Деятельность и основные виды деятельности личности
Автор: Захарова Ирина Николаевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.
Дата публикации: 09.07.2019 2019-07-09
Статья просмотрена: 3768 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Захарова, И. Н. Деятельность и основные виды деятельности личности / И. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61481/ (дата обращения: 09.04.2023).
В статье рассматривается деятельность личности, раскрываются основные виды деятельности и их сущность, системогенез деятельности.
Ключевые слова: деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основная характеристика деятельности, основные виды деятельности.
Понятие деятельности занимает центральное положение в системе основных понятий психологии. Это обусловлено двумя группами факторов: во-первых, через деятельность человек обеспечивает свое существование; во-вторых, в игре, учебной деятельности и трудовой деятельности развивается внутренний мир человека, происходит его становление как субъекта деятельности и отношений. Можно сказать, что в методологическом плане деятельностный подход к изучению психики приобрел статус парадигмы [6].
Отечественные психологи, такие как А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Н. П. Бехтерев и др. внесли значимый вклад в мировую психологию, разработав теоретические подходы в области деятельности личности. Благодаря проведенным учеными исследованиям деятельностный подход приобрел статус парадигмального.
По своей природе человеческая активность имеет особую форму, которая называется деятельностью. Деятельность — это особенный вид активности, который направлен на познание и преобразование окружающего мира, в том числе самого себя и среды своего существования.
Благодаря деятельности человек выходит за пределы своих природных возможностей. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности связывается с проблемой личности и сознания. Деятельность является процессом взаимодействия человека с миром, но процессом не пассивным, а активным и сознательно регулируемым [2].
Занимаясь любым видом трудовой деятельности человек и все его действия нацелены на изменение, преобразование природы и действительной реальности. Именно в деятельности обнаруживаются и формируются интеллектуальные способности человека, эмоциональное отношение ко всему, что его окружает, идеалы личности, воображение. Поведение и поступки, общественная и трудовая деятельность — это именно то, что выступает основными показателями общественной ценности человека.
Психолог В. С. Степин подчеркивает, что деятельность может регулироваться как целями, так и ценностями. «Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности?» [3].
Предметность выступает и является важнейшей характеристикой деятельности. Предметом деятельности значится акт деятельности личности.
Как правила, предмет деятельности рассматривается двусмысленно — как обособленно существующий и как образ самого предмета, который формируется в ходе деятельности.
Задача исследования деятельности, по мнению отечественного психолога В. Д. Шадрикова, состоит в раскрытии процесса целенаправленной личностной активности, в которой происходит практическое преобразование объективного мира и как меняется человек в процессе определенной деятельности и по какому принципу развиваются его возможности.
У каждого человека существует ряд определенных потребностей и личностных желаний. И эти желания будут каждый раз удовлетворяться через определенную деятельность и в деятельности. В зависимости от определенных потребностей и желаний человек как субъект деятельности ставит перед собой определенную цель, которая будет целью деятельности.
Деятельность людей очень многообразна. Впрочем, все это многообразие ограничивается тремя основным видам деятельности: игра, учение, труд.
Игра выступает ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, именно игра главным образом влияет на психическое развитие ребенка. В игре ребенок подражает взрослым, что способствует овладению опытом человеческой деятельности и межличностных отношений. Через игру ребенок узнает о предметах и их свойствах, явления действительности, таким образом, он постепенно готовится к будущей учебной и трудовой деятельности. Мышление, внимание, память, воображение, способности, характер формируются в процессе игры.
Благодаря историческому развитию человечества, в условиях усложнения труда, постоянного накопления большого запаса знаний, умений и навыков выделился самостоятельный вид деятельности — учение.
В возрастной психологии учебная деятельность следует за игрой деятельностью и предваряет трудовую деятельность. В процесс учения входит усвоение и преобразование новой информации о предметах и их свойствах, явлений, что будет являться знаниями, в свою очередь, навыки будут складываться из приемов и операций получения и преобразования информации, а овладения способами выбора приемов и операций в соразмерности с целями и условиями конкретной деятельности — умения.
Процесс учения направлен на освоение знаний, процесс и результат выработки конкретных умений и навыков, а также на развитие способностей человека.
Учение — есть деятельность, целью и результатом которой является научение, овладение знаниями и навыками [1].
Отличительной чертой труда человека является его социальный характер. Труд — это направленная на создание общественно значимого продукта деятельность. Всякая деятельность человека реализовывается в условиях общества и зависит не только его личными мотивами и потребностями, но и социальными.
Труд для человека является основой и условием для психического развития личности. В трудовой деятельности (как и в двух выше указанных) происходит развитие, которое так необходимо каждой личности.
Как мы уже говорили раннее, при переходе с одной возрастной стадии на другую меняется ведущий вид деятельности. В каждом виде деятельности происходит формирование психологических новообразований данного возраста. При этом, предшествующий вид деятельности не уходит совсем, а теряет свое ведущую роль для психического развития человека.
Можно констатировать, что на каждой возрастной ступени имеется полный комплекс видов деятельностей, но только одна из них будет являться ведущей.Каждая деятельность формируется по закономерностям системогенеза. Системогенез — это процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, и устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами, обеспечивающие достижение цели [4].
Системная диагностика основного содержания деятельности выражает основные тенденции разработки проблематики деятельности на современном этапе развития психологии.
Важно отметить, что главной характеристикой деятельности личности является преобразование.
Основные положения теории В. Д. Шадрикова:
– деятельность — есть развивающаяся система
– теоретический конструкт любой деятельности — модель функциональной психологической системы деятельности
– оперативность — фундаментальное понятие в анализе психологической системы деятельности
– деятельность формируется и осваивается субъектом деятельности неравномерно
– общие закономерности системогенеза деятельности = общие закономерности формирования психологической системы деятельности
– цель обучения с учетом закономерностей системогенеза деятельности — формирование психологической системы деятельности.
– общие закономерности системогенеза составляют сущность научения в процессе освоения деятельности [5].
При огромном количестве способностей человека, которые реализуют его деятельность, фактически существует единая деятельностная структура, мультиплицирующаяся, главным образом, в структуре определенных способностей.
Онтологически данная структура осуществляется целостностью мозга как органа психики, функционально обозначается целью деятельности, в том числе ее мотивацией.
Литература:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Пб.: Питер, 2002. 720 с.
2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.
3. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Логос, 2000. 411 с.
4. Суворова Г. А., Психология деятельности. М.: Персэ, 2003. 176 с.
5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
6. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, трудовая деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основной вид деятельности, главный образ, деятельность человек, деятельность человека, предмет деятельности, учебная деятельность.
Ключевые слова
деятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основная характеристика деятельности, основные виды деятельностидеятельность, психологическая система деятельности, субъект деятельности, основная характеристика деятельности, основные виды деятельности
Похожие статьи
Мотивация
учебно-профессиональной деятельности и её. ..Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].
Сущность понятия «самостоятельная
деятельность учащихся»…Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов…
Сущность и особенности формирования
учебной деятельности…Разные виды деятельности характеризуют психическое развитие человека на всех ступенях развития. Деятельность в своей сущности обогащает человека историческим опытом, усваивает знания, умения и навыки.
К вопросу о формировании студента вуза как
субъекта учебной…Учебную деятельность как один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов работы в
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная…
Трудовая деятельность каждого отдельного человека зависит от…Внеурочная трудовая деятельность школьников — это преобразовательная деятельность, где учащихся включают в разнообразные трудовые отношения с обществом по усвоению учащимися общей технологической культуры труда.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность…В философии категория «деятельность» принадлежит к числу фундаментальных и широких
Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах Л. С. Выготского, А. Н
Являясь формой и проявлением активности, деятельность характеризует бытие человека (С…
Особенности мотивации профессиональной
деятельности…По мнению автора статьи, структура мотивации профессиональной деятельности сотрудников профессий типа «человек—человек», применительно к нашему исследованию, наиболее полно представлена в научной работе Ковальчук И. С., по мнению которой…
Учебная деятельность учащихся в условиях личностно. ..Учебная деятельность выделяется как специфическая.
Учебная деятельность обучаемых адекватна деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.
Здесь имеется в виду становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности…
Личностный компонент профессионала
системы…В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант и т.д.. Изучению проявлений личности в профессиональной деятельности посвящены работы многих…
Похожие статьи
Мотивация
учебно-профессиональной деятельности и её. ..Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].
Сущность понятия «самостоятельная
деятельность учащихся»…Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов…
Сущность и особенности формирования
учебной деятельности…Разные виды деятельности характеризуют психическое развитие человека на всех ступенях развития. Деятельность в своей сущности обогащает человека историческим опытом, усваивает знания, умения и навыки.
К вопросу о формировании студента вуза как
субъекта учебной…Учебную деятельность как один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов работы в
В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная…
Трудовая деятельность каждого отдельного человека зависит от…Внеурочная трудовая деятельность школьников — это преобразовательная деятельность, где учащихся включают в разнообразные трудовые отношения с обществом по усвоению учащимися общей технологической культуры труда.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность…В философии категория «деятельность» принадлежит к числу фундаментальных и широких
Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах Л. С. Выготского, А. Н
Являясь формой и проявлением активности, деятельность характеризует бытие человека (С…
Особенности мотивации профессиональной
деятельности…По мнению автора статьи, структура мотивации профессиональной деятельности сотрудников профессий типа «человек—человек», применительно к нашему исследованию, наиболее полно представлена в научной работе Ковальчук И. С., по мнению которой…
Учебная деятельность учащихся в условиях личностно. ..Учебная деятельность выделяется как специфическая.
Учебная деятельность обучаемых адекватна деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.
Здесь имеется в виду становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности…
Личностный компонент профессионала
системы…В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант и т.д.. Изучению проявлений личности в профессиональной деятельности посвящены работы многих…
Деятельность | это… Что такое Деятельность?
ТолкованиеПеревод
- Деятельность
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
- процесс вовлечения в деятельность,
- процесс целеполагания
- процесс проектирования действий,
- процесс осуществления действий,
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов[1]].
Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)
Содержание
- 1 Примечания
- 2 Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
- 3 См. также
- 4 Литература
Примечания
- ↑ См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
См. также
- структура деятельности
- задача
- цель
- действие
- операция
- Теория деятельности
- Активность
Литература
- Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность»
- Носкова О. Г. Деятельность
- Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 — 28.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
- Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ — 1988. — 179 с.
- Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
- Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. — 1993 .
- Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:
движение, действенность, действие, дело, жизнедеятельность, занятие, инициатива, инициативность, кампания, наступательность, отправления, полнокровность, практика, работа, работенка, разведдеятельность, труд, ультра вирес, участие, функционирование, функция, энергия
Антонимы:
бездеятельность, безделье, безынициативность, инертность, бездействие, лень, леность, отдых, пассивность, инерция
- Радзинский, Эдвард Станиславович
- Священное Писание
Полезное
Психологическое определение и значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ sahy-kuh-loj-i-kuhl ]
/ ˌsaɪ kəˈlɒdʒ ɪ kəl /
См. слово, которое чаще всего путают с физиологическим
Сохранить это слово!
См. синонимы к слову: психологический / психологический на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
прилагательное
из психологии или относящееся к ней.
, относящийся к разуму или психическим явлениям как предмету психологии.
относящийся к разуму, воздействующий на него или воздействующий на него, особенно как функцию осознания, чувства или мотивации: психологическая игра; психологический эффект.
СРАВНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ
Нажмите для параллельного сравнения значений. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Иногда psy·cho·log·ic [sahy-kuh-loj-ik] /ˌsaɪ kəˈlɒdʒ ɪk/ .
Происхождение психологических
Впервые записано в 1785–1795 гг.; психолог(у) + -ical
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ Психологический
психологический ·псих·хо·логический·икал, прилагательное
псевдо·псих·хо·лог·икал, прилагательное сем. i·cal, прилагательноеun·psy·cho·log·i·al, прилагательное
Слова рядом психологический
психоистория, психоиммунология, психокинез, психол. , психолингвистика, психологический, психологический блок, психологически, психологический момент, психологический роман, психологические операции
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к психологическому
когнитивный, эмоциональный, интеллектуальный, ментальный, субъективный, церебральный, экспериментальный, воображаемый, интеллектуальный, психический, подсознательный, бессознательный
Как используйте в предложении «психологический»
Если вы не отследите скрытую патологию с помощью сканирования мозга или сложного психологического теста, «лекарство» всегда будет работать, потому что болезни нет. 9Наутилус секвитуры.
GPT-3, Бловиатор: генератор языка OpenAI понятия не имеет, о чем говорит|Эми Нордрам|22 августа 2020 г.|MIT Technology Review
Я хотел узнать больше, узнать, действительно ли возможно, что математика и алгоритмы в конечном итоге могут стать будущим более человеческого, более психологического взаимодействия.
Колода не сфальсифицирована: покер и пределы ИИ|Мария Конникова|7 августа 2020 г.|Singularity Hub
Насилие с применением технологий является наиболее распространенным типом виктимизации интимного партнера и сопровождает личные психологические , физическое и сексуальное насилие.
Домашние насильники используют технологию, которая подключается в качестве оружия во время блокировки коронавируса|ЛГБТК-редактор|19 июня 2020 г.|No Straight News
избежать психологической боли, я думаю, он был прав.
Представляем «Без глупых вопросов» (эпизод 422)|Стивен Дж. Дубнер|18 июня 2020 г.|Фрикономика
Большая часть причины — это простое психологическое явление, называемое когнитивным диссонансом.
Почему Камилла не бросила Билла Косби?|Аманда Маркотт|17 декабря 2014|DAILY BEAST
Как ни странно, тот же самый психологический костыль самооправдания может помочь в таких ситуациях.
Почему Камилла не бросила Билла Косби?|Аманда Маркотт|17 декабря 2014 г. |DAILY BEAST
На войне, писал он, «все неопределенно… все военные действия переплетаются с психологическими силами и последствиями».
Как Клаузевиц изобрел современную войну|Джеймс А. Уоррен|24 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Хотя Майлз говорит, что дети, с которыми она встречалась, были «невероятно храбрыми», их психологическая и физическая боль была очевидна.
Либерийские сироты от Эболы|Эбби Хаглаге|14 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Американская психологическая ассоциация также подготовила всеобъемлющий обзор исследований, проводившихся три десятилетия назад.
Проверка фактов воскресных шоу: 12 октября|PunditFact.com|12 октября 2014|DAILY BEAST
Воспроизвести импульс, рожденный мыслью, — вот цель психологического метода.
Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик
К тому времени было очевидно, что экстендер никогда не будет ничем иным, как психологическим чудовищем в типографии.
Девять мужчин во времени|Ноэль Миллер Лумис
У мужчин нет времени на субъективизм — кроме поэтов, психологических беллетристов и им подобных, которые мне вовсе не кажутся людьми.
Предки|Гертруда Атертон
В этом внезапном пробуждении произошел тот самый психологический кульминационный момент, необходимый для раскрытия страстных эмоций, накопившихся внизу.
Еще три истории Джона Сайленса|Алджернон Блэквуд
Эти письма проливают свет на главные психологические моменты этих двух насыщенных событиями лет его жизни.
Жизнь и жизнь Письма Питера Илиха Чайковский | Модесте Чайковский
Британский словарь для психологических
Психологический
/ (ˌsaɪkəˈlɒdʒɪkəl) /
клей.
, не имеющее реальной или объективной основы; возникающие в умеего боли в спине все психологические
воздействующие на разум
Производные формы психологического
психологически, наречиеСловарь английского языка Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Как достичь состояния потока
Все мы слышали о том, чтобы быть «в потоке» или «в зоне», особенно от тех, кто занимается сложной, но приятной деятельностью, которая заставляет их терять чувство времени, например, спортом или творческими занятиями.
Но давайте посмотрим правде в глаза, вероятно, большинству из нас трудно сохранять концентрацию большую часть времени. Можем ли мы тоже что-то сделать, чтобы достичь потока?
Да, есть. В этой статье мы объясним состояние потока, деятельность потока, примеры потока в действии и способы его достижения. Мы также обсуждаем программы обучения и коучинга, которые помогут оптимизировать поток в вашей личной и профессиональной жизни, а также в жизни ваших клиентов.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит
- Что такое состояние потока?
- 4 примера потока в действии
- Действия в потоке: как войти в состояние потока
- Тренинг состояния потока – коучинг и курсы
- Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Михай Чиксентмихайи был одним из отцов-основателей движения позитивной психологии и популяризировал концепцию состояния потока (Csikszentmihalyi & Csikszentmihalyi, 19).88).
Огромное количество исследований, основанных на его работе, изучало, как мозг изменяется при входе в состояние потока таким образом, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, максимально повысить производительность и производительность и устранить прокрастинацию.
Состояние потока возникает спонтанно, когда мы настолько погружаемся в деятельность, что теряем счет времени. Он имеет сходство с внимательностью, потому что требует концентрации на настоящем моменте.
Однако определяющей чертой состояния потока ума является интенсивное эмпирическое вовлечение в деятельность, требующую личных усилий и навыков (Csikszentmihalyi, 19).90). Внимательность, с другой стороны, не требует сосредоточенного участия в деятельности.
Состояние потока достигается, когда способности человека бросают вызов, пытаясь достичь заветной цели. Если задание слишком легкое, могут возникнуть апатия и скука, но если задание слишком сложное, может возникнуть тревога. И скука, и тревога являются препятствиями для потока. Любая деятельность, требующая высокой мотивации и концентрации для получения большего удовольствия, может облегчить субъективное переживание потока (Bonaiuto et al., 2016).
В 2005 году Накамура и Чиксентмихайи взяли интервью у скалолазов, шахматистов, спортсменов и художников, чтобы выяснить, почему люди решают выполнять трудоемкие сложные задачи, не предполагающие никаких внешних вознаграждений.
В их исследовании сообщалось, что участники поделились схожим субъективным опытом, который им так понравился, что они были готовы пойти на многое, чтобы пережить его снова (Nakamura & Csikszentmihalyi, 2005). Несколько респондентов описали «поток» (или поток), который без усилий увлекал их за собой во время занятия.
В то время как исследования в основном были сосредоточены на опыте потока в структурированных видах деятельности, таких как спорт, образование и творческие занятия (Nakamura & Csikszentmihalyi, 2005), поток также способствует ощущению благополучия в других сферах жизни.
Например, Фриц и Авсек (2007) исследовали взаимосвязь между переживаниями потока у студентов-музыкантов и обнаружили, что поток был важным предиктором субъективного эмоционального благополучия. Между тем, Миллс и Фуллагар (2008) исследовали вовлеченность учащихся в процесс обучения и обнаружили, что высоко мотивированные учащиеся демонстрируют более высокий уровень потока.
Поток также важен для здорового старения. Исследование Payne et al. (2011) обнаружили, что пожилые люди испытывают состояние потока, когда их когнитивные способности подвергаются достаточному испытанию, чтобы полностью вовлечь их, избегая при этом беспокойства. Примеры включают решение головоломок или садоводство. Поток может быть важен для когнитивной оптимизации, обучения на протяжении всей жизни и предотвращения снижения когнитивных функций.
Накамура и Чиксентмихайи (2009) продолжили объяснение того, как состояние потока включает в себя восемь ключевых измерений. Эти размерности описывают оптимальные условия входа в состояние потока и его характеристики. Давайте рассмотрим их более подробно.
8 Оптимальные условия для входа в состояние потока
- Баланс задач и навыков является мощным фактором потока. Как упоминалось выше, если задача слишком сложная, мы можем впасть в уныние и даже в тревогу. И наоборот, если задача слишком проста, нам становится скучно. Когда мы испытываем поток, мы активно вовлечены, но не перегружены вызовом (Csikszentmihalyi & Csikszentmihalyi, 1988).
- Четкие цели и недвусмысленная обратная связь (часто из самой деятельности) позволяют постоянно корректировать наши ответы в соответствии с требованиями задачи.
- Слияние действия и осознания предполагает полное погружение в здесь и сейчас, так что деятельность становится второй натурой.
- Концентрация на текущей задаче характеризуется сфокусированным вниманием, которое позволяет избежать внешних и внутренних отвлекающих факторов.
- Появляется чувство контроля , которое заставляет людей чувствовать, что их не остановить или что они могут добиться чего угодно (Чиксентмихайи, 19 лет)93).
- Потеря самосознания приводит к свободе от самоконтроля, что усиливает интуитивную вовлеченность, помогающую нам достигать наших целей с апломбом.
- Трансформация времени искажает наше ощущение течения времени, полностью поглощаясь моментом. Мы можем воспринимать время как замедляющееся, ускоряющееся или совершенно не относящееся к делу (Ханин, 2000).
- Автотелические переживания (от древнегреческого autós , что означает «я», и télos , что означает «результат/исход/конец») выполняются ради самих себя. Это внутренне мотивированное поведение, запускающее состояние потока (Csikszentmihalyi, 1990).
Взгляните на выступление Стива Котлера для Big Think о состоянии ума потока, чтобы узнать больше.
Как войти в «состояние потока» по команде — Big Think
Теперь, когда мы объяснили, что такое состояние потока, давайте обсудим несколько примеров потока в действии.
4 примера потока в действии
Ниже вы найдете четыре примера потока в действии, которые стали предметом недавних научных исследований.
1. Музыка
Исследования в области психологии музыки изучали, как возникает состояние потока при прослушивании музыки и во время музыкального исполнения (Chirico et al. , 2015). Хотя эти две музыкальные деятельности очень разные, переживания потока являются общими для них обоих.
Loepthien and Leipold (2022) обнаружили, что состояние потока чаще ощущается при прослушивании музыки, а не при выступлении, потому что исполнение требует высокого уровня навыков и социальной оценки.
Между тем, Wrigley and Emmerson (2013) исследовали поток во время музыкального исполнения, а Sinnamon et al. (2012) исследовали опыт музыкантов в потоке, отслеживая пиковые переживания студентов-музыкантов во время выступления. Оба исследовали личностные различия и их влияние на поток во время исполнения и обнаружили, что студенты, которые были внутренне мотивированы делать музыку, испытывали поток чаще и интенсивнее.
Кроме того, один обзор литературы по музыкальной психологии показал, что один из самых простых способов войти в состояние потока — это слушать музыку во время тренировки, что также повышает выносливость (Karageorghis & Priest, 2012).
Важно отметить, что тип музыки, которую вы слушаете, также влияет на вашу способность войти в состояние потока. Институт благополучия Беркли рекомендует слушать музыку, свободную от отвлекающих текстов, чтобы вызвать поток. Попробуйте видео ниже.
Выше и дальше — состояние потока (непрерывное смешивание)
2. Игры
Состояние потока можно активировать с помощью видеоигр. Исследование Klasen et al. (2012) обнаружили, что появление потока во время игры было связано с балансом между способностями игрока и сложностью игры, концентрацией, прямой обратной связью, четкими целями и контролем над деятельностью.
Кроме того, игровые дизайнеры Дженова Чен и Николас Кларк разработали игру под названием «Поток», основанную на теории потока Чиксентмихайи и исследовании Чена (2007) по динамической настройке сложности.
Их игра включает в себя пилотирование водного организма через сюрреалистическую биосферу, где игроки потребляют другие организмы, развиваются и совершенствуют свои собственные организмы. Из-за индивидуального баланса сложности и навыков в игре менее опытные игроки сообщили об улучшении контроля над игровым процессом, что привело к большему погружению в игру, что вызвало поток.
Исследование Rutrecht et al. (2021) обнаружили, что игра под названием Thumper с использованием гарнитуры виртуальной реальности вызывает поток быстрее, чем двухмерная игра на экране. Общий балл, полученный игроками как объективная мера производительности игрока, положительно коррелировал с состоянием потока, указывая на то, что чем больше участников потока испытывали, тем лучше их производительность.
Сообщается, что иммерсивные онлайн-игры облегчают симптомы тревоги и депрессии, в основном из-за индуцированного состояния потока. Однако эти эффекты требуют дальнейших исследований (Khoshnoud et al. , 2020).
Если вы хотите узнать больше о том, как игра вызывает состояние потока и как поток повышает производительность, посмотрите это видео от e-Athlete Labs.
3 шага для входа в состояние потока в игре (наука потока)
3. Обучение
Исследователи обнаружили, что люди более полно участвуют в деятельности, если они находят ее интересной и увлекательной (Choi et al., 2007; Guo et al., 2016). Исследования в области онлайн-обучения были направлены на изучение того, как геймификация обучения может улучшить результаты обучения, сделав его более приятным и интерактивным (Breuer & Bente, 2010; Hanus & Fox, 2015; Rawendy et al., 2017).
Игровое обучение запускает поток, предлагая сложную, целенаправленную деятельность по обучению новым навыкам. Он предоставляет каждому человеку автономию и контроль над своим опытом обучения (Michels, 2015).
Исследования продемонстрировали прямую связь между повышением уровня вовлеченности и внедрением геймификации в онлайн-обучение (Buckley & Doyle, 2016; Hanus & Fox, 2015).
Между тем, плохо спроектированный интерфейс обучения может привести к разочарованию или скуке, которые препятствуют потоку, подрывая вовлеченность и обучение (Pilke, 2004). Посмотрите это видео от EI design, чтобы узнать больше о том, как принципы геймифицированного онлайн-обучения могут вызвать поток.
6 ярких примеров геймификации в электронном обучении — EI
4. Хобби
Хобби — отличный пример аутотелической (внутренне полезной) деятельности; будь то искусство, игры, танцы или скалолазание, у всех нас есть то, что мы любим делать независимо от внешних наград.
Отвлекаясь от обыденности, чтобы заняться творческой деятельностью, которая доставляет вам удовольствие, вы повысите самооценку, повысите мотивацию и улучшите самочувствие (Burt & Atkinson, 2011; van Passel & Eggink, 2013). Если вы изо всех сил пытаетесь получать удовольствие от отдыха, почему бы не попробовать рисовать и рисовать, научиться ремеслу, заняться фотографией или попробовать свои силы в писательстве?
Это лишь некоторые виды деятельности, в которых вы можете участвовать и которые помогут вызвать состояние потока. Самое главное — участвовать в деятельности, которая соответствует вашим потребностям. Почти любая деятельность, которая, по вашему мнению, приносит удовлетворение и требует полной вовлеченности, может вызвать состояние потока (Монета, 2010).
Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Устранение отвлекающих факторов и многозадачность имеют решающее значение для запуска состояния потока. Все ключевые эксперты по потоку рекомендуют свести к минимуму использование технологий и прокрутку социальных сетей, потому что они сильно отвлекают и направляют ваш мозг сразу в нескольких направлениях. Это когнитивно сложно, но бесполезно (Wilcox & Stephen, 2013).
Отвлечение — враг потока (Csikszentmihalyi, 1990).
Ниже приведена трехэтапная формула, рекомендованная экспертом по потокам Стивеном Котлером (2021 г.) для того, чтобы сделать вашу жизнь более потоком в целом. Видеоруководство в конце этого раздела, подготовленное организационным психологом доктором Бенджамином Харди, объясняет эти шаги в аудиовизуальном формате.
1. Определите свое самое приятное занятие
Выберите занятие, которое вы считаете внутренне полезным, в которое вы погрузитесь, так как это с наибольшей вероятностью вызовет состояние потока.
Некоторыми примерами могут быть кулинария, садоводство, походы, бег, плавание, игры, йога, рисование, рукоделие и так далее. Обязательно выкроите достаточно времени. Котлер (2021) рекомендует уделять не менее 90 минут один или, предпочтительно, два раза в неделю, чтобы полностью погрузиться в деятельность. Это тренирует ваш мозг к внутреннему удовольствию и переживанию потока.
2. Определите время дня, когда вы больше всего сосредоточены
Занимайтесь самыми важными задачами в ту часть дня, когда ваш мозг наиболее активен. Некоторые из нас жаворонки, а другие — ночные совы. Некоторые лучше всего чувствуют себя после короткого сна. Выберите время, когда ваша способность сосредоточиться оптимальна. Оставьте администрирование и основные задачи на другое время.
Каждый день выделяйте 90 минут на выполнение самой важной задачи дня. Котлер (2021) призывает делать перерывы в это время. Когда я тренирую писателей (Nash, 2021), я призываю их каждые 20–30 минут делать пятиминутные перерывы, которые включают в себя уход от рабочего стола, например, растяжку йоги, приготовление напитка или выполнение небольшой работы по дому.
Помните, что во время перерывов крайне важно воздерживаться от серфинга в Интернете.
3. Выберите ежедневное время восстановления
Убедитесь, что у вас есть отрезок времени каждый день, когда вы полностью отстраняетесь от работы и технологий. Это называется временем восстановления (Kotler, 2021). Вы можете сделать это, проводя время с близкими, смотря фильм, выгуливая собаку или медитируя. Вам может понравиться сочетание этих вещей.
Мы все разные, и каждый из нас по-своему восстанавливается после напряженного дня. Это поможет вам успокоиться и хорошо выспаться, гарантируя, что вы готовы к следующему дню.
Опять же, очень важно отключиться от Интернета на время восстановления. Цель этих трех шагов — переобучить ваш мозг, чтобы улучшить концентрацию и оптимизировать производительность, когда требуется поток.
Если вы сможете реорганизовать свою неделю и рабочие дни, включив в них эти три шага, ваша повседневная жизнь станет более плавной. Вы будете наслаждаться более высоким качеством жизни, сосредоточившись на том, что важно для вас, и сведя к минимуму отвлекающие факторы. Дополнительные рекомендации см. в видео доктора Бенджамина Харди ниже.
Как быстро войти в состояние потока? — Доктор Бенджамин Харди
Ниже приведены три самые популярные программы обучения и коучинга в состоянии потока по всему миру.
1. The Flow Research Collective
The Flow Research Collective был основан писателем, педагогом и экспертом по потокам Стивом Котлером и предлагает «обучение на основе нейронауки, которое поможет вам достичь большего, за меньшее время и с большей легкостью» (Flow Research). Коллектив, без даты, пункт 1).
Их обучение предназначено для деловых людей, лидеров и работников умственного труда, чтобы помочь им улучшить свою работу, понимая и инициируя поток. В коучинговой программе участвуют многие известные и успешные выпускники.
Подробнее о них можно прочитать на их сайте.
2. Академия коучинга Flowcode
Программы коучинга Flowcode разделены на пять основных академий: спортивная, корпоративная, коучинговая, дидактическая (для учителей) и групповой фитнес.
Академия коучинга Flowcode, основанная спортивным психологом доктором Риком Сессингхаусом, обучает тренеров и отдельных лиц достигать максимальной производительности, используя новейшие нейробиологические исследования в области изменения поведения. Они предлагают бесплатное семидневное введение в метод Flowcode, чтобы познакомить вас с принципами потока.
Узнайте больше об их программах на их веб-сайте.
3. Центр Flow
Центр Flow предлагает индивидуальное обучение, а также обучение организациям. Вы также можете тренироваться с ними, чтобы стать флоу-коучем.
У них есть представители в Австралии, Великобритании и Нидерландах. Особое внимание они уделяют обучению элитных спортсменов и бизнесменов по всему миру. Все их тренеры имеют опыт работы в спорте, а некоторые — как в спортивном коучинге, так и в бизнесе.
Вы можете узнать больше об их программах и услугах здесь.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
На сайте PositivePsychology.com есть другие бесплатные ресурсы о потоке и состоянии потока, в том числе следующие статьи:
Кроме того, вы можете послушать подкаст Positivesychology.com о бытии без усилий.
Кроме того, у нас есть два рабочих листа, доступных при подписке на Инструментарий позитивной психологии©.
Изучение переживаний потока
Это инструмент для осознания моментов переживания состояния потока. Рабочий лист описывает ключевые параметры состояния потока и предлагает вашему клиенту рассмотреть любой опыт, который у него был в прошлом, когда он испытал состояние потока. Затем вы исследуете конкретные условия, которые вызвали поток, прежде чем планировать опыт потока с помощью следующего инструмента.
Создание опыта потока
Этот инструмент для домашнего задания поможет вам разработать опыт потока с вашим коучинговым или терапевтическим клиентом, который привлечет больше потока в их жизнь, чтобы улучшить их благополучие и улучшить их качество жизни.
Сначала (возможно, с помощью инструмента, описанного выше) попросите вашего клиента назвать любые действия, которые он испытал с элементами потока, такие как полное погружение, потеря счета времени, потеря самосознания и высокая мотивация продолжать активность. Затем попросите их определить три основных опыта потока и спроектировать один из них, учитывая его осуществимость, а также условия и навыки, необходимые для участия и запуска потока.
Регулярные переживания потока приводят к большему чувству удовлетворения и повышают способность клиента чаще испытывать поток.
17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Состояние потока очень востребовано теми, кто хочет оптимизировать свою деятельность в различных сферах, включая спорт, исполнительское искусство и бизнес.
Он также может поразить нас в неожиданных случаях, когда мы полностью погружаемся в приятную деятельность в настоящий момент, не заботясь о времени.
Тем не менее, в нашей культуре 21-го века с цифровыми связями, сильно отвлекающейся, переобучение нашего ума, чтобы сосредоточиться в среде, свободной от отвлекающих факторов, требует сознательных усилий. Надеюсь, вы согласитесь с тем, что чувство удовлетворения, возникающее в состоянии потока, означает, что стоит внести необходимые изменения, чтобы использовать этот оптимальный человеческий опыт.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Бонайуто, М., Мао, Ю., Робертс, С., Псалти, А. , Ариччио, С., Гануччи Канчельери, У., и Чиксентмихайи, М. (2016). Оптимальный опыт и личностный рост: поток и консолидация идентичности места. Границы психологии, 7 .
- Брейер, Дж., и Бенте, Г. (2010). Почему ты такой серьезный? О соотношении серьезных игр и обучения. Журнал культуры компьютерных игр, 4 (1), 7–24.
- Бакли, П., и Дойл, Э. (2016). Геймификация и мотивация учащихся. Интерактивные учебные среды , 24 (6), 1162–1175.
- Берт, Э. Л., и Аткинсон, Дж. (2012). Связь между квилтингом и благополучием. Журнал общественного здравоохранения, 34 (1), 54–59.
- Чен, Дж. (2007). Течь в играх (и во всем остальном). Связь АКМ, 50 (4), 31–34.
- Кирико, А., Серино, С., Чипрессо, П., Гаджоли, А. и Рива, Г. (2015). Когда музыка «течет». Состояние и черты музыкального исполнения, композиции и прослушивания: систематический обзор. Границы психологии, 6 .
- Чой, Д. Х., Ким, Дж., и Ким, С.Х. (2007). Обучение ERP с электронной системой обучения на базе Интернета: перспектива теории потоков. Международный журнал человеко-компьютерных исследований, 65 (3), 223–243.
- Чиксентмихайи, М. (1990). Психология оптимального опыта . Харпер и Роу.
- Чиксентмихайи, М. (1993). Развивающееся я . Харпер и Роу.
- Чиксентмихайи, М., и Чиксентмихайи, И. (1988). Оптимальный опыт: Психологические исследования потока сознания . Издательство Кембриджского университета.
- Коллектив исследований потока. (н.д.). Обучение . Получено 3 апреля 2023 г. с https://www.flowresearchcollective.com/training/.
- Фриц, Б.С., и Авсек, А. (2007). Опыт потока и субъективное благополучие студентов-музыкантов. Горизонты психологии, 1 6(2), 5-17.
- Го, З., Сяо, Л., Ван Торн, К., Лай, Ю., и Сео, К. (2016). Содействие намерению онлайн-учащихся продолжать обучение: интегрированная структура потока. Информация и управление, 53 (2), 279–295
- Ханин Ю.Л. (2000). Эмоции в спорте . Кинетика человека.
- Ханус, доктор медицины, и Фокс, Дж. (2015). Оценка эффектов геймификации в классе: продольное исследование внутренней мотивации, социального сравнения, удовлетворенности, усилий и успеваемости. Компьютеры и образование , 80 , 152–161.
- Карагеоргис, К.И. и Прист, Д.Л. (2012). Музыка в области упражнений: обзор и синтез (часть I). Международный обзор психологии спорта и физических упражнений, 5 (1), 44–66.
- Хошнуд, С., Альварес-Игарсабаль, Ф., и Виттманн, М. (2020). Периферийно-физиологические и нейронные корреляты переживания потока во время видеоигр: всесторонний обзор. Мозговое познание сверстников и умственные способности Здоровье , 18 (8).
- Класен М., Вебер Р., Кирхер Т. Т., Матиак К. А. и Матиак К. (2012). Нейронный вклад в поток опыта во время игры в видеоигры. Социальная когнитивная и аффективная неврология, 7 (4), 485–495.
- Котлер, С. (2021). Искусство невозможного: учебник по максимальной эффективности . Харпер Волна.
- Лоептиен, Т., и Лейпольд, Б. (2022). Поток в музыкальном исполнении и прослушивании музыки: различия в интенсивности, предикторы и взаимосвязь между потоком и субъективным благополучием. Психология музыки, 50 (1), 111–126.
- Миллс, MJ, и Fullagar, CJ (2008). Мотивация и поток: к пониманию динамики отношений в архитектуре студентов. Журнал психологии, 142 (5), 533–556.
- Михельс, Л. (2015). Взаимосвязь между целями достижения и психологическим потоком. Журнал студенческих исследований , 174–190.
- Монета, Великобритания (2010). Об измерении и концептуализации потока. В Ф. Энгезер (ред.), Успехи в исследованиях потоков (стр. 23–50). Спрингер.
- Накамура, Дж., и Чиксентмихайи, М. (2005). Понятие потока. В CR Snyder & SJ Lopez (Eds.), справочник по позитивной психологии (стр. 89–105). Издательство Оксфордского университета.
- Накамура, Дж., и Чиксентмихайи, М. (2009). Теория потока и исследования. В CR Snyder & SJ Lopez (Eds.), Оксфордский справочник по позитивной психологии (2-е изд., стр. 195–206). Издательство Оксфордского университета.
- Нэш, Дж. (2021). Сфокусированный поток: модель успешного письма . Книги Акаши.
- Пейн, Б.Р., Джексон, Дж.Дж., Нох, С.Р., и Стайн-Морроу, Э.А. (2011). В зоне: состояние потока и познание у пожилых людей. Психология и старение, 26 (3), 738–743.
- Пилке, Э. М. (2004). Опыт потока в использовании информационных технологий. International Journal of Human-Computer Studies , 61 (3), 347–357.
- Равенди, Д., Ин, Ю., Арифин, Ю., и Розалин, К. (2017). Дизайн и разработка игры для изучения китайского языка с использованием геймификации и мнемонического метода. Компьютерные науки Procedia , 116 , 61–67
- Рутрехт, Х., Виттманн, М., Хошнуд, С., и Игарсабал, Ф. А. (2021). Время ускоряется в состояниях потока: исследование виртуальной реальности с видеоигрой Thumper. Время и восприятие времени, 9 (4), 353–376.
- Синнамон, С., Моран, А., и О’Коннелл, М. (2012). Поток среди музыкантов: измерение пикового опыта студентов-исполнителей. Журнал исследований в области музыкального образования, 60 (1), 6–25.
- ван Пассел, П., и Эггинк, В. (2013). Изучение влияния уверенности в себе на наброски продукта. В Э. Богемия, В. Ион, А. Ковачевич, Дж. Лоулор, М. МакГрат, К. МакМахон, Б. Паркинсон, Г. Рейли, М. Ринг, Р. Симпсон и Д. Торми (ред.), 15-я Международная конференция по инженерному и дизайнерскому образованию: Дизайнерское образование – развитие нашего будущего (стр. 70–75).
- Уилкокс, К., и Стивен, А. Т. (2013). Близкие друзья — враги? Онлайн социальные сети, самооценка и самоконтроль.