«Экологическое воспитание и формирование экологической культуры» Харченко Н.В.
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные, щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу пронизанная особым светом, тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотое поле пшеницы в знойный летний день. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.
Дошкольный возраст – это ответственный период, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития.
«Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь» — писал В.А. Сухомлинский.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.
Красота и многообразие природы в любое время года сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие явления как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему улетают птицы на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег.
На занятиях, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Это создает благоприятные условия для логического мышления.
Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагог К.Д. Ушинский видел в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств. С его именем тесно связано становление такого традиционного направления, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создало хорошую базу для перехода к экологическому образованию дошкольников.
В своих воспоминаниях К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано развили у Ушинского любовь к родной природе. «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего внимания».
К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума. В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении он знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Уже это первоначальное ознакомление с окружающим не проходит как описание изолированных предметов и явлений.
Многие очерки и рассказы К.Д. Ушинского могут быть использованы в экологическом воспитании дошкольников и в современном мире. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе. В рассказе «Утренние лучи» по-доброму раскрывается роль солнечной энергии в жизни различных животных и человека. В произведении «Проказы старухи-зимы» показано, как животные и человек приспосабливаются к зиме. Все произведения, написанные К.Д.Ушинским, не только помогают детям понять логику природы, но и показывают взаимосвязь человека и природы. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.
Работая над темой «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру» я поставила перед собой цель: формировать у дошкольников экологическое сознание и бережное отношения к природе.
Свою работу начала с создания предметно – развивающей среды в группе. Был создан экологический уголок, в который входят: мини музей, мини лаборатория, экологическая библиотека, дидактические игры и упражнения. Большое значение в экологическом воспитании оказывают игры, изготовленные своими руками. Это такие игры как: «Солнышко», «Пищевые цепочки», «В поисках пищи», «В поисках дома», «Растения и их плоды». Данные игры имеют не только развивающую, но и познавательную основу, помогают в занимательной форме познакомить ребенка с миром животных и растений. Знакомя детей с правилами поведения в лесу, в парке, я стремилась добиваться понимания того, что в природе все взаимосвязано, что нарушение условий существования животных ведет к их гибели и исчезновению. Этому пример дидактическая игра «Экологические цепочки». Я показывала детям, что по отношению к природе, люди занимают позицию сильной стороны и поэтому они должны беречь ее и заботиться о ней.
Знакомя детей с природой родного края, использовала дидактические игры с природными материалами – фрукты и овощи, листья деревьев и кустарников, цветы. Это такие игры как: «Что где растет?», «От какого дерева листочек?», «Найди сходство и отличие», «Узнай по части».
Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья и кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений я проводила экскурсии и наблюдения по территории детского сада.
В экологическом воспитании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у них знания о природе, а так же дают возможность оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, листьями), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Словесные игры развивают у детей внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь – это такие игры как: «Летать, бегать, прыгать», «Что это за птица?» «В воздухе, в воде, на земле», «Что лишнее?».
Задача взрослого помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.
Экологическое воспитание детей. | Мел
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери
Сейчас слово «Экология» у всех на слуху: мы видим его в заголовках новостей, на упаковках косметики и продуктов. На этикетках многих товаров всё чаще стала появляться красивая маркетинговая приставка «эко». Не всегда этикетки говорят нам правду, к сожалению. Но именно благодаря всем этим внешним знакам, легко отследить настоящую тенденцию: люди нашего времени стали всерьез задумываться о бережном отношении к окружающей среде.
Так же закономерно перед современными родителями встает вопрос об экологическом воспитании детей. Зачем оно нужно? И как его проводить?
Впервые термин «Экология» предложил Эрнст Геккель в 1866 г. Уже тогда людям было известно, что при изменении внешней среды — меняются системы сосуществования организмов разных видов. Всё на Земле связано между собой невидимыми нитями. Экологическое воспитание — формирование у ребенка осознанного, бережного отношения к природе.
Зачем нужно экологическое воспитание?
Во-первых, это развивает ответственность. Ребенок учится с любовью и уважением относиться к природе, потому что осознает, что сам является неотъемлемой частью мира. А это значит, что любое его действие несет за собой последствия: плохие или хорошие в том числе и для него самого, и для всех, кого он знает.
Во-вторых, это — важная часть формирования личности. Да-да, именно так. Умение культурно относиться к природе = умение культурно относиться ко всему! Что делать родителям? Очевидным будет ответ: показывать все на собственном примере.
Забота об экологии должна быть включена в список базовых ценностей семьи, потому что именно здесь малыш учится взаимодействовать с миром.
ДЛЯ НОВИЧКОВ:
1. Попробуйте правило разумного потребления (это отлично отразится не только на природе, но и на ваших финансах).Например, не стоит покупать больше продуктов/игрушек/вещей, чем вам действительно нужно. Используйте воду и электричество только в те моменты, когда они необходимы (не оставляйте свет включенным, а краны с водой — открытыми).
2. Вместе смотрите познавательные видео, интересные мультики, читайте книги про природу. Чем больше малыш узнает про природу — тем больше любви и интереса к ней будет возникать! Кстати, на занятиях окружающим миром, мы всегда рассказываем детям что-то увлекательное, чтобы максимально вовлечь их в процесс обучения, развить любознательность.
3. Во время прогулок, разговаривайте о природе, размышляйте вслух, просите ребенка высказывать свое мнение в ответ. Так вы научите его придерживаться собственной точки зрения и не бояться высказывать свое мнение. Всегда обращайте внимание, что мусор нужно выбрасывать исключительно в специальных местах, а если таких нет — лучше отложить фантики в карман, пока не попадется урна.
ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ:
1. Сортируйте мусор и передавайте его в специальные места переработки. Не обязательно начинать сортировать сразу все отходы, можно начать с малого. Например, сначала откладывать только пластиковую тару и упаковки типа тетра-пак. Потом добавить стеклянные и металлические отходы.
2. Лучше отказаться от покупки полиэтиленовых пакетов: к сожалению, именно их почти невозможно переработать. Зато можно обзавестись модными многоразовыми сумками: с ними в магазин ходить даже приятнее!
Кстати, многоразовые мешки для фруктов — тоже отличная альтернатива одноразовому пластику.
3. Дарите вещам и игрушкам вторую жизнь: передавайте старые вещи в хорошем состоянии в специальные организации для нуждающихся или перепродавайте их. Если вещи не подлежат дальнейшему использованию: придумайте, как эффективно использовать материал или сдать на переработку. Например, из старой кофты можно вместе с детьми сшить красивую декоративную подушку, а из множества старых футболок — лоскутное одеяло.
Отличная тренировка креативности!
Самая важная часть экологического воспитания — осознать, что это не просто требование моды, а настоящая необходимость! Для того, чтобы ваши внуки и правнуки счастливо жили на чистой планете, действовать нужно уже сейчас и начинать надо со своей семьи.
Мы верим, что вместе мы справимся!
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка
Зоопарки и аквариумы готовы оказать большое влияние на фронт окружающей среды образования , и особенно в отношении грамотности в области изменения климата.
Из National Geographic
Сначала дети проводили время в классах, изучая экологию образование , а затем приобретали базовые навыки на свежем воздухе во время гребли на каноэ, походов и рыбалки в городских парках.
Из NOLA. com
Когда ее спрашивают о ее планах на будущее, она размышляет об улучшении экология образование в колледжах по всему миру.
С грани
К ним относятся очистка рек, лесовосстановление, охрана окружающей среды образование и адаптация к изменению климата.
Из журнала Slate
До сих пор усилия по охране окружающей среды по образованию были большими плантаторами на среднем дворе.
От CNN
Команды сосредоточены на борьбе с лесными пожарами, восстановлении троп, экологическом образовании и искоренении инвазивных видов.
Из быстрой компании
Они человеческого развития, на открытом воздухе/
От Голоса Америки
Фермы ориентированы на сообщества и служат витриной для экологического образования и устойчивого и здорового производства продуктов питания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это поддерживает необходимость запрограммировать последовательность экологических образовательных событий.
Из Кембриджского корпуса английского языка
С одной стороны, этот вывод может обескураживать, поскольку он предполагает, что экологические образовательные программы просто «проповедуют обращенным».
Из Кембриджского корпуса английского языка
Окружающая среда образование для взрослых и наших детей в школе может принести нам пользу».
Из Кембриджского корпуса английского языка
В нем также представлено обоснование тематического исследования как формы образовательного исследования при оценке экологических образование .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Окружающая среда образование должно основываться на положительных представлениях, которые уже существуют у людей, и работать над смягчением негативных представлений везде, где это возможно.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это говорит о том, что экологическое образование будет играть ключевую роль в поощрении фермеров к внедрению агролесоводства на своих фермах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эта статья обеспечивает дальнейшее понимание процесса межпоколенческого влияния в
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Экологическая осведомленность
Что такое экологическая осведомленность?
Чтобы определить экологическое сознание, мы должны сначала понять экологическое движение.
Защита окружающей среды — это идеология, которая призывает людей уважать, защищать и сохранять мир природы от антропогенных (вызванных человеком) бедствий и нести ответственность за это.
Экологическая осведомленность — неотъемлемая часть успеха движения. Распространяя информацию о том, что физическая среда хрупка и незаменима, мы можем начать устранять проблемы, которые ей угрожают.
Как продвигать экологическую осведомленность
Прежде чем вы сможете начать пропагандировать экологическую осведомленность в своем сообществе, вы должны сначала убедиться, что у вас есть полное понимание экологических проблем. Будьте в курсе экологических новостей, читайте книги и другие материалы и узнавайте о проблемах, затрагивающих ваше сообщество. Гораздо легче говорить с другими об окружающей среде, если вы уже нашли время для самообразования.
Доступны многочисленные ресурсы для повышения экологической осведомленности и образования: групповое обучение (в классе или за его пределами), информационные и вдохновляющие семинары, онлайн-курсы, книги, статьи, видео и брошюры. Это лишь некоторые из инструментов, которые помогут вам начать работу по повышению осведомленности об окружающей среде.
Хорошим способом действий, обеспечивающим ваше постоянное участие, является выбор экологической проблемы, которая кажется вам наиболее актуальной. Количество экологических проблем кажется безграничным, и, хотя все они важны, легко запутаться. Попробуйте выбрать одну проблему, чтобы сосредоточиться на ней за раз. Вы скоро увидите, что все экологические проблемы переплетаются между собой, и найдете свою нишу интересов.
Примеры экологических проблем
Вот несколько примеров проблем, влияющих на окружающую среду сегодня:
- Бурение нефтяных скважин — Эта проблема вызывает значительный ущерб окружающей среде. Наша зависимость от ископаемого топлива — это глобальная зависимость, которая затрагивает все аспекты мира. Разливы нефти и морское бурение отравляют морскую жизнь, бурение нефтяных скважин (на суше) удушает Землю, а сжигание ископаемого топлива способствует увеличению содержания CO₂ в атмосфере, что, в свою очередь, вызывает глобальное потепление и закисление океана. Это многогранный вопрос, и это хороший повод для участия, потому что он охватывает такой широкий спектр вопросов.
- Вырубка лесов — Миллионы акров леса вырубаются для промышленных целей, таких как крупномасштабное сельское хозяйство, добыча нефти и производство бумажных изделий. Обезлесение приводит к исчезновению дикой природы и биоразнообразия, поскольку потеря среды обитания угрожает существованию многих видов. Международный союз охраны природы (МСОП) имеет Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения, с актуальной информацией.
- Производство пластмассовых изделий — В настоящее время наше общество создает большое количество отходов, и большая часть этих отходов состоит из пластика. Эти отходы попадают по всему миру как в землю, так и в воду. Проблема не только в пластиковых отходах, но и в том, что производство пластика зависит от сжигания ископаемого топлива. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в 2010 г.
Поделитесь своими знаниями
После того, как вы выбрали проблему и узнали себя, вовлеките свое сообщество, семью и друзей в разговор о срочности и важности проблемы.
Вовлекая свое сообщество в обсуждение, вы не только повышаете осведомленность об окружающей среде, но также можете найти возможности для участия в общественных проектах или других связанных делах.
Сделайте мир лучше
Если вы хорошо разбираетесь в экологических проблемах, вы можете использовать эти знания для запуска полезных проектов в вашем доме и/или в вашем районе.
Вот несколько примеров проектов и инициатив, в которых вы могли бы принять участие:
- Вместо того, чтобы ездить на работу или в школу на машине, пользуйтесь автобусом, ездите на машине, ходите пешком или катайтесь на велосипеде, чтобы сократить выбросы парниковых газов. По данным Агентства по охране окружающей среды, на транспортировку приходится 33% общего содержания CO₂ в атмосфере.
- Рассмотрите возможность инвестирования в соответствующие технологии, такие как чистая энергия (солнечная или ветровая), если не для вашего дома, то, возможно, для общественного центра. Это поддерживает переход к чистой и возобновляемой энергии.
- Покупайте многоразовые товары, такие как стеклянные бутылки, многоразовые пакеты и многоразовые чашки. Не покупайте одноразовые товары, такие как бумажные полотенца, пластиковые бутылки и пластиковые пакеты.
- Запустите программу компостирования и переработки в сообществах, где их нет. Это поможет сократить производство отходов.
- Поддерживайте местные предприятия и фермеров и покупайте органические продукты питания без пестицидов, когда это возможно. Или начните свой собственный общественный сад.
Выбрав дело и запустив личный или общественный проект, поделитесь им со всем миром! Привлеките к этому своих коллег, соседей, друзей, семью или даже местное правительство.