Определение экологическое воспитание: Экологическое воспитание | это… Что такое Экологическое воспитание?

«Экологическое воспитание и формирование экологической культуры» Харченко Н.В.

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные, щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу пронизанная особым светом, тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотое поле пшеницы в знойный летний день. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.

Дошкольный возраст – это ответственный период, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития.

«Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь» —  писал В.А. Сухомлинский.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшее чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

Красота и многообразие природы в любое время года сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.       Наблюдая такие явления как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют,  почему улетают птицы на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег.

На занятиях, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Это создает благоприятные условия для логического мышления.

Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагог К.Д. Ушинский  видел в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств. С его именем  тесно связано становление такого традиционного направления, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создало хорошую базу для перехода к экологическому образованию дошкольников.

В своих воспоминаниях К.Д. Ушинский рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное месторасположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт рано развили у Ушинского любовь к родной природе. «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего внимания».

К.Д. Ушинский отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума. В первой книге «Родного слова», предназначенной для чтения при первоначальном обучении он  знакомит детей с предметами и явлениями быта, труда, с растениями и животными, неживой природой. Уже это первоначальное ознакомление с окружающим не проходит как описание изолированных предметов и явлений.

Многие  очерки  и рассказы  К.Д. Ушинского могут быть использованы в экологическом воспитании дошкольников и в современном мире. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе. В рассказе «Утренние лучи» по-доброму раскрывается роль солнечной энергии в жизни различных животных и человека. В произведении   «Проказы старухи-зимы» показано, как животные и человек приспосабливаются к зиме. Все произведения, написанные  К.Д.Ушинским, не только помогают детям понять логику природы, но и показывают взаимосвязь человека и природы. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

Работая над темой «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру» я поставила перед собой цель: формировать у дошкольников экологическое сознание и бережное отношения к природе.

Свою работу начала с создания предметно – развивающей среды в группе. Был создан экологический уголок, в который входят: мини музей, мини лаборатория, экологическая библиотека, дидактические игры и упражнения. Большое значение в экологическом воспитании оказывают игры,  изготовленные своими руками. Это такие игры как: «Солнышко», «Пищевые цепочки», «В поисках пищи», «В поисках дома», «Растения и их плоды». Данные игры имеют не только развивающую, но и познавательную основу, помогают в занимательной форме познакомить ребенка с миром животных и растений. Знакомя детей с правилами поведения в лесу, в парке, я стремилась добиваться понимания того, что в природе все взаимосвязано, что нарушение условий существования животных ведет к их гибели и исчезновению. Этому пример дидактическая игра «Экологические цепочки». Я показывала  детям, что по отношению к природе, люди занимают позицию сильной стороны и поэтому они должны беречь ее и заботиться о ней.

Знакомя детей с природой родного края, использовала дидактические игры с природными материалами – фрукты и овощи, листья деревьев и кустарников, цветы. Это такие игры как: «Что где растет?», «От какого дерева листочек?», «Найди сходство и отличие», «Узнай по части».

Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья и кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений я проводила экскурсии и наблюдения по территории детского сада.

В экологическом воспитании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у них знания о природе, а так же дают возможность оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, листьями), сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Словесные игры развивают у детей внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь – это такие игры как: «Летать, бегать, прыгать», «Что это за птица?» «В воздухе, в воде, на земле», «Что лишнее?».

Задача взрослого помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.

Экологическое воспитание детей. | Мел

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

Антуан де Сент-Экзюпери

Сейчас слово «Экология» у всех на слуху: мы видим его в заголовках новостей, на упаковках косметики и продуктов. На этикетках многих товаров всё чаще стала появляться красивая маркетинговая приставка «эко». Не всегда этикетки говорят нам правду, к сожалению. Но именно благодаря всем этим внешним знакам, легко отследить настоящую тенденцию: люди нашего времени стали всерьез задумываться о бережном отношении к окружающей среде.

Так же закономерно перед современными родителями встает вопрос об экологическом воспитании детей. Зачем оно нужно? И как его проводить?

Впервые термин «Экология» предложил Эрнст Геккель в 1866 г. Уже тогда людям было известно, что при изменении внешней среды — меняются системы сосуществования организмов разных видов. Всё на Земле связано между собой невидимыми нитями. Экологическое воспитание — формирование у ребенка осознанного, бережного отношения к природе.

Зачем нужно экологическое воспитание?

Во-первых, это развивает ответственность. Ребенок учится с любовью и уважением относиться к природе, потому что осознает, что сам является неотъемлемой частью мира. А это значит, что любое его действие несет за собой последствия: плохие или хорошие в том числе и для него самого, и для всех, кого он знает.

Во-вторых, это — важная часть формирования личности. Да-да, именно так. Умение культурно относиться к природе = умение культурно относиться ко всему! Что делать родителям? Очевидным будет ответ: показывать все на собственном примере.

Забота об экологии должна быть включена в список базовых ценностей семьи, потому что именно здесь малыш учится взаимодействовать с миром.

ДЛЯ НОВИЧКОВ:

1. Попробуйте правило разумного потребления (это отлично отразится не только на природе, но и на ваших финансах).Например, не стоит покупать больше продуктов/игрушек/вещей, чем вам действительно нужно. Используйте воду и электричество только в те моменты, когда они необходимы (не оставляйте свет включенным, а краны с водой — открытыми).

2. Вместе смотрите познавательные видео, интересные мультики, читайте книги про природу. Чем больше малыш узнает про природу — тем больше любви и интереса к ней будет возникать! Кстати, на занятиях окружающим миром, мы всегда рассказываем детям что-то увлекательное, чтобы максимально вовлечь их в процесс обучения, развить любознательность.

3. Во время прогулок, разговаривайте о природе, размышляйте вслух, просите ребенка высказывать свое мнение в ответ. Так вы научите его придерживаться собственной точки зрения и не бояться высказывать свое мнение. Всегда обращайте внимание, что мусор нужно выбрасывать исключительно в специальных местах, а если таких нет — лучше отложить фантики в карман, пока не попадется урна.

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ:

1. Сортируйте мусор и передавайте его в специальные места переработки. Не обязательно начинать сортировать сразу все отходы, можно начать с малого. Например, сначала откладывать только пластиковую тару и упаковки типа тетра-пак. Потом добавить стеклянные и металлические отходы.

2. Лучше отказаться от покупки полиэтиленовых пакетов: к сожалению, именно их почти невозможно переработать. Зато можно обзавестись модными многоразовыми сумками: с ними в магазин ходить даже приятнее!

Кстати, многоразовые мешки для фруктов — тоже отличная альтернатива одноразовому пластику.

3. Дарите вещам и игрушкам вторую жизнь: передавайте старые вещи в хорошем состоянии в специальные организации для нуждающихся или перепродавайте их. Если вещи не подлежат дальнейшему использованию: придумайте, как эффективно использовать материал или сдать на переработку. Например, из старой кофты можно вместе с детьми сшить красивую декоративную подушку, а из множества старых футболок — лоскутное одеяло.

Отличная тренировка креативности!

Самая важная часть экологического воспитания — осознать, что это не просто требование моды, а настоящая необходимость! Для того, чтобы ваши внуки и правнуки счастливо жили на чистой планете, действовать нужно уже сейчас и начинать надо со своей семьи.

Мы верим, что вместе мы справимся!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Зоопарки и аквариумы готовы оказать большое влияние на фронт окружающей среды образования , и особенно в отношении грамотности в области изменения климата.

Из National Geographic