Д. С. Лихачёв. Вокруг разговоров об интеллигентности
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.
Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Что такое интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет, нет и нет! Избавьте человека от всех его сведений, лишите его памяти, но если он при этом сохранит умение понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг произведений искусства, широкий круг чужих идей, если он сохранит навыки «умственной социальности», сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни, — вот это и будет интеллигентный и культурный человек.
Способность к приобретению знаний — это тоже интеллигентность.
А кроме того, интеллигент — это человек «особой складки»: терпимый, легкий в интеллектуальной сфере общения, не подверженный предрассудкам — в том числе шовинистического характера.
Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!»
Изучить десятый иностранный язык гораздо легче, чем третий, а третий легче, чем первый.
Способность приобретать знания и самый интерес к знаниям растут в каждом отдельном человеке в геометрической прогрессии. К сожалению, в обществе в целом общая образованность падает, и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность.
Нравственный климат в обществе определяется степенью его культуры.
Недостаток культуры в нашем обществе волнует меня больше всего. Никакие законы истории или издаваемые государством, никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, «культурный тонус» нашего общества.
Сейчас это особенно важно осознать, так как уровень культуры не просто низок — он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и «остаточный принцип» в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры — библиотеками (научными и «народными»), неправильная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне общего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого так называемого «застойного периода». Боязнь не только самостоятельной мысли, но вообще всякой самостоятельности привели к тому, что даже самое поведение людей сильно изменилось к худшему — к вызывающе неряшливому.
Не удивляйтесь сказанному: постараюсь объяснить, какое отношение не только к науке, экономике, политическому мышлению, но и общему поведению людей, даже к их облику имеет культура.
Не буду вдаваться в чрезвычайно сложные вопросы — что такое культура и интеллигентность. Остановлюсь на чем-то, представляющемся мне элементарно ясным.
Культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знании. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура — это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность.
В самом деле, чем больше человек знает, тем яснее он понимает недостаток своих знаний. Сама наука развивается не столько путем ответов на вопросы, сколько путем постановки все новых и новых тем, в основном возникающих в результате полученных наукой ответов, которые не столько объясняют для нас мир, сколько открывают в нем неизвестное. Часто повторяемый афоризм «я знаю, что я ничего не знаю» не является кокетливым самоуничижением. Это закон упорядоченного знания.
В науке XVIII века жила уверенность, что мир скоро будет объяснен до конца и все в нем станет понятным. Человечество стояло как будто бы на грани полного познания мира — во всех областях. Сейчас теоретики-физики знают, что мы очень далеки от подлинного объяснения мира. Это знание того, что мы очень мало осведомлены о вселенной, о строении материи, об экономике, об искусстве (в теоретическом отношении) и т.д., — свойственно сейчас всем наукам (кроме самых отсталых), всем ученым…
Отсюда особая осторожность подлинно знающих людей, осознающих зыбкость человеческих знаний, и — рядом с ними — чрезвычайная самоуверенность полузнаек. Самоуверенность и агрессивность, крайняя ненависть к осторожным культурным людям, которые представляются им просто нерешительными или даже умышленно сопротивляющимися.
Полузнайке кажется, что он знает все и прежде всего рецепты благополучия человечества, быстрый выход из временных затруднений. Полузнайке кажется, что ученый или просто культурный человек — плохой проводник его самоуверенной политики, но еще и живой укор его невежеству — укор крайне оскорбительный для полузнаек, уверенных в своем «всезнайстве».
Агрессивный полузнайка ищет панацей от всех общественных бед то в сплошной насильственной коллективизации, то в более элементарных вещах вроде «ветвистой пшеницы», свиноводства, кролиководства, массовых посевов кукурузы, плотин различного рода гигантских предприятий, в уверенности, что в природе все можно менять (это еще Салтыков-Щедрин заметил). Отсюда — естественный рост командно-административных методов управления. Отсюда же — грубость с подчиненными, нежелание менять раз принятое решение («лобная психика») малокультурных людей («полузнаек»). Отсюда же — существовавшее в свое время пристрастие полузнаек к «командирской» военной или полувоенной одежде, к военной и милицейской терминологии в языке. Некультурность видна во всем облике «полузнайки», в его поведении. Принципиальная агрессивность во всем: в мировоззрении, в отношении к гласности, в отношении к природе, к истории, к различным течениям в искусстве (особенно к тем, которые не сразу понятны и требуют от человека несвойственной полузнайкам восприимчивости)! Агрессивность идет рука об руку с уверенностью, что все инакомыслящие — враги, а если не враги, то принадлежат к народностям, искони не обладающим какими-то свойствами или обладающим только дурными. Отсюда же — уверенность, что все беды — от злых свойств каких-то народностей или от многовековых таинственных заговоров, тайных обществ…
Одним словом, полузнайка ведет себя так, как будто бы он находился в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, жаждущих на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на все, что покажется ему дорогой или тропинкой. А самое главное — цель для него оправдывает средства, ибо он верит только в им самим сконструированное будущее и для него не существует ни прошлого, ни уроков истории. Он движется на ощупь и вот-вот станет на четвереньки, чтобы душить и уничтожать любое препятствие: «ликвидировать», «пускать в расход». Он верит в «высшую меру», точнее в убийство, как в наиболее действенный способ борьбы с преступностью.
Итак, полузнайство, полуинтеллигентность воспитывает определенные, очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру — людям и природе, к истории, памятникам культуры и искусству. В наиболее кризисных ситуациях полуинтеллигентность создает таких людей, как Гитлер, Муссолини, Сталин и «иже с ними». Создает сообщество таких же полузнаек с психологией стадности, «вождизмом» (наиболее агрессивный из полузнаек легко становится вождем или, точнее, вожаком стаи). Полузнайство — опаснейшая социальная болезнь.
Но если полузнайство — болезнь, вызванная частичной незаполненностью мозговой деятельности, приводящей к самоотравлению, то, может быть, эту болезнь можно все же лечить? Это чрезвычайно трудно. Во-первых, никто из полуинтеллигентов или полузнаек не осознает себя таковыми. Они окружают себя людьми такого же невысокого интеллектуального уровня, среди которых чувствуют себя вполне сносно. Во-вторых, они обычно ведут борьбу за практическое использование знаний. Они покровительствуют техническим наукам и техническим профессиям, их «немедленной полезности», ибо в технике есть что-то понятное по результатам.
Но самое главное, тип полуинтеллигента со всеми «выходами» этого состояния в мироощущение и общественное поведение складывается, в основном, еще в юности. Огромное значение имеет семья и средняя школа, дополнительное — высшее образование. Последнее дает только окончательную шлифовку. Техническое образование дает совсем мало. Главное, формирующее человека, его нравственный мир и, в какой-то мере, отношение к окружающему, дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством.
Но дело не так безнадежно. Спасает высокий профессионализм в своей области, который может быть достигнут и в зрелом возрасте, и даже в старости. Осознанный профессионализм в какой-то одной области (технической, медицинской, педагогической и т. п.) заставляет человека не вмешиваться в то, чего он не знает в достаточной мере. Профессионализм учит, приучает. На примере своей хорошо освоенной профессии специалист понимает важность знаний в целом. Мне приходилось встречать вполне интеллигентных столяров, наборщиков, крестьян. В них была приобретенная их специальностью, хорошим знанием и владением своим ремеслом «мудрость». Мудрые старики — это в основном хорошие работники в прошлом. Мне иногда представляется, что можно составить список профессий, которые очень часто воспитывают с годами мудрое отношение к людям, природе и прошлому.
Итак, мы поговорили о бедах полуинтеллигентности, о бедах не их самих, полуинтеллигентов, но о бедах, сыплющихся от полуинтеллигентных людей на окружающих и окружающее. Поговорим об интеллигентности. Какими чертами отличается она, как сказывается на поведении интеллигентных людей и на человеческом обществе.
Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда — осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства». Отсюда — отсутствие самоуверенности в поведении и в манере себя держать. Отсюда уважение к опыту истории, к культуре вообще. И вместе с тем интеллигентный человек лишен комплекса неуверенности в себе. Это объясняется отсутствием боязни чужого мнения, чужих предложений и готовностью согласиться с мнением специалистов, людей так или иначе заинтересованных.
По существу, внешне неуверенный интеллигент гораздо увереннее в себе любого агрессивного полуинтеллигента. Когда полуинтеллигент категоричен, не способен изменить своего прежнего мнения, болезненно относится к своему престижу, груб с подчиненными, то это все признаки слабости, впрочем редко осознающиеся самими полуинтеллигентами.
Почему я все время говорю о роли гуманитарных наук и искусства в воспитании общей интеллигентности юношества? Здесь дело простое. Литература, живопись — вообще все искусства учат жизненному опыту. Они не только позволяют человеку прожить несколько жизней, пережив различные жизненные ситуации, возвышают чувства, которые могли бы остаться обыденными, ничем не примечательными: например, кончину друга, любовь и пр., но и заметить в обычном необычное, красоту простого явления, в иных случаях представляющегося скучным и серым. Они знакомят с «чужим» сознанием — другого человека, другого народа, другой страны, с красотой природы. Искусства воспитывают эстетически и этически. А кроме того, искусства развивают интуицию, которая очень важна во всех науках. Недаром великие ученые увлекались и увлекаются музыкой, сложными формами живописи, поэзией.
«Красота спасет мир!» На многие вопросы помогает ответить искусство. Причина проста: зло зовет к хаосу, и поэтому во все века и у всех народов оно изображается как безобразное, доброта зовет к гармонии и единению, и поэтому она — прекрасна.
Истина, добро и красота едины, человечество всегда объединяло три этих ипостаси одной сущности. Но литература и живопись еще и непосредственно проповедуют нравственность.
Искусства должны приучать видеть в мире добро и красоту — борющееся добро и борющуюся красоту.
Я за разные типы средних школ. Только тогда учащиеся будут гордиться своей школой, своими учителями. Надо возродить в учащихся гордость своими знаниями, своим умением в той или иной области. Нельзя отделять труд от учения. Учение, приготовление уроков, пребывание в классе — это и есть труд, труд упорядоченный, приучающий к аккуратности, к чувству долга за приготовление к занятиям.
Но я слишком много, кажется, говорю о средней школе… Это не случайно, ибо средняя школа, как и семья, в первую очередь воспитывает интеллигентность, А нельзя ли это восхождение к интеллигентности совершить как-либо побыстрее? Не будем обманываться — нельзя. Нельзя, но крайне необходимо. Интеллигентность должна быть свойством всего народа, всей страны. Интеллигентность в какой-то мере «заразительна», если она авторитетна. В нашей стране слишком долго (с 60-х годов XIX в. ) интеллигентность считалась чем-то чуть ли не позорным. Антиинтеллигентские настроения проникли даже в литературу (вспомните Вассисуалия Лоханкина у Ильфа и Петрова — образ интеллигента, подчеркнуто отрицательный).
Вспомните, в советской литературе так ли уж часто встречается персонаж — интеллигентный рабочий. А между тем не сразу, но в конечном счете интеллигентными должны стать и рабочие, и крестьяне, и все служащие от самых мелких до самых крупных, и все руководители предприятий, областей, министерств (что не всегда сейчас бывает). Для этого нужно, чтобы каждый осознал свою полную причастность к культуре, ощутил в себе достоинство человека, не лгал бы в «служебных целях» — для утверждения своего проекта, сметы, плана и т.д. Правдивость перед самим собой — это общественная позиция, на основе которой только и может укрепиться правдивость общественная, подлинная гласность, которую следует рассматривать не только как право получать информацию, но и как обязанность руководителей своевременно информировать о всем, что может представлять интерес для других.
Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»? — Обсуждай
Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»? — ОбсуждайВоланд
Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»? человек выражение
1777
205
6
Ответы
Константин Раду / Ра-Ду
Это только тот кто понял, что он не животное разумное, а Человек…*по словарю Даля Человеком можно назвать лишь того, кто смог победить в себе животные инстинкты. Кто этого не смог- это разумное животное…Слово Человек синоним слова Совесть. Они практически олицетворяют друг друга…*Примечание: Ходит в народе такая поговорка…»Есть много людей — мало Человеков»- Шекспир.
0
Воланд
Вы там справрчниками и словарями что ли обложились?)))
1
Константин Раду / Ра-Ду
примерь лучше это на себя. ..
1
Воланд
Я вас долго терпел тыкалка! Рекомендую взять для начала несколько уроков вежливости! А ваши песнопения,как род копирку я нашёл все а инете,так что не надо казаться умнее,чем вы есть на самом деле! И,главное,не надо считать других глупее себя!Глупец тот,кто других глупцами считает…знаете кто это сказал? Думаю,что нет…Аревуар навечно,Констанция …)))
1
Воланд
И ещё. .не лезли бы вы на российские сайты…без вас тут дерьма хватает…отделились и сидите у себя дома тихо и носики не высовывайте)))на своих сайтах…
1
Людмила Соколовская
Уверена, интеллигентность- врожденное качество. Бывает простой и не получивший высшего образования человек обладает непередаваемым благородством и интеллигентностью — тут все: деликатность, умение держаться, манеры говорить, врожденная обаятельность и еще много чего неуловимого, что поражаешься- ведь никто не учил. Все в генах
0
Воланд
Да
1
Вера Гладилина
Ведет себя так, как нравится окружающим, отвечает тогда , когда его спрашивают, не навязывается в друзья, действует по обстановке.Пришел в гости после работы, думает о том что нужно поесть, если развлечься, танцует и.т.д,Интеллигентность бывает вражденная, ее ни с чем не спутаешь и приобретенная, это мое мнение.
0
Галина Барабаш
Человек, обладающий высоким интеллектом. Обычно это люди имеющие большое число воплощений на Земле, за интеллект отвечает каузальное тело, в котором и хранится информация прошлых воплощений на Земле. У новичков, проходивших на Земле малое количество воплощений — другие задачи( это -просто выжить).
0
ЗН
Зияда Нурмаганбетова
Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).0
МГ
Марина Гончарова
ОБРАЗОВАННЫЙ! Но помимо образованности и общего повышенного культурного уровня, за ним предполагаются порядочность, честность (как интеллектуальная, так и бытовая), деликатность, воспитанность, вежливость, доброжелательность и т.д.
0
Воланд
Образование на интеллигентность не влияет здесь я не соглашусь
1
МГ
Марина Гончарова
1
Людмила Яковлевна Локшина
Это тот, кто никогда не выставляет напоказ свою эрудицию, никогда не выгораживает свои способности перед другими людьми: тактичность и этичность — его отличительные признаки в обществе
0
Счастье
Когда говорят про интеллигентного человеа, подразумевают, что он не злодей, не хам, не мошенник, не распущен в нравах. Он образован, начитан. У него общий повышенный культурный уровень…
0
Воланд
Продолжайте,Ваше высочество
1
Счастье
Порядочность!! Гуманность, честность, как интеллектуальная,так и бытовая!!!
1
Счастье
Деликатность,воспитанность,вежливость, доброжелательность. Вот черты интеллигентного человека? Мечта всех женщин..
1
Счастье
Хотя, посчитав отзывы уже сомневаюсь. Здесь немного путают. Просто между интеллигентов и интеллигенцией есть различие.. Небольшое.
1
Воланд
Какое же?
1
Людмила Бострикова
Сейчас дословно могу ошибиться Но у К Маркса есть определение «Интеллигентный человек-это то кто в той или иной ситуации поступает так или иначе А тот кто не может поступить иначе»
0
Сания Абдрашитова
Он может быть и без высшего образования и даже не обязательно одет с «иголочки», но общение с ним всегда приятно, потому что он не нагрубит и не станет «выражаться» для связки слов.
..0
Рита Абдулханова
Интеллигентный человек будет тактичен в своих вопросах и ответах,никогда не ответит хамством и грубостью подобным,не будет обсуждать и осуждать человека за его спиной…
0
Людмила Козырь
Интеллигентный человек -это состояние души, им может быть старушка в заброшенной деревушке с тремя классами образования, и может не быть профессор с двумя высшими
2
Воланд
Вот Людмила так и изрекла!)))
1
Muza
Это высококультурный человек, чаще всего хорошо образованный и воспитанный. Он умён, не высокомерен, терпелив и вежлив . С ним легко , просто и приятно общаться,
0
Владимир Демидовский
Еще никто не смог дать исчерпывающее определение. Даже те,кто считает себя интеллигентом. Ленин дал,на мой взгляд,наиболее точное — гнилая интеллигенция.
0
Владимир Киселёв
Образованный, воспитанный. Считается ботаном — но это ошибка. Вежливость воспринимают как слабость. Это, иногда, фатальная ошибка. Это мой опыт. Я вежлив.
0
НА
Нина Абрамова
Это прежде всего человек. который уважительно относится не только с теми. кто по статусу рядом. но и с простыми людьми. второе и далее все со знаком плюс
0
L = K (V P)
всесторонне развитый морально и духовно и выглядящий внешне прилично. ..как там у Чехова то было? «И душа и одежда и мысли…как там дальше»
0
Io
Ioan
Молодой человек попал в больницу с переломом ноги, вывихом ключицы, выбитой челюстью. Врач:
— В аварию попали?
— Нет… чихнул в шкафу…
0
Вероника Мерк
это человек осознающий свою потребность не нарушать границы другого, уважающий себя и принимающий других такими, какие они есть.
0
Анатолий Гусаров
Настоящий интеллигент способен объяснить наличие двух Л в этом слове и, даже наступив в темноте на кошку, назовёт её кошкой
0
Воланд
Да что вы!е мое
1
Следующая страница
умный человек — страница статьи Cambridge English Thesaurus
умный человек
Эти слова относятся к очень умному человеку.
Гений — это человек, обладающий очень высоким интеллектом или редкими природными способностями или навыками, особенно в определенной области, такой как наука или искусство.
Система, должно быть, была разработана математическим гением.
Вундеркинд — это человек с очень большими способностями, которые обычно проявляются, когда этот человек — маленький ребенок. Обычно используется фраза вундеркинд.
Он был чем-то вроде вундеркинда на фортепиано.
Ранние учителя называли ее вундеркиндом.
На неформальном английском можно описать умного человека как умник. Это слово часто используется в юмористическом ключе.
Яйцеголовые из Университета работали над этим годами.
Умный человек, который что-то планирует и воплощает в жизнь, может быть описан как мозг, стоящий за этой вещью.
Известный комик является автором нового ситкома.
Она мозг операции.
В неформальном английском языке wizz-kid — это очень умный и успешный молодой человек. Вы также можете использовать неофициальное слово whiz для описания человека, обладающего очень высоким уровнем навыков или знаний по определенному предмету. Это английское правописание в Великобритании; в американском английском они пишутся whiz-kid и whiz.
Великобритания Они наняли какого-то вундеркинда, чтобы возглавить фирму.
UK Вам не нужно быть компьютерным гением, чтобы использовать это программное обеспечение.
США Моя сестра — гений видеоигр.
На неофициальном британском английском языке вы можете назвать кого-то, показывая, что он умный, раздражающим образом, умный сабо или умный член. Эти две фразы используются неодобрительно.
Ладно, умники, если знаешь ответы на все вопросы, то сможешь.
Всегда найдется один умник, который знает лучше тебя.
Статьи по Теме
интеллектуальный
Кембриджский тезаурус английского языка © Cambridge University Press ПросмотрИсполнитель
аудитория
идея
увеличение
умный человек
злость
злой
приблизительный
примерно
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тестСлово дня
ориентироваться
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈnæv.ɪ.ɡeɪt/ НАСВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈnæv.ə.ɡeɪt/указать путь, по которому будет двигаться корабль, самолет и т. д., или найти направление поперек, вдоль или над акваторией или сушей, часто с помощью карты
Об этомБлог
Из одного дня в другой (Фразы со словом «день», часть 1)
Подробнее
5 Определение качеств высокоинтеллектуальных людей
5 Определение качеств высокоинтеллектуальных людей | Эпоха СознанияВ конечном счете, интеллект зависит не от того, сколько вы знаете, а от того, насколько вы готовы и способны адаптироваться к изменениям.
Опубликовано в·
Чтение: 6 мин.·
4 декабря 2020 г. Создано Katrell Faison and Jaleel & Nicoleбыли хорошие оценки в школе. Однако интеллект — это гораздо больше, чем перечисление фактов или ответы на математические и научные вопросы.
Автор Джалил и Николь
2,5 тыс. подписчиков
·Писатель дляЕще от Джалил и Николь и Age of Awareness
Джалил & Николь
в
8 Ранние признаки Вы и ваш партнер Очень совместимы, по мнению экспертов
Вот признаки того, что человек, с которым вы сейчас встречаетесь, подходит вам в долгосрочной перспективе.
· Чтение за 9 мин·2 декабря 2021 г.Хэл Вюрц
в
Пришло время перестроить наш образ мышления
За последние 50 с лишним лет популярность нового образа мышления растет. Сосредоточено на основных человеческих способностях — эмпатии…
9 минут чтения · 22 февраля 2021 г.
Zohvib
in
Я вел дневник каждый день в течение 90 дней. Вот чему я научился
Документирование мелких подробностей вашей повседневной жизни становится праздником того, кто вы есть.
4 минуты чтения·2 июня
Джалил и Николь
в