма, а вот для взрослых, то есть для выросших детей, не всегда. Более того, чем больше возраст человека, тем с меньшей радостью он сморит на окружающий мир. И тем больше понимает, что «не пристало нам как маленьким прыгать…», и жизнь-то она штука такая, и не понятно еще что там будет.
Да и вообще. Много радоваться неприлично.И сил требует. Ну его. Дайте телевизор…
А между тем и для взрослых и для детей радостный эмоциональный фон — это показатель душевного здоровья. Это — обязательная норма.
Температура 36’6, эмоциональный фон — радостный.
При этом, жить на позитиве для нас менее привычно, и в это приходится вкладывать силы. Не скупитесь, эти вложения окупятся сполна! Позитивный подход к жизни щадит и укрепляет здоровье и продлевает жизнь.
А есть еще информация, что по полезности 5 минут смеха заменяют 15 минут зарядки, представляете какой КПД?
Так что улыбнитесь хотя бы сейчас. Хоть один раз. А лучше не раз. И не экрану — а милому человеку. Или животному. Или себе в зеркале — на худой конец.
Пусть всегда будет солнце!
Приятно — радость — счастье
Приятное не равно радости, а радость не равна счастью. Это все — разные вещи. Приятное — физиология, радость — психология, а счастье — философия жизни. См.→
Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВНУТРЕННЕЕ ХОРОШО»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>
Что такое радость в Библии?
Радость — неотъемлемая часть христианской жизни, и она встречается в Библии более ста раз.
Словарь Merriam-Webster определяет его как « эмоция, вызванная благополучием, успехом, удачей или перспективой обладания тем, чего желают». » В то время как Оксфордский словарь определяет его как « чувство большого удовольствия и счастья ».
Хотя Библия также использует радость для описания чувства счастья, она существенно отличается. Для дальнейшего понимания библейской радости давайте посмотрим на оригинальные еврейские и греческие слова.
Радость на иврите
Слово «радость» встречается в Ветхом Завете более 100 раз с пятнадцатью разными еврейскими словами. Например, есть simchah [sim-khaw’], что означает радость, радость или веселье. Оно образовано от самач [сав-мах’], что значит радоваться. Симха встречается в Ветхом Завете 93 раза, первое упоминание — в Бытие 31:27. А самач встречается 150 раз.
Затем следует сасон [пил-сонэ’], что означает ликование или радость. Оно образовано от корня слова 9.0005 sus [soos], глагол, означающий ликовать или радоваться. Sason появляется в Ветхом Завете 22 раза, первое упоминание встречается в Есфирь 8:16, а sus появляется 27 раз.
Все эти еврейские слова обычно означают «быть счастливым» или «радостным», и они имеют множество источников. Например, люди радовались друг другу (Песнь Песней 1:4, Притчи 5:18), детям своим (Псалом 113:9, Притчи 23:24-25), вину (Псалом 104:15), урожай, победа (Исаия 9:3) или подходящий ответ (Притчи 15:23).
Тем не менее, верующие нашли высший источник радости и удовлетворения в Яхве (Псалом 32:11). Они радовались в Нем из-за Его спасения (Псалом 40:16; 64:10; 63:11; 51:12), Его справедливости (Притчи 21:15), Его защиты (Псалом 63:7), Его слова (Псалом 118). :111, Иеремия 15:16) и т. д.
Забавный факт. В еврейской культуре важные события, такие как рождение ребенка или свадьба, обычно называются симха . Выражение с использованием simchah и sason , два наиболее часто используемых слова для радости, которые произносятся на всех еврейских свадьбах. Это выражение взято из Иеремии 33:11, где говорится: « голос веселья и голос веселья, голос жениха и голос невесты ». Оно появляется еще три раза в Иеремии 7:34; 16:9; 25:10
Радость по-гречески
В Новом Завете есть восемь греческих слов для обозначения радости, но наиболее распространенным является чара [хар-ах’]. Оно появляется около 60 раз в Новом Завете, и его первое упоминание относится к рождению Иисуса в Евангелии от Матфея 2:10, где говорится: « когда они увидели звезду, они возрадовались чрезвычайно великой радостью ».
Согласно Конкордансу Стронга, чара означает радость, спокойное наслаждение или внутреннюю радость. Оно связано с хайро [ха’-и-ро], что означает радоваться, и харис [хар’-эче], что означает благодать.
Следовательно, чара означает радоваться благодати. Это осознание Божьей благодати или милости через Иисуса, а также наша реакция на это.
Собираем все вместе
Библейская радость исходит от Господа. Это вечная радость сердца, которая приходит от знания, переживания и доверия к Иисусу. Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Другими словами, радость — это отклик и реакция души на познание Господа Иисуса Христа. ”
Более того, библейская радость не основана на нашем имуществе или обстоятельствах, как мирская радость. Уоррен Вирсбе определяет радость как «внутренний покой и достаточность, на которые не влияют внешние обстоятельства. ” Это, конечно, не означает, что христиане никогда не должны чувствовать или выражать свою боль. Христианская жизнь полна скорбей, и, подобно псалмопевцам, мы должны выражать свою скорбь и изливать свои сердца Богу.
Тем не менее, даже в наши трудные времена мы все же можем выбрать радость благодаря нашей надежде на Христа. Павел являл собой пример радости в страданиях на протяжении всего своего служения. Несмотря на то, что он был избит, потерпел кораблекрушение, был заключен в тюрьму и т. д., он все равно испытывал радость. Он назвал это « полным печали и все же радующимся 9».0006» (2 Коринфянам 6:10) и сказал во 2 Коринфянам 7:4 « во всех наших скорбях я преисполняюсь радости ».
Как Павел мог испытывать радость среди своих невзгод? Что ж, Чарльз Сперджен сказал об этом лучше всех: « верующих не зависят от обстоятельств. Их радость исходит не от того, что они имеют, а от того, что они есть, не от того, где они находятся, а от того, чьи они, не от того, чем они наслаждаются, а от того, что претерпел за них их Господь ».
Люди часто отделяют радость от счастья, но Библия не делает такого различия. Оба слова используются в Писании взаимозаменяемо вместе с другими словами, такими как радость или веселье, для обозначения счастливого чувства. Единственная разница заключается в источнике нашей радости. Есть радость от мира, пустая и мимолетная (Екклесиаст 2:1-2, Евреям 11:25), и радость от Бога, которая приносит удовлетворение и вечна.
Почему рождение Христа стало новостью великой радости
После того, как Бог использовал Моисея, чтобы вывести детей Израиля из Египта, первое, что они сделали, это возрадовались и воспели Господу. Они еще не были в земле обетованной, и их обстоятельства были не самыми лучшими. Но они радуются спасению Господа, Который вывел их из рабства (Пс. 105:43).
Несколько лет спустя, когда дети израильтян столкнулись с изгнанием и пленением, Исаия писал о времени, когда Бог воскресит нового пророка, такого как Моисей, который освободит свой народ. В этот день « возвратятся искупленные Господом и придут на Сион с пением; вечная радость будет на их головах; они обретут радость и радость, а печаль и воздыхание уйдут прочь. » (Исайя 51:11).
Израильтяне сотни лет ждали Мессию и с радостью ожидали Его прихода, чтобы освободить их от угнетателей. А Иисус и есть тот мессия, который принесет вечную радость.
Когда ангел возвестил пастухам о Его рождении, он сказал, что это благая весть и великая радость для всех людей. (Луки 2:10), и пастухи, увидев звезду, возрадовались чрезвычайно великой радостью (Матфея 2:10). Даже нерожденный Иоанн Креститель прыгал от радости при пришествии Иисуса (Луки 1:44).
Все они радовались, потому что Бог пришел, чтобы жить с ними, как Он это делал в древности (Матфея 1:23). И подобно Моисею, Иисус пришел избавить Израиль, но также и язычников (1 Иоанна 2:2). Его спасение имеет большее значение, потому что он освобождает нас от греха, смерти и суда и делает нас правыми перед Богом (2 Коринфянам 5:21).
Если дети Израиля радовались своей физической свободе, то насколько больше радости мы имеем от своей духовной свободы? Воистину, это благая весть о великой радости!
Во время Рождества мы празднуем первое пришествие Господа, потому что это начало благой вести. Мы с радостью ожидаем Его второго пришествия, когда Он будет царствовать вечно, и испытаем полноту Его радости (Пс. 16:11). И в тот день мы будем петь и восклицать от радости, как израильтяне в пустыне, и вечно поклоняться нашему Царю.
Библейские атрибуты радости
Радость является преобладающей темой в Библии; вот несколько мест Писания об этом.
1. Покаяние приносит радость
Так, говорю вам, на небесах будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии.
Луки 15:7
Так, говорю вам, бывает радость пред Ангелами Божиими об одном грешнике кающемся.
Луки 15:10
2. Это дар от Бога
Но плод Духа есть любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность,
Галатам 5:22
Ты вложил в мое сердце больше радости, чем они, когда их хлеб и вино изобилуют.
Псалом 4:7
3. Радость от познания Иисуса
Хоть ты его и не видел, но ты его любишь. Хотя ты и не видишь его теперь, но веришь в него и радуешься радостью невыразимой и преисполненной славы,
1 Петра 1:8
4. Это придает нам силы
Тогда он сказал им: «Идите своей дорогой. Ешьте тук и пейте сладкое вино, и посылайте части тому, у кого ничего нет готового, ибо день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, ибо радость Господня — ваша сила.
Неемия 8:10
5. Это выбор
Всегда радуйтесь в Господе; еще раз скажу, радуйтесь.
Филиппийцам 4:4
Радуйся всегда,
1 Фессалоникийцам 5:16
6. Мы можем радоваться даже в испытаниях
С великой радостью принимайте, братья мои, когда вы встречаете различного рода испытания, 3 ибо знаете, что испытание вашей веры производит стойкость.
Иакова 1:2-3
ибо в суровом испытании скорбью их изобилие радости и их крайняя нищета переполнились богатством щедрости с их стороны.
2 Коринфянам 8:2
7. Слово Божье приносит нам радость
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Иоанна 15:11
Твои свидетельства — мое наследие навеки, ибо они — радость моего сердца.
Псалом 119:111
8. Надежда дает нам радость
Но радуйтесь, поскольку вы участвуете в Христовых страданиях, чтобы и вам возрадоваться и возвеселиться, когда Его слава явится.
1 Петра 4:13
Надежда праведников приносит радость, а ожидание нечестивых погибнет.
Притчи 10:28
Благодать и мир вам!
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
радость | значение радости в Longman Dictionary of Contemporary English
Из словаря современного английского языка Longmanjoyjoy1 /dʒɔɪ/ ●●● W3 существительное
1 [uncountable]HAPPY большое счастье и удовольствие
выражение радости на ее лицес / от радости
Я подпрыгнул в воздухе от радости.
Она плакала от радости.
Я не то чтобы прыгал от радости (= я был не очень доволен), когда услышал эту новость.► смотрите тезаурус в свое удовольствиеРегистрацияРадость используется в основном в литературе. В повседневном английском вместо того, чтобы сказать, что они сделали что-то с радостью, люди обычно говорят, что они были (действительно) довольны/счастливы/рады сделать это: Спасибо за ваше письмо. Я был очень рад получить его.2 [исчисляемое]СЧАСТЛИВОЕ что-то или кто-то, что доставляет вам счастье и удовольствиерадость
одна из радостей путешествия в одиночку
Сад был его гордостью и радостью.



Викторины
Викторины
- Пройдите наши быстрые тесты, чтобы потренировать свой словарный запас.
- У нас есть тысячи тестов из шести вопросов.
- Выберите словосочетания, синонимы, фразовые глаголы и многое другое.
Больше результатов
- Миндальная радость
- Радость кулинарии, The
- нет радости
- прыгать от радости
- чья-то гордость и радость
- быть перенесенным с восторгом / радостью и т.