Определение эксперимент в психологии: Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

Содержание

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2.1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной

[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др. ). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи

R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.  Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    
Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты.
    Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Психологический эксперимент — Психологос

Фильм «Неприкасаемые»

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие. Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

Экспериментальная психология Определение и значение

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

Сохрани это слово!

Показывает уровень сложности слова.


сущ.

раздел психологии, занимающийся изучением эмоциональной и психической деятельности человека и других животных с помощью экспериментальных методов.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение экспериментальной психологии

Впервые записано в 1875–1880 гг.

Слова рядом с экспериментальной психологией

экспериментальный, экспериментальное состояние, экспериментальная группа, экспериментирование, экспериментирование, экспериментальная психология, экспериментальный театр, экспериментирование, эффект экспериментатора, экспериментальная станция, эксперт

Dictionary.com Полный текст Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Как использовать экспериментальную психологию в предложении

  • Хотя экспериментальная психология зародилась в Германии в 1879 году, печально известное исследование Уотсона предвещало беспорядочный, противоречивый подход к « наука о нас», которая разыгрывалась в течение последних 100 лет.

    На протяжении века психология боролась за то, чтобы понять разум|Брюс Бауэр|11 августа 2021 г.|Новости науки

  • Существование эффекта с тех пор стало одним из самых надежных открытий во всей экспериментальной психологии.

    Зубрежка может помочь на экзаменах на следующий день. Но для долговременной памяти работает интервал между занятиями.|Санджай Сарма, Люк Йокинто|30 ноября 2020 г.|Washington Post

  • «Психологии БДСМ не хватает в других формальных тренировочных режимах и взаимодействиях», — добавила Стелла. .

    Подземелья и генитальные зажимы: Внутри легендарного БДСМ-замка|Иэн Фриш|20 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Посол Ширли Темпл Блэк объяснила это «психологией чешского народа, не склонной к риску».

    Как Гавел вдохновил Бархатную революцию|Майкл Зантовский|6 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Он сочетает в себе приемы пикапа, предположительно вдохновленные эволюционной психологией, с лженаукой самопомощи.

    Тайный мир пикапа Жюльена Блана|Бренди Задрожный|1 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Курс, который Джексон читал в VMI, «Естественная и экспериментальная философия», был невероятно сложным.

    Стоунволл Джексон, самый обеспокоенный профессор VMI | С. К. Гвинн|29 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Я делал экспериментальные рекламные ролики в экспериментальном отделе киностудии Film X, которая снимала рекламные ролики для рекламных агентств.

    Отступник: Роберт Дауни-старший о своих классических фильмах, битве сына с наркотиками и Билле Косби|Марлоу Стерн|26 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Несколько американцев, как нам сообщили, галантно предложили себя для экспериментальных целей.

    Удар, или Лондонский Шаривари, Том 158, 28 апреля 1920 г.|Разное

  • Это единственная известная мне книга, которая глубоко исследует развращающую, деморализующую психологию тюремной жизни.

    Тюремные мемуары анархиста|Александр Беркман

  • Ни у меня, ни у моего спутника не хватило бы смелости отправиться в ней в ее экспериментальную поездку.

    Кругосветное путешествие женщины|Ида Пфайффер

  • Работа этого отдела носит экспериментальный и исследовательский характер с целью улучшения сельского хозяйства во всех его отраслях.

    Филиппинские острова|Джон Форман

  • Он был сторонником экспериментальных, а не теоретических систем медицины, и рано принял практику вакцинации.

    Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл

Британский словарь определений для экспериментальной психологии

экспериментальная психология


существительное

научное исследование индивидуального поведения человека и других животных, особенно восприятия, обучения, памяти, двигательных навыков и мышления

Collins English Dictionary — Полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Экспериментальная психология | Encyclopedia.com

Научное исследование основных поведенческих процессов, включая ощущения, эмоции и мотивацию, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, обучение, решение проблем и язык.

Психологи-экспериментаторы работают над тем, чтобы понять основные причины поведения, изучая людей и животных. Животных изучают в лабораториях и за их пределами по разным причинам. Исследователь может захотеть узнать больше о конкретном виде, изучить взаимосвязь разных видов, изучить эволюционное значение определенных моделей поведения или узнать больше о поведении человека.

Расцвет экспериментальной психологии пришелся на вторую половину девятнадцатого века благодаря работам таких деятелей, как Г. Т. Фехнер (1801-1887), чьи Элементы Психология (1860) считаются первым исследованием в этой области, и Вильгельм Вундт (1832-1920), который основал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Другие, в том числе Герман Эббингауз и Э.Б. Титченер (1867-1927) использовал лабораторные методы для исследования таких областей, как ощущение, память , время реакции и элементарные уровни обучения. В то время как контролируемые лабораторные исследования продолжают вносить большой вклад в область психологии, экспериментальные методы также использовались в таких различных областях, как развитие ребенка , клиническая диагностика и социальные проблемы. Таким образом, понятие экспериментирования больше не может быть ограничено лабораторией, и «экспериментальная психология» теперь определяется методом и видами исследуемых процессов, а не его обстановкой.

Эксперимент в любой обстановке проверяет гипотезу, предварительное объяснение наблюдаемого явления или предсказание исхода конкретного события, основанное на теоретических предположениях. Все эксперименты состоят из независимой переменной , которой манипулирует исследователь, и зависимой переменной , результат которой будет связан с независимой переменной. Например, в эксперименте по проверке вызывающих сон свойств гормона мелатонина введение гормона будет независимой переменной, и полученное количество sleep будет зависимой переменной.

Проще говоря, эффекты независимой переменной определяются путем сравнения двух групп, максимально похожих друг на друга, за исключением того, что только одна группа подвергалась воздействию тестируемой независимой переменной. Эта группа называется экспериментальной группой ; другая группа, которая обеспечивает базовый уровень для измерений , называется контрольной группой .

Хотя в идеале экспериментальная и контрольная группы должны быть максимально похожими, на практике большинство психологических исследований осложняется множеством факторов. Например, некоторые случайные переменные — различия как в самих испытуемых, так и в условиях тестирования — неизбежны и могут сорвать эксперимент. Кроме того, многие эксперименты включают более одной группы испытуемых, и установить настоящую контрольную группу невозможно. Один из способов решения этих проблем состоит в том, чтобы случайным образом распределять субъектов по группам, таким образом распределяя влияние неконтролируемых переменных как можно более равномерно.

Отношение испытуемых к экспериментальной ситуации — еще одно условие, которое может повлиять на результаты. Это явление лучше всего демонстрируется так называемым эффектом плацебо . Субъекты в экспериментах, которые проверяют медицинские и психологические методы лечения, часто показывают улучшение только потому, что они считают, что лечение было проведено. Таким образом, введение плацебо (предполагаемое лечение, которое на самом деле не содержит активного ингредиента) контрольной группе может открыть экспериментатору, было ли улучшение состояния испытуемых вызвано самим лечением или только верой испытуемых в то, что их состояние улучшится. Помехи могут возникать из-за дополнительной переменной, предвзятости экспериментатора, непреднамеренного влияния отношения экспериментатора, поведения или личных интересов на результаты эксперимента. Экспериментатор может, например, по-разному читать инструкции двум группам испытуемых или непреднамеренно давать одной группе немного больше или меньше времени для завершения эксперимента. Особенно мощным типом предвзятости экспериментатора является 9.0145 самоисполняющееся пророчество , тогда как ожидания исследователя влияют на результаты. В известном примере, когда лаборантам, работавшим с двумя группами случайно выбранных крыс, сказали, что одна группа умнее другой, они обращались с крысами таким образом, что якобы более «сообразительная» группа быстрее научилась преодолевать лабиринт. чем другая группа. Небольшие различия в том, как ассистенты обращались с «более умной» группой, привели к результатам, которых они были вынуждены ожидать.

В экспериментах с использованием плацебо систематическая ошибка экспериментатора может быть предотвращена с помощью двойного слепого плана, при котором не только испытуемые, но и лица, проводящие эксперимент, не знают, какая группа является контрольной и какие результаты ожидаются. В общем, экспериментаторы могут свести к минимуму предвзятость, если бдительно попытаются распознать ее, когда она появится, а также сопротивляться искушению намеренно повлиять на результат любого эксперимента. Результаты экспериментов обычно представляются в отчете или статье, которая следует стандартному формату введения, метода, результатов и заключения.

Экспериментальные исследования также могут проводиться посредством квазиэкспериментов, исследований, в которых отсутствует контроль настоящего эксперимента, поскольку одно или несколько его требований не могут быть выполнены, например, преднамеренное использование независимой переменной или случайное распределение испытуемых по разным группы. Например, исследования воздействия наркотиков на беременных женщин основаны на данных о женщинах, которые уже были беременны и либо принимали, либо не принимали наркотики. Таким образом, исследователь не может контролировать назначение испытуемых или выбор, который им предоставляется, но он или она все же может измерить различия между двумя популяциями и получить важные результаты. Эти результаты становятся достоверными, когда они основаны на данных, полученных от большого числа субъектов, и когда их результаты могут быть воспроизведены несколько раз. Такие исследования обеспечивают основу для исследований, которые в противном случае были бы невозможны.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts