Философия радости | PSYCHOLOGIES
Поискав слово «радость» в философском словаре, вы мало что найдете. А если набрать его в компьютере, всемирная паутина, скорее всего, перенаправит вас к слову «счастье». Значит ли это, что в философии нет места радости? Большинство мыслителей относятся к ней с недоверием: слишком уж много от нее беспокойства. Для Платона она означает потерю контроля над собой и граничит с безумием. Философы-стоики, стремившиеся к атараксии – состоянию покоя и отсутствия страстей, считали радость слишком шумной, слишком физиологичной. Их собратья-эпикурейцы искали счастья, которое для них состояло лишь в отсутствии страдания: особо радоваться тут нечему. В радости как будто бы видит цель жизни древнегреческий философ Левкипп. Но он говорит прежде всего об особом чувстве эстетического ликования, которое мы испытываем при виде всего доброго и прекрасного. Не иначе как античные философы слишком предавались созерцанию. Их взгляд, устремленный к возвышенным идеалам, не мог отдать должное динамизму такого чувства, как радость. Зато «радость» – важнейшее понятие для Бенедикта Спинозы и Фридриха Ницше, которые видят в ней синоним существования. И для Анри Бергсона, уподобляющего ее «творческому порыву». Все мыслители, всерьез интересовавшиеся этим чувством, утверждают: человек становится по-настоящему человеком только в радости!
Радость делает нас сильнее
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677, Нидерланды)
Приступая к «Трактату об усовершенствовании разума», Спиноза находится в поисках этики – способа жить и мыслить, который соответствовал бы природе человека, состоящей в единстве души и тела, подчиненных эмоциям и желаниям. Голландский философ не приемлет чувства, которые нас порабощают (делают пассивными): сковывающую грусть, отчаяние, гнев, страх и суеверие. Высшая радость не может заключаться в реализации навязчивого желания, в утолении наших призрачных фантазий, а только лишь в просвещенном действии, в основе которого лежит знание. Чем больше мы знаем и понимаем, тем полнее наша радость и тем одновременно мы становимся лучше и сильнее. Для этого мыслителя, боровшегося с предрассудками и заблуждениями, чьи сочинения запрещала цензура, радость познания тесно связана с постепенным преодолением привычек и норм, навязанных общепринятой идеологией. Спинозовская радость – это радость человека, жаждущего свободы. Это «положительная страсть», заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее. Она дает нам уверенность в том, что, даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить.
Об этом
- Мартин Бубер «Хасидские истории. Первые учителя» Мосты культуры / Гешарим, 2006.
- Владимир Янкелевич «Ирония. Прощение» Республика, 2004.
Она помогает нам переносить жестокость судьбы
Фридрих Ницше (1844–1900, Германия)
Значительную часть сочинений Ницше можно рассматривать как горячий призыв к воодушевлению и радости. Великий меланхолик со слабым здоровьем полагал, что эти чувства не приходят сами по себе. Поэтому Ницше обращается не к сверхчеловеку, а к любому из нас, к тем, которым знакомы уныние, апатия, фрустрация. Он стремится убедить нас не поддаваться пессимизму, но в то же время предостерегает против легких путей: «Жизнь – источник радости, но всюду, где пьет толпа, родники отравлены». По мнению немецкого философа, радость – это борьба (как и само существование – вечный трагический конфликт между противоположно направленными силами), она всегда стремится к чрезмерности и граничит с опьянением. Потом наше «Я» приходит в себя и вновь становится силой, утверждающей себя перед лицом того, что должно произойти: «Это событие, эта ситуация, которые я не могу изменить, я соглашаюсь с ними, я принимаю их». Воля – и желание – весело подтверждают эту решимость. Ну же, зовет нас Ницше, жизнь – это здесь и сейчас!
Она утверждает победу жизни
Анри Бергсон (1859–1941, Франция)
Французский мыслитель Анри Бергсон – истинный «философ радости»: для него она – лучшее доказательство того, что жизнь побеждает. Как отличить ее от удовольствия? Она глубже, дольше длится, более «настоящая». Она всегда сопровождается чувством попадания в такт, ощущением полного согласия с самим собой: «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется». Удовольствие нам приятно, от него нам хорошо, оно необходимо, потому что побуждает нас размножаться (сексуальное удовольствие) и оставаться здесь, на земле, но оно не имеет того универсального духовного измерения, которое открывается нам в радости. Она с нами, когда мы стремимся повысить уровень сознательности человечества, когда работаем над собой, пытаясь стать внутренне лучше, когда делимся с другими плодами этих усилий и передаем их следующим поколениям. Она с нами, когда дух одерживает верх над препятствиями, ускользает от тягот и инерции материального мира. Бергсон неоднократно воспевает превосходство великих мистиков и моралистов. Но и любой человек, выдвигающий прекрасную новаторскую идею, преображающий людей и порядок вещей, получает доступ к неподдельной радости, а через нее и к возможности «творить» самого себя.
Какую радость дарит вера?
Философские представления о радости опираются не только на духовный, но и на религиозный опыт разных культур. Размышляют философ Григорий Тульчинский и экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.
«В восточной традиции, при всей общей ее ориентации на аскетизм, есть чань-(дзен)-буддизм, находящий в радости путь к просветлению (сатори), – рассказывает философ и культуролог Григорий Тульчинский. – Радости жизни, праздничность свойственны и иудейской вере: это можно заметить на примере празднования Хануки, Пурима, еженедельной субботы. Всем знакомы радостные мелодии, уходящие корнями в эту традицию».
Для всех христиан вера является одним из самых мощных и чистых источников радости. «Протестантизм, например, при всей его нравственной строгости дает возможность проявлять радость во время церковной службы, в том числе в форме коллективных песнопений, из которых вышел стиль спиричуэлс, породивший музыкальную культуру джаза», – отмечает Григорий Тульчинский. Это сильное и светлое чувство не чуждо и православию. Как писал в «Дневниках» (Русский путь, 2005) отец Александр Шмеман, «радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться… Почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…»
«Радость – это готовность прикоснуться душой и прийти в резонанс с чем-то, что мне нравится, что является ценностью, – комментирует психотерапевт Светлана Кривцова. – Так много вокруг поводов для радости: солнечный луч и симпатичный цветник, смешной пес и обаятельный собеседник. Все это создано Богом, и верующий человек через это переживает нечто большее, чем поток внутреннего тепла в теле, он чувствует себя ода́ренным. Ведь все хорошее – это подарок Божий, он ощущает заботу о себе, он чувствует: «Бог любит меня», и это переживание безусловной любви делает человека полным радости, счастливым».
Текст:Ксения КиселеваИсточник фотографий:CHRISTIAN SCHMIDT/GALLERY STOCK
Новое на сайте
С заботой о душе и теле
«Рассказала маме о домогательствах брата, а она меня чуть не избила»
«Знакомые говорят, я придираюсь и даю непрошеные советы. Что в этом такого?»
Вы вместе по любви или из-за страха одиночества? Простой чек-лист
7 признаков того, что вы не нарцисс
Что сделать, чтобы муж перестал пить? Как психолог отвечает на такой запрос
Танатофобия: как страх смерти проявляется в теле и что с ним делать
«Я ни к кому не испытываю сочувствия, мне знакомы только зависть и раздражение»
Радость — Психологос
Фильм «Validation»
Радость — жизнь в ощущении «мир прекрасен». Смотри Шкала эмоциональных тонов
Радость — ресурсное развлечение. Радость — одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой — абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?
Фильм «Жизнь прекрасна»
Как делается радость? Самое главное, что радость — делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
- Внутренним текстом. «Рад видеть!».
- Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки.
- Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете. Если нужно воспроизвести определенное эмоциональное состояние — представьте ситуацию, когда вы переживали (или можете переживать) нужную эмоцию.
Сама по себе картинка работает слабо, зато обеспечивает «естественность» задаваемой эмоции.
К картинке лучше добавить внутренний текст, мимику и пластику — способность с помощью движений тела выражать свою эмоцию.
О радости и людях
Фильм «Базовый тренинг: открытие новых возможностей. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Человека с стабильным радостным фоном называют оптимистом. Этот человек активно и охотно берется за новые дела, весело и бодро работает, обычно вокруг него много людей. Еще бы — ведь так здорово тоже получить кусочек радости, которой он так щедро делится!
Самое интересное: чем больше радости люди дарят, тем больше радости получают в ответ. Ведь чтобы чем-то делиться, у вас этого должно быть очень много!
Для детей радостный эмоциональный фон — скорее норма, а вот для взрослых, то есть для выросших детей, не всегда. Более того, чем больше возраст человека, тем с меньшей радостью он сморит на окружающий мир. И тем больше понимает, что «не пристало нам как маленьким прыгать…», и жизнь-то она штука такая, и не понятно еще что там будет.
Да и вообще. Много радоваться неприлично.И сил требует. Ну его. Дайте телевизор…
А между тем и для взрослых и для детей радостный эмоциональный фон — это показатель душевного здоровья. Это — обязательная норма.
Температура 36’6, эмоциональный фон — радостный.
При этом, жить на позитиве для нас менее привычно, и в это приходится вкладывать силы. Не скупитесь, эти вложения окупятся сполна! Позитивный подход к жизни щадит и укрепляет здоровье и продлевает жизнь.
А есть еще информация, что по полезности 5 минут смеха заменяют 15 минут зарядки, представляете какой КПД?
Так что улыбнитесь хотя бы сейчас. Хоть один раз. А лучше не раз. И не экрану — а милому человеку. Или животному. Или себе в зеркале — на худой конец.
Пусть всегда будет солнце!
Приятно — радость — счастье
Приятное не равно радости, а радость не равна счастью. Это все — разные вещи. Приятное — физиология, радость — психология, а счастье — философия жизни. См.→
Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВНУТРЕННЕЕ ХОРОШО»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>
Что такое радость в Библии?
Радость — неотъемлемая часть христианской жизни, и она встречается в Библии более ста раз.
Словарь Merriam-Webster определяет его как « эмоция, вызванная благополучием, успехом, удачей или перспективой обладания тем, чего желают». » В то время как Оксфордский словарь определяет его как « чувство большого удовольствия и счастья ».
Хотя Библия также использует радость для описания чувства счастья, она существенно отличается. Для дальнейшего понимания библейской радости давайте посмотрим на оригинальные еврейские и греческие слова.
Радость на иврите
Слово «радость» встречается в Ветхом Завете более 100 раз с пятнадцатью разными еврейскими словами. Например, есть simchah [sim-khaw’], что означает радость, радость или веселье. Оно образовано от самач [сав-мах’], что значит радоваться. Симха встречается в Ветхом Завете 93 раза, первое упоминание — в Бытие 31:27. А самач встречается 150 раз.
Затем следует сасон [пил-сонэ’], что означает ликование или радость. Оно образовано от корня слова 9.0005 sus [soos], глагол, означающий ликовать или радоваться. Sason появляется в Ветхом Завете 22 раза, первое упоминание встречается в Есфирь 8:16, а sus появляется 27 раз.
Все эти еврейские слова обычно означают «быть счастливым» или «радостным», и они имеют множество источников. Например, люди радовались друг другу (Песнь Песней 1:4, Притчи 5:18), детям своим (Псалом 113:9, Притчи 23:24-25), вину (Псалом 104:15), урожай, победа (Исаия 9:3) или подходящий ответ (Притчи 15:23).
Тем не менее, верующие нашли высший источник радости и удовлетворения в Яхве (Псалом 32:11). Они радовались в Нем из-за Его спасения (Псалом 40:16; 64:10; 63:11; 51:12), Его справедливости (Притчи 21:15), Его защиты (Псалом 63:7), Его слова (Псалом 118). :111, Иеремия 15:16) и т. д.
Забавный факт. В еврейской культуре важные события, такие как рождение ребенка или свадьба, обычно называются симха . Выражение с использованием simchah и sason , два наиболее часто используемых слова для радости, которые произносятся на всех еврейских свадьбах. Это выражение взято из Иеремии 33:11, где говорится: « голос веселья и голос веселья, голос жениха и голос невесты ». Оно появляется еще три раза в Иеремии 7:34; 16:9; 25:10
Радость по-гречески
В Новом Завете есть восемь греческих слов для обозначения радости, но наиболее распространенным является чара [хар-ах’]. Оно появляется около 60 раз в Новом Завете, и его первое упоминание относится к рождению Иисуса в Евангелии от Матфея 2:10, где говорится: « когда они увидели звезду, они возрадовались чрезвычайно великой радостью ».
Согласно Конкордансу Стронга, чара означает радость, спокойное наслаждение или внутреннюю радость. Оно связано с хайро [ха’-и-ро], что означает радоваться, и харис [хар’-эче], что означает благодать.
Следовательно, чара означает радоваться благодати. Это осознание Божьей благодати или милости через Иисуса, а также наша реакция на это.
Собираем все вместе
Библейская радость исходит от Господа. Это вечная радость сердца, которая приходит от знания, переживания и доверия к Иисусу. Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Другими словами, радость — это отклик и реакция души на познание Господа Иисуса Христа. ”
Более того, библейская радость не основана на нашем имуществе или обстоятельствах, как мирская радость. Уоррен Вирсбе определяет радость как «внутренний покой и достаточность, на которые не влияют внешние обстоятельства. ” Это, конечно, не означает, что христиане никогда не должны чувствовать или выражать свою боль. Христианская жизнь полна скорбей, и, подобно псалмопевцам, мы должны выражать свою скорбь и изливать свои сердца Богу.
Тем не менее, даже в наши трудные времена мы все же можем выбрать радость благодаря нашей надежде на Христа. Павел являл собой пример радости в страданиях на протяжении всего своего служения. Несмотря на то, что он был избит, потерпел кораблекрушение, был заключен в тюрьму и т. д., он все равно испытывал радость. Он назвал это « полным печали и все же радующимся 9».0006» (2 Коринфянам 6:10) и сказал во 2 Коринфянам 7:4 « во всех наших скорбях я преисполняюсь радости ».
Как Павел мог испытывать радость среди своих невзгод? Что ж, Чарльз Сперджен сказал об этом лучше всех: « верующих не зависят от обстоятельств. Их радость исходит не от того, что они имеют, а от того, что они есть, не от того, где они находятся, а от того, чьи они, не от того, чем они наслаждаются, а от того, что претерпел за них их Господь ».
Люди часто отделяют радость от счастья, но Библия не делает такого различия. Оба слова используются в Писании взаимозаменяемо вместе с другими словами, такими как радость или веселье, для обозначения счастливого чувства. Единственная разница заключается в источнике нашей радости. Есть радость от мира, пустая и мимолетная (Екклесиаст 2:1-2, Евреям 11:25), и радость от Бога, которая приносит удовлетворение и вечна.
Почему рождение Христа стало новостью великой радости
После того, как Бог использовал Моисея, чтобы вывести детей Израиля из Египта, первое, что они сделали, это возрадовались и воспели Господу. Они еще не были в земле обетованной, и их обстоятельства были не самыми лучшими. Но они радуются спасению Господа, Который вывел их из рабства (Пс. 105:43).
Несколько лет спустя, когда дети израильтян столкнулись с изгнанием и пленением, Исаия писал о времени, когда Бог воскресит нового пророка, такого как Моисей, который освободит свой народ. В этот день « возвратятся искупленные Господом и придут на Сион с пением; вечная радость будет на их головах; они обретут радость и радость, а печаль и воздыхание уйдут прочь. » (Исайя 51:11).
Израильтяне сотни лет ждали Мессию и с радостью ожидали Его прихода, чтобы освободить их от угнетателей. А Иисус и есть тот мессия, который принесет вечную радость.
Когда ангел возвестил пастухам о Его рождении, он сказал, что это благая весть и великая радость для всех людей. (Луки 2:10), и пастухи, увидев звезду, возрадовались чрезвычайно великой радостью (Матфея 2:10). Даже нерожденный Иоанн Креститель прыгал от радости при пришествии Иисуса (Луки 1:44).
Все они радовались, потому что Бог пришел, чтобы жить с ними, как Он это делал в древности (Матфея 1:23). И подобно Моисею, Иисус пришел избавить Израиль, но также и язычников (1 Иоанна 2:2). Его спасение имеет большее значение, потому что он освобождает нас от греха, смерти и суда и делает нас правыми перед Богом (2 Коринфянам 5:21).
Если дети Израиля радовались своей физической свободе, то насколько больше радости мы имеем от своей духовной свободы? Воистину, это благая весть о великой радости!
Во время Рождества мы празднуем первое пришествие Господа, потому что это начало благой вести. Мы с радостью ожидаем Его второго пришествия, когда Он будет царствовать вечно, и испытаем полноту Его радости (Пс. 16:11). И в тот день мы будем петь и восклицать от радости, как израильтяне в пустыне, и вечно поклоняться нашему Царю.
Библейские атрибуты радости
Радость является преобладающей темой в Библии; вот несколько мест Писания об этом.
1. Покаяние приносит радость
Так, говорю вам, на небесах будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии.
Луки 15:7
Так, говорю вам, бывает радость пред Ангелами Божиими об одном грешнике кающемся.
Луки 15:10
2. Это дар от Бога
Но плод Духа есть любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность,
Галатам 5:22
Ты вложил в мое сердце больше радости, чем они, когда их хлеб и вино изобилуют.
Псалом 4:7
3. Радость от познания Иисуса
Хоть ты его и не видел, но ты его любишь. Хотя ты и не видишь его теперь, но веришь в него и радуешься радостью невыразимой и преисполненной славы,
1 Петра 1:8
4. Это придает нам силы
Тогда он сказал им: «Идите своей дорогой. Ешьте тук и пейте сладкое вино, и посылайте части тому, у кого ничего нет готового, ибо день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, ибо радость Господня — ваша сила.
Неемия 8:10
5. Это выбор
Всегда радуйтесь в Господе; еще раз скажу, радуйтесь.
Филиппийцам 4:4
Радуйся всегда,
1 Фессалоникийцам 5:16
6. Мы можем радоваться даже в испытаниях
С великой радостью принимайте, братья мои, когда вы встречаете различного рода испытания, 3 ибо знаете, что испытание вашей веры производит стойкость.
Иакова 1:2-3
ибо в суровом испытании скорбью их изобилие радости и их крайняя нищета переполнились богатством щедрости с их стороны.
2 Коринфянам 8:2
7. Слово Божье приносит нам радость
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Иоанна 15:11
Твои свидетельства — мое наследие навеки, ибо они — радость моего сердца.
Псалом 119:111
8. Надежда дает нам радость
Но радуйтесь, поскольку вы участвуете в Христовых страданиях, чтобы и вам возрадоваться и возвеселиться, когда Его слава явится.
1 Петра 4:13
Надежда праведников приносит радость, а ожидание нечестивых погибнет.
Притчи 10:28
Благодать и мир вам!
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
радость | значение радости в Longman Dictionary of Contemporary English
Из словаря современного английского языка Longmanjoyjoy1 /dʒɔɪ/ ●●● W3 существительное 1 [uncountable]HAPPY большое счастье и удовольствие выражение радости на ее лицес / от радости Я подпрыгнул в воздухе от радости. Она плакала от радости. Я не то чтобы прыгал от радости (= я был не очень доволен), когда услышал эту новость.► смотрите тезаурус в свое удовольствиеРегистрацияРадость используется в основном в литературе. В повседневном английском вместо того, чтобы сказать, что они сделали что-то с радостью, люди обычно говорят, что они были (действительно) довольны/счастливы/рады сделать это: Спасибо за ваше письмо. Я был очень рад получить его.2 [исчисляемое]СЧАСТЛИВОЕ что-то или кто-то, что доставляет вам счастье и удовольствиерадость одна из радостей путешествия в одиночку Сад был его гордостью и радостью.
На него было приятно смотреть/водить/использовать и т. д. Детское пение было приятно слушать. 3 → никакой радости СОСТАВЫфразы быть наполненным радостью/быть полным радостиЯ был полон радости при мысли увидеть ее снова.слезы радостиОна снова заплакала, но это были слезы радости.чувство радостиЧувство полной радости охватило его .чувство радостиЯ никогда не забуду чувство радости в тот день.выражение радостиВыражение радости на их лицах.крики/крики радостиОни приветствовали друг друга криками радости.прилагательныебольшая радостьК ее большой радости, она стала мать двух прекрасных девочек. чистая/чистая/полная радость (=большая радость, не смешанная с другими чувствами) радость.истинная/настоящая радостьКак мне найти настоящую радость в жизни?глаголыпринести радость кому-то (=заставить кого-то почувствовать радость)Ее дети принесли ей большую радость.дай (кому-то) радостьЕго музыка на протяжении многих лет доставляла людям много радости. чувствовать/испытывать радостьОн никогда не испытывал радости от наблюдения за сменой времен года.Викторины
Викторины
- Пройдите наши быстрые тесты, чтобы потренировать свой словарный запас.
- У нас есть тысячи тестов из шести вопросов.
- Выберите словосочетания, синонимы, фразовые глаголы и многое другое.
Больше результатов
- Миндальная радость
- Радость кулинарии, The
- нет радости
- прыгать от радости
- чья-то гордость и радость
- быть перенесенным с восторгом / радостью и т.